Только четверть автосервисов смогут работать со страховыми компаниями после реформы ОСАГО

МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. Договоры с 5,3 тыс. станциями техобслуживания (СТО) были заключены страховыми компаниями по ОСАГО и КАСКО в начале 2017 года, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), но после вступления в силу новых жестких требований к оказанию услуг ремонт по ОСАГО смогут осуществлять только 25% таких станций.

В конце марта президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о натуральных выплатах в ОСАГО, одобренный Госдумой и Советом Федерации. По данным РСА, закон вступает в силу с 28 апреля 2017 года.

Новый порядок получения страхового возмещения в натуральной форме будет применяться только к договорам страхования, заключенным после дня вступления закона в силу. ТАСС обратился к экспертам с вопросом, чего ждать участникам рынка автострахования и всем автомобилистам от новых правил. Cтраховщики ожидают значительное повышение затрат на возмещение по натуральной форме ОСАГО, владельцы СТО имеют два противоположных взгляда на существующие изменения: для одних новшества являются толчком к сотрудничеству со страховыми компаниями, вторые напротив имеют негативный опыт и не спешат заключать договоры. По мнению автовладельцев, о первых результатах работы можно будет судить спустя три месяца, когда в СТО появятся первые клиенты, попадающие под этот закон.

Мнение страховщиков

По данным пресс-службы РСА, стоимость ремонта по ОСАГО с введением приоритета натурального возмещения будет обходиться на 25% дороже, чем денежные выплаты из-за того, что при расчете размера ущерба не будет учитываться износ транспортного средства. Страховщики отмечают, что рост расходов будет связан в том числе с тем, что в новом документе установлен запрет на использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов — прим. ТАСС).

По данным РСА, одной из ключевых проблем является то, что требования, установленные к СТО, слишком жесткие. «Например, расстояние до СТО, либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору — прим. ТАСС) должно быть не более 50 км. Во многих регионах дилерские станции, отвечающие требованиям, находятся только в административных центрах субъектов РФ. Это создает для потребителей трудности, так как в этом случае воспользоваться натуральным возмещением по ОСАГО смогут только жители административных центров областей и ближайших городов, для жителей отдаленных городов и других населенных пунктов натуральная форма будет доступна только при дополнительной договоренности со страховщиком», — пояснили там.

Однако, по мнению начальника инженерного отдела «АльфаСтрахование» в Татарстане Дмитрия Павлова, требования к СТО достаточно жесткие, но выполнимые. «Реализация будет во многом зависеть от конкретной региональной специфики, в том числе и сложность реализации, но мы настроены оптимистично. Уже сегодня у нас отработаны процессы по организации ремонта и мы готовы развивать данное направление далее», — сказал он.

Мнение владельцев СТО

Мнение владельцев автостанций разделилось. Одни говорят о нежелании заключать договоры по новому закону, вторые оптимистично встречают открывающиеся возможности.

Так, владельцы СТО в Ставропольском крае негативно оценивают предыдущий опыт сотрудничества со страховыми компаниями по натуральной форме ОСАГО и не торопятся заключать новые договоры. В частности, компания «Реностарт» не намерена работать со страховщиками. «Мы с 2009 года сотрудничали с различными компаниями. Опыт отрицательный: страховщики деньги перечисляли с опозданием, считали меньше реальных затрат, даже приходилось покрывать издержки за свой счет, сотрудничать с автостраховщиками не будем», — сообщили в компании.

Есть и те, кто наоборот открывает новые горизонты благодаря введению закона. Как сообщили корр. ТАСС в пятигорском ООО «ТСС Кавказ», раньше они не работали со страховыми компаниями по натуральному возмещению ОСАГО. «Но теперь, с выходом закона собираемся заключить договоры со всеми, кто на нас выйдет», — рассказал старший кредитный специалист компании Петр Левушкин. В компании убеждены, что закон достаточно проработан и урегулирует все «тонкие моменты», мешавшие ранее сотрудничеству со страховщиками.

Владелец одного из новосибирских СТО Валерий Панщиков считает, что практика работы со страховыми компаниями повлияет на автосервисы скорее положительно. «Во-первых, новые клиенты — это всегда хорошо, для любого автосервиса. Новосибирск в этом плане достаточно конкурентный город. Во-вторых, уровень: чтобы соответствовать требованиям страховщиков, будут стремиться работать не в сараях, обшитых сайдингом, не с выпившими слесарями, а с нормальным инструментом, нормальными специалистами, это в целом для повышения качества услуги плюс», — сказал он ТАСС.

Мнение автовладельцев

У конечных потребителей данного закона остается множество вопросов, в том числе по качеству и по замене деталей. Многие общественники неоднократно заявляли о том, что мошенники начнут восстанавливать старые машины за счет страховщиков.

