Содержание статьи:

Кто является представителем власти по специальному полномочию (Н. Ковалева, «Российская юстиция», N 11, ноябрь 2002 г.)

Кто является представителем власти
по специальному полномочию

Согласно примечанию 1 к ст.285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Следует отметить, что представители власти среди должностных лиц составляют особую группу. Примечание к ст.318 УК раскрывает содержание понятия «представитель власти» применительно ко всем статьям УК. Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Анализ этой дефиниции выявляет некоторую ее неопределенность и тавтологичность: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо — это лицо, осуществляющее функции представителя власти. В связи с этим особую значимость имеют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», где сказано, что к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиям в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Принципиально новым является признание действующим УК возможности осуществления функций представителя власти по специальному полномочию. Однако в определении понятия специального полномочия нет единого мнения ни в теории, ни в практике уголовного права. Некоторые авторы даже предлагают исключить понятие «специальное полномочие» из уголовного закона, поскольку-де оно не имеет сколько-нибудь определенного правового содержания и лишь вносит логические противоречия в примечание к ст.285 УК.

В свою очередь Пленум Верховного Суда РФ в названном постановлении не дает четкой дефиниции «специального полномочия». Он лишь указывает, что выполнение функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, в течение определенного времени или одноразово либо совмещает их исполнение с основной работой. Но остается неясным: чем же специальное полномочие отличается от временного?

Судебная практика нередко смешивает понятия «специальное полномочие» и «временное полномочие». Так, М., заместитель начальника отдела физической защиты службы на Кавказских Минеральных Водах Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Ставропольскому краю, 28 декабря 1999 г. был отстранен от должности. 13 ноября 2000 г. начальник названного Управления издал на имя М. предписание о проведении рейда по выявлению административных правонарушений в сфере игорного бизнеса. По обстоятельствам проверки возник спор. Дело было передано в суд, который пришел, в частности, к выводу, что М. являлся должностным лицом — представителем власти по специальному полномочию. Однако в данном случае имело место временное исполнение обязанностей должностного лица, поскольку на основании указанного предписания М. получил полномочия на определенное время — на время проведения рейда по выявлению административных правонарушений в сфере игорного бизнеса.

«Специальный» — значит особый, исключительно для чего-нибудь предназначенный. Определение специального полномочия должно содержать в себе признаки, четко отграничивающие его от других понятий. На мой взгляд, специальное полномочие — официально предоставленные (путем издания нормативного или индивидуального акта) представителю общественности права на осуществление административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, а также функций представителя власти. Таким образом, внештатные сотрудники милиции, внештатные инспекторы технадзора, общественные контролеры, народные и присяжные заседатели, общественные помощники следователя, прокурора, депутата и т.п. являются должностными лицами, осуществляющими функции представителя власти по специальному полномочию.

Поддержку такой позиции можно встретить в юридической литературе. На практике же указанные лица (за исключением народных и присяжных заседателей — о них есть специальная оговорка в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.) должностными не признаются.

Так, в обвинительном приговоре в отношении М., внештатного сотрудника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД г. Красноярска, суды первой и второй инстанций признали его должностным лицом, исполняющим функции представителя власти по специальному полномочию. Президиум Верховного Суда РФ приговор изменил, указав, что М. признан должностным лицом необоснованно (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 12. С. 10, 11). Между тем по делу было ясно, что только использование служебных полномочий позволило М. совершить преступление.

Практика показывает, что необходимо пересмотреть положения, регламентирующие деятельность общественных помощников, внештатных сотрудников правоохранительных органов, и официально признать за ними процессуальные полномочия, которые они фактически имеют. Уголовная же ответственность за нарушение ими этих полномочий действующим УК уже установлена в ст.285.

аспирант Ставропольского госуниверситета

«Российская юстиция», N 11, ноябрь 2002 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Кто является представителем власти по специальному полномочию

Н. Ковалева — аспирант Ставропольского госуниверситета

Статья 319. Оскорбление представителя власти

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением —

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Комментарий к Ст. 319 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную деятельность органов власти и их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти.

Потерпевшими от преступления являются только представители власти. О понятии представителя власти см. комментарий к ст. 318.

