Бюджетная система Японии

Доходы подразделяются на
7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы — на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
Подготовка проекта бюджета осуществляется Министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент Министерства финансов.
С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем — на рассмотрение кабинета министров.
После внесения поправок в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
Согласно Конституции Японии, парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.
Исполнение бюджета осуществляется Министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк, и последний осуществляет соответствующие операции.
Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры Министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.
Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.
Доходы государственного бюджета
Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и т. п. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.
Кризис в экономике 90-х гг. повлиял и на бюджетную систему. К 2001 г. совокупный внутренний долг центрального правительства и

местных администраций достиг 130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная величина накопленного долга составила 689 трлн иен (5,6 трлн долл.). Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 финансовом году было затрачено 25,8% расходной части бюджета.
В июне 2001 г. Совет по экономической и бюджетной политике, возглавляемый премьер-министром, опубликовал программу реформирования государственного бюджета. Она предписывала ограничить выпуск новых облигаций в бюджете на 2002 финансовый год «потолком» в 30 трлн иен и затем перейти к бездефицитному исполнению первичного баланса (т. е. баланса поступлений и платежей за вычетом дохода от продажи облигаций и расходов по обслуживанию долга). Однако эта реформа не дала ожидаемых результатов.
Расходы государственного бюджета
Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран.
С 1966 по 1991 г. расходы центрального правительства Японии увеличились в 18 раз. В этот период их удельный вес в ВНП вырос с 6,2 до 9,3%. Динамика роста расходной части бюджета была прервана в 2001 г., когда расходы бюджета сократились на 2,7% по сравнению с 2000 г. [26].
Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расхода, а среди них — пенсии по старости и инвалидности. Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 г. достигнет 5,2 млн человек против 2 млн в 1993 г. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х гг. ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 г., когда закон был принят. К 2025 г. планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся.

75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% — из бюджетов местных органов власти.
Социальное страхование в расходной части бюджета занимает 36%, а в 1971-1990 гг. на нее приходилось примерно половина всех расходов страны.
Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста. Если в 1960-1970 гг. прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 гг. этот показатель повысился до 75-80%. В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% — на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.
За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т. п.
Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996 г. по сравнению с 1990 г. выросли на 10,4%, тогда как в других странах они сократились: в США — на 27% , в Англии — на 24, в Еермании — на 33, во Франции — на 5%.
Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу. В конце 1997 г. парламент Японии принял Закон о реформе финансовой системы, где предложено к 2000 г. добиться того, чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего. Установлены следующие показатели по расходам на 2000 финансовый год по сравнению с 1997 г.: увеличить расходы на социальное обеспечение примерно на 6%, расходы на поощрение науки и техники — на 5%; сохранить в прежних размерах расходы на культуру и образование, оборону, на мероприятия в сфере энергетики, на поддержку малого и среднего предпринимательства; уменьшить расходы на предприятия общественного сектора более чем на 7%, на правительственную помощь развивающимся странам — на 10%, дотации органам местного самоуправления — на 27%.

Бюджет местных органов власти
В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений.
В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги превышают 2/3 бюджета муниципалитетов. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.
Отчисления от общегосударственных налогов составляют 17% доходной части. Главной статьей неналоговых доходов префектур являются дотации государства на проведение общенациональных мероприятий (около 13%). Другие неналоговые поступления составляют 30% доходной части местных бюджетов.
За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Кроме этого, осуществляются расходы на подготовку рабочих соответствующих квалификаций, выплату различных пособий, пенсий, на содержание местных органов власти.
Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Удельный вес расходов местных органов власти в ВВП значительно больше удельного веса в ВВП расходов центрального правительства.
Выводы
Бюджет центрального правительства состоит из доходов и расходов. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа. Расходы — на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
Проект бюджета готовит Министерство финансов, а утверждает парламент. Кассовое исполнение бюджета осуществляет Японский банк.
Доходная часть бюджета Японии наполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Доля неналоговых поступлений достаточно высока.
Расходная часть бюджета Японии имеет социальную направленность и обеспечивает погашение долга.
Контрольные вопросы
Когда начинается бюджетный год в Японии?
Какова структура доходной части бюджета?
Какова структура расходной части бюджета?
Кто подготавливает проект бюджета и каков порядок его рассмотрения?
Каков порядок утверждения бюджета?
Кто осуществляет кассовое исполнение бюджета Японии?
Кто осуществляет контроль за исполнением бюджета?
Как формируется доходная часть общегосударственного бюджета?
Как повлиял экономический кризис в стране на бюджетную систему?
Какова динамика расходной части бюджета?
Назовите основные расходы общегосударственного бюджета.
Что собой представляет финансирование общественного вспомоществования?
Какую долю в расходной части бюджета занимают расходы на социальное страхование?
Какой уровень военных расходов в бюджете Японии?
Какой уровень составляют расходы по государственному долгу?
Как формируются доходы местных бюджетов?
Каковы расходы местных бюджетов?

Исполнение бюджета японии

С начала 1990-х годов экономика. Японии находилась в состоянии длительной рецессии, выходить из которой страна стала только в последние годы 31997 г до проблем невозвращения кредитов, банкротства предприятий и д дефицита бюджета добавилась проблема нарастающей дефляции. В первые годы XXI в государство продолжила принимать меры по оздоровлению экономики, стимулирования промышленного развития путем налоговой политики, внедрение новых технологий, содействие расширению внутреннего спроса. Дополнительно японское правительство идет по пути снижения государственной роли в экономике, сокращение государственных расходов и усиление роли частного ого сектора. В 2005 г началась реформа государственной почтовой службы, было принято решение о перестройке государственных дорожных корпораций, а также объявлено о реорганизации бюджетных учреждений. В рамках ц их мероприятий планировалось сокращение численности государственных служащих на 5% в течение следующих пяти. Рокити років.

Были осуществлены планы по реорганизации и совершенствованию государственных, 163 из них были реформированы, а 136 приватизированы. В результате структурной реформы японская экономика значительно оздоровила ась. Предварительные оценки годового роста. ВВП в 2006 г. пересмотрены с первичных 0,8 до 2% в 2007 финансовом году ожидается рост. ВВП на 2%. Однако сегодня оказались и побьет. Ичне результаты политики, проводившейся. На начало 2006 г государственный долг превысил 800 трлн иен, что выше сумму. ВРуму. ВВП.

Основные задачи экономики и финансовой политики сегодня — прочного и стабильного экономического роста. Для этого планируется принять новую стратегическую программу»Инновация 25″, которая включает а тем планы до 2025 г в сфере медицины, инжиниринга, информационных технологий и др.. Перед страной стоят также задачи социальной сферы — проблемой является старение общества и убыли старину ния населения — один из факторов, который ограничивает рост экономики и создает финансовое напряжение для социальной опасностейальної безпеки.

Финансовая система. Японии состоит из бюджета центрального правительства, местных бюджетов и специальных фондов и финансов предприятий, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти. Особливис во государственных финансов. Японии состоит в том, что показатель доли государственных расходов в. ВВП является одним из наименьших среди соответствующих показателей развитых краен.

. Бюджетная система. Японии — двухуровневая, она состоит из государственного и местных бюджетов. Объем государственного бюджета на 2007 г согласно правительственному проекту составляет 82,9 трлн иен, увеличившись на 4,0% по сравнению с 2006 фин нансового годом. Это около 700 млрд долл по текущему курсу. Рост связан с повышением расходов на социальные нужды, особенно пенсионных расходов, и размера пособия по уходу за детьми, имеет способствовать преодолению негативной тенденции к снижению рождаемости время бюджетные расходы по ряду позиций сокращаются, например, ассигнования на оборону будут уменьшены на 0,3% (до 4,8 трлн иенлн єн).

Правительство рассчитывает, что благодаря улучшению экономической ситуации в. Японии налоговые поступления увеличатся сразу на 16,5% — до 53470000000000 иен. Это позволит сократить выпуск государственных облигаций на 15,2%, в результате чего дефицит бюджета сократится с 11210000000000 в 4430000000000 естьн.

Особое внимание правительство. Японии уделяет развитию науки и образования, которые рассматривает как фактор экономического роста. В составе расходов на науку более 15% составляют ассигнования на социальные науки, а н на естественные и технические науки выделяются около 85% расходов за счет государственного бюджета финансируются: дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связ зку, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и др.. Что касается военных расходов, то их уровень в. Японии, по сравнению с другими развитыми странами, довольно низкий: они не превышают 1%. ВВВВП.

Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы, среди них — пенсии. Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с ти им, что численность этой категории постоянно. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы, ли тные люди становятся важной составляющей рынка труда. Пенсионная система. Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1: 3 выплаты базовой пенсии, остальное выплачивается за считается нок различных пенсионных фондов. Основной задачей пенсионной реформы является снижение пенсионной нагрузки на бюджет и одновременное сохранение выплат пенсионерам на высоком уровне — не менее 50% от среднего уровня оплаты труда у странкраїні.

За счет бюджета финансируется также так называемая общественная взаимопомощь, охватывающая ту категорию населения, которая сама не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь выплачивается на повсякд дневные потребности, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороныи.

Япония — унитарное государство с конституционной монархией. Символом государства является император, однако действия императора относительно государственных дел могут осуществляться только с согласия правительства или кабинета. Высшим органом где ержавнои власти и единственным законодательным органом является парламент, который состоит из двух палат — палаты представителей и палаты советников. Обе палаты состоят из депутатов, которые избираются народом. Исполнительная власть осуществляется кабинетом. Возглавляет кабинет премьер-министр, который назначает министров, при этом большинство министров должно быть избранной из членов парламента. Общее управление финансами страны осу ет министерство финансов через собственные управления и секретариатаріат.

Бюджетный год для всех звеньев финансовой системы начинается в. Японии с 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего календарного года

В бюджетном процессе участвуют; парламент, кабинет,. Министерство финансов, министерства и правительственные агентства,. Аудиторская палата, а также ученые, журналисты, участвующие в процессе обсуждения я бюджета Бюджетный процесс охватывает несколько стадей.

Подготовка проекта бюджета осуществляется. Министерством финансов. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также из других финансовых вопросах и нап правляють соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансовв.

Проект бюджета направляется для согласования в. Управление экономического планирования, а затем — на рассмотрение. Кабинета министров. После внесения поправок правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона. Согласно 8. Конституции. Японии парламент имеет исключительное право распоряжаться государственными финансами. Выполнение бюджета. ВВИ йснюеться. Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами. Кассовое обслуживание бюджета производят. Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в. Министерство финансов свои платежные сметы, которые рассматриваются им и утверждаются. Далее копии смет направляются в. Японский банк, который осуществляет соответствующие операцииперації.

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится ежеквартально в виде отчетов министерств и ведомств. Инспекторы. Министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляет ають общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам. Общий отчет направляется на рассмотрение правительства страны, который, в свою очередь, отправляет его в ревизионное бюро. Только после того, как ревизии ийне бюро даст свое заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламентнту.

Доходная часть бюджета. Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений сравнению с другими странами, доля неналоговых поступлений в. Японии достать высокая. К ним относятся доходы от арендной й платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и иін.

Налоговая система. Японии характеризуется множественностью налогов. Взимать их может каждый орган территориального управления. Основные прямые налоги — налог на доходы физических лиц и налог на прибыли пр. ток компаний. Налог на доходы физических лиц взимается по прогрессивной шкале, по ставке от 10 до 37%. По ставке 10% облагаются доходы до 3,3 млн иен (27,6 тыс.) в год, по ставке 37% — д оходы более 18 млн иен (150,5 тыс.) в год. Дополнительно доходы облагаются налогом на муниципальном уровне (от 3 до 10%), еще 2-3% взимается наравне префектур. С учетом этого по этому налогу ставки в. Японии являются одними из самых высоких в мире и могут в совокупности достигать 50% от дохода индивиду індивіда.

Базовая ставка налога на прибыль компаний составляет. ЗО%, для предприятий малого бизнеса (с капиталом до 850 тыс долл и с прибылью до 67 тыс долл в год) — 22%. Дивиденды облагаются 20-процентным под приложению. Дополнительно осуществляются отчисления в систему социального страхования, которые составляют около 11% от дохода отношении косвенных налогов, то вместо. НДС в. Японии взимается налог на употребил. Ання, взимаемый по ставке 5% и которым не облагаются медицинские услуги, услуги в сфере образования, продажи или аренды недвижимости и иі та ін.

