Закон СССР от 1 июля 1991 г. N 2278-I «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» (прекратил действие)

Закон СССР от 1 июля 1991 г. N 2278-I
«Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий»

Настоящий Закон фактически прекратил действие

См. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»

О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета СССР от 1 июля 1991 г. N 2279-I

Настоящий Закон определяет правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности в СССР.

Закон направлен на:

преодоление монополии государственной собственности;

обеспечение гражданам реальной возможности становиться собственниками средств и продуктов общественного производства на основе многообразия форм собственности;

создание условий для свободной предпринимательской деятельности, формирования эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.

Президент Союза Советских
Социалистических Республик

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон определяет правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности. Он направлен на преодоление монополии государственной собственности, предоставление гражданам возможности становиться собственниками средств и продуктов общественного производства, формирование рыночной экономики.

В документе дано определение понятиям «разгосударствление» и «приватизация» предприятий, определено законодательство, регулирующее правоотношения в данной области. Приводятся принципы, на основе которых осуществляется приватизация и разгосударствление, в частности, закрепляется преимущественное право трудового коллектива предприятия на выбор формы и определение порядка разгосударствления и приватизации.

К объектам разгосударствления и приватизации отнесены предприятия любых отраслей народного хозяйства, находящиеся в общесоюзной собственности, совместном ведении Союза ССР и республик, собственности республик, автономных и административно-территориальных образований.

Приобрести собственность в результате разгосударствления и приватизации предприятий вправе: члены трудового коллектива предприятия, другие граждане, юридические лица, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства.

Разгосударствление и приватизация осуществляются на основании утвержденных Советами народных депутатов программ. Фонд государственного имущества Союза ССР и соответствующие уполномоченные органы территориальных образований наделяются правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации. Передача предприятия в частную собственность осуществляется комиссией по разгосударствлению и приватизации.

Разгосударствление и приватизация предприятий может осуществляться в различных формах: путем преобразования в хозяйственное общество, товарищество или кооператив; приобретения принадлежащих государству акций (паев); выкупа государственного имущества, сданного в аренду; продажи предприятий по конкурсу или на аукционе. Законодательством республик могут предусматриваться и иные формы разгосударствления и приватизации.

Оценка стоимости имущества преобразуемого государственного предприятия осуществляется комиссией по разгосударствлению и приватизации. Также определяются источники средств для выкупа имущества предприятия.

Предусматриваются льготы и гарантии для работников в условиях разгосударствления и приватизации предприятий.

Закон СССР от 1 июля 1991 г. N 2278-I «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий»

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 августа 1991 г. N 32, ст. 904

Настоящий Закон фактически прекратил действие

См. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»

Закон о разгосударствлении и приватизации предприятий

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ОБ ОСНОВНЫХ НАЧАЛАХ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ

И ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Настоящий Закон определяет правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности в СССР.

Закон направлен на :

преодоление монополии государственной собственности;

обеспечение гражданам реальной возможности становиться собственниками средств и продуктов общественного производства на основе многообразия форм собственности;

создание условий для свободной предпринимательской деятельности, формирования эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия разгосударствления и приватизации предприятий

Под разгосударствлением в настоящем Законе понимается преобразование государственных предприятий в коллективные предприятия, акционерные общества, другие предприятия, не находящиеся в государственной собственности, а также в арендные предприятия.

Под приватизацией в настоящем Законе понимается приобретение в собственность граждан и созданных ими юридических лиц предприятий, находящихся в государственной собственности, и принадлежащих государству акций (паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ.

Статья 2. Законодательство о разгосударствлении и приватизации предприятий

1. Настоящий Закон устанавливает:

1) условия и порядок разгосударствления и приватизации находящихся в общесоюзной собственности предприятий, структурных единиц, подразделений и филиалов, объектов незавершенного строительства (далее именуемых предприятиями); при этом разгосударствление и приватизация предприятий, находящихся в совместном ведении Союза ССР и республик, осуществляются в соответствии с данным Законом и соглашениями между ними;

2) основные положения по организации разгосударствления и приватизации указанных объектов, находящихся в собственности республик, автономных и административно-территориальных образований.

2. Условия и порядок реализации юридическим лицам и гражданам принадлежащих государству акций (паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ определяются их учредительными документами в соответствии с настоящим Законом и другим законодательством Союза ССР и республик.

3. Условия и порядок передачи предприятий в аренду определяются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде и принятыми в соответствии с ними законодательными актами, а также настоящим Законом.

4. Условия, порядок и формы разгосударствления и приватизации объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, находящихся в собственности республик, автономных и административно-территориальных образований, регулируются законодательством республик.

5. Разгосударствление и приватизация жилищного фонда, объектов образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, памятников истории и культуры, а также объектов, не подпадающих под пункт 1 настоящей статьи, регулируются другим законодательством Союза ССР и республик.

Статья 3. Принципы разгосударствления и приватизации

Основными принципами разгосударствления и приватизации являются:

1) преимущественное право трудового коллектива предприятия на выбор формы и определение порядка разгосударствления и приватизации;

2) обеспечение социальной защищенности всех граждан в условиях разгосударствления и приватизации;

3) сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении и приватизации;

4) равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации в соответствии с законодательством Союза ССР и республик;

5) гласность, государственный и общественный контроль за организацией и реализацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;

6) соблюдение антимонопольных требований.

