Статья 41 АПК РФ. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

1. Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать судебные акты, принимаемые в виде отдельных документов, и их копии в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; знакомиться с особым мнением судьи по делу; обжаловать судебные акты; пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Лица, участвующие в деле, также вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заполнять форму, размещенную на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом неблагоприятные последствия.

3. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом.

Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.

Комментарии к ст. 41 АПК РФ

1. Статья называется «Права и обязанности лиц, участвующих в деле». Однако она содержит в развернутом виде лишь права этих лиц (хотя и их список не носит закрытого характера). Что касается обязанностей, то в этом плане норма ст. 41 АПК носит отсылочный характер. Более конкретно они определены в иных статьях АПК: обязанность сообщить о перемене своего адреса во время производства по делу (ст. 124), обязанность представлять доказательства (ст. 65) и т.д.

2. Закрепленный в ч. 1 комментируемой статьи АПК объем процессуальных прав является общим для всех лиц, участвующих в деле. Причем эти права реализуются как при рассмотрении любой категории дел, так и на всех стадиях арбитражного процесса, если в законе прямо не установлено иное. В указанных в ст. 41 правах находят отражение фундаментальные принципы современного арбитражного процесса. Принцип диспозитивности выражается, например, в праве обжаловать судебные акты в установленном порядке (применительно к определениям лишь в случаях, когда это предусмотрено законом), что свидетельствует о зависимости перехода процесса из инстанции в инстанцию от воли лица, участвующего в деле (исключение лишь надзорная инстанция, где воли этого лица недостаточно, см. комментарий к ст. ст. 292, 293, 295, 296, 299 АПК).

В правах лиц, участвующих в деле, отражается и такой принцип, как состязательность. Это видно из факта наделения их правом представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и т.д.

Есть в ч. 1 комментируемой статьи некоторые новые положения. Так, теперь разрешается знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, лишь «до начала судебного разбирательства». Если эту норму истолковать как запрет знакомиться с соответствующими доказательствами до первого судебного заседания, когда дело начало рассматриваться по существу, то это будет серьезным и, видимо, чрезмерным ограничением принципа состязательности, что вряд ли допустимо. Возможно, это не очень удачная попытка стимулировать лиц, участвующих в деле, знакомиться с доказательствами, представляемыми другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, а не в ходе самого разбирательства. В таком случае встает вопрос о том, как быть, если доказательства представляются в ходе судебного заседания, ведь ознакомиться с ними до заседания было невозможно. И участвовать в исследовании доказательств, что выделено в качестве самостоятельного права лица, участвующего в деле, без предварительного ознакомления с ними также весьма затруднительно. Как мы полагаем, в данном случае речь идет об обеспечении права лица, участвующего в деле, заранее знать о доказательствах, представляемых иными лицами.

В ч. 1 ст. 41 установлено, что участники процесса вправе задавать вопросы лишь другим лицам, участвующим в деле (а не суду, как иногда случается в практике), знать о жалобах, поданных другими лицами, и т.д.

В арбитражном процессуальном законе закреплено право лиц, участвующих в деле, на ознакомление с особым мнением судьи.

Важно, что лица, участвующие в деле, вправе знакомиться и с особым мнением судьи по делу, что ранее не допускалось. Это, безусловно, способствует транспарентности арбитражного процесса и, что не менее важно, показывает заинтересованным лицам те доводы о фактических обстоятельствах и варианты толкования правовых норм, которые обсуждались составом суда при вынесении судебного акта и могут представлять определенную ценность для вынесения законного и обоснованного решения по делу.

Заметной новеллой является и наделение лиц, участвующих в деле, такими правами, как право представления в арбитражный суд документов в электронном виде, заполнение форм документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет (корреспондирующие этому праву положения включены в ряд иных норм, в частности в ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 131 АПК). Реализация этих новелл возможна лишь в порядке, установленном Высшим Арбитражным Судом РФ.

3. Другие, не перечисленные в ст. 41 АПК, права лиц, участвующих в деле, предусмотрены в иных нормах АПК. Например, ст. 12 АПК предусмотрена возможность прибегнуть к помощи переводчика.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ расширил процессуальные права возможностями представлять арбитражному суду документы в электронном виде.

4. Содержит АПК и определенные юридические гарантии прав лиц, участвующих в деле. Они находят выражение, например, в обязанностях, возложенных законом на арбитражный суд:

а) разъяснять лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности (п. 2 ч. 1 ст. 135, п. 5 ч. 2 ст. 153 АПК);

б) мотивировать в судебном акте причины отклонения доказательств или неприменения правовых норм, на которые ссылались лица, участвующие в деле (ст. 170 АПК), и т.д. Гарантией следует считать и то, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к изменению или отмене судебного акта, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения (ч. 3 ст. 270, ч. 3 ст. 288 АПК).