Всего в. Японии насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет за счет ресурсов местных органов власти в. Японии финансируется развитие производственных ичои инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Расходы местных органов власти состоят из административных расходов, платежей по государственному долгу, расходов на полицию на образование, противопожарную оборону и экономическое развитие. Высокую долю расходов местных бюджетов составляют именно расходы на различные общественные работы и предпринимательской деятельности государства (40%). На со ные потребности направляется около. ЗО% общего объема расхотрат.

Особенностью финансовой системы. Японии является развитая система специальных фондов. Нынешняя система социального страхования была создана в. Японии в 1946 г. Доходы фондов социального страхования формируются за а счет взносов застрахованных лиц и работодателей. Расходы состоят из выплат пенсий и пособий различных видедів.

Инвестиции в промышленность осуществляются из фонда промышленных инвестиций и фонда финансирования городского строительства. Общественные работы по созданию и расширению инфраструктуры финансируются в. Японии с фонде ей государственного строительства — дорожного, портового, гидротехнического, аэродромного, электроэнергетического. В годы экономической депрессии правительство, чтобы помочь экономике выйти из застоя, выделял значительные бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры в провинциях. Эти ассигнования направлялись на»специальные счета», что привело к росту государственных расходов. Именно эти ресурсы помогли японской эк ономици и поддерживали экономическую активность в провинциях. Однако сегодня финансы. Японии больше не имеют возможности выдерживать тяжесть такого бремени. Предполагается объединение отдельных ассигнований на обще ьки работы (строительство дорог, обустройство рек, сооружения аэродромов и морских портов) в единый счет. Финансирование по восьми»специальным счетам»передается в частные руки или в распорных ядження независимых административных агентств консолидируются в отдельные строки бюджета средства, предназначенные для выплаты пенсий и различных видов социального страхования. Такая реструктуризация расходной части бюджета даст возможность навести порядок в бюджете за счет сокращения общей суммы расхорочення загальної суми витрат.

Государственная собственность в. Японии составляет незначительную часть ее национального богатства и представлена ??капиталоемкие объектами инфраструктуры. Как и в. США, в. Японии государственный сектор довольно небольшой и предс ставлений в основе м предприятиями инфраструктуры, а не промышленности, как в. Западной. Европі

В. Японии три группы предприятий государственного сектора — казенные предприятия, корпорации, в которых государство владеет 100% акций, и смешанные компании долевым участием государства. К первой группе относятся государственное пи идприемство чеканки монет и печатания банкнот, государственное книжное издательство, государственные лесничества, почтовая служба, в частности сберегательные кассы при почтовых отделениях. Казенные предприятия в. Японии является не толь ки на уровне страны в целом, а на уровне муниципалитетов. Например, действует сеть предприятий водоснабжения и канализации. На местном уровне государству принадлежат предприятия по сбору и утилизации мусора, мес ький транспорт, школы, больницы, несколько тысяч ком паний, занятых строительством и эксплуатацией муниципального жильяитла.

В. Японии насчитывается всего 163 корпорации, которые находятся в 100-проц-ной государственной собственности. Все они формально были созданы для удовлетворения общественных потребностей. К ним относятся:. Корпорация правительство составляющих жилищных займов,. Корпорация национальных скоростных дорог,. Национальная нефтяная корпорация,. Японский банк международного сотрудничества,. Японская сельскохозяйственная палата и иін.

Смешанные компании работают в двух областях — в секторе телекоммуникации, и в секторе железнодорожного транспорта. Национальные железные дороги были приватизированы и разделены в 1987 г, но принцип организации интегро. Ован железнодорожной системы были сохранены в каждой из семи региональных компаний, появившихся. К 1987 г. Корпорация государственных железных дорог. Японии 115 лет принадлежала исключительно государству, а необходимость ее пр иватизации была продиктована огромными убытками компании, до 1987 г достигли 120 млрд долл.. В указанных семи смешанных железнодорожных компаниях (шесть пассажирских и одна грузовая) государству принадлежит от 12 до 45% акций, и в последнее время государство идет путем сокращения своей доличастки.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Исполнение бюджета

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступления доходов и финансировании расходов в пределах, установленных бюджетным законом.

В вопросах исполнения бюджета решения парламента имеют различное значение в отношении доходов и расходов. Так, в отношении расходов они являются факультативными (т.е. одобренные кредиты могут и не расходоваться), но в случае их осуществления они должны строго выдерживаться в рамках ассигнований (нельзя расходовать больше, чем установил парламент). А в отношении доходов решения парламента обязательны (доходы должны быть собраны) и не ограничивают размеры бюджетных поступлений (предусмотренный уровень доходов может быть превышен).

Выделяются два аспекта исполнения бюджета: финансовый и юридический. Юридический аспект заключается в определении принципов и процедуры исполнения бюджета. Так, например, во Франции принцип разграничения распорядителей кредитов и бухгалтеров был установлен еще в 1822 г. и заключается в том, что исполнение бюджета должно возлагаться на двух различных агентов, иерархически независимых друг от друга и осуществляющих разные, но взаимодополняющие функции. При этом функции распорядителей кредитов и бухгалтеров (в отличие от функций администраторов и распорядителей) несовместимы. Таким образом, бюджет исполняется специальными субъектами: администраторами, распорядителями кредитов и бухгалтерами, каждый из которых осуществляет определенные операции. Так, администраторы устанавливают и определяют размеры доходов и расходов, распорядители кредитов предписывают исполнение доходной части бюджета, производят расходы в установленных рамках, а бухгалтеры обеспечивают сбор доходов, осуществляют расходы и сохранность денежных средств.

Другим, не менее важным принципом является принцип единства кассы, в соответствии с которым все собранные доходы поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами.

Финансовый аспект исполнения бюджета связан с деятельностью казначейства и (или) центрального банка. Имеется в виду кассовое исполнение бюджета, представляющее собой организацию сбора, хранения и выдачи бюджетных средств, а также ведение учета и отчетности.

В зарубежных странах встречаются три основные системы организации кассового исполнения бюджета – казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение возлагается на специальный орган министерства финансов – казначейство и систему казначейских касс. При банковской системе кассовое исполнение бюджета осуществляет центральный банк. Смешанная система предполагает исполнение бюджета как казначейскими кассами, так и банками.

Казначейство может обладать различным объемом прав. Так, роль казначейства может ограничиваться выделением ассигнований бюджетным учреждениям в соответствии с размерами, установленными законом о бюджете. Казначейство может быть наделено правом уста навливать лимиты на обязательства и оплату расходов на основании заранее установленных критериев. Также казначейство может отвечать за выполнение учетных функций.

Во Франции все финансовые ресурсы сосредоточиваются на едином счете Казначейства, входящего в состав Министерства финансов. Казначейство контролирует поступления и выплаты по этому счету, который находится в Центральном банке. Все государственные бюджетные организации, местные органы власти, государственные предприятия и организации, находящиеся на самостоятельном балансе, кредитные учреждения и банки обязаны держать часть своих средств на счетах казначейства. Казначейство обеспечивает своевременную инкассацию доходов и снабжение всех государственных касс достаточными денежными средствами для осуществления платежей.

В Испании в рамках Министерства финансов полномочиями по исполнению бюджета обладают канцелярия заместителя секретаря по финансам и генеральный директорат казначейства. Бюджетные средства Испании находятся на специальном счете казначейства в Центральном банке, и все поступления и выплаты по данному счету контролирует генеральный директорат казначейства. Также казначейство ведет надзор за фактическим выделением средств, устанавливает рамки, сроки и порядок исполнения бюджетных обязательств. На канцелярию заместителя секретаря по финансам возложены функции контроля за расходами и организации учета.

В Канаде ведущую роль на стадии исполнения бюджета играют казначейство и Управление Главного аудитора.

В Великобритании Министерство финансов в лице канцлера Казначейства обеспечивает исполнение государственного бюджета, контролирует финансовые службы остальных министерств и ведомств, в частности, при помощи установления форм финансовой отчетности. Казначейство осуществляет контроль за общими поступлениями в консолидированный фонд, который представляет собой специальный единый счет казначейства в Банке Англии. Средства с этого счета могут выделяться только с разрешения парламента и под контролем специального должностного лица – Генерального контролера и аудитора. Любое перечисление средств из указанного фонда без разрешения парламента рассматривается как незаконное, а выделенные средства подлежат возврату. Кроме того, канцлер казначейства имеет право наложить вето на утвержденные парламентом расходы в случае нарушения ведомством условий расходования средств или превышения суммы расходов.

