Предварительное следствие в уголовном процессе россии

Предварительное расследование – это самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой строго регламентированную уголовно – процессуальным законом совокупность следственных действий по собиранию, закреплению и оценке доказательств, преследующая цель воссоздания истинной картины преступления, установления виновных лиц и обеспечение условий для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.

Субъектами стадии предварительного расследования являются государственные органы и должностные лица, в компетенцию которых входит уголовно – процессуальная деятельность.

Предварительное расследование производится только в рамках уголовного дела и в форме предварительного следствия либо дознания.

Дознание проводится: дознавателями органов внутренних дел РФ, пограничных органов федеральной службы безопасности , органов службы судебных приставов, Государственной противопожарной службы, следователями прокуратуры, дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ (ч.3 ст. 150 УПК).

Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов ФСБ, органов внутренних дел РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Подследственность – это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которой конкретное уголовное дело может быть расследовано дознавателем или следователем того или иного органа, в пределах его компетенции.

В теории уголовного процесса различают предметный (родовой), территориальный (местный) и персональный (например, преступление совершено следователем) признаки подследственности уголовного дела. При определении подследственности конкретного уголовного дела эти признаки оцениваются одновременно, в их совокупности. Правила о подследственности направлены на распределение дел между органами предварительного расследования с целью обеспечения полного, всестороннего, объективного и быстрого расследования уголовного дела (схема 26). [ 1 ]

Уголовные дела, подследственные дознанию, перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, это дела небольшой и средней тяжести.

Подследственность уголовных дел тем или иным органам предварительного следствия определяется ст. 151 УПК РФ, в зависимости от тяжести совершенного преступления и лица, его совершившего.

Статья 152 УПК РФ определяет, что предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Вместе с тем, имеется и ряд исключений. Так, в случае, если преступление было начато в месте деятельности одного дознавателя или следователя, а окончено в месте деятельности другого, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления (например, совершение хищения товаров из вагона движущегося грузового поезда). Под местом деятельности дознавателя или следователя понимается та территория или местность, которая закреплена за соответствующим органом, в котором работает тот или иной дознаватель либо следователь.

Если место совершения преступления определить невозможно или если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей с целью обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков (например, дознаватель или следователь выезжает в командировку в какой – либо населенный пункт с целью быстрого и полного расследования уголовного дела).

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела. Должностное лицо, которому поручено производство расследования, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принятию его к своему производству. Если следователь либо дознаватель получает уже возбужденное дело, он выносит постановление о принятии его к своему производству. Таким образом, стадии возбуждения уголовного дела и его расследования неразрывно связаны между собой непрерывностью течения процессуальных сроков.

1 Барихин А .Б. БОЛЬШОЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВ А РЬ. – М.: Книжный мир, 2004. – С. 444.

Следователь — орган предварительного следствия в современном уголовном процессе России (Кругликов А.П.)

Дата размещения статьи: 06.02.2018

Правовое положение следователя в уголовном процессе — предмет постоянного исследования ученых — специалистов в области уголовного процесса и криминалистики, а также практических работников органов предварительного расследования. Данный факт вытекает из анализа многочисленных работ по уголовному процессу, опубликованных как в досоветский период истории России , так и в советский и в постсоветский периоды ее истории , в том числе из недавно изданных. Причем необходимо отметить, в этих работах высказывались и высказываются в настоящее время разные, порой противоположные взгляды как по вопросу о необходимости реформирования предварительного следствия в России, так и о том, каким образом это осуществить. А.Р. Белкиным, в частности, отмечено: «Среди дискутируемых в последнее время идей уголовного процесса особый интерес представляет предложение о введении в России института следственных судей и передаче полномочий по производству предварительного следствия от исполнительной власти судебному ведомству» .
———————————
См., например: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996 (напечатано по третьему изданию. СПб., 1910). Т. 1. 552 с.; Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса. Судоустройство — судопроизводство. Издание четвертое, исправленное и дополненное. СПб., 1913. 670 с.; Даневский В.П. Наше предварительное следствие, его недостатки и реформа. М.: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1895. 89 с.
См., например: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т. 1: Основные положения науки советского уголовного процесса. 470 с.; Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: Юрид. лит., 1986. 160 с.; Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М.: Издательство: Юрид. лит., 1981 г. 192 с.; Шейфер С.А. Досудебное производство в России: этапы развития следственной, судебной и прокурорской власти: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 192 с.; Быков В.М. Следователь в уголовном процессе России. М.: Юрлитинформ, 2014. 336 с.; Александров А.С. Институт следственной власти в России: краткая история возникновения, развития и дегенерации // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. N 2 (34). С. 405 — 411.
См.: Мнение профессора А.Р. Белкина // Аппарат власти следственной / Под общ. ред. Н.А. Колоколова. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 22.

