3. Организация производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел.

Производство по делам об административных правонарушениях — деятельность, в практической реализации которой ежедневно участвуют десятки тысяч сотрудников самых различных служб и подразделений органов внутренних дел. От того, насколько эффективно организовано их взаимодействие, зависит качество решения задач, стоящих перед органами внутренних дел.

На уровне МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ отсутствуют единые центры, координирующие деятельность органов внутренних дел по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Эта работа ведется соответствующими департаментами (управлениями, отделами, отделениями) в отношении подчиненных служб и подразделений.

На уровне горрайлиноргана внутренних дел (отделов, отделений, пунктов милиции) функции координатора выполняют инспекторы по исполнению административного законодательства. Не обладая властными полномочиями по отношению к иным сотрудникам органов внутренних дел, они осуществляют регистрацию протоколов об административных правонарушениях, их направление по подведомственности и контроль за дальнейшей реализацией.

Сотрудниками органов внутренних дел ежегодно выявляются и подвергаются правовой оценке не менее 80 млн административных правонарушений. Обеспечению такой высокой интенсивности способствуют различные факторы: широкая представленность милиции в различных населенных пунктах, круглосуточный характер работы, ориентация должностных лиц ОВД на принцип оперативности при организации производства по делам об административных правонарушениях. Так, например, КоАП РФ определяет допустимые сроки для составления протокола и его рассмотрения сотрудниками органов внутренних дел. Однако при доставлении правонарушителя в ОВД все указанные действия совершаются, как правило, значительно быстрее — в течение дежурных суток.

Кроме того, организация данной деятельности характеризуется наличием внутриведомственной специализации. В частности, например, материалы в отношении несовершеннолетних, как правило, готовятся сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних; за правонарушения в области дорожного движения — сотрудниками ГИБДД и участковыми уполномоченными милиции, в сфере предпринимательства — сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства (на уровне ОВД по муниципальном образованию — подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка), участковыми уполномоченными милиции, оперуполномоченными подразделений по борьбе с экономическими преступлениями; за нарушения паспортно-регистрационных правил — участковыми уполномоченными милиции; и т. д.

Порядок разбирательства с лицами, доставленными в дежурную часть органа внутренних дел, регламентируется Наставлением по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел.

Правонарушители, доставленные в дежурную часть органа внутренних дел (отдела, отделения, пункта милиции), регистрируются в Книге учета лиц, доставленных в орган внутренних дел, и при необходимости задерживаются.

Устанавливается по АБД наличие сведений о правонарушителе по картотеке лиц, привлеченных к административной ответственности, а также по другим картотекам по месту жительства правонарушителя.

После проведения необходимых процессуальных действий материалы дела передаются в отдел (отделение, группу) по исполнению административного законодательства, где регистрируются в Журнале учета производства по делам об административных правонарушениях

, и направляются по подведомственности. В дальнейшем эта информация переносится ответственным должностным лицом в соответствующие электронные базы данных.

Хранятся указанные документы в органах внутренних дел в течение сроков, установленных приказом МВД России от 12 мая 2006 г. №340 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности подразделений Министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы МВД России с указанием сроков их хранения».

Оценка эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел осуществляется по правилам, установленным приказом МВД России от 5 августа 2005 г. № 650 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте», с учетом требований ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию деятельности соответствующих служб и подразделений ОВД.

Глава 19. ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ.

