Уголовный кодекс про коррупцию

За последние годы уровень коррупции в Украине вырос и стал одной из острых проблем современности. Это отрицательное явление создает реальную угрозу безопасности, демократическому развитию государства и общества, конституционному порядку, а именно: подрывает авторитет страны, наносит ущерб демократическим основам управления обществом, функционированию государственного аппарата, ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина, в особенности рядового гражданина, нарушает принципы верховенства права, нарушает установленный порядок осуществления полномочий должностными и служебными лицами органов государственной власти, управленческих структур частного сектора, разрушает моральные и общественные ценности; дискредитирует государство на международном уровне.

Такая ситуация требует максимальной концентрации усилий всех ветвей власти и органов местного самоуправления, употребления необходимых общегосударственных мероприятий, направленных на усовершенствование разных областей права, в частности, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, правового обеспечения правоохранительных органов и, прежде всего, органов досудебного следствия и дознания.

Слово «коррупция» происходит от латинского coruptio — порча, совращение, подкуп — деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное . получение материальных благ, услуг. Статья 1 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» отмечает, что под коррупцией следует понимать такую деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, которая направлена на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ.

Таким образом, коррупционными действиями являются:

а) незаконное получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с выполнением таких функций материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, в частности, принятие или получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифом), которая существенно ниже их стоимости;

б) получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, кредитов или ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.

Принципы борьбы с коррупцией. Органы государственной власти принимали меры, которые были направлены на борьбу с коррупцией, но они не привели к положительным результатам. Причин поэтому много. Одной из них, вместе с экономическими и политическими, является недостаточное научное обеспечение. Вообще эффективная борьба с коррупцией требует системного подхода и применения комплексных мероприятий, в частности научных. И вдобавок для борьбы с этим явлением необходимо иметь в виду концептуальную стратегию и тактику борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

Под стратегией и тактикой борьбы с организованной преступностью и коррупцией следует понимать совокупность определенных, исходя из выявленных проблем, мероприятий, направленных на достижение цели — борьбы с этим явлением. Под тактикой следует понимать комплексный план реализации отдельных этапов этой стратегии.

Борьба с коррупцией должна базироваться на таких принципах: не должны ущемляться или ограничиваться законные права и свободы человека и гражданина; эффективность противодействия коррупции может быть обеспечена только согласованными действиями государственных органов, общественных организаций и граждан; государственная система борьбы с коррупцией предусматривает осуществление государственной политики, направленной на устранение и нейтрализацию факторов, которые оказывают содействие развитию коррупционных деяний; правовая база борьбы с коррупцией должна учитывать изменения социально-экономической и политической ситуации в государстве; главное внимание в противодействии коррупции должно предоставляться предупредительным мерам, основанным на анализе и прогнозировании тенденций распространения коррупционных действий; основные практические мероприятия по предотвращению и выявлению коррупционных действий осуществляют органы, которые ведут борьбу с коррупцией.

С целью дальнейшего эффективного предупредительного влияния на социальные предпосылки коррупции и ее формы, нейтрализации этого явления, следует использовать политические, экономические, правовые, организационно-управленческие и социально-психологические мероприятия, которые нужно осуществлять комплексно и согласовано, по установленным формам и методам, а также осуществлять взаимодействие в объеме компетенции каждого органа.

Политические и экономические меры. К политическим мерам относится комплекс идеологических и массово-политических мероприятий, которые оказывают содействие определению в государстве ведущих политических партий и объединений, которые инициируют и активизируют деятельность, связанную с борьбой с коррупцией. Обеспечивать равенство всех слоев населения перед законом в случае изобличения коррупционных действий и привлечения к ответственности виновных в их совершении, независимо от занимаемых должностей. Необходимо активизировать работу среди населения в борьбе с коррупцией, инициировать взаимодействие фондов, ассоциаций, институтов и других негосударственных организаций Украины с аналогичными иностранными учреждениями, которые поддерживают изменения в Украине.

Экономическими мерами являются: полное и своевременное выполнение государством перед человеком и гражданином своих обязательств; обеспечение опережающих темпов возрастания реальных доходов населения сравнительно с темпами возрастания валового внутреннего продукта (поскольку бедность это одна из причин коррупции и преступности); усиление социальной направленности бюджета; усовершенствование системы налогообложения; уменьшение налогового давления на предпринимателей (прежде всего, на малый и средний бизнес), а также на физических лиц, которые должны соединить фискальную и стимулирующую функции налогов; упрощения порядка взыскания налогов.

