Статья 151. Подследственность

Статья 151. Подследственность

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.4 частью второй пунктом «б», 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275 — 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355, 359 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6, 9 настоящей части;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253, 256 и частями первой и первой.1 статьи 258.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205.6, 285.1, 285.2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 151. Подследственность

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Александров просит признать противоречащими статьям 2, 4 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 34 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 123 Конституции Российской Федерации статьи 125 «Судебный порядок рассмотрения жалоб», 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», 145 «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», 148 «Отказ в возбуждении уголовного дела», 151 «Подследственность», 285 «Оглашение протоколов следственных действий и иных документов» и 286 «Приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду» УПК Российской Федерации, а также пункты 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Андронов, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 2, 18, 19 (часть 1), 33, 45, 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 50 (часть 3) и 52 Конституции Российской Федерации части первую и вторую статьи 21, часть первую статьи 123, часть первую статьи 125, часть первую статьи 144, часть первую статьи 145, часть первую статьи 151, пункт 7 части третьей и часть четвертую статьи 389.28 УПК Российской Федерации.

В жалобе С.Л. Тыщенко также ставит вопрос о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 141, закрепляющей порядок подачи заявления о преступлении; статьи 144, регулирующей порядок рассмотрения органами предварительного расследования сообщений о преступлениях, и статьи 145, определяющей виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения таких сообщений; статьи 150, устанавливающей формы предварительного расследования, и статьи 151 «Подследственность».

Проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Определенная Председателем Следственного комитета Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 4.5 Приказа компетенция военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по рассмотрению сообщений о преступлениях и предварительному расследованию по уголовным делам о преступлениях, совершенных, в частности, судьями военных судов, в том числе не являющимися военнослужащими, не изменяет установленную статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подследственность подобных дел следователям Следственного комитета Российской Федерации.

По факту разбития стекла в автомобиле, принадлежавшего Д., материалы согласно положениям ст. ст. 150, 151 УПК РФ выделены в отдельное производство и направлены Крымскому межрайонному прокурору.

Поскольку в ходе расследования уголовного дела было установлено, что совершенное Соколовым В.А. покушение на хищение телевизора и ресивера, принадлежавшие Д. связано с противоправными действиями в отношении Г. оснований для вынесения отдельного постановления о возбуждении уголовного дела по данному факту у следственных органов не имелось.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, при подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы; проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (часть первая статьи 148 УПК Российской Федерации), судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункты 12 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.Б. Кудерова, осужденная по приговору суда, просит признать не соответствующими статьям 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации подпункт «б» пункта 1 части второй статьи 151 «Подследственность» и пункт 6 части первой статьи 447 «Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам» УПК Российской Федерации, как позволяющие при проверке сообщения о преступлении, при возбуждении уголовного дела и его предварительном расследовании не применять к лицу, занимавшему на момент совершения преступления должность старшего помощника прокурора района, положения главы 52 УПК Российской Федерации, предусматривающие особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Проанализировав положения подпункта «б» пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ, устанавливающей правила подследственности уголовных дел, а также пункта 2 части первой статьи 447 УПК РФ во взаимосвязи с нормами Федеральных конституционных законов от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», суд сделал правильный вывод о том, что проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями военного суда, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, отнесено к полномочиям следователей СК России.

Нарушены органами предварительного следствия и требования п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ о подследственности дела, которое подлежало расследованию следователями органов внутренних дел РФ.

Полагает, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

9. В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации:

а) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 204, 204.1, 285, 290, 291, 291.1, 304 УК РФ, — предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации;

39. Уполномоченными подразделениями Следственного комитета, кроме указанных в пункте 38 настоящих Правил, также считаются подразделения следственных органов и учреждений Следственного комитета, установленные организационно-распорядительными документами должностных лиц, указанных в подпункте 1 пункта 32 настоящих Правил, в том числе в связи с осуществлением служебных проверок и (или) предварительного расследования в отношении субъектов персональных данных на основании статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации), а также проведением организационно-штатных или иных организационных мероприятий, при которых указанным подразделениям предоставляются, в том числе передаются, полномочия по обработке персональных данных.

Следить за строгим соблюдением органами дознания, дознавателями правил подследственности, установленных в статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), не только при расследовании преступлений, но и при рассмотрении, разрешении сообщений о преступлениях.

Принимая решение об изъятии и передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные статьей 151 УПК РФ.