5. Определение предусмотренной ч. 2 ст. 41 АПК категории «злоупотребление процессуальными правами» в Кодексе отсутствует . Что касается судебно-арбитражной практики, то она пытается очертить параметры этого нормативного понятия. Так, в Постановлении Президиума Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2002 г. N 55-2 зафиксировано следующее: «В случае злоупотребления лицом, участвующим в деле, предоставленным ему процессуальным правом на подачу ходатайства о приостановлении производства по кассационной жалобе с целью затянуть процесс и практически воспрепятствовать другим лицам, участвующим в деле, реализовать право на кассационное обжалование судебного акта, суд кассационной инстанции отклоняет данное ходатайство в соответствии с ч. 2 ст. 41 АПК РФ. При этом в качестве обстоятельства, которое может свидетельствовать о злоупотреблении процессуальным правом, следует рассматривать заявление о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, поданное лицом, в пользу которого состоялись судебные акты, обжалованные в кассационном порядке. » .

Анализ понятия злоупотребления процессуальными правами в сфере иностранного законодательства и правоприменения см.: Шебанова Н.А. Злоупотребление процессуальными правами // Арбитражная практика. 2002. N 5. С. 48 — 52.

Вместе с тем использование категории «злоупотребление процессуальными правами» должно осуществляться с необходимой осторожностью, избегая подведения под нее случаев, которые не должны истолковываться как подобное процессуальное злоупотребление (к примеру, неоднократное заявление ходатайства о вызове свидетеля, истребовании того или иного доказательства и т.д.).

6. Заметно (по сравнению с АПК 1995 г.) изменилось формулирование нормы о процессуальных обязанностях лиц, участвующих в деле. Во-первых, теперь лица, участвующие в деле, имеют не только обязанности, предусмотренные АПК, но и другими федеральными законами (например, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»). Во-вторых, кроме нормативно установленных АПК для лиц, участвующих в деле, предусмотрены обязанности, возложенные на них арбитражным судом в соответствии с АПК. Речь идет, например, об обязанности представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), явиться в судебное заседание (ч. 3 ст. 200 АПК).

И наконец, в-третьих, теперь прямо записана норма (хотя это, разумеется, по сути, было и раньше), что неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет для последних предусмотренные АПК последствия, например возврат искового заявления в определенных случаях (ст. 129 АПК), оставление иска без движения (ст. 128 АПК), оставление иска без рассмотрения (ст. ст. 148, 149 АПК) и т.д.

Статья 41. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

СТ 41 АПК РФ

1. Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать судебные акты, принимаемые в виде отдельных документов, и их копии в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; знакомиться с особым мнением судьи по делу; обжаловать судебные акты; пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Лица, участвующие в деле, также вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заполнять форму, размещенную на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом неблагоприятные последствия.

3. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом.

Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.

Комментарий к Ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. Статья 41 Кодекса определяет процессуальные права и обязанности, общие для всех лиц, участвующих в деле. По сравнению со ст. 33 АПК РФ 1995 г. права лиц, участвующих в деле, значительно расширены. В части первой комментируемой статьи 41 АПК РФ появились такие новеллы: право знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; право на участие в исследовании доказательств; право знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; пользоваться другими процессуальными правами, не только предоставленными им настоящим Кодексом (например, право прибегнуть к помощи переводчика, право обжаловать решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, право просить о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей), но и предоставленными им другими федеральными законами (например, общие положения Конституции РФ о судебной защите).

В настоящее время ВАС РФ изучается массив федерального законодательства с целью выявления перечня прав, о которых говорят другие федеральные законы. Примером подобного рода актов может быть ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», озаглавленная «Права и обязанности сторон». В исполнительном производстве участвуют в качестве сторон взыскатель и должник, но тем не менее глава, в которой находится ст. 30, именуется «Лица, участвующие в исполнительном производстве». И эта глава регулирует участие в исполнительном производстве лиц, содействующих его осуществлению (понятых, переводчика, специалистов).

Другие статьи ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривают специфические права и обязанности взыскателя и должника (комментарий к ст. 44 АПК РФ).