Статья 4. Объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации

Разгосударствлению и приватизации могут быть подвергнуты предприятия любых отраслей народного хозяйства, находящиеся в общесоюзной собственности, совместном ведении Союза ССР и республик, собственности республик, автономных и административно-территориальных образований.

Перечень предприятий, не подлежащих разгосударствлению и приватизации с учетом интересов обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды и здоровья населения, а также необходимости обеспечения монополии государства на отдельные виды деятельности, определяется соответственно Кабинетом Министров СССР (утверждается Верховным Советом СССР) или высшими органами власти и управления республик.

Статья 5. Субъекты, приобретающие собственность в результате разгосударствления и приватизации

При осуществлении разгосударствления и приватизации субъектами, приобретающими собственность, могут быть:

члены трудового коллектива предприятия;

иностранные юридические лица и граждане и лица без гражданства.

Статья 6. Права субъектов на приобретение имущества

1. Члены трудового коллектива государственного предприятия, включая пенсионеров, ранее проработавших на данном предприятии не менее 7 лет, а также лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, если законодательством республики не установлено иное, имеют преимущественное право на приобретение акций (паев) этого предприятия по сравнению с другими субъектами, а граждане и группы граждан СССР — по сравнению с юридическими лицами и иностранными покупателями.

Порядок приобретения акций (паев) пенсионерами, другими гражданами, не являющимися членами трудового коллектива данного государственного предприятия, определяется уставом преобразованного предприятия.

2. Если имущество предприятия приобретается гражданами, не являющимися членами данного трудового коллектива, законодательством Союза ССР и республик могут устанавливаться суммарные квоты на покупку приватизируемого имущества, а также временное запрещение права на перепродажу и другое отчуждение имущества.

На суммы, превышающие установленную величину в расчете на одного гражданина, предъявляется декларация об источниках доходов.

3. В целях предотвращения чрезмерной концентрации капиталов и монополизации производства законодательством Союза ССР и республик могут устанавливаться суммарные квоты приобретения банками и другими юридическими лицами предприятий, акций (паев) и иного имущества.

4. В программах разгосударствления и приватизации предприятий Союза ССР и республик могут устанавливаться ограничения и суммарные квоты приобретения приватизируемого имущества как для отдельных иностранных инвесторов, так и для всего иностранного капитала.

Особенности участия иностранных юридических лиц и граждан в разгосударствлении и приватизации регулируются также законодательством об иностранных инвестиция х в СССР .

Статья 7. Орган, уполномоченный осуществлять разгосударствление и приватизацию

1. Разгосударствление и приватизацию государственных предприятий осуществляют Фонд государственного имущества Союза ССР и соответствующие уполномоченные органы республик, автономных и административно-территориальных образований (в дальнейшем именуемые фондами государственного имущества).

2. Фонд государственного имущества Союза ССР действует при Кабинете Министров СССР на основании утверждаемого Президентом СССР Положения о Фонде государственного имущества Союза ССР и подотчетен Президенту СССР и Верховному Совету СССР.

3. Фонд государственного имущества Союза ССР:

разрабатывает программы разгосударствления и приватизации предприятий и представляет их в установленном порядке в Верховный Совет СССР;

организует исполнение утвержденных программ;

создает комиссии по разгосударствлению и приватизации предприятий;

принимает решение о разгосударствлении и приватизации;

принимает в соответствии с законодательством решения о предоставлении льгот;

осуществляет методическое руководство и контроль за проведением разгосударствления и приватизации;

предъявляет в суде или арбитражном суде требования о признании недействительными противоречащих законодательству решений и сделок, связанных с разгосударствлением и приватизацией;

ежегодно представляет отчет о выполнении программы Верховному Совету СССР.

4. Фонд государственного имущества Союза ССР и соответствующие республиканские и местные органы могут формировать совместные программы разгосударствления и приватизации.

5. Фонд государственного имущества может создавать государственные холдинги, выполняющие функции учредителей акционерных обществ и держателей принадлежащих государству акций (паев) при преобразовании государственных предприятий, а также другие организации, необходимые для выполнения возложенных на него функций.

Раздел II. ФОРМЫ И ПОРЯДОК РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ

Статья 8. Государственные программы разгосударствления и приватизации предприятий

1. В целях проведения согласованной государственной политики разгосударствления и приватизации фонды государственного имущества разрабатывают и представляют на утверждение по сферам их компетенции программы разгосударствления и приватизации предприятий.

2. В программах определяются приоритеты, масштабы, возможные этапы, отраслевые, территориальные и другие особенности разгосударствления и приватизации, перечень предприятий, подлежащих первоочередному разгосударствлению и приватизации, виды и объемы предоставляемых льгот, мероприятия по осуществлению программ, распределение вырученных средств.

В программу включаются перечень предприятий, не подлежащих разгосударствлению и приватизации, а также перечень акционерных обществ, ранее созданных на базе союзных предприятий, функции держателей акций которых должны быть переданы Фонду государственного имущества Союза ССР или государственным холдингам в случае их создания.

3. Программы подвергаются антимонопольной экспертизе, рассматриваются и утверждаются соответствующими Советами народных депутатов.

Статья 9. Порядок принятия решений по разгосударствлению и приватизации предприятий

1. Инициатива в проведении разгосударствления или приватизации государственных предприятий может принадлежать:

трудовому коллективу предприятия, структурных единиц объединения, а также коллективам трудящихся филиалов и других структурных подразделений предприятия (решение принимается на общем собрании большинством голосов членов трудового коллектива тайным голосованием);

фондам государственного имущества, иным органам государственной власти и управления;

другим юридическим лицам и гражданам.