2. Объективная сторона преступления состоит в оскорблении представителя власти . Специфичным для данного преступления является публичность оскорбления. Это означает, что сведения, унижающие честь и достоинство представителя власти, выраженные в неприличной форме (явно не соответствуют общепринятым нормам поведения, грубо попирают человеческое достоинство ), становятся достоянием многих лиц, например из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из СМИ. Такие выступления могут быть перед аудиторией, на улице. Признаком публичности обладают всевозможные листовки, обращения, содержащие оскорбительные сведения о представителе власти и вывешиваемые в доступных для чтения местах .
———————————
БВС РФ. 1999. N 2. С. 22.

БВС РФ. 2002. N 3. С. 17 — 18.

БВС РФ. 2007. N 2. С. 24.

В законе подчеркнуто, что преступлением является публичное оскорбление как при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей, так и в связи с их исполнением (в том числе и в прошлом). Если оскорбление представителя власти связано с исполнением им иных обязанностей и уголовная ответственность за такое оскорбление установлена в УК, содеянное может быть квалифицировано, например, по ст. ст. 297, 336 УК.

Оконченным преступление считается уже в момент высказывания слов оскорбительного характера или иных действий. Фактически наступившие в результате оскорбления последствия лежат за пределами данного состава преступления и могут быть учтены при назначении наказания. Если в содеянном дополнительно имеются признаки другого состава преступления, все совершенное образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и соответствующей статье УК.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер публичного оскорбления представителя власти, осознает, что оскорбляет представителя власти при исполнении или в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, и желает сделать это.

4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. С учетом признаков состава данное преступление следует отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. ст. 213, 297, 318, 336 УК, и от мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП).

Прокуратура Камчатского края

Список органов прокуратуры Камчатского края

Календарь новостей

Разъяснения прокурора

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Вправе ли работодатель штрафовать работника

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Как подать жалобу в государственную инспекцию труда

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Водители по-прежнему должны устанавливать знак «Шипы»

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Изъятое водительское удостоверение будет возвращаться после уплаты штрафов

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Права граждан в уголовном судопроизводстве

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти

  • 28.06.2016 16.07.2016 Прокуратура разъясняет, Разъяснения прокурора
  • Просмотров: 1420

Статьей 318 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти.

Речь идет о применении насилия, как опасного, так и не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Под представителем власти в статье 318 УК РФ признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

К близким лицам, наряду с близкими родственниками, могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.

Преступные действия выражаются в угрозе или насильственных действиях.

Под угрозой понимается информационное воздействие на психику лиц, содержанием которого является высказанное намерение применить насилие в отношении представителя власти. Способ и форма выражения угрозы для квалификации значения не имеет.

Угроза наказуема по ст. 318 УК РФ, если она имеет место в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. В иных случаях при наличии соответствующих признаков деяние может быть квалифицировано по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

В объективную сторону диспозиции входит применение насилия, как опасного, так и не опасного для жизни и здоровья.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является мотив поведения виновного. Он должен быть связан с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей. Применение насилия в связи с неправомерными действиями представителя власти состав рассматриваемого преступления не образует. Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

К уголовной ответственности может быть привлечено вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица, не достигшего шестнадцати лет и совершившего насилие в отношении представителя власти, квалифицируются по нормам о преступлениях против личности.

Санкция ст. 318 УК РФ предусматривает уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Начальник уголовно-судебного отдела прокуратуры Камчатского края

4.23. Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ)

Публичное оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме и в присутствии хотя бы одногя постороннего лица.

Объективные признаки оскорбления во многом совпадают с характери-J стикой аналогичного преступления против личности, предусмотренного ст.

Но есть и важные отличия, которые мы раскроем ниже.

Статья 319 УК РФ, равно как и ранее проанализированная ст. 297 УК P»Jl (неуважение к суду), является специальной нормой по отношению к ст. 130 УК; РФ. Соответственно при конкуренции общей и специальной нормы применен нию подлежит специальная норма, т.е. ст. 319 УК РФ. Но в отличие от уголо»* ных дел по ст. 130 УК РФ, возбуждаемых по заявлению потерпевшего (дела чм стного обвинения — ч. 2 ст. 20 УПК РФ), дела по ст. 319 УК РФ относятся к ка-( тегории публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК РФ).

