Как устроены суды общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев. Нижнее или основное звено составляют районные суды, которые раньше назывались народными. Они создаются в каждом районе, в том числе в районах, на которые разделены некоторые города, а иногда один суд обслуживает несколько районов.

Районный суд состоит из председателя и судей. В районах с небольшим населением суд может состоять только из одного судьи, который одновременно является председателем.

Районный суд рассматривает по первой инстанции большинство дел.

Определение . Когда говорят “суд такой-то (т.е. первой, апелляционной, кассационной или надзорной) инстанции”, то имеют в виду его полномочия по рассмотрению дел.

Так суд первой инстанции рассматривает дело полностью и выносит по нему свое решение. Суды кассационной и апелляционной инстанции проверяют по жалобам участвующих в деле лиц и по представлениям прокурора правильно ли суд первой инстанции выяснил обстоятельства дела и применил законодательство. Их различие состоит в том, что апелляционной инстанцией является тот же районный суд, который пересматривает решения мировых судей, а кассационной — суд субъекта федерации, пересматривающий решения районных судов.

Суд надзорной инстанции проверяет по представлениям прокуроров или жалобам граждан и организаций правильность решений, определений и постановлений судов первой, апелляционной и кассационной инстанции с точки зрения соблюдения ими законодательства.

Следует помнить, что полномочия одинаково называющихся судебных инстанций (апелляционной, кассационной и надзорной) в уголовном, гражданском и арбитражном процессе различаются между собой. Подробнее об этом можно узнать в соответствующих кодексах.

Одни и те же суды могут выполнять функции сразу нескольких инстанций. Например, суды субъектов федерации (т. е. областные, краевые и т.д.) являются судами первой инстанции по наиболее важным уголовным делам, но одновременно они выполняют роль кассационной инстанцией по отношению к районным судам, т.е. пересматривают их приговоры по уголовным делам, а также надзорной инстанцией по делам, рассмотренными мировыми судьями, районными судами и ими самими.

Но продолжим разговор о районных судах. Они рассматривают по первой инстанции все дела, которые не отнесены к ведению вышестоящих судов, и в то же время являются вышестоящей (т.е. апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям.

Средним звеном судов общей юрисдикции являются суды субъектов федерации, т.е. суды краев, областей, республик, автономных областей и автономных округов, а также городские суды Москвы и Санкт-Петербурга. Внутри них создаются коллегии (нечто вроде отделов) по гражданским и уголовным делам, которые пересматривают в кассационном порядке решения и приговоры, вынесенные районными судами, и рассматривают по первой инстанции гражданские дела, которые связанны с государственной тайной и другие дела, где обе стороны согласились передать спор на их рассмотрение. Перечень уголовных дел, которые суды субъектов федерации рассматривают по первой инстанции можно найти в ст. 31 УПК РФ.

Руководящим органом этих судов является президиум во главе с председателем суда, который в порядке надзора пересматривает приговоры, решения и определения районных судов и коллегий этих же судов.

Высшим органом судов общей юрисдикции является Верховный суд РФ.

Он состоит из следующих подразделений.

Пленума , который дает судам руководящие разъяснения по применению законодательства и выполняет некоторые другие функции.

Президиума , который рассматривает дела в порядке надзора и решает внутренние вопросы Верховного суда РФ.

Кассационной коллегии , которая пересматривает в кассационном прядке дела, рассмотренные по первой инстанции другими коллегиями.

Трех судебных коллегий , а именно военной, по гражданским и по уголовным делам, которые пересматривают дела в кассационном порядке и в порядке надзора, а также рассматривают по первой инстанции дела, которые относятся к ведению Верховного суда РФ.

Верховный суд рассматривает по первой инстанции следующие гражданские дела:

• об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ;

• об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

• об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

• о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации

• об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума ;

• по разрешению споров между органами власти России и органами власти ее субъектов, а также между органами власти субъектов федерации, переданных ему Президентом РФ в соответствии со статьей 85 Конституции РФ [1] .