2. Решение о разгосударствлении или приватизации принимается фондом государственного имущества с учетом экономического положения предприятия и предложения трудового коллектива о форме и порядке разгосударствления или приватизации.

Если Фонд государственного имущества Союза ССР не согласен с предложением трудового коллектива о форме и порядке разгосударствления или приватизации предприятия, то спор разрешается Высшим арбитражным судом СССР.

3. Решение о проведении разгосударствления или приватизации по не включенным в соответствующую программу предприятиям принимается фондом государственного имущества в течение трех месяцев со дня внесения предложения с учетом антимонопольной экспертизы и в десятидневный срок в письменной форме доводится до инициаторов разгосударствления или приватизации и трудового коллектива, если иное не предусмотрено другим законодательством, с последующим внесением дополнений в программу.

4. Отказ в разгосударствлении или приватизации может последовать:

1) если предприятие входит в перечень не подлежащих разгосударствлению и приватизации предприятий;

2) если не учитываются особенности разгосударствления и приватизации, предусмотренные для данного вида предприятий;

3) если нарушены преимущественные права трудового коллектива;

4) если существуют другие основания для отказа, предусмотренные законодательными актами.

В случаях, предусмотренных подпунктами 2 — 4 настоящего пункта, фонд государственного имущества должен наряду с обоснованием отказа указать условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.

5. Акты фонда государственного имущества, нарушающие права членов трудового коллектива, а также других лиц на приобретение предприятия в собственность или получение его в аренду, могут быть признаны недействительными судом или арбитражным судом по заявлению лица, права которого нарушены.

Статья 10. Организация работы по разгосударствлению и приватизации

1. Согласно положению о комиссии по разгосударствлению и приватизации предприятий создаваемая для этих целей комиссия включает представителей фонда государственного имущества, администрации предприятия, трудового коллектива, профсоюзных организаций, финансового органа, банка, местных органов власти и других специалистов.

Персональный состав комиссии утверждается фондом государственного имущества и является постоянным на весь период разгосударствления и приватизации данного предприятия.

Комиссия может формировать группы экспертов, привлекать консультационные, аудиторские и другие организации с оплатой в соответствии с порядком, установленным фондом государственного имущества.

2. Комиссия с учетом мнения трудового коллектива разрабатывает план разгосударствления и приватизации предприятия, организует его реализацию.

3. Комиссия определяет состав имущественного комплекса, подлежащего разгосударствлению или приватизации; проводит инвентаризацию и оценку его производственных и непроизводственных фондов; анализирует финансовое и хозяйственное состояние предприятия, перспективы его развития; решает другие вопросы, в том числе с учетом требований антимонопольного законодательства; проводит разъяснительную работу в трудовом коллективе.

4. Комиссия совместно с администрацией предприятия готовит по установленной форме необходимую информацию о преобразуемом предприятии для субъектов, участвующих в разгосударствлении или приватизации, а также для общественности.

5. Фонд государственного имущества по предложению комиссии вправе принимать решение по отдельным объектам производственной и социальной инфраструктуры, находящимся на балансе предприятия. При этом может быть осуществлена :

продажа указанных объектов членам трудового коллектива, другим гражданам и юридическим лицам;

безвозмездная их передача в собственность членов трудового коллектива, других граждан и юридических лиц, приобретающих предприятие, с сохранением в необходимых случаях условий эксплуатации и финансирования объектов;

передача указанных объектов на баланс местных органов или других государственных предприятий.

Статья 11. Формы разгосударствления и приватизации

1. Разгосударствление и приватизация могут осуществляться в форме:

преобразования государственного предприятия в арендное предприятие, коллективное предприятие, акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество, либо кооператив;

приобретения гражданами или созданными ими юридическими лицами принадлежащих государству акций (паев) в акционерных обществах, других хозяйственных обществах или товариществах;

выкупа государственного имущества, сданного в аренду, арендным предприятием или другим арендатором, являющимся юридическим или физическим лицом;

продажи предприятий по конкурсу или на аукционе.

Законодательством республик могут предусматриваться и иные формы разгосударствления и приватизации.

Статья 12. Преобразование государственного предприятия в арендное предприятие и выкуп арендованного имущества

Преобразование государственного предприятия в арендное предприятие и выкуп арендованного имущества осуществляются в соответствии с законодательством Союза ССР и республик об аренде, а также условиями договора аренды, заключаемого с фондом государственного имущества или создаваемыми им организациями.

Статья 13. Преобразование государственного предприятия в коллективное предприятие

1. Государственное предприятие преобразуется в коллективное предприятие на основании заключенного с фондом государственного имущества договора о выкупе имущества государственного предприятия членами трудового коллектива. Выкуп осуществляется на условиях и в порядке, определяемых договором в соответствии с законодательством Союза ССР и республики.

2. Имущество, находящееся в собственности коллективного предприятия, делится на вклады (паи) всех работников в порядке, предусмотренном его уставом.

Статья 14. Преобразование государственного предприятия в акционерное общество

1. Порядок преобразования государственного предприятия в акционерное общество определяется законодательством Союза ССР и республик. В качестве учредителей акционерного общества при преобразовании предприятия, находящегося в общесоюзной собственности, выступают Фонд государственного имущества Союза ССР (при отсутствии иных учредителей — единолично) либо по его поручению государственные холдинги.