.Ччбаанеа I! Уголовная ответственность ja неуважение к суду // Российская юстиция 1998. № 8 — С 10

Более подробно комментарий к статье ПО УК РФ См например Курс уголовного права. Особ мая часть Том 3 Учебник/ум Ryjon ‘ Под ред. Борзенкова Г И и Комиссарова В С —М , 2002

В отличие от «простого» оскорбления, оскорбление представителя власти уголовно наказуемо только при наличии признака публичности. Это означает, что сведения, унижающие честь и достоинство представителя власти, выражен­ные в неприличной форме, становятся достоянием многих лиц, например из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из средств массовой информации. Такие выступления могут быть перед аудитори­ей, на улице. Признаком публичности обладают всевозможные листовки, об-рашения, содержащие оскорбительные сведения о представителе власти и вы­вешиваемые в доступных для чтения местах. Если нанесенное представителю власти оскорбление не становится достоянием третьих лиц, оно не может по­дорвать авторитет соответствующих органов. Такое деяние квалифицируется пост. 130 УК РФ 184 .

Представителем власти в Примечании к ст. 318 УК РФ (распространяе­мом на все статьи названного Кодекса) признается должностное лицо правоох­ранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномо-

чиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости .

Преступлением является публичное оскорбление как при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей, так и в связи с их ис­полнением. Примером первого случая может быть оскорбление следователя защитником во время следственного действия в присутствии обвиняемого, дру­гих лиц, из личных неприязненных к нему отношений, если это оскорбление никак не связано с исполнением следователем своим служебных полномочий (например, оскорбительные выражения о внешности следователя).

Примером второго случая при тех же обстоятельствах может быть ос­корбления, нецензурная брань в отношении следователя за невыполнение хода­тайства защитника. Оба случая, как видно из диспозиции ст. 319 УПК РФ, об­разуют состав данного преступления.

С субъективной стороны оскорбление представителя власти совершается опять-таки только при наличии вины в форме прямого умысла. Лицо осознает и публичный и неприличный характер оскорблений, осознает, что потерпевший является представителем власти и желает совершить оскорбительные действия.

Субъект преступления общий, что указывает на то, что нет каких-либо препятствий для привлечения к уголовной ответственности за оскорбление и адвоката.

Признаки и типичные способы совершаемых адвокатами оскорблений мы Рассмотрели в комментарии к ст. 297 — неуважение к суду.

Однако оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) существенно ° т личается от состава неуважения к суду по целому ряду признаков.

1. Потерпевшие: ими, согласно ст. 297 УК РФ признаются только суд, Ица, участвующие в отправлении правосудия, и участники судебного разбира- Льс тва. По статье же 319 УК потерпевшими признаются любые представите-

(V Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации Научно-практический комментарий /

РеА „? М Лебедев — М.2001 —С 387

Подробно о содержании данных понятий см , например Указ соч —С 549

ли власти, в т.ч. следователи, прокуроры, дознаватели, оперуполномоченные н др.

2. Месту и время совершения преступления: неуважение к суду (ст. 2

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ» в других словарях:

Представитель власти — (англ. representative of power) в уголовном праве РФ должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не нах … Энциклопедия права

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ — должностное лицо властного органа, а тж. иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости … Юридическая энциклопедия

Представитель власти — по советскому праву должностное лицо, наделённое правами и обязанностями по осуществлению функций органов государственной власти или государственного управления, в соответствии с которыми он вправе давать обязательные для исполнения… … Большая советская энциклопедия

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ — см. Насилие над представителем власти … Словарь-справочник уголовного права

Представитель власти — Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными… … Словарь юридических понятий

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ — должностное лицо властного органа, а т.ж. иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ — по смыслу УК должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц. не находящихся от него в служебной зависимости … Энциклопедия юриста

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ — в российском праве, в том числе и уголовном праве, П. в. должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не… … Энциклопедический словарь конституционного права

представитель власти — по смыслу УК РФ должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной… … Большой юридический словарь

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ — должностное лицо, облеченное властными полномочиями, распространяющимися на лиц, не находящихся у него в служебном подчинении … Большой экономический словарь