Поэтому, если вы “замахнулись” на какое-нибудь из этих дел, то ваш путь должен лежать прямо в Верховный суд РФ.

Верховный суд возглавляет Председатель, который руководит его работой.

В систему судов общей юрисдикции также входят военные суды, которые рассматривают:

1) гражданские и административные дела о защите прав, свобод и интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы или военных сборов;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.

Верховный суд РФ является вышестоящей инстанцией по отношению к военным судам и имеет в своем составе специальную военную коллегию. Средним звеном военных судов являются окружные (флотские) суды, а основным звеном — гарнизонные суды.

Следующие материалы:

  • Как уже говорилось, арбитражные суды рассматривают экономические споры с участием организаций и граждан-предпринимателей, а обычных граждан их деятель …

«>Арбитражные суды
Если у федерального центра есть суды общей юрисдикции, то у субъектов федерации есть свои судьи общей юрисдикции, которые называются мировыми судьями …

Судебные инстанции в системе судов общей юрисдикции

§ 2. Понятие «звено судебной системы» и «судебная инстанция». Их характеристика

В основу системы судов общей юрисдикции положено деление судов на звенья в соответствии с административно-территориальным устройством нашего государства. Существует трехзвенная система деления этих судов.

Понятие «звено судебной системы» связано с кругом полномочий, которые возложены на те или иные судебные органы. Суды, составляющие определенное звено системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Суды, действующие в районах или городах (не имеющих районного деления), районах в городе, а также межрайонные (окружные) суды, имеют одинаковое положение и составляют первое звено, т.е. являются основным звеном системы судов общей юрисдикции.

Такое признание особой роли этих судов, как основного звена, вытекает из того, что:

Они составляют подавляющее большинство судебных органов;

Являются низовыми звеньями, наиболее приближенными к населению;

Осуществляя правосудие, рассматривают значительное количество гражданских и уголовных дел, поступающих в эти суды.

К первому звену относится также и межобластной суд.

Вторым звеном судебной системы являются Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды. Эти суды имеют одинаковые функции и занимают одинаковое положение в системе судов в качестве второго звена по отношению к первому звену.

Верховный Суд выступает в качестве третьего звена, являясь высшим судебным органом системы судов общей юрисдикции, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов первого и второго звена.

Таким образом, районный (городской), межрайонный (окружной) суд, межобластной суд является первым звеном; Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные. Киевский и Севастопольский городские суды вторым звеном; третьим — Верховный Суд Украины.

Различие в деятельности судов различных звеньев определяется также тем, осуществляют ли они правосудие в качестве судов первой инстанции, кассационной или надзорной инстанций. Понятие «судебная инстанция» связано с характером конкретной деятельности суда по осуществлению правосудия. В отличие от организационного построения системы судов, отдельным элементом которого является «судебное звено», взаимосвязь судов в сфере их деятельности определяется использованием понятия «судебная инстанция» обозначающая самостоятельную ступень, через которую проходит либо может проходить конкретное дело в различных судах. Каждую из этих ступеней отличает своеобразие решаемых задач и характерные для нее особенности судопроизводства.

Существует три судебных инстанции:

I. Суды, обладающие очерченными полномочиями, называются судами первой инстанции. Они рассматривают гражданские и уголовные дела по существу, постановляя:

решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам, определения — по любому из этих производств.

В системе судов общей юрисдикции все суды имеют компетенцию первой инстанции — от районного до Верховного Суда Украины. Они осуществляют судебное разбирательство в условиях устности и непосредственности, исследуют доказательства, выслушивают участников процесса, проводят другие процессуальные действия. По уголовному делу они устанавливают виновность или невиновность подсудимого, привлекают виновного к уголовной ответственности, назначают уголовное наказание. По гражданским делам — удовлетворяют иски или отказывают в их удовлетворении, признают наличие или отсутствие юридических фактов.