В средствах массовой информации следует освещать различные аспекты добропорядочности, вопросы борьбы с коррупцией, укрепления институтов государственной власти, соблюдения антикоррупционного законодательства, информирования об изобличении и наказании коррупционеров, формирования общественного мнения относительно неприемлемости и вредности коррупционных действий.

Усовершенствование законодательства. Важным направлением борьбы с этим явлением является усовершенствование законодательства о коррупционных действиях и прочих правонарушениях, связанных с коррупцией, об ответственности за коррупционные действия.

При этом крайне важно обеспечивать стабильность законодательства, как можно быстрее устранить имеющиеся в нем разногласия и неопределенности, осуществлять правовой анализ законопроектов и других нормативно-правовых актов, а в необходимых случаях — проводить криминологические экспертизы.

Для этого в Закон Украины «О коррупции» следует внести дополнение относительно точного понятия (дефиниции) терминов «коррупция», «коррупционное действие», «коррупционное правонарушение».

Следует отметить, что коррупция, вместе с тем, является и социальным явлением, и криминальным понятием. Однако, поскольку отдельной статьи, предусматривающей наказание за коррупцию в нашем уголовном кодексе нет, следует понимать, что складывается она прежде всего из преступлений, предусмотренных такими статьями УК Украины, как: получение взятки (ст. 368); злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364); превышение власти или служебных полномочий (ст. 365); служебная подделка (ст. 366) и другими должностными преступлениями, которые совершаются для удовлетворения корыстных или других личных интересов или интересов других лиц. Поэтому, следует четко определить в этом Законе понятие коррупции как криминального проявления.

Прокурорско-следственная и судебная практика свидетельствует и о том, что за одни и те же самые действия лица, которые уполномочены на выполнение функций государства, в одних случаях притягиваются к административной ответственности, а в других — к уголовной ответственности. Это происходит потому, что недостаточно четко определены условия и основания для наступления уголовной ответственности за совершение коррупционных действий. Это приводит к тому, что лицо, виновное в уголовно наказанных действиях, несет лишь административную ответственность.

Поэтому в Законе Украины «О коррупции» необходимо предусмотреть обособление коррупционного действия, которые наказываются в уголовном порядке, от тех, которые наказываются в административном. Отличительным критерием этого может быть ценовая стоимость полученного «вознаграждения». Это может быть сумма свыше 100 ли 200 грн. Например, в США такая сумма установлена в размере свыше 100 долларов.

Малозначительность правонарушения. Это является проблемой для судей, которые, при рассмотрении административных материалов о нарушении требований Закона Украины «О борьбе с коррупцией», применяют ст.22 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП) (малозначительность правонарушения).

Закон Украины «О борьбе с коррупцией» не определяет такого понятия как «малозначительность коррупционного правонарушения». Вместе с тем, в соответствии со ст.12 этого Закона «порядок административного производства по делам о коррупционных действиях или других правонарушениях, связанных с коррупцией, а также выполнение постановлений о наложении административных взысканий определяются КУоАП, за исключением положений, установленных Законом».

Не содержит понятия «малозначительность», его признаков или любого перечня малозначащих правонарушений и сам КУоАП. При применении ст.22 КУоАП, судебные органы определяют характеристику правонарушения в каждом конкретном случае.

К тому же имеются факты, когда к административной ответственности притягивались лица, которые совершили малозначительные действия, но по своей сути не нанесли вреда государству и обществу. Если лицо получает пачку сигарет, галстук, бутылку водки, вина или коньяка (отечественного производства), конфеты и т.п., так что, за эти малозначащие действия его притягивать к административной ответственности? С этим тяжело согласиться. Полагаю, что за малозначительные действия можно ограничиваться проведением определенных воспитательных и профилактических мероприятий, в частности ограничиться устным замечанием.

Хотя в каких-то действиях могут усматриваться признаки правонарушения, при этом необходимо учитывать, то, что эти действия были совершены впервые, что лицо характеризуется положительно, что эти действия не нанесли вреда обществу, государству, что может свидетельствовать о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным и воспитательных целей можно достичь без применения мер административного воздействия.

Увеличение количества закрытых по таким основаниям дел объясняется, прежде всего, увеличением (в погоне за показателями отчетности) количества необоснованно составленных протоколов за малозначительные правонарушения.

Учитывая изложенное, целесообразно внести в Закон Украины «О коррупции» дополнения, о том, что малозначительными правонарушениями являются такие действия, которые не представляют большой общественной опасности, не причинили существенного вреда общественным или государственным интересам, правам и свободам человека и гражданина.