2. Учредители акционерного общества определяют порядок и условия распространения акций. В качестве держателей акций могут выступать:

члены трудового коллектива, советские и иностранные юридические и физические лица;

фонды государственного имущества, государственные холдинги и другие создаваемые фондами организации.

3. При преобразовании государственного предприятия в акционерное общество акции выпускаются на всю стоимость имущества предприятия, которая определяется комиссией.

Статья 15. Продажа государственного предприятия по конкурсу и на аукционе

1. Порядок продажи государственных предприятий по конкурсу и на аукционе устанавливается на основе соответствующих положений.

2. Для государственного предприятия, продаваемого на аукционе, первоначально назначаемой ценой является его оценочная стоимость, если иное не установлено законодательством республики.

3. В ходе разгосударствления и приватизации предприятий в качестве субъектов на конкурсах и аукционах наряду с другими юридическими лицами могут выступать фонды государственного имущества республик, автономных и административно-территориальных образований. В случае приобретения ими предприятий дальнейшая их приватизация осуществляется в соответствии с законодательством республики.

4. Работники фонда государственного имущества, члены комиссии и члены их семей не могут участвовать в конкурсах и аукционах по продаже предприятий, находящихся в государственной собственности, в качестве покупателей и использовать имеющуюся у них информацию в целях извлечения личной выгоды. Это положение распространяется на указанных лиц также в течение года после прекращения выполнения обязанностей должностными лицами.

Статья 16. Условия разгосударствления или приватизации, порядок оформления сделок

1. При разгосударствлении или приватизации соглашением между фондом государственного имущества и новым владельцем предприятия могут предусматриваться на согласованный период, но не более трех лет, следующие обязательства:

техническое переоснащение предприятия;

сохранение профиля предприятия, номенклатуры выпускаемой продукции и минимальных объемов ее производства;

поставка продукции определенным потребителям;

осуществление мероприятий по экологической безопасности и защите окружающей среды;

содержание объектов производственной и социальной инфраструктуры, сохранение условий их функционирования;

особенности социально-бытового обеспечения работников.

Нарушение принятых обязатель ств вл ечет предусмотренную договором ответственность сторон и может быть основанием для расторжения соглашения о разгосударствлении и приватизации по решению суда или арбитражного суда.

2. При преобразовании государственного предприятия в предприятие, основанное на других формах собственности, оно становится его правопреемником.

3. При выкупе в рассрочку предприятия, находящегося в общесоюзной собственности, право собственности переходит к новому владельцу после внесения первоначального выкупного взноса с обеспечением последующих платежей залогом имущества предприятия. До выплаты полной стоимости предприятия договором могут устанавливаться ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества.

Раздел III. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ

Статья 17. Оценка стоимости имущества предприятия

1. Оценку стоимости имущества преобразуемого государственного предприятия осуществляет комиссия по разгосударствлению и приватизации в порядке и на условиях, установленных законодательством.

2. Оценка стоимости имущества преобразуемого государственного предприятия производится исходя из наличия и фактического состояния имущества, устанавливаемых по результатам инвентаризации, реально складывающихся цен, а также других факторов, оказывающих влияние на оценочную стоимость.

В состав оцениваемого имущества включаются основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

При определении оценочной стоимости имущества учитываются: финансовое и экономическое состояние предприятия, его права на результаты интеллектуальной деятельности, спрос на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги), рентабельность производства, перспективы развития и изменения экономических показателей и другие факторы.

Статья 18. Источники сре дств дл я выкупа имущества предприятия

1. Имущество преобразуемого государственного предприятия может быть приобретено за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у граждан и юридических лиц собственных и заемных средств, включая специальные платежные средства, выпущенные для этих целей.

Ассигнования из бюджета не могут быть использованы трудовыми коллективами для выкупа приватизируемого имущества.

2. Члены трудового коллектива государственного предприятия, подлежащего разгосударствлению или приватизации, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников:

1) части чистой прибыли, переданной в их собственность;

2) амортизационных отчислений и выручки от реализации имущества, находящихся в их собственности;

3) кредитов банка и других заемных средств;

4) личных средств, включая специальные платежные средства;

5) иных средств, не являющихся государственной собственностью.

3. Источниками сре дств дл я выкупа имущества государственных предприятий могут служить средства иностранных инвесторов.

4. Соглашением между Союзом ССР и республиками могут устанавливаться порядок и условия использования на цели выкупа предприятий, находящихся в общесоюзной собственности и совместном ведении Союза ССР и республик, специальных платежных средств (сертификатов, купонов и других), выпускаемых республиками при осуществлении безвозмездной приватизации.

На сумму предъявленных гражданами республики специальных платежных сре дств дл я выкупа предприятий, находящихся в общесоюзной собственности и совместном ведении Союза ССР и республик, увеличивается государственный долг республики и соответственно уменьшается государственный внутренний долг Союза ССР.

5. Оплата стоимости преобразуемых предприятий может производиться единовременно или в рассрочку.

Размер первоначального взноса при продаже в рассрочку предприятия, находящегося в общесоюзной собственности, не может быть меньше 20 процентов его стоимости, а продолжительность рассрочки не должна превышать 10 лет.

Статья 19. Использование средств, поступающих от разгосударствления и приватизации

1. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации государственных предприятий, являются государственной собственностью.