2. Статья 9 АПК РФ, посвященная принципу состязательности, также указывает на права лиц, участвующих в деле. В частности, в этой статье сказано о том, что лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право предоставлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Часть 2 ст. 41 Кодекса раскрывает вопрос о гарантиях этих новых прав лиц, участвующих в деле. Однако открытым оказался вопрос о том, каковы же санкции за нарушение обязанности сторон по ч. 2 ст. 9 Кодекса уведомить другую сторону о собственных аргументах по доказательствам до начала судебного заседания. В частности, неясно, может ли быть отменен судебный акт по такому основанию. Видимо, целесообразно дать положительный ответ на этот вопрос. Требует официального толкования ч. 2 ст. 9 АПК РФ. Надо раскрыть, в частности, и смысл термина «несовершение процессуальных действий», поскольку по характеру процессуальные действия различны.

3. Часть 2 ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ предписывает лицам, участвующим в деле, добросовестно пользоваться всеми предоставленными им правами. Общего понятия добросовестного пользования всеми принадлежащими правами в АПК РФ, естественно, нет. В литературе данный вопрос также недостаточно исследован. В связи с этим интересен иностранный опыт подхода к раскрытию понятия процессуальной добросовестности . Так, в понятие добросовестного пользования правами включают четкость процессуального поведения субъектов гражданского процессуального правоотношения и лояльность их по отношению к остальным лицам, участвующим в деле.
———————————
См.: Шабанова К.А. Злоупотребление процессуальными правами // Арбитражная практика. 2002. N 5. С. 48 — 52.

В практике российских арбитражных и иных судов принято мириться с бытующим представлением о том, что процессуальной морали не существует, любое поведение в процессе допустимо, что нельзя признать отвечающим духу проводимой судебной реформы.

В ч. 2 ст. 41 АПК России, что злоупотребление процессуальными правами влечет за собой для лиц, участвующих в деле, «предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия». Это также новелла, поскольку в ч. 2 ст. 33 прежнего АПК РФ этих слов не было.

Однако в Кодексе РФ 2002 г. и в процессуальной доктрине, как справедливо отмечалось в литературе, не раскрыто само понятие «злоупотребление процессуальными правами», в отличие от зарубежной практики судов третейских, решающих споры экономического характера . В общем виде злоупотребление процессуальными правами определяется как нарушение общих принципов, принятых стандартов ведения процесса, влекущее за собой невозможность достижения справедливого решения по делу.
———————————
Там же. С. 49.

Злоупотребление процессуальными правами по законодательству других стран может проявиться в двух формах. Первая из них — любое злоупотребление процедурой разрешений спора (затягивание процесса, например), вторая — злоупотребление отдельными процессуальными правами, например правом на иск (иск подается без определенных правовых оснований или же без конкретизации нарушений со стороны ответчика; инициируются новые иски по уже разрешенным конфликтам (иск о признании договора недействительным при наличии судебного решения, признавшего неправомерными действия одной из сторон этого договора)).

Злоупотребление правом на судебную защиту может проявляться в надуманных возражениях против хорошо обоснованного иска, не имеющих под собой ни фактической, ни законодательной базы.

Злоупотребление отдельными процессуальными правами может выражаться также в заявлениях об отводе судьи по искусственно сконструированным основаниям, в неоднократных, немотивированных просьбах принять обеспечительные меры, в многократных «пустых» ходатайствах об отложении дела, в безосновательных жалобах на действия суда, других лиц, участвующих в деле.

4. Что касается неблагоприятных последствий, связанных со злоупотреблением процессуальными правами лиц, участвующих в деле, то некоторые из них были предусмотрены АПК РФ, ранее действовавшим. Например, применительно к судебным расходам сторон. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 95 этого акта, если дело возникало вследствие нарушения стороной досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа, неотсылка затребованных документов), арбитражный суд вправе был отнести на это лицо судебные расходы, независимо от исхода дела.

В ст. 111 Кодекса кроме подобной нормы в ч. 2 арбитражному суду дано право отнести на сторону все судебные расходы, если допущенное ею злоупотребление «привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию нормальному ходу рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного акта».

В соответствии со ст. 155 АПК РФ 1995 г. при рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражный суд принимал дополнительные доказательства, только если их предъявитель обосновывал невозможность предоставления таковых в суд первой инстанции независящими от него причинами; нельзя было в этой инстанции заявлять новые требования, не заявленные при рассмотрении дела в первой инстанции.

Подобные правила имеются и в ч. 2, 7 ст. 268 АПК РФ, при этом следует подчеркнуть, что не только лицо, участвующее в деле, представляя новые доказательства, должно доказать невозможность представления им этих доказательств в суд первой инстанции по независящим от него причинам, но и суд должен признать эти причины уважительными.