При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

В силу статьи 145 названного кодекса по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 данного кодекса; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 Кодекса (часть 1). О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (часть 2).

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью 2 статьи 20 УПК РФ. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (части 1, 2 статьи 145 УПК РФ).

38. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ в другой орган предварительного следствия или дознания, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ, дознаватель либо иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано с учетом территориальности вынести постановление о передаче сообщения по подследственности или постановление о передаче сообщения в суд.

Расследование уголовного дела по статье 199.2 УК РФ в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.

В Инструкции изложены основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженных Сил), других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба (кроме подразделений дознания пограничных органов федеральной службы безопасности при производстве дознания по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, воинских подразделений Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России) , по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК РФ.

«39. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении, указанном в пункте 9 части 3 статьи 151 УПК РФ, будет установлено, что оно совершено на территории деятельности другого таможенного органа, то такое сообщение передается по подследственности в соответствующий таможенный орган с учетом территориальности в порядке, установленном пунктом 38 настоящей Инструкции, с уведомлением вышестоящего таможенного органа (для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, оперативных таможен и региональных таможенных управлений — ФТС России (Управление таможенных расследований и дознания).»;

ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

А. АЛЕКСАНДРОВ, А. МАРЧУК

А. Александров, доцент кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук.

А. Марчук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД РФ).