По словам члена координационного совета Федерации автовладельцев России в Красноярском крае Павла Стаброва, у владельцев остаются много вопросов в том числе на счет ремонта старых машин. «Половина, а то и более наших автомобилей являются «старыми» моделями, которые уже не выпускаются. Как искать новые запчасти для таких машин, сколько на это потребуется времени, сколько времени автовладелец будет оставаться без автомобиля и где во время ожидания и поиска запчастей будет находиться машина — непонятно», — сказал Стабров.

Автовладельцы сообщают, что первые результаты работы они смогут ощутить на себе через несколько месяцев, так как всем участникам нужно понять работу нового механизма. Кроме этого, они обеспокоены отсутствием СТО в маленьких населенных пунктах, где будет «провисать» данная норма.

Так, мнению председателя правления Алтайской краевой общественной организации «Ассоциации защиты прав страхователей» Ольги Писановой, в переходный период перемены в ОСАГО грозят большим количеством проблем для автовладельцев, так как любой новый механизм требует отработки. Правозащитница отметила, что у автовладельцев наверняка начнут возникать вопросы по срокам и качеству ремонта. «Считаю, что может быть много проблем со сроками доставки запчастей — сейчас у нас есть такие дела, где новые автомобили повреждены, с января 2017 года они поставлены на СТО и ждем запчасти, а сейчас уже апрель», — сказала она.

Коллеги с Дальнего Востока считают, что вступление в силу закона может обернуться социальной напряженностью. В частности, в Амурской области это вряд ли поможет справиться с недобросовестными автоюристами, которые переключатся со страховых компаний на автосервисы. Такое мнение высказал в интервью ТАСС кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Финансы и кредит» Дальневосточного федерального университета Юрий Шатов.

Он привел в пример отдаленные районы Приморья, где нет качественного автосервиса. По его словам, развитые автосервисы действуют в крупных городах, во Владивостоке, Находке, Артеме, Спасске-Дальнем, Партизанске, а, например, жителю села Красный Яр на севере края, чтобы починить машину, придется ехать в Лучегорск за 150-200 километров по таежной дороге. В таких районах могут возникнуть серьезные проблемы с реализацией новых правил и, как следствие, социальная напряженность. Вместе с тем он отметил, что в целом Приморский край готов к нововведениям, потому что регион близок к Японии, и система сервиса здесь развита достаточно хорошо.

Мнение юристов

По словам старшего юриста адвокатского бюро «Пучков и Партнеры» (Свердловская область) Николая Хмелевского, новые поправки в Закон об ОСАГО, входящие в цикл изменений, направлены прежде всего на защиту интересов страховых компаний. Кроме того, законодатель рассчитывает на существенное снижение судебных споров по взысканию страховых выплат, в первую очередь за счет снижения активности недобросовестных посредников и предприимчивых «автоюристов». «Не стоит ожидать исчезновения споров между страховщиками и потерпевшими из судов. Связано это с тем, что поправки в закон об ОСАГО ведут к существенному сокращению объема прав потерпевших за счет предоставления дополнительных привилегий страховщикам. Такая ситуация потенциально способна вызвать всплеск обращений в суды со стороны граждан», — сказал он.

Также он отметил, что многие вопросы, возникшие у юридического сообщества на стадии рассмотрения законопроекта, не нашли разрешения в тексте закона. «Неясен порядок вступления закона в силу: должны ли положения закона применяться в случае, если лицом, причинившим вред, договор обязательного страхования был заключен после дня вступления в силу поправок, а потерпевшим — нет, и наоборот. Из-за недостаточной юридико-технической проработки закона можно прогнозировать трудности в практической реализации норм о получении страхового возмещения в натуральной форме», — пояснил он.

В конце марта Путин подписал закон о натуральных выплатах в ОСАГО, согласно которому выплата по ОСАГО автовладельцам-физлицам по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины. Деньги можно будет получить лишь в исключительных случаях, в частности, при полной гибели автомобиля, гибели потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. рублей), если потерпевший не согласится доплатить. Претендовать на денежную выплату могут инвалиды. Кроме того, денежные выплаты предусмотрены и на основании договоренности потерпевшего со страховщиком. Также потерпевший сможет потребовать деньги, если страховщик не предложит ему станцию ремонта, соответствующую требованиям закона.

Во время рассмотрения закона в верхней палате парламента было принято решение вести мониторинг исполнения норм закона. Спикер палаты Валентина Матвиенко предложила дать протокольное поручение комитету СФ по бюджету и финансовым рынкам «последить первые полгода за реализацией этого закона с тем, чтобы понять на практике, что мы не учли».

