Отраслевые права граждан

Конституционные права и свободы– важнейшая составная часть системы всех принадлежащих гражданам России прав и свобод. По сравнению с другими правами и свободами, возникающими и реализующимися в рамках гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, конституционные права и свободы уста навливаются и закрепляются лишь в тексте действующей Конституции.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Консти туции РФ и соответствующие главы конституций и уставов субъектов РФ.

Рис. Государственный флаг Российской Федерации

В отличие от обычных прав и свобод граждан конституционные права и свободы характеризуются тем, что основанием их возникновения являют ся не конкретные действия людей и соответствующие правоотношения, а политико-правовое и иное состояние лица как человека и гражданина, нередко обусловленное его принадлежностью к государству. Таковыми являются, например, права граждан России принимать участие в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимать участие в отправлении правосудия и др.

Однако, не все конституционные права и свободы, равно как и обязан ности, обусловлены принадлежностью лица или лиц к российскому государству, т.е. предопределяются их рос сийским гражданством. Согласно Кон ституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства «пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации», кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62, п. З).

Среди других особенностей конституционных прав и свобод граждан России– их огромная социальная значимость для жизнедеятельности любого человека и гражданина; высокий, по сравнению с обычными правами и свободами, уровень обобщённости и распространённости на весьма широкий круг лиц, охватывающий собой всех без исключения граждан России; особый порядок их закрепления и изменения– только конститу ционным путём; повышенный уровень их правовой охраны и обеспечения.

Конституционные права и свободы, выступая в качестве основы системы 435 всех других прав и свобод граждан Рос сии, не существуют сами по себе, вне взаимозависимости и связей друг с дру гом, изолированно друг от друга. В процессе своей взаимосвязи и взаимодействия они образуют некое целостное образование, своеобразную подсистему в общей системе прав и свобод граждан России, функционирующую на основе целого ряда конституцион но закрепляемых и конституционно га рантируемых принципов.

Многие из этих принципов распро страняются также на всю общую систему прав и свобод граждан, а следовательно, не только на подсистему конституционных прав и свобод, но и на подсистему всех остальных, возникающих в рамках отдельных отраслей права, на базе конкретных гражданско-правовых, административно-правовых и иных правоотношений, прав и свобод граждан.

Среди конституционно закреплённых и конституционно гарантируемых принципов выделяется, во-первых, принцип справедливости и равноправия всех перед законом и судом, закреплённый в статье 16, в которой одновременно подчёркивается, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина» независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще ственного и должностного положения, места жительства, отношения к рели гии, убеждений, принадлежности к об щественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо при этом подчёркивается, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ст. 19, п. З).

Второй принцип– неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права и свободы объявляются в конституционном порядке не только неотчуждаемыми, но и «принадлежащими каждому от рождения». Однако одно из словий и требований, которые необходимо соблюдать в процессе их осуществления,– не нарушать права и свободы других лиц.

Третий принцип– непосредственное действие прав и свобод, которые, согласно статье 18 Конституции РФ, «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность 436 законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Четвёртый принцип– органическое сочетание прав и свобод граждан России с их конституционными обязанностями. В числе последних– обязанности платить установленные законом налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; нести воинскую службу и защищать Отечество.

В Конституции РФ особо оговаривается, что наличие у гражданина России двойного гражданства «не ума ляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства», если иное не предусматривается федеральным законом или международным договором, заключённым Российской Федерации (ст. 62, п. 2).

Пятый принцип– гарантированная государством судебная защита прав и свобод граждан и получение ими квалифицированной юридической помощи. В статье 46 указывается на то, что «каждому гарантируется судеб ная защита его прав и свобод» и что решения, а также действия или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. В то же время в статье 48 закрепляется положение, согласно которому «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» и при этом пре дусматривается, что каждому, в случаях, предусмотренных законом, юри дическая помощь предоставляется бес платно.

Среди других конституционно зак реплённых принципов обеспечения предоставленных гражданам России прав и свобод действует также принцип, в соответствии с которым закон, устанавливающий или отягчающий от ветственность, обратной силы не имеет. В практическом плане это означа ет недопустимость юридической ответ ственности за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Кроме того, это означает, что если после совершения правонарушения ответственность за него «устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54).

