Защита прав потребителей в законодательстве России

Главная > Реферат >Государство и право

1.Теоретические основы защиты прав потребителей

1.1.Общие положения о защите прав потребителей

1.2. Исторические аспекты защиты прав потребителей

1.3. Нормативно-правовая база защиты прав потребителей

2. Защита прав потребителей в бытовом обслуживании.

2.1.Понятие бытового обслуживания населения

2.1. Правила бытового обслуживания потребителей.

2.2. Сроки выполнения работ

2.3. Оказание услуг

1.1 Понятие бытового обслуживания населения

Под услугами понимаются виды деятельности (работ), в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Удовлетворяя личные потребности человека, услуги направлены на сохранение или восстановление ранее созданной потребительской стоимости либо на приумножение потребительской стоимости за счет трудовой деятельности.

К сфере бытового обслуживания населения не относятся услуги, находящиеся в ведении других специализированных отраслей обслуживания населения, таких, как образование, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура, пассажирский транспорт, связь.

Бытовые услуги могут быть материальными и нематериальными. Под материальными услугами понимаются услуги, при производстве которых труд фиксируется в материальном вещественном товаре, сохраняя или увеличивая его стоимость. При оказании же нематериальных услуг труд не фиксируется в материальном вещественном товаре, а его стоимость (в виде затрат необходимого труда) не отражается в совокупном общественном продукте.

Производственные услуги включают ремонт бытовой техники, пошив и ремонт одежды и обуви (по индивидуальным заказам населения), ремонт радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, холодильников, стиральных машин и других бытовых приборов. Их удельный вес в общем объеме реализации бытовых услуг занимает до 80%. Оказываемые населению производственные услуги могут быть выполнены в индивидуальном порядке, т. е. без привлечения специализированных организаций, либо путем непосредственного обращения населения в специально созданные предприятия.

Эффективность деятельности создаваемых предприятий сферы бытового обслуживания населения зависит от уровня развития их материально-технической базы, системы организации процесса оказания услуг и ряда других условий. Однако решающими факторами экономической выгоды оказания бытовых услуг населению являются наиболее короткий срок оказания услуг и их качество.

Период с момента приема заказа до момента сдачи его клиенту состоит из трех этапов: времени приема заказа, времени производственного цикла и времени получения заказа клиентом.

Сфера бытового обслуживания делится на двенадцать основных технологически различных производственных отраслевых групп,. К ним относятся: ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные услуги.

Самый доходный бизнес в сфере бытового обслуживания населения в сегодняшней России — ритуальные услуги, их рентабельность составляет 40%. На втором месте — ремонт и изготовление мебели, на третьем — услуги парикмахерских салонов в городах. Тенденции последних лет — бытовые услуги начали продвигать на село.

Закон о защите прав потребителей закрепил важнейшие международно признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены: право на надлежащее качество; право на безопасность; право на информацию; право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей. Кроме того, Закон о защите прав потребителей установил и ряд дополнительных гарантий охраны их прав. К ним, прежде всего, следует отнести: право на получение льгот в сфере, торгового и других видов обслуживания ; право на. обмен товара надлежащего качества; признание недействительными условий договора, ущемляющих права. потребителей . В Законе о защите прав потребителей основной упор сделан на определение имущественной: ответственности за нарушение прав потребителей и в ocoбенности на возмещение убытков как наиболее полно отвечающее рыночным отношениям. При этом положения Закона опираются на основополагающие принципы гражданского права. На ряду с мерами договорной ответственности Закон содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.

В Законе о защите прав потребителей наряду с индивидуальной предусмотрена и коллективная защита прав и интересов потребителей. При этом основной упор сделан на государственную защиту их прав. Наряду с общим судебным порядком разрешения споров между изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями в Законе определены специальные государственные органы по защите прав потребителей, их компетенция, а также санкции, которые они вправе налагать за нарушение прав потребителей .

Нормы законодательства о защите прав потребителей стали для всех областей сферы обслуживания граждан опорными.

Соотношение Закона о защите прав потребителей с Гражданским Кодексом может быть охарактеризовано следующим образом. Закон о защите прав потребителей, содержит их фундаментальные права, опирается на общие положения гражданского законодательства, а его действие немыслимо без использования таких важнейших гражданско-правовых категорий, как имущественная ответственность, вина, убытки, вред, договор и ряд других. Другими словами, если гражданское законодательство призвано урегулировать товарно-денежные отношения независимо от субъектного состава, то Закон о защите прав потребителей регламентирует специфику этих отношений для потребителей на рынке товаров и услуг. С другой стороны, Закон о защите прав потребителей тесно взаимодействует с актами хозяйственного законодательства установившими требования к деятельности организаций, производящих товары и услуги для населения, качеству потребительских товаров и услуг и т.д.