Договор на выполнение работ по осмотру и ремонту застрахованных транспортных средств (между автосервисом и страховой компанией)

ДОГОВОР на выполнение работ по осмотру и ремонту застрахованных транспортных средств (между автосервисом и страховой компанией)

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Подрядчик по заданию Заказчика обязуется устанавливать технологию, методы, объем и стоимость ремонта (устранения) повреждений транспортного средства, возникших в результате наступления страхового случая, а также осуществлять ремонт такого транспортного средства и сдать готовые результаты Заказчику. Заказчик обязуется принимать и оплачивать выполненные работы.

1.2. Транспортное средство передается владельцем транспортного средства Подрядчику на основании соответствующего акта приема-передачи. С момента подписания указанного акта Подрядчик несет ответственность за обеспечение сохранности транспортного средства, а также несет риск случайной гибели или повреждения транспортного средства.

1.3. Вид, наименование и технические характеристики транспортных средств, подлежащих ремонту, а также объем, виды и иные условия осмотра и ремонта транспортных средств Стороны согласовывают в оформляемом Заказе-наряде, который подлежит подписанию обеими Сторонами настоящего Договора.

В Заказе-наряде обязательно указываются:

владелец транспортного средства;

марка, модель транспортного средства;

категория (A, B, C, D, прицеп)

государственный регистрационный номер;

идентификационный номер (VIN);

модель и номер двигателя;

номер шасси (рамы); номер кузова (коляски);

цвет; дата выпуска;

паспорт транспортного средства;

объем и иные условия ремонта (на основании заключения эксперта);

объем материалов Подрядчика, предоставляемых им для ремонта;

цену работ по ремонту, включающая в себя цену материалов;

сроки проведения работ по осмотру и ремонту.

заказы-наряды фиксируются в Журнале учета заказов.

1.4. Вопросы, требующие разрешения в процессе проведения осмотра и ремонта транспортных средств:

1.4.1. Идентификация объекта ремонта (транспортного средства).

1.4.2. Подлинность маркировочных и других идентификационных характеристик, соответствие их регистрационным и другим документам в отношении транспортного средства.

1.4.3. Номенклатура всех повреждений транспортного средства.

1.4.4. Технологии, методы и объем (трудоемкость) ремонта (устранения повреждений) транспортного средства потерпевшего, обусловленные страховым случаем.

1.4.5. Стоимость ремонта (устранения повреждений) транспортного средства потерпевшего, обусловленного страховым случаем.

1.5. Заказчик является страховщиком, производящим страховую выплату в связи с наступлением страхового случая в виде повреждения транспортного средства.

1.6. Владельцы транспортных средств, направляемые Заказчиком, являются страхователями.

1.7. Заказчик оплачивает работы по ремонту транспортных средств в соответствии с настоящим Договором за счет причитающегося владельцам транспортных средств страхового возмещения.

1.8. Выполняемые Подрядчиком по просьбе владельца транспортного средства работы оформляются в Заказе-наряде или отдельным договором и оплачиваются за счет такого владельца или в установленном законодательством либо соглашением Заказчика и владельца транспортного средства порядке.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Заказчик имеет право:

2.1.1. Получать от Подрядчика всю необходимую информацию о методах, технологиях, обеспечении ремонта.

2.1.2. Требовать документального обоснования стоимости выполненного ремонта.

2.1.3. Требовать исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Договору с надлежащим качеством, соответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

2.2. Заказчик принимает на себя следующие обязанности:

2.2.1. Направлять поврежденные застрахованные транспортные средства для осмотра и ремонта при наличии соответствующего волеизъявления владельцев соответствующих транспортных средств.

2.2.2. Предоставить Подрядчику по его запросу безвозмездно и своевременно всю имеющуюся у него информацию, в том числе документально подтвержденную, которая может иметь значение для надлежащего выполнения работ по настоящему Договору.

2.2.3. Согласовывать с Подрядчиком время и место проведения осмотра и ремонта поврежденного транспортного средства.

2.2.4. Принимать результаты выполненных Подрядчиком работ по настоящему Договору и своевременно подписывать акты выполненных работ.

2.2.5. Оплатить цену работ Подрядчика в соответствии с условиями настоящего Договора.

2.2.6. В случае проведения осмотра и ремонта по месту нахождения поврежденного транспортного средства с выездом мастера обеспечить необходимые условия для качественного осмотра и ремонта.

2.3. Подрядчик имеет право:

2.3.1. Устанавливать очередность осмотра и ремонта поврежденных транспортных средств в зависимости от даты оформления Заказа-наряда, сложности повреждений и ремонта, загруженности производственных мощностей, занятости мастеров и наличия необходимых материалов.