Подследственность можно определить как такую совокупность юридических признаков уголовного дела, указанных законом, которая определяет, какой орган должен производить предварительное расследование по этому делу.
В УПК РФ законодатель приводит три признака подследственности: предметный (он же родовой); территориальный (он же местный); персональный.
При определении подследственности уголовного дела эти признаки оцениваются одновременно и в совокупности. В качестве дополнительного средства разрешения коллизий подследственности уголовно-процессуальный закон предусматривает также ряд правил о подследственности.
Заметным новшеством, привнесенным УПК РФ в существовавший ранее способ определения подследственности, является отказ от исчерпывающего определения круга дел, по которым производство предварительного следствия необязательно. Из ч. 3 ст. 150 и ч. 2 ст. 223 УПК необходимо заключить, что дознание может производиться по уголовным делам о всех преступлениях небольшой и средней тяжести, возбуждаемых в отношении конкретных лиц.
Это принципиально новое положение связано с усилением руководящей и координирующей роли надзирающего прокурора по отношению к государственным органам уголовного преследования во время досудебного производства.
Прокурор полномочен возбуждать уголовное дело или давать согласие на его возбуждение органом уголовного преследования. С этим связаны его исключительные полномочия, приведенные в пп. 2, 4, 8, 9 ч. 2 ст. 37 УПК, по определению как самой формы предварительного расследования, так и органа, который будет его проводить. Особенно это актуально в настоящий момент в связи с неопределенностью в вопросе о предметной подследственности Госнаркоконтроля РФ, в аппарате которого предусмотрены как следственные подразделения, так и органы дознания (ст. 8 Положения о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 23. Ст. 2198).
У надзирающего прокурора имеются исключительные полномочия по определению подследственности уголовного дела. Их реализация является формой процессуального руководства органами уголовного преследования. Генеральный прокурор РФ приказывает прокурорам «исходить из того, что в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования» (п. 2 Приказа Генерального прокурора РФ N 39 от 5 июля 2002 г. «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства»). Прокуроры в ходе реализации функции уголовного преследования согласно ч. 1 ст. 8 Закона о прокуратуре координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, Госнаркоконтроля, таможенной службы, службы судебных приставов и других правоохранительных органов.
Специальными поводами для проявления универсальных полномочий прокурора по определению подследственности уголовного дела являются случаи, предусмотренные: 1) п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК; 2) ч. 7 ст. 151 и ст. 153 УПК; 3) ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК.
Прокурор вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК). Это полномочие неразрывно связано с другим полномочием прокурора, закрепленным в п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК, — изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи (приложение N 25, глава 57 УПК). Указанные полномочия прокурора образуют единство с правилом об универсальной, исключительной подследственности дел прокурору (ч. 8 ст. 151 УПК).
Предметный признак подследственности определяется квалификацией преступления. При этом квалификацией преступления определяются одновременно сразу три момента: обязательно ли предварительное расследование вообще? в какой форме (предварительное следствие или дознание) должно производиться предварительное расследование? следователь или дознаватель какого ведомства должен осуществлять предварительное расследование?
Следует отметить в качестве новшества законодательной техники то, что в ст. 151 УПК предметная подследственность определяется применительно к органам следствия (подп. «а» п. 1, п. п. 2 — 4 ч. 2 ст. 151 УПК) и органам дознания (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151 УПК).
Территориальный признак подследственности определяется местом совершения преступления. Согласно ст. 152 УПК дело подследственно тому подразделению соответствующего органа предварительного расследования, в районе деятельности которого совершено преступление.
Есть пять исключений из этого основного правила:
уголовное дело расследуется по месту окончания преступления, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом (ч. 2 ст. 152);
уголовное дело может расследоваться по месту совершения большинства из совершенных нескольких преступлений (ч. 3 ст. 152);
уголовное дело может расследоваться по месту совершения наиболее тяжкого из совершенных преступлений (ч. 3 ст. 152);
предварительное расследование проводится по месту нахождения обвиняемого (ч. 4 ст. 152);
предварительное расследование проводится по месту нахождения большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152).
Следует полагать, что именно прокурору надлежит принимать решение о месте проведения предварительного расследования во всех названных пяти исключительных случаях, а не только в ситуации, указанной в ч. 4 ст. 152 УПК.
Определять подследственность уголовного дела о преступлении, место совершения которого неизвестно, является прерогативой прокурора того города (района), на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления (п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. N 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства»).
При определении территориальной подследственности прокурор должен руководствоваться положениями Приказа Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур».
Персональный признак подследственности определяется особенностями личности обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего.
В подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК указывается данный признак применительно к определению подследственности дел следователям прокуратуры, а именно: профессиональная деятельность обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего.
В соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК по уголовным делам о преступлениях в отношении лиц, перечисленных в ст. 447 УПК, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью, предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры.
В соответствии с подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК по делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, предварительное расследование в форме предварительного следствия проводится следователями прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК. Очевидно, к подследственности следователей прокуратуры относятся и уголовные дела в отношении должностных лиц органов Госнаркоконтроля РФ.
Согласно п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК следователь прокуратуры проводит дознание по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК.
Из буквального смысла норм, содержащихся в подп. «б», «в» п. 1 ч. 2, а также в п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК, следует заключить, что в случае совершения преступления в отношении указанных в них категорий лиц следователи прокуратуры проводят расследование по уголовному делу исключительно в форме предварительного следствия. Однако окончательное решение вопроса о форме расследования уголовного дела принимается прокурором, который вправе дать указание на проведение предварительного расследования и в форме дознания.
В указанных ситуациях персональный признак имеет приоритетное значение для определения подследственности уголовного дела, по которому предварительное расследование проводится в форме дознания.
Ввиду отсутствия следственного аппарата в органах Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, в таможенных органах Российской Федерации, а также органах Государственной противопожарной службы предварительное расследование по делам, относящимся к их подследственности, может быть поручено прокурором следователю любого из следственных органов. Прокурор реализует при этом свое полномочие, предусмотренное п. п. 8, 9 ч. 2 ст. 37 и ч. 8 ст. 151 УПК.
В то же время применительно к уголовным делам, подследственным дознавателям органов внутренних дел или Госнаркоконтроля РФ, прокурор может поручить производство предварительного следствия следователю соответствующего ведомства.
Персональный признак применительно к определению подследственности дел следственному аппарату ФСБ приведен в ч. 4 ст. 151 УПК.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК, в совершении которых обвиняются лица, перечисленные в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151, предварительное следствие производится следователями органов ФСБ.
Законодатель специально не предусмотрел возможность проведения дознания следователями органов ФСБ по делам данной категории, однако таковая возможность имеется. Она может быть реализована надзирающим прокурором.
Необходимо учесть, что помимо признака профессиональной деятельности на подследственность органов предварительного расследования оказывает действие то обстоятельство, что по некоторым делам предварительное расследование возможно только в форме предварительного следствия.
Из ч. 1 ст. 434 УПК следует, что в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, обязательно производство предварительного следствия. Предварительное следствие производится следователем того органа, к предметной подследственности которого относится данное дело, если иное не будет определено надзирающим прокурором.
Теперь — о специальных правилах подследственности, которые позволяют определить подследственность в тех случаях, когда имеет место конкуренция родовой подследственности нескольких органов предварительного расследования и в законе не имеется указаний на персональную подследственность.
Правило о подследственности по связи дел содержится в ч. 6 ст. 151 УПК. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 150, 285, 286, 290 — 293, 306 — 310, 311 (ч. 2), 316 и 320 УК, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное уголовное дело.
Следователь любого следственного аппарата может расследовать эти дела, причем как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания — в частности по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 150 УК.
Особо надо указать на то обстоятельство, что ст. ст. 290 — 293 УК приведены в перечнях статей уголовного закона, относящихся к родовой подследственности и следователей органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК), и следователей прокуратуры (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Если в данном указании законодателя заложен определенный смысл, то можно говорить об ограничении действия рассматриваемого правила о подследственности уголовных дел. Впрочем, здесь скорее следует говорить о небрежности законодательной техники. Нельзя разумно объяснить, почему по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 290 — 293 УК, предварительное следствие не могут производить следователи ФСБ или Госнаркоконтроля. Правило о подследственности по связи дел не должно иметь такого рода изъятий.
Сложнее сделать вывод относительно определения подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК (подследственность органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст. 211 УК (подследственность органов прокуратуры и ФСБ), ст. 227 УК (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры), ст. 304 УК (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры) и ст. 359 УК (подследственность органов прокуратуры и ФСБ). Предметные подследственности в приведенных случаях перекрывают друг друга.
Кроме того, как следует из п. 1 ч. 3 ст. 150, п. п. 3, 4 ч. 3 ст. 151, а также ч. 5 ст. 151 УПК, по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК, может производиться дознание дознавателями органов ФСБ, или дознавателями таможенных органов, или следователями органа, выявившего эти преступления. Причем последние могут проводить по ним и предварительное следствие.
Полагаем, что во всех приведенных случаях конкуренции подследственности применимо правило об альтернативной подследственности.
Правило об альтернативной подследственности приводится в ч. 5 ст. 151 УПК. Суть этого правила состоит в том, что предварительное расследование производится дознавателем или следователем органа, выявившего данное преступление. Согласно ч. 5 ст. 151 УПК по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159 (ч. ч. 2 и 3), 160 (ч. ч. 2 и 3), 171 (ч. 2), 171.1 (ч. 2), 172 — 174, 174.1, 176, 183, 185, 187, 188, 190, 191 (ч. 2), 192, 193, 195 — 197, 201, 202, 204, 206, 208 — 210, 222 (ч. ч. 2 и 3), 226 (ч. ч. 2 — 4), 272 — 274,