В указанной книге также приведены взгляды и предложения относительно перспектив развития следственного аппарата России и характеристики правового положения следователя значительного числа известных ученых-процессуалистов. В их числе М.С. Шейфер, Л.В. Головко, В.А. Лазарева, А.В. Смирнов, Н.Н. Ковтун и другие. Это очень полезная для уголовно-процессуальной науки и практической деятельности правоохранительных органов книга.
Среди многих вопросов, относящихся к деятельности следователя и нуждающихся в исследовании, относится, как представляется, и вопрос о том, какая конкретно роль отведена следователю действующим уголовно-процессуальным законодательством: «Является ли следователь органом предварительного следствия?»
Поставленный вопрос в период действия УПК РСФСР 1960 года был бы просто неуместным. Утвердительный ответ на него вытекал из названия и содержания ст. 125 УПК РСФСР — статья называлась «Органы предварительного следствия» — к ним были отнесены следователи прокуратуры, органов внутренних дел и органов государственной безопасности.
Новый УПК РФ не имеет статьи с содержанием, аналогичным содержанию ст. 125 УПК РСФСР, зато в нем в ст. 38 дано понятие следователя, под которым понимается должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях, по которым предварительное расследование производится в форме дознания.
Организационно следователи входят в состав следственных подразделений (управлений, отделов, отделений, следственных частей), возглавляемых их начальниками и образующих в своей совокупности следственный аппарат соответствующего министерства или другого ведомства.
Предварительное следствие осуществляется в настоящее время следователями Следственного комитета Российской Федерации, следователями органов внутренних дел и следователями федеральной службы безопасности. Подследственность уголовных дел следователям того или иного ведомства определена ст. 151 УПК РФ. В указанных ведомствах в соответствующих следственных подразделениях имеются должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. Независимо от должностного положения и ведомственной принадлежности следователей их деятельность осуществляется на основе одних и тех же правовых норм, процессуальный режим производимого ими предварительного следствия является абсолютно одинаковым, в том числе и при применении положений, регулирующих их взаимодействие с органами дознания.
Помимо термина «следователь» в УПК РФ используется термин «органы предварительного следствия». Например, в ч. 2 ст. 1 УПК РФ говорится: «Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для. органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания». А в ч. 1 ст. 37 УПК РФ среди других закреплено и полномочие прокурора осуществлять от имени государства надзор за процессуальной деятельностью «органов предварительного следствия».
Возникает вопрос, и не только в теоретических, но и в практических целях: являются ли названные термины синонимами или нет?
В связи с принятием и введением в действие нового УПК РФ стали высказываться суждения, что термины «следователь» и «органы предварительного следствия» нельзя рассматривать и употреблять как синонимы. Например, Л.Н. Башкатов и Г.Н. Ветрова о следователе говорят не как об органе предварительного следствия, а как о должностном лице органа предварительного следствия . По мнению А.В. Смирнова, новый УПК РФ «не именует следователя органом предварительного расследования, называя его просто должностным лицом. Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного следствия (следственного органа или следственного подразделения), представляемого его руководителем» .
———————————
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2002. С. 71.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под ред. А.В. Смирнова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 146.

