Арестовали автомобиль: что делать?

В последнее время стал очень актуальным вопрос по поводу наложения ареста, объявления в розыск и изъятия автомобиля на штрафплощадку. Этому вопросу посвящено много статей в интернете, много юристов исследовали данный вопрос и имеют свое определенное видение вопроса как выйти из этой ситуации и избежать ее в принципе. Одно из таких мнение будет описано в данной статье.

Так как речь здесь будет идти об административных штрафах, не стоит забывать, что в результате гражданско-правовых отношений также может возникнуть подобная ситуация (кредитные отношения, алиментные отношения и другие гражданско-правовые отношения). Отличаются они лишь некоторыми нюансами, но механизм одинаков.

Прежде всего, необходимо описать разницу в понятиях «арест автомобиля» и «объявление в розыск автомобиля».

Арест: бывает так, что за не вовремя оплаченный штраф или не оплаченный вовсе штраф исполнительная служба накладывает арест на имущество должника. Стоит заметить, что не на должника – это любое физическое лицо, а на имущество должника. Если физическое лицо, не имеет имущества (управляет транспортным средством, но не является его владельцем), но при этом на него был выписан протокол и постановление, т.е. совершило правонарушение, на имущество такого физического лица не может быть наложен арест, ввиду отсутствия имущества. Так вот, в случае, если физическое лицо узнало, что на его имущество наложен арест, необходимо ознакомиться с материалами исполнительного производства, а именно: выяснить, не нарушены ли сроки исполнения документа. Постановление об административном правонарушении имеет срок действия равный 3 месяцам, не 90 календарных дней, как могут вводить в заблуждение государственные исполнители, а именно 3 календарных месяца.

Ст. 303 Кодекса об административных правонарушениях Украины говорит, что (языком оригинала) – не підлягає виконанню постанова про накладення адміністративного стягнення, якщо її не було звернуто до виконання протягом трьох місяців з дня винесення. В разі оскарження постанови перебіг строку давності зупиняється до розгляду скарги. У разі відстрочки виконання постанови відповідно до ст.. 301 цього Кодексу перебіг строку давності зупиняється до закінчення строку відстрочки. Законами України може бути встановлено й інші, більш тривалі строки для виконання постанов по справах про окремі види адміністративних правопорушень. Т.е. исходя из вышенаписанного, исполнительная служба может открыть производство по постановлению об административном правонарушении, если ГАИ передаст им это постановление в течение трех месяцев со дня его вынесения. Если этот срок пропущен, то законно заставить Вас заплатить штраф достаточно сложно.

На практике, отдел ГАИ, инспектор которого Вам выписал постановление о наложении штрафа, ждет до истечения срока в 10 дней либо срока в 3 месяца (очень часто они пропускают эти сроки) и, если Вы не принесли им квитанцию об оплате штрафа, либо решение суда об отмене постановления, передают дело в районную исполнительную службу по месту Вашей регистрации. Хочу заметить, что ни одним нормативно-правовым актом не урегулирован вопрос о необходимости предоставить квитанцию об оплате штрафа или постановление суда в районный отдел ГАИ или в отдел ГАИ, который выписал административный штраф, т.к. согласно п. 5 Приказа № 536/448 от 30.11.10 Министерства внутренних дел и Госказначейства Украины и Приказа МВД № 606 от 20.06.2013 – Госказначейство Украины (центральный аппарат) ежедневно до 16 предоставляет Департаменту финансового обеспечения и бухгалтерского учета МВД информацию о поступлении на соответствующие бюджеты денежных средств в разрезе кодов классификации доходов бюджета и территорий на магнитных носителях или средствами электронной связи в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 25 Закона Украины «Об исполнительном производстве» (языком оригинала): державний виконавець протягом трьох робочих днів з дня надходження до нього виконавчого документа виносить постанову про відкриття виконавчого провадження. У постанові державний реєстратор вказує про необхідність боржнику самостійно виконати рішення у строк до семи днів та зазначає, що у разі ненадання боржником документального підтвердження виконання рішення буде розпочате примусове виконання цього рішення із стягненням з боржника виконавчого збору і витрат, пов’язаних з організацією та проведенням виконавчих дій, передбачених цим Законом. За заявою стягувача державний виконавець одночасно з винесенням постанови про відкриття виконавчого провадження може накласти арешт на майно та кошти боржника, про що виноситься відповідна постанова. Исходя из этого, государственный исполнитель не имеет права вынести постановление об аресте не ранее чем через 7 дней после открытия производства и без заявления взыскателя на арест имущества или счетов должника.

