Сенат Польши принял изменения к Закону о репатриации

26 Апреля 2017

21 апреля Сенат Польши принял поправки к Закону о репатриации. Если президент Польши Дуда поддержит новелизацию закона, в течение 10 лет из азиатских стран бывшего СССР в Польшу может эмигрировать даже 10-15 тысяч человек.

Поправки к польскому законодательству о репатриации касаются прежде всего тех граждан Польши (а также их потомков), которых в советские времена депортировали в Казахстан, Армению, Азербайджан, Грузию и другие страны Азии, ранее входившие в состав СССР. Если новеллизация будет окончательно принята, лицам, которые проживают в этих странах и имеют польское происхождение, значительно упростят процедуру переезда в Польшу. Первенство в возврате получат жертвы репрессий и их потомки. Вместе с ними смогут приехать их мужья или жены и дети.

Какие же изменения, связанные с процессом репатриации депортированных во времена СССР поляков, планируют ввести в Польше?

  • Во-первых, после новелизации законодательства репатриантом будет считаться человек, который прибыл в Польшу на основании польской национальной визы и намерен остаться в этой стране навсегда.
  • Во-вторых, польские власти планируют создать специальные консультативные органы, в частности Совет по делам репатриации, а также центры адаптации для репатриантов, где они смогут изучать польский язык.
  • В-третьих, после переезда в Польшу каждый репатриант получит помощь связанную с жильем и питанием, ежемесячные выплаты в размере 200 злотых (пока не найдет работу), а также финансовую помощь на сумму до 25 тыс злотых для аренды или покупкы жилья. На його ремонт репатриант может получить дополнительно 6 тыс злотых.
  • В-четвертых, репатриант освобождается от налога, который по настоящему законодательству Польши должен уплатить при получении в наследство или в дар недвижимость (дом или квартиру).

Новелизацию Закона о репатриации начали готовить в Польше еще в 2015 году. Над юридической стороной работал чиновник Генрик Ковальчик, а главным инициатором нововведения является сенатор Анна Мария Андерс из партии «Закон и справедливость», дочь генерала Владислава Андерса.

По первоначальному плану, новый закон должны были принять еще в конце 2016 года, однако впоследствии дату перенесли на 2017 год. Задержку вызвал тот факт, что изменения в законодательство решили обсудить с поляками за рубежом, в частности с теми лицами, чьих родственников советская власть депортировала в Казахстан.

Еще в пятницу, 21 апреля, Сенат единогласно принял поправки к закону. Если изменения в законодательство поддержит и польский президент, подписав соответствующий документ, закон будут считать действительным с 1 сентября 2017 года.

Чтобы подробно ознакомиться с новыми положениями Закона Польши о репатриации, нажмите на изображение ниже.

Закон о возвращении

Статья 1. Право на репатриацию:

Каждый еврей вправе репатриироваться в Страну.

Статья 2. Виза репатрианта:

(алеф). Репатриация осуществляется в соответствии с визой репатрианта.

(бет). Виза репатрианта будет выдана каждому еврею, который выразил желание поселиться в Израиле, кроме тех случаев, когда министр внутренних дел убежден, что обратившийся за визой:

  • (1) Действует против еврейского народа; или
  • (2) Может представлять опасность общественному здоровью или безопасности государства; или
  • (3) Имеет криминальное прошлое, которое может представлять опасность общественному порядку.

Статья 3. Удостоверение репатрианта:

(алеф). Еврей, прибывший в Израиль, и после прибытия выразивший желание поселиться в нем, вправе, находясь в Израиле, получить удостоверение репатрианта.

(бет). Ограничения, указанные в статье 2 (бет), распространяются и на выдачу удостоверения репатрианта, но человек не будет считаться представляющим опасность общественному здоровью из-за болезни, которой он заболел после прибытия в Израиль.

Статья 4. Жители и уроженцы:

Каждый еврей, который репатриировался в Страну до вступления в силу настоящего закона, и каждый еврей, который родился в Стране как до вступления в силу настоящего закона, так и после, рассматривается как репатриировавшийся на основании настоящего закона. א תר הכנסת 2

Статья 4 алеф. Права членов семьи:

(алеф). Права еврея согласно настоящему закону, и права репатрианта согласно «Закону о гражданстве (1952 г.)», а также права репатрианта в соответствии со всеми другими законодательными актами, предоставляются также ребенку и внуку еврея, супругу/супруге еврея и супругу/супруге детей и внука еврея; за исключением того, кто был евреем и добровольно обратился в другую религию.