Приведенные суждения нельзя признать правильными. В русском языке орган определяется и как «орудие, средство», а средство — как орудие для осуществления какой-нибудь деятельности . Следователь и является органом деятельности, именуемой производством предварительного следствия.
———————————
См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 392, 660.

Термины «следователь» и «орган предварительного следствия» понимались как синонимы и в досоветский период истории России. В ст. 249 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. говорилось: «Предварительное следствие о преступлениях. производится судебными следователями при содействии полиции и при наблюдении прокуроров и их товарищей». И.Я. Фойницкий писал: «Нормальным органом производства предварительного следствия является судебный следователь. По служебному положению он приравнивается к членам окружного суда, имеет определенный круг ведомства и власти, как по пространству, так и по роду дел» . С.И. Викторский считал судебного следователя «нормальным органом предварительного следствия» .
———————————
Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Новое издание, перепеч. с изд. 1910 г. СПб., 1996. Т. 2. С. 389.
См.: Викторский С.И. Русский уголовный процесс. Новое издание, перепеч. с изд. 1912 г. М., 1997. С. 357.

Термины «следователь» и «орган предварительного следствия» считали и считают синонимами многие ученые-процессуалисты. Например, Н.Е. Павлов писал: «Органами предварительного следствия являются следователи» . И действительно, предварительное следствие производит не следственный отдел (следственное управление, следственное отделение, следственная часть), а конкретный следователь, и именно он является органом предварительного следствия. И прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ осуществляет надзор «за процессуальной деятельностью» не следственных отделов (управлений, отделений, частей), а определенных следователей, которые и производят различные процессуальные действия: допросы, обыски, выемки, привлекают при наличии указанных в законе оснований определенных лиц в качестве обвиняемых, избирают меры пресечения и др.
———————————
См., например: Чельцов М.А. Советский уголовный процесс. М., 1962. С. 94; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1970. Т. 2. С. 39.
Павлов Н.Е. Субъекты уголовного процесса. М., 1997. С. 23; См. также: Якимович Ю.К., Пан Т.Д. Досудебное производство по УПК Российской Федерации. СПб., 2003. С. 17; Волколуп О.В. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее совершенствования. СПб., 2003. На с. 101 данной работы говорится о подследственности уголовных дел следователям, а не следственным подразделениям.

В связи с изложенным было бы целесообразно включить в УПК РФ статью следующего содержания: «37.1. Органы предварительного следствия
Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями Следственного комитета Российской Федерации, следователями органов внутренних дел Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности».
А поскольку следователь является органом предварительного следствия, то было бы правильным исключить из УПК РФ нормы, предоставляющие ему право и возлагающие на него обязанность производить по уголовным делам в установленных законом случаях не следствие, а дознание. Например, из п. 8 ст. 5 УПК РФ исключить слово «следователем», убрать соответствующие нормы из ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Следователь является органом предварительного следствия, а не дознания. Производство дознания должно остаться прерогативой только органов дознания.

