Внесены изменения в закон о государственной гражданской службе и муниципальной службе

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 июня 2016 года, одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».

С учётом положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающих такие уровни профессионального образования, как среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет и магистратура, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вводятся соответствующие требования к уровню профессионального образования для замещения должностей государственной гражданской службы.

В целях повышения профессионального уровня и компетентности государственных гражданских служащих в указанном Федеральном законе также вводится норма о том, что при наличии соответствующего решения представителя нанимателя для замещения должности государственной гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к специальности, направлению подготовки.

Исходя из принципа единства основных квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и муниципальной службы, аналогичная норма вводится в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В указанных федеральных законах предусматривается также положение о том, что квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в должностном регламенте государственного гражданского служащего (должностной инструкции муниципального служащего).

При этом исключаются нормы о необходимости установления квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, актом государственного органа или муниципальным правовым актом.

Кроме того, Федеральным законом в вышеуказанные федеральные законы вносятся дополнения, связанные с введением нового требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы или муниципальной службы, а также к государственным гражданским и муниципальным служащим. Это требование касается представления сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В частности, указанным лицам необходимо представить представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в этой сети, на которых они размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

Гражданин, претендующий на замещение должности государственной гражданской или муниципальной службы, представляет указанные сведения при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на государственную гражданскую или муниципальную службу соответственно.

Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие представляют указанные сведения (за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения своих должностных обязанностей) ежегодно за предшествующий календарный год не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным.

Указанные сведения представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации. При этом также устанавливается, что гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу или муниципальную службу, а государственный гражданский служащий и муниципальный служащий не могут находиться на такой службе в случае непредставления указанных сведений.

Итоги года: государственная гражданская служба

28 декабря 2017

Совершенствование законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации

Установлены новые подходы к профессиональному развитию государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие), которые повышают эффективность соответствующих мероприятий, осуществляемых государственными органами, и оптимизировать расходы на данные цели (принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 275-ФЗ).

Внедрение системы непрерывного профессионального развития гражданских служащих, предусмотренной указанным Федеральным законом, расширяет возможности кадровых служб государственных органов по обеспечению профессионального развития кадрового состава посредством применения широкого спектра инструментов управления развитием персонала, внедренных во многих зарубежных странах, успешно применяемых в российских компаниях и корпорациях, а также в отдельных федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации.

12 декабря 2017 года принят Указ Президента Российской Федерации № 594 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы», которым в связи с прогнозным уровнем инфляции с целью обеспечения социальных гарантий лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, предусматривается повышение (индексация) окладов денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы с 1 января 2018 года на 4 %.

Предлагаемая индексация коснется свыше 500 тыс. лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, оклады денежного содержания по должностям которых последний раз были проиндексированы в 2013 году.

Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляющий переход к использованию информационно-коммуникационных технологий в кадровой работе на гражданской службе.

Методическое обеспечение реализации законодательства о гражданской службе

Разработан и внедрен в деятельность государственных органов Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих , направленный на применение усовершенствованной системы квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы, позволяющей более точно соотнести должностные обязанности с необходимыми для их исполнения знаниями и умениями в соответствующей области деятельности, а также специальностью (направлением подготовки) образования.

С целью обеспечения эффективного применения Справочника и с учетом внесенных изменений в законодательство о гражданской службе обновлен Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (версия 3.2).

В рамках реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 — 2018 годы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года № 403 (далее – Основные направления), в 2017 году министерством разработаны методические рекомендации по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти.

Методические рекомендации предназначены для использования в работе всеми федеральными органами исполнительной власти и включают набор процедур и методов, использование которых позволит исключить случаи проведения неэффективных организационно-штатных мероприятий в органе и минимизировать риски, связанные с выбытием с гражданской службы результативных и профессиональных кадров.

В рамках реализации Основных направлений в 2017 году министерством разработаны методические рекомендации по нормированию численности и формированию организационно-штатной структуры типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти.

Методические рекомендации предназначены для использования в работе федеральными органами исполнительной власти и содержат набор оптимальных нормативов численности и условий комплектования штата типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе по группам и категориям должностей, внедрение которых позволит оптимизировать и упорядочить организационно-штатную структуру федеральных органов исполнительной власти.