(бет). При определении права на репатриацию не имеет значения, жив или нет, репатриировался в Израиль или нет еврей, в силу прав которого запрашивается право на репатриацию в соответствии с подразделом (алеф).

(гимель). Ограничения или условия, установленные в отношении еврея или репатрианта в настоящем законе, или на его основании, или в законодательных актах, указанных в подразделе (алеф), распространяются также на лиц, претендующих на права, указанные в подразделе (алеф).

Статья 4 бет. Определение:

Для целей настоящего закона: «еврей» – тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр, и он не принадлежит к другой религии.

Статья 5. Исполнение и постановления:

Исполнение настоящего закона находится в компетенции министра внутренних дел, и он имеет право издавать постановления, касающиеся исполнения настоящего закона, а также выдавать визы репатрианта и удостоверения репатрианта несовершеннолетним в возрасте до 18 лет. Постановления по вопросам статей «4 алеф» и «4 бет» требуют утверждения Комиссией Кнессета по вопросам Конституции, законодательства и правосудия.

Закон о возвращении

Закон о возвращении, провозглашает право каждого еврея на репатриацию в Государство Израиль. Он был принят Кнессетом в 1950-м году. Данный закон представляет собой правовую основу для предоставления израильского гражданства каждому еврею. Исключение составляют лица, вовлеченные в деятельность, направленную против еврейского народа или представляющие угрозу общественному порядку и безопасности страны. В эту категорию входят также преступники, пытающиеся укрыться от правосудия в Израиле.

Наиболее серьезная проблема с юридической точки зрения, возникшая в результате принятия Закона – критерии установления еврейства. Следуя критериям Галахи, изначально евреем считался рожденный от матери еврейки или принявший иудаизм. В поправке от 1970-го года значится, что евреем является любой рожденный от матери-еврейки, но не перешедший в другое вероисповедание, а также принявший иудаизм. В то же время, нееврейский супруг, дети и внуки еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, располагают теми же правами и льготами, что и другие репатрианты.

На сегодняшний день критерии Закона о возвращении сводятся к следующему: Права, предоставляемые еврею в соответствии с этим Законом, и права нового репатрианта в соответствии с Законом о гражданстве 1952, а также права нового репатрианта в соответствии с любым другим законодательным актом, принадлежат также ребенку и внуку еврея, его супруге (супругу), супруге (супругу) ребенка и внука еврея, за исключением лица, которое, будучи евреем, изменило религию по собственной воле.

Согласно поправке, принятой в 1999 году, иностранец, заключивший брак с гражданином Израиля, не может получить израильское гражданство автоматически. Супруг/а проходит натурализацию – поэтапный процесс предоставления гражданства. Данное правило не распространяется на пары, в которых один из супругов попадает под закон о возвращении, и которые заключили брак до репатриации в Израиль.

Если Вас интересует дополнительная информация на эту тему, свяжитесь с нами!

С полным текстом закона на русском языке можно ознакомиться на официальном сайте Кнессета: Закон о Возвращении (1950 г.).

