Политические права и свободы право на объединение

Политические права граждан Украины, наряду с гражданскими правами и свободами, являются приоритетными в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Политические права и свободы принадлежат гражданам Украине и выражают содержание правоотношений между лицом и государством. Соответственно, в научной и учебной литературе получил распространение термин»политические права и свободы граждан Украинни.

К политических прав и свобод человека и гражданина традиционно относят право на свободу объединения в политические партии и общественные организации (в 36), право граждан Украины участвовать в управлении и государств ними делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления (в 38), право граждан Украины собираются ваться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации (ст. 39), право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, орг. Ан местного самоуправления (в 40 40).

Политические права и свободы граждан Украины — это конституционно определена мера возможного политического поведения лица, прежде участия в непосредственном народовластии, осуществлении государственной власти и местно ого самоуправления, в которых лицо выступает прежде всего как гражданин Украины, участник общественно-властных относи.

Особенностью политических прав и свобод человека и гражданина является то, что, за исключением права на объединение в неполитические организации и права на индивидуальные и коллективные обращения, они принадлежат исключительно г гражданам Украины, которые достигли 18 лет и получили полной правосубъектности. В отличие от гражданских (личных) прав, которые по своей природе неотчуждаемы, политические права могут ограничиваться в идповидно закону в интересах национальной безопасности и общественного порядка, а также в отношении граждан Украины, признанных в судебном порядке недееспособными.

Еще одной особенностью политических прав и свобод граждан Украины является высокая степень их гарантированности не только на национальном, но и на международном уровне. Уровень гарантированности политических прав и свобод п постоянно подвергается мониторингу со стороны влиятельных международных организаций (ООН,. ЕС,. Совет. Европы,. ПАСЕ и др.) и свидетельствует об уровне демократии в Украинні.

К тому же само воплощение политических прав граждан Украины способствовало реализации национального государства, что подтвердили события, связанные с всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 г и. Оранжевой ю революцией 2004р.

Наиболее обобщенным и системообразующим относительно других политических прав и свобод является право граждан Украины принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно в избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления (в 38. Конституции Украины). По сути это право закрепляет гарантированную возможность для граждан Украины принимать участ ь в осуществлении непосредственного народовластия, государственной власти и местного самоуправленияня.

Следующим важным политическим правом граждан Украины право на свободу объединения в политические партии и общественные организации (в 36) для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения пол литических, экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, которые определены в ст 37. Конституции Украины и действующего законодательства Украиныни.

Особенно важным на сегодня является право граждан на участие в создании политических партий Украины. В связи с проведением политической (конституционно-правовой) реформы в Украине 2005-2009 годов, обозначим илася переходом к парламентско-президентской форме государственного правления и пропорциональной избирательной системы, политические партии и их блоки становятся главным, приоритетным субъектом конституционно-правовых отношений. Порядок их образования и деятельность регулируется. Законом Украины»О политических партиях»2001 рокку.

В отличие от права на создание и участие в деятельности политических партий, право учреждать общественные организации имеют не только граждане Украины, но и. Иностранцы и лица без гражданства, законно находятся на территории Украины. Это право также распространяется на общественные организации, отстаивающие профессиональные права людей — профсоюзи.

Впрочем. Конституция Украины в ст 37 определяет и основания для запрета деятельности политических партий и общественных организаций. К ним относятся программные цели или действия, направленные на ликвидацию незалежнос сти Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, нас ильства, на разжигание межгосударственной, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения. К тому. Основной. Закон запрещает образование военизированных формирований в стекла ди политических партий и общественных организаций. Также не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местно го самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных организациях и учреждениеовах.

Кроме выборов и референдумов, существуют и другие формы непосредственной реализации народного суверенитета-мирные собрания, митинги, походы, демонстрации и др.. События, связанные с. Оранжевой революцией, доказали эффективность этих форм прямого народовластия и их значительный политический потенциал. Важно и то, что собрания, митинги, походы, демонстрации, которые происходили в Украине в 2004 году, имели абсолютно легитимный х арактер и были предусмотрены действующей. Конституции Украинни.

Основной. Закон в ст 39 устанавливает право граждан Украины собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти и или органы местного самоуправления. Эти формы непосредственной демократии позволяют гражданам Украины свободно выражать свои взгляды, отстаивать свои политические убеждения и акцентировать внимание гром адськости на тех или иных политических проблемаах.

С целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей допускается ограничения реализации права на собрания, митинги, походы и демонстрации на основании решений суд.

Определенное в ст 40. Конституции Украины право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органов местного самоуправления и должностных и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок, или право на обращения (петиции) является средством обеспечения иных политических прав граждан и формой реализации права граждан Украины принимать участие в управлении государственными делами и формой общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления ування и их служебных и должностных лиц. Но право на обращение распространяется не только на граждан Украины, но и на иностранцев и лиц без гражданства, законно находящихся в Украине, и поэтому позволяет в иришуваты и другие важные общественные проблемы, кроме политических. Порядок реализации этого права определяется. Законом Украины»Об обращениях граждан»от 2 октября 19966 р.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Конституционное право Украины

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина » Политические права и свободы

Политические права и свободы — это права, которые принадлежат человеку как члену политического содружества, когда он выступает в первую очередь как гражданин государства.

Эти права и свободы связаны с участием в общественной жизни, в управлении государством. В Украине политические права принадлежат преимущественно гражданам, хотя некоторым из них (например, свобода объединяться в неполитические организации, право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства. Граждане, которые ассоциируются как народ, реализовывают власть, а гражданин как индивид принимает участие в реализации государственной власти. Относительно политических прав правосубъектность в полном объеме наступает с восемнадцати лет. Политические права могут реализовываться человеком и гражданином как индивидуально, так и коллективно. Например, только коллективным является право на собрания, митинги, объединения, в политические партии и общественные организации, которое единолично осуществить невозможно. Закреплены в Конституции Украины политические права и свободы удовлетворяют общепризнанным международным нормам, которые предусмотрены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и других международно-правовых актах.

К политическим правам и свободам принадлежат: право на свободу объединения в политические партии и общественные организации; право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, избирать и быть избранными к органам государственной власти и органов местного самоуправления; право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации; право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения (статьи 36-40 Конституции Украины).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Суверенитет Украинского народа — это важнейшая основа конституционного строя Украины. Практическую реализацию он получает через реализацию каждым гражданином своей воли в политической жизни страны. Наиболее обобщенным, таким, которое интегрирует все другие политические права и свободы, есть право граждан принимать участие в управлении государственными делами, которое раскрывается через совокупность права граждан принимать участие во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными к органам государственной власти и органов местного самоуправления, права свободного доступа, к государственной службе, службы в органах местного самоуправления, через деятельность народных депутатов Украины. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Право каждого гражданина принимать участие в управлении делами государства — важный признак демократизма государства. Это важный принцип взаимоотношений между государством и его гражданами. Текущее законодательство Украины о выборах, о всеукраинском и местных референдумах детально регламентирует эти права граждан.

Политические права и свободы право на объединение

Особенность политических прав и свобод прежде всего в том, что их носителями, субъектами являются только граждане Украины, а не все лица, проживающие на ее территории же время стоит отметить, что политического ские права и свободы имеют самостоятельное значение, и именно как они закреплены в. Конституции Украины и в различных международных документах.

Важной особенностью политических прав и свобод и то, что они в определенных случаях могут быть реализованы только благодаря участию конкретного гражданина, наделенного этими правами, свободами, в деятельности е идповидних объединений, политических партий, профсоюзных организаций, государственных структурах.

К политических прав и свобод относятся право на объединение в политические партии и политические организации (в 36), право участвовать в управлении государственными делами (в 38), право на мирные собрания и. Манифо фестации (в 39), право на обращение (в 40 40).

Право на объединение (ст. 36) позволяет гражданину активно участвовать в политической жизни общества

Право участвовать в управлении государственными делами (в 38) может осуществляться гражданами Украины как непосредственно, так и через представителей, которыми, например, являются депутаты представительных органов государственного ржавнои властейи.

Право на мирные собрания и манифестации (в 39) является важным демократическим достоянием и действенной мерой, благодаря которому граждане могут свободно обсуждать актуальные вопросы государственного и общественного развития ку, протестовать против любых ограничений демократии или тех или иных негативных проявлений в политике, против нарушения их прав тощо.