Важное значение имеет принцип возмещения потерпевшему лицу причинённого ущерба, причём независимо от того, нанесён ли ущерб незаконными действиями отдельных лиц или государственных органов.

Статья 52 Конституции РФ, констатируя в связи с этим, что «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом», вместе с тем устанавливает, что государство обеспечивает потерпевшим не только доступ к правосудию, но и компенсацию причинённого ущерба. В дополнение к этому статья 53 закрепляет, что каждому предоставляется право «на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц».

В процессе анализа теории и практики реализации конституционных прав и свобод граждан используются различные классификации. Одной из наиболее распространённых и наиболее признанных классификаций является их подразделение на политические, экономические и личные права и свободы граждан. Каждый из этих видов прав и свобод, будучи тесно связанным друг с другом и обладая общими чертами, имеет в то же время и свои особенности.

Специфической особенностью политических прав и свобод граждан является их непременная, прямая или косвенная, связь с государством, граж данством, государственной властью и государственным управлением. Сфера «приложения» и осуществления политических прав и свобод граждан Рос сии– преимущественно государствен но-правовая, а точнее– политическая.

Спектр политических прав и свобод граждан России весьма широк и разнообразен. Это не только традиционные права на участие в выборах в государственные органы, управление государственными делами и отправление правосудия, но и многие другие.

В их числе: а) право граждан на объединение, предполагающее свободу не только создания, но и функционирования объединений; б) право граждан на участие в проводимых в стране референдумах; в) право «собираться мирно, без оружия, проводить собра ния, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31); г) право об ращаться лично, а также направлять «индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» (ст. 33); д) свобода мысли и слова, сочетающаяся как с правом «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (кроме сведений, составляющих государственную тайну), так и со свободой массовой информации (ст. 29) и др.

Основная особенность экономических прав и свобод граждан России заключается в том, что они непосредственно связаны со сферой производства различных товаров и оказания услуг, со сферой распределения, обмена и потребления.

К числу наиболее значимых экономических прав и свобод действующая Конституция РФ относит прежде всего право частной собственности, которое конституционно провозглаша ется и «охраняется законом». Данное право не только выделяется среди дру гих экономических прав и свобод, но и особо, в конституционном порядке, закрепляется. Этому посвящается отдельная статья 35 Конституции РФ, которая гласит, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и что «никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда». Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено «только при условии предварительного и равноценного воз мещения».

В Конституции РФ особое внимание уделяется праву собственности на землю. В соответствии с Конституцией граждане и их объединения «впра ве иметь в частной собственности зем лю». Условия и порядок пользования землёй должны определяться на основе специальных федеральных законов. Однако некоторые из условий заранее оговариваются в Конституции (ненанесение ущерба окружающей среде и ненарушение «прав и законных интересов иных лиц» (ст. 36, п. 2).

Наряду с правом собственности в Конституции РФ выделяются и другие экономические права и свободы. Это, в частности, право на свободное использование гражданами России «сво их способностей и имущества для пред принимательской и иной не запрещён ной законом экономической деятельности» (ст. 34), право на свободное перемещение (в рамках единого эконо мического пространства России) товаров, финансовых средств, услуг и др.

Специфической особенностью социальных прав и свобод граждан является их возникновение и проявление в сфере трудовых и иных социальных отношений, существующих в обществе.

Конституция РФ провозглашает и закрепляет такие социальные права и свободы граждан, как: право на труд в условиях, «отвечающих требованиям безопасности и гигиены»; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, п. 2); право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные споры «с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку» (ст. 37, п. 4); право на отдых.

Кроме того, в Конституции РФ дек ларируются и другие социальные пра ва и свободы: право на жилище, в со ответствии с которым «никто не может быть произвольно лишён жилища», а малоимущим и иным «указанным в за коне гражданам, нуждающимся в жилье» оно должно предоставляться го сударственными и другими жилищны ми фондами в соответствии с установленными законом нормами бесплатно или за доступную плату; право на ох рану здоровья и медицинскую помощь; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалид ности, потери кормильца, для воспита ния детей и в иных случаях, предусмотренных законом; право на образование и ряд других прав и свобод.