2. Вырученные средства направляются в первую очередь на покрытие долгов приватизируемого предприятия, если при оценке его стоимость не уменьшена на величину имеющейся у предприятия задолженности.

3. Порядок и направления использования средств от разгосударствления и приватизации предприятий ежегодно определяются в программах в соответствии с законодательством Союза ССР и республик.

При этом использование средств от разгосударствления и приватизации увязывается с необходимостью погашения государственного долга, стабилизации экономики, осуществления социальной политики.

Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ

Статья 20. Льготы, предоставляемые при разгосударствлении и приватизации

1. При разгосударствлении и приватизации предприятий, находящихся в общесоюзной собственности или совместном ведении Союза ССР и республик, членам трудового коллектива, включая пенсионеров, ранее проработавших на данном предприятии не менее 7 лет, а также лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, могут предоставляться следующие льготы:

безвозмездная передача в собственность или пользование отдельных объектов производственной и социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия;

продажа акций и другого имущества в рассрочку;

продажа акций и другого имущества по льготным ценам.

При этом суммарный размер льгот с учетом полученных работниками специальных платежных средств не может превышать 30 процентов оценочной стоимости выкупаемого имущества предприятия.

2. В случае если новый собственник берет на себя обязательства, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, Фондом государственного имущества Союза ССР может предоставляться дополнительная скидка в размере до 10 процентов оценочной стоимости предприятия.

3. Имущество, степень износа которого превышает 70 процентов, может быть передано трудовому коллективу безвозмездно, что оформляется специальным решением.

4. Льготы, порядок и условия их применения в отношении предприятий, находящихся в собственности республик, автономных и административно-территориальных образований, регулируются законодательством республик.

Статья 21. Гарантии для работников в условиях разгосударствления и приватизации предприятий

1. Члены трудового коллектива, высвобождаемые с предприятия в связи с его разгосударствлением или приватизацией, имеют равное с другими работниками право на приобретение доли (пая) в имуществе предприятия.

2. Высвобождаемым работникам гарантируются права, предусмотренные действующим законодательством для работников при реорганизации предприятий.

Трудоустройство высвобождаемых работников и другие социальные гарантии обеспечиваются в соответствии с законодательством Союза ССР и республик о занятости.

Статья 22. Информация о разгосударствлении и приватизации

1. Программы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в общесоюзной собственности и совместном ведении Союза ССР и республик, после утверждения Верховным Советом СССР публикуются в печати в месячный срок.

2. В информации о разгосударствлении и приватизации предприятий, публикуемой фондом государственного имущества, указываются: местонахождение и основная специализация предприятия; размер и структура основных и оборотных фондов (средств); степень износа основных фондов; размеры дебиторской и кредиторской задолженности; рентабельность предприятия, удельный вес импортного оборудования в активной части основных фондов; годовой объем производства (годовой оборот), удельный вес продукции (оказываемых услуг), производимой на экспорт; численность работающих; перечень объектов социального и культурно-бытового назначения, находящихся на балансе предприятия; оценочная стоимость имущества; данные об экологическом состоянии предприятия и другая необходимая информация.

3. Информация о сделках по приобретению советскими и иностранными гражданами и юридическими лицами имущества предприятий, не выкупленного их трудовыми коллективами, подлежит учету, обобщению и контролю.

4. Информация о результатах разгосударствления и приватизации подлежит опубликованию в печати в двухмесячный срок.

Законодательная палата
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

О разгосударствлении и приватизации

Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы преобразования публичной собственности Республики Узбекистан в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.

Статья 1. Основные понятия

Разгосударствление — преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности.

Приватизация — приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ.

Статья 2. Законодательство Республики Узбекистан

о разгосударствлении и приватизации

1. Законодательство Республики Узбекистан о разгосударствлении и приватизации состоит из настоящего Закона и других законодательных актов Республики Узбекистан.

2. Порядок разгосударствления и приватизации предприятий и организаций, находящихся на территории Республики Каракалпакстан, регулируется также законодательными актами Республики Каракалпакстан.

3. Разгосударствление и приватизация собственности Республики Узбекистан, находящейся за пределами республики, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Статья 3. Основные принципы разгосударствления и приватизации

Основными принципами разгосударствления и приватизации являются:

определение форм разгосударствления и приватизации с учетом интересов трудового коллектива;

сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении и приватизации;

равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации;

обеспечение социальной защищенности всех граждан в условиях разгосударствления и приватизации;

гласность, государственный и общественный контроль за реализацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;

соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Статья 4. Объекты разгосударствления и приватизации

1. Разгосударствлению и приватизации подлежат (полностью или частично) объекты публичной собственности Республики Узбекистан.