При решении вопроса об освобождении правонарушителя от административной ответственности на основании малозначительности его проступка следует учитывать такой факт, как отсутствие у правонарушителя стойких антиобщественных намерений.

Кроме того, возможно в этом Законе следует установить нижнюю границу размера коррупционного деяния и четко отграничить коррупционное деяние от получения взятки.

Перечень коррупционных преступлений

Статья Уголовного кодекса Республики Беларусь

Характер преступления

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями

Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий

Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности

Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности

Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности

Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Посредничество во взяточничестве

Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности

Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I
«Уголовный кодекс Республики Казахстан»

Часть II. Особенная часть

Глава 13. Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления

Статья 311. Получение взятки

1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, —

наказывается штрафом в размере от семисот до двух тысяч месячных расчетных показателей, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

2. То же деяние, совершенное должностным лицом, а равно получение взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственную государственную должность, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) путем вымогательства;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в крупном размере;

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

1. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие пятьсот месячных расчетных показателей.

2. Не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.

3. Особо крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера, которые превышают две тысячи месячных расчетных показателей.

4. К должностным лицам применительно к настоящей статье и статье 312 настоящего Кодекса относятся должностные лица, указанные в примечаниях к статье 307 настоящего Кодекса, а также должностные лица иностранных государств или международных организаций.

Какая бывает ответственность за коррупцию в Украине

За совершение коррупционных правонарушений лица, указанные в ЗУ «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 №1700-VI как субъекты ответственности за коррупционные правонарушения, привлекаются к четырем видам юридической ответственности:

Коррупционное правонарушение — это деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное лицом, указанные в части 1 ст. 3 ЗУ «О предотвращении коррупции», за которое законом установлена уголовная, дисциплинарная и / или гражданско-правовую ответственность.

Правонарушение, связанное с коррупцией — это деяние, которое не содержит признаков коррупции, но нарушает установленные настоящим Законом требования, запреты и ограничения, совершенное лицом, указанным в ч. 1 ст. 3 ЗУ «О предотвращении коррупции».

Виды юридической ответственности за коррупционные правонарушения:

Административная ответственности за коррупцию в Украине

Юридическое основание — Кодекс Украины об административных правонарушениях. Налагается за административные правонарушения уполномоченными органами публичной власти (органами административной юрисдикции) к лицам, которые не подчинены им по службе. Правоприменительный акт – постановление.

Уголовная ответственности за коррупцию в Украине

Юридическое основание — Уголовный кодекс Украины. Наступает за совершение преступлений, исчерпывающий перечень которых содержится в УК Украины, то есть устанавливается законом, наступает с момента официального обвинения, реализуется исключительно в судебном порядке. Правоприменительный акт – приговор.

Дисциплинарная ответственности за коррупцию в Украине

Юридическое основание — Кодекс законов о труде, дисциплинарные уставы. Правоприменительный акт – приказ. Накладывается администрацией предприятий, учреждений, организаций (лицом, имеющим распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником) в результате совершения дисциплинарных проступков:

в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

в порядке подчиненности;

в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.

Гражданская ответственности за коррупцию в Украине

Юридическое основание — Гражданский кодекс Украины. Наступает с момента правонарушения — причинение материального и / или морального вреда. Вопрос о привлечении субъекта (физического или юридического лица) к гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения решается судом общей юрисдикции. Правоприменительный акт – решение.

Преступления в сфере служебной деятельности

Раздел 17 — Уголовного Кодекса Украины Преступления в сфере служебной деятельности

Статья 364. Злоупотребление властью или служебным положением

1. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или другого физического или юридического лица, использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц, —

  • наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, со штрафом от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

  • наказывается лишением свободы на срок трех лет со штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Примечание. 1. Должностными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или исполняют такие обязанности по специальному полномочию.

2. Должностными лицами также признаются иностранцы или лица без гражданства, выполняющие обязанности, указанные в пункте 1 настоящей примечания.

3. Существенным вредом в статьях 364, 364-1, 365, 365-2, 367 считается вред, который в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

4. Тяжелыми последствиями в статьях 364-367 считаются такие последствия, которые в двести пятьдесят и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан

Статья 364-1. Злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы

1. Злоупотребление полномочиями, то есть умышленное, с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц использования вопреки интересам юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы должностным лицом такого юридического лица своих полномочий, если это причинило существенный вред охраняемым законом правам или интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, —

  • наказывается штрафом от ста пятидесяти до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

  • наказывается штрафом от четырехсот до девятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. В статьях 364, 364-1, 365-2, 368, 369, 369-2 и 370 настоящего Кодекса под неправомерным выгодой следует понимать денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, любые другие выгоды нематериального или неденежного характера, которые предлагают, обещают, предоставляют или получают без законных на то оснований.