Важное значение среди конституционных прав и свобод граждан России имеют их личные права и свободы. В отличие от ряда других прав и свобод личные права и свободы распространяются не только на граждан России, но и на всех других лиц. В научной литературе они рассматриваются, по общему правилу, как естественные, неотъемлемые права и свободы, основным назначением которых является ограждение и защита личной жизни и свободы человека, а также его неприкосновенности, чести и достоинства.

Общепризнанными во всём мире и не подвергающимися никакому сомнению являются такие личные пра ва и свободы граждан России, как пра во на жизнь, право на свободу и лич ную неприкосновенность, право на «не прикосновенность частной жизни, лич ную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23, п. 1).

В целях обеспечения и защиты этих прав Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ст. 24, п. 1). Конституция обязывает также органы государствен ной власти и местного самоуправления, должностных лиц «обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его пра ва и свободы, если иное не предусмот рено законом» (ст. 24, п. 2). Значительную роль в решении проблем обеспечения и защиты личных прав и свобод личности имеют также консти туционные положения, которые непосредственно связаны с правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; с правом неприкосновенности жилья, с обязанностью государства охранять достоинство личности и др.

В числе других личных конституционно закреплённых прав и свобод российских граждан: а) право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность: «никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26, п. 1); б) право каждого пользоваться своим родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества; в) право свободно выезжать за пределы РФ и право беспрепятственно возвращаться в РФ; г) право каждого, кто законно находится на территории России, «свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (ст. 27, п. 1); д) свобода совести, свобода вероисповедания, в т.ч. «право исповедовать индивидуаль но или совместно с другими любую ре лигию или не исповедовать никакой», право «свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).

Социальная важность и повседневная значимость конституционных, рав но как и всех иных, прав и свобод, за ключается не только и даже не столько в том, что они официально провозгла шаются и законодательно закрепляются, а в том, что они всесторонне гаран тируются и полностью осуществляются. Практически реализуемые права и свободы являются реальными, «настоящими» правами и свободами. Все иные официально (в конституционном или ином порядке) декларируемые права и свободы, равно как и их гарантии, не реализуемые на практике, являются формальными правами и свободами, правовыми фикциями.

Существует несколько видов гарантий прав и свобод граждан. Наиболее важными из них являются материальные, политические и юридические гарантии. Каждый из видов гарантий представляет собой соответственно совокупность тех реально существующих экономических, финансовых, социальных, политических, юридических и иных факторов, кото рые создают необходимые условия для реализации тех или иных прав и свобод. Действующая Конституция РФ уделяет значительное внимание гаран тиям прав и свобод граждан. Консти туционное закрепление многих официально провозглашаемых прав и свобод граждан сопровождается соответствующей декларацией их государственных гарантий. Более того, в Конституции содержится специальная статья (ст. 45), в которой говорится о государственной защите и гарантиях не отдельных, а всех вместе взятых прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Однако многие из этих гарантий, а вместе с ними и соответствующие права и свободы граждан России, в силу сложившихся в стране за последнее десятилетие неблагоприятных для их реализации условий, изначально ыли и всё ещё остаются в значитель ной степени не реальными, а формаль ными. Это касается в первую очередь социальных прав и свобод, призван ных вместе с российским «социальным государством» создать в стране условия, «обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, п. 1).

Отрасли российского права

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Понятие, виды и характеристика основных отраслей российского права

Отрасли права классифицируются по различным основаниям.

Классификация отраслей права (рис. 13)

Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности -материальные и процессуальные.

Рис. 13. Виды отраслей права

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли делятся:

  • на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, яапяются изначальными и восходят к древности;
  • вторичные — они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права;
  • с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования.

Примером комплексной отрасли права является хозяйственное право. Его концепция была предметом длительных дискуссий в 60-80-е годы XX в. Участники дискуссий стремились доказать или опровергнуть тезисы о существовании такой самостоятельной отрасли права. Противники концепции хозяйственного нрава считали, что его нельзя представить как какой-то целостный правовой комплекс, поскольку в его состав входят обширные блоки различных отраслей права. Помимо хозяйственного права к комплексным отраслям права относят иногда сельскохозяйственное право, право природо 11 ол ьзо ван и я.

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в липе его компетентных органов.

Рис. 14. Состав публичного права

Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. Состав частного права представлен на рис. 15.

Различия публичного и частного права представлены на рис. 16.

Рис. 15. Состав частного права

Рис. 16. Различия между публичным и частным правом

Деление права на публичное и частное восходит к античной древности. Авторы деления права на публичное и частное — римские юристы. Они сами отмечали условность этого деления, ибо государство так или иначе может принимать или принимает участие и в частном праве. В современных условиях государство все активнее вторгается в регулирование экономических отношений. Это является свидетельством того, что «частная жизнь» потеряла свой сугубо автономный характер.

Отметим, что в Советском государстве концепция частного права вообще не признавалась. Все отрасли права считались публичными.

Краткая характеристика некоторых отраслей права

Среди всех отраслей системы российского права ведущее положение занимает конституционное право. Это объясняется спецификой общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли. Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Преобладающим методом является императивный. Главный нормативный акт этой отрасли — Конституция (Основной закон) Российской Федерации, которая является актом прямого действия. Другие источники — федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов Федерации и др.

Административное право. Предметом отрасли являются общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц. Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т. д. Основной метод — императивный. Основные нормативные акты — Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

Гражданское право. Предметом его регулирования являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная отрасль права, регулирующая отношения хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т. д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники пользуются автономией в выборе вариантов поведения, т. е преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный. В силу большого нормативного объема гражданское право дифференцировалось. Отдельные комплексы норм гражданского права обособились сначала в правовые институты, а затем и в отдельные отрасли:

  • земельное право;
  • авторское право;
  • предпринимательское право;
  • изобретательское право;
  • патентное право и др.

Некоторые авторы считают эти комплексы правовых норм не отраслями, а подотраслями права.

К источникам гражданского права относятся: Конституция РФ, ГК РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, законы о собственности, о предприятиях и т. д.

Трудовое право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой деятельности. Нормы дайной отрасли регулируют отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (вопросы организации труда и его оплаты; рабочее время и время отдыха; прием на работу и увольнение; заключение трудовых соглашений; заключение коллективных договоров и др.).

Основной метод — диспозитивный. Основными источниками трудового права являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, другие законы и подзаконные акты.

Финансовое право. Предмет данной отрасли составляют общественные отношения в сфере денежного обращения, банковских операций, формирования бюджета, взимания налогов и т. д. Субъектами указанных отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом. Основной метод — императивный. Основные источники — Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. законы о государственном бюджете, законы о банковской деятельности и др.

Земельное право. Предмет — общественные отношения в сфере землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной метод — диспозитивный. Источники — Конституция РФ, Земельный кодекс РФ и другие нормативные акты.

Уголовное право. Предмет — общественные отношения, охраняемые уголовным законом, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступления. Уголовное право объединяет юридические нормы, обеспечивающие охрану общественного и государственного строя, различных форм собственности, личности и прав граждан, поддержание правопорядка в стране. Данные нормы формируют понятие преступления, цели наказания и порядок его применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Система норм уголовного права образуется из двух частей: Обшей и Особенной. Метод- императивный. Основной нормативный акт — УК РФ.

Уголовно-процессуальное право. Предмет — отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследование преступления, отправление правосудия). Уголовно- процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношений с гражданами при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права устанавливают цели и задачи уголовного судопроизводства, права и обязанности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяют круг и правовое положение участников уголовного процесса.

Метод — императивный. Основным нормативным актом в этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданское процессуальное право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении дел судами в сфере гражданского судопроизводства. В гражданском судопроизводстве разрешаются дела по спорам, возникающих из гражданских, семейных, и трудовых правоотношений.

Нормы гражданского процессуального права формируют цели, задачи, права и обязанности суда при отправлении правосудия по гражданским делам; определяют подведомственность и подсудность рассматриваемых споров, правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства. Метод — императивно-диспозитивный. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Отраслевые права граждан

Многообразие общественных отношений, урегулированных большим количеством правовых норм обусловливает наличие различных отраслей права, среди которых следует выделить основные отрасли

Конституционное право Украины — является определяющей отраслью права, которая занимает центральное место в системе права государства

. Конституционное право — это система правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы экономической и политической организации общества, организацию и правовое положение органов государственной власти и местного самоуправления, тер риториальний устройство государства, права, свободы и обязанности человека и гражданина и механизм осуществления полновластия народа Украин.