2. Не подлежат разгосударствлению и приватизации следующие объекты государственной собственности:

1) земля (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), ее недра, внутренние воды, воздушный бассейн, растительный и животный мир в пределах территории Республики Узбекистан;

2) объекты культурного наследия, включая государственные фонды, в том числе книжные, кино-, фото- и фонодокументы, архивы и фонды научно-исследовательских учреждений, музеи и музейные ценности, а также охраняемые природные территории;

3) средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, валютного резерва, государственных целевых фондов, Центрального банка Республики Узбекистан, а также золотой запас Республики Узбекистан;

4) государственные организации по обслуживанию денежного обращения, предприятия и организации, обеспечивающие производство ценных бумаг, орденов, медалей и знаков почтовой оплаты;

5) предприятия, учреждения и военно-техническое имущество (до промышленной утилизации, а также не подлежащее промышленной утилизации) Вооруженных Сил, Службы национальной безопасности и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан;

6) предприятия и объекты, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, разработку, производство и реализацию рентгеновского оборудования, приборов и оборудования с использованием источников ионизирующего излучения;

7) предприятия и объекты, осуществляющие добычу, производство,
транспортировку, переработку радиоактивных элементов, захоронение
радиоактивных отходов, реализацию урана и других делящихся материалов, а также изделий из них;

8) предприятия, осуществляющие разработку, производство, ремонт и реализацию вооружения и боеприпасов, защитных средств, военной техники, запасных частей, комплектующих элементов и приборов к ним, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также специальных материалов и оборудования для их производства;

9) предприятия и организации, осуществляющие производство, ремонт и реализацию охотничьего и спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов, а также холодного оружия (кроме ножей сувенирных национальных видов);

10) предприятия по производству сильнодействующих ядов, наркотических и ядовитых веществ, а также осуществляющие посев, возделывание и переработку культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

11) государственные резервы Республики Узбекистан. Объекты и имущество гражданской защиты и мобилизационного назначения;

12) специализированные предприятия и организации, осуществляющие строительно-монтажные работы, эксплуатацию и ремонт объектов (установка оборудования, систем и аппаратуры) атомной энергетики и объектов стратегического назначения;

13) специализированные предприятия, осуществляющие транспортировку взрывоопасных и ядовитых веществ;

14) автомобильные дороги общего пользования;

15) санитарно-эпидемиологические станции. Бюро судебно-медицинских экспертиз. Службы контроля за состоянием окружающей среды и охраны природы;

16) лечебно-производственные мастерские, предприятия учреждений по исполнению наказаний;

17) предприятия специального назначения (Республиканский узел специальной связи, Войсковая часть № 15361, Центр электромагнитной совместимости);

3. Разгосударствление и приватизация следующих объектов государственной собственности осуществляются по постановлению Президента Республики Узбекистан (за исключением случаев, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона):

1) предприятия с балансовой стоимостью основных фондов (на 1 января 2005 года) более одного миллиарда сумов;

2) предприятия по добыче и переработке драгоценных, редкоземельных металлов, драгоценных камней;

3) предприятия и организации базовых отраслей промышленности:
топливно-энергетического, горнодобывающего, машиностроительного и хлопкоперерабатывающего комплексов. Предприятия и организации по добыче нефти, газа и угля, бурению скважин. Магистральные нефте- и газопроводы, нефтепродуктопроводы, электро- и теплопроизводящие станции и районные котельные, системно-образующие электрические сети. Автозаправочные и газонаполнительные станции;

4) предприятия химии (производство гербицидов, минеральных удобрений, синтетических волокон, ядовитых химикатов для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и прочие);

5) предприятия фармацевтической промышленности и промышленности медико-биологических препаратов;

6) предприятия электрической связи, телевизионные, радиоприемные и радиопередающие центры и их инженерные сооружения;

7) предприятия и объекты, осуществляющие разработку, производство, ремонт и реализацию ракетно-космических комплексов, систем связи и средств управления ими;

8) полиграфические предприятия и издательства;

9) информационные и телеграфные агентства;

10) предприятия и организации, осуществляющие производство, ремонт, реализацию и эксплуатацию шифровальной техники;

11) предприятия и организации стандартизации и метрологии;

12) предприятия и организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию объектов повышенного риска и потенциально опасных производств (за исключением указанных в подпункте 12 пункта 2 настоящей статьи), изготовление для них оборудования, систем контроля и противоаварийной защиты;

13) предприятия и организации, осуществляющие проектирование, ремонт, монтаж, наладку средств противопожарной автоматики, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации;

14) предприятия и организации, осуществляющие проектирование, строительство, ремонт и эксплуатацию водохозяйственных и мелиоративных систем, аварийно-спасательные суда, суда технадзора гидротехнических сооружений;

15) объекты инженерной инфраструктуры: электро-, тепло-, газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного освещения, внешнего благоустройства районных центров и городов, а также предприятия, осуществляющие проектирование, строительство, эксплуатацию и обслуживание указанных объектов;

16) предприятия и организации, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов железнодорожным, воздушным и речным транспортом;

17) предприятия и организации, осуществляющие городские пассажирские перевозки. Автомобильные колонны войскового типа;

17) высшие, средние специальные и профессиональные учебные заведения министерств, государственных комитетов, ведомств, а также общеобразовательные учреждения;

18) организации Академии наук Республики Узбекистан, Узбекского научно-производственного центра сельского хозяйства. Государственные научные центры;

19) государственные племенные хозяйства и фермы, конные заводы, элитно-семеноводческие хозяйства, семенные и селекционные станции, государственные семенные инспекции и лаборатории по оценке технологического качества сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки;

20) предприятия почтовой связи;

22) предприятия и организации лесного хозяйства, геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы и их информационные центры;

23) полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, скотомогильники;

24) машиноиспытательные станции, элеваторы, холодильники, объекты складского хозяйства;

25) государственные санаторно-курортные хозяйства, расположенные за пределами Республики Узбекистан;

26) предприятия и объекты концертно-зрелищных учреждений, объекты кинофикации, а также библиотеки и читальные залы;

27) учреждения здравоохранения;

28) предприятия и учреждения ветеринарной службы, службы защиты растений;

29) дома и интернаты для инвалидов, престарелых и других категорий социально незащищенных граждан;

30) оздоровительные детские, подростковые и молодежные учреждения;

31) предприятия и организации по оказанию ритуальных услуг.

