Таможенный кодекс Украины
Статья 340. Личный досмотр

1. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля проводится по письменному решению руководителя органа доходов и сборов или лица, исполняющего его обязанности, если имеются достаточные основания полагать, что гражданин, следующий через таможенную границу Украины находится в зоне таможенного контроля или в транзитной зоне международного аэропорта, скрывает предметы контрабанды или товары, являющиеся непосредственными предметами нарушения таможенных правил или запрещены для ввоза в Украину, вывоз из Украины или транзита через территорию Украины.

2. Перед началом досмотра должностное лицо органа доходов и сборов должно предъявить гражданину письменное решение руководителя органа доходов и сборов или лица, исполняющего его обязанности, ознакомить гражданина с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрытые и / или незадекларированные товары.

3. Факт ознакомления гражданина с решением о проведении личного досмотра удостоверяется должностным лицом органа доходов и сборов соответствующей надписью на решении о проведении такого осмотра. В случае отказа гражданина от добровольного выдачи скрытых и / или незадекларированных товаров на решении о проведении личного досмотра делается соответствующая запись, заверенная подписью должностного лица органа доходов и сборов, которая предъявляла указанное решение гражданину.

4. Гражданин, в отношении которого осуществляется личный досмотр, имеет право:

1) до начала проведения личного досмотра ознакомиться с решением о проведении личного досмотра и порядком его проведения;

2) ознакомиться со своими правами и обязанностями при проведении личного досмотра;

3) предоставлять объяснения и заявлять ходатайства;

4) добровольно выдать товары, перемещаемые им через таможенную границу Украины с нарушением требований законодательства по вопросам государственной таможенного дела;

5) делать заявления с обязательным внесением их должностным лицом органа доходов и сборов, которая проводит личный досмотр, в протокол проведения такого осмотра;

6) пользоваться родным языком и услугами переводчика;

7) знакомиться с актом проведения личного досмотра после его составления и сделать заявление, подлежащей внесению в акт;

8) обжаловать решения, действия органа доходов и сборов по проведению такого обзора.

5. Личный досмотр проводится в изолированном помещении, отвечающем установленным санитарно-гигиеническим требованиям, должностным лицом органа доходов и сборов одного пола с гражданином, в отношении которого проводится личный досмотр, в присутствии не менее двух понятых того же пола. В качестве понятых приглашаются лица, не заинтересованные в результатах осмотра. Понятыми не могут быть родственники лица, подлежащего личному досмотру, и работники органов доходов и сборов. Доступ в помещение, где проводится осмотр, граждан, не участвующих в нем, и возможность наблюдать за проведением осмотра со стороны таких граждан должны быть исключены. Обследование органов тела гражданина, подлежащего личному досмотру, проводится исключительно медицинским работником.

6. При проведении личного досмотра составляется протокол по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

7. Протокол подписывается должностным лицом органа доходов и сборов, которая проводила обзор, гражданином, который прошел личный досмотр, понятыми, которые присутствовали при осмотре, а в случае обследования медицинским работником — и этим работником. Гражданин, который прошел личный досмотр, имеет право сделать заявление с обязательным занесением ее в протокол.

8. Копия протокола предоставляется гражданину.

9. Личном досмотру не подлежат Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, народные депутаты Украины, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, председатель и судьи Верховного Суда Украины, Председатель и судьи Конституционного Суда Украины, Министр иностранных дел Украины, Генеральный прокурор Украины и члены их семей, которые направляются вместе с ними.

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Анализ правил ч. 1-4 ст. 27.7 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное определение (но только для целей КоАП) и порядок применения таких самостоятельных видов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр и досмотр вещей;

2) по своей правовой природе они отличаются от обысков (порядок проведения последних регулируется УПК) и осмотра помещений и территорий, а также находящихся там вещей и документов (см. коммент. к ст. 27.8), досмотра транспортного средства (см. коммент. к ст. 27.9);

3) цель личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, — обнаружить орудия совершения либо предмет совершения административного правонарушения (например, перевозимых без таможенного оформления предметов, хотя такое оформление было обязательно). Для иных целей (в т.ч. указанных в ст. 27.1, см. коммент. к ней) данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применяются (это не противоречит тому, что, например, досмотр вещей может сочетаться с последующим арестом товаров, см. коммент. к ст. 27.14);

4) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, представляет собой обследование (в т.ч. путем осмотра, ощупывания, просвечивания рентгеновскими, инфракрасными и т.п. лучами, в т.ч. с помощью специальной техники) вещей (находящихся в карманах одежды, в дамских сумочках, в дорожных чемоданах, в портфелях и т.п.). При этом досмотр должен исключить возможность причинения вреда жизни и здоровью физического лица, нарушения конструктивной целостности (нельзя, например, заставлять разрезать батон колбасы, отделять от обуви каблук);

5) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут осуществлять только должностные лица, указанные в ст. 27.2, 27.3 (см. коммент. к ним), и лишь в присутствии понятых.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола (о том, кто может быть понятым, см. коммент. к ст. 25.7). В практике возникает вопрос: может ли число понятых быть более двух (учитывая, что правила ст. 25.7 это допускают)? Нет, в данном случае число понятых не может превышать двух (законодатель учитывает, что это может доставить неудобства досматриваемому). Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (например, в чемодане), может совершаться и лицом противоположного пола. При этом также обязательно присутствие двух понятых (пол их в данном случае роли не играет).