В целях обеспечения стабильности судебных актов, вынесший решение или приговор суд не может сам ни изменить их, ни отменить.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, его защитником и законным представителем, потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или опротестован прокурором в суд второй инстанции. В случае подачи кассационной жалобы или протеста, независимо от их обоснованности, дело рассматривается в суде второй инстанции.

II. Суд кассационной (второй) инстанции проверяет законность и обоснованность решений, приговоров и определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу.

Так, для районного (городского) суда, судом второй инстанции является областной и приравненный к нему суд, а для областного — Верховный Суд Украины. Кассационное разбирательство дела возможно только на основе кассационной жалобы или кассационного протеста. Суд кассационной инстанции рассматривает дело в составе трех постоянных судей (один из них председательствующий). Если при кассационном рассмотрении дела будет установлено, что выводы суда первой инстанции, изложенные в приговоре или решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, вынесены с нарушением закона, суд второй инстанции отменяет приговор или решение и направляет дело на новое рассмотрение в тот же или иной, но соответствующий суд.

Суд второй инстанции по результатам кассационного разбирательства дела выносит определение, которое вступает в силу немедленно и не подлежит обжалованию и опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке надзора.

Кассационная инстанция не решает дела по существу и в этом смысле не может подменять суд первой инстанции. Отменяя или изменяя приговор (решение) при наличии к тому оснований, кассационная инстанция указывает в определении на ошибки, допущенные нижестоящим судом, приводит доводы в обоснование своего решения. Кроме того, если приговор (решение) отменен, не предрешая результата вторичного рассмотрения дела, она дает рекомендации о его надлежащем новом разбирательстве, например, о необходимости привлечения новых доказательств, проверки фактов и обстоятельств. Указания суда второй инстанции обязательны для нижестоящего суда при повторном рассмотрении дела в пределах установленных законом.

Жалоба и кассационный протест на приговор суда первой инстанции может быть подана в течение 7 дней с момента объявления приговора.

Кассационные частные жалобы и представления по гражданским делам подаются в течение 10 дней с момента провозглашения решения.

Приговоры и решения районного (городского), межрайонного (окружного), межобластного судов могут быть обжалованы и на них могут быть внесены протесты в кассационном порядке — в Верховный Суд Автономной Республики Крым, областной. Киевский и Севастопольский городские суды, а приговоры и решения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов могут быть обжалованы и на них могут быть внесены протесты в кассационном порядке — в Верховный Суд Украины.

Кассационные жалобы и протесты на приговоры, решения и определения районных (городских) межрайонных (окружных), межобластного судов рассматривают судебные коллегии по уголовным и гражданским делам Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов, а на приговоры, решения и определения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов — судебные коллегии по уголовным, гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Украины.

Но и вступившие в законную силу судебные акты могут оказаться незаконными и необоснованными. Для предотвращения их действия установлена особая процедура пересмотра судебных дел в порядке надзора.

III. Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах:

в порядке судебного надзора;

возобновления уголовных и пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда допускается лишь по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законом.

Протесты вправе приносить:

1. Председатель Верховного Суда Украины, Генеральный прокурор Украины, их заместители — на приговоры, определения и постановления любого суда, действующего на территории Украины, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда;

2. Председатель областного, председатель Киевского и Севастопольского городских судов и Верховного Суда Автономной Республики Крым и их заместители, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, прокуроры городов Киева и Севастополя, приравненные к ним прокуроры и их заместители — на приговоры, определения и постановления районных (городских), межрайонных (окружных), межобластного судов и кассационные определения судебных коллегий областного. Киевского и Севастопольского городских судов.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного допускается лишь в течение года после вступления их в законную силу.

Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор и их заместители вправе приостановить, до разрешения дела в порядке надзора, исполнение опротестованного приговора, определения или постановления любого суда Украины, кроме постановления Пленума Верховного Суда.

Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, их заместители, председатель Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, городов Киева и Севастополя и приравненные к ним прокуроры при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о нарушении закона, вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить исполнение приговора, определения или постановления суда до их опротестования, но на срок не более чем три месяца или до рассмотрения протеста в суде.

Дела в порядке надзора рассматривают:

1. Президиум Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов — по протестам Председателя Верховного Суда, Генерального прокурора и их заместителей, председателя Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов и их заместителей, прокурора Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя и их заместителей — на приговоры, решения и определения районных (городских), межрайонных (окружных), межобластного судов, на постановления судей и кассационные определения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов;

2. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Украины — по протестам Председателя Верховного Суда, Генерального прокурора, их заместителей — на приговоры и определения районных (городских) судов, межрайонных (окружных), областных судов. Киевского и Севастопольского городских судов, а также на постановления президиума Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных. Киевского и Севастопольского городского судов и постановления судей;

3. Пленум Верховного Суда Украины — по протестам Председателя Верховного Суда, Генерального прокурора, их заместителей — на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда и на постановления судей этого же суда.

Если в рассмотрении дела в суде первой инстанции или в кассационном порядке принимало участие большинство членов президиума Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов, председатель этого суда или прокурор при наличии оснований для принесения протеста направляют дело с представлением соответственно Председателю Верховного Суда либо Генеральному прокурору для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в Верховный Суд В тех случаях, когда протест по такому делу принесен Генеральным прокурором, Председателем Верховного Суда или их заместителями, дело рассматривается в порядке надзора судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Украины.

Протест в порядке надзора в судебной коллегии Верховного Суда рассматривается с участием прокурора.

При рассмотрении дела в порядке надзора Пленумом Верховного Суда — участие Генерального прокурора или его заместителя обязательно.

Дело в порядке надзора рассматривается президиумом Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов не позднее двадцати дней, а судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда — не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом.

В необходимых случаях на заседания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Этим лицам обеспечивается возможность ознакомиться с протестом.

Рассмотрение дела начинается с доклада судьи. В президиуме Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов дело и протест докладывает член президиума или член суда, ранее не принимавший участие в рассмотрении данного дела. В судебной коллегии и в Пленуме Верховного Суда дело с протестом докладывает председатель, его заместитель или член Верховного Суда.

После доклада судьи, участвующие в деле лица дают объяснения, затем прокурор поддерживает принесенный им протест или высказывает свое мнение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

Пленум Верховного Суда и президиум выносят постановления, а судебная коллегия Верховного Суда — определение.

Итак, система судебных звеньев и система судебных инстанций — это не одно и тоже. При разграничении звеньев системы судов общей юрисдикции во внимание принимается административно-территориальное положение судов и объем их функций — суды одного звена, находящиеся в пределах одинаковых административно-территориальных единиц, обладают одинаковой компетенцией. При разграничении же судебных инстанций определяющим является:

осуществляют ли они правосудие: путем судебного разбирательства с вынесением судебных решений, приговоров и определений на основе непосредственного исследования доказательств;

либо путем проверки законности и обоснованности судебных актов в кассационном или надзорном порядке.

Таким образом, под судебной инстанцией следует понимать судебное учреждение, управомоченное на разбирательство дела по существу (суд первой инстанции) или на проверку законности и обоснованности вынесенного приговора либо решения, не вступившего в законную силу (суд кассационной инстанции), или на проверку законности и обоснованности вступившего в законную сипу приговора, решения, определения (надзорная инстанция).

Судебные инстанции в системе судов общей юрисдикции

Судебная инстанция — это понятие категориального значения, которое является одним из определяющих факторов построения судебной системы. Институт судебных инстанций, их виды, количество, сущность является отражением всего исторического ческого пути существования суда в каждом государстве с ее традициями, опытом, достоянием.

В судах общей юрисдикции (общих и специализированных), действующих в Украине, судопроизводство осуществляется в нескольких инстанциях, каждая из которых имеет свою особенность. Все процессуальные кодексы передбачают во рассмотрение дел в трех судебных инстанциях: первой, апелляционной и кассационныей.

