Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

С изменениями и дополнениями от:

22 ноября 2000 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 30 июня 2006 г., 26 июня, 23 ноября 2007 г., 13 мая, 30 декабря 2008 г., 1 июля, 7 декабря 2011 г., 7 мая 2013 г., 23 июня, 14 октября, 29, 31 декабря 2014 г., 31 января, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 11 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 1 апреля 1998 года

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2019 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.

Президент Российской Федерации

15 апреля 1998 года

Настоящий закон регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с их деятельностью, только в той мере, в какой они не урегулированы законодательством РФ. Законом установлены три вида юридических лиц, создаваемых гражданами в целях реализации своих прав на получение, владение, пользование и распоряжение садовыми, огородными, дачными земельными участками: садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. В некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества, является его собственностью как юридического лица. Членами потребительского кооператива посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. Часть указанного имущества может выделяться в неделимый фонд. В некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким партнерством на взносы его членов, является его собственностью как юридического лица. Кроме того, граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов некоммерческого объединения. Законом также установлены порядок зонирования территории и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков, порядок создания указанных некоммерческих объединений, права и обязанности их членов, принципы управления этими объединениями, особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков. При совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками запрещается изменение их целевого назначения и разрешенного использования. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 апреля 1998 г. N 79, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 апреля 1998 г. N 16 ст. 1801

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П абзац второй статьи 1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2019 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г., за исключением положений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 22 ноября 2000 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Дачные споры. Садоводу на заметку

Не секрет, что многие садоводческие объединения представляют собой аналог осиного гнезда под предводительством самых шумных и больших особей (председателей и правления). В связи с ростом цен на электричество, увеличением размера обязательных платежей напряжённость возрастает. Споры, зарождающиеся на так называемых «общих» собраниях, часто переходят с лужаек в судебные залы.

В какой суд обращаться?

Надо сказать, что все споры между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или гражданами, ведущими хозяйство в индивидуальном порядке, с указанными объединениями рассматриваются судами общей юрисдикции (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ). Даже если речь идёт о признании недействительными решений общего собрания о внесении изменений в наименование, устав общества, решений правления о передаче земельных участков в собственность граждан.

Дело в том, что дачное некоммерческое партнёрство не является партнёрством, объединяющим коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, а также не является некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, поэтому этот спор не относится к подведомственности арбитражных судов.

Дела по требованиям граждан о праве на земельный участок, строение, сооружение, находящиеся на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подсудны районному суду по месту нахождения объекта недвижимости.

Что надо сделать до суда

Часто случается, что граждане обращаются в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, не попытавшись сначала оформить его в порядке, предусмотренном статьёй 28 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», т. е. в порядке упрощённой административной процедуры оформления права собственности.

Судья в таком случае на стадии принятия к производству иска проверяет наличие документов, свидетельствующих о принятии лицом, обратившимся в суд, мер для его оформления в судебном порядке.

Если таковые документы (например, отказ регистрирующего органа) будут отсутствовать, то судья на основании статьи 136 ГПК РФ оставляет исковое заявление о признании права собственности на земельный участок без движения.

Объясняется это тем, что в иске должно быть чётко указано, в чём заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ГПК РФ).

Председатель не вправе единолично решать вопросы членства

Часто председатели садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений забывают о том, что они не всесильны и не имеют права единолично решать вопросы, отнесённые к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества или собрания уполномоченных. Прежде всего это вопросы членства в указанных объединениях.

Органами управления садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления (ст. 20, 21 закона № 66-ФЗ), причём принятие граждан в члены садоводческого товарищества и исключение из числа его членов относится к исключительной компетенции общего собрания членов (собрания уполномоченных) этого товарищества.

Таким образом, решение о принятии в члены (прекращении членства), принятое председателем единолично, незаконно.

Выход — дело добровольное

Если член объединения принял решение о прекращении членства, то ему нет необходимости спрашивать чьего-то позволения и уж тем более дожидаться решения общего собрания.

Для добровольного выхода члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения из таких объединений решения общего собрания, установленного законом для исключения из числа членов, не требуется.

В этом состоит разница между добровольным выходом и исключением. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подп. 9 п. 1 ст. 19 закона № 66-ФЗ).

Если для исключения из членов объединения необходимо не менее 2/3 голосов общего собрания (подп. 2 п. 1 ст. 21 закона № 66-ФЗ), то для добровольного выхода члена объединения не требуется решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, установленного законом для исключения из числа его членов.