Статья 5. Субъекты, приобретающие собственность в процессе разгосударствления и приватизации

При осуществлении разгосударствления и приватизации субъектами, приобретающими публичную собственность, могут быть:

граждане Республики Узбекистан, других государств, лица без гражданства;

негосударственные юридические лица;

иностранные юридические лица и граждане.

Не могут приобретать объекты разгосударствления и приватизации, участвовать в конкурсах и аукционах в качестве покупателей, приобретать акции приватизируемых предприятий, за исключением открытых акционерных обществ, лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

Статья 6. Формы и условия разгосударствления и приватизации

1. Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан могут осуществляться в формах:

преобразования государственного предприятия в хозяйственное товарищество или общество;

продажи государственного имущества негосударственным юридическим и физическим лицам по конкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.

2. Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан проводятся с соблюдением следующих условий:

физические и юридические лица других государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции в соответствии с порядком, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом.

Статья 7. Порядок принятия решения по разгосударствлению

1. Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности Республики Узбекистан наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления.

Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной собственности наделяются местные органы власти и управления.

Органы, наделенные правом принимать указанные решения, именуются в дальнейшем «распорядителями объектов публичной собственности».

Разделение публичной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

2. Право выступать с инициативой проведения разгосударствления и приватизации предприятия имеют граждане, негосударственные юридические лица Республики Узбекистан и юридические лица других государств, трудовой коллектив, распорядитель объектов публичной собственности.

Заявка подается распорядителю объектов публичной собственности в порядке, установленном законодательством.

3. Решение о проведении разгосударствления, приватизации или об отказе в них принимается распорядителем объектов публичной собственности в течение десяти дней с момента поступления заявки и в письменной форме доводится до заявителя и трудового коллектива разгосударствляемого или приватизируемого предприятия.

4. Решение о преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество принимается Госкомимуществом Республики Узбекистан или его территориальным органом.

5. Отказ в разгосударствлении или приватизации может последовать в случаях:

если предприятие входит в перечень не подлежащих разгосударствлению и приватизации предприятий;

если не учитываются особенности разгосударствления и приватизации, предусмотренные для данного вида предприятий.

Распорядитель объектов публичной собственности наряду с обоснованием отказа должен указать условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.

Статья 8. Подготовка предприятия к разгосударствлению

1. Подготовка предприятия к разгосударствлению и приватизации включает определение состава имущества, подлежащего разгосударствлению и приватизации, инвентаризацию его производственных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, решение других вопросов, в том числе с учетом требований антимонопольного законодательства.

2. После принятия решения о разгосударствлении или приватизации предприятия-распорядители объектов публичной собственности создают комиссии, которые организуют всю необходимую работу. В состав комиссии включаются представители распорядителей объектов публичной собственности, администрации, трудового коллектива предприятия, общественных организаций, финансового органа, банка, местного Совета народных депутатов, другие специалисты.

Комиссия по разгосударствлению может формировать группы экспертов по отдельным направлениям работы, привлекать консультативные, аудиторские и другие организации с оплатой за счет средств разгосударствляемого или приватизируемого предприятия.

Комиссия совместно с администрацией предприятия готовит по установленной форме необходимую информацию о разгосударствляемом или приватизируемом предприятии для субъектов, участвующих в разгосударствлении или приватизации, а также для общественности.

При преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество руководитель предприятия создает рабочую комиссию для подготовки документов по разгосударствлению и приватизации. Комиссия в месячный срок разрабатывает и представляет распорядителю объекта публичной собственности необходимые документы. Перечень необходимых документов устанавливается Кабинетом Министров.

3. Комиссия разрабатывает и представляет на утверждение распорядителю объектов публичной собственности план мероприятий по разгосударствлению или приватизации предприятия, который включает:

сроки проведения разгосударствления или приватизации;

проект реорганизации предприятия, предусматривающий сохранение в случае необходимости существующего порядка и условий использования объектов производственной и социальной инфраструктур;

рекомендуемую форму и сроки расчетов;

возможность предоставления льгот, в том числе безвозмездную передачу части разгосударствляемого или приватизируемого имущества, в порядке, установленном законодательством.

В план разгосударствления или приватизации могут быть включены и другие вопросы.

Статья 9. Цена продажи объекта разгосударствления

1. Цена продажи объекта разгосударствления и приватизации устанавливается распорядителем объектов публичной собственности. Она базируется на стоимости объекта на дату разгосударствления и приватизации и должна учитывать реально складывающиеся цены на момент разгосударствления и приватизации.

2. Первоначальная оценка стоимости объекта публичной собственности производится в порядке, установленном законодательством.

Статья 10. Выкуп арендованного имущества государственного предприятия

Арендатор с согласия распорядителя объектов публичной собственности может выкупить (полностью или частично) арендованное им имущество.

Статья 11 исключена.(13.12.02 г.)

Статья 12. Преобразование государственных предприятий

в хозяйственные общества и товарищества

1. Порядок преобразования государственного предприятия в хозяйственное общество или товарищество определяется законодательством Республики Узбекистан.