Статья 254. Составление протокола об административном правонарушении.
О совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественного самоуправления.
Протокол не составляется в тех случаях, когда в соответствии с законом штраф налагается и взимается, а предупреждение фиксируется на месте совершения правонарушения (статья 258).
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 255. Лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях.
По делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами, указанными в статьях 218-221 настоящего Кодекса, протоколы о правонарушениях вправе составлять:
1) уполномоченные на то должностные лица:
органов внутренних дел (часть первая статьи 44, статьи 441, 461, 462, 51, 512 , 92, часть первая статьи 1061, статья 1062, статьи 121, 122, 1221, 1222, 123, 124, 130, 132, часть третья статьи 133, статья 136 (о нарушениях на автомобильном транспорте), статьи 148,151,154,155,1552-1562, 159, 160, 1602, 162, 164-16411, 1651, 1652, 173-1732, 174, статья 1751 (за исключением нарушений, совершенных в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьи 176, 177, 178-1811, 1813-1859, 186, 1861, 1863, 1865-188, 189-196, 2126, часть первая статьи 203, статьи 204, 205-2061, 2127, 2128; 21210, 21212, 21213, 21214, 21220;
органов государственного пожарного надзора (статьи 164,183);
органов здравоохранения (статьи 45, 46, 462, статьи 167-170 (о правонарушениях, связанных с несоблюдением требований стандартов, норм, правил и технических условий по лекарственным средствам), статья 183 — о заведомо ложном вызове скорой медицинской помощи);
органов охраны памятников истории и культуры (статья 92);
органов государственного энергонадзора (статья ЮЗ1);
органов Государственной инспекции по энергосбережению (статьи 98, 101-103, 18814);
органов Министерства транспорта Украины (статьи 136,141,142);
органов связи (статьи 144-1484,1887);
органов по делам защиты прав потребителей (статьи 422,156, 1646,1647);
финансовых органов (статьи 164, 1641);
предприятий и организаций, в ведении которых находятся электросети (статьи 99, ЮЗ1);
предприятий и организаций, эксплуатирующих магистральные трубопроводы (статья 138);
органов предприятий, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы (статьи 421-423,18822);
органов государственного ветеринарного надзора (статьи 421-423, 18822);
органов Министерства труда и социальной политики Украины (часть первая статьи 41, статьи 411-413, 1881);
лабораторий радиационного контроля министерств и ведомств Украины, организаций потребительской кооперации (статья 422);
государственных органов регистрации актов гражданского состояния (статья 2121);
органов Антимонопольного комитета Украины (статьи 1643, 164 14, 1661-1664);
органов управления кинематографией (статьи 1646 — в части демонстрации и распространения фильмов без государственного свидетельства на право распространения и демонстрацию фильмов в кино и видеосети; 1647 — в части нарушения условий распространения и демонстрации фильмов, предусмотренных государственным свидетельством на право распространения и демонстрацию фильмов в кино и видеосети; 1648 — в части несоблюдения квоты демонстрирования национальных фильмов при использовании национального и экранного времени в кино и видеосети);
органов Государственной пограничной службы Украины (части вторая, четвертая и пятая статьи 85, статьи 18510, 191, часть первая статьи 203, статьи 204-2061);
Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, его представители в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (статьи 164е — в части демонстрации и распространения фильмов без государственного свидетельства на право распространения и демонстрации фильмов на каналах вещания телевидения Украины; 1647 — в части нарушения условий распространения и демонстрации фильмов, предусмотренных государственным свидетельством на право распространения и демонстрации фильмов на каналах вещания телевидения Украины; 1648 — в части несоблюдения квоты демонстрирования национальных фильмов при использовании национального и экранного времени на каналах вещания телевидения Украины, статья 2129);
органов Службы безопасности Украины (статья 164 (в части, касающейся правонарушений в области хозяйственной деятельности, лицензии на осуществление которой выдает эта служба), статьи 1955, 2122 (кроме пункта 9 части первой), 2125 и 2126);
органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины (статья 164 (в части, касающейся правонарушений в области хозяйственной деятельности, лицензии на проведение которой выдает эта служба), пункт 9 части первой статьи 2122);