Подследственность

Это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство расследования относится к компетенции того или иного следователя или органа дознания. Различаются следующие признаки, характеризующие подследственность: предметная (родовая), территориальная (местная), персональная и альтернативная.

Предметная подследственность зависит от характера совершенного преступления, его юридического состава, степени опасности и сложности расследования. По этому признаку подследственность распределяется между следователями различных ведомств (ст. 126 УПК).

Территориальный приз накподследственности определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечения наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может производиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональный признак подследственности обусловлен особенностями субъекта преступления, к числу которых относятся его возраст, психическое или физическое состояние, служебное или иное положение.

В тех случаях, когда закон устанавливает возможность расследования тем или иным органом в зависимости от того, кем возбуждено уголовное дело, налицо альтернативный признак подследственности. Так, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 150,285,286,306, 307, 309, 311 ч. 2; 316, 320 и 327 УК РФ, предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в УПК РСФСР в связи с принятием УК РФ, существенно затронут институт подследственности уголовных дел. Статья 126 УПК претерпела изменения не только потому, что было необходимо заменить перечень статей УК РСФСР на соответствующие статьи УК РФ и определить подследственность тех составов преступлений, которые ранее не были известны российскому уголовному праву. Законодатель одновременно усовершенствовал регламентацию подследственности, устранил имевшиеся противоречия между составными частями ст. 126 УПК.

Согласно ст. 126 УПК расширена компетенция всех следственных аппаратов (органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, Федеральной службы налоговой полиции). Законодатель отказался от жесткого определения предметной (родовой) подследственности следственных аппаратов, кроме налоговой полиции. Некоторые составы преступлений включены в предметную подследственность трех следственных аппаратов — органов прокуратуры, ФСБ и органов внутренних дел (например, контрабанда — ст. 188 УК, организация преступного сообщества — ст. 210 УК РФ, провокация взятки — ст. 304 УК РФ и ряд других). Многие составы преступлений стали относиться к предметной подследственности двух следственных аппаратов. Например, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава — ст. 211 УК РФ; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны — ст. 353 УК РФ; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — ст. 354 УК РФ; наемниче-ство — ст. 359 УК РФ могут расследоваться как следователями органов прокуратуры, так и следователями ФСБ.

Бандитизм — ст. 209 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, дача взятки — ст. 291 УК РФ, служебный подлог — ст. 292 УК РФ, халатность — ст. 293 УК РФ относятся к подследственности следователей прокуратуры и органов внутренних дел.

Захват заложника — ст. 206 УК РФ, невозвращение из-за границы средств иностранной валюты — ст. 193 У К РФ фигурируют в предметной подследственности следователей органов ФСБ и органов внутренних дел. Изменилась регламентация и альтернативной подследственности следователей ФСБ и налоговой полиции.

Следователям ФСБ предоставлено право расследования таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями — ст. 295 УК РФ, превышение должностных полномочий — ст. 286 (относящихся к предметной подследственности следователей прокуратуры), получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог — ст. 292 УК РФ, халатность — ст. 293 УК РФ (предметная подследственность следователей прокуратуры и органов внутренних дел). Но при условии, что расследование этих преступлений связано с расследованием по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к их предметной подследственности.

Следователи налоговой полиции могут также расследовать преступления “чужой” предметной подследственности (незаконное предпринимательство — ч. 2 ст. 171 УК РФ; незаконная банковская деятельность — ст. 172 УК РФ; лжепредпринимательство — ст. 173 УК РФ, а всего более двадцати составов преступлений) при наличии двух условий. Во-первых, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и, во-вторых, если уголовное дело “чужой” подследственности не может быть выделено в отдельное производство.

Впервые в уголовно-процессуальном законе получила определение подследственность преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, не по предметному, а персональному признаку и подследственность уголовных дел, расследующихся следователями военной прокуратуры.

Уголовные дела о любых преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, отнесены к подследственности следователей органов прокуратуры. Ими же должны расследоваться преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Если такой связи нет, подследственность уголовного дела определяется по предметному признаку.

Следует согласиться с тем, что совсем другой стала нумерация статей Особенной части УК РФ, обозначенных в этой процессуальной норме, есть и определенное перераспределение подследственности. К этому не стоило бы привлекать внимание, если бы не одно тревожное обстоятельство: новая редакция указанной статьи продолжает тенденцию на вытеснение, выдавливание следователей прокуратуры из производства расследования. В прежнем варианте ст. 126 УПК закрепляла полномочия следователей прокуратуры вести предварительное следствие по любому уголовному делу (универсальная подследственность), выделяя наряду с этим категории дел, по которым предварительное следствие производят также следователи органов внутренних дел и органов безопасности. В новой редакции союз “также” из текста выпал, подследственность строго зафиксирована, и теперь следователи прокуратуры— наиболее квалифицированные, наименее подверженные воздействию администрации и спецслужб — лишены права расследовать дела, отнесенные к компетенции других следователей. А эта компетенция, особенно следователей органов внутренних дел, с каждым годом все более и более расширяется. Такая тенденция ведет, по нашему мнению, лишь к усугублению кризиса, в котором оказалась у нас борьба с преступностью вообще и расследование преступлений в частности.

По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, военными строителями, солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки, а также гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или военнообразовательного учреждения профессионального образования, предварительное следствие ведется следователями военной прокуратуры.

По решению Генерального прокурора РФ следователям военной прокуратуры может быть поручено расследование уголовного дела о любом преступлении в тех местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие органы расследования.

В ст. 126 УПК речь также идет о полномочиях прокуроров в определении подследственности, когда этот вопрос не может быть решен на основе указаний закона. Одно из таких правил предусматривает определение прокурором подследственности в случаях, когда он или суд признает необходимым ведение предварительного следствия по делам о преступлениях, по которым оно не является обязательным. Практически имеется в виду правило о поручении следствия либо следователю прокуратуры, либо следователю органов внутренних дел.

Решение вопроса закон оставляет на усмотрение прокурора без каких-либо ограничений. Но все же есть смысл руководствоваться следующими соображениями. Законодатель во многих случаях относит к компетенции органов дознания преступления без квалифицирующих признаков. А при наличии этих признаков преступления относятся к подследственности либо следователей органов внутренних дел, либо следователей органов прокуратуры. Например, по уголовным делам по мошенничеству, предусмотренному ч. 1 ст. 159 УК РФ, предварительное следствие не обязательно. То же преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения, с причинением значительного ущерба гражданину (п. “а”, “б”, “в”, “г” ст. 159 УК РФ), должно расследоваться следователем органов внутренних дел. Умышленное уничтожение или повреждение имущества, предусмотренное ч. 1 ст. 167 УК РФ, расследуется органом дознания. Это же преступление, совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, относится к подследственности следователя органов прокуратуры.