Также необходимо знать, что согласно п.2 ст. 52 Закона Украины «Об исполнительном производстве» (на языке оригинала): стягнення за виконавчими документами звертається в першу чергу на кошти боржника у гривнях та іноземній валюті, інші цінності, у тому числі кошти на рахунках і вкладах боржника у банках та інших фінансових установах, на рахунки в цінних паперах у депозитарних установах. Т.е. исполнительная служба, вместо того чтобы арестовать имущество должника, должна сначала применить другой способ получения денег с должника. Т.к. у многих должников есть платежные карточки, официальная зарплата или депозит в банке, административный штраф легко можно списать оттуда. Согласно п. 6 этой же статьи (языком оригинала) стягнення на майно боржника звертається в розмірі і обсязі, необхідних для виконання за виконавчим документом, з урахуванням стягнення виконавчого збору, витрат, пов’язаних з організацією та проведенням виконавчих дій, штрафів, накладених на боржника під час виконавчого провадження. У разі якщо боржник володіє майном спільно з іншими особами, стягнення звертається на його частку, що визначається судом за поданням державного виконавця.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что государственные исполнители очень часто накладывают арест на автомобили или недвижимость, несмотря на незначительный размер штрафа (51 грн -525 грн), чем нарушают нормы Закона. При желании можно с этим попытаться побороться, но это занятие неблагодарное, длительное по времени и возможно, не принесет преследуемой цели.Если все же на автомобиль наложен арест и исполнительное производство открыто с соблюдением норм ЗУ «Об исполнительном производстве», то снять арест возможно так:

  • оплатить сумму штрафа и расходов по исполнительному производству в любом банке (необходимо иметь при себе постановление о наложении штрафа, паспорт и идентификационный код на того, на кого наложен штраф);
  • передать ксерокопию квитанции государственному исполнителю;
  • через 1-2 дня получить у государственного исполнителя «Постановление о снятии ареста» и «Постановление о закрытии исполнительного производства».
  • постановление о снятии ареста необходимо отправить заказным письмом либо отвезти нарочно в ГАИ.

Если письмо заказное с описью вложения – то у Вас останется опись и чек об отправке, если отвозите нарочно – возьмите «корешок» либо свой экземпляр с отметкой о принятии постановления. Некоторое время потребуется для прохождения данной бумагой всех инстанций ГАИ и после этого арест будет снят и из базы ГАИ.

Для того чтобы не попадать в подобную ситуацию, рекомендую или оплачивать вовремя штраф и хранить квитанцию, или оспаривать постановления в установленные Законом строки в судебном порядке. Как я указала выше, имущество движимое может быть арестовано государственным исполнителем не только по причине совершения административного правонарушения, но и по другой причине (имущественные претензии, алиментные отношения, раздел имущества). Государственный исполнитель может арестовать не только движимое имущество, но также и недвижимое. Потому в случае ареста недвижимого имущества, собственником которого вы являетесь, такой арест необходимо еще снять и в БТИ.

Обращаю внимание на то, что арест – это не розыск. Арест – временное ограничение, которое не дает возможности отчуждать имущество, но забрать такое имущество, без соответственного решения уполномоченных органов, никто не в праве. Т.е. в случае попытки снятия автомобиля с учета либо при остановке вас на посту ГАИ, когда на вас якобы сработал «Рубеж» и выяснится, что на автомобиль наложен арест – отобрать его у вас сотрудники ГАИ не имеют права. Такую меру воздействия как арест необходимо отличать от розыска.