органов налоговой службы (статьи 512, 1551, 1631—1634, 164, 1645, 1772);
органов рыбоохраны (статьи 8 5, 8 54, 88х, статья 164 — в части нарушения порядка осуществления хозяйственной деятельности, связанной с добычей и использованием рыбы и иных водных живых ресурсов);
органов охотничьего хозяйства (статьи 85, 851, 881);
органов Министерства экологии и природных ресурсов Украины (статьи 85, 85\ 88, 881, 882, 90, 91);
органов воздушного транспорта (часть вторая статьи 112, часть третья статьи 133);
органов, осуществляющих контроль за добычей драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней (часть первая статьи 1891);
государственных органов управления племенным делом в животноводстве (статья 1071);
инспекций государственного архитектурно-строительного контроля (часть первая статьи 961);
Национального банка Украины (статьи 16411, 1667, 1668);
органов государственной контрольно-ревизионной службы в Украине (статьи 16412, 16414);
Счетной палаты (статьи 16412, 16414, 18819);
органов управления архивным делом и делопроизводством (статья 921);
службы государственной охраны природно-заповедно-го фонда Украины (статья 91);
органов Государственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности (статья 18816);
органов управления Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины (о правонарушениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов и работниками Вооруженных Сил Украины во время выполнения ими служебных обязанностей — статьи 44, 173, 174, 182, 1841, 185 и 1857);
специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля (статьи 18817, 2124);
специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга (статья 1669);
Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (статьи 163,1669);
органов исполнительной власти, осуществляющих регистрацию печатного средства массовой информации (статья 1866);
секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (статья 18819);
отдела контроля Аппарата Верховной Рады Украины (статья 18819);
предприятий и организаций, в ведении которых есть объекты электроэнергетики (статья 18512);
специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, государственной регулятивной политики и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и его территориальных органов (16610— 16612);
государственной технической инспекции Государственного департамента страхового фонда документации (статья 18825);
2) должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов (статьи ЮЗ1, ЮЗ2, 104), часть первая статьи 1061, статьи 1062, 149-154, 155, 156, 159-160, 1602, статья 175 а (за исключением нарушений, совершенных в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьи 183, 1851, 1865, статьи 78-84 (кроме нарушений санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха, а также правонарушений, связанных с превышением нормативов уровня шума, создаваемого автотранспортными средствами во время работы);
21) должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами поселковых, городских советов или местными государственными администрациями (часть вторая статьи 961);
22) председатель, заместитель председателя, секретарь, другие члены избирательной комиссии, комиссии по референдуму (статьи 212й , 21215-21220);
23) кандидаты, уполномоченные лица, официальные наблюдатели (статьи 21216- 21218, 21220);
3) собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган (статьи 51, 132, 179);
4) должностные лица, уполномоченные соответствующими министерствами, иными центральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых относятся аэродромы (части первая, третья, четвертая и пятая статьи 111 (о нарушениях, совершенных на аэродромах, не внесенных в государственный реестр аэродромов Украины, вне территории аэродромов и на посадочных площадках);
5) работники, осуществляющие охрану предприятий, учреждений, организаций (статья 179);
6) государственные исполнители (статьи 51, 18813);
7) секретарь судебного заседания, секретарь суда (статьи 1853, 1859, часть первая статьи 185е);
8) следователь, лицо, производящее дознание, прокурор или уполномоченное им лицо из числа работников прокуратуры (часть четвертая статьи 184, статья 1854, часть вторая статьи 185е, статьи 1858, 18511);
9) представители общественных организаций или органов общественной самодеятельности:
член общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы (статьи 92, 132, 148, 154, 160, 1751, 179, 1857, 1862, 1864);
общественный инспектор Украинского товарищества охраны памятников истории и культуры (статья 92);
10) государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности (статьи 512, 1649, 16413);
11) прокурор либо уполномоченное им лицо из числа работников прокуратуры (статья 2123);
12) государственные инспекторы по охране прав на сорта растений (статья 512).
По делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов, указанных в статьях 222-24416 настоящего Кодекса, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица этих органов. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:
1) должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием нефтепродуктов в промышленности и сельском хозяйстве (статья 161);
2) член общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы (статьи 65, 66, 70, 73, 77, 82, 89, 90\ 121-128, части первая и вторая статьи 129, части первая и вторая статьи 130, статьи 139, 140, 153 и 202);
3) внештатный инспектор Главной государственной инспекции по безопасности судоходства (части первая, третья, четвертая и пятая статьи 116, часть вторая статьи 1161, часть третья статьи 1162, часть первая статьи 117, статья 118, часть третья статьи 129, части третья и четвертая статьи 130, части первая и вторая статьи 131);
4) общественный лесной инспектор (статьи 63, 64-70, 73, 77);
5) общественный охотничий инспектор (статья 912 в части нарушения правил охоты);
6) общественный инспектор органов рыбоохраны (статья 912 в части нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов);
7) общественный инспектор по охране окружающей среды (статьи 651, 77, 771, 78, 82, 89 (в отношении диких животных), статьи 912, 153);
8) должностные лица предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих охрану, использование, воссоздание животного мира;
9) должностные лица органов железнодорожного транспорта (статья 123);
10) работники ведомственной, сельской пожарной охраны и члены добровольных пожарных дружин (команд), противопожарных объединений граждан (статьи 120, 175, 1888);
11) должностные лица военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины (о правонарушениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными, призванными на сборы, — часть четвертая статьи 122, статьи 1221, 1222, часть третья статьи 123, статья 124, части первая и вторая статьи 130, часть первая статьи 132, а также по всем нарушениям правил дорожного движения, совершенным лицами (кроме военнослужащих и военнообязанных, призванных на сборы), которые управляют транспортными средствами Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований);
12) администрация предприятий, учреждений и организаций (статья 132);
13) исключен;
14) должностные лица органов внутренних дел (часть первая статьи 59 (о правонарушениях, совершенных в пределах санитарных зон, источников водоснабжения), часть первая статьи 61 (относительно повреждения водохозяйственных сооружений и устройств), статья 771);
15) исключен;
16) должностные лица органов Государственной пограничной службы Украины (части первая и третья статьи 85, статьи 1211, 195);
17) государственные инспекторы по охране прав на сорта растений (статья 1041).
В случаях, прямо предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях могут составлять также должностные лица иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и представители органов самоорганизации населения.
(В ред. от 29.05.85 г., 03.04.86 г., 27.06.86 г., 19.12.86 г., 12.03.87 г., 12.06.87 г., 21.08.87 г., 25.11.87 г., 03.08.88 г., 27.04.89 г., 19.05.89 г., 23.11.89 г., 19.01.90 г., 20.04.90 г., 04.05.90 г., 14.05.90 г., 18.01.91 г., 28.01.91 г., 29.07.91 г., 09.08.91 г., 15.11.91 г., 25.06.91 г., 15.05.92 г., 07.07.92 г., 16.10.92 г., 15.12.92 г., 03.02.93 г., 04.02.93 г., 03.03.93 г., 22.04.93 г., 04.05.93 г., 30.06.93 г., 11.11.93 г., 15.12.93 г., 23.12.93 г., 23.12.94 г., 28.01.94 г., 25.02.94 г., 15.07.94 г., 22.09.94 г., 14.10.94 г., 15.11.94 г., 19.01.95 г., 15.02.95 г., 28.02.95 г., 01.03.95 г., 05.04.95 г., 11.07.95 г., 06.03.96 г., 12.07.96 г., 01.10.96 г., 13.11.96 г., 14.11.96 г., 23.01.97 г., 04.06.97 г., 19.11.97 г., 21.11.97 г., 24.03.98 г., 23.12.98 г., 18.02.99 г., 24.03.99 г., 02.07.99 г., 16.07.99 г., 21.09.99 г., 20.09.2001 г., 04.10.2001 г., 15.11.2001 г., 13.12.2001 г., 17.01.2002 г., 07.02.2002 г., 26.12.2002 г., 16.01.2003 г., 20.02.2003 г., 03.04.2003 г., 15.05.2003 г., 10.07.2003 г., 11.07.2003 г., 18.11.2003 г., 20.11.2003 г., 03.02.2004 г., 11.05.2004 г., 18.11.2004 г., 12.01.2005 г., 31.05.2005 г.; 02.06.2005 г., 06.09.2006 г., 22.09.2005 г, 15.11.2005 г., 15.12.2005 г., 12.01.2006 г., 23.02.2006 г., 23.02.2006 г., 01.12.2006 г., 11.01.2007 г., 8.02.2007 г., 22.02.2007 г., 19.04.2007 г., 17.05.2007 г.)