Репатриация в Польшу. Основная информация

1 января 2000 года в Польше вступил в силу Закон о репатриации. Закон определяет основы для получения польского гражданства путем репатриации, права репатрианта, а также основы и процедуру предоставления помощи репатриантам и их семьям.
Репатриантом является лицо польского происхождения, которое прибыло в Польшу на основании репатриационной визы с целью поселения на ПМЖ. О получение репатриационной визы могут ходатайствовать лица польского происхождения, которых хотя бы один из родителей или дедушка/бабушка (либо прадедушка и прабабушка) было польской национальности. Такое лицо должно также сохранять знание польского языка, культивировать польские обычаи и традиции. Польского происхождения будет также признано лицо, свидетельствующее связь с польскими корнями и подтверждающее польскую национальность, которое в прошлом имело польское гражданство (или хотя бы один из родителей или дедушка/бабушка либо прадедушка и прабабушка имели польское гражданство). Решение по этому вопросу принимает Консул.
Путем репатриации польское гражданство приобретает также ребенок репатрианта. В случае если репатриантом является только один из родителей, ребенок может получить польское гражданство при согласии другого из родителей изложенного в форме заявления выраженного в присутствии Консула.
Получение гражданства несовершеннолетним лицом, которому исполнилось 16 лет, может иметь место исключительно при его согласии.
Право на репатриацию не распространяется на лица, которые репатриировались с территории Польши на основании репатриационных соглашений заключенных в 1947-1957 гг. Между Польшей и б.СССР в одно из государств являющихся сторонами этих соглашений. Можно также отказать в выдаче репатриационной визы лицу, которое действовало в ущерб основным интересам Польши или участвовало либо участвует в действиях нарушающих права человека. Лица другой национальности или другого происхождения (не польского) желающие переселиться в качестве членов семьи репатрианта направляют заявление о выдаче разрешения на проживание на обозначенный срок на территории Республики Польша. Разрешение выдает Председатель Управления по Делам Репатриации и Иностранцам.
Процедура по вопросу выдачи репатриационной визы осуществляется в присутствии соответствующего Консула в зависимости от места жительства репатрианта за границей.
Дипломатическое представительство или консульское учреждение предоставляет всевозможную информацию по вопросу репатриационной процедуры.
Лицо, ходатайствующее о выдаче репатриационной визы, обращается в польское консульство, где получает бланки заявления о выдаче репатриационной визы (ВНИМАНИЕ: такого заявления нельзя получить/направить в ни одном учреждении в Польше!). Заявление заполняется в двух экземплярах, на польском языке. К заявлению следует приложить документы, касающиеся заявителя или его родителей, дедушки/бабушки либо прадедушки и прабабушки, подтверждающие факт польского гражданства. Это могут быть:

  • польские документы, удостоверяющие личность;
  • акты гражданского состояния или их выписки либо свидетельства о крещении подтверждающие связь с польскими корнями;
  • документы, подтверждающие прохождение военной службы в Войске Польском, содержащие запись о польской национальности;
  • документы, подтверждающие факт депортации лиц тюремного заключения, содержащие запись о польской национальности;
  • документы, удостоверяющие личность или другие ведомственные документы, содержащие запись о польской национальности;

Доказательствами, подтверждающими польское происхождение, могут быть также другие документы, например:

  • документы о реабилитации депортированного лица, содержащие запись о польской национальности;
  • документы, подтверждающие преследование лица из-за его польского происхождения.