В 2017 году министерством разработаны методические рекомендации по материальному стимулированию федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, являющихся участниками реализации приоритетных проектов (программ).

Методические рекомендации содержат описание системы оценки результативности проектной деятельности гражданских служащих на основе исчерпывающего перечня ключевых показателей эффективности и общих подходов к осуществлению стимулирования указанных лиц с учетом результатов такой оценки, что позволяет создать на гражданской службе систему мотивации служащих, нацеленную на результат.

Открытое распространение информации о современных кадровых технологиях и консультированию по вопросам их применения на гражданской службе

В рамках содействия внедрению новых форм профессионального развития гражданских служащих, в 2017 году Минтрудом России организован проект по обмену опытом и внедрению на государственной гражданской и муниципальной службе современных технологий управления персоналом «HR-практикум».

Для участия в стажировках поступило более 1,1 тыс. заявок от федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации, которые распределены по 22 площадкам на территории Российской Федерации, в число которых входят аппараты Государственной Думы и Совета Федерации, ряда федеральных министерств, служб и агентств, а также государственные органы субъектов Российской Федерации.

В декабре 2017 года состоялся всероссийский конкурс лучших кадровых практик на гражданской и муниципальной службе. В ходе конкурса представлен и доступен для широкого распространения наиболее успешный опыт реализации новых положений законодательства, который может быть рекомендован в качестве методики кадровой работы.

Реформа госслужбы: что и зачем меняется для чиновников в Украине

Начатая реформа пока не направлена на привитие ей главного смысла деятельности чиновников

Задачу реформирования госслужбы правительство включило в свой План первоочередных шагов на текущий год. Она же является одним из приоритетов проекта Стратегии реформирования государственного управления на 2016-2020 гг. После долгой и упорной борьбы был принят новый закон «О государственной службе», который вступил в силу 1 мая. Во всех этих документах госслужба рассматривается только как бюрократическая деятельность: какими должны быть служащие, как организовывать их работу и т. п.

Между тем в ведущих демократических государствах госслужба строится и развивается при понимании того, что она связывает государственную должность, государственного служащего и гражданина, обслуживать которого призвано государство. В таком контексте госслужба представляет собой участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по должности в государственном органе. Ключевым здесь является слово «исполнение», которое означает не просто работу, измеряемую временем, отведенным на нее, или количеством подготовленных документов, а формирование взаимоотношений между государством и обществом. Госслужащий служит государству, обществу, закону, а не «своим» начальникам.

Фактически, речь идет о том, что необходимо сформировать новую культуру государственной службы. Но для того, чтобы появились новые привычки, сначала нужно долго и упорно заниматься формальной регламентацией, формализацией новой модели поведения, которая поощряется. Нужно заниматься отработкой структур и технологий управления госслужбой как сложной системой. Нужно менять систему, которая сдерживает даже самых продвинутых и талантливых людей. Добиваться появления совершенно иного отношение к госслужбе и к квалификации госслужащих, от которых во многом зависит вся наша жизнь.

Новые рамки госслужбы

В новом законе «О государственной службе» определено, что такая служба – это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства.

Действие этого закона не распространяется на большое число руководителей и работников государственных организаций. В частности, на:

  • президента Украины, главу его Администрации и его заместителей,
  • членов Кабинета министров и заместителей министров;
  • председателя и членов Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, Антимонопольного комитета, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.;
  • секретаря СНБО его заместителей; председателя Фонда госимущества и его заместителей;
  • народных депутатов Украины;
  • служащих Национального банка;
  • депутатов местных советов, должностных лиц местного самоуправления;
  • судей и прокуроров;
  • работников государственных учреждений и организаций, а также учебных заведений, основанных государственными органами;
  • военнослужащих и работников правоохранительных органов.

Логика законодателя, сделавшие эти исключения, понятна, да и во многих странах подобные служащие не попадают в категорию государственных. Но нужно учитывать, что от качества их работы у граждан во многом и формируется отношение к своему государству, что негатив по отношению, например, к судьям и работникам НБУ в обществе может быть неоправданно распространен на госслужащих.

Закон разграничивает административные и политические должности. Чиновники высшего ранга больше не смогут быть членами политических партий.

Вступление на госслужбу теперь осуществляется только по результатам конкурса.