Личный досмотр, досмотр вещей допускаются и без понятых, но лишь в исключительных случаях, если имеются достаточные основания (они должны быть указаны в протоколе) полагать, что при физическом лице находится оружие и другие предметы, указанные в ч. 4 ст. 27.7. В практике возникает вопрос: допускается ли в этом случае личный досмотр женщин должностными лицами мужского пола (либо их присутствие)? Нет, не допускается.

2. Применяя правила ч. 5-8 ст. 27.7, нужно обратить внимание на то, что:

1) перечень способов фиксации вещественных доказательств (применяемых при личном досмотре и досмотре вещей) указан в ч. 5 ст. 27.7 неисчерпывающим образом: с развитием науки и техники могут появиться и иные способы фиксации: их применению данная норма не препятствует;

2) о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется:

а) либо отдельный протокол (он так и называется «протокол личного досмотра», «протокол досмотра вещей, находящихся при физическом лице»);

б) либо запись в протоколе о доставлении (см. коммент. к ст. 27.2) или об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

3) в любом случае в протоколе о личном досмотре (досмотре вещей) должны содержаться сведения, прямо перечисленные в ч. 6, 7 ст. 27.7. Это не означает, что иные сведения (например, по просьбе досматриваемого) не могут быть включены в протокол: могут, но лишь при условии, что это отвечает целям применения данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

4) протокол должен быть подписан лицами, упомянутыми в ч. 8 ст. 27.7. При этом лицо, в отношении которого проводился личный досмотр, досмотр вещей, а также понятые вправе делать замечания (это вытекает из ст. 25.1, 25.7). Кроме того, лицо (в отношении которого производится личный досмотр, досмотр вещей) вправе не подписывать протокол. В подобных случаях в протоколе должна содержаться запись об этом (удостоверенная подписями должностных лиц и понятых). В противном случае протокол не будет отвечать требованиям допустимости доказательства (см. коммент. к ст. 26.2). Правило о том, что копия протокола вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру по просьбе этого лица (в т.ч. устной) вступило в силу с 16.02.03. Ряд ФОИВ издал правовые акты регулирующих проведение личного досмотра (см. например, приказ Минобороны от 05.05.08 N 254 «О реализации отдельных положений КоАП в МО РФ»). См. также коммент. к ст. 28.3

2.3. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (Статья 27.7 Кодекса)

Содержанием личного досмотра физического лица будет являться обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности.

Обследование названных вещей с нарушением их конструктивной целостности содержанием обоих видов досмотра не охватывается. Если это не охватывается содержанием иной меры государственного принуждения (на применение которой имеются законные основания), то такие действия будут являться незаконными.

По смыслу закона при наличии основания в конкретном случае возможно применение только одного из указанных видов досмотра, либо их одновременное применение.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, следует отличать от схожих мер государственного принуждения — освидетельствования и личного обыска. Личный обыск регламентируется УПК РФ, является мерой уголовно-процессуального принуждения и может осуществляться лишь в рамках возбужденного уголовного дела. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, отличается от личного обыска и по содержанию. В соответствии с ч. 6 ст. 182 УПК РФ в случае необходимости при производстве обыска допускается повреждение имущества, при личном досмотре и досмотре вещей — нарушение конструктивной целостности каких-либо вещей недопустимо. Освидетельствование по своему содержанию заключается не в обследовании вещей, а в обследовании тела человека с целью обнаружения на нем особых примет, следов правонарушения, телесных повреждений, определения какого-либо физического состояния человека или иных его свойств и признаков.

Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, может быть применен лишь в отношении владельца вещей, подвергнутых досмотру. При этом в отношении владельца этих вещей должно вестись производство по делу об административном правонарушении. Кодекс презюмирует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, и является владельцем вещей, находящихся при нем и подвергнутых досмотру.

Основанием применения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, является необходимость достижения цели обнаружения орудий совершения, либо предметов административного правонарушения.

Определение наличия или отсутствия необходимости достижения указанной цели в каждом конкретном случае Кодекс относит к усмотрению правоприменителя, уполномоченного применять оба вида досмотров.

