Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 28.5 показывает, что:

1) по общему правилу протокол об административных правонарушениях должен быть составлен немедленно после выявления (должностным лицом, которое вправе составить протокол, см. коммент. к ст. 28.3) административного правонарушения. См. об этом также письмо ГТК от 17.05.02 N 01-06/19136;

2) в изъятие из этого правила протокол составляется в течение 2-х календарных суток (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента выявления правонарушения. Отсчет этих суток начинается не со следующей даты после дня, когда административное правонарушение было выявлено, а именно с момента выявления (например, если административное правонарушение выявлено в 13.00, то протокол должен быть составлен в течение 48 часов) в случае, если требуется дополнительно выяснить:

а) обстоятельства дела (т.е. имеющихся фактов, доказательств, обстоятельств недостаточно, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии события административного правонарушения);

б) данные о физическом лице (в отношении которого возбуждено дело);

в) сведения о юридическом лице (место его реального нахождения, состав учредителей, наличие у него лицензии и т.п.).

ВС разъяснил, что нарушение сроков, установленных в ст. 28.5 и 28.8 — являются несущественными недостатками составления протокола об АП (п. 4 Пост. N 5).

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.5, необходимо обратить внимание на следующее:

1) сроки, упомянутые в ч. 1 ст. 28.5, не применяются, если по делу об административном правонарушении проводится расследование (см. коммент. к ст. 28.7);

2) в этих случаях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения (но этот факт выявляется именно в результате расследования). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 5.6 и 28.7);

3) правила о сроках составления данного протокола полностью применимы и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.4).

Где может быть составлен протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Назначение административного наказания без составления протокола

1. В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Где может быть составлен протокол об административном правонарушении

На форуме ЛІГАБізнесІнформ появилось сообщение о составлении протокола об административном нарушении в отношении лица, которое никогда не было в месте составления протокола. При том в последнем значилось, что подписывать протокол это лицо отказалось. В связи с чем у автора сообщения возник вопрос «Как доказать отсутствие лица в определенном месте или хотя бы его присутствие в другом?»

Согласно Кодексу об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения уполномоченным лицом составляется протокол. Кодексом предусматривается, что протокол подписывается также лицом, в отношении которого он составлен. При этом ему должны быть разъяснены его права. В случае отказа лица подписывать протокол в нем об этом делается запись.

Иногда очень важно заручиться поддержкой надежных свидетелей

Отсутствие же лица — ну совсем уж не похоже на несогласие ставить подпись под протоколом. Потому из необходимости подписывать протокол (или отказа подписываться) можно сделать вывод, что составляться он должен только в присутствии лица, которому вменяется нарушение. Однако, отсутствие прямого указания на это уполномоченные на составление протоколов лица рассматривают как отсутствие и запрета на составление «заочного» протокола. При этом, конечно же, забываются положения Конституции, которая предписывает органам публичной власти и их должностным лицам действовать «лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України».

Внесение в протокол записи о том, что лицо отказалось его подписывать, в то время как этого лица вообще нет поблизости, должно расцениваться как служебная подделка, «тобто внесення службовою особою до офіційних документів завідомо неправдивих відомостей» (ст. 366 Уголовного кодекса), и наказываться «штрафом до п’ятдесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або обмеженням волі на строк до трьох років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років».

Однако, свое отсутствие еще надо доказать. Согласно КоАП оформленный протокол об административном правонарушении — это первое средство доказывания. Оспаривать его можно только другими средствами доказывания: «поясненнями особи, яка притягається до адміністративної відповідальності, потерпілих, свідків, висновком експерта, речовими доказами, показаннями технічних приладів, які використовуються при нагляді за виконанням правил, норм і стандартів, що стосуються забезпечення безпеки дорожнього руху, протоколом про вилучення речей і документів, а також іншими документами». Для рассматриваемого случая подойдут разве что объяснения лица, которое привлекается, и свидетелей, а также «другие документы». Понятно, что объяснения привлекаемого лица, как правило, сами по себе не будут достаточными. С объяснениями свидетелей тоже все ясно: либо они есть, либо их нет — третьего не дано. А вот с документами поинтересней, поскольку возможностей тут существует великое множество.