Во многих странах установлены и другие конкретные санкции за злоупотребление лицами, участвующими в деле, своими процессуальными правами, включая возможность компенсации потерпевшей стороне убытков, если доказан экономический ущерб и причинно — следственная связь между действиями лица, злоупотребившего своим правом в процессе, и убытками материального характера другой стороны, а также штрафов, весьма внушительных, прямо предусмотренных процессуальным кодексом (Франция, Бельгия) .
———————————
См. упоминавшуюся работу К.А. Шабановой.

К сожалению, Кодекс РФ 2002 г. имеет в этом отношении существенный пробел.

5. Статья 41 АПК РФ говорит и об обязанностях, общих для всех лиц, участвующих в деле. Главная из них — обязанность добросовестного пользования всеми принадлежащими им процессуальными правами. Из других статей АПК РФ можно также вывести заключение о том, что все лица, участвующие в деле, обязаны подчиняться в ходе разбирательства дела распоряжениям председательствующего, обращаться к судьям арбитражного суда и отвечать на их вопросы стоя, соблюдать порядок в заседании суда.

В соответствии со ст. 100 и ч. 3 ст. 54 АПК РФ 1995 г. при возложении арбитражным судом на лицо, участвующее в деле, обязанности предъявить определенное доказательство в случае невозможности выполнения этой обязанности в установленный срок, данное лицо должно было известить суд об этом с указанием причин задержки. Если же суд признавал неуважительными причины непредставления доказательств, на лицо, у которого оно находилось, налагался штраф в размере суммы до 200 минимальных зарплат.

Данная норма сохранена в Кодексе РФ 2002 г., но размер такого штрафа определяется теперь в соответствии со ст. 119 АПК РФ в сумме, которая выбирается в зависимости от того, на кого этот штраф налагается: на гражданина или организацию.

Часть 2 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает, что стороны (взыскатель и должник) при совершении исполнительных действий обязаны исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве. Такие обязанности лежат, как правило, на должнике. Санкциями за нарушения, допущенные должником, являются штрафы и уголовная ответственность .
———————————
Научно — практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / Под ред. М.К. Юкова и В.М. Шерстюка. М., 2001. С. 99 — 100.

6. Процессуальные санкции могут быть возложены не только на лиц, участвующих в деле, но и на тех, кто не исполняет решения суда , не представляет затребованные доказательства.
———————————
См. ст. 315 УК; Комментарий к УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева и Ю.Н. Скуратова. М., 2002. С. 827 — 828.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2000.

Статья 8.5 КоАП РФ. Сокрытие или искажение экологической информации (действующая редакция)

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8.5 КоАП РФ

1. Согласно Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В соответствии с ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Статьей 42 Конституции РФ гарантируется право граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации гражданами, должностными лицами, юридическими лицами влечет за собой применение мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей.

2. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Рассматриваемым Федеральным законом указанные понятия определяются следующим образом:

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Информация о радиационной обстановке, относимая в соответствии с комментируемой статьей к экологической информации, по смыслу Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» должна также содержать сведения о негативном воздействии ионизирующего излучения на окружающую среду.

3. К экологической информации по смыслу комментируемой статьи относится также информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. В соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» указанную информацию обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Порядок предоставления Росгидромету информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128.

Согласно Положению указанную информацию получают на территории РФ, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе РФ, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации.

В соответствии с п. 6 — 8 Положения информация о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, незамедлительно предоставляется территориальным органам Росгидромета.

Объем и условия предоставления такой информации определяются указанными территориальными органами по согласованию с предоставляющими информацию физическими и юридическими лицами.

Объем и условия предоставления Вооруженными Силами РФ информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, определяются специальными соглашениями между Минобороны России и Росгидрометом.

Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, получаемая во внутренних морских водах, в территориальном море, а также в пределах исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе РФ, в том числе в ходе выполнения работ по международным договорам РФ, передается капитанами судов (руководителями экспедиций) в ближайший ведомственный береговой радиоцентр (на радиостанцию), службы морского флота Минтранса или Госкомрыболовства России в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации, а в отношении нефтяного загрязнения — незамедлительно.

Указанные береговые радиоцентры (радиостанции) передают полученную информацию в ближайший территориальный орган Росгидромета.

Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846 (см. п. 2 комментария к ст. 23.21), при проведении мониторинга решаются следующие задачи:

своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

В соответствии с п. 10 — 11 рассматриваемого Положения данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогноза и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росземкадастра и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

Структура, объем и сроки представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Росземкадастром.

Искажение сведений о состоянии земель, т.е. предоставление заведомо недостоверной информации о состоянии земель лицами, обязанными сообщать такую информацию Росземкадастру или другим органам, участвующим в осуществлении мониторинга, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей КоАП.

4. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, квалифицируются как преступления (ст. 140 УК).

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в зависимости от содержания сокрытой или искаженной экологической информации рассматривают должностные лица следующих органов административной юрисдикции:

а) должностные лица органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, указанные в ч. 2 ст. 23.13 КоАП (применительно к информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке);

б) должностные лица органов МПР России и Госгортехнадзора России, осуществляющие государственный геологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.22 КоАП (применительно к информации о состоянии недр);

в) должностные лица органов МПР России, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, указанные в п. 1 — 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (применительно к информации о состоянии водных объектов);

г) в части административных правонарушений, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (применительно к информации о состоянии водных объектов);

д) должностные лица органов МПР России, указанные в ч. 2 ст. 23.24 КоАП (применительно к информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания);

е) должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, указанные в ч. 2 ст. 23.33 КоАП (применительно к информации о радиационной обстановке);

ж) рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Росгидромета и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.28 КоАП, а также к ведению должностных лиц МПР России и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль, указанных в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к указанным статьям).

В случаях, предусмотренных подп. «е» данного пункта комментария, подведомственность органа административной юрисдикции не обусловлена содержанием сокрытой или искаженной экологической информации.

Статья 15.6. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

СТ 15.6 КоАП РФ

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Ст. 15.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере организации налогового контроля.

Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов регламентируются ст. 34 НК РФ.

2. Объективная сторона правонарушения по комментируемой статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Налоговым кодексом РФ установлена обязанность налогоплательщиков по представлению в налоговый орган, в частности, следующих документов и (или) сведений:

— о ликвидации или реорганизации;

— копии заявлений налогоплательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора), поданных уполномоченному органу;

— копии решения уполномоченного органа о временном приостановлении уплаты суммы задолженности;

— копии договора об инвестиционном налоговом кредите;

— необходимых для налоговой проверки документов в виде заверенных должным образом копий по перечню, указанному в требовании налогового органа (должностного лица налогового органа), выставленном в ходе выездной налоговой проверки, а в случаях, специально предусмотренных в ст. 88 НК РФ, — в ходе камеральной налоговой проверки.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В п. 3 ст. 93 НК РФ указано, что истребованные документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме этого, налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

— обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

— обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Непредставление названных документов и (или) сведений образует объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи. Неисполнение незаконных требований налоговых органов, а также требований налоговых органов о представлении сведений (документов и информации), необходимых для иных видов государственного контроля, осуществление которого возлагается на налоговые органы, например контроля за ведением бухгалтерского учета и представлением достоверной и полной бухгалтерской отчетности в установленный срок, не образует объективную сторону состава административных правонарушений и не влечет административную ответственность по комментируемой статье.

Объективную сторону правонарушения образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 комментируемой статьи, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их представления прямо предусмотрены в НК РФ.

Так, в соответствии со ст. 85 НК РФ органы юстиции, адвокатские палаты субъектов РФ, органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц, органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, дипломатические представительства или консульские учреждения РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, органы опеки и попечительства, нотариусы обязаны сообщать релевантные сведения в налоговые органы в соответствии с п. п. 1 — 6 ст. 85 НК РФ.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, осуществляющие выдачу и (или) замену документа, удостоверяющего личность российского гражданина, органы, уполномоченные вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющие государственный технический учет; органы местного самоуправления также входят в данный перечень и обязаны представлять (направлять) сведения налоговым органам в соответствии со ст. 85 НК РФ.

3. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи характеризуется неисполнением обязанностей должностных лиц уполномоченных органов по своевременному и полному представлению в налоговые органы достоверной информации, необходимой для постановки на учет физических лиц и организаций с целью налогового контроля, в случаях, в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 85 НК РФ.

4. Субъектами правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи являются граждане и должностные лица (главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате — руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.)).

Субъектами правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи выступают должностные лица государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусы, в силу своего особого статуса обладающие сведениями, необходимыми для осуществления налогового контроля, и обязанные в соответствии с НК РФ сообщать такие сведения в налоговый орган для целей полного учета налогоплательщиков.

5. Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить (направить) сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и неосторожности.

6. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, а по ч. 1 комментируемой статьи — также должностные лица таможенных органов (п. п. 5, 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).