2.3.2. Самостоятельно определять способы и методы выполнения работ.

2.3.3. Привлекать для выполнения отдельных работ третьих лиц (субподрядчиков).

2.4. Подрядчик принимает на себя следующие обязанности:

2.4.1. Произвести осмотр транспортного средства с целью разрешения вопросов, установленных в п. 1.4 настоящего Договора.

2.4.2. Произвести ремонт транспортного средства в порядке, установленном настоящим Договором и нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2.4.3. Исполнять обязательства, установленные настоящим Договором, добросовестно, с надлежащим качеством, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, нормативным, методическим и другим документам, утверждаемым в установленном порядке.

2.4.4. Не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе исполнения настоящего Договора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.4.5. Вести регистрацию и учет всех операций, связанных с выполнением работ по настоящему Договору.

2.5. По окончании работ по ремонту каждого транспортного средства Подрядчик обязан незамедлительно передать результат выполненных работ владельцу транспортного средства по акту приема-передачи, а также представить Заказчику для подписания акт выполненных работ.

Заказчик обязан осуществить проверку результата выполненных работ и подписать акт выполненных работ в течение __________ дней с момента его получения от Подрядчика.

При наличии замечаний или претензий к выполненным Подрядчиком работам Заказчик обязан указать об этом в акте выполненных работ.

2.6. В случае если работы по ремонту выполнены Подрядчиком с отступлением от условий настоящего Договора, положений, содержащихся в Заказе-наряде, либо от норм действующего законодательства Российской Федерации или с иными недостатками, Заказчик вправе по своему выбору потребовать от Подрядчика:

2.6.1. Безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

2.6.2. Соразмерного уменьшения цены работ по ремонту, указанной в Заказе-наряде.

2.7. В случае если недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены Подрядчиком (п. 2.6.1 настоящего Договора), Заказчик вправе отказаться от исполнения Договора и потребовать возмещения убытков.

3. ЦЕНА РАБОТ. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Цена работ, выполняемых Подрядчиком в отношении каждого транспортного средства, определяется Сторонами в Заказе-наряде, оформляемом в соответствии с п. 1.3 настоящего Договора.

3.2. В случае если в процессе выполнения работ Подрядчиком будет выявлена необходимость проведения дополнительных работ в отношении транспортного средства, не указанных в Заказе-наряде, либо необходимость приобретения материалов или иные обстоятельства, увеличивающие цену работ, указанную в Заказе-наряде, Стороны составляют дополнительный Заказ-наряд.

3.3. Оплата цены работ производится Заказчиком в течение _____________ дней с момента подписания Сторонами акта выполненных работ (п. 2.5 настоящего Договора).

3.4. Оплата по настоящему Договору производится путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика.

3.5. Днем оплаты считается день поступления денежных средств на расчетный счет Подрядчика.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. В случае нарушения сроков проведения осмотра и ремонта, установленных в Заказе-наряде (п. 1.3 настоящего Договора), Заказчик вправе потребовать от Подрядчика уплаты неустойки в размере _________ (__________) рублей за каждый день просрочки.

4.2. В случае нарушения срока оплаты, установленного п. 3.3 настоящего Договора, Подрядчик вправе потребовать от Заказчика уплаты неустойки в размере ______% от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

4.3. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение иных обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

5. ФОРС-МАЖОР

5.1. Стороны освобождаются от частичного или полного исполнения обязательств по настоящему Договору, если неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора, которые Стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые Сторона не может оказать влияния и за возникновение которых она не несет ответственности, например землетрясение, наводнение, пожар, а также забастовка, правительственные постановления или распоряжения государственных органов.

5.2. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана немедленно информировать другую Сторону о наступлении подобных обстоятельств в письменной форме, причем по требованию другой Стороны должен быть представлен удостоверяющий документ.

6. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ

6.1. Стороны обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы путем переговоров решать все разногласия и споры, которые могут возникнуть по настоящему Договору.

6.2. Споры и разногласия, которые невозможно решить путем переговоров, разрешаются в судебном порядке.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до «__»________ ___ г.

7.2. Изменение Договора производится по соглашению Сторон, составляемому в письменной форме и подписываемому обеими Сторонами настоящего Договора.

7.3. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

7.4. Договор составлен в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Ремонт — комплекс операций по техническому воздействию на транспортное средство, выполняемых по потребности, для устранения повреждений, отказов и неисправностей с целью восстановления его работоспособности. Ремонтные материалы — основные и вспомогательные материалы, используемые при ремонте.

Стоимость ремонта — стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль.

Страхователь (владелец транспортного средства) — лицо, заключившее со страховщиком договор страхования.

Заказчик (страховщик, страховая организация) — организация, которая вправе осуществлять страхование транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Страховой случай — свершившееся событие (повреждение транспортного средства), с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Подрядчик — организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы по ремонту автомототранспортных средств по возмездному договору (далее именуется — Договор).

Иные термины и определения используются в соответствии с действующим законодательством.

Как страховщик выбирает СТО

СК отказала в выплате денежных средств (повреждение от неустановленного лица, но из полиции Постановление об отказе в возбуждении УД есть) и направляет автомобиль, находящийся на гарантии, на ремонт не на СТОА официального дилера, ссылаясь на п.11.1.7 Правил страхования. Так как с дилером у них нет договора.. Если поеду, то потеряю гарантию. Что делать?

— При заключении договора страхования, как правило, клиенту предлагают выбор одного из нескольких вариантов получения страхового возмещения: денег по калькуляции страховой компании, или ремонт по направлению страховщика, или ремонт на СТО по выбору клиента. Последний вариант обычно стоит дороже. Если в вашем договоре не указано, что ремонт автомобиля осуществляется на СТО дилера или на СТО по вашему выбору, то у вас остается только один вариант — получить направление и восстановить автомобиль на СТО страховой компании. По поводу гарантии: после проведения кузовного ремонта гарантия на работы дается сроком на 6 месяцев, не зависимо от того, кто делал машину.

Направление в автосервис страховщиком

по договору автострахования КАСКО возмещение ущерба от ДТП возможно посредством ремонта авто в сервисе. По договору автосервис выбирает страховщик.

Направляют в два сервиса — пос. Шишкин Лес или г. Домодедово. При этом договор заключен в Москве и были надежды, что обслуживаться я буду именно здесь, а не в МО. Раньше таких проблем не было, направляли в сервис на Киевской.

Перенаправить в сервис ближе страховщик отказывается и ссылается на то, что сейчас работает только с этими двумя центрами. Список центров предоставить не может, список постоянно меняется — не важно какие центры входили в список при заключении договора. На вопрос, почему направляют в МО, страховщик повторяет, что по договору выбирет сервис он. На вопрос, почему направляют в Шишкин Лес (который теперь входит в Новую Москву), а не, например, в поселок подальше, ответ аналогичный.

Пыталась найти закон,который мог бы как-то помочь разъяснить эту ситуацию.. Везде написано, что по страхованию КАСКО отдельного закона нет, действует Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». и внутренние правила компании страховщика, в данном случае РЕСО (во вложении).

Помогите прояснить ситуацию.

Уточнение клиента

Спасибо за помощь!

выложила договор+доп. соглашение к нему.

В нем указано:»Размер ущерба определяется на основании счета СТОА страховщика, не являющейся официальным дилером по данной марке».

03 Апреля 2015, 16:06

Уточнение клиента

Выкладываю доп. соглашение к договору

03 Апреля 2015, 16:28

Ответы юристов (26)

Здравствуйте. на самом деле такие вещи регулируются договором — у вас указано что страховщик выбирает сервис… а уж где он будет находится — если договором не оговорено- то по усмотрению страховщика- с теми центрами с кем они работают.

Список таких центров действительно может меняться.

Пыталась найти закон, который мог бы как-то помочь разъяснить эту ситуацию… Везде написано, что по страхованию КАСКО отдельного закона нет, действует Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». и внутренние правила компании страховщика, в данном случае РЕСО (во вложении).
Анна

законом такие вещи не регулируются… именно эти моменты- вопрос договора

а так страхование регулируется этими актами + гражданский кодекс.

Можете выложить договор?

Есть вопрос к юристу?

Если в договоре страхования действительно содержится условие, что автосервис выбирает страховщик, заставить его поступить иначе не получится. Возможно лишь в случае, если у Вас есть объективные препятствия обратиться именно в тот сервис, который предлагает страховщик. Возможно мои коллеги найдут и подскажут Вам нечто другое.

В данном случае сама страховая компания несёт ответственность за несвоевременный и некачественный ремонт авто, поэтому доверить выбор СТО вам она не может, и это предусмотрено договором.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 42 своего Постановления Пленума от 27 июня 2013 г. N 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» разъяснил, что применительно к правоотношениям, возникающим из договора добровольного страхования имущества граждан в силу статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации за качество произведенного по направлению страховщика станцией технического обслуживания восстановительного ремонта в рамках страхового возмещения по договору добровольного страхования имущества ответственность несет страховщик.

Однако, если вдруг будут нарушены сроки передачи на ремонт или сам ремонт будет произведён некачественно, тогда выбрать СТО сможете вы сами, а после — потребовать от страховой компании возмещения ваших расходов за ремонт.

Если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт транспортного средства на станции технического обслуживания, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения обязательства по производству восстановительного ремонта в установленные договором страхования сроки страхователь вправе поручить производство восстановительного ремонта третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан»).

Уточнение клиента

03 Апреля 2015, 16:53

Данное условие регулируется исключительно договором, если в договоре есть такое условие, то с этим ничего не поделать, придется ехать в тот сервис, который предлагает страховщик. Сейчас посмотрю правила страхования, возможно есть что-нибудь, что поможет решить проблему.

Действительно вопросы Каско не регулируются действующим законодательством. К таким правоотношениям применяются правила о добровольном страховании.

Представитель страховой судя по всему лукавит. В правилах страхования, раздел 12 указана возможность выплаты страхового возмещения, про ремонт ни слова. Поэтому вы вправе требовать перечисления денежных средств на ваш счёт в качестве страхового возмещения.

Уточните, в вашем договоре указана возможность проведения ремонта?

Кроме того, можете обратиться в роспотпебнадзор с жалобой на действия страховой, поскольку они нарушают ваши права.

Здравствуйте, Анна. Согласно приложенных вами правил:

13.1. Страхователь имеет право:
13.1.1. На получение страхового возмещения при наступлении страхового случая по
застрахованному риску в пределах указанных в Договоре страхования страховой
суммы и лимитов ответственности.

При этом никакой обязанности ремонтировать автомобиль в автосервисе выбранном страховщиком не установлено.

В то же время согласно п. 4 ст. 10 Закона РФ N 4015-1

Условиями страхования имущества и (или) гражданской ответственности в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты (страхового возмещения) предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, — организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.

Поэтому если такая обязанность четко установлена вашим договором страхования с этим ничего поделать нельзя. Можете выложить договор?

Уточнение клиента

спасибо за ответ!

в договоре указано, что «. Размер ущерба определяется на основании счета СТОА страховщика»

03 Апреля 2015, 16:55

Анна, а вы дополнительных соглашений не подписывали?

по правилам страхования предусмотрена возможность получения страхового возмещения наличными, либо на расчетный счет:

Выплата страхового возмещения производится Страхователю (Выгодоприобретателю)
одним из способов:
наличными денежными средствами;
– безналичным переводом на расчетный сче
т;
– путем направления Застрахованного ТС по поручению Страхователя
(Выгодоприобретателя) или их Представителя на станцию технического
обслуживания, выполняющую восстановительный ремонт, с последующей оплатой
счетов за произведенный восстановительный ремонт

Пишите заявление о том, чтобы перечислили на р/c и восстанавливайте свой авто в том сервисе, где удобно и лучше.

Уточнение клиента

Александр, спасибо за помощь!

как правило, при выплате ущерба наличными, сумма сильна занижена. Это очень невыгодно.

03 Апреля 2015, 16:58

Аналогию с ОСАГО здесь приводить бессмысленно, так как по
КАСКО действуют положения ГК РФ о свободе сторон в заключении договора.

Поэтому
руководствоваться следует договором присоединения, согласно которому Вы согласились
с Правилами страховщика.

Так согласно п.12.5 выплата
страхового возмещения производится Страхователю (Выгодоприобретателю)

одним из способов:

– наличными денежными
средствами;

– безналичным переводом
на расчетный счет;

– путем направления Застрахованного
ТС по поручению Страхователя

(Выгодоприобретателя)
или их Представителя на станцию технического

обслуживания, выполняющую
восстановительный ремонт, с последующей оплатой счетов за произведенный восстановительный
ремонт.

При этом, согласно п.12.10 способы определения размера
ущерба в случае повреждения Застрахованного ТС

– счет за фактически выполненный
ремонт поврежденного Застрахованного ТС на станции технического обслуживания автомобилей
(СТОА), на которую Страхователь был направлен Страховщиком.

Т.е. в данных
Правилах конкретизации станций технического обслуживания, на которые ТС должно
направлятьс я для ремонта, не содержится.

Анна, добрый день! Вам направление на ремонт выдали на руки? Автомобиль у Вас находится на гарантии или нет? (в том случае, если автомобиль гарантийный — направление на ремонт должно быть выдано к официальному дилеру). В письменно виде запросите список организаций с которыми у страховой компании заключен договор.

Далее, можно еще составить претензию в которой просите обосновать в связи с чем не могут выдать направление на СТО на Киевской, в тексте претензии обязательно включите в суд, что обратитесь в суд с требованием о компенсации понесенных Вами расходов связанных с передаче автомобиля на СТО, указанных в направлении страховой компании (такими расходами могут являться затраты на проезд к месту ремонта, расходы на ремонт и т.п.).