Список использованной литературы

1. Александров А.С. Институт следственной власти в России: краткая история возникновения, развития и дегенерации // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. N 2 (34). С. 405 — 411.
2. Аппарат власти следственной / Под общ. ред. Н.А. Колоколова. М.: Юрлитинформ, 2016. 384 с.
3. Быков В.М. Следователь в уголовном процессе России. М.: Юрлитинформ, 2014. 336 с.
4. Викторский С.И. Русский уголовный процесс. Новое издание, перепеч. с изд. 1912 г. М., 1997. 448 с.
5. Волколуп О.В. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее совершенствования. СПб., 2003. 267 с.
6. Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М.: Издательство: Юрид. лит., 1981. 192 с.;
7. Даневский В.П. Наше предварительное следствие, его недостатки и реформа. М.: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1895. 89 с.
8. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2002. 896 с.
9. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под ред. А.В. Смирнова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 992 с.
10. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: Юрид. лит., 1986. 160 с.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 392, 660.
12. Павлов Н.Е. Субъекты уголовного процесса. М., 1997. 144 с.
13. Якимович Ю.К., Пан Т.Д. Досудебное производство по УПК Российской Федерации. СПб., 2003. С. 17.
14. Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса. Судоустройство — судопроизводство. Издание четвертое, исправленное и дополненное. СПб., 1913. 670 с.
15. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т. 1: Основные положения науки советского уголовного процесса. 470 с.
16. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1970. Т. 2. С. 39.
17. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996 (напечатано по третьему изданию, СПб., 1910). Т. 1. 552 с.
18. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Новое издание, перепеч. с изд. 1910 г. СПб., 1996. Т. 2. 607 с.
19. Шейфер С.А. Досудебное производство в России: этапы развития следственной, судебной и прокурорской власти: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 192 с.
20. Чельцов М.А. Советский уголовный процесс. М., 1962. 504 с.

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Калиновский К. Б., Смирнов А. В.
Уголовный процесс. Пособие по подготовке к экзамену.
СПб. Питер, 2003. 160 с. Серия: «Завтра экзамен».

Тема 9. Предварительное расследование и его общие условия

1. Понятие и система предварительного расследования

Предварительное расследование — вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда — и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319 УПК).

Целями предварительного расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • изобличение виновного в совершении определенного преступления либо реабилитация невиновного;
  • формирование достаточной доказательственной базы для проведения судебного разбирательства;
  • обеспечение личного участия обвиняемого в суде;
  • гарантирование исполнения возможного решения суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.

Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи:

  • поиск, собирание и исследование доказательств по делу;
  • обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;
  • применение при необходимости мер процессуального принуждения;
  • передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

Итоговыми решениями предварительного расследования являются либо прекращение уголовного дела или преследования, либо передача дела в суд через прокурора с:

— обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие — 215-222 УПК),

— обвинительным актом (если по делу производилось дознание — 225-226 УПК),

— постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (если под следствием находился невменяемый — ст. 439 УПК).

Стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела (уголовного преследования).

Система предварительного расследования складывается из трех его классических этапов:

1) Общего расследования, которое ведется в отношении общего — неопределенного круга лиц). В российском процессе этот этап осуществляется от момента возбуждения уголовного дела до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

2) Суммарное расследование, которое включает в себя суммирование добытых доказательств, предъявление обвинения и выяснение доводов обвиняемого.

3) Специальное расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском предварительном следствии этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинительного заключения.

Согласно УПК существует и четвертый этап досудебной подготовки — деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.

2. Формы предварительного расследования

Форма предварительного расследования — это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает две основных формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.

Предварительное следствие — это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание и дел возбуждаемых в порядке частного обвинения. Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления.

Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Условиями для производства дознания являются а) небольшая опасность преступления (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести — ч. 3 ст. 150 УПК), б) невысокая сложность расследования (выраженная в наличии подозрения против конкретного лица — ч. 1 ст. 223 УПК).

Упрощение формы расследования при производстве дознания выражено:

— в правовом статусе дознавателей (которые обладают меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователи);

— сокращении сроков (20 суток с возможным продлением до 30 суток);

— в отсутствии некоторых процессуальных институтов (процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следственной группы, помещения подозреваемого в медицинский стационар для проведения экспертизы и др.).

Третьей формой предварительного расследования, подчиненной предварительному следствию, является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК).

Производство неотложных следственных действий органом дознания — это факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего закрепления следов преступления и установления лиц, совершивших преступление (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157 УПК). Не позднее 10 суток с момента возбуждения дела орган дознания обязан направить его прокурору для передачи следователю.