Проще всего ситуация, когда привлекаемое к ответственности лицо в это время находилось за границей, — это подтвердят соответствующие штампы в документах, предоставляющих право на выезд, проставленные согласно Правилам пересечения государственной границы гражданами Украины. Если же лицо находилось в пределах Украины, но в относительной отдаленности от места составления протокола, подтвердить его алиби могут любые документы, указывающие на выполнение им каких-либо действий в месте его пребывания. Это могут быть документы о командировке в соответствии с Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за границу. Также может помочь подтверждение регистрации из отеля согласно Правилам пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг. Вообще в данном случае подойдут любые датированные (другим лицом) документы, позволяющие идентифицировать привлекаемое лицо (содержащие его подпись или отображающие присутствие).

Если же привлекаемое лицо находилось вблизи от места составления протокола, нужно доказывать, что оно не могло покинуть свое место пребывания в определенное в протоколе время. Помочь в этом может табель учета использования рабочего времени, который должен вестись в соответствии с приказом Минстата от 09.10.95 г. N 253. Также подойдут справки и выписки из больницы или из других учреждений, где регистрируется пребывание (сейчас на входе во многие офисы записывают время посещения и документ, подтверждающий личность посетителя). Ну и кроме того, лицо может находиться на протоколируемых мероприятиях (начиная со всевозможных собраний и заканчивая следственными действиями), где его присутствие обязательно будет отмечено.

В общем, можно проявить изобретательность и придумать еще какие-нибудь письменные доказательства. Подавать доказательства — одно из прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Но нужно помнить, что установленной силы они не имеют и оцениваться будут по внутреннему убеждению уполномоченного должностного лица или судьи, «що ґрунтується на всебічному, повному і об’єктивному дослідженні всіх обставин справи в їх сукупності, керуючись законом і правосвідомістю». Поэтому ни одно доказательство заранее не гарантирует желаемого результата.

На вопрос корреспондента о том, может ли административный протокол составляться в отсутствие нарушителя, Роман Марченко (адвокат, старший партнер юридической фирмы «Илляшев и Партнеры») ответил так: «Мова може йти про різні правопорушення і, звичайно, в деяких випадках порушника просто немає або він, для прикладу, переховується. Тобто, складання протоколу за відсутності правопорушника теоретично можливе. Найвідоміший випадок в укра?нській практиці, коли Юрій Луценко показував протокол, який він склав проти сина Президента за порушення правил паркування. Але, такі дії Міністра внутрішніх справ піддалися критиці, так як протокол має складатися на місці вчинення правопорушення».

А на вопрос «Какими документами можно доказывать алиби?» Роман Марченко дал ответ: «Це може бути виписка із лікарні, документ про відрядження, відмітки митниці, що певна людина на час складання протоколу була за кордоном, і т. ін.».

Таким образом, наиболее реально опровергать недостоверные данные административного протокола свидетельскими объяснениями и документами. Подбор необходимых документов будет зависеть от того, находилось ли привлекаемое к ответственности лицо вдалеке или по близости к месту составления административного протокола. В первом случае это могут быть штампы, подтверждающие выезд за границу, командировочные документы, подтверждение регистрации из отеля и другие. Во втором случае могут пригодиться табель учета использования рабочего времени, выписки или справки из больницы или других учреждений, а также всевозможные протоколы, подтвержающие присутствие привлекаемого к ответственности лица. Однако, не стоит забывать, что гарантировать результат не может ни один документ, так как его убедительность еще надо доказать уполномоченному на рассмотрение дела органу или лицу.

Может ли быть составлен протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности?

Как установлено ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.

Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, закреплен в статье 25.15 КоАП РФ.

Порядок устанавливает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. Однако если гражданин заявил ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Аналогичный порядок применяется и в случае, если производство по делу об административном правонарушении ведется в отношении юридического лица. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

При составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, копия такого протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение 3-х дней со дня его составления.

Подготовлено прокуратурой Кораблинского района

Исключить процессуальные нарушения. Проблемные вопросы составления протоколов об административных правонарушениях — «круглый стол» в Специализированном межрайонном административном суде г. Алматы (И. Еньшина)

Проблемные вопросы составления протоколов об административных правонарушениях обсудили в Специализированном межрайонном административном суде г. Алматы.

Участие в «круглом столе» приняли судьи Р. Алиева и Б. Едилова, а также участковые инспекторы УВД Алмалинского, Алатауского, Медеуского, Бостандыкского районов г. Алматы.

Модератор встречи судья Р. Алиева напомнила собравшимся об актуальности темы правильного составления протоколов и надлежащего оформления дела, так как это напрямую влияет на качество отправления правосудия, и остановилась на правилах составления процессуальных документов.

— Согласно ч. 4 ст. 802 КоАП РК дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении, который составляется в письменной форме уполномоченным на то должностным лицом. Наряду с этим может быть использована электронная форма данного документа. Протокол подписывается составившим его лицом и тем, в отношении кого ведется производство по делу об административном правонарушении. При наличии потерпевших и свидетелей, а также в случае участия понятых протокол подписывается и этими лицами. В данном документе указываются дата и место составления; должность, фамилия и инициалы лица, его составившего; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и суть административного правонарушения; объяснение физического лица либо представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; название, номер, дата метрологической поверки, показания технического средства, если оно использовалось при выяснении и фиксации административного правонарушения; иные сведения, необходимые для разрешения дела, — пояснила судья Р. Алиева.

Основной момент, на котором акцентировали внимание организаторы «круглого стола», — необходимость соблюдения всех процессуальных норм при составлении протокола. Так, физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Они также имеют право представить свои объяснения и замечания по его содержанию. Если указанные лица отказываются подписать протокол, в нем должна быть сделана соответствующая запись. При этом гражданам следует знать, что факт подписания данного документа свидетельствует лишь о том, что они с ним ознакомлены, и вовсе не означает признания вины. Сразу же после составления протокола его копии под расписку вручаются лицу, в отношении которого возбуждено дело, и потерпевшему.

В соответствии с требованиями КоАП протокол направляется для рассмотрения судье либо органу, уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента составления. В тех же случаях, когда ответственность за совершение правонарушения может повлечь применение административного ареста, протокол должен быть направлен судье сразу же после составления. В свою очередь, судья Б. Едилова обратила внимание участников «круглого стола» на проблемные моменты, с которыми приходится сталкиваться судьям из-за некачественного оформления материалов дела.

— Ранее в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 646 КоАП (старая редакция) протоколы и неправильно оформленные материалы судом возвращались в уполномоченный орган для надлежащего оформления. С введением в действие с 1 января 2015 года нового КоАП суд практически лишен возможности возвращать протоколы и материалы административных дел, не соответствующие нормам, на дооформление. После поступления не оформленных должным образом материалов суд вынужденно предоставляет возможность «в рабочем порядке» должностным лицам уполномоченного органа устранять допущенные ошибки, на что требуются дополнительные сроки. Вместе с тем на основании изложенного и руководствуясь ст. 8 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», ст. 826 КоАП в отношении должностных лиц, допустивших грубейшие нарушения процессуальных норм, судом выносятся частные постановления, — пояснила судья Б. Едилова и сообщила, что только с января этого года СМАС г. Алматы вынесено и направлено на исполнение 27 частных постановлений для принятия мер дисциплинарного воздействия в отношении лиц, допустивших процессуальные нарушения. В завершение встречи ее организаторы высказали предложение о необходимости проведения учебно-практических семинаров для повышения квалификации сотрудников, уполномоченных на оформление административных материалов, с целью недопущения в дальнейшем процессуальных нарушений действующего законодательства.