2. В качестве учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также держателей акций (долей, паев) могут выступать:

члены трудового коллектива, другие граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица Республики Узбекистан и других государств;

республиканские и местные органы государственного управления в лице Госкомимущества Республики Узбекистан или его территориальных органов.

Статья 13. Приобретение объекта публичной собственности

1. Объекты публичной собственности могут продаваться по конкурсу.

2. Условия, порядок и сроки проведения конкурса определяются конкурсной комиссией, назначаемой соответствующим распорядителем объектов публичной собственности.

Статья 14. Продажа объекта публичной собственности на аукционе

1. Решение о внесении на аукционную продажу предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, принимает распорядитель объектов публичной собственности.

2. Для проведения аукционной продажи объектов разгосударствления и приватизации распорядители объектов публичной собственности создают аукционные службы, действующие в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

3. Объект, который не приобретен покупателями, остается в республиканской или муниципальной собственности. В этих случаях распорядитель объекта собственности может принять решение о ликвидации предприятия с распродажей его имущества по частям.

Cтатья 15. Порядок оформления сделок

1. Распорядитель объектов публичной собственности при передаче имущества новому собственнику выдает ему ордер, удостоверяющий право собственности. Форма ордера, размер государственной пошлины и порядок ее уплаты устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

2. При выкупе государственных предприятий в рассрочку ордер, удостоверяющий право собственности, выдается после внесения первого выкупного взноса. До выплаты полной стоимости предприятия распорядителем объектов публичной собственности могут устанавливаться ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества без согласия распорядителя объектов публичной собственности.

Статья 16. Источники средств для разгосударствления

1. Источниками средств для приобретения имущества являются:

личные средства физических лиц, собственные средства негосударственных юридических лиц, кредиты, другие финансовые средства, приобретенные способами, не противоречащими законодательству Республики Узбекистан.

2. Члены трудового коллектива государственного предприятия, подлежащего разгосударствлению и приватизации, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников:

части чистой прибыли, являющейся собственностью членов трудового коллектива;

амортизационных отчислений и выручки от реализации имущества, используемого на государственном предприятии и находящегося в собственности членов трудового коллектива;

кредитов банка и других заемных средств;

личных средств членов трудового коллектива;

иных средств, не являющихся собственностью государства.

3. В качестве источников приобретения государственного имущества не могут использоваться средства, выделенные из государственного бюджета.

Статья 17. Использование средств, поступающих

от разгосударствления и приватизации

1. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации, являются публичной собственностью Республики Узбекистан и местных Советов народных депутатов.

2. Доходы от разгосударствления и приватизации накапливаются в специальных фондах разгосударствления и приватизации. Порядок образования и использования фондов разгосударствления и приватизации определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 18. Взаимные обязательства субъектов разгосударствления

1. При разгосударствлении и приватизации между распорядителем объектов публичной собственности и новым собственником может заключаться соглашение о взаимных обязательствах и условиях деятельности разгосударствляемого или приватизируемого объекта на определенный период, включая:

сохранение на определенный период профиля предприятия, объемов производства;

сохранение или изменение числа рабочих мест;

поставку продукции определенным потребителям;

осуществление мероприятий по улучшению условий труда работающих, экологической безопасности и защите окружающей среды;

содержание объектов социально-бытового назначения, сохранение условий их функционирования;

особенности социально-бытового обеспечения работников;

2. Условия соглашения определяются в период подготовки предприятия к разгосударствлению и приватизации и сообщаются субъектам разгосударствления и приватизации вместе с объявлением цены продажи.

Cтатья 19. Льготы и гарантии для работников

разгосударствляемых и приватизируемых предприятий

1. При разгосударствлении и приватизации государственных предприятий ветеранам труда, лицам, ушедшим на пенсию с данного предприятия, и членам трудового коллектива, проработавшим на нем не менее 10 лет, акции и другое имущество могут продаваться в рассрочку.

2. При выкупе имущества государственных предприятий члены трудового коллектива, созданные ими хозяйственные общества и товарищества при прочих равных условиях имеют приоритет по сравнению с другими гражданами и юридическими лицами, а граждане Республики Узбекистан — по сравнению с другими покупателями.

При выкупе имущества государственного предприятия его трудовым коллективом в цену продажи объекта не включается стоимость объектов социальной инфраструктуры и охраны окружающей среды, находящихся на балансе предприятия.

3. Преобразованным в результате разгосударствления и приватизации предприятиям могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

4. Членам трудовых коллективов разгосударствляемых и приватизируемых предприятий предоставляются следующие гарантии:

в период осуществления разгосударствления и приватизации администрация предприятия обязана соблюдать все положения заключенного ранее коллективного договора;

в течение шести месяцев с момента перехода права собственности к новому владельцу между ним и трудовым коллективом предприятия заключается новый коллективный договор.

5. Трудоустройство высвобождаемых работников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о труде и занятости.

Статья 20. Контроль за проведением разгосударствления

Распорядители объектов публичной собственности совместно с общественностью и с органами государственной власти и управления обеспечивают государственный и общественный контроль за процессами разгосударствления и приватизации, включая контроль за происхождением используемых при разгосударствлении и приватизации денежных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 21. Разрешение споров по вопросам, связанным

с разгосударствлением и приватизацией

Разрешение споров по вопросам, связанным с разгосударствлением и приватизацией, осуществляется в судебном порядке.