Право на обращение может осуществляться в различных формах, в индивидуальном или коллективном порядке. Адресатами этих обращений являются государственные органы различного уровня, органы местного самоуправления, должностные лиц бы этих органов. Важно, чтобы обращение граждан рассматривались соответственно по сути дела, в сроки, установленные действующим законодательством. Несоблюдение должностными лицами требований закона предоставляет гражданину право обращаться в суд относительно защиты. Осуществление права граждан на обращение регулируется. Законом Украины от 2 октября 1996″Об обращениях граждан громадян».

Экономические, социальные и культурные права. Конституция Украины закрепляет систему экономических, социальных и культурных прав. Нет нужды подчеркивать значении этих прав, их практической реализации. Ведь именно они должны гарантировать экономическую свободу человека, его развитие как свободной, обеспеченной в своих жизненных потребностей личностисті.

Система экономических, социальных и культурных прав, согласно. Конституции Украины, охватывает право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, тв ворчать деятельности (в 41), право на предпринимательскую деятельность (в 42), право на труд (ст. 43), право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов (в 44), право на отдых (ст. 45), право на социальную защиту (ст. 46), право на жилье (в 47), право на достаточный жизненный уровень (в 48), право на охрану здоровья (ст. 49), право на безопасную для жизни и здоровья аво, обусловлено обеспечением свободного согласия на брак, а также защитой материнства, отцовства, детства и семьи (ст. 51, 52), право на образование (в 53), право на свободу творческой деятельности (СТ 54ості (ст. 54).

Право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности (в 41) есть не что иное, как закрепление в. Конституции Украины принципа прива атнои собственности, которая является экономической основой гражданского общества, развития рыночных относин.

Право частной собственности регулируется и защищается различными отраслями украинские права ее статус характеризуется твердостью, основывается на силе закона. К тому же соответствующие изменения в положении собств ника могут быть осуществлены исключительно по решению судду.

Возможны исключения, ограничения права использования частной собственности связываются. Конституцией Украины с общественной необходимостью, а также со случаями, когда эта собственность наносит ущерб гражданам, сплошь ьство, ухудшает экологическую ситуацию тощ.

Указанные принципиальные положения статуса собственности распространяются и на интеллектуальную собственность

Право на предпринимательскую деятельность (в 42) связано с частной собственностью, которая составляет материальную основу предпринимательства. Под предпринимательством понимают деятельность, которая осуществляется ее субъектами на в собственный риск и направлена ??на получение ими прибыли. Государство обязано содействовать развитию предпринимательства, охранять права предпринимателей, не вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций, занимающих ся предпринимательствовом.

Государство может запретить предпринимательскую деятельность в некоторых сферах производства и торговли, например, в сфере изготовления оружия, наркотических средств и т.п.. Исключения из общих правил производства видов продукции реализуются путем предоставления субъектам предпринимательства специальных лицензийй.

Право на труд (ст. 43) обусловлено свободой трудовой деятельности человека, свободным выбором ею места и характера труда (трудовой специализации). Человек может заниматься любым видом трудовой деятельности, а а может и не принимать в ней участия, поскольку. Конституция запрещает использование принудительного трудаці.

Запрещение принудительного труда не распространяется на военную или альтернативную (невоенную) службу, работу, связанную с выполнением судебного приговора или необходимую при чрезвычайных условиях

Конституция и действующее законодательство охраняют от незаконного увольнения, несвоевременного получения вознаграждения за труд

Невыполнение указанных и других требований по организации работы, предусмотренных законом, предоставляет тем, кто работает, право на забастовку (ст. 44). Оно предусмотрено не только украинскому законодательству, но и международным ним пактом об экономических, социальных и культурных правах. При этом должны соблюдаться требования закона той страны, где проводится забастовка. Надо отметить, что право на забастовку не может иметь универсального характера, поскольку есть такие сферы общественной жизни, где остановка производства может привести к нежелательным последствиям, а в некоторых случаях — до катастротроф.

Право на отдых (ст. 45) также относится к основным правам человека. Положение, направленные на обеспечение каждому человеку, работает, этого права, закрепленные во. Всеобщей декларации прав человека и в. Международной ародному договоре об экономических, социальных и культурных правах. Законодательное же регулирование этого права распространяется на человека, который работает по трудовому договору (контракту). Именно она может требовать от пр ацедавця соблюдения требований закона о продолжительности рабочего дня, отдыха в выходные и праздничные дни. Все споры относительно осуществления права на отдых решаются в соответствии с установками. Кодекса законов о труд Украинраїни.

Право на социальную защиту (ст. 46) предусматривает широкий круг вопросов, которые государство различные общественные организации должны решать, чтобы гарантировать человеку цивилизованный уровень повседневной жизни. Особенно в это касается тех, кто а учитывая преклонный возраст, болезнь не может обеспечить себе надлежащих условий жизненнотя.

Важное значение для каждого человека имеет конституционное право на жилье (в 47). Основной формой реализации этого права, согласно. Конституции, является приобретение гражданином жилья по различным основаниям (построение, приобретение в собственность, аренда) время гражданам, нуждающимся в социальной защите, государственные и местные самоуправляющиеся органы предоставляют жилье бесплатно или за доступную для них плату. Принудительное избавь ления жилья возможно только на основании закона по решению судсуду.

В ст 48. Конституции Украины указано, что каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, предусматривает достаточное питание, одежду, жилье. Всего этого человек, все члены ее семьи по овинни достигать благодаря своей деятельности. Но через веские причины природными есть исключения из этого правила. В таких случаях помощь должны оказывать государство, другие структуры социального защитаисту.

Право на охрану здоровья (ст. 49) органически связано с правом на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду (ст. 50). Как первое, так и второе направленные на защиту наиболее драгоценных, что есть у человека, — его здоровья и самой жизниття.

Государство обеспечивает развитие сети и улучшение работы медико-лечебных учреждений, принимает меры по предупреждению заболеваний. Медицинское обслуживание в государственных и коммунальных учреждениях здраво оровья осуществляется бесплатно время для улучшения медицинского обслуживания населения государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственноститі.

Право на образование (в 53) является одним из основных социальных и культурных прав, которыми наделен гражданин Украины. Оно выражается в конституционном закреплении обязательности полного общего среднего осв ветви, существование разветвленной сети учреждений образования разного уровня, функционирующих на государственных и коммунальных началах. При этом надо отметить, что государство обеспечивает доступность и бесплатность доской ной, полного общего среднего и профессионально-технического образования. Что касается высшего образования, то ее бесплатное получение в государственных и коммунальных учебных заведениях осуществляется на конкурсной основе. Предусмотрено также предоставление государственных стипендий и различных льгот ученикам и студентаентам.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ» в других словарях:

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет об объединениях политического характера (партиях, политических движениях и т.п.). Известно тж. под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право… … Юридическая энциклопедия

Право на объединение — Серия статей Свобода Свобода по темам Собрания Ассоциации Экономика Интеллектуальная деятельность Liberty Движения Личная жизнь Философия Политика Прессы Религия и верования Слова и выражения Информации Совести Сознания … Википедия

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — разновидность основных политических прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность (право) граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. ЗО Конституции РФ. Понятие объединения граждан может использоваться применительно к различным формированиям граждан. В частности, существуют: общественные объединения: религиозные… … Энциклопедия юриста

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 30 Конституции РФ. Понятие объединение граждан довольно обширно по своему значению и может использоваться применительно к различным формированиям, создаваемым гражданами. В частности, объединения могут… … Энциклопедический словарь конституционного права

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет об объединениях политического характера (партиях, политических движениях и т.п.). Известно т.ж. под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право … Энциклопедический словарь экономики и права

право на объединение — одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет о партиях, политических движениях и т.п. Известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза (в рамках… … Большой юридический словарь

Право граждан на объединение — (англ. unification right of citizens) одно из важнейших гражданских прав, гарантированных Конституцией РФ* (ст. 30). В РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности … Энциклопедия права

Право социального обеспечения — Содержание 1 Предмет права социального обеспечения … Википедия

Право граждан на объединение — (англ. unification right of citizens) одно из важнейших гражданских прав, гарантированных Конституцией РФ* (ст. 30). В РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности… … Большой юридический словарь

Политические права и свободы право на объединение

4. Гражданские и политические права и свободы

Гражданские и политические права имеют более длительную историю, чем другие категории прав и свобод. Их нормативное содержание, как правило, четкое и определенное. Эту категорию прав и свобод называют негативными – государство здесь, в отличие от обеспечения социально-экономических прав, не обязано предпринимать каких-либо положительных действий для обеспечения этих прав, а должно воздерживаться от посягательства на эти права и свободы. Суть этого положения состоит в том, что для осуществления социально-экономических прав всегда требуются усилия с целью обеспечения экономических и социальных условий, где только и возможен расцвет таких прав, то в сфере гражданских и политических прав иногда действительно от государства требуется просто воздержаться от посягательства на провозглашенные права и свободы. Например, требование ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. о том, что “никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей”, может государством выполняться, если все его органы, особенно правоохранительные, будут обосновывать законность ареста и содержания под стражей. В то же время государство должно предпринимать положительные действия, например, с целью воспитания личного состава правоохранительных органов в духе соблюдения международных стандартов по правам человека. Более того, государство должно обеспечить такое состояние политической и правовой системы, которое гарантировало бы соблюдение соответствующих гражданских и политических прав. Некоторые же права из этой категории прямо требуют активных действий со стороны государства в случае нарушения каких-либо прав и свобод личности. Ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. закрепляет обязанность государства обеспечить любому лицу, чьи права и свободы, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

По мнению эстонского юриста-международника Р.А. Мюллерсона, абсолютного раздела между гражданскими и политическими правами не существует. Гражданские права – это те права и свободы, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества. Это право на жизнь, свобода от пыток и других форм бесчеловечного обращения, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Этими правами обладают как граждане данного государства, так и иностранцы, и лица без гражданства (апатриды). Политические права – это, как правило, права только граждан данного государства. Эти права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами и, следовательно, на обладание ими не могут претендовать все проживающие или находящиеся в пределах страны. Это видно из формулировок соответствующих статей Пакта о гражданских и политических правах – обладать гражданскими правами может каждый человек (ст. 9 “каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность”, ст. 14 “все лица равны перед судами и трибуналами” и др.). Политическими же правами обладает каждый гражданин (ст. 25 “каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации … право и возможность: a) принимать участие в ведении государственных дел…; b) голосовать и быть избранным…; c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе”).

Гражданские (личные) права, так называемые права первого поколения призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на его усмотрение и не может быть объектом притязаний государства. Эти права, присущие каждой личности, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности.

На различных этапах возникновения этих прав они были призваны ограждать человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека. Такая позиция, распространенная во второй половине XX в., нашла выражение, в частности, в решениях Европейского суда по правам человека.

неприкосновенность частной жизни, жилища;

свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений;

свободу выбора национальности и выбора языка общения;

право на судебное разбирательство;

свободу выражения взглядов;

свободу от пыток и иных форм бесчеловечного обращения и наказания;

В сущности, этот блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы всякого демократически организованного общества.

Право человека на жизнь провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, которое охраняется законом. Никто не может быть своевольно лишен жизни (ст. 27 Конституции Украины). Право на жизнь прежде всего предусматривает проведение государством миролюбивой политики, что исключает войны и конфликты. В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрету убийства – это закрепляется Уголовным кодексом каждой страны. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, в особенности с террористическими акциями. Особое значение имеет вопрос о смертной казни. В соответствии со ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. в странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за наиболее тяжкие преступления, согласно закону, который действовал вод время совершения преступления. Смертные приговоры не выносятся за преступления, совершенные лицами, не достигшими 18-ти лет, и не осуществляются относительно беременных женщин.

Суть свободы от пыток состоит в том, что никто не может быть подвергаться пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему достоинство обращению или наказанию. Эта норма воспроизведена в ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 3 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека 1950 г. и в ст. 28 Конституции Украины. Пытка и прочие жестокие виды обращения и наказания, унижающие достоинство лица, рассматриваются международным сообществом как грубые нарушения прав человека.

Право на достоинство является основной целью всех иных прав человека. В этом значении достоинство человека – источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях (ст. 28 Конституции Украины) открываются понятием «достоинство человека». Достоинство — это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как части человеческого сообщества. Посягательство на достоинство человека может быть способом как физического, так и психического влияния. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, иному жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Достоинство как субъективное право человека содержит в себе и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности является безусловным и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его унижения. Поэтому защите подлежит достоинство любого лица – не только взрослого и дееспособного человека, но и несовершеннолетних и душевнобольных людей. Достоинство гарантируется и защищается личными правами (правом на свободу и личную неприкосновенность, правом на защиту чести и доброго имени и пр.). Реальная правовая защита достоинства человека обеспечивается и рядом социально-экономических прав, например, правом на свободный труд при запрете принудительного труда, правом на социальное обеспечение, которое гарантирует достойный уровень жизни. (Лукашева Е.А. Права человека. — М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1999. – С.142-145). Правовые нормы, обеспечивающие достоинство человека, закреплены в уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском законодательстве. Ст. 22 Уголовно-процессуального кодекса Украины категорично запрещает добиваться от обвиняемого признания своей вины путем насилия и угроз. Ст. 99 Уголовного кодекса Украины предусматривает ответственность за доведение до самоубийства лица путем жестокого обращения или систематического унижения ее человеческого достоинства, а ч. 2 ст. 123 предусматривает ответственность за незаконное лишение свободы, совершенное способами, опасными для жизни или вследствие причинения физических страданий. В соответствии со ст. 7 Гражданского кодекса Украины гражданин или организация вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, которые позорят их честь и достоинство, если тот, кто распространил такие сведения, не докажет, что они соответствуют действительности. Согласно ст. 28 Конституции Украины ни один человек без его добровольного согласия не может подвергаться медицинским, научным или иным опытам. Добровольность получения согласия человека на проведение указанных опытов означает, что человек не может подвергаться любым формам насилия для получения такого согласия.

Право на свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, распоряжаться собой, своим временем (ст. 29 Конституции Украины). Указанное право состоит из таких компонентов: 1) индивидуальной свободы личности распоряжаться собой по своему усмотрению; 2) физической, моральной и психической неприкосновенности личности. Незаконное лишение свободы квалифицируется в уголовном законодательстве как акт насилия – физического или психического. Тем не менее, существуют ситуации, которые требуют принудительного ограничения свободы или неприкосновенности. Такого рода действия должны основываться на законе. К основным принудительным способам ограничения свободы человека относятся: арест, заключение и содержание под стражей лиц, которые подозреваются в совершении преступлений; принудительное лечение психически больного, который представляют опасность для себя и окружающих; временная изоляция и лечение больных, которые болеют опасными инфекционными заболеваниями; направление несовершеннолетних в интернаты, спецшколы и т.д. В демократическом государстве ограничения свободы в таких случаях допускается, как уже отмечалось, на основе закона и только по судебному решению. Конституционное право на свободу является одним из самых больших социальных благ, которое не только создает условия, необходимые для всестороннего удовлетворения потребностей лица, а и обеспечивает демократическое развитие общества. Право на свободу является самой свободой – возможностью осуществлять любые правомерные действия. В этом праве заложены ограничения для свободы остальных людей, в особенности должностных лиц, которые имеют возможность применять принуждение.

Право на неприкосновенность личной и семейной жизни и сохранение ее тайны (ст. 32 Конституции Украины). Это право предоставляет человеку возможность контролировать сбор информации о себе, ее хранение, использование и распространение. Лицо может воспрепятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Частную жизнь можно определить как физическую и духовную сферу, которые контролируются самим человеком. Возможности ограничения этого права предусматриваются Конституцией Украины и являются осуществимыми только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Каждый человек имеет право знакомиться с любыми сведениями о себе, не являющимися государственной или защищенной законом тайной. Эти сведения должны предоставить ему органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации. Каждый человек имеет право требовать опровержения недостоверных сведений о себе и изъятия любой информации, касающейся его личной (семейной) жизни. Кроме того, лицо имеет право требовать возмещения ущерба, причиненного сбором, хранением, использованием и распространением любой недостоверной информации.

Право на неприкосновенность жилья (ст. 30 Конституции Украины) является правом каждого на государственную охрану его жилья от незаконных вторжений, обысков и иных посягательств со стороны служебных лиц и отдельных граждан. Эта статья предусматривает, что не допускается проникновение в жилье или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе, как по мотивированному решению суда. В решении суда должны быть четко определены место проведения обыска или осмотра, а также перечень лиц или предметов, которые подлежат розыску или аресту. При проведении обыска обязательно присутствие понятых из числа незаинтересованных в деле лиц, которые должны подтвердить факты и результаты проведения обыска и осмотра имущества. Правом на охрану жилья пользуются лица, которые являются его собственниками, законными арендаторами или которые проживают по договору найма. При этом жильем признается и место временного пребывания (отель, дом-интернат, общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и изъятие документов. Но в жилье могут вселяться люди, которые имеют на это право, – такие действия не является нарушением неприкосновенности, даже в случаях несогласия иных проживающих. Бесспорно, в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, которые подозреваются в совершении преступления, возможен иной, установленный законом, порядок проникновения в жилье или иное владение лица, проведение в них осмотра и обыска. Неприкосновенность жилья обеспечивается системой особых гарантий, преимущественно нормами административного, уголовного и уголовно-процессуального права. За нарушение этого права предусмотрена уголовная ответственность (ст. 130 Уголовного кодекса Украины). Порядок, основания, процедура обысков и прочих действий, касающихся права неприкосновенности жилья лица, определены в ст. 177 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной корреспонденции, предусмотренное ст. 31 Конституции Украины, является важной гарантией права на неприкосновенность частной жизни лица, ее личной и семейной тайны, но оно не может быть ограничено только ею. Гарантия этого права обеспечивается преимущественно нормами административного, уголовного и уголовно-процессуального права. За нарушение установленной Конституцией гарантии этого права виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 131 Уголовного кодекса Украины. Наложение ареста на корреспонденцию и изъятие ее в почтово-телеграфных учреждениях, предотвращение разглашения при судебном разбирательстве сведений об интимной стороне жизни лиц, которые принимают участие в деле, регулируются ст.ст. 20, 121, 185, 187 Уголовно-процессуального кодекса Украины. Относительно ограничения этого права в Конституции отмечается, что исключения могут быть установлены лишь судом в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвратить преступление или выяснить истину во время расследования уголовного дела, если иными способами получить нужную информацию невозможно (Лукашева Е.А. Права человека. – М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1999. – С. 145-151).

Политические права и свободы — важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться. Политические права и свободы являются неотъемлемым атрибутом цивилизованного общества. В юридической литературе встречается их деление на: 1) правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии (избирательные права, право петиции); 2) правомочия по активному участию в жизни общества (свобода слова и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение). В отличие от гражданских, политические права и свободы направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли, вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса. Политические права обычно признаются лишь за гражданами, т. е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. В отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).

право на управление делами государства;

право на мирные собрания;

право на создание союзов и объединений (ассоциаций).

Одним из основных политических прав является права граждан участвовать в управлении делами государства, которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Это право обусловлено естественным равенством и прирожденной свободой людей и закреплено в ст. 38 Конституции Украины. Оно гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Не случайно гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого политического права является целый ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления. Ст. 124 Конституции Украины предусматривает также участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Отсюда вполне справедлив вывод о том, что право на участие в управлении государственными и общественными делами является не только основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина.

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова (ст. 34 Конституции Украины) занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Идейный плюрализм, т. е. богатство и разнообразие политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Следовательно, свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных дискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существования демократического терпимого общества. Свобода мысли и слова является по сути дела существенным фактором раскрытия человеческой индивидуальности, утверждения своеобразия и уникальности каждой личности. Какое-либо насильственное воздействие на человека с целью принудить его к выражению своей позиции или отказу от нее недопустимо. Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мнений. Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве:

свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами;

свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнений;

право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, т. е. на свободу доступа к источникам информации.

Свобода собраний, митингов, демонстраций (ст. 39 Конституции Украины) является формой публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни. Указанными политическими свободами граждане пользуются как в интересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и для своего активного участия в общественно-политической жизни.

Право на объединение в общественные организации (ст. 36 Конституции Украины) обеспечивает участие индивида в общественно-политической жизни. Это право, известное также под названием свобода союзов и ассоциаций, представляет собой право образовывать любой союз в рамках требования закона. Общественные объединения создаются в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов для достижения общих целей. Обычно это право предполагает принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправие. По общему правилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, порядок этой регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями.

Необходимо также указать и право на обращения (ст. 40 Конституции Украины), именуемое еще правом петиции. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления представляют собой не только способ восстановления нарушенного права, но и форму политического участия в решении публичных дел. Реализация этого права предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного характера. Закон Украины “Об обращениях граждан” определяет порядок подачи и рассмотрения письменных обращений, как и принятия по ним решений. Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в компетентные государственные органы. Обращения, имеющие форму жалобы, чаще всего сводятся к требованию устранить нарушение субъективного права гражданина, допущенное в результате неправомерного действия (или бездействия) властей. Поэтому анализируемому праву соответствует обязанность должностных лиц в установленном порядке и в установленные сроки принять по ним обоснованные и законные решения. В отличие от жалобы, предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события. (Лукашева Е.А. Права человека. – М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1999. – С. 151-159).