Судом первой инстанции суд, который уполномочен в пределах своей компетенции изначально рассмотреть и решить уголовные, гражданские, хозяйственные, административные дела, дела об административных правоп нарушения. Суды первой инстанции рассматривают дело по существу, устанавливая обоснованность, необоснованность или частичную обоснованность иска (спор о праве гражданском или о защите прав, свобод и др.. Тереса в публично-правовых отношениях) или виновность или невиновность лица (при обвинении его в совершении преступления). При рассмотрении дела по существу в суд вызываются истец, ответчик, обвиняемый ( подсудимый), потерпевший, свидетели, чтобы благодаря их свидетельству, а также документам, вещественным доказательствам были получены фактические данные, на основании которых устанавливались бы обстоятельства, имеющие значение для веришь ения дела. Решение дела по существу завершается соответствующим актом правосудия: приговором по уголовным делам, решением по гражданским и хозяйственным, постановлением по делам административной юрисдикции иції.

Суд апелляционной инстанции — это суд, который рассматривает апелляции на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, с решением вопроса о законности и обоснованности обжалованных решений

Целью обращения к апелляции является повторное рассмотрение дела в целом или в части

Существуют два вида апелляции: полная и неполная

Неполная апелляция означает пересмотр решений судов первой инстанции на основании только фактических данных, установленных им из материалов, предоставленных лицами, которые принимали участие в деле в суде первой инстанции

При полной апелляции лица, участвующие в деле, могут предоставлять в апелляционных судах наряду с ранее исследованными и новые материалы. При полной апелляции, в отличие от неполной, суд при рассмотрении ск карги не вправе вернуть дело для нового рассмотрения в суд первой инстанции, а должен сам вынести новое решение. Таким образом, при полной апелляции суд апелляционной инстанции осуществляет проверку правильнос те рассмотрения и разрешения судом первой инстанции дела, а при неполной — проверке решения (приговора). Предложенное в отечественном судопроизводстве апелляционное производство является смешанным, то есть оно содержит элементов ты как полной, так и неполной апелляции, вид которой зависит в основном от содержания апелляционной жалобы и тех требований, в ней сформулированыані.

В суде апелляционной инстанции дело может проверяться или в полном объеме, или в объеме требований, указанных в апелляции. При создании институтов пересмотра судебных решений западноевропейские государства выходили ли из принципа -«сколько жалобы — столько и решения»Отражением этого принципа стали соответствующие правила в законодательстве этих стран, согласно которым апелляционный суд проверяет правильность решения первой. Инста нции отношении лица, подавшего жалобу, и только в отношении той части решения суда первой инстанции, которой обжалованияею оскаржена.

В Украине до введения апелляционного порядка второй инстанцией была кассационная. Суд кассационной инстанции обязан проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном бсязи как в опротестованной, так и в. Необжалованные части, как в отношении лиц, которые подали жалобы, так и в отношении тех, жалобы не подавали есть кассационная инстанция имела значительные ревизионные полномочия после я введение в качестве второй инстанции апелляционной объем просмотра был определен в процессуальном законодательстве по-разному. Если гражданское процессуальное законодательство исходя из диспозитивности граж ьного судопроизводства полностью воплотило принцип связанности суда требованиями истца, то уголовно-процессуальное законодательство реализуя принцип публичности, оставило суду возможность выйти за пределы апелляц ии, если ее рассмотрение дает основания для принятия решения в пользу лиц, в отношении которых апелляции не поступили в таком случае апелляционный суд обязан принять такое решениешення.

Наряду с правом на обжалование решения суда в апелляционном порядке. Конституция предоставляет право участникам процесса обжаловать судебные решения в кассационном порядке есть в Украине введена двоинстанцийнис во проверки судебных решений по инициативе сторон. По общему правилу, кассационный порядок пересмотра осуществляется относительно решений, вступивших в законную силу, то есть выполнены или выполняются, и только от тельно законности судебного решения. Проверка обоснованности судебного решения (оценка соответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам) происходит при апелляционном просмотряді.