Пока на данном этапе Ресо выполняет приняты на себя обязательства.

В этой связи,
единственное, чем, на мой взгляд, можно воспользоваться, это Законом РФ от
07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) «О защите прав потребителей»,
согласно ст.8 которого информация об услугах, в том числе страхования, в
наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении
договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг)
способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском
языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на
государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов
Российской Федерации.

При этом, согласно ст.10 Закона исполнитель обязан своевременно
предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах
(работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

А согласно ст.12 если
потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при
заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать
от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным
уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок
отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и
возмещения других убытков.

В связи с этим, попробуйте обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. По
результатам проверки можно будет определить перспективы для обращения в суд, а
может и воздействия данного надзорного органа окажется достаточно для решения
данного спора.

Протицирую Ваш вопрос.

Список центров предоставить не может, список постоянно меняется — не важно какие центры входили в список при заключении договора.

Из содержания приложенного Вами документа вытекает следующее.

12.5. Выплата страхового возмещения производится Страхователю (Выгодоприобретателю)
одним из способов:
– наличными денежными средствами;
– безналичным переводом на расчетный счет;
– путемнаправления Застрахованного ТС по поручению Страхователя
(Выгодоприобретателя) или их Представителя на станцию технического
обслуживания, выполняющую восстановительный ремонт, с последующей оплатой счетов за произведенный восстановительный ремонт.

12.10. Способы определения размера ущерба в случае повреждения Застрахованного ТС (риск «Ущерб»):
– калькуляция Страховщика;
– счет за фактически выполненный ремонт поврежденного Застрахованного ТС на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА), на которую Страхователь был направлен Страховщиком;
– счет за фактически выполненный ремонт поврежденного Застрахованного ТС на СТОА по выбору Страхователя. В этом случае Страхователь обязан представить Страховщику оригиналы счета, заказа-наряда или калькуляции ремонта, выполненные на русском языке (или имеющие заверенный перевод на русский язык), а также документы, подтверждающие оплату фактически выполненного ремонта (чек, платежное поручение
и т.п.).

12.11. Конкретный вариант определения размера ущерба определяется Страхователем и Страховщиком в Договоре страхования при заключении Договора страхования.

Требуется небольшое уточнение:
1. имелся ли в договоре или в качестве приложения к нему список СТОА;
2. есть ли указание в договоре на возможность изменения списка СТОА;
3. предусматривает ли договор возможность поврежденного застрахованного ТС на СТОА по выбору страхователя.

Анна, а Ваш автомобиль находится на гарантии?

Уточнение клиента

Нет, не на гарантии

03 Апреля 2015, 16:26

это размер а не место ремонта.

В договоре этого пункта нет… у них это может быть прописано в правилах оказания услуг их конторой. В принципе у всех страховщиов так- они работают только с определнными сервисами.

Возможно следует руководствоваться следующими положениями о запрещении навязывания дополнительных услуг и при обосновании своих требований перед страховщиком сослаться на них.

Выписка из Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Получается, что страховщик обусловливает заключение договора страхования обязательным приобретением услуг выбранной им СТОА.
Требования данного закона относятся и к договорам страхования.

Выписка из Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 № 17

2. Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Действительно, согласен с коллегой, в таком случае остается ссылаться на статью 16 ЗЗПП, о том, что данное условие договора ущемляет Вас в правах как потребителя, и что данное условие является навязыванием услуг выбранного им сервиса

СТОА определяет РАЗМЕР ущерба, но нигде, не указано, что ремонт должен производится в СТОА страховщика. По договору и правилам, вам обязаны выплатить страховое возмещение, а не отремонтировать авто.

Уточнение клиента

Ирина, спасибо за помощь!

03 Апреля 2015, 16:52

Есть ли у Вас доп. соглашение, О котором написано в полисе? Там есть пувнкт согласно которому «размер ущерба определяется на основании счетов за фактически выполненные работы на СТОА по направлению Страховщика». Значит, они должны выдать Вам соответствующее направление и выдадут его именно в ТО СТОА, с которым у них имеется договор. И оспорить это вряд ли получится.

Что касается выплаты страхового возмещения. В самом деле, Вы можете не обращаться в СТО по их направлению, а требовать возмещения страховой суммы. А там сами решите, какое СТО отремонтирует Вам автомобиль. Может быть Выв сами это будете делать. Кому какое дело.

Уточнение клиента

Владимир, спасибо за помощь!

дело в том, что страховая обычно сильно занижает стоимость ремонта, этого еле хватает на половину стоимости ремонта..