Конституционное право состоит из норм. Конституции Украины и конституционных законов, оно регулирует политические отношения и политическую деятельность в обществе, закладывает основы формирования правовой системы государства и играет интеграционную роль, так как присущими ему методами сводит воедино все отрасли права, создавая целостное системное образование.

. Административное право Украины — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления исполнительной власти. Нормы административного права определяют статус органов управления, регламе енту их деятельность в сфере управления, способы обеспечения законности в государственном управлении, особенности регулирования общественных отношений в экономической, политической, социально-культурной и дру х сферах, а также отношения, связанные с внутренней организацией деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и применением административного принуждения в случаях совершения админист тивных правонарушений, реализацией и защитой прав и свобод граждан в сфере исполнительной властейи.

. Хозяйственное право Украины — это система правовых норм, регулирующих отношения между субъектами хозяйствования, которые возникают в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, которая осуществляется профессионально по производств ва продукции, выполнения работ, оказания услуг, занятие торговлей с целью их реализации. Нормы хозяйственного права регулируют государственный, коллективный, частный секторы экономики, а также отношения по государственного регулирования экономики.

. Экологическое право Украины — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по принадлежности, использования и воспроизводства природных объектов и окружающей среды с целью удовлетворения экологами ичних и других интересов физических лиц, юридических лиц, общества и государства, а также обеспечения экологической безопасности.

. Жилищное право Украины — система правовых норм, регулирующих общественные отношения по обеспечению гарантированного. Конституцией Украины права граждан на жилье, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, его эксплуа уатации и ремонта, разрешения жилищных споров, ответственности за нарушение жилищного законодательства, а также укрепление законности в области жилищных относи.

. Земельное право Украины — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей с целью обеспечения рационального использования земель, охраны их от негативного влияние ву, защиты прав физических и юридических лиц на земельные участки и соблюдение требований законодательства в области земельных относи.

. Уголовное право Украины — это система правовых норм, содержащейся в едином нормативном акте -. Уголовном кодексе Украины, которая определяет общие принципы, основания и условия уголовной ответственности, деяния, является общест. Свободно опасными, т.е. преступными, виды и размеры наказаний за совершение преступления, а также основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

. Семейное право Украины — это система правовых норм, которые определяют и регулируют основы брака, личные неимущественные и имущественные отношения супругов, родителей и детей, усыновителей и усыновленных, других членов семьи и родственников м целью

— укрепление семьи как социального института и как союза отдельных лиц;

— утверждение чувства долга перед родителями, детьми и другими членами семьи;

— построения семейных отношений на паритетных началах, на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и поддержки;

— обеспечение каждого ребенка семейным воспитанием, возможностью духовного и физического развития

. Трудовое право Украины — это система правовых норм, регулирующих трудовые отношения, которые возникают из применения работниками способностей к труду, и другие отношения тесно связанные с трудовыми:

— организационно-управленческие в сфере применения наемного труда;

— по соблюдению трудового законодательства и охраны труда;

— разрешению трудовых споров и другие

. Финансовое право Украины — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и связанные с:

— процессом сбора, распределения, перераспределения и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для реализации задач и функций государства и ее административно-территориальных единиц;

— установкой бюджетной системы, распределению доходов и расходов между ее звеньями;

— установлением, изменением, прекращением, сбором приложений, сборов, других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные целевые фонды;

— финансированием и кредитованием;

— государственными займами и организацией сберегательного дела;

— регулированием деятельности. Национального банка Украины и коммерческих банков;

— регулированием денежно-кредитной и валютной системы;

— обязательным государственным страхованием и др.. Гражданское право Украины — это система правовых норм, регулирующих личные неимущественные, имущественные отношения и отношения, возникающие в сфере интеллектуальной деятельности и базируются на юридическом равенстве, имущественной самостоятельности и свободному волеизъявлению их субъектов с целью удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей и интересев.

Кроме выше определенных отраслей права в правовой системе Украины представлены процессуальные отрасли права, которые представляют собой системы правовых норм, регулирующих деятельность компетентных органов государства с ме етою защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических оси.

. Конституционное процессуальное право Украины — это система правовых норм, которые определяют порядок работы и принятия решений органами государственной власти, реализации материальных конституционных норм. Нормы этого права регламентируют деятельность. Верховному й. Рады Украины,. Президента Украины,. Кабинета. Министров Украины, других органов государственной власти, избирательный процесс, законодательную процедуру, порядок деятельности. Конституционного. Суда Украины тощо.

. Административное процессуальное право Украины — это система правовых норм, регулирующих порядок осуществления государственного управления, они определяют порядок приема, рассмотрения, решения конкретных дел, жалоб, заявлений, порядок производства по делам пр ро административных правонарушениях, порядок реализации субъективных прав в юридических обязанностей, установленных в материальных административных норма.

. Хозяйственное процессуальное право Украины — это система правовых норм, регулирующих порядок досудебного регулирования хозяйственных споров и рассмотрение этих споров хозяйственными судами Украины в порядке искового производства, а также дел о бан нкрутство хозяйствующих субъектов — юридических оси.

. Уголовно-процессуальное право Украины — это система правовых норм, регулирующих порядок возбуждения уголовного дела, досудебное следствие, предварительное рассмотрение дела судьей, судебное разбирательство, производство в апелляционной инстанции, выполнения вы ироко, постановления суда, а также осуществления в кассационной инстанции и пересмотра судебных решений в порядке исключительного производства.

Гражданское процессуальное право Украины — это система правовых норм, регулирующих порядок действий суда и других участников процесса при осуществлении рассмотрения и разрешении гражданских, жилищных, земельных, семейных, тру вдовы и других спра.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Раздел 5. Тема 1. Общие положения трудового права.

  1. Понятие трудового права и его предмет.
  2. Источники трудового права.
  3. Конституция Украины и трудовые права граждан.
  4. Характеристика трудового правоотношения.

1. Трудовое право является самостоятельной отраслью права, которая отличается от других отраслей права своим специфическим предметом и методом правового регулирования. Оно регулирует труд, без которого общество не может существовать.
Однако трудовое право регулирует не все отношения, связанные с трудом, а только определенный их круг.
1. Общественные трудовые отношения, возникающие в связи с применением труда граждан.
Трудовым отношением является отношение работника с работодателем по использованию его способности к труду. Трудовое право регулирует порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений работников, рабочее время и время отдыха, вопросы нормирования и оплаты труда, основы внутреннего трудового распорядка предприятий, учреждений и организаций, поощрения и дисциплинарную ответственность работников и т.п. Эти трудовые отношения составляют основную, однако, не единственную группу отношений, которые регулируются трудовым правом.
2. Трудовое право регулирует и другие отношения, которые непосредственно связаны с трудом, с общественными трудовыми отношениями и являются производными от них. К ним относятся:

  • отношения по трудоустройству, которые предшествуют трудовым отношениям (они регулируются Законом Украины «О занятости населения»);
  • коллективные правовые отношения, которые вытекают из трудовых отношений; трудовое право регулирует порядок заключения, содержание коллективных договоров и соглашений, которые заключаются в целях регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов; регулирует также ответственность за нарушение этих договоров и соглашений;
  • отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за причиненный ущерб;
  • отношения по разрешению трудовых споров (индивидуальных и коллективных);
  • отношения по надзору и контролю за охраной труда и за соблюдением трудового законодательства.

Ранее в предмет трудового права также входили:
1) отношения социального страхования, вытекающие из трудовых правоотношений, т.е. вопросы материального обеспечения в случае временной нетрудоспособности работников;
2) пенсионные отношения, которые приходят на смену трудовым отношениям. Однако в настоящее время эти отношения являются предметом самостоятельных отраслей права.
С учетом изложенного, предметом трудового права является комплекс общественных отношений по труду, главными из которых являются трудовые отношения работников и работодателей.
Для выделения отрасли права в самостоятельную отрасль важное значение имеет метод правового регулирования, т.е. способ воздействия на общественные отношения. В трудовом праве применяются следующие методы правового регулирования труда:
1) разрешение (например, сторонам разрешается по своему усмотрению устанавливать срок трудового договора, предусматривать неполную продолжительность рабочего времени и т.п.);
2) императивный метод:

  • приказ; он содержит в себе предписания, которые являются обязательными для обеих сторон трудовых правоотношений (например, вопросы охраны труда, в т.ч. женщин и несовершеннолетних, ограничение сверхурочных работ и т.п.);
  • запрещение (запрещение применения труда несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах; запрет привлекать несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и т.п.).