Обещано повышение к 2018 г. минимальной заработной платы служащего до двух минимальных зарплат в стране. В перспективе основную часть зарплаты служащего должен составлять должностной оклад, а не надбавки и премии, как сейчас.

Введено ограничение срока пребывания в должности – не более 10 лет.

Предусмотрено сокращение общего количества госслужащих на 30%.

В министерствах появятся (ориентировочно в начале 2017 г.) государственные секретари, который будет руководить работой их аппарата. Назначение на эту должность будет конкурсное и, по идее, госсекретарь не будет меняться при смене министра.

Госслужащих разделят на три категории:

  • «А» — высший руководящий аппарат (госсекретари, руководители аппаратов госорганов, председатели областных и районных администраций);
  • «Б» — руководители управлений и подразделений;
  • «В» — все остальные.

Реализация реформы госслужбы

Для того, чтобы проводить полноценную реформу госслужбы помимо базового закона о ней, необходимо принять еще несколько подзаконных актов и три комплексных закона: новый закон о Кабмине, о Центральных органах исполнительной власти и о службе в органах местного самоуправления. Так первый из них должен окончательно сформировать систему отношений в государственном аппарате и отделить госслужбу от политики.

Несмотря на то, что законопроект о госслужбе долго обсуждался, сразу после его принятия начали говорить о том, что в закон нужно вносить коррективы. Появилось несколько соответствующих законопроектов, парламент в первом чтении пока поддержал один из них – №4370-1 от 15.04.2016 г. В нем предлагается, в частности, уточнить порядок назначения и освобождения от должностей глав местных государственных администраций, а также перевести эти должности из категории «А» в «Б».

В кулуарах продолжаются волнения, связанные с появлением в штате министерств госсекретарей. Теперь министр может влиять только на назначение членов политического блока команды министерства, т.е. своих заместителей, а также утвердить структуру и численность аппарата. Сам аппарат, организация кадровых конкурсов и назначений, переходят в ведение госсекретаря, который назначается на пять лет в результате независимого от министра открытого конкурса и может быть снят по ходатайству министра в случаях, исчерпывающий перечень которых приведен в законе. Многие считают, что таким образом в министерстве создаются условия для возникновения двоевластия. Считается, что этот вопрос должен быть урегулирован в новом законе о Кабмине.

Пока же в парламенте зарегистрирован законопроект №5028 от 12.08.2016 г. Он лишает госсекретаря части полномочий, а именно: предлагается вернуть министру функцию назначения на должность и освобождения от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления соответствующего министерства. И это логично, т.к. данные полномочия является несвойственными для госсекретаря.

Для того, чтобы у реформы госслужбы появился существенный для общества результат, нужно перестать заниматься самообманом и признать, что этого не случится, если не дать возможность госслужащим легально получать достойное вознаграждение за свой труд. И не нужно заниматься популизмом, вопрошая, как можно платить много чиновникам, если так мало получают учителя и врачи. То, что они получают мало, безусловно, позор для страны. Но они не будут получать больше, пока в стране не изменится система госуправления. Реформировать же ее могут только квалифицированные и мотивированные люди, которые не появятся в заметном количестве на госслужбе при нынешних зарплатах.

Градации госслужащих

Для государственных служащих в Украине вводится новая система ранжирования:

  • занимающим должности категории «А» – 1-3 ранг;
  • категории «Б» – 3-6 ранг;
  • категории «В» – 6-9 ранг.

Кабмин установит порядок присвоения рангов и соотношение между рангами госслужащих и должностных лиц местного самоуправления, воинскими званиями, дипломатическими рангами и другими специальными званиями. Делается это для случаев перевода людей с одной службы на другую.

Системы ранжировния чиновников существуют давно, во многих странах они используются и сейчас. Главная причина их живучести состоит в том, что они реально помогают упорядочить государственную службу и мотивировать людей. Системы эти очень сильно различаются. Рекордной по сложности и масштабности в настоящее время можно считать систему классных чинов, действующую в России, которая превзошла даже Табель о рангах, существовавшую в Российской империи. В ней 15 классных чинов федеральной государственной гражданской службы, с которыми соотносятся воинские и специальные звания, классные чины юстиции и прокурорских работников.

Табель о рангах Российской империи (по состоянию на 1917 г .)