Порядок осуществления личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, регламентируют ч.ч. 2-8 ст. 27.7 Кодекса. Поскольку в названных частях ст. 27.7 Кодекса порядок прописан для обоих видов досмотра не выделяя особенности какого-либо одного из них, то можно сделать вывод о том, что порядок применения обоих видов досмотра одинаков.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, уполномоченными на применение таких мер административного принуждения как доставление и административное задержание.

Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. Из этого правила Кодекс делает лишь одно исключение. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых лишь в исключительных случаях, когда есть достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия. К личному досмотру Кодекс предъявляет еще и дополнительное требование: досматривающий и понятые должны быть одного пола с досматриваемым.

О применении любого из двух видов досмотра составляется отдельный протокол. Вместо составления отдельного протокола о примененном досмотре может быть сделана соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Праву лица, привлекаемому к административной ответственности, иметь копию протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при нем, (в случае применения таких мер принуждения) корреспондирует обязанность правоприменителя вручить ему эту копию по его просьбе.

Целей личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице — три. Первые две цели указанные в ч. 1 ст. 27.7 Кодекса. Это обнаружение орудий совершения административного правонарушения, либо обнаружение предметов административного правонарушения.

Третья цель сформулирована в ч. 4 ст. 27.7 Кодекса. Это обнаружение у лица, привлекаемого к административной ответственности, оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия. При этом названные вещи могут и не являться орудиями совершения административного правонарушения, либо его предметом.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ, ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР, ДОСМОТР ВЕЩЕЙ И ИЗЪЯТИЕ ВЕЩЕЙ И ДОКУМЕНТОВ.

Статья 260. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В случаях, прямо предусмотренных законами Украины, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях допускаются: административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.
Порядок административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей и изъятия вещей и документов в целях, предусмотренных настоящей статьей, определяется настоящим Кодексом и иными законами Украины.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 261. Административное задержание.
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.
О месте нахождения лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно уведомляются его родственники, а по его просьбе также собственник соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 262. Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание.
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законами Украины.
Административное задержание производится:
1) органами внутренних дел — при совершении мелкого хулиганства, нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также военнослужащего либо оскорблении их, публичных призывах к невыполнению требований работника милиции, при проявлении неуважения к суду, совершении незаконного доступа к информации в автоматизированных системах, нарушении правил о валютных операциях, правил обращения наркотических средств и психотропных веществ, незаконной продаже товаров или иных предметов, мелкой спекуляции, торговле с рук в неустановленных местах, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в случаях, когда имеется основание полагать, что лицо занимается проституцией, при нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и иных нарушений законодательства об охране и использовании животного мира, при нарушении правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законами Украины;
2) органами пограничной службы — в случаях незаконного пересечения или попытки незаконного пересечения государственной границы Украины, нарушения пограничного режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, совершения злостного неповиновения законному распоряжению либо требованию военнослужащего или работника Государственной пограничной службы Украины либо члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, нарушения правил использования объектов животного мира в пределах пограничной полосы и контрольного пограничного района, в территориальном море, внутренних водах и исключительной (морской) экономической зоне Украины, нарушения правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины;
3) старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны — при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое имущество;
4) должностными лицами Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины — при совершении военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов и работниками Вооруженных Сил Украины во время выполнения ими служебных обязанностей мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, публичных призывов к невыполнению требований этого лица, нарушения правил хранения, ношения либо перевозки огнестрельного, холодного или пневматического оружия и боевых припасов, мелкого хищения государственного либо коллективного имущества, в случае употребления спиртных напитков в общественных местах, появления в общественных местах в пьяном виде, а также при нарушении правил дорожного движения водителями или другими лицами, управляющими военными транспортными средствами;
5) органами Службы безопасности Украины — при нарушении законодательства о государственной тайне либо осуществлении незаконного доступа к информации в автоматизированных системах, приобретении либо хранении специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, иных средств негласного получения информации.
(Вред, от 29.05.85 г., 03.04.86 г., 12.06.87 г., 03.08.88 г., 27.04.89 г., 07.03.90 г., 20.04.90 г., 04.05.90 г., 18.01.91 г., 15.02.95 г., 24.03.99 г., 02.07.99 г., 05.04.2001 г., 03.04.2003 г., 15.05.2003 г., 20.11.2003 г., 11.05.2004 г., 18.05.2004 г.)