Под неотложной следственной ситуацией принято понимать обнаружение таких обстоятельств, которые явно указывают на наличие признаков преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением необходимых процессуальных действий может повлечь за собой: а) утрату следов преступления и возможности закрепления доказательств, б) сокрытие лиц, совершивших преступление, в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Содержание данного начального этапа расследования составляют: возбуждение уголовного дела; неотложные следственные действия (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначение судебной экспертизы и др.); неотложные меры процессуального принуждения (задержание, избрание меры пресечения, арест имущества), административные и оперативно-розыскные действия (доставление, проверочная закупка).

3. Понятие и виды общих условий предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования — это такие уголовно-процессуальные нормы, которые действуют на протяжении всей стадии предварительного расследования, определяя ее содержание. Общие условия подчинены принципам уголовного процесса и являются их проявлениями в конкретной стадии.

Виды общих условий предварительного расследования в учебной литературе иногда подразделяют согласно порядку, в котором они изложены в статьях УПК (глава 21 УПК называется «Общие условия предварительного расследования» и содержит 13 статей — 13 видов общих условий).

С учетом сложившихся традиций условно можно выделить три крупные группы общих условий предварительного расследования, связанные:

1) с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением (подследственность, принятие дела к производству, взаимодействие органов расследования);

2) с обеспечением всесторонности, полноты, объективности и быстроты расследования (соединение и выделение дел, начало, срок и окончание расследования, тайна расследования, общие правила производства следственных действий, установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, восстановление утраченных уголовных дел);

3) с обеспечением прав и законных интересов участников расследования (обязательность рассмотрения ходатайства, меры по защите участников процесса, меры попечения о детях и иждивенцах обвиняемого, судебный порядок получения разрешения на следственное действие, участие переводчика).

4. Подследственность уголовных дел

Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 УПК и территориальную (местную) — ст. 152 УПК. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК РФ.

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступного деяния. В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5-6 ст. 151 УПК).

Универсальная подследственность — это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает когда прокурор принимает любое уголовное дело к своему производству вне зависимости от квалификации преступления.

При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор.

Орган расследования, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для определения подследственности.

5. Взаимодействие органов расследования

Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования.

Взаимодействие органов расследования происходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости от закрепления их в УПК или ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия.

1) На уровне обмена информацией взаимодействие может осуществляться в следующих формах:

  • передача уголовных дел;
  • представление результатов оперативно-розыскной деятельности;
  • направление требований, представлений, поручений, запросов и т.п.

Поручение следователя (или отдельное поручение), — это письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.

Виды поручений следователя: а) органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38) и б) органу дознания или другому следователю вне места производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152).

2) Совместное планирование как следующий уровень взаимодействия органов расследования имеет самостоятельное значение при проведении координационных совещаний, составлении согласованных планов расследования уголовных дел и оперативно-розыскных мероприятий, планов оперативно-тактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких следственных действий.

3) Совместные действия составляют высший уровень взаимодействия органов расследования, которые облечен в три основные процессуальные формы:

  • получение содействия органа дознания при осуществлении следственных действий (оцепление, конвоирование);
  • привлечение к участию в следственном действии должностного лица органа дознания (с обязательным указанием его в протоколе следственного действия);
  • следственная группа или следственно-оперативная группа, которая создается по решению начальника следственного отдела или прокурора.
6. Общие условия предварительного расследования, связанные с его всесторонностью, объективностью, полнотой и быстротой

К предварительному расследованию предъявляются требования: всесторонности (исследования дела со всех сторон, с позиций версий как обвинения, так и защиты), объективности (непредвзятости действий и решений, точного отражения в них действительности), полноты (достаточности собранных доказательств и установленных фактов) и быстроты.

Эти требования обеспечиваются такими общими условиями предварительного расследования, как:

  • соединение и выделение уголовных дел,
  • незамедлительное начало, установление сроков предварительного расследования,
  • недопустимость разглашения данных предварительного расследования (тайна предварительного расследования),
  • общие правила производства следственных действий,
  • установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления,
  • восстановление утраченных уголовных дел.