Согласно Закону о репатриации доказательствами, подтверждающими польское происхождение, могут быть документы, которые были выданы польскими государственными или церковными властями, а также властями б.СССР.
К заявлению следует приложить фотографию, а также документы, подтверждающие факты указанные в заявлении. Следует также представить действительный паспорт. Дети, которые не имеют собственного паспорта, должны быть вписаны в паспорт родителей.
Лицо, которое желает репатриироваться в Польшу должно представить доказательства, подтверждающее наличие условий для поселения (местожительство, источники содержания, возможность работы). Таким доказательством может быть, например приглашение направленное польской территориальной административной структурой — Гминой. Гмина может пригласить конкретную семью или анонимных репатриантов. Приглашение направленное физическим лицом может касаться исключительно ближайшей семьи этого лица (родители, дети, братья/сестры).
Репатрианты в пенсионном возрасте, которые имеют право получения польской пенсии, не обязаны представлять доказательства других источников содержания (при определении размера польской пенсии учитываются годы работы за границей).
Лицо, которое не имеет гарантированного местожительства и средств содержания в Польше, а выполняет остальные условия получения репатриационной визы, может также представить в консульстве заявление о выдаче визы. В таком случае Консул сможет принять решение о заверении в выдаче визы. Кандидат в репатрианты сможет получить от Консула информацию о переданных Гминами, для нужд репатриантов, местах жительства и возможностях трудоустройства на территории Польши. Этими возможностями в первую очередь смогут воспользоваться лица депортированные и преследуемые на национальной почве и по политическим причинам, возраст и плохое состояние здоровья которых оправдывают быструю репатриацию в Польшу.
Репатриационную визу выдает Консул, после получения согласия Председателя Управления по Делам Репатриации и Иностранцам. Виза вклеивается в паспорт репатрианта и действительна в течение 12 месяцев со дня выдачи.
Лица, прибывающие в Польшу на основании репатриационной визы, получают польское гражданство в момент пересечения государственной границы Республики Польша. Факт пересечения границы подтверждает штамп пограничного контроля. После прибытия в Польшу репатрианты получают помощь из государственного бюджета.
Финансовая помощь для репатриантов выплачивается в форме одноразовых пособий: транспортного (возмещение стоимости проезда), на обоснование и текущие расходы, а также школьного пособия (на расходы связанные с началом учебы в Польше несовершеннолетних детей репатриантов). Транспортное пособие Консул может выплатить лицу, которое получило репатриационную визу, и которое не располагает достаточными средствами на оплату расходов связанных с переездом в Польшу.
Репатриантам, которые прибудут в Польшу с азиатской территории б.СССР, и которые вынуждены были понести затраты на ремонт или приспособление места жительства в Польше, будет предоставлена помощь из средств государственного бюджета, для частичного возмещения понесенных расходов.
Репатрианты могут также участвовать в курсах польского языка и адаптации в польском обществе. Согласно новому Закону, лица, ходатайствующие о получении репатриационной визу, будут иметь возможность посещать курсы польского языка организованные на территории страны проживания. Эти курсы могут быть финансированы польским Консулом.
Закон о репатриации предусматривает возможность «признания репатриантом» и получение этим самым прав полагающихся репатриантам. Этой возможностью может воспользоваться лицо польского происхождения, которое до дня вступления Закона в жизнь постоянно проживало в Казахстане (или в другом государстве определенным в Законе), а также пребывало в Польше в связи с обучением в Вузе (в качестве стипендиата польской стороны) на основании разрешения на проживание на обозначенное время. Заявление о признании репатриантом следует направить Воеводе в срок 12 месяцев, с момента окончания Вуза.
О признание репатриантом могут также стараться лица (польского происхождения), которые пребывает в Польше на основании разрешения на поселение и до 1991 года, по крайней мере, 5 лет проживали в Казахстане или другом государстве азиатской части б.СССР. Заявление по этому вопросу следует направить Воеводе не позднее конца 2001 года.
Лицо, которое до 1 января 2001 года получило польское гражданство на основании положений Закона о гражданстве от 15 февраля 1962 года, а в день получения согласия на поселение на территории Польши являлось гражданином СССР или одного из государств образованных после распада Союза, будет признано репатриантом, если до конца 2001 года не направит Воеводе заявление по этому вопросу.

Права репатриантов на получение пенсии и пособий

Репатриант после прибытия в Польшу на место поселения должен обратиться в соответствующую Воеводскую Администрацию, чтобы заверить получение им польского гражданства. Затем следует отправиться в соответствующее управление Гмины, чтобы получить польский документ личности.
Репатриант пенсионного возраста получает право на получение пенсии и пособий от Управления Социального Страхования по месту поселения. Чтобы получить пенсию в Польше женщине должно исполниться 60 лет и иметь 20-летний стаж работы, а мужчине должно исполниться 65 лет и иметь 25-летний стаж работы. При получении репатриантом пенсии в Польше, до срока работы зачитываются годы проработанные за границей, которые учитываются как время работы и страхования в Польше. Однако следует отметить, что эти сроки не учитываются при установлении прав работника, т.е. права на первый отпуск и его срок, определении финансовых выплат за проработанные годы, срока расторжения трудового соглашения, в случае трудоустройства в Польше.
Чтобы получить пенсию в Польше следует обратиться в местное Управление Социального Страхования в Отдел по Пенсиям и Пособиям со следующими документами:

  • польским удостоверением личности o подтверждением польского гражданства;
  • свидетельством о рождении;
  • документами, подтверждающими сроки работы за границей.

На основании этих документов Управление Социального Страхования предоставляет репатрианту пенсию в минимальном размере. На 1 июня 2001 года минимальная пенсия составляет 530 польских злотых.
Кроме того, репатрианту постоянно нетрудоспособному полагается право на получение постоянного пособия из Управления Социального Страхования, а репатрианту временно нетрудоспособному полагается право на получение временного пособия.
Условия, которые должен выполнять репатриант, чтобы получить право на пособие определяет Закон о Пенсиях и Пособиях, а любую дополнительную информацию по этим вопросам репатриант сможет получить после приезда в Польшу в соответствующем Управлении Социального Страхования.