Розыск: данный вид ограничения возможно применить в случае, если после ареста транспортного средства должник продолжает уклоняться от выполнения обязательств и добровольно не погашает долги, либо не предоставляет движимое имущество для погашения долгов, в таком случае государственный исполнитель вправе подать на розыск данного транспортного средства. О чем сообщает в ГАИ. Очень часто автомобиль «попадается» и человек узнает о том, что его транспортное средство в аресте и/или розыске в случае, когда на такой автомобиль сработала система «Рубеж». Система «Рубеж» заключается ни в чем ином, как в установленной видеокамере на трассах, обычно перед Постом ГАИ на выезде из города. Т.е. при подъезде к посту ГАИ данная камера фиксирует номер автомобиля, передает информацию на мониторы компьютеров на пост, после чего ваш автомобиль задерживают. Законодательно такая установка камер не предусмотрена. Более того, после того как ваш автомобиль задержали сотрудники ГАИ они попытаются отправить ваш автомобиль на эвакуаторе на штрафплощадку. Данные действия сотрудников ГАИ являются незаконными. Если вам не удастся отвоевать автомобиль у инстпекторов ГАИ, то забрать вы его сможете лишь после того, как предоставите в ГАИ Постановление о снятии розыска с автомобиля. После этого ГАИ выдаст разрешение на получение автомобиля со штрафплощадки. Чтоб забрать автомобиль со штрафплощадки придется оплатить услуги эвакуатора, на которм данный автомобиль был доставлен на штрафплощадку и стоимость пребывания автомобиля на штрафплощадке.

Процедура снятия розыска аналогична процедуре снятия ареста, но кроме двух постановлений (постановление о снятии ареста, постановление о закрытии производства) тут будет еще и третье – постановление о снятии розыска, но я хочу немного подробнее описать механизм, который должен быть и основания для того, чтоб задержать автомобиль и доставить его на штрафплощадку, в случае, если он объявлен в арест и розыск.

Обращаю внимание на то, что если автомобиль находится в розыске, то изъятие его на штрафплощадку возможно, но если на автомобиль наложен только арест – это не дает права сотрудникам ГАИ изъять автомобиль на штрафплощадку. Арест автомобиля без объявления его в розыск может усложнить только процедуру снятия такого автомобиля с учета. Если по тем или иным причинам Ваш автомобиль отвоевать не удалось и его принудительно задерживают и изымают, то сотрудники ГАИ обязаны составить Акт осмотра и временного задержания ТС. В данном акте лицо, чей автомобиль изымают, обязано указать полный перечень находящегося в машине имущества (регистраторы, навигаторы, магнитофон, инструменты, запасное колесо, ГБО, жидкости на доливку и т.д., т.е. максимально полный перечень того, что находится в машине) также необходимо указать что свидетельство о регистрации транспортного средства («техпаспорт») и ключи находятся на площадке, у инспектора и т.д. Также необходимо упомянуть про наличие ценных вещей и денежных средств в автомобиле, если таковых не имеется, так и отметить, что ценных вещей и денежных средств в автомобиле нет.

Обращаю внимание на то, что такой Акт составляется в присутствие двух свидетелей и ими же подписывается. По поводу временного задержания ТС тоже есть некоторые нюансы, которые отображены в ст. 265-2. «Тимчасове затримання транспортних засобів» Кодекса Украины об административных правонарушениях. Анализируя данню статью становится понятным, что: (языком оригинала) ч. 1 этой статьи: у разі наявності підстав вважати, що водієм вчинено порушення, передбачені частинами першою, другою, третьою, четвертою, шостою і сьомою статті 121, статтями 121-1, 122-5, 126, частинами першою, другою, третьою і четвертою статті 130, статтями 132-1, 206-1 цього Кодексу, працівник відповідного підрозділу Міністерства внутрішніх справ України, що забезпечує безпеку дорожнього руху, тимчасово затримує транспортний засіб шляхом блокування або доставляє його для зберігання на спеціальний майданчик чи стоянку (якщо розміщення затриманого транспортного засобу суттєво перешкоджає дорожньому руху), в тому числі за допомогою спеціального автомобіля — евакуатора. Про тимчасове затримання робиться відповідний запис у протоколі про адміністративне правопорушення. – т.е. в данной части статьи четко прописаны условия, при которых становится возможным временно задержать автомобиль.