Новое отечественное процессуальное законодательство развивается в целом именно в таком направлении

Во-первых, кассационная жалоба может быть подана только на решение, вступившее в законную силу

Во-вторых, основаниями кассационного обжалования является неправильное применение судом норм материального права или нарушение норм процессуального права

В-третьих, в суд кассационной инстанции обращение возможно после использования механизмов защиты прав и интересов в суде предыдущей — апелляционной инстанции (Это правило не является общим. Из него есть исключения и, предусмотренных. Уголовно-процессуальным и. Хозяйственным процессуальным кодексами Украины. И если в. КПК это обусловлено незавершенностью построения подсистемы общих судов с сохранившимися полномочиям и апелляционных судов рассматривать в определенных законом случаях дела по первой инстанции, то в. ГПК это обусловлено наличием устаревших подходов к формулировке указанных нормрм.)

Судом кассационной инстанции в Украине в системе общих судов является. Верховный. Суд Украины, а в системе специализированных судов — соответствующий высший суд

Итак, под судебной инстанцией понимают судебный орган в целом или его структурное подразделение, выполняющее определенную процессуальную функцию при осуществлении правосудия. Судебные инстанции отличаются кругом об этом есуальних полномочий по рассмотрению дела и принятию судебных решений. Каждая следующая инстанция является вышестоящим судом в отношении судебной инстанции, ранее постановила решение по делу. Суд апелляционной ин танции выше относительно суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции выше относительно суда апелляционной инстанции. Иногда одно судебное учреждение наделяется несколькими инстанционном полномочиями. Наприк порядок, апелляционные общие суды наделены полномочиями по рассмотрению уголовных дел как суды второй (апелляционной) инстанции, а в случаях, предусмотренных законом, и как суды первой инстанциитанції.

Аналогичная структура полномочий в апелляционных административных и хозяйственных судах округов. Одна и та же жалоба может последовательно проходить обе инстанции в одном и том же суде. Это нарушило бы международно-правовые требования, подтвержденные многими решениями. Европейского суда по правам человека по обеспечению правосудия беспристрастным, беспристрастным суом.

Следовательно, такие факторы как необходимость обеспечения каждому рассмотрения его дела в суде по сути (по первой инстанции), реализация его права (кроме случаев, установленных законом) на апелляционное и кассаций йне обжалования решений с одновременным запрещением рассмотрения дела в одной судебной учреждении по двум инстанциям стали важнейшими критериями построения судебной системы, а именно определили количество ее уровней (звеньев.

Понятие»звено»- сугубо судоустрийне, оно применяется для отделения в отдельной судебной подсистеме судебных органов, по своему статусу находятся на одном уровне. Содержание понятия»звено судебной с системы»определяется кругом полномочий, предоставленных той или иной судебной учреждении, и объемом обязанностей, которые она выполняет. Суды, образуют определенное звено судебной системы, имеют одинаковую предметную компе нцию, аналогичную структуру, те же функции и действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу. Так, основную, нижнее звено в системе общих судов образуют районные, районные в городах, городские и районные суды. Вторым звеном являются апелляционные суды областей, городов. Киева и. Севастополя,. Апелляционный суд. Автономной. Республики. Критономної. Республіки. Крим.

Итак, юридически корректным является применение понятия»звено»лишь в каждой подсистеме судов: общих, административных, хозяйственных, так как систему судов общей юрисдикции образует не только общественность ные, но и специализированные суды. Они отличаются как от общих, так и между собой. В общих, хозяйственных и административных судах различные предмет компетенции, структура, инстанционном полномочия, территория. Поэтому и суды, образующие определенное звено в подсистеме хозяйственных или административных судов, не является идентичными по указанным признакам звене такого же уровня в подсистеме общих судов. Поэтому за применять понятие»звено судебной системы»необходимо наряду с определением определенной подсистемы: общей или специализированной, административной или хозяйственноативної чи господарської.