Статья 256. Содержание протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются, объяснения нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Если правонарушением причинен материальный ущерб, об этом также указывается в протоколе.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 268 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе.

Статья 257. Направление протокола.
Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

Статья 258. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется.
Протокол не составляется в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 70, 73, 77, частями первой и третьей статьи 85, статьей 153, если размер штрафа не превышает трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, статьей 107 (в случаях совершения правонарушений, перечисленных в части третьей статьи 238), частью третьей статьи 109, статьями 110, 115, частями первой, третьей и пятой статьи 116, частью третьей статьи 1162, частями первой и третьей статьи 117 (при наложении административного взыскания в виде предупреждения на месте совершения правонарушения), статьями 118, 119, частями третьей, четвертой и пятой статьи 1331, статьями 134, 135 настоящего Кодекса, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него административное взыскание.
Протоколы не составляются и в других случаях, когда в соответствии с законом штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения.
Если нарушитель оспаривает налагаемое на него взыскание за совершение правонарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, то составляется протокол об административном правонарушении.
(В ред. от 03,04.86 г., 19.12.86 г., 19.05.89 г., 29.07.91 г., 15.11.91 г., 23.12.93 г., 06.03.96 г, 07.02.97 г., 05.10.2000 г., 05.04.2001 г., 11.07.2003 г.)

Статья 259. Доставление нарушителя.
В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию, в подразделение Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины или в органы Государственной пограничной службы Украины, штаб общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, либо в общественный пункт по охране общественного порядка работником милиции, должностным лицом Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, военнослужащим либо работником Государственной пограничной службы Украины или членом общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а при нарушении законодательства о государственной тайне — в органы Службы безопасности Украины ее сотрудником.
При совершении нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарнопротиво-эпидемических правил на транспорте нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в милицию, если у него нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем.
При совершении лесонарушений, нарушений правил охоты, правил рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения, работники государственной лесной охраны, а в лесах коллективных сельскохозяйственных предприятий — работники лесной охраны указанных предприятий, уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, должностные лица других органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием животного мира, работники служб охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также работники милиции могут доставлять лиц, совершивших эти правонарушения, в милицию или помещение исполнительного органа сельского, поселкового совета. Доставление нарушителя может производиться также членами общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, общественными инспекторами охраны природы, общественными охотничьими инспекторами, общественными инспекторами органов рыбоохраны и общественными лесными инспекторами.
При совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое имущество, нарушитель может быть доставлен работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или в милицию для пресечения правонарушений, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении.
При совершении правонарушений, связанных с незаконным приобретением либо хранением специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, иных средств негласного получения информации, нарушитель может быть доставлен в органы Службы безопасности Украины ее работником для установления личности правонарушителя и составления протокола о правонарушении.
Доставление нарушителя должно быть произведено в возможно короткий срок.
Пребывание доставленного лица в штабе общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или в общественном пункте по охране общественного порядка, помещении исполнительного органа сельского, поселкового совета не может длиться более одного часа, если не установлено иное.
В случае совершения военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов и работниками Вооруженных Сил Украины во время выполнения ими служебных обязанностей правонарушений и при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, доставление нарушителя уполномоченными на то должностными лицами осуществляется в подразделения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины.
(В ред. от 03.04.86 г., 05.04.2001 г., 07.02.2002 г., 03.04.2003 г., 15.05.2003 г., 11.05.2004 г.)