03 Апреля 2015, 16:49

Не согласен — данный довод не будет принят во внимание судом. Как минимум, страховая компания заявит, что у клиента была возможность выбора в виде страхового возмещения (натуральная или денежная форма), и в соответствии с этим осуществлялся расчет страховой премии. Выбор между СТОА Вам предоставили — тем самым Ваши права также не нарушены.

Не могли бы Вы выложить еще заявление на страхование, которое является неотъемлемой частью полиса КАСКО.

Уточнение клиента

Михаил Игоревич, спасибо за ответ,

я уточнила, такого заявления нет.

Есть только сам полис — договор и доп. соглашение.

03 Апреля 2015, 16:45

Услуги СТОА, список которых предоставит СК, навязываются в дополнение к услуге по ремонту ТС за счет СК.

Может быть имеет место старый добрый русский «откат»(СТОА платят работникам СК за то, что они направляют ТС на ремонт именно к ним) и руководство СК даже и не подозревает о том, что ее работники имеют какой-то список СТОА? Очень уж все подозрительно выглядит…
Разобраться с этим можно направив письменное обращение руководству СК.

Каким образом, навязывается, у страхователя есть в данном случае выбор. И он по своему усмотрению выбирает, куда ему ехать на ремонт. Суд не примет во внимание данный довод, а отказ страхователя поехать на ремонт (если данная форма возмещения все же определена договором) можно расценить как односторонний отказ от исполнения договора или одностороннее изменение его условий.

Давайте еще буквально исходить из п. 42 Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20

«О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан»

Если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт транспортного средства на станции технического обслуживания, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения обязательства по производству восстановительного ремонта в установленные договором страхования сроки страхователь вправе поручить производство восстановительного ремонта третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.
В силу статьи 313 ГК РФ за качество произведенного по направлению страховщика станцией технического обслуживания восстановительного ремонта в рамках страхового возмещения по договору добровольного страхования имущества ответственность несет страховщик.

Анна, я так понял Вас уже неоднократно на ремонт отправляли, соответственно данная форма возмещения должна быть где-то указана. Ни в полисе, ни в правилах страхования, данной оговорки нет.

п. 3 ст. 10 Закона РФ «Об организации страхового дела» предусматривает, что

3. Страховая выплата — денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования, и выплачивается страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Страховая выплата по договорам страхования производится в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Страховщики не вправе отказать в страховой выплате по основаниям, не предусмотренным федеральным законом или договором страхования.

Иными словами — форма страхового возмещения где-то должна определяться. Я предлагаю Вам затребовать Ваше заявление из страховой компании.

Учитывая, что Вас уже направляли на ремонт в сервис на Киевской, можно обратиться в суд с требованием обязать РЕСО выдать направление именно на данный сервис. Здесь Вам будут все карты в руки.

Моя версия — «откат».
Неужели работники СК посещали много разных СТОА и выбирали, где же лучше всего отремонтируют ТС клиента? И потом все-таки нашли две СТОА и заключили с ними какой-то договор?

Коллега, а Вы не допускаете вероятность — экономической целесообразности. Возможно данные СТОА, для страховой делают скидку по нормо-часам, в отход от технологии, не меняют, а ремонтируют отдельные поврежденные элементы и т.п. Страховой компании в данном случае проще отправить туда, нежели на иной сервис. С другой стороны от этого страдает качество ремонта.

В данной ситуации Анне стоит выстроить линию поведения следующим образом:

1) написать претензию в Ресо с требованием обосновать выдачу направления на указанные СТОА, а не так, как было ранее в сервис на Киевскую. В претензии указать, что при направлении на сервис в Шишкин лес или Домодедово на СК в порядке ст. 15 ГК РФ возлагается обязанность компенсировать дополнительно понесенные страхователем расходы; Здесь же затребовать перечень СТОА, оказывающих услуги по ремонту автомобилей, с которыми РЕСО состоит в договорных отношениях (ссылаемся на ст. 8,10 Закона о защите прав потребителей) и заявить требование о выдаче дубликата заявления на страхования, а также ранее выданных направлений на ремонт (включая, копии заказ-нарядов, актов-приема передачи и т.п. документов).Отдельным пунктом затребовать выдачу направления именно на сервис на Киевской (если Анна качество ремонта там Вас устраивало)

2) После того, как требований удовлетворены не будут (по истечении отведенного срока — 3-х дней будет достаточно) можно обратиться в суд с требованием о понуждении в выдаче направления. Практика на этот счет сложилась однозначно в пользу потребителя. И в суде не придется доказывать почему, происходит замена вида страхового возмещения и в одностороннем порядке страхователь уклонился от получения направления и тем самым отказывается от исполнения договорных обязательств (решения об отказе в замене формы страхового возмещения так же имеются).

Чтобы не быть голословным, вот одно из таких решений