Если по каким-то соображениям признано необходимым ведение предварительного следствия вместо дознания, прокурору целесообразно решать вопрос о подследственности, руководствуясь указаниями закона о том, следователь какого органа — внутренних дел или прокуратуры — должен расследовать аналогичное преступление при наличии квалифицирующих признаков. Методика следствия по уголовным делам о преступлениях без квалифицирующих признаков или с таковыми практически одинакова. Все особенности сводятся только к различиям в предмете доказывания. Поэтому следователь органов внутренних дел с большим успехом может расследовать мошенничество, предусмотренное ч. 1 ст. 159 УК РФ, нежели следователь прокуратуры, не сталкивающийся с такой категорией дел. А дело о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 167 УК РФ, целесообразнее поручить следователю прокуратуры, а не органов внутренних дел.

Другая норма — ст. 126 УПК, относящаяся к полномочиям прокурора в определении подследственности при отсутствии прямых указаний в законе на этот счет, состоит в следующем. Прокурор должен решать этот вопрос в случае соединения в одно производство уголовных дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия. Однако, если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими. Во всех иных ситуациях прокурор определяет подследственность по своему усмотрению.

При этом следует учитывать в первую очередь тяжесть каждого из преступлений, объем проделанной и предстоящей работы по установлению их обстоятельств.

Необходимо обратить внимание на то, что анализируемая норма не содержит запрета на поручение предварительного следствия по делу, соединенному из нескольких, следователю органов внутренних дел, ФСБ или налоговой полиции в случаях, когда по одному из дел расследование ранее вел следователь прокуратуры. Это обстоятельство требует, на наш взгляд, пересмотреть установку, содержащуюся в Указании Генерального прокурора РФ “О разграничении подследственности уголовных дел” от 10 июня 1992 г., в соответствии с которой любые дела, отнесенные к подследственности прокуратуры, не должны расследоваться другими органами предварительного следствия. Вряд ли можно сомневаться в том, что при соединении уголовных дел по обвинению одного и того же лица в изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг — ст. 186 УК (подследственность следователей органов внутренних дел) и развратных действиях — ст. 135 У К (подследственность следователей прокуратуры) в одно производство прокурору целесообразно поручить дальнейшее расследование следователю органов внутренних дел.

Конструирование предметной подследственности следователей прокуратуры, Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в ст. 126 УПК как включающей некоторые составы преступлений, расследование дел о которых относится к компетенции всех трех следственных органов или двух, породило на практике проблему. Суть ее в следующем. Статья 114 УПК предусматривает возможность направления органом дознания и следователем полученного им заявления (сообщения) о преступлении по подследственности. Но какому следователю должен направлять орган дознания заявление, например, о совершении служебного подлога, если дело об этом преступлении подследственно и следователю органов внутренних дел, и следователю прокуратуры?

Закон не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Правила ст. 114 УПК были рассчитаны на существовавшую прежде регламентацию подследственности. На практике органы милиции, как органы дознания, предпочитают передавать заявления (сообщения) о преступлениях, подследственных следователям прокуратуры и органов внутренних дел, “своим” следователям. Закону это не противоречит. Значительно труднее ответить на вопрос: в какой орган предварительного следствия направлять заявление о преступлении, подследственном следователю прокуратуры и следователю ФСБ, например, об угоне судна воздушного или водного транспорта? По нашему мнению, едва ли правильно оставлять решение такого вопроса на усмотрение органа дознания. Представляется, что и в этих случаях подследственность должна определяться прокурором.

Аналогичная проблема возникает и при ведении уголовного дела, подследственного следователям нескольких ведомств. Но ее решение возможно на основе правил ст. 132 УПК, в соответствии с которыми следователь, установивший, что дело, находящееся в его производстве, ему не подследственно, обязан передать дело прокурору для направления по подследственности решается прокурором по месту, где следствие начато.

При определении подследственности прокурору целесообразно учитывать квалификацию следователей, опыт в расследовании этого преступления, загруженность другими делами и другие обстоятельства.