Наследник вправе вступить в члены объединения

Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 2 ст. 18 закона № 66-ФЗ).

Является нарушением не только прямой отказ в приёме в члены, но и длительное нерассмотрение заявления о приёме в члены товарищества общим собранием.

Размер взносов может зависеть от размера участка

А также от того, сколько участков принадлежит члену объединения.

Всё зависит от того, что указано в уставе объединения. Закон № 66-ФЗ не устанавливает обязательные критерии формирования размера членских взносов. В нём содержится лишь определение членских взносов как денежных средств, периодически вносимых членами объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения (ст. 1 закона № 66-ФЗ). Бесспорно то, что размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование. Однако закон не запрещает установление размера членских взносов в зависимости от размера участка, принадлежащего члену указанного объединения, и (или) от количества принадлежащих члену объединения земельных участков.

Наличие у одного лица участка (либо участков) большей площади, чем у других садоводов, предполагает и соответствующее увеличение текущих расходов объединения, связанных с содержанием имущества общего пользования и обслуживанием большего по размеру участка.

Установление размера членских взносов пропорционально площади принадлежащих членам товарищества участков отвечает принципам законности и справедливости. Тем более что при реализации общего принципа платности землепользования (ст. 65 Земельного кодекса РФ) также учитывается площадь земельных участков.

Занятие земель общего значения

Споры с требованием освободить земли общего значения, неправомерно занятые гражданами, встречаются довольно часто. Суды эти требования, как правило, удовлетворяют, но при условии, что доказан не только факт самого занятия, но и то, что эти действия привели к ущемлению прав истца.

Самый яркий пример — самовольное занятие земель общего пользования, ограничение доступа (возведение забора), перекрытие объездной дороги и проезда к пожарному водоёму. Такие действия не соответствуют статьям 21 и 34 закона № 66-ФЗ и также нарушают права других членов данного товарищества.

Благоустройство дороги не порождает собственности на всю дорогу

Часто граждане, особенно те, кто проживает на своих участках круглогодично, скидываются и за свой счёт доводят до ума общие дороги, обновляют покрытие, кладут асфальт и т. п. Дело хорошее, но надо чётко понимать, что благоустройство объекта общего пользования не влечёт за собой возникновения права собственности на дорогу как объект недвижимости, если такая дорога уже создана и находится на землях общего пользования.

Дело не меняет и тот факт, что остальные члены объединения никак не участвовали в благоустройстве.

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п. 1 ст. 218 ГК РФ). То есть право собственности на сооружение (дорогу) как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если оно создано именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализировано в качестве объекта недвижимости.

Если на землях общего пользования объединения уже существовала дорога, строительство которой было осуществлено ранее, то её благоустройство за счёт личных средств истцов само по себе не влечёт возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости.

Недействительность собрания. Установлены чёткие критерии

Решение общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является недействительным в случае отсутствия кворума для принятия решения на общем собрании членов общества, а также в случае нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания.

Общее собрание членов садоводческого некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения (п. 1 ст. 20 закона № 66-ФЗ), причём оно правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем 50 % членов такого объединения. Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения (ст. 21 закона № 66-ФЗ).

Как правило, суды устанавливают:

  • соответствие закону и уставу процедуры назначения и созыва общего собрания товарищества;
  • соответствие разрешаемых собранием вопросов компетенции общего собрания;
  • наличие кворума на собрании;
  • соответствие порядка проведения собрания и голосования по вопросам повестки дня требованиям закона и устава товарищества;
  • соответствие изготовленного текста решения собрания фактически принятым собранием решениям.

При этом следует помнить, что с 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.05.13 № 100-ФЗ, которым подраздел 4 раздела I части первой ГК РФ дополнен главой 9.1 «Решения собраний». Теперь решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5 ст. 181.4 ГК РФ).

Признание права собственности за землю на территории СНТ

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 закона о введении в действие ЗК РФ).

Если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, то такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Пунктом 3 статьи 28 закона № 66-ФЗ закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении. Граждане, обладающие такими земельными участками, вправе зарегистрировать права собственности на них в соответствии со статьёй 25.2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и принятия решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков не требуется.

Как показывает судебная практика, существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:

  • испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
  • данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу закона № 66-ФЗ (до 23 апреля 1998 года);
  • гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнёрства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Окончание в следующем номере

Если вы считаете, что в вашем родном «колхозе» с вами обходятся несправедливо, то эта статья — для вас. Также она пригодится тем, кто пытается самостоятельно оформить права на свой земельный участок.

Наследник члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе вступить в члены такого объединения, поскольку в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).

Установление размера членских взносов пропорционально площади принадлежащих членам товарищества участков отвечает принципам законности и справедливости. Тем более что при реализации общего принципа платности землепользования (ст. 65 Земельного кодекса РФ) также учитывается площадь земельных участков.

Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Кристина КОМЛЕВА, юрист АН «Солнечная сторона»

Об изменениях к ФЗ-66 и необходимость приводить в соответствие Уставы.

Содержание имущества общего пользования

Реестр членов объединения и соблюдения Закона о персональных данных плюс необходимость вносить изменения в Устав. Сложности и заморочки у Правления. Как собрать корректные данные от садоводов? Как предоставлять данные членам объединения если в них есть персональные данные других членов? А если кто то не согласится предоставлять свои данные? Вопросы есть и придется искать решения.

Кадастровый номер, площадь участка, адрес на территории это без проблем. Фамилия Имя Отчество, номер телефона, адрес проживания, паспортные данные, семейное положение и состав семьи, наличие задолженности конкретного лица по взносам это персональные данные.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – ФЗ № 66) предусмотрено ознакомление члена объединения с документами, в том числе содержащими персональные данные оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; С 01.07.2017 должен быть реестр. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных членов объединения (например: бюллетени, решения, доверенности и т.п. В то же время, прямая норма закона, определённая ч. 4 п. 3 ст. 21 ФЗ № 66), предусматривает предоставление члену объединения копий документов, в том числе содержащих персональные данные членов объединений. А если члены будут против?

Как выполнить требования Федерального Закона № 152-ФЗ «О персональных данных»
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года №152-ФЗ, персональными данными признаются любые сведения, относящиеся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных
2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:
3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

Статья 27. Ведение делопроизводства в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

1. Протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных) подписывают председатель и секретарь такого собрания; данные протоколы заверяются печатью такого объединения и хранятся в его делах постоянно.
2. Протоколы заседаний правления и ревизионной комиссии (ревизора) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства подписывает председатель правления или заместитель председателя правления либо соответственно председатель ревизионной комиссии (ревизор) и председатель комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства; данные протоколы заверяются печатью такого объединения и хранятся в его делах постоянно.
3. Членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, по их требованию должны предоставляться для ознакомления:
1) устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;
2) бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;
3) протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;
4) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
5) правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;
6) иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 337-ФЗ)
4. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение обязано предоставить члену объединения, гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого объединения, по их требованию копии документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Предоставление копий документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным органам и правоохранительным органам осуществляется в соответствии с их запросами в письменной форме.
(п. 4 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ)

В ст. 3 п.10 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ
дано определение конфиденциальности персональных данных — обязательное
соблюдение оператором или иным получившим доступ к персональным
данным лицом требование не допускать их распространения без согласия
субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. В
данном определении конфиденциальность персональных данных
рассматривается в широком смысле: указан явный запрет на передачу
персональных данных третьим лицам без согласия еѐ обладателя и указана
необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо
информации о субъекте. Оператор должен на 100% обеспечить не
распространение персональных данных.
В ст.7. закона раскрывается, когда не требуется обеспечение
конфиденциальности персональных данных:
1) в случае обезличивания персональных данных;
2) в отношении общедоступных персональных данных.

Документы, которые должны предоставлять по 66-ФЗ с учетом 152-ФЗ (т.е. то что можно предоставлять и что нельзя без письменного разрешения садовода):
1. Устав- можно;
2. бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения- можно без приходных и расходных ордеров с указанием ФИО привязанных к номеру участков;
3. утвержденная приходно-расходная смета объединения — можно без списка должников прошлых лет и граждан которым по решению общего собрания предоставлены преференции по срокам и размеру оплаты взносов (многодетные, малоимущие ит.п.);
4. отчет об исполнении этой сметы и Акты РК — можно при условии исключения из них персональных данных членов, например список должников;
5. документы, подтверждающие итоги голосования с указанием списка проголосовавших — нет;
6. бюллетени для голосования персонифицированные — нет;
7. доверенности с указанием данных доверителя и доверенного — нет; (а без этих данных сплошная фальсиификация)
8. решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования — нет;
9. правоустанавливающие документы на имущество общего пользования — можно;
10. данные по регистрации участников собраний, протоколы собраний с указанием ФИО выступавших нет.

Изменения в 66-ФЗ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан Изменения в 66-ФЗ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан
http://f1-consultant.ru/articles/izmeneniya-v-66-fz-o-sadovodcheskikh-ogorodnicheskikh-i-dachnykh-obedineniy/

3 июля 2016 года были внесены изменения в Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования – с 4 июля 2016 года.

Наш краткий обзор этих изменений:

  1. Вводится понятие Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
    Реестр членов объединения должен содержать:
    1. фамилию, имя, отчество члена такого объединения;
    2. почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения;
    3. кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.

    Обязанностью члена в связи с формированием реестра объединения теперь является:

    • предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений
    • в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Указанный реестр должен быть создан не позднее одного месяца со дня государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.

Ведение Реестра осуществляется председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

ФЗ 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных»: Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

  • Внесены изменения в порядок проведения общего собрания.Прежней редакцией не допускалось проведение собрания в заочной форме в случае, если в повестку дня общего собрания включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии. Теперь же, при условии, что указанные вопросы были включены в повестку дня очного собрания и оно не состоялось из-за отсутствия кворума, указанные решения могут быть приняты заочно.
  • Расширен перечень документов
    Которые должны предоставляться членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по их требованию.
    Если ранее это были лишь копии протоколов общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, то теперь, помимо этих документов, могут быть затребованы:
    1. устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;
    2. бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;
    3. документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
    4. правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;
    5. иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.

    Указанные документы предоставляются для ознакомления. Также введена обязанность предоставить копии документов из приведенного выше перечня. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Таким образом, правлению необходимо будет принять решение о стоимости копий документов на основании калькуляции.

  • Устав объединения должен содержать порядок установления размера членских взносов.Теперь это законодательно установлено, причем Данный порядок может предусматривать в том числе установление размера членского взноса в зависимости от площади земельного участка члена такого объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на этом земельном участке объектов недвижимого имущества. Здесь можно выделить два основных момента:

    • а) размер членского взноса по мнению законодателя теперь может устанавливаться в зависимости от площади земельного участка или от площади объектов недвижимого имущества на земельном участке. Возможен также комбинированный между указанными двумя принцип. То есть исключен распространенный во многих товариществах принцип взимания членских взносов – «поровну с участка».
    • б) В тексте статьи слова «может предусматривать в том числе…» дают возможность трактовать вышеописанные принципы взимания членского взноса как рекомендованные, но не обязательные. То есть, если в уставе будет сформулирован иной порядок – то так тому и быть, главное чтобы в уставе он был прописан.
  • Уточнена формулировка понятия «членские взносы».В новой редакции это — денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на содержание имущества общего пользования, оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения. Дополнено очевидным – содержание общего имущества. Напомним, что в соответствии тем же ФЗ №66 имущество общего пользования — имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).Новая редакция закона требует внесения в устав изменений (в частности – обязательного включения туда положения о порядке установления размеров членского взноса). Вместе с тем, торопиться вносить изменения не следует, так как в соответствии с п.2 ст.2 ФЗ №337 уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина не взимается.

    Тем не менее, изменения уже вступили в силу независимо от их наличия в уставе.

    Ознакомиться с текстом изменений в №66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан», принятых в №337-ФЗ от 03.07.2016 вы можете в специально подготовленном нами файле .

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Федеральное законодательство

    • Главная
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.04.98 N 66-ФЗ (ред. от 07.12.2011 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН»
    • В данном виде документ опубликован не был
    • (в ред. от 15.04.98 — «Российская газета», N 79, 23.04.98;
    • «Собрание законодательства РФ», 20.04.98, N 16, ст. 1801;
    • «Финансовая газета», N 19, 12.05.98, N 20, 18.05.98)

    Статья 23 Полномочия председателя правления садоводческого огороднического или дачного некоммерческого объединения

    1. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года.

    Полномочия председателя правления определяются настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.

    Председатель правления при несогласии с решением правления вправе обжаловать данное решение общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных).

    2. Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе:

    1) председательствует на заседаниях правления;

    2) имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных);

    3) подписывает другие документы от имени такого объединения и протоколы заседания правления;

    4) на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета такого объединения;

    5) выдает доверенности, в том числе с правом передоверия;

    6) обеспечивает разработку и вынесение на утверждение общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) внутренних регламентов такого объединения, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением;

    7) осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях;

    8) рассматривает заявления членов такого объединения.

    Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.