Статья 263. Сроки административного задержания.
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью, законами Украины могут быть установлены иные сроки административного задержания.
Лица, нарушившие пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях — для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения — до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.
Лица, нарушившие правила оборота наркотических средств и психотропных веществ, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях — для установления личности, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых наркотических средств и психотропных веществ и их исследования — до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания либо на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.
Лица, совершившие мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, должностного лица Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также военнослужащего, либо оскорбление их, публичные призывы к невыполнению требований работника милиции, могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел. До рассмотрения судьей дела могут быть задержаны также лица, незаконно пересекшие либо совершившие попытку незаконно пересечь государственную границу Украины, совершившие злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего либо работника Государственной пограничной службы Украины или члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, нарушившие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, или проявившие неуважение к суду, или торговавшие с рук в неустановленных местах. Иностранцы и лица без гражданства, нарушившие правила пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины, могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей либо должностным лицом органа Государственной пограничной службы Украины.
Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находившегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.
(В ред. от 03.08.88 г., 07.03.90 г., 04.05.90 г., 18.01.91 г., 15.02.95 г., 02.07.99 г., 05.04.2001 г., 03.04.2003 г., 15.05.2003 г., 20.11.2003 г., 18.05.2004 г.)

Статья 264. Личный досмотр и досмотр вещей.
Личный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов Службы безопасности Украины, внутренних дел, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы, а в,случаях, прямо предусмотренных законами Украины, также и других органов.
Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов Службы безопасности Украины, внутренних дел, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений, органов пограничной службы, природоохранных органов, государственными инспекторами по вопросам интеллектуальной собственности, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, а в случаях, прямо предусмотренных законами Украины, также и других органов. При совершении нарушений законодательства об охране и использовании животного мира уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, а также работники милиции, военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины могут производить в установленном порядке досмотр транспортных средств.
Досмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции, транспортных средств и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности (владении) которого они находятся. В безотлагательных случаях указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца).
О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол, либо об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
Личный досмотр, досмотр вещей в таможенных учреждениях производятся в порядке, установленном Таможенным кодексом Украины.
(Вред, от 03.04.86 г., 04.05.93 г., 05.04.2001 г., 03.04.2003 г., 15.05.2003 г., 10.07.2003 г., 11.05.2004 г.)

Статья 265. Изъятие вещей и документов.
Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются должностными лицами органов, указанных в статьях 2341, 2342, 2444, 262 и 264 настоящего Кодекса. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они в установленном порядке конфискуются, или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей — реализуются. Изъятые орден, медаль, нагрудный знак к почетному званию СССР, почетному званию Украинской ССР, Почетной Грамоте и Грамоте Президиума Верховного Совета Украинской ССР, почетному званию Украины, знаку отличия Президента Украины после рассмотрения дела подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются соответственно в Администрацию Президента Украины. Изъятые самогон и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки, аппараты для их выработки после рассмотрения дела подлежат уничтожению работниками милиции.
Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.
При совершении правонарушений, предусмотренных статьями 174, 190-1954 настоящего Кодекса, работник милиции, а при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 191, 195 настоящего Кодекса, также должностное лицо пограничной службы имеют право изъять огнестрельное, пневматическое оружие калибра более 4,5 миллиметра со скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду и холодное оружие, боевые припасы, электрошоковые устройства и специальные средства. Работник милиции, должностное лицо пограничной службы имеют право провести личный досмотр и досмотр вещей нарушителя в порядке, установленном статьей 264 настоящего Кодекса. К лицу, совершившему правонарушение во время исполнения служебных обязанностей, изъятие оружия, личный досмотр и досмотр вещей применяются только в неотложных случаях.
При совершении правонарушений, предусмотренных частью второй статьи 2061 настоящего Кодекса, работник милиции изымает транспортное средство до разрешения вопроса судом по существу. При изъятии транспортного средства делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. Изъятие транспортного средства производится в соответствии с порядком, определенным Министерством внутренних дел.
(Вред, от 03.04.86 г., 12.06.87 г., 19.05.89 г., 29.07.91 г., 15.11.91 г., 23.12.93 г., 25.04.96 г., 12.07.96 г., 20.04.2000 г., 05.04.2001 г., 03.04.2003 г., 20.11.2003 г.)

Статья 266. Отстранение водителей от управления транспортными средствами, речными и маломерными судами и освидетельствование на состояние опьянения.
Управляющие транспортными средствами, речными и маломерными судами водители, судоводители и иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат отстранению от управления этими транспортными средствами или судами и освидетельствованию на состояние опьянения. Направление указанных лиц для освидетельствования на состояние опьянения и проведение освидетельствования их производится в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Украины, Министерством здравоохранения Украины и Министерством юстиции Украины.
(Вред, от 05.04.2001 г.)

Статья 267. Обжалование административного задержания, досмотра и изъятия вещей и документов.
Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) по отношению к органу (должностному лицу), применившему эти меры, прокурору или в суд.
(Вред. от 05.04.2001 г.)