В США, где применяется банковская система исполнения бюджета, казначейство, осуществляющее свою деятельность в рамках Министерства финансов, контролирует все поступления и выплаты по своему генеральному счету в Федеральном резервном банке Нью-Йорка, а также контролирует банковские счета правительства.

В Японии кассовое обслуживание бюджета осуществляет Банк Японии. Все государственные средства аккумулируются в Банке Японии на сводном счете правительства. Банк контролирует выполнение министерствами бюджетных и наличных лимитов. Также исполнением бюджета занимаются Министерство финансов и другие министерства и ведомства. Полная ответственность за исполнение бюджета возложена на министра финансов.

В Германии существует смешанная система исполнения бюджета. Так, на уровне федерации кассовое исполнение бюджета осуществляется по банковской системе, а на местном уровне – по казначейской. Необходимо отметить также и такую особенность: министр финансов в Германии наделен полномочиями урезать уже вотированные парламентом расходы.

Финансовая система Японии (5)

Главная > Реферат >Финансы

Финансовая система Японии

Развитие японской экономики в характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки — это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.

В Японии принята и реализуется национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.

Изучение финансовой системы Японии представляет интерес для российских специалистов в области экономики и финансов.

Финансовая система Японии состоит из:

бюджета центрального правительства (общий счет),

бюджетов местных властей

специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий,

служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

БЮДЖЕТ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯПОНИИ

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы — на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем — на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок — 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%.

К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран.

Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них — пенсии по старости и инвалидности.

Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн человек. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны.

Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста.

В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% — на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ ЯПОНИИ

Проблема бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В настоящее время дефицит бюджета составляет 5,9% ВВП.

Поскольку обычных доходов не хватает, дефицит покрывается с помощью государственных займов.

В Японии с 1947/48 года по 1964/65 год закон запрещал использовать государственные займы для финансирования центрального бюджета, но и в этот период фактически такая практика имела место, так как часть расходов по государственному долгу, фиксировавшаяся в специальных счетах, покрывалась с помощью государственного кредита. с 1964/65 года запрет был снят и госкредитные поступления по займам стали отражаться в центральном бюджете.

В 1979/80 году доля доходов от госзаймов достигла почти 40% против 9,4% в 1975/76 году. В связи с этим были приняты меры по уменьшению степени зависимости бюджетного финансирования из этого источника. В результате в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных доходах снизилась до 7,6%. Однако в условиях обострившихся экономических трудностей, связанных с крахом на рынке недвижимости и корпоративных акций (“экономика мыльного пузыря”), прежняя тенденция возобновилась, и в 2008/2009 году на госзаймы пришлось 28%, что составляет 4,2% ВВП страны.

БЮДЖЕТЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.

Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений.

Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.

В местных налогах решающая роль принадлежит прямым налогам.

Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12.3% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%.

Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы дохода. Кроме этого существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год.

К прямым налогам относятся и некоторые местные имущественные налоги.

Из местных косвенных налогов следует отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление электричества и газа.

За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЧЕТА ЯПОНИИ

В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы — сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.

Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.

Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет.

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного — в производственную сферу, государственного — в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

В государственном секторе экономики Японии на уровне центрального правительства насчитывается 5 казенных и 94 акционерных компании и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала.

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) — единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%

В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 — казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные — акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.

Среди главных функций государственных предприятий отсутствует функция участия в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы.

В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования — не производственная деятельность, а проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.

У казенных предприятий есть общий верховный хозяин — парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева: у монетного двора, издательства и спиртовой монополии — министерство финансов; у почты и почтовых сберкасс — министерство связи и т.д. Кроме того, министерство финансов отвечает за выдачу бюджетных кредитов.

При изменении отпускных цен (тарифов) требуется обязательное согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция проверяет периодически состояние дел на предприятиях.