Соединение дел предстает в виде права органа расследования объединить в одном производстве несколько отдельных уголовных дел на основании прикосновенности различных лиц к общим деяниям или связи различных деяний с общими лицами (ст. 153 УПК). Срок объединенного дела приравнивается к сроку того из соединяемых дел, у которого он наибольший.

Выделение уголовного дела означает изъятие из основного производства части его материалов в качестве самостоятельного уголовного дела (ст. 154 УПК). Дела выделяются в отношении обвиняемых (подозреваемых) или преступлений (фактов). Условием для выделения уголовного дела является обеспечение всесторонности и объективности расследования и разрешения дела (ч. 2 ст. 154 УПК). Если уголовное дело выделяется для расследования нового преступления или в отношении нового лица, то при выделении дела в том же постановлении решается вопрос и о его возбуждении.

Срок предварительного расследования регламентируется отдельно для дознания (ст. 223 УПК) и для предварительного следствия (ст. 162 УПК). Срок предварительного следствия составляет 2 месяца со дня возбуждения дела и до дня направления его прокурору либо прекращения дела. Этот срок может быть продлен в три этапа: а) до 6 месяцев прокурором районного уровня; б) до 12 месяцев прокурором уровня субъекта федерации; в) до истечения сроков давности Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении уголовного дела на дополнительное следствие прокурором (п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК), а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела надзирающий прокурор устанавливает срок дополнительного следствия в пределах одного месяца.

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования обеспечивается следующими процессуальными мерами:

  • отобрание органом предварительного расследования подписки в этом у лиц, участвующих в процессе (ст. 161 УПК);
  • засекречивание данных о личности свидетеля, потерпевшего (ч. 9 ст. 166);
  • мерами неразглашения частных данных, предпринимаемыми при обыске (ч. 7 ст. 182 УПК);
  • мерами по неразглашению данных государственной тайны, содержащихся в материалах дела (ч. 2 ст. 217 УПК).

Для неразглашения данных расследования используются и непроцессуальные меры (режим хранения уголовных дел; оформление допуска для лиц, ведущих расследование; оперативно-розыскные мероприятия). Тайна предварительного расследования не абсолютна. Пределы гласности определяет орган расследования.

Участие понятых (в количестве не менее 2) обеспечивает удостоверение факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов. Участие понятых обязательно при следственном осмотре, следственном эксперименте; обыске; выемке; осмотре и выемке задержанных почтово-телеграфных отправлений; осмотре фонограммы контроля и записи переговоров; предъявлении для опознания; проверки показаний на месте; наложения ареста на имущество. В труднодоступной местности при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также если производство следственного действия связано с опасностью для жизни или здоровья людей, следственные действия можно производить без участия понятых.

Обязательность ведения протоколов обеспечивает объективность расследования. Протокол — это письменный процессуальный документ, фиксирующий ход и результаты следственного действия (ст. 166). Протокол составляется следователем или дознавателем в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания так, чтобы охватить все юридически значимые моменты следственного действия. Форма протоколов предусматривается соответствующими бланками, установленными приложениями у УПК и инструкциями Генеральной Прокуратуры РФ. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии, подписывается ими и следователем или дознавателем.

Наряду с протоколом, при производстве следственного действия самим органом предварительного расследования либо привлеченным им специалистом могут применяться также технические средства и способы обнаружения, изъятия и фиксации следов преступления и вещественных доказательств, а также хода и результатов следственного действия: фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись.

Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, направлено на предупреждение преступлений и является обязанностью следователя и дознавателя (ч. 2 ст. 73 УПК). Эти обстоятельства делятся на три группы: 1) антиобщественная направленность самой личности обвиняемого, 2) условия ее формирования, 3) обстановка совершения преступления. Для устранения причин и условий преступления следователь или дознаватель выносят мотивированное представление (ч. 2 ст. 158 УПК), которое должно быть рассмотрено соответствующими должностными лицами не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Восстановление утраченных уголовных дел производится по постановлению прокурора по сохранившимся копиям или путем производства процессуальных действий. Восстановление дела не влияет на исчисление процессуальных сроков.