Интересная ч.3 и последующие данной статьи: (языком оригинала) Транспортний засіб може бути тимчасово затриманий на строк до вирішення справи про адміністративне правопорушення, але не більше трьох днів з моменту такого затримання. Після закінчення триденного строку тимчасового затримання транспортного засобу особа має право звернутися за отриманням тимчасово затриманого транспортного засобу. Таке звернення особи є обов’язковим для його виконання незалежно від стадії вирішення справи про адміністративне правопорушення. За подання такого звернення та повернення особі тимчасово затриманого транспортного засобу не може стягуватися плата. Порядок тимчасового затримання та зберігання транспортних засобів на спеціальних майданчиках та стоянках визначається Кабінетом Міністрів України.

Т.е. исходя из вышенаписанного следует сделать вывод, как зачастую сотрудники ГАИ и государственные исполнители нарушают наши с Вами законные права. Дабы избежать данной процедуры, советую ко всем штрафам, о которых Вам известно, либо о решениях суда, которыми не в Вашу пользу удовлетворены материальные требования относится серьезно.

18. Временное задержание транспортного средства

Задержание транспортного средства — крайне нежелательное наказание для любого водителя, поскольку влечет за собой массу неприятностей: во-первых, головную боль за состояние транспортного средства после транспортировки; во-вторых, дополнительные затраты на оплату расходов, связанных с транспортировкой транспортного средства и содержанием его на штрафплощадке; в-третьих, необходимость искать альтернативные способы передвижения. Поэтому угрозой задержания транспортного средства легко запугать автовладельца, чем и пользуются сотрудники ГАИ.
Информация, приведенная в данном разделе, поможет вам сохранять уверенность и спокойствие в непростой ситуации и избежать незаконного задержания вашего транспортного средства.

Исключительные основания для временного задержания ТС

  • 2 Автомобиль имеет неисправности тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства, внешних осветительных приборов (в темное время суток) или другие технические неисправности, с которыми в соответствии с установленными правилами эксплуатация его запрещается, либо переоборудованным с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов.
  • 3 Автомобиль, используемый для предоставления услуг по перевозке пассажиров, имеет неисправности, указанные выше, или его техническое состояние и оборудование не соответствуют требованиям стандартов, правил дорожного движения и технической эксплуатации.
  • 4 Автомобиль, который подлежит обязательному техническому контролю, но своевременно его не прошел.
  • 5 Автомобиль не зарегистрирован или не перерегистрирован в установленном порядке, без номерного знака либо с номерным знаком, не принадлежащим данному средству или не соответствующим требованиям стандартов, либо с номерным знаком, закрепленным в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров, перевернутым или неосвещенным.
  • 6 Идентификационные номера составных частей автомобиля не соответствуют записям в регистрационных документах, уничтожены или подделаны.
  • 7 Водитель не имеет при себе либо не предъявил для проверки удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационный документ на транспортное средство, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионную карточку на транспортное средство, а также полис (договор) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страховой сертификат «Зеленая карта»).
  • 8 Водитель не имеет права управления данным транспортным средством, или передал управление ТС лицу, не имеющему права управления данным транспортным средством.
  • 9 Водитель лишен права управления транспортными средствами.
  • 10 Водитель находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лица, управляющего транспортным средством, от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или иного опьянения или на предмет употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.
  • 11 Употребление водителем после дорожно-транспортного происшествия с его участием алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на их основе;
  • 12 Нарушение правил дорожных перевозок опасных грузов, правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных ТС по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам.
  • 13 Незаконная перевозка иностранцев или лиц без гражданства, либо транспортное средство оборудовано специально спрятанными или замаскированными местами, которые используются для перевозки нелегальных эмигрантов.

Порядок временного задержания ТС

  • ТС может быть временно задержано исключительно при наличии оснований считать, что водителем совершено одно из вышеперечисленных правонарушений, за которое предусмотрено временное задержание транспортного средства.
  • В случае выявления транспортного средства должника, объявленного в розыск в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве» 15 , уполномоченное лицо Госавтоинспекции немедленно временно задерживает такое транспортное средство и доставляет на специальную площадку или стоянку.
    Уполномоченным лицам Госавтоинспекции запрещено принимать участие в осуществлении блокирования или эвакуации транспортных средств в случаях, не предусмотренных законом.
  • Доставка транспортного средства на специальную площадку или стоянку осуществляется с помощью специальных автомобилей — эвакуаторов, в том числе тех, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям, которые проводят деятельность, связанную с транспортированием ТС, и с которыми Госавтоинспекция подписала в установленном порядке договоры.
  • Для доставки ТС на специальную площадку или стоянку уполномоченное лицо Госавтоинспекции вызывает эвакуатор через дежурного по подразделению Госавтоинспекции.
    После прибытия эвакуатора уполномоченное лицо Госавтоинспекции делает в присутствии двух свидетелей и представителя предприятия, учреждения или организации, которым принадлежит эвакуатор, запись в протоколе об административном правонарушении о временном задержании ТС с указанием:

1) даты, времени, места нарушения и основания для временного задержания и доставки ТС на специальную площадку или стоянку;

2) должности, места работы, фамилии, имени и отчества лица, которое принимает решение о временном задержании и доставке транспортного средства на специальную площадку или стоянку;

3) типа, марки, государственного регистрационного номера, перечня визуальных недостатков и повреждений ТС, которое временно задерживается и доставляется на специальную площадку или стоянку;

4) наименования, местонахождения и номера телефона предприятия, учреждения или организации, которые доставляют ТС на специальную площадку или стоянку, государственного регистрационного номера эвакуатора;

5) адреса места хранения транспортного средства;

6) должности, фамилии, имени и отчества лица, выполняющего работы по доставке транспортного средства на специальную площадку или стоянку.

  • В случае выявления ТС должника, объявленного в розыск в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве» 16 , в присутствии двух свидетелей и представителя предприятия, учреждения или организации, который доставляет ТС на специальную площадку или стоянку, составляется акт осмотра и временного задержания транспортного средства с указанием:

1) даты, времени, места выявления ТС и основания для временного задержания и доставки транспортного средства на специальную площадку или стоянку;

2) должности, места работы, фамилии, имени и отчества лица, которое принимает решение о временном задержании и доставке транспортного средства на специальную площадку или стоянку;

3) типа, марки, государственного регистрационного номера, перечня не- достатков и повреждений транспортного средства, которое временно задерживается и доставляется на специальную площадку или стоянку, которые можно установить во время визуального осмотра такого средства;

4) наименования, местонахождения и номера телефона предприятия, учреждения или организации, которые доставляют ТС на специальную площадку или стоянку, государственного регистрационного номера эвакуатора;

5) адреса места хранения ТС;

6) должности, фамилии, имени и отчества лица, которое выполняет работы по доставке ТС на специальную площадку или стоянку.

Указанный акт подписывают присутствующие во время его составления лица.
К протоколу и акту осмотра и временного задержания транспортного средства по возможности прилагаются фотография транспортного средства, которое подлежит временному задержанию, и перечень вещей, которые находятся в нем.
Протокол подписывают лицо, которое приняло решение о временном задержании ТС, лицо, которое выполняет работы по доставке такого средства на специальную площадку или стоянку, два свидетеля, а также водитель и страховой комиссар в случае их присутствия.

16 Статья 40 Закона
«Об исполнительном производстве»

ВАЖНО:
В случае когда вод итель появляется на месте правонарушения в момент выполнения работ по погрузке транспортного средства, инспектор ГАИ не проводит временного задержания ТС, а оформляет протокол об административном правонарушении. При этом правонарушение должно быть устранено в течение максимально короткого срока.
В таком случае фактически в ыполненные предприятием, учреждением или организацией, которые проводят деятельность, связанную с транспортированием ТС, работы не оплачиваются.

  • В случае когда доставить ТС на специальную площадку или стоянку невозможно, уполномоченное лицо Госавтоинспекции проводит его задержание путем блокирования с соблюдением условий безопасности дорожного движения.
  • В случае отсутствия водителя, ТС которого заблокировано, уполномоченное лицо Госавтоинспекции оставляет под его стеклоочистителями сообщение о необходимости прибытия такого водителя в территориальное подразделение Госавтоинспекции для оформления протокола об административном правонарушении.
  • Разблокирование транспортного средства осуществляется уполномоченными лицами Госавтоинспекции после составления протокола об административном правонарушении.
  • О месте хранения временно задержанного ТС уполномоченное лицо Госавтоинспекции сообщает водителю во время составления протокола об административном правонарушении, а при его отсутствии — дежурной части территориального органа внутренних дел. О временном задержании ТС должника уполномоченное лицо органа Госавтоинспекции сообщает государственному исполнителю в течение трех суток.
  • Водитель, владелец (совладелец) временно задержанного ТС, кроме ТС должника, которое находится на специальной площадке или стоянке, имеет право доступа к нему в присутствии лица, ответственного за хранение такого ТС.

На какой срок может быть за держано ТС

ТС может быть временно задержано на срок до решения дела об административном правонарушении, но не более чем на три дня с даты такого задержания.
Срок задержания ТС рассчитывается с момента составления протокола об административном правонарушении или акта осмотра и временного задержания ТС, а срок хранения — с момента доставки ТС на специальную площадку или стоянку.

Если автомобиль собираются эвакуировать на штрафплощадку

1. Требуйте от инспектора ГАИ предоставить доказательства того, что ваш автомобиль существенно препятствует дорожному движению, лучше в письменном виде (пусть запишет в протокол показания свидетелей, предоставит фото- или видеоматериалы). Если их нет, то это может заставить инспектора пересмотреть свое решение.

2. Требуйте составления протокола. Подпишите его только после ознакомления и проверки правильности составления (смотрите раздел «Составление админпротокола» на этой странице).

3. Подпишите вынесенное Постановление по делу об административном правонарушении.

4. После вынесения Постановления дело о вашем правонарушении считается завершенным, поэтому задерживать ваше ТС больше не имеют права. Это оговорено статьей кодекса Украины об административных правонарушениях 17 :

Транспортное средство может быть временно задержано на срок до решения дела об административном правонарушении.»

5. Если инспектор все же настаивает на эвакуации, вызывайте эвакуатор самостоятельно — как показывает практика, вам это обойдется дешевле.

6. В случае возникновения конфликтной ситуации звоните на телефон «горячей линии» (полный список телефонов приведен на этой странице) или лучше — в службу «102».

ВАЖНО:
Не позволяйте инспектору самому транспортировать ваше ТС, даже в вашем присутствии. А также не соглашайтесь самостоятельно доставить свое ТС на штрафплощадку.

Если автомобиль эвакуировали в ваше отсутствие

1. Не обнаружив автомобиль на том месте, где вы его оставили, звоните в дежурную часть милиции по номеру «102». Там вам сообщат о местонахождении автомобиля, если он был эвакуирован инспекторами ГАИ. Если информации о задержании ТС в милицию не поступало — заявляйте об угоне.

2. Узнав, где находится ваш автомобиль, отправляйтесь на штрафплощадку. Там потребуйте админпротокол. В идеале, к нему должно быть прикреплено фото автомобиля и содержащихся в нем вещей.
Проверьте, чтобы в протоколе были указаны следующие данные:

  • ФИО и подпись лица, принявшего решение о задержании ТС;
  • ФИО и подпись лица, выполнявшего эвакуацию;
  • ФИО двух свидетелей, которые присутствовали при эвакуации.

3. Не спеша осмотрите свое транспортное средство. Если вы обнаружите повреждения, которых раньше не было, готовьте иск в суд. Нанесенный транспортному средству ущерб вам должны возместить.

Как вернуть автомобиль

1. Возврат временно задержанного ТС, которое хранится на специальной площадке или стоянке, осуществляется по письменному обращению его водителя, владельца (совладельца) при условии оплаты им затрат, связанных с транспортировкой и хранением такого ТС, и предъявления соответствующего протокола об административном правонарушении.

2. Возврат временно задержанного Т С должника, которое хранится на специальной площадке или стоянке, осуществляется по требованию государственного исполнителя.

Задержание и арест транспортного средства

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

АРЕСТ И ЗАДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Аникин Иван Алексеевич

заместитель командира 2 взвода в составе отдельной роты ДПС ГИБДД УМВД России по городу Архангельску, капитан полиции,
РФ, г. Архангельск

THE ARREST AND DETENTION OF VEHICLE USED BY PUBLIC OFFICIALS IN THE EXECUTION OF ROAD ACCIDENTS

Ivan Anikin

deputy commander of II platoon of traffic police, police captain,
Russia, Arkhangelsk

АННОТАЦИЯ

Сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России при оформлении дорожно-транспортных происшествий, после которых водитель скрылся вправе применять арест или задержание транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Наиболее эффективным, с точки зрения автора, является своевременное применение ареста транспортного средства в качестве меры принуждения, что способствует сохранению доказательств и сокращению сроков рассмотрения дела об административном правонарушении.

ABSTRACT

Employees of road traffic police patrol the Russian Interior Ministry used in its activities measures to ensure proceedings on administrative offenses. Timely application of the arrest of the vehicle as a means of coercion contributes to the preservation of evidence and the reduction of terms of consideration of administrative cases.

Ключевые слова: арест; транспортное средство; мера обеспечения; принуждение; дорожно-патрульная служба ГИБДД; дорожно-транспортное происшествие; задержание.

Keywords: arrest; vehicle security measure; enforcement; traffic police; traffic accident; detention.

Дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [5].

Причиной большинства происшествий является сознательное нарушение водителями и пешеходами Правил дорожного движения. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно–транспортного происшествия участником которого он является наказывается лишением водителя права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет, или административным арестом на срок до пятнадцати суток и рассматривается судьей (ст. 12.27 ч. 2 КоАП РФ). Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде составляют два месяца со дня получения материалов дела, а в случае необходимости могут быть продлены еще на один месяц (ст. 29.6 КоАП РФ).

Суровость наказания не останавливает водителей от действий, направленных на оставление места дорожно-транспортного происшествия. Одним из определяющих факторов при принятии такого решения могут быть наличие сопутствующих нарушений у водителя, среди которых и нахождение водителя в состоянии опьянения, водитель может не иметь права управления транспортными средствами, либо быть лишенным такого права и т. д. Органы правопорядка, в свою очередь, на первых этапах расследования таких происшествий должны эффективно применять меры административного принуждения.

Принуждение в административной деятельности полиции является воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия, либо отказаться от совершения каких-либо действий вопреки его желанию.

С учетом развития законодательства и административно-правовой теории меры административного принуждения можно подразделить на следующие группы:

  1. меры принуждения предупредительного характера;
  2. меры административного пресечения;
  3. меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  4. меры административного наказания.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях характеризуются тем, что создают условия для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также для исполнения административных наказаний.

Среди мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, затрагивающих в качестве объекта административного вмешательства имущественное положение личности, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет арест товаров, транспортных средств и иных вещей, задержание транспортного средства [2].

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей представляет собой меру, заключающуюся в ограничении конституционного права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, как единолично, так и совместно с другими лицами для предупреждения его сокрытия или отчуждения [3].

Деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел (далее – ГИБДД МВД) России непосредственно связана с применением мер обеспечения, поскольку одна из основных задач службы – предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения, выполнение функций по осуществлению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях [1].

В своей деятельности сотрудники ДПС ГИБДД МВД России применяют меры принуждения как общего характера, т. е. используемых всеми без исключения сотрудниками полиции (доставление, административное задержание, изъятие вещей и документов и т. д.), так и относящиеся к своей компетенции (отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование водителей на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и т. д.) [4].

Оформление дорожно-транспортных происшествий сотрудниками ДПС ГИБДД занимает немало служебного времени и довольно часто связано с проведением дополнительного расследования. В случаях, когда транспортное средство является орудием совершения или предметом административного правонарушения, арест транспортного средства играет важную роль в обеспечении своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении в области дорожного движения, способствует более быстрому розыску скрывшегося водителя. Решающим фактором по применению данной меры является характер и степень причиненного пострадавшим вреда, а также наличие неоспоримых доказательств участия конкретного транспортного средства в происшествии.

Однако данная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях до сих пор не получила достаточно широкого применения сотрудниками дорожно–патрульной службы ГИБДД МВД России. Отсутствие практического опыта и опасения, связанные с обоснованностью применения данной меры обеспечения способствуют появлению профессиональной нерешительности, выраженной в непринятии должностным лицом разрешенных с точки зрения закона мер обеспечения. В тоже время арест транспортного средства при определенных условиях является действенной мерой обеспечения и достаточно редко подлежит обжалованию.

На улучшение показателей в расследовании органами полиции материалов связанных с оставлением водителями мест дорожно-транспортных происшествий влияют многие факторы, среди которых эффективная организация работы сотрудников, широкое применение средств видеофиксации и т. д. Необходимо отметить, что и своевременное применение должностными лицами такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как арест транспортного средства в разы сокращает сроки рассмотрения административных материалов, что является важной составляющей административно–правовых отношений между субъектами, конечным результатом которых, является привлечение виновных лиц к ответственности, и возмещение причиненного их действиями вреда.

В 27 главе КоАП РФ отражена еще одна мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая связана с временным лишением водителя возможности пользоваться и распоряжаться транспортным средством — это задержание транспортного средства. Данная мера гораздо чаще применяется сотрудниками дорожно–патрульной службой ГИБДД МВД России, поскольку предусмотрена как мера обеспечения по целому ряду административных правонарушений (ч. 1 ст. 12.3; ч. 1 и 2 ст. 12.7; ч. 1, 3,4 ст. 12.8; ч. 4 ст. 12.16; ч. 4 ст. 12.19; ч. 1 и 2 ст. 12.26; ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ).

В случаях, когда после дорожно-транспортного происшествия водитель оставляет транспортное средство, создавая препятствие для движения других транспортных средств, то данные действия образуют состав административного правонарушения по ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ, за что предусмотрено задержание транспортного средства с последующим помещением его на специализированную стоянку, что также, как и арест транспортного средства, может способствовать сокращению сроков по установлению виновного и привлечению его к ответственности.

Задержание транспортного средства, как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяется до устранения причины задержания. В этом заключается основное отличие ареста транспортного средства (где транспортное средство является доказательством по делу и возвращается владельцу по решению суда) от задержания транспортного средства (где транспортное средство, выдается владельцу либо доверенному лицу по его обращению при наличии законных оснований). Отсюда возникает необходимость в согласовании действий между должностным лицом разрешающим выдачу транспортного средства и должностным лицом, проводящим административное расследование для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Безосновательный отказ в выдаче задержанного транспортного средства в момент обращения гражданина является нарушением его прав и может быть обжалован в вышестоящем органе, либо в суде.

Таким образом, при наличии законных оснований для применения ареста или задержания транспортного средства эффективнее и целесообразнее будет применять арест транспортного средства, как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

От профессиональных действий сотрудников дорожно–патрульной службы ГИБДД МВД России уже на месте происшествия во многом зависят качество и ход дальнейшего административного, а при наличии оснований и уголовного расследований. Должностному лицу необходимо своими решительными действиями обеспечить эффективность и скорость расследования, чему может способствовать применение такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как арест транспортного средства.

Список литературы:

  1. Аникин И.А. Участие понятых при применении дорожно-патрульной службой ГИБДД МВД России мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.// Административное право и процесс. – 2015. – № 7. – С. 75–78.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 01 февраля 2015 года). – М.: Проспект, КноРус. 2015. – 544 с.
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 2015.
  4. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. // Рос. газ.2011. № 3.
  5. Яковлев В.Ф. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации. М.: ООО «ИДТР», 2009. – 176 с.