Любые выплаты из Управления Социального Страхования, т.е.:

  • пенсии;
  • пособия;
  • пособия на семью и пособия по состоянию здоровья полагаются репатриантам на таких же основаниях как для всех граждан Республики Польша, а любую информацию по этим вопросам предоставляют местные Управления Социального Страхования.

Репатриантам, прибывшим в Польшу, полагается также право на получение социальной помощи. Эта помощь подразумевает:

  • o постоянное пособие;
  • пособие по компенсации;
  • временное пособие;
  • целевое пособие;
  • пособия для беременных женщин или женщин воспитывающих ребенка;
  • финансовая помощь на приобретение лекарств;
  • помощь на обретение экономической самостоятельности;
  • услуги по уходу за больными, одинокими или престарелыми (Эту помощь по заявлению заинтересованного лица и в обоснованных случаях могут предоставить Гминные Центры Общественной Помощи.).

Другую информацию по процедуре репатриации и полагающихся прав предоставляет Консул Республики Польша.

Украинцам выдадут карты поляка по новым правилам

Польский Сейм к концу года подготовил украинцам «подарок» под елочку — подписал целый пакет новых законов, касающихся жизни иностранцев в Польше. Были приняты изменения в закон «О репатриации», закон «Об иностранцах» и закон «О карте поляка».

С 1 января 2018 года, чтобы получить материальную помощь или законно проживать на территории Польши, нужно будет изрядно попотеть. Такие шаги чиновники объясняют участившимися махинациями с документами, в том числе, и со стороны украинцев. Об этом сообщил UBR.

Главной новацией закона «О карте поляка» (КП) является изменение круга лиц, которые имеют право претендовать на получение КП — теперь это только те, кто сам имеет польскую национальность либо поляками были его предки, а также лица, осуществляющие распространение и развитие польского языка и культуры в течение последних трех лет.

Изменениями была исключена возможность получения карты на основании польского гражданства предков. Это означает, что справки о голосовании условного прадеда в Сейме и Сенате Польши, документы о службе в армии, купле-продаже земли и т.п. больше не дают права на получение документа.

По-прежнему нужно будет иметь подтверждающие законные основания архивные документы (которые найти, зачастую, весьма непросто), знать польский язык, национальные традиции и культуру.

«Далеко не всегда в старых документах указывалась не только польская, но и любая национальность. И все же в спорных ситуациях люди имели возможность установить свое право на КП, обратившись в суд. Однако теперь варианты установления такого права даже через суд существенно ограничены, поскольку подтвердить национальность, в отличие от гражданства предков значительно сложнее», — рассказала UBR.ua адвокат, член Окружного совета адвокатов Варшавы Ольга Дугиль.

Консульства ускорятся

При этом, консульские учреждения прогнозируют, что количество выданных карт поляка существенно уменьшиться, поскольку такие изменения приведут к более серьезному контролю подаваемых документов. А круг лиц, которые ранее имели право на получения карты побыта, после вступления изменений в силу сузится до лиц польского происхождения.

«Облегчением будет уменьшение количества желающих, что прогнозировано увеличит скорость работы консульств и сократит сроки ожидания», — заметила адвокат, сотрудничающий с польской адвокатской фирмой в качестве юриста Ирина Мизина.

Что касается получения карт по поддельным документам, то этот факт хоть и имеет место, но в основной массе такие заявления отсеивались на стадии рассмотрения дела в консульском отделе, говорят юристы.

«Количество подделок архивных документов должно снизиться, что является положительной стороной, уменьшится количество спекуляций в этой сфере, и польская власть сможет лучше контролировать процесс получения карт поляка», — подметил юрист ЮФ EU Legal Дмитрий Кожиченко.

Деньги репатриантам

В то же время в закон «О репатриации» было внесено гораздо больше изменений, а также введены новые понятия, например, «ближайшая семья репатрианта», «кандидат на репатриацию».

Из приятных нововведений нужно отметить увеличение суммы помощи на приобретение репатриантами жилья — теперь это 50 тыcяч злотых на семью репатриантов, но не выше чем сама стоимость жилья.

Процессы репатриации, начатые до вступления в силу вышеуказанных изменений, продолжатся по старым нормам и правилам.

Ранее «Вести» сообщади о том, как, по мнению Кабмина, возможно остановить массовый отъезд украинцев в Польшу.