7. Общие условия предварительного расследования, связанные с обеспечением прав и законных интересов его участников

Для непосредственного обеспечения прав и законных интересов участников расследования УПК РФ содержит такие общие условия:

  • обязательность рассмотрения ходатайств;
  • меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников и близких лиц;
  • меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
  • судебный порядок получения разрешения на производство ряда следственных действий;
  • участие переводчика.

Обязательность рассмотрения ходатайства состоит в обязанности следователя (дознавателя) рассмотреть каждое заявленное ходатайство и вынести об этом постановление. Ходатайство о собирании доказательств подлежит удовлетворению, если эти доказательства имеют значение для дела.

Меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля и их близких могут иметь как «оборонительный», так и «наступательный» характер. Во-первых, по мотивированному постановлению следователя с согласия прокурора личность свидетеля или потерпевшего можно «засекретить», а в материалах дела указывать их псевдоним (ч. 9 ст. 166). В суде эти лица могут давать показания в условиях, исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК). Во-вторых, активные средства обеспечения безопасности состоят в выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в посягательствах на участников процесса; а также в избрании более строгих мер пресечения к обвиняемым.

Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества применяются при задержании подозреваемого, применении заключения под стражу, помещении в психиатрический стационар подозреваемого или обвиняемого. Их несовершеннолетние дети, иные иждивенцы, престарелые родители передаются на попечение родственникам, иным лицам или помещаются в соответствующие детские или социальные учреждения. Мерами по сохранности остающегося без присмотра имущества являются передача его на хранение заслуживающим доверие лицам, жилищной организации.

Судебный порядок получения разрешения на производство некоторых следственных действий является предварительной формой судебного контроля над действиями органов расследования, ограничивающими конституционные права граждан. Предварительный судебный контроль реализуется в двух процедурах:

а) с правом участия в судебном заседании заинтересованных лиц (подозреваемого, обвиняемого, защитника, прокурора) при избрании и применении мер принуждения: заключения под стражу и домашнего ареста, отстранения от должности, денежного взыскания, обращения залога в доход государства, помещение в медицинский стационар (ст. 108, 118);

б) без участия в судебном заседании заинтересованных лиц, кроме прокурора и следователя (ст. 165) при принятии решений: об осмотре жилища против воли проживающих в нем лиц, обыске и выемки в жилище, личном обыске, выемки документов о вкладах и счетах в кредитных учреждениях , выемке корреспонденции, контроле и записи переговоров (ч. 2 ст. 29 УПК), эксгумации трупа против воли родственников покойного (ч. 3 ст. 178 УПК); наложении ареста на имущество (ч. 1 ст. 115 УПК). Следователь (дознаватель), с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство, а судья рассматривает его не позднее 24 часов с момента поступления.

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр, обыск и выемка в жилище, личный обыск могут быть проведены без судебного решения и без предварительного согласия прокурора по постановлению следователя (ч. 5 ст. 165 УПК). В течение 24 часов с момента начала производства следственного действия следователь уведомляет об этом судью и прокурора. Судья в течение 24 часов в судебном заседании проверяет законность действий следователя и выносит об этом постановление.

Участие переводчика как общее условие расследования обеспечивает конституционное право каждого пользование родным языком и на свободный выбор языка общения (ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК). Орган расследования обязан за счет государства привлечь к участию в деле переводчика путем вынесения мотивированного постановления. Переводчик предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК за заведомо неправильный перевод и участвует в расследовании в двух формах: а) присутствие при производстве процессуального действия (как правило, для устного перевода); б) письменный перевод процессуальных документов.