Статья 365. Превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа

1. Превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение работником правоохранительного органа действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам, интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам, интересам юридических лиц, —

  • наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они сопровождались насилием или угрозой применения насилия, применением оружия или специальных средств или болезненными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями, при отсутствии признаков пыток, —

  • наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, —

  • наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 365-1. исключена

Статья 365-2. Злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги

1. Злоупотребление своими полномочиями аудитором, нотариусом, оценщиком, уполномоченным лицом или должностным лицом Фонда гарантирования вкладов физических лиц, другим лицом, которое не является государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но осуществляет профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, в том числе услуг эксперта, арбитражного управляющего, независимого посредника, члена трудового арбитража, третейского судьи (при выполнении этих функций), с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц, если это причинило существенный вред охраняемым законом правам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам юридических лиц, —

  • наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же действие, совершенное в отношении несовершеннолетнего или недееспособного лица, лица преклонного возраста или повторно, —

  • наказывается ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, —

  • наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества или без таковой.

Статья 366. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо неправдивых сведений, другая подделка документов, а также составление и выдача заведомо неправдивых документов —

  • наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

  • наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок трех лет со штрафом от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Статья 366-1. Декларирование недостоверной информации

Представление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренной Законом Украины «О предотвращении коррупции», или умышленное непредставление субъектом декларирования указанной декларации —

  • наказываются штрафом от двух тысяч пятисот до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Субъектами декларирования являются лица, которые в соответствии с частями первой и второй статьи 45 Закона Украины «О предотвращении коррупции» обязаны подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Ответственность по этой статье за ​​предоставление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации в отношении имущества или иного объекта декларирования, что стоимость, наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.

Статья 367. Служебная халатность

1. Служебная халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц, —

  • наказывается штрафом от пятидесяти до ста пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

  • наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом от ста до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или без такового.

Статья 368. Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом

1. Принятие предложения, обещания или получение должностным лицом неправомерной выгоды, а так же просьба предоставить такую ​​выгоду для себя или третьего лица за совершение или несовершение такой должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает или предоставляет неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения —

  • наказывается штрафом от одной тысячи до тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в значительном размере, —

  • наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой или второй этой статьи, предметом которого была неправомерная выгода в крупном размере или совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или соединенное с вымогательством неправомерной выгоды, —

  • наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

4. Деяние, предусмотренное частями первой, второй или третьей настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в особо крупном размере, или совершенное должностным лицом, занимающим особо ответственное положение, —

  • наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

Примечание. 1. Неправомерной выгодой в значительном размере считается выгода, которая в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в крупном размере — такая, которая в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в особо крупном размере — такая, что в пятсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

2. Должностными лицами, занимающими ответственное положение, в статьях 368, 369 и 382 настоящего Кодекса являются лица, указанные в пункте 1 примечания к статье 364, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены к третьей, четвертой, пятой и шестой категорий, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц. Должностными лицами, занимающими особо ответственное положение, в статьях 368, 369 и 382 настоящего Кодекса являются лица, указанные в части первой статьи 9 Закона Украины «О государственной службе», и лица, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе «отнесены к первой и второй категорий.

Статья 368-1 утратила силу на основании Закона N 2808-VI от 21.12.2010

Статья 368-2. Незаконное обогащение

1. Приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, законность оснований приобретения которых не подтверждено доказательствами, а также передача им таких активов любой другому лицу —

  • наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

2. Те же деяния, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, —

  • наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим особо ответственное положение, —

  • наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

Примечание. 1. Лица, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, являются лица, указанные в пункте 1 части первой статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции».

2. Под активами в значительном размере в настоящей статье понимаются денежные средства или иное имущество, а также доходы от них, если их размер (стоимость) превышает одну тысячу необлагаемых минимумов доходов граждан.

3. Под передачей активов в этой статье понимается заключение любых сделок, на основании которых возникает право собственности или право пользования на активы, а также предоставления другому лицу денежных средств или иного имущества для заключения таких сделок.

Статья 368-3. Подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы

1. Предложение или обещание должностному лицу юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы предоставить ей или третьему лицу неправомерную выгоду, а так же предоставление такой выгоды или просьбе ее предоставить за совершение указанной должностным лицом действий или ее бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица —

  • наказываются штрафом от ста пятидесяти до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста до двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, —

  • наказываются штрафом от пятидесяти до семисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Принятие предложения, обещания или получение должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы неправомерной выгоды для себя или третьего лица за совершение действий или бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица —

  • наказываются штрафом от пятисот до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

4. Действия, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или в сочетании с вымогательством неправомерной выгоды, —

  • наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

5. Часть пятая статьи 368-3 исключена.

Статья 368-4. Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги

1. Предложение или обещание аудитору, нотариусу, оценщику, другому лицу, которое не является государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но осуществляет профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, в том числе услуг эксперта, арбитражного управляющего, частного исполнителя, независимого посредника, члена трудового арбитража, третейского судьи (при выполнении этих функций), предоставить ему / ей или третьему лицу неправомерную выгоду, а так же предоставление такой выгоды или просьбе ее предоставить за совершение лицом, предоставляющим публичные услуги, действий или ее бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица —

  • наказываются штрафом от ста пятидесяти до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста до двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, —

  • наказываются штрафом от пятидесяти до семисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Принятие предложения, обещания или получения аудитором, нотариусом, частным исполнителем, экспертом, оценщиком, третейским судьей или другим лицом, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, а также независимым посредником или арбитром при рассмотрении коллективных трудовых споров неправомерной выгоды для себя или третьего лица за совершение действий или бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица —

  • наказываются штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок от одного до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Действия, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или в сочетании с вымогательством неправомерной выгоды, —

  • наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

5. Часть пятая статьи 368-4 исключена.

Статья 369. Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу

1. Предложение или обещание должностному лицу предоставить ей или третьему лицу неправомерную выгоду, а так же предоставление такой выгоды за совершение или несовершение должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает или предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения —

  • наказываются штрафом от пятисот до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно, —

  • наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет со штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, если неправомерная выгода предоставлялась должностному лицу, которое занимает ответственное положение, или совершенные по предварительному сговору группой лиц, —

  • наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

4. Действия, предусмотренные частью первой, второй или третьей настоящей статьи, если неправомерная выгода предоставлялась должностному лицу, которое занимает особо ответственное положение, или совершенные организованной группой лиц или ее участником, —

  • наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

(Статья 369-1 утратила силу на основании Закона N 2808-VI от 21.12.2010)

Статья 369-2. Злоупотребление влиянием

1. Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды лицу, предлагает или обещает (соглашается) за такую ​​выгоду или предоставление такой выгоды третьему лицу повлиять на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, —

  • наказываются штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды для себя или третьего лица за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, или предложение или обещание оказать влияние за предоставление такой выгоды —

  • наказываются штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

3. Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды для себя или третьего лица за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, соединенное с вымогательством такой выгоды, —

  • наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества.

Примечание. Лицами, уполномоченными на выполнение функций государства, является лица, указанные в пунктах 1-3 части первой статьи 4 Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».

Статья 369-3. Противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований

1. Влияние на результаты официальных спортивных соревнований путем подкупа, принуждения или подстрекательство или вступления в сговор о результатах официального спортивного соревнования с целью получения неправомерной выгоды для себя или третьего лица или получения в результате таких деяний неправомерной выгоды для себя или третьего лица —

  • наказываются штрафом от двухсот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от одного до трех лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении официальных спортивных соревнований несовершеннолетних или повторно, —

  • наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Нарушение запрета размещения ставок на спорт, связанных с манипулированием официальным спортивным соревнованием с получением в результате этого неправомерной выгоды для себя или других лиц в размере, превышающем двадцать прожиточных минимумов для трудоспособных лиц —

  • наказывается штрафом от семисот до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Субъектом правонарушений в данной статье являются лица, указанные в части второй статьи 17 Закона Украины «О предотвращении влияния коррупционных правонарушений на результаты официальных спортивных соревнований».

Статья 370. Провокация подкупа

1. Провокация подкупа, то есть действия должностного лица с подобранные лица на предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды или принятия предложения, обещания или получения такой выгоды, чтобы потом разоблачить того, кто предлагал, обещал, предоставил неправомерную выгоду или принял предложение, обещание или получил такую выгоду, —

  • наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное должностным лицом правоохранительных органов, —

  • наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.