В специализированных судах низкую звено судебной системы образуют: хозяйственные суды. Автономной. Республики. Крым, областные, городские городов. Киева и. Севастополя;

— административные окружные суды. Второе звено образуют:

— апелляционные хозяйственные суды округов;

— апелляционные административные суды округов

Третье звено образуют соответственно. Высший хозяйственный суд Украины и. Высший административный суд Украины, а также. Высший специализированный суд по гражданским и уголовным делам. Четвертой звеном для всех вет лок специализированных судов является. Верховный. Суд Украини.

Для определения подсистемы судов, входящих в единую систему судов общей юрисдикции, в литературе применяют также понятие»ветвь судебной системы»В отличие от понятия»звено», которое призвано е быть элементом систематизации такого сложного и разнообразного образования как судебная система Украины»по горизонтали», понятие»ветвь судебной системы»применяется для отделения определенных ее уси стем, то есть»по вертикали», констатируя определенное их автономность в рамках единой судебной системы: ветвь общих судов, ветвь административных судов, ветка хозяйственных судеа адміністративних судів, гілка господарських судів.

Правовая доктрина, которая была положена в основу анализа комментируемой статьи, дает основания выделять международно-правовые и национальные принципы построения судебной системы государства

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Система судов общей юрисдикции. Звено судебной системы, судебная инстанция. Library UA

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ нет специализированных судов, хотя концепция развития судебной системы предусматривает в частности создание административных, ювенальных и миграционных судов.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт- Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым — военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд — вышестоящий — имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ — к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.

Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена

Звено судебной системы — суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

-основное звено (районные суды);

-среднее звено (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов);

-высшее звено (Верховный Суд РФ).

Подобным образом организованы и военные суды:

основное звено (гарнизонные военные суды);

среднее звено (окружные (флотские) военные суды);

высшее звено (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

С 4 июля 2003 г.подсистема арбитражных судов стала четырехзвенной:

-основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);

-первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);

-второе промежуточное звено (федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));

-высшее звено (Высший Арбитражный Суд РФ).

Суды субъектов РФ, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Судебная инстанция — суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу).

Суд первой инстанции –суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретному делу. Содержание и пределы компетенции устанавливаются законодательством.

Апелляционная инстанция –новое, повторное рассмотрение арбитражного дела, не вступившего в законную силу тем же арбитражным судом в коллегиальном составе судей. Апелляционная инстанция также введена в судах общей юрисдикции. Апелляционное рассмотрение в судах о.ю. осуществляется районным (городским) судом. Апелляционный суд является вышестоящим по отношению к мировым судьям.

Суд второй (кассационной) инстанции – эту функцию осуществляют судебные коллегии судов общей юрисдикции, а также фед. Ас округов. Проверяет обоснованность, законность и справедливость приговоров и иных решений судов первой и апелляционной инстанции, не вступивших в законную силы (для ас – вступивших в законную силу).

Производство в кассационной инстанции, в отличие от производства в апелляционной инстанции, не является повторным рассмотрением дела, завершающимся постановлением нового приговора или решения по гражданскому делу. Решение кассационной инстанции (кассационное определение) не заменяет проверенные приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допущенную в нем нижестоящим судом ошибку.

Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

-президиумы судов среднего звена;

-Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Президиум;

-в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных инстанциях от проверки в кассационных или апелляционных инстанциях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.

При характеристике существа полномочий надзорных инстанций важно знать, что для проверки ими приговоров и иных решений, вступивших в законную силу, установлено две процедуры:

1.“производство в надзорной инстанции ” (“производство в порядке судебного надзора”, “надзорное производство”);

2.“производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств ”.

Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд — суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень.

Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .