Нахождение военнослужащего в двух очередях на получение жилья

Глухов Е.А., преподаватель СПВИ ВВ МВД России, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

В статье рассматривается вопрос постановки военнослужащего на очередь на получение жилья по договору социального найма либо в собственность при нахождении его в очереди на служебное жилье. Делается вывод о возможности одновременного нахождения военнослужащего в двух очередях.

Ключевые слова: военнослужащий, очередь на жилье, право на обеспечение служебным жильем, возникновение права военнослужащего на обеспечение постоянным жильем.

Finding a soldier in the two queues for housing

This article discusses setting the soldier on the waiting list for housing in the social contract of employment or in the property when finding it in the queue for service housing. It is concluded that the simultaneous finding of military personnel in the two queues.

Key words: soldier queue for housing, right to service housing, the emergence of military law to provide permanent housing.

В настоящей статье будут проанализированы положения законодательства о возникновении у военнослужащих , ранее претендовавших лишь на получение служебных жилых помещений, права на обеспечение постоянным жильем. Здесь же мы рассмотрим вопрос о возможности нахождения военнослужащего сразу в нескольких очередях на жилье: в очереди на служебное жилье и в очереди на жилье по договору социального найма.

Далее в настоящей статье под военнослужащими будем понимать лишь военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.

Прежде всего обратим внимание на нормы законодательства, регулирующие данные вопросы.

В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 2 июля 2013 г.) военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона.

Далее — льготные основания увольнения.

Как видно, вышеприведенная норма — одно предложение Закона (далее — комментируемая норма) состоит из более сотни слов, в том числе и нескольких причастных оборотов, поэтому является трудной для восприятия, из-за чего возможны различные спорные ситуации в ее применении. Рассмотрим ее значение более подробно.

Во-первых, указанное законоположение распространяется только на военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями именно на весь срок военной службы. К ним относятся:

  • военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.

При этом необходимым условием обеспечения всех вышеназванных категорий военнослужащих служебными жилыми помещениями является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений по месту прохождения военной службы (ст. 99 ЖК РФ). Даже право пользования жилым помещением по договору социального найма размером менее учетной нормы, если это жилое помещение находится по месту военной службы военнослужащего, влечет отказ в признании его нуждающимся в служебном жилье .

Обзорная справка о рассмотрении военными судами гражданских дел, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. URL: http://tihookeanskyfvs.prm.sudrf.ru/ modules.php?name=docum_sud&id=55.

И наоборот, прибытие военнослужащего к новому месту военной службы, т.е. перевод из одной воинской части в другую, не является обязательным условием для признания его нуждающимся в служебном жилом помещении. Именно такой вывод сделала Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела по надзорной жалобе заявителя А.Е. Несмеянова .

Надзорное определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 202-В10-21. URL: http://www.supcourt.ru/ stor_pdf.php?id=423456.

Следует отметить, что в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» приведен не исчерпывающий перечень военнослужащих, обеспечиваемых служебным жильем. Так, например, военнослужащие, проходящие военную службу в закрытых военных городках, военнослужащие, заключившие первый контракт до 1 января 1998 г. и не имеющие права пользования жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, также имеют право на получение служебного жилого помещения по месту военной службы. Однако они еще в период прохождения военной службы, до начала увольнения с нее, могут претендовать и на получение постоянного жилья, до приобретения статуса увольняемых военнослужащих они могут встать в очередь для его получения. Законодатель не указал их в комментируемой норме, поэтому ниже мы не будем рассматривать правоотношения с их участием.

Итак, упрощенно можно сказать, что комментируемая норма распространяется на военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., либо курсантов военных вузов, окончивших военные учебные заведения позже указанной даты. Именно они при продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по льготным основаниям при продолжительности военной службы 10 лет и более получают право на обеспечение постоянным жильем. Естественно, при условии предварительного признания их нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Если учесть, что срок обучения курсантов в высших военных учебных заведениях составляет, как правило, пять лет, а с момента вступления в силу Федерального закона «О статусе военнослужащих» прошло как раз 15 лет, то именно в настоящее время офицеры — выпускники военных вузов 1998 г. получили право на обеспечение постоянным жильем от военного ведомства. И с каждым следующим годом таких офицеров будет все больше и больше: выпускники военных вузов последующих лет (вплоть до тех, кто обеспечивается жильем посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения) будут получать такое право. Вышеуказанные военнослужащие не могут претендовать на получение постоянного жилья до начала процесса своего увольнения по льготным статьям либо наступления у них 20 лет военной выслуги.

Следует отметить, что для возникновения такого рода жилищных отношений прежде всего необходимо признание гражданина нуждающимся в жилом помещении. Ведь бесплатно жилище предоставляется только гражданам, нуждающимся в нем (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, право на получение постоянного жилья носит заявительный характер, поэтому без волевых действий военнослужащего по постановке на жилищный учет его право на обеспечение жильем так и останется декларативным. Поэтому при наступлении у военнослужащего основания для постановки на учет на получение постоянного жилья ему необходимо письменно обращаться в органы жилищного обеспечения с соответствующим заявлением.

В связи с тем что порядок обеспечения военнослужащих постоянным жильем не содержит принципиальных различий в зависимости от вида предоставляемых жилых помещений (на праве собственности или по договору социального найма), рассмотрим алгоритм постановки на жилищный учет офицера — выпускника военного вуза 1999 г. при достижении им выслуги на военной службе 20 лет на примере реализации им права на получение жилья по договору социального найма.

Поскольку мы говорим о признании такого военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье (по договору социального найма или в собственности), то подразумеваем, что такого жилья у него нет. Причем, в отличие от условий признания гражданина нуждающимся в служебном жилье, для признания военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье учитываются все имеющиеся у его семьи жилые помещения, в том числе и на праве пользования по договору социального найма, в частности, и в других регионах России. Как отметил Верховный Суд Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения федеральное законодательство не ограничивает включение в сумму общей площади имеющихся у гражданина жилых помещений пределами лишь одного субъекта, в котором планируется улучшение жилого помещения .

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. N 5-Г06-27. URL: http://www.supcourt.ru/ stor_pdf.php?id=139892.

Здесь возможны следующие варианты. Первый вариант — военнослужащий к моменту наступления у него выслуги 20 лет на военной службе обеспечен служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы. Второй вариант — не обеспечен им и признан нуждающимся в служебном жилом помещении. На практике возможен, хотя и редко, вариант, когда военнослужащий не обеспечен ни служебным, ни постоянным жильем и не числится даже нуждающимся в служебном жилом помещении.

В первом и третьем случае (военнослужащий обеспечен служебным жильем по месту военной службы по нормам законодательства либо вообще не состоит на жилищном учете даже на служебное жилье) он в соответствии со ст. ст. 51 — 52 ЖК РФ представляет в органы жилищного обеспечения военного ведомства (в структурные подразделения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, в жилищные или жилищно-бытовые комиссии военных организаций) полный набор документов, свидетельствующих о наличии у него права на обеспечение постоянным жильем.

Будучи обеспеченным служебным жильем по месту военной службы по установленным нормам, военнослужащий, который на весь период военной службы обеспечивается только служебным жильем, все равно при определенных условиях может стоять в очереди на получение постоянного жилья (как по месту военной службы, так и по избранному постоянному месту жительства). Так, согласно п. 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства , военнослужащие, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, могут быть поставлены на очередь на получение жилых помещений:

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.

  • не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Во втором случае (военнослужащий не обеспечен служебным жильем и состоит на жилищном учете для его получения) действия военнослужащего аналогичны, но при этом его документы для постановки в очередь на служебное жилье уже имеются в органах жилищного обеспечения. Поэтому представляемый военнослужащим набор документов для постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма будет либо частично дублировать уже имеющиеся в наличии у этого органа документы, либо должен быть уменьшен на уже отправленные ранее в органы жилищного обеспечения документы.

Исходя из положений ч. 4 ст. 52 ЖК РФ для постановки на учет в целях получения жилья по договорам социального найма граждане должны сами представить документы, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Но с 1 января 2013 г. заявители (в том числе и военнослужащие) получили законодательную возможность представлять указанные документы через многофункциональный центр, а на органы жилищного обеспечения возложена обязанность самостоятельно запрашивать документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Таким образом, все документы, необходимые для принятия на жилищный учет на постоянное жилье, которые находятся в распоряжении органов военного управления (жилищных органов и кадровых органов, воинских частей), должны получать сами органы жилищного обеспечения. Действительно, выглядит странной ситуация, когда для постановки на жилищный учет сам военнослужащий вынужден получать различные справки из своей же воинской части, отвлекаясь от исполнения должностных обязанностей, и сам же направлять их в свою же жилищную комиссию.

Следующим спорным моментом является довольно распространенная во многих воинских частях практика снятия с жилищного учета на служебное жилье тех военнослужащих, которые после признания их нуждающимися в служебном жилье представляют в жилищные органы заявления о признании их нуждающимися уже в постоянном жилье. И если в Вооруженных Силах Российской Федерации учет военнослужащих, нуждающихся в служебных жилых помещениях и нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, ведут разные структурные подразделения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, которые принимают решения без согласования друг с другом, то в иных военных ведомствах это одни и те же органы — жилищные или жилищно-бытовые комиссии. По таким заявлениям часто имеет место перевод военнослужащего из одной очереди (на служебное жилье) в другую (на постоянное жилье) вместо постановки его во вторую очередь.

По мнению автора, юридических оснований для снятия военнослужащего с жилищного учета в рассматриваемом случае не имеется. Обращаясь в жилищные органы с заявлением о постановке на жилищный учет, сам заявитель-военнослужащий не просит снять его с другого жилищного учета. Ни в разд. IV, ни в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ не содержится такого основания снятия военнослужащего с жилищного учета, как постановка его в очередь на жилье по договору социального найма. А само по себе признание военнослужащего нуждающимся в получении постоянного жилья не влечет прекращения его права на обеспечение служебным жильем.

Кроме того, при рассмотрении такого рода дела в суде (о снятии военнослужащего с жилищного учета на служебное жилье при обращении его с заявлением о постановке в очередь на постоянное жилье) суд не должен будет выходить за пределы заявленных требований, а ими в данном случае будут именно признание незаконными действий, связанных со снятием с жилищного учета. Причем в данном судебном процессе не должен рассматриваться вопрос о законности признания этого военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье, так как эти действия им не оспариваются.

Следовательно, при наступлении оснований для признания военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье при условии его предварительного признания нуждающимся в служебном жилье такой военнослужащий имеет право стоять в двух жилищных очередях.

Такое положение дел даже выгодно военнослужащему.

Во-первых, при подходе его очереди на постоянное жилье он его получает, снимается с очереди на служебное жилье и ничего не теряет. При подходе же очереди такого военнослужащего на служебное жилье соответствующей площади он также может его получить, оставаясь при этом стоять в очереди на постоянное жилье. Естественно, что человеку приятнее и удобнее жить в своей, хотя и служебной, квартире, нежели снимать жилье у сторонних лиц, где в любое время возможно выселение по требованию хозяина, где стоимость договора поднайма, как правило, выше компенсации за наем жилья и т.д. Иногда в военных организациях практикуется и последующая передача занимаемого военнослужащим служебного жилья ему в собственность (в порядке приватизации) при увольнении его с военной службы и наличии соответствующей выслуги лет .

Однако предоставление военному ведомству возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность военнослужащих не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность.

Во-вторых, при документально подтвержденной нуждаемости в служебном жилье военнослужащий может требовать его предоставления в трехмесячный срок с момента прибытия к новому месту военной службы и постановки на жилищный учет (абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, буквальный смысл названной нормы свидетельствует о том, что в ней ясно и однозначно установлен срок, в течение которого прибывшие на новое место службы военнослужащие должны быть обеспечены жильем. Данная норма обязывает командование обеспечить вновь прибывших военнослужащих жильем в трехмесячный срок независимо от того, кто из военнослужащих, проходящих службу в данной воинской части, и с какого времени состоит на учете на улучшение жилищных условий. Такое законодательное установление направлено на реализацию жилищных прав военнослужащих, прибывших для прохождения военной службы на новое место. Поскольку у военнослужащих род трудовой деятельности таков, что в любое время в приказном порядке они могут быть переведены на новое место службы, т.е. они лишены возможности выбирать место службы, оспариваемая норма является формой обеспечения их права на жилище. Именно из такого конституционно-правового смысла оспариваемой нормы должны исходить суды при рассмотрении аналогичных дел .

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Блинова Д.А. и Бойко Ю.И. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». URL: http://zakon.law7.ru/ base96/part8/d96ru8221.htm.

При нахождении же военнослужащего только в очереди на постоянное жилье военнослужащий менее социально защищен, так как срок его предоставления законодательно не определен и определяется возможностями государства и наличием впереди стоящих очередников на такого рода жилье. Такой вывод содержится, например, в Обзоре судебной практики гарнизонных военных судов Московского округа по гражданским делам за 2-е полугодие 2009 г.

Кроме того, при нахождении военнослужащего в очереди на постоянное жилье и непризнании его нуждающимся в служебном жилье у такого военнослужащего возможны проблемы при заявлении им требований о получении компенсации за наем жилых помещений или аренде для него жилого помещения. В последнее время военные суды исходят из правовой позиции о том, что для получения указанной денежной компенсации либо права на аренду помещения необходимо доказать факт признания заявителя нуждающимся в служебном жилье и невозможность обеспечения его указанным жильем .

См., напр.: Обзор апелляционно-кассационной практики рассмотрения гражданских дел по искам и заявлениям военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 1-е полугодие 2012 года (дело по заявлению Полковникова В.Б.). URL: http://leningradskyovs.spb.sudrf.ru/ modules.php?name=docum_sud&id=242.

Подводя итог настоящей статьи, считаю необходимым отметить, что нахождение военнослужащего в двух очередях не запрещено законодательством и становится в настоящее время распространенным явлением. Военнослужащие и органы, осуществляющие жилищный учет, должны иметь это в виду.

Очередь на служебное и постоянное жилье

И еще,имею ли я право на получение служебной квартиры(если мне предложили) находясь в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

В отпуске вы или нет — на выделение жилья не влияет. Если вам предложили, то чего стесняетесь переехать из общежития в квартиру?

Чтобы в суд обратиться, мне надо знать точно имею ли я право в отпуске на получение служебного жилья, начиталась уже,а конкретного ничего не могу найти.Спасибо!

Имеете право, такой конкретики не будет, поскольку и еже понятно, что статус госслужащей от того, что вы в отпуске, не потерялся, правовая связь с учреждением не прервана. Если возник такой тупой момент, то выходите на неделю из отпуска, получайте приказ-жильё, и опять в тот же отпуск. Не мытьём, так катаньем.

Всем доброго времени суток!

Я пенсионер, ветеран ВС Украины, выслуга 25 лет. Проживаю с семьей в служебной квартире, полученной еще в период моего нахождения на военной службе. На квартирном учете для получения жилья либо улучшения жилищных условий ни до, ни после этого НЕ СОСТОЯЛ.

После выхода на пенсию инициировал вопрос о снятии статуса с моей квартиры как «служебной» и ее передачи в коммунальную собственность территориальной громады в качестве моего постоянного жилья. Однако все уперлось в то, что юристы не видят правовых оснований для исключения моей квартиры из числа служебных и дальнейшего ее оформления в качестве моего постоянного жилья ТАК КАК Я НЕ НАХОЖУСЬ НА КВАРТИРНОМ УЧЕТЕ. Эту позицию поддержали судебные органы 1-й, 2-й и 3-й инстанций, куда я обращался с соответствующими исковыми заявлениями.

По поводу нестояния на квартирном учете. После развода я оставил прежнюю приватизированную квартиру (за мною осталась ¼) и с новой семьей переехал в другой город. Зная о наличии свободного служебного жилья, подал необходимые документы и сразу получил служебную квартиру. Для этого нахождение на квартучете Законом не требовалось, а получив служебную квартиру, я уже не смог стать на квартирный учет, так как уже стал обеспеченным жильем. Но ведь по своей сути СЛУЖЕБНОЕ ЖИЛЬЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТОЯННЫМ, а я как ветеран имею законное право на постоянное жилье!

А теперь приведу законодательные закорючки, которые не позволяют мне стать на квартучет. Жилищным кодексом Украины, Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», «Порядком обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями», утвержденным постановлением КМУ от 3.08.2006г. №1081, а также ведомственными нормативно-правовыми документами предусмотрено, что жилые помещения ДЛЯ ПОСТОЯННОГО проживания ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ТОЛЬКО ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ НА КВАРТИРНОМ УЧЕТЕ. Самое интересное, что «факт проживання в службових житлових приміщеннях осіб, які звільнені з військової служби в запас або відставку, не є підставою для виключення цих приміщень з числа службових». Все ссылаются на Жилищный кодекс, а в нем конкретно сказано:
— ст.34 – «Потребуючими поліпшення житлових умов визнаються громадяни:
1) забезпечені жилою площею нижче за рівень, що визначається в порядку…;
2) проживають у приміщенні, що не встановленим санітарним технічним вимогам;
3) хворіють на тяжкі форми деяких хронічних …;
4) проживають за договором піднайму жилого приміщення в будинках державного або громадського житлового фонду …;
5) проживають тривалий час за договором найму (оренди) в будинках (квартирах), що належать громадянам на праві приватної власності;
6) проживають у гуртожитках»
Всё! Перечень исчерпывающий. В связи с этим лица, имеющие жилье (даже служебное) достаточной площади, уже не имеют права стать на учет!
— ст.40 – «Громадяни перебувають на обліку потребуючих поліпшення житлових умов до одержання житлового приміщення…
Громадяни знімаються з обліку потребуючих поліпшення житлових умов у випадках:
1) поліпшення житлових умов, внаслідок якого відпали підстави для надання іншого жилого приміщення».
ст.42. «Жилі приміщення надаються тільки громадянам, які перебувають на обліку потребуючих поліпшення житлових умов…»
Т.е. сами понимаете, что при получении служебной квартиры достаточной площади жилищные условия существенно улучшились, что является законным основанием для снятия с квартирного учета.

Вот и получается, что из-за законодательных нелепостей квартиру для постоянного проживания мне нельзя дать, потому что я не нахожусь на квартирном учете, а на учет меня не могут поставить, так как я обеспечен служебным жильем.

Пожалуйста проконсультируйте, как мне ЗАЩИТИТЬ СВОЕ ЗАКОННОЕ ПРАВО НА ПОСТОЯННОЕ ЖИЛЬЕ. Я так понимаю, что все упирается в необходимость постановки на квартирный учет. В связи с этим МНЕ НЕОБХОДИМО НАЙТИ ЗАКОННЫЕ ОСНОВАНИЯ В ВИДЕ ССЫЛОК НА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ И Т.П., ДАЮЩИЕ ПРАВО ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В СЛУЧАЕ ПРОЖИВАНИЯ В СЛУЖЕБНОЙ КВАРТИРЕ.

Искренне надеюсь на квалифицированную помощь и заранее благодарю.

Служебное жилье для военнослужащих

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» служебное жилье военные и члены их семей должны получить в течение трех месяцев со дня прибытия к новому месту службы. Квартира или дом, собственником которых является Министерство обороны РФ, предоставляются на все время службы в населенных пунктах, где располагается часть, или в ближайших к ним. Правила получения содержат сроки, нормативы площади и качество предоставляемого объекта недвижимости.

Как получить служебное жилье для военнослужащих?

Вам нужно подать рапорт командиру части. В случае отказа следует обратиться в Департамент жилищного обеспечения (ДЖО). Письменный формальный отказ ДЖО станет основанием для заявления в прокуратуру.

При переводе в другой регион или увольнении в запас полученное служебное жилье придется освободить. Это правило изложено в статье 104 ЖК РФ.

Если вам приходится вынужденно жить в казарме, или предложенное помещение требует капитального ремонта, который вам не под силу, получите юридическую консультацию о том, что вам делать, на портале Правовед.ru.

Консультации юристов по законодательству России

Очередь на служебное и постоянное жилье

Коллеги, может кто-то видел этот документ:
«Виключення житлових приміщень із переліку службових робиться з урахуванням критеріїв, затверджених Міністром оборони України № 3253/з від 04.04.2012 р. Пропонується доручити начальникам гарнізонів Збройних Сил України, житловим комісіям гарнізонів та начальникам квартирно-експлуатаційних органів брати до розгляду пропозиції щодо виключення з переліку службового житла Міністерства оборони України квартир, заселених військовослужбовцями, які відповідають таким критеріям: сім’ї загиблих (померлих) військовослужбовців; інваліди війни та прирівняні до них із визначеним терміном забезпечення житлом; багатодітні сім’ї військовослужбовців, військовослужбовці, які продовжують службу в Збройних Силах України, — за умови наближення черги на отримання постійного житла;
сім’ї військовослужбовців, які мають у своєму складі інвалідів I, II групи та тяжкохворих, військовослужбовці, які продовжують службу в Збройних Силах України, — за умови наближення черги на отримання постійного житла;
військовослужбовці запасу та у відставці, перебування яких на квартирному обліку у Збройних Силах України після звільнення передбачено чинним законодавством України, також звільнені у зв’язку з реформуванням Збройних Сил України та за скороченням штатів; військовослужбовці, які проходять службу в Збройних Силах України, чия вислуга на військовій службі становить 20 та більше календарних років, — за умови наближення черги на отримання постійного житла; військовослужбовці Збройних Сил України з вислугою більш як 15 років, які зараховані на квартирний облік до 01.01.05, якщо по закінченні поточного контракту їхня вислуга у Збройних Силах України становитиме не менш ніж 20 років та при наближенні черги на отримання постійного житла; військовослужбовці Збройних Сил України та особи, звільнені з військової служби у запас або відставку, які отримали житло за попереднім місцем проходження служби, в подальшому були переведені до нового місця проходження служби в гарнізонах, де на квартирному обліку перебуває значна кількість військовослужбовців; учасники бойових дій та миротворчих операцій.
Рішення про зняття статусу службового житла ухвалюється за результатами розгляду комісією з контролю за розподілом житла в гарнізонах Збройних Сил України.»
Если есть у кого-то скан или копия киньте ссылочку, пожалуйста. Я так понял что его прячут за семью печатями.

Прячут, потому что это бомба. Это лазеище, позволяющая приватизировать хатынки посвященным.

Кстати, а откуда взята данная цитата, другими словами, где упоминаются критерии № 3253/з від 04.04.2012 р? В жилищном приказе от 11.2011 я упоминания о таких критериях не встречал.

Если есть у кого-то скан или копия киньте ссылочку, пожалуйста. Я так понял что его прячут за семью печатями.

Так вы его процитировали. Если нужен бумажный вариант, подайте запрос на получение публичной информации — решения министра № 3253/з от 04.04.2012 — и пришлють вам его на домашний адрес.

Так вы его процитировали. Если нужен бумажный вариант, подайте запрос на получение публичной информации — решения министра № 3253/з от 04.04.2012 — и пришлють вам его на домашний адрес.

А куда этот запрос подать?
И это, наверное, не ришення, а приказ/постанова. Как этот документ точно называется?

Какая разница между постановкой в жилищную очередь и очередь на постоянное жилье?

Есть еще вопрос по этой же теме:
если у меня выслуги больше 20-ти «календарей», стою на квартучете составом семьи 3 человека (я и двое несовершеннолетних детей, жена на квартучете не состоит), полезная (жилая площадь лужебного жилья 12,5 кв.м.) — возможно ли расслужебливание без выписки детей из служебной квартиры.

Постоянное жилье для военнослужащих, жилищная субсидия

Я в/служащий МО РФ, обеспечен служебным жильем в закрытом военном городке (но нуждаюсь в улучшении жилищных условий). Первое офицерское звание получено в 1997 году, выслуга календарная более 20 лет.

Имеется-ли у меня право получения жилищной субсидии в соответствии с ПМО РФ от 21 июля 2014 г. N 510 для покупки (строительства) жилья и в каких случаях (неужели только при увольнении по предельному возрасту, ОШМ и здоровью?).

Уточнение клиента

Должен-ли я после получения субсидии сдать служебное жилье в закрытом военном городке и могу я продолжить дальнейшую службу.

Первое офицерский звание получил после окончания высшего военного училища в 1997 году

08 Августа 2014, 08:34

Ответы юристов (10)

Ну если если Вы проживаете в служебной жилье, то после окончания службы вы можете его по сути сдать. Т.е. это не является вашей собственностью, а значит Вы можете воспользоваться правом на субсидию.

Вы можете рассчитать сумму субсидии на которую Вы имеете право через онлайн калькулятор на сайте МО РФ mil.ru/files/files/calc/index.html

Порядок получения субсидии подробно описан в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 г. Москва

Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы

4. Для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее — уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее — структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей**.

Т.е. правом на субсидию может воспользоваться и действующий военнослужащий (не дожидаясь увольнения, т.е. и Вы).

Для получения субсидии Вам можно уже сейчас обратиться с заявлением установленной формы (фото образца заявления img.rg.ru/pril/100/21/32/6446_1.gif).

Есть вопрос к юристу?

Вы вправе после увольнения рассчитывать на улучшение жилищных условий на основании ст.15 ФЗ О статусе военнослужащих:

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

ФЗ О статусе военнослужащих.

Если первый контракт заключен до 1998 года, то Вы имеете право на субсидию. Статья 15

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.

Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Добрый день. Поясните в связи с чем получено офицерское звание? Если в связи с выпуском из ВУЗа и первый контракт заключен до 1998 года, то Вы уже сейчас можете писать заявление на выплату, основываясь на

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Да, Вам полагается жилищная субсидия МО РФ по следующему основанию.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» правом на получение субсидии на приобретение
(строительство) жилого помещения обладают следующие категории граждан:
— военнослужащие, на весь срок военной службы обеспечиваемые
служебным жильем, общая продолжительность военной службы которых
составляет 20 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Онлайн-калькулятор расчета жилищной субсидии позволяет рассчитать размер полагающейся жилищной субсидии и содержит необходимые пояснения и интерактивные подсказки, раскрывающие и поясняющие порядок расчета жилищной субсидии.

Посчитайте сумму, которую Вы можете получить.

Пошаговая инструкция для Вас: что и как делать для получения жилья с помощью субсидии (разработано МО РФ) — прикреплена файлом «metod_dgo_subsidii.pdf» к моему ответу.

Нет, сам приказ МО РФ о выплатах этого не требует. Службу Вы можете продолжать без проблем. Уже сейчас пишите заявление, чтобы оказаться в первых рядах на выплаты. Вполне возможно потом начнутся проблемы с выплатами в связи с известными экономическими проблемами

Должен-ли я после получения субсидии сдать служебное жилье в закрытом военном городке и могу я продолжить дальнейшую службу. Первое офицерский звание получил после окончания высшего военного училища в 1997 году

Должен-ли я после получения субсидии сдать служебное жилье в закрытом военном городке

Должны по установленным правилам МО РФ. Договор найма служебного жилого помещения подлежит расторжению в порядке и по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации: с получением жилого помещения для постоянного проживания (по договору социального найма, в собственность бесплатно), жилищной субсидии, в связи с реализацией НИС по месту прохождения службы.

и могу я продолжить дальнейшую службу.

Вы подлежите увольнению (зачислению в распоряжение до обеспечения жилым помещением) по льготным основаниям.

Прикрепляю файлы для Вашего ознакомления с обоснованием.

Должен-ли я после получения субсидии сдать служебное жилье в закрытом военном городке и могу я продолжить дальнейшую службу.

Договор служебного найма расторгается при обеспечении постоянным жильем по месту службы. О субсидии речь не идет. Службу Вы можете продолжать.

Должен-ли я после получения субсидии сдать служебное жилье в закрытом военном городке и могу я продолжить дальнейшую службу.

Вы можете купить жилье в любой точке РФ. При этом военнослужащий должен быть обеспечен жильем по месту службы.Т.е. если вы купить жилье по месту службы, то Вас должны обязать сдать жилье, а если Вы купить квартиру в другом месте, то оснований для того чтобы сдать комнату, у Вас оснований нет. Так что Вы можете проживать в данной квартире и продолжать службу.

Добрый день! По существу вашего вопроса могу
пояснить и сообщить следующее. Имеется-ли у меня право получения жилищной субсидии в соответствии с ПМО РФ от 21 июля 2014 г. N 510 для покупки (строительства) жилья и в каких случаях (неужели только при увольнении по предельному возрасту, ОШМ и здоровью?).

Да вы имеете право на получение субсидии по следующим основаниям.

Первое. Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
П. 1. Настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее — граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.

Второе. Статья 15. Право на жилище ФЗ «О статусе военнослужащих» Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

По вопросу служебного жилья могу сообщить следующее. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом — служебки выдаются на период прохождения военной службы т.е. по день исключения из списков части или в случае получения постоянного жилья или приобретения по средствам ипотеки или субсидии — т.е. с момента оформления права собственности или договора соц. найма. Даётся в общем от 1 до 3 месяцев на освобождение служебного жилья — данный срок должен быть прописан в договоре найма служ.жилья. С уважением…