К 2021 году правительство может увеличить расходы на мотивацию госслужащих почти в 3 раза

К 2021 году правительство намерено почти в три раза увеличить бюджетные ассигнования на «материальную мотивацию» чиновников. Так, согласно проекту федерального бюджета, к 2021 году планируется зарезервировать на эти цели 284,4 млрд рублей, что на 184,8 млрд рублей больше, чем предусмотрено действующим законом. Увеличивать ассигнования предлагается постепенно: к 2019 году их увеличат до 138,6 млрд рублей, а к 2020 году — до 208,9 млрд рублей. Об этом сообщает РБК.

Проект бюджета, к слову, будет рассматриваться сегодня, 20 сентября, на заседании правительства.

Бюджетные ассигнования, которые закладываются на 2020–2021 годы, то есть 493,3 млрд рублей, планируют использовать на «поэтапное увеличение гарантированной части денежного содержания (постоянной части зарплаты), материальное стимулирование, а также пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих».

Интересно, что в том числе предлагается зарезервировать еще 375 млн рублей в 2019 году на стимулирование федеральных госслужащих, участвующих в реализации национальных и федеральных проектов. Национальные проекты (их 12) организованы в рамках майского указа президента о стратегических задачах до 2024 года, в их составе планируется утвердить 67 федеральных проектов.

Делать резервы на выплаты чиновникам в 2019–2021 годах постановил президент России Владимир Путин, подписавший в августе 2016 года указ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2016–2018 годы». Тем самым глава государства поручил правительству повышать престиж гражданской службы.

Согласно «дорожной карте» правительства по реализации президентского указа о госслужбе, Минтруд совместно с Минфином и Минэкономразвития в четвертом квартале 2018 года должен подготовить изменения в законодательство, предусматривающие совершенствование системы материального стимулирования чиновников, увеличения гарантированной части их денежного содержания, а также повышения в оплате труда доли, обусловленной эффективностью их работы.

Напомним, что согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

По данным Росстата, средняя зарплата госслужащих в федеральных органах в 2017 году составила 118,8 тыс. рублей в месяц. Однако стоит учесть, что речь идет только про центральные аппараты министерств и ведомств (то есть без учета территориальных органов).

Вступил в силу новый закон о государственной службе

1 мая вступает в силу новый закон «О государственной службе», который дает старт реформе системы государственного управления.

Закон определяет принципы обеспечения профессиональной, политически непредубежденной, ориентированной на граждан государственной службы, а также равного доступа граждан к ней.

По закону, вступление на все должности государственной службы отныне будет происходить только по конкурсу на основании личных качеств и достижений кандидатов на должности, исключаются какие-либо коррупционные механизмы при вступлении и прохождении государственной службы.

Также устанавливается прозрачная модель оплаты труда, разработанная с учетом европейского опыта.

Кроме того, вводится компетентностная модель управления человеческими ресурсами, оценивание результатов работы государственных служащих, их карьерная мотивация, повышаются квалификационные требования.

Также вводится должность секретаря министерства. Это будет государственный служащий высшей категории, который будет осуществлять управление кадрами, управление министерством и будет помогать министру в его работе.

Действие закона распространяется на государственных служащих, в частности, секретариата Кабинета министров; министерств и других центральных органов исполнительной власти; местных государственных администраций; органов прокуратуры; органов военного управления; заграничных дипломатических учреждений Украины.

Действие закона не распространяется на президента; главу Администрации президента и его заместителей, членов Кабинета министров, первых заместителей и заместителей министров; народных депутатов и депутатов местных советов.

Предполагается, что принятие закона о реформе госслужбы, проект которого согласован с Европейским Союзом, позволит Кабмину вести переговоры с Еврокомиссией о создании специального фонда для финансирования дополнительных выплат украинским чиновникам.

Принятие закона о госслужбе предусмотрено Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.

Заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив заявлял, что принятие закона о госслужбе было одним из требований для получения Украиной макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро от Евросоюза, отмечает УНИАН.

21 апреля комиссар Евросоюза по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Ган сообщил, что Еврокомиссия готова выделить 90 млн евро на реформу госслужбы, но ожидает от правительства и Верховной Рады ведения норм соответствующего закона.

Премьер-министр Владимир Гройсман заявлял, что закон о профессиональной госслужбе вступит в силу 1 мая, несмотря на предложения отсрочить его.