3) рекомендация; законодательные акты содержат рекомендации сторонам самим урегулировать определенные отношения, однако эти рекомендации не являются обязательными для них.
Кроме того, методы правового регулирования подразделяются на:
1) государственно-нормативный (регулирование отношений государственными нормативными актами);
2) коллективно-договорный (локальный), т.е. регулирование отношений по соглашению сторон. Такое регулирование может осуществляться коллективным договором, заключаемым между собственником (или уполномоченным им органом) и профсоюзным или другим органом, уполномоченным на это трудовым коллективом, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями о премировании и т.п.
Субъектами трудового права (т.е. участниками общественных отношений, регулируемых трудовым правом) являются: граждане (работники), собственники или уполномоченные ими органы, предприятия, учреждения и организации (работодатели), трудовые коллективы, профсоюзные органы, а также государственные органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде.
Трудовое право имеет определенную систему, структуру, т.е. его нормы объединяются в определенные группы:
1) общая часть трудового права; к ней относятся нормы, которые являются общими для всех трудовых отношений и определяют принципы правового регулирования, источники, субъекты трудового права, правовое положение профсоюзов и трудовых коллективов, порядок подготовки и заключения коллективного договора и т.п.;
2) особенная часть включает нормы, регулирующие определенные вопросы, входящие в предмет трудового права: порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, оплату труда, рабочее время и время отдыха, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность работников, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров и т.п.

2. Источники права — это конкретные формы правовых предписаний, способ выражения норм права.
К источникам трудового права относятся различные нормативно-правовые акты.
1. Конституция Украины. Она имеет наивысшую юридическую силу, поэтому другие законы и нормативные акты не должны противоречить ей.
2. Другие законы Украины, Постановления Верховной Рады Украины (например, Кодекс законов о труде, Законы «О занятости населения», «О коллективных договорах и соглашениях», «Об оплате труда», «Об охране труда», «Об отпусках» и др.).
3. Подзаконные акты:

  • указы и распоряжения Президента Украины (например, Указы от 12 мая 1996 г. «О неотложных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат», от 28 августа 1993 г. «О служебных командировках за границу должностных лиц органов государственной исполнительной власти», от 9 января 1996 г. «О дополнительных мерах по материальному и моральному поощрению работников угольной промышленности» и др.);
  • постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины (например, Постановления от 19 марта 1993 г. «О применении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия, являющегося общегосударственной собственностью», от 3 апреля 1993 г. «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» и т.п.);
  • инструкции, положения, приказы министерств и ведомств (например, «Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций», утвержденное приказом Министерства труда, Министерства юстиции и Министерства финансов Украины от 28 июня 1993 г.; «Инструкция о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ», утвержденная приказом Министерства труда Украины от 31 августа 1993 г., «Рекомендации о нормировании труда в отраслях народного хозяйства», утвержденное Постановлением Министерства труда Украины от 19 мая 1995 г. и т.п.);
  • приказы и распоряжения нормативного характера глав местной государственной администрации, решения органов местного самоуправления.

4. Социально-партнерские соглашения на государственном, отраслевом и региональном уровнях.
5. Локальные (местные) правовые акты являются специфическим источником трудового права. Они принимаются непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях по согласованию между собственником (или уполномоченным им органом) и трудовым коллективом или профсоюзным комитетом. Локальное нормотворчество осуществляется по вопросам, определенным законом, и конкретизирует общие нормы с учетом специфики конкретного предприятия. При этом локальные нормы не могут ухудшать положение работающих по сравнению с действующим законодательством о труде или противоречить этому законодательству. К локальным актам относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях предприятий, положения о премировании, инструкции по охране труда и т.п.
6. В соответствии с Конституцией Украины, действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины. В связи с этим одним из источников трудового права являются нормы международного права: международные договоры, соглашения, конвенции, ратифицированные Украиной (например, Конвенции Международной Организации Труда, «Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты работников-мигрантов», заключенное в 1994 г. странами СНГ, «Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и России, работающих за пределами границ своих стран» от 14 января 1993 г. и т.п.). Если международным договором или международным соглашением, ратифицированным Украиной, установлены иные правила по сравнению с законодательством Украины, то должны применяться правила международного договора или соглашения.

3. Конституция Украины провозгласила, что человек, его жизнь, здоровье и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, а права человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Утверждение и обеспечение прав человека является главной обязанностью государства (ст. 3).
Конституция Украины закрепляет принцип равенства трудовых прав граждан независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам. В Конституции закреплено равенство прав женщин и мужчин, которое, в частности, обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде и вознаграждении за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот; созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и иных льгот беременным женщинам и матерям (ст. 24).
Конституция (ст.ст.36, 42-46) закрепляет следующие основные трудовые права и свободы граждан:

  1. право на труд и свобода труда — это означает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который гражданин свободно избирает или на который свободно соглашается; в то же время запрещено использование принудительного труда;
  2. право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом;
  3. право на заработную плату не ниже той, которая определена законом, и право на своевременное получение вознаграждения за труд;
  4. право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда;
  5. право на отдых;
  6. право работающих на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов;
  7. право на социальную защиту, включающее право на обеспечение граждан в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом;
  8. право граждан на объединение в профессиональные союзы и участие в них с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов; профсоюзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов.

Эти конституционные положения находят свое дальнейшее развитие и конкретизацию в нормах трудового права.
Конституция не только закрепила указанные права граждан, но и установила порядок их защиты, в том числе судебный (ст. 55).
В Конституции определено, что права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения, основы регулирования труда и занятости определяются исключительно законами Украины. А Кабинет Министров Украины принимает меры по обеспечению этих прав и свобод, обеспечивает проведение политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты и т.п.

4. Содержание отношений, возникающих из наемного труда, определяют сами участники этих отношений. Однако это содержание регулируется и направляется правовыми нормами, которые придают отношениям правовую форму. Фактические общественные отношения, урегулированные нормами трудового права, становятся трудовыми правоотношениями. Они возникают с момента, когда трудящийся заключил с собственником или уполномоченным им лицом трудовой договор и приступил к выполнению своей трудовой функции.
Трудовые правоотношения — это двухсторонние отношения работника и работодателя (собственника или создаваемого им предприятия, учреждения и организации) по выполнению за вознаграждение работы по обусловленной специальности, квалификации или должности. Эти правоотношения являются формой закрепления субъективных трудовых прав и обязанностей: работник обязуется выполнять определенную трудовым соглашением работу с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Трудовое правоотношение состоит из трех элементов: субъектов, объекта и содержания.
Субъектами правоотношений являются работники (граждане, иностранцы) и работодатели (предприятия, учреждения, организации, собственники создаваемых юридических лиц, физические лица, предоставляющие работу).
Субъектами трудовых правоотношений являются граждане, которые обладают трудовой правосубъектностью, т.е. трудовой правоспособностью и дееспособностью.
Трудовая правоспособность — это признанная государством способность граждан иметь трудовые права и обязанности; она является равной для всех и определяется только личной способностью к труду. Трудовая правоспособность, как правило, возникает с достижением 16-летнего возраста. В качестве исключения с согласия родителей на работу могут приниматься лица, достигшие 15 лет. А в свободное от учебы время с согласия родителей допускается прием на работу учеников общеобразовательных школ, профессиональных учебно-воспитательных заведений, достигших 14 лет. Законом предусмотрена возможность ограничения трудовой правоспособности; например, за совершение определенных видов преступлений по приговору суда лицо может быть лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок от 2 до 5 лет). Однако полное лишение права трудиться не допускается.
Трудовая дееспособность — это способность гражданина и юридического лица своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности. Трудовая дееспособность наступает с того же возраста, что и правоспособность. Ограничение и лишение дееспособности допускается только в судебном порядке.
Объектом трудовых правоотношений являются отношения работника с работодателем по использованию его труда.
Содержанием трудовых правоотношений являются конкретные субъективные права и юридические обязанности каждой из сторон, которые определены трудовым законодательством и взаимным соглашением сторон.
Основаниями возникновения трудовых правоотношений являются юридические факты, т.е. такие обстоятельства, с которыми закон связывает правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение субъективных прав и юридических обязанностей). Юридическими фактами в трудовом праве выступают: трудовой договор (он является главным основанием возникновения трудовых правоотношений), выборы на должность, административные акты назначения на должность, административные акты распределения на работу молодых рабочих и молодых специалистов после окончания некоторых видов учебных заведений и т.п. (в трех последних случаях указанные акты принимаются не стороной возникающих трудовых отношений).