Таким образом, с принятием Закона о защите прав потребителя в России начало формироваться законодательство о защите прав потребителей, которое представляют собой специфическое законодательное наслоение над отраслевым законодательством (причем не только над гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление специфических дополнительных прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительных требований, балансирующих их неравное экономическое положение на рынке. Вместе с тем, очевидно, что с принятием Закона о защите прав потребителей, не могли быть разрешены все вопросы, касавшиеся проблем их защиты в конкретных областях обслуживания. По этому его принятие призвано, с одной стороны, распространить общие положения о защите прав потребителей на все сферы их взаимоотношений с производителями товаров и услуг, а также организациями торговли и сферы услуг, а, с другой стороны, создать благоприятные условия для дальнейшего совершенствования отраслевого и комплексного законодательства (например, принятие законов в области транспорта, связи и иных услуг).

Защита прав потребителей в сфере обслуживания

2.1. Сроки на выполнение работ и оказание услуг. Последствия нарушения
этих сроков

СОГЛАСНО П. 1 СТ. 4 ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» ПРОДАВЕЦ
(ИСПОЛНИТЕЛЬ) ОБяЗАН ПЕРЕДАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ ТОВАР (ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ, ОКАЗАТЬ
УСЛУГУ), КАчЕСТВО КОТОРОГО СООТВЕТСТВУЕТ ДОГОВОРУ. СРОК В ДОГОВОРЕ НА
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ яВЛяЕТСя ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ЕГО УСЛОВИЙ.
В ЗАКОНЕ ГОВОРИТСя, чТО ИСПОЛНИТЕЛЬ ОБяЗАН ОСУЩЕСТВИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
(ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ) В СРОК, УСТАНОВЛЕННЫЙ ПРАВИЛАМИ ВЫПОЛНЕНИя ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ РАБОТ (ОКАЗАНИя ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УСЛУГ) ИЛИ ДОГОВОРОМ. В ДОГОВОРЕ
ПРЕДУСМАТРИВАЕТСя СРОК ВЫПОЛНЕНИя РАБОТЫ (ОКАЗАНИя УСЛУГИ), ЕСЛИ ОН
ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ НЕ ПРЕДУСМОТРЕН, А ТАКЖЕ СРОК МЕНЬШЕЙ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ, чЕМ СРОК, УСТАНОВЛЕННЫЙ ПРАВИЛАМИ.
Пункт 2. ст. 27 Закона раскрывает порядок определения сроков
выполнения работы (оказания услуги). Срок в договоре определяется
календарной датой (периодом), к которой выполнятся работа (услуга), или
датой (периодом), к которой исполнитель обязан приступить для выполнения
работы (оказания услуги).
Для правильного исчисления срока необходимо определить его начало и
окончание. В ст. 191 ГК РФ «Начало срока, определенного периода времени»
говорится, что течение срока, определенного периода времени начинается на
следующий день после календарной даты или наступления события, которыми
определено его начало.
Если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям в
течение срока действия договора, наряду с общим сроком исполнения работы
(оказание услуги) в содержании договора отражаются частные (промежуточные)
сроки. Эти частные сроки конкретизируют обязанности исполнителя, придают
выполняемой работе (оказываемой услуге) четкость и определенность.
Установленные сроки начала и окончания работ (оказания услуг)
изменяются только по соглашению сторон договора. Если достигнуто такое
согласие, то новые сроки должны быть указаны в договоре или дополнительном
соглашении.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона установлена имущественная ответственность
исполнителя за нарушение сроков начала и окончания выполнения работ
(оказания услуг) или назначенных потребителем новых сроков (на основании
п.1 настоящей статьи) в виде неустойки. Неустойка уплачивается исполнителем
потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) в размере 3 %
от цены выполненной работы (оказанной услуги). Если стоимость работ (услуг)
не была определена в договоре, то неустойка взыскивается от общей цены
заказа. Размер неустойки может быть установлен более высоким, однако для
этого необходимо соглашение сторон, заключенное в письменной форме.
Неустойка начинает взыскиваться со дня (часа), следующего за днем
(часом), к которому работа (услуга) должна была начать выполняться или
должна быть выполнена, и заканчивается началом или окончанием исполнения
работ (оказания услуг). Взыскиваемая неустойка не может превышать стоимости
работы (услуги) или общей стоимости заказа. Если цена работы (услуги)
отдельно не определялась, то размер неустойки определяется от общей цены
договора (заказа).
Размер неустойки определяется исходя из цены работы (услуги) или
договора (заказа), существующей в том месте, в котором требование
потребителя должно быть удовлетворено исполнителем, на день добровольного
удовлетворения или в день вынесения судебного решения.
Закон освобождает исполнителя от уплаты неустойки и возмещения
убытков, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы
(оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы, т. е.
наступления такого события, которое исполнитель не мог предотвратить
никакими средствами, или по вине потребителя.

2.2. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной
работе (оказанной услуге). Сроки устранения недостатков.

В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 29 ЗАКОНА ПОТРЕБИТЕЛЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ
НЕДОСТАТКОВ В ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ (ОКАЗАННОЙ УСЛУГЕ) ИМЕЕТ ПРАВО ПО СВОЕМУ
ВЫБОРУ ПОТРЕБОВАТЬ ОТ ИСПОЛНИТЕЛя:
. безвозмездного устранения недостатков;
. соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной
услуги);
. безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала
такого же качества или повторного выполнения работы;
. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков
выполненной работы (оказанной услуги) силами потребителя или третьими
лицами.
Потребитель имеет право требовать от исполнителя уменьшения цены за
выполненную работу в том случае, если он предъявил требование о
безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о
повторном выполнении работы (оказании услуги).
Правовые последствия нарушения требований к качеству выполненной
работы (оказанной услуги) сходны с последствиями и правами при продаже
товаров с недостатками.
Потребитель может расторгнуть договор и потребовать полного возмещения
убытков:
. если недостатки не были устранены исполнителем в срок, указанный в
договоре;
. если в работе присутствуют существенные недостатки или есть
существенные отступления от условий договора.
Вышеперечисленные требования предъявляются при принятии выполненной
работы (услуги) или в процессе ее выполнения.
После уже принятой работы (услуги) требования по поводу скрытых
недостатков могут быть предъявлены позднее: в течение гарантийного срока
или в течение 6 месяцев со дня принятия выполненной работы (оказанной
услуги), если отсутствует гарантийный срок. Что касается недостатков в
строении или иного недвижимого имущества, требования предъявляются в
течение гарантийного срока, а сли он не установлен — в течение 2 лет.
Согласно п. 4 ст. 29 Закона, если выявленный существенный недостаток
выполненной работы (услуги) допущен по вине исполнителя, потребитель имеет
право требовать безвозмездного устранения этого недостатка и по истечении
гарантийного срока. Такое требование предъявляется в течение срока службы
или в течение 10 лет со дня принятия работы, если срок службы не
установлен.
На исполнителя возлагается обязанность своевременного удовлетворения
требований потребителя, в противном случае потребитель по своему выбору
вправе предъявить требования:
. соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную
услугу);
. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков
выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими
лицами;
. расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и
возмещения убытков.
Безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материла такого
же качества и повторное выполнение работы (услуги) подлежат исполнению в
срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги). Если
же такой срок не установлен, то в срок, указанный в договоре, который не
был исполнен надлежащим образом.
За нарушение этих сроков с исполнителя взыскивается неустойка,
оговоренная в Законе, а также потребитель имеет право предъявить иные
требования согласно п. 1 ст. 28 и п.1 и 4 ст. 29 Закона.

2.3. Смета на выполнение работы (оказание услуги)

СМЕТА — ДОКУМЕНТ, В КОТОРОМ УКАЗАН ПЕРЕчЕНЬ РАБОТ (УСЛУГ), МАТЕРИАЛОВ,
ОБОРУДОВАНИя И Т. Д. С УКАЗАНИЕМ СТОИМОСТИ (ЦЕНЫ). СОГЛАСНО ЗАКОНУ, ЕСЛИ
ОДНА ИЗ СТОРОН (ПОТРЕБИТЕЛЬ ИЛИ ИЗГОТОВИТЕЛЬ) ТРЕБУЕТ СОСТАВЛЕНИя СМЕТЫ, ТО
ТАКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УДОВЛЕТВОРЕНО.
Смета может быть двух видов: твердая и приблизительная. При
составлении твердой сметы исполнитель не имеет права требовать оплаты
дополнительных работ и расходов. При твердой смете ни при каких
обстоятельствах, даже при изменении цены, исполнитель не имеет права ее
изменить самостоятельно, без согласия на то потребителя. Таким образом, все
расходы исполнителя, сделанные сверх сметы, относятся на его счет.
Если при составлении условий договора трудно определить его
окончательную стоимость, то потребителем и изготовителем составляется
приблизительная смета. Если возникает необходимость превысить
приблизительную смету, то исполнитель обязан немедленно предупредить об
этом потребителя. Потребитель имеет право отказаться от исполнения
договора; при этом он возмещает исполнителю понесенные им расходы,
приходящиеся на выполненную работу (услугу), согласно первоначально
составленной смете.
Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении расходов по
приблизительной смете, то исполнитель не вправе требовать возмещения
сверхсметных расходов и обязан выполнить работу (услугу) в пределах
первоначальной стоимости, определенной приблизительной сметой. Если
увеличение сметы вызвано действиями потребителя, то он должен возместить
исполнителю все расходы, превышающие приблизительную смету.

2.4. Выполнение работы из материалов исполнителя и материалов
потребителя или работы с вещью потребителя

СОГЛАСНО СТ. 34 ЗАКОНА ИСПОЛНИТЕЛЬ МОЖЕТ ВЫПОЛНяТЬ РАБОТУ ИЗ СВОЕГО
МАТЕРИАЛА И СВОИМИ СРЕДСТВАМИ. ЕСЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬ ПОТРЕБУЕТ ВЫПОЛНЕНИя РАБОТЫ
ИЗ СВОЕГО МАТЕРИАЛА, ТО НА ИСПОЛНИТЕЛя ВОЗЛАГАЕТСя ОБяЗАННОСТЬ
УДОВЛЕТВОРИТЬ ЭТО ТРЕБОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛя.
Исполнитель, предоставляющий свой материал для выполнения работы
(оказания услуги), отвечает за его надлежащее качество. В связи с этим
ответственность за выполнение работы (услуги) из недоброкачественного
материала заключается в возмещении убытков, причиненных потребителю, и в
уплате неустойки, если она предусмотрена условиями договора или правилами о
выполнении отдельных видов работ.
Материал исполнителя, предоставляемый потребителю, подлежит оплате при
заключении договора полностью или в определенном размере, указанном в
правилах выполнения отдельных видов работ или в договоре о выполнении
работы с условием окончательного расчета при получении работы потребителем.
Закон дает возможность потребителю и исполнителю предусмотреть в договоре и
иной порядок расчета.
В случаях, предусмотренных правилами или соглашением сторон,
потребителю предоставляется материал в кредит. Если цена за предоставленный
в кредит материал повышается в течение времени, то это изменение цены не
влечет за собой ее перерасчета.
Материалы, оборудование, техника, различные средства и т. д.,
необходимые для выполнения работы, доставляются к месту выполнения работ
исполнителем. Однако Закон не оговаривает, кто должен оплачивать доставку
необходимых средств. Поэтому следует предполагать, что расходы по доставке
включаются в смету работы, а если таковая отсутствует, то условия доставки
должны оговариваться сторонами при заключении договора.
Если работа выполняется полностью или частично из материала
потребителя или с вещью потребителя, то исполнитель отвечает за их
сохранность и правильное использование. В случае если работа выполняется из
материала или с вещью потребителя, исполнитель должен:
. предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности
переданного потребителем материла (вещи);
. предоставить отчет об израсходованном материале, а если есть остаток
материала, возвратить его потребителю.
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материла (вещи),
предоставленного потребителем, исполнитель должен в течение трех дней
заменить его однородным материалом (вещью) такого же качества или, по
договору с потребителем, изготовить изделие из однородного материала в
разумный срок. При отсутствии у исполнителя необходимого для замены
материала (вещи) потребителю возмещается двукратная стоимость утраченного
(поврежденного) материла (вещи), а также все расходы, понесенные
потребителем.
Расчеты с потребителем в случае утраты, повреждения материала или вещи
потребителя, производятся на основании стоимости испорченного материла
(вещи). При заключении договора между потребителем и исполнителем
указывается точное наименование, описание, метраж и цена материла. В
аналогичном порядке оцениваются передаваемые потребителем вещи для
выполнения работ с ними. При возмещении потребителю цены утраченного
материала (вещи) она должна соответствовать стоимости, которая сложилась на
день добровольной выплаты исполнителем или на день вынесения судебного
решения.
Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную
утрату (повреждение) материала (вещи), если предупредил потребителя об
особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его
полную или частичную утрату (повреждение). Это все оговаривается в договоре
или документе, его заменяющем (квитанция, заказ). Незнание исполнителем
особых свойств материала (вещи) не освобождает его от ответственности.
Исполнитель имеет право отказаться от заключения договора и
потребовать полного возмещения убытков, если потребитель, несмотря на
предупреждение исполнителя, не заменит в разумный срок непригодный или
недоброкачественный материал или не устранит иных обстоятельств, влияющих
на качество выполняемой работы (оказываемой услуги).


2.5. Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу)

В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 37 ЗАКОНА УСТАНОВЛЕН ОБЩИЙ ПОРяДОК РАСчЕТОВ ЗА
ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ (ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ): ОН ОПРЕДЕЛяЕТСя ДОГОВОРОМ МЕЖДУ
ПОТРЕБИТЕЛЕМ И ИСПОЛНИТЕЛЕМ.
При заключении договора следует обращать внимание на правильность его
заполнения (дата, номер, название организации, ее юридический адрес,
фамилия, имя, отчество потребителя, его адрес и т. д.), оговаривать все
условия заключаемого договора, с обязательствами сторон (как потребителя
так и исполнителя). Если положения договора не понятны, то следует их
уточнить, расшифровать. Необходимо ознакомиться со всем текстом договора и
только после этого его подписывать. Договор заключается в двух экземплярах.
Один экземпляр договора должен остаться у исполнителя, другой передается
потребителю.
Потребитель вправе по своему желанию оплатить полностью стоимость
работы (услуги) при заключении договора.
Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме
работу (оказанную услугу) по окончании ее, если иное не установлено законом
или иными правовыми актами РФ или договором между потребителем и
исполнителем.
Однако в порядке исключения законодательством РФ и субъектов РФ не все
виды работ (услуг) оплачиваются потребителем после их выполнения. Правилами
бытового обслуживания населения предусмотрен ряд исключений. Так, при
заключении договора полностью оплачиваются работы (услуги):
. выполняемые в присутствии потребителя, а также методом
самообслуживания (все виды работ и услуг);
. кинофотолабораторий и фотографий, предприятий по обслуживанию
торжественных мероприятий и ритуальных услуг;
. по покупке, доставке или пересылке подарков, сувениров и других
изделий;
. по обучению вязке, кройке и шитью одежды, фотографированию;
. по апробированию и клеймению ювелирных изделий;
. бань и душевых;
. по доставке грузов и посреднических услуг.
Некоторые правила выполнения работ (оказания услуг) устанавливают
сроки, в течение которых потребитель должен их оплатить.

. Характеристика отдельных видов бытового обслуживания населения

Общая характеристика законодательства о защите прав потребителей курсовая

Правовая реформа, которая происходит в Российской Федерации, продолжает осуществляться одновременно с преобразованиями в экономике страны. Само по себе становление российского потребительского рынка происходит в условиях кризисных явлений, негативными последствиями ее предыдущей монополизации, правовым нигилизмом. В этих условиях особенно возрастает роль норм российского законодательства при реализации прав граждан-потребителей — на потребление услуг и выполнение для них определенных работ. В условиях современного экономического развития России защита прав потребителя приобрела не только социальное значение, но и правовое. Экономическая ситуация непосредственно отразилась на правах потребителей, для которых правовая защита их прав и интересов становится принципиально необходима. Высокая значимость проблемы защиты прав потребителей определяет актуальность данного курсового исследования. Исследование проблем, связанных с защитой прав потребителей носит как теоретическую, так и практическую значимость. Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, которые возникают при реализации защиты прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг. Предметом исследования являются в курсовой работе нормативно – правовые акты, которые регулируют права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защиту. Целью курсовой работы является исследование прав потребителей при оказании услуг или выполнении работ и их защиты на основе норм действующего российского законодательства и анализа, соответствующих научно-теоретических положений. В соответствии с целью были определены следующие задачи данного курсового исследования: — проанализировать основы российского законодательства о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг); — исследовать правовые основания (общие и специальные) для возникновения и реализации прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг); — исследовать формы и способы защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг); — проанализировать гражданско-правовую защиту прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Курсовая работа построена на исследовании норм современного российского законодательства (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, закон РФ «О защите прав потребителей», соответствующие Постановления Правительства РФ), судебной практики рассмотрения дел о защите прав потребителей, учебной и научно-теоретической литературы таких авторов, как: Айман Т.О, Борисов А.Б., Катыс М.М, Марочкиной Ю.Н., СметанниковА.Е., Тишуковой Ю.В, Ткачева В.Н., Шестаковой Е.Д.,и некоторых других. Методологическую основу исследования составляют частные и общие научные методы: исторический, логический, диалектический, структурно-системный и другие, применяемые в юридической науке. Структурно работа состоит из введения, трех глав (в каждой по два параграфа), заключения и списка использованных источников.

Итак, в ходе проведенного исследования было установлено, что после принятия закона РФ «О защите прав потребителей» в России была, по существу, создана правовая база, на основе которой потребители могли бы осуществить защиту собственных прав, в которую включен не только указанный выше закон, но и Гражданский кодекс РФ, специальные законодательные акты, которые регулируют отдельные сферы деятельности по выполнению работ (оказанию услуг), а также правила осуществления работ и оказания услуг, которые утверждены Правительством Российской Федерации. Создана и единая система защиты прав потребителей, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, которые осуществляют контроль качества и безопасности выполняемых работ (услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей. Реализуется в правоприменительной практике досудебное и судебное разрешение споров между потребителями и их рыночными контрагентами. На основе действующего российского законодательства происходит взаимная корреляция конкурентной и потребительской политики с ориентацией на интересы конечного потребителя. Это относится и к услугам, которые предоставляются предприятиями даже тех отраслей, которые относятся к естественным монополиям (то есть с неразвитой конкуренцией), либо тех, которые оказывают коммунально-бытовые услуги. Однако правовое положение потребителей все еще осложняется наличием монопольных рынков, некачественных предлагаемых работ и услугами, низким уровнем информированности потребителей и наличием недобросовестной рекламы и т.д. Поэтому, как представляется, необходима дальнейшая гармонизация норм Гражданского кодекса Российской Федерации, закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иных норм российского законодательства, определяющего правовой статус (в том числе защиту) потребителя при оказании ему услуг или при выполнении для него работ, то есть необходимо дальнейшее обновление потребительского законодательства Необходимы также расширение и развитие системы превентивных мер по защите прав потребителей (развитие информационных услуг для потребителей, например). Необходима и дальнейшая демонополизация рынка потребительских услуг.

Защита прав потребителей по Российскому законодательству

Курсовая работа — пример

Содержание

Введение 3
Глава 1 Общая теоретико-правовая характеристика статуса потребителя и его правовое регулирование 7
1.1.Права потребителя в системе прав человека, цель и средства их защиты 7
1.2. Правовое регулирование защиты прав потребителей 15
Глава 2 Общая теоретико-правовая характеристика прав потребителя 22
2.1. Понятие прав и обязанностей потребителя, их особенности. 22
2.2. Общая теоретико-правовая характеристика отдельных прав потребителя 24
Глава 3 Проблемы защиты прав потребителя и пути их решения 34
3.1. Проблемы доказывания по делам о защите прав потребителей. 34
3.2. Проблемы судебной защиты прав потребителей и пути их решения 39
Заключение 49
Литература и нормативный материал 52

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Важнейшим вопросом теории и практики построения правового государства является вопрос защиты прав и свобод человека, что служит своеобразным индикатором состояния и уровня развития общества и государства. Осуществление в нашем государстве социально-экономических, политических и правовых преобразований обусловливает необходимость повышения эффективности защиты отдельных категорий субъектов, в частности, путем закрепления гарантий защиты прав потребителей.
Тема защиты прав потребителей является предметом дискуссий, как правоведов, так и представителей многочисленных общественных организаций, в том числе и ассоциаций товаропроизводителей, ретейлеров и др. Противостояние между обычным гражданином-покупателем и производителем товаров или продавцами продукции, лицами, оказывающими услуги, длится весь период развития рыночной экономики в нашем государстве. К сожалению, не смотря на внимание к данной теме, а также законодательными изменениями, многие из которых существенно улучшили положение дел, ситуация с защитой прав потребителей остается достаточно сложной.

Целью исследования является анализ проблем правового регулирования защиты прав потребителей в РФ и формулирование предложений по их решению.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить особенности статуса потребителя и права потребителя в системе прав человека
— провести анализ правового регулирования защиты прав потребителя
— рассмотреть совокупность прав и обязанностей потребителя
— рассмотреть особенности защиты прав потребителя
— определить проблемы защиты прав потребителя
— сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере защиты прав потребителя.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие исследуемые отношения.
Методологической основой исследования является система средств, приемов и подходов, основанная на философских, обще и специально-научных методах. Философско-мировоззренческой основой исследования является материалистическая диалектика. Гражданско-правовой статус потребителя рассматривается в развитии и взаимосвязи с другими явлениями объективной действительности в целом, а также особенностями возникновения и осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей частности. Использование сравнительно-правового метода исследования позволило сформировать совместные научные представления об основных тенденциях и закономерностях функционирования и взаимообусловленность элементов гражданско-правового статуса потребителя. Формально-логический метод позволил определить понятие потребителя, гражданско-правового статуса потребителя, а также его структуру. Системный подход использован при исследовании элементов гражданско-правового статуса потребителя, а также правового регулирования прав и обязанностей потребителя. Использование метода толкования правовых норм дало возможность выяснить содержание отдельных норм, регулирующих вопросы прав и обязанностей потребителя.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета», N 7, 21.01.2009 // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.01.2017) // «Парламентская газета», N 2-5, 05.01.2002
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // «Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996
7. О банках и банковской деятельности: фед. закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492
8. О потребительском кредите (займе): фед. закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 23.12.2013, N 51, ст. 6673
9. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.201) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140

10. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 9, сентябрь, 2012
11. Информационное письмо Президиума ВАС РФ / Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. № 146
12. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2010 г. N Ф09-4543/10-С3
13. Архив мирового судьи судебного участка № 3 ЦАО г. Курска. Дело № 2-4/2011 г. (Архив Ленинского районного суда г. Курска. Дело № 11-242/26-2011г.) // СПС Консультант Плюс
14. Архив мирового суда Черемисиновского района Курской области. Дело № 2-1/2011г. // СПС Консультант Плюс
15. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 03.12.2014 г. по делу № 33- 16356/2014 / СПС «КонсультантПлюс»
16. Решение по делу 33-2406/2015 (24.04.2015, Ставропольский краевой суд (Ставропольский край)) // СПС Гарант.
17. Решение по делу 33-7498/2015 (07.05.2015, Верховный Суд Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)) // СПС Гарант.

Литература
18. Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Жаданова Е.И. — М., 2014. — 28 c
19. Андреев Ю. Н. Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: Теория и судебная практика. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2012
20. Афанасьева Ю.Л. Права потребителей в системе конституционных прав человека в России // Эволюция государства и права в России: история и современность: Сборник научных статей участников конституционного и международного права. В 2-х ч.. — Курск: МУ «Издат. центр «ЮМЭКС», 2011, Ч. 1. — С. 14
21. Внуков Н.А. К вопросу о гражданско-правовом статусе потребителя // Права и свободы человека и гражданина: Актуальные проблемы науки и практики: Материалы II Международной научно-практической конференции. Орел, 21 мая 2010 г.. — Орел: ОРАГС, 2011. — С. 274
22. Защита права собственности и иных вещных прав от посягательств. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Хузмиева М.Б. — Краснодар, 2009. – с 4.
23. Клетченкова М.М. Гармонизация правового регулирования отношений с участием потребителей в странах ЕС // Российская юстиция. — М.: Юрид. мир, 2007, № 12. — С. 61
24. Кузнецова Л. В. Спорные вопросы деликтной ответственности // Меры обеспечения и меры ответственности в гражданском праве: Сборник статей / Рук. авт. кол. и отв. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2010
25. Лалаян Н.К. Формы и способы защиты прав потребителей в России и Германии: сравнительный анализ // Защита прав человека отраслями российского права: Материалы III Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Волгоград, 10 декабря 2010. — Волгоград, 2011. — С. 86
26. Мицык Г.Ю. Роль системы субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, в механизме охраны прав потребителей // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. — М.: ООО «К-Пресс», 2012, № 6. — С. 88
27. Ограничение свободы договора в целях защиты прав потребителей в российском и европейском частном праве / Ширвиндт А.М.; Под общ. ред.: Маковский А.Л. — М.: Статут, 2014. — 158 c.
28. Ограничение свободы договора в целях защиты прав потребителей в российском и европейском частном праве / Ширвиндт А.М.; Под общ. ред.: Маковский А.Л. — М.: Статут, 2014. — 158 c.
29. Реализация гражданско-правовых способов защиты прав потребителей в судебном порядке: актуальные проблемы правоприменительной практики: Монография / Богдан В.В. — Курск, 2012. — 116 c.
30. Система гражданско-правовых средств обеспечения субъективных прав потребителя на качество и безопасность товаров, работ и услуг. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Курепина М.В. — М., 2012. – с 3.
31. Система субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мицык Г.Ю. — М., 2013. — 27 c.
32. Сметанников А.Е. Проблема классификации качества товара в российском законодательстве // Законодательство. — М.: Гарант, 2010, № 9. — С. 38-41

Защита прав потребителей

За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период — законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»[3] вступил в силу 7 апреля 1992 года. В нем впервые были закреплены признанные международным сообществом права потребителей, а также механизм их защиты. Многие нормы, например, право на информацию, право на качество, право на безопасность, возможность защиты неопределенного круга потребителей вообще впервые появились в российском законодательстве. Иски о защите прав потребителей освободили от государственной пошлины. Закон стал одним из первых нормативных актов, предусматривающих компенсацию за моральный ущерб.

К середине 90-х годов информация о правах потребителей широко распространяется. Закон РФ «О защите прав потребителей» признан одним из самых применяемых в России, а по оценкам международных экспертов – одним из самых жестких в мире. Для тех государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться, это оправданно.

Сегодня в России рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие шок при вхождении в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время, более грамотными при защите своих интересов.

Тема защиты прав потребителей остаётся актуальной и на сегодняшний день. В выпускной квалификационной работе «Организации по защите прав потребителей в г. Уссурийске и Уссурийском районе и меры по их усовершенствованию» подробно рассматривается законодательство о защите прав потребителей, механизм регулирования государственной защиты потребительских прав в России.

Объектом исследования выступают местные органы по защите прав потребителей – отдел по защите прав потребителей администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район и общественная организация по защите прав потребителей города и района.

Предмет исследования – деятельность отдела и общественной организации по защите прав потребителей на территории муниципального образования.

Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.

Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.

При написании данной работы рассмотрено законодательство о защите прав потребителей, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующих отношения в области защиты потребительских прав.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована деятельность отдела по защите прав потребителей муниципального образования, который, образно говоря, является передним краем работы государства с потребителем на территории муниципального образования.

Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепил широкие права за общественными объединениями потребителей. В работе представлена деятельность общественной организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района, принимающей активное участие в формировании потребительской политики, защите потребительских прав жителей города и района.

Знание законодательства о защите прав потребителей, умение ориентироваться в потребительских проблемах, обеспечивать качественное предоставление товаров и услуг необходимо не только гражданам-потребителям, но и предпринимателям, менеджерам, руководителям, которые предоставляют населению эти товары и услуги.

Новизна и практическая значимость работы обусловлены тем, что в ней представлены конкретные меры по усовершенствованию деятельности муниципальных органов в области защиты прав потребителей и общественной организации, которые решают одну, поставленную перед ними задачу – осуществлять контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, обеспечивать защиту интересов и прав потребителей города Уссурийска и Уссурийского района.

1. Законодательство РФ о защите прав потребителей.

Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

1.1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей

Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и услуг. Ежедневно мы вступаем в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине — заключаем договор купли-продажи, заходя в лифт — пользуемся коммунальными услугами, отправляясь в путешествие — заключаем договор перевозки и т.д. Но в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда товары даже опасны для жизни людей.

Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.

Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно – в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан-потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно отсутствовала система специальных гарантий прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание потребностей. Ещё одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области являлась множественность подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству.

Действующее законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности единогласно принятым 9 апреля 1985 года «Руководящим принципам для защиты интересов потребителей» (Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 30/248). Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему, отсутствовала система государственной защиты потребителей.

Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д. В условиях свободы предпринимательской деятельности, отсутствия культуры потребления проблема возникновения специального законодательства встала особенно остро.

Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве. Преимуществом закона было наличие в нём механизмов его реализации. Закон не только требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» был одним из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причинённый моральный вред. В то же время некоторые положения этого закона, например, право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.

Закон РФ «О защите прав потребителей» [4] вступил в силу 7 апреля 1992 года. Одной из существенных гарантий защиты прав потребителей стала норма, запрещающая ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей. Не менее важна норма Закона, которая предоставила право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, только Правительству РФ, прямо запретив ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Выводя из сферы действия Закона юридические лица, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для рядового потребителя. Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию, как перед потребителем, так и перед другими лицами, независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в Законе подсудности по выбору истца и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей, Закон предусмотрел и возможность коллективной защиты потребителей и предоставил государственным органам возможность пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

Основным органом, контролирующим соблюдение законодательства, является Государственный антимонопольный комитет (ГАК РФ). Территориальные органы ГАК РФ действуют во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение даёт им возможность быть независимыми в отношениях с местной властью.

В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей, создаваемые при местных администрациях. Они действуют практически в каждом населённом пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% проблем потребителей товаров и услуг.

Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, позволяющих им участвовать в формировании потребительской политики.

Образование СНГ и принятие входящими в него странами актов о суверенитете способствовали развитию в них собственного законодательства по защите прав потребителей.

16 января 1996 года была опубликована новая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей». Многие нормы закона претерпели существенные изменения. Кроме того, в конце 1995 – начале 1996 года были приняты нормативные акты, имеющие существенное значение для потребителей и нуждающиеся в дополнительном разъяснении.

1.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»

Закон «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в Законе:

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли;

Изготовитель – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

Исполнитель – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

Продавец – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли – продажи;

Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранён, либо который вновь проявился после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;

Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

1.3 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Потребительское законодательство не исчерпывается одним только Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов (законов и постановлений Правительства), регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся в различных отраслях права. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации [1] , которая закрепляет право граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т. д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе Российской Федерации [6] недавно появилась статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях [7].

Основное регулирование отношений с участием потребителей все же осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [3]. Действующий ГК РФ состоит из нескольких частей, первая из которых вступила в силу 8 декабря 1994 года и устанавливает правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, права и обязанности различных субъектов гражданских правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско–правовых договоров. Вторая часть ГК РФ действует с 1 марта 1996 года и содержит нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.

Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это законы РФ «О страховании», «О сертификации», «О естественных монополиях», а также Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» и другие нормативные акты.

Там, где действуют несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу, более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим. ГК РФ — общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть ГК РФ была принята позже, чем Закон РФ «О защите прав потребителей», она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным ГК РФ, гражданин – потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга.

Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей» Нормы, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет перед внутренним законодательством государства. Это правило закреплено п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Наиболее известным и часто применяемым международным договором в сфере потребительского законодательства является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями 1959 года.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» [2], принятые 9.04.85 г. Генеральной Ассамблеей ООН и подписанные Российской Федерацией, возложили на Россию определённые обязательства по закреплению в законодательстве основных прав потребителей, признанных международным сообществом. Практически все эти права нашли отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Одним из восьми общепризнанных прав потребителей является право на потребительское образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушение. Необходимо научить людей этими правами пользоваться, делать разумный и осмысленный потребительский выбор.

В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение.

Для реализации права потребителей на просвещение требуется целая система государственных мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого Закона, на различных уровнях государственной системы образования учащиеся должны будут получать знания, умения