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4 КоАП РФ); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола: в случаях, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или штрафа (ст.28.6 КоАП РФ).

В соответствии с действующим административным законодательством сотрудники органов внутренних дел (полиции) имеют право составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с действующим административным законодательст­вом РФ полномочия сотрудников органов внутренних дел, в части состав­ления протокола об административном правонарушении определяются ст. 28.3 и ст. 23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и нормативными правовыми актами.

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным должностным лицом немедленно после выявления указанным лицом административного правонарушения; по итогам рассмотре­ния информации по проверке обоснованности информации, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в от­ношении которых возбуждается дело об административном правонаруше­нии. В этом случае протокол об административном правонарушении со­ставляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

После того как лицо, задержанное за совершенное административное правонарушение, доставлено в отдел внутренних дел, сотрудник полиции при наличии законных оснований составляет протокол об административном правонарушении. Так как правонарушитель имеет право получить копию протокола об административном правонарушении, протокол должен составляться в двух, а иногда и в трех экземплярах (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ), так как копия протокола об ад­министративном правонарушения может быть вручена не только правонарушителю, но и потерпевшему.

Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.

В ст.28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении:

а) протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч.1 ст.28.5 КоАП РФ);

б) в течение двух суток (ч.2 ст.28.5 КоАП РФ) – основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

в) по окончанию административного расследования: в течение месяца; в течение двух месяцев; в течение шести месяцев (ч.5 ст.28.7 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении ч.1 с.28.8 КоАП РФ). Если совершение административного правонарушения влечет административный арест, административное выдворение либо административное приостановление деятельности (при применении временного запрета деятельности), то протокол о таком правонарушениипередается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 и 4 ст.28.8 КоАП РФ).

В протоколе об административном правонарушении указываются:

1. Дата и место его составления.

Примечание: необходимо различать дату совершения правонарушения и дату составления протокола об административном правонарушении.

2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.

3. Сведения о правонарушителе (лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении).

Примечание: указываются: фамилия, имя, отчество; дата (число, месяц, год) рождения; место рождения; место жительства (регистрации по месту жительства или пребывания); место работы или учебы (полное наименование без сокращения и желательно указывать юридический адрес организации и номер рабочего телефона); должность, если не работает, то указать — временно не работающий и как давно, если безработный, то стоит ли на учете в центре занятости и как давно; размер дохода (указывается размер заработной платы, стипендии и иной доход) в рублях (указывается цифрами и прописью); семейное положение лица (женат, холост, замужем и т.д.); количество лиц на иждивении (дети, родители, жена и т.д.)

4. Проверка лица, совершившего административное правонарушение:

· данные лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении — проверяется по картотеке информационного центра УВД субъекта РФ (например: ИЦ МВД по УР):

· устанавливается наличие судимости или привлечение к административной ответственности (делается отметка о наличии судимости или производится запись «к ответственности не привлекался»);

· ставится подпись должностного лица, производившегопроверку.

5. Сведения о документе, удостоверяющем личность правонаруши­теля (наименование документа, серия, номер, дата и место выдачи).

6. Место, время совершения и событие административного правонару­шения.

— точно указать расположение места совершения админи­стративного правонарушения (например, у подъезда № I дома № 34 по ул. Гайдара г. Ижевска; у центрального входа в магазине «Ромашка», расположенного в доме № 125 по пр. Ломоносова, г. Ижевска);

— время совершения административного правонарушения (указы­ваются часы и минуты, например — в 21 час 15 минут);

— раскрывается сущность правонарушения, то есть описываются противоправные действия, которые совершил правонарушитель.

7. Указывается пункт, часть и номер статьи КоАП или другого закона, предусматривающего ад­министративную ответственность, например — ст. 20.1 КоАП РФ «Мел­кое хулиганство», ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ «Распитие алкогольной и спир­тосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах», ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».

8. Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, разъясняются их права и обязанности под роспись об ознакомлении

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонаруше­нии, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Примечание: ст. 25.1. КоАП РФ «Лицо, в отношении которого ведется, производство по делу обадминистративном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии КоАП РФ.

9. Объяснение физического лица или законного представителя юри­дического лица, в отношении которых возбуждено дело.

Правонарушитель может дать свои объяснения по поводу совер­шенного правонарушении (это его право, а не обязанность). После дачи объяснений в протоколе об административном правонарушении, лицо, давшее его, скрепляет объяснение своей подписью. Однако возможно, что объяснение может быть оформлено на отдельном листе, оформлено в виде объяснения и приобщено к протоколу (ст. 26.3 КоАП РФ).

Примечание: не следует фиксировать в протоколе объяснения, данные в состоянии алкогольного опьянения, т.к. записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были написаны.

10. Перечень документов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении (рапорт, объяснение, определение и т.п.)

11. Подписи лиц, участвующих при составлении протокола об административном правонарушении: (правонарушителя, свидетелей, потерпевших, понятых, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении).

При отказе правонарушителя подписать протокол, дать объяснения, делается соответствующая отметка и заверяется отказ подписью понятых и сотрудника полиции, составившего протокол.

Указанные лица вправе давать объяснения и замечания по содержа­нию протокола.

Физическому лицу или законному представителю юридического липа, в отношении которых составляется протокол об администра­тивном правонарушении, а такжепотерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонару­шении. При отказе получить копию протокола об административном пра­вонарушении об этом делается запись (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Права и обязанности лиц, участвующих в административном процессе указаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Данным лицам разъясняются их права и обязанности под роспись.

Протокол об административном правонарушении — не только акт возбуждения производства дела об административном правонарушении. Этот процессуальный документ имеет важное доказательственное значе­ние при условии, что он правильно составлен. Поэтому в протоколе долж­ны объективно отражаться сведения, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.

Наиболее распространенные ошибки при составлении протокола об административном правонарушении:

· Нарушается часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ. Участникам производства по делу не разъясняются или разъясняются не в полном объеме права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. О разъяснении прав и обязанностей не производится запись в протоколе.

· Аналогичные нарушения части 3 статьи 28.2 КоАП РФ имеются при указании свидетелей и понятых. В протоколе не указываются их фамилия, имя, отчество, год рождения, место регистрации, не разъясняются права и обязанности.

· В протоколах не содержится необходимых данных (времени составления протокола, времени совершения правонарушения, не раскрывается полностью состав правонарушения (объективная и субъективная сторона) и др.).

· В протоколах не указываются сведения о том, привлекались ли ранее лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении к ответственности. При установлении повторности совершения административного правонарушения не используются данныеинформационных центров органов внутренних дел.

· В протоколах отсутствуют подписи должностных лиц.

· Отсутствуют подписи лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего в графе времени и месте рассмотрения дела, получения копии протокола, отсутствует отметка «от копии настоящего протокола отказался».

· Не всегда вносятся данные о проведении досмотра, изъятия, доставлении и о наличии телесных повреждений (графа «иные сведения, необходимые для разрешения дела», «о доставлении»), не указываются составленные и прилагаемые документы в разделе «к протоколу прилагается».

· Не следует фиксировать в протоколе объяснения на­рушителя, данные им в состоянии опьянения, так как записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были записаны.

· Лица, совершившие административные правонарушения, иногда со­общают о себе неверные сведения (см. требования ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Принятие их без документального подтверждения приводит к тому, что нарушители иногда уклоняются от административной ответственности.

· Недопустимо в протоколе делать записи, не отражающие обстоя­тельств совершения проступка (например, такие, как «сквернословил», «вел себя вызывающе при большом стечении людей», «Приставал на улице к гражданам», «при задержании оказал неповиновение сотруднику полиции»). Положение в некоторых случаях осложняется тем, что в дело, кроме протокола, не приобщаются другие материалы.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .