Энциклопедия решений. Статья 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ

Статья 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ

В разделе V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, статья 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» детализирована следующими подстатьями:

213 «Начисления на выплаты по оплате труда».

На данную статью относятся расходы госучреждений на:

— выплату заработной платы (денежного содержания), осуществляемые на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством о государственной (муниципальной) службе и трудовым законодательством;

— выплату в пользу сотрудников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате (денежному содержанию) дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом сотрудников в соответствии с законодательством;

— перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование, исчисленных в отношении выплат, осуществляемых за счет подстатей КОСГУ 211 и 212;

— осуществление расходов (в том числе выплата сотрудникам пособий), уменьшающих обязательства по оплате страховых взносов в ФСС России;

— перечисление по принадлежности сумм, удержанных из выплат, относимых в установленном порядке на статью КОСГУ 210.

Соответственно, не могут осуществляться за счет статьи 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ расходы по выплате вознаграждений физическим лицам на основании заключенных в установленном порядке гражданско-правовых договоров, а также расходы по уплате соответствующих сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование. В большинстве случаев подобные расходы относятся на статью 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ. В то же время при оплате стоимости изготовления нефинансовых активов из материалов подрядчика указанные выше расходы могут оплачиваться и за счет соответствующих статей группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора

Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов, руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях госсектора

А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

Новая редакция Ст. 211 УК РФ

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Статье 211 УК РФ

1. Общественная опасность преступления выражается в нарушении контроля за передвижением транспортной единицы, влекущем возможность аварий и наступления тяжких последствий (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.) ; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.) ; Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 г.) , и т.д.).
———————————
Сб. международных договоров СССР. Вып. XLIV. М., 1990. С. 218 — 225.

Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

2. Объектом преступного посягательства являются отношения по обеспечению безопасного для граждан порядка перемещения источников повышенной опасности — воздушного, водного и железнодорожного транспорта.

3. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, заключается в угоне или захвате судна воздушного транспорта (вертолета, самолета и иного летательного аппарата, используемого в целях воздушных перевозок), водного транспорта (плавсредства, предназначенного для водных перевозок, независимо от водоизмещения и вида перевозимых объектов: пассажирского — теплоход, судно на воздушной подушке и т.д.; грузового — баржа, танкер и т.д.; военного — торпедный катер, подводная лодка и т.д.) либо железнодорожного подвижного состава (объекта, перемещающегося по рельсам и находящегося в ведении МПС России: вагон, локомотив и т.д.). Ведомственная принадлежность и форма собственности на транспортное средство не имеют значения для квалификации.

4. Угон судна заключается в завладении соответствующим судном с последующим перемещением его из места надлежащего нахождения в место, избираемое по усмотрению субъекта состава преступления. Угон является оконченным в момент начала данного перемещения (приведение судна в движение, уклонение от заданного маршрута) независимо от его продолжительности. При незаконном пересечении на угнанном судне Государственной границы РФ содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (ст. 211 и 322).

5. Захват судна заключается в установлении над судном контроля, дающего возможность незаконного распоряжения им как средством передвижения по усмотрению виновного. Захват является оконченным в момент установления соответствующего контроля над судном.

6. Угон и захват, квалифицируемые по ч. 1 коммент. статьи, могут иметь как ненасильственный характер, так и осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (побои, причинение физической боли, ограничение свободы), либо с угрозой его применения, выраженной в любой форме.

7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы не имеют значения для квалификации (личные, националистические, политические, хулиганские и т.д.). Захват судна должен осуществляться с целью последующего угона. При наличии цели удержания лиц, находящихся на судне, в качестве заложников содеянное охватывается признаками состава захвата заложника (ст. 206) и не требует квалификации по коммент. статье. Угон или захват судна водного транспорта, совершенные в целях завладения чужим имуществом, находящимся на борту судна, влечет квалификацию по совокупности преступлений (ст. 211 и 227).

8. Субъектом преступного посягательства является вменяемое лицо, достигшее 16 лет к моменту совершения преступления.

9. Квалифицирующие признаки, предусмотренные в ч. 2 коммент. статьи, включают совершение угона или захвата судна: а) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35); в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия (см. коммент. к ст. 126); г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Применение оружия (см. понятие оружия в коммент. к ст. 63) предполагает использование оружия в соответствии с его конструктивным предназначением. Применение предметов, используемых в качестве оружия (см. понятие данных предметов в коммент. к ст. 126), предполагает использование их для нанесения повреждений потерпевшему.

10. Особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 3 коммент. статьи, включают совершение угона или захвата судна организованной группой (см. коммент. к ст. 35), повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

11. Угон или захват судна, повлекший смерть человека (члена экипажа, пассажира судна либо иного лица) или иные тяжкие последствия (выведение судна из строя, уничтожение или повреждение перевозимого груза и т.д.), является преступлением с двумя формами вины, где отношение лица к последствиям выражается в форме неосторожности. Дополнительной квалификации содеянного не требуется. Угон или захват судна, сопряженный с умышленным причинением смерти человеку, влечет квалификацию по совокупности (ст. 211 и ст. 105).

12. Преступление, предусмотренное ч. 1, относится к категории тяжких, а ч. 2, 3 — особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 211 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления выступают: а) воздушное судно; б) водное судно; в) железнодорожный подвижной состав.

Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и др.

Под водным судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для перевозки людей и грузов: морское, речное, озерное судно, буксиры, баржи и др.

К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемого на железнодорожных путях общего пользования. Железнодорожный подвижной состав включает механический рельсовый транспорт, за исключением трамвая: локомотивы, вагоны, открытые платформы, цистерны, дрезины. Метрополитен относится к железнодорожному, а не к городскому транспорту.

Спорным является вопрос об отнесении к предметам данного преступления маломерных морских и речных судов, а также дрезин. Некоторые авторы полагают, что их угон следует квалифицировать по ст. 166 УК РФ.

2. Объективную сторону составляет одно из следующих действий: а) угон соответствующего судна или состава; б) их захват.

Под угоном следует понимать самовольные действия по уводу (перемещению) судна или состава с места их нахождения. Угоном без захвата следует признавать случаи, когда: а) судно или состав, находящиеся без экипажа, машиниста либо охраны, уводится посторонними лицами; б) транспортное средство угоняется самим экипажем или машинистом; в) транспортное средство угоняется посторонними лицами по договоренности с экипажем, машинистом или охраной.

Захват — это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом.

Способы совершения рассматриваемого преступления могут быть различными, вплоть до применения насилия, не опасного для жизни или здоровья. Насилие может применяться к членам экипажа, машинисту, лицам, осуществляющим охрану транспортного средства, пассажирам; в любом случае оно должно выступать средством захвата судна или состава.

3. В общей форме угон признается оконченным с момента изменения местонахождения судна, состава или изменения курса. Изменение местонахождения воздушного судна связано с началом полета.

Захват считается оконченным с момента выхода транспортного средства из законного владения и установления над ним неправомерного контроля.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Для захвата судна, состава обязательным признаком является цель их угона.

Применение КОСГУ 211 в 2019 году

Статьи по теме

С 1 января применяйте новый порядок применения КОСГУ. Он внес большие коррективы по выплатам работникам. Их нужно будет разделять на выплаты в денежной и натуральной форме. А также разграничить на заработную плату, социальные и несоциальные выплаты. Такой подход соответствует требованиям статистики государственных финансов (СГФ-2014), системы национальных счетов (СНС-2008) и федеральных стандартов для организаций госсектора.

Рассмотрим, какие выплаты сотрудникам относить к 211 КОСГУ с 2019 года.

Применение КОСГУ с 2019 года по выплатам сотрудникам

Порядок применения КОСГУ с 2019 года регулирует приказ Минфина № 209н от 29 ноября 2017 г. Согласно этому документу, в зависимости от направления расходов учитывайте выплаты сотрудникам по кодам КОСГУ:

Чтобы проверить, правильно ли вы планируете выплаты сотрудникам по КОСГУ, воспользуйтесь сервисом в конце статьи журнала

Что с 2019 года относится с КОСГУ 211

В 2019 году по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ отражайте заработную плату персонала за выполненные должностные обязанности. Состав зарплаты отличается от того, что действует в этом году (см. таблицу 1).

Таблица 1. Состав заработной платы в 2019 году

Базовая заработная плата, которую выплачиваете регулярно (оклад, тарифная ставка, постоянные надбавки).

Возмещение расходов, понесенных работниками, чтобы они могли выполнять свои трудовые обязанности:

  • на поездки,
  • на переезд или связанных с ними расходов (когда они заступают на новые рабочие места или требуется переселения в другую местность);
  • на инструменты, оборудование, спецодежду;
  • другие предметы, которые необходимы исключительно или в первую очередь для того, чтобы они могли выполнять свою работу.
  • за сверхурочную работу,
  • работу в ночные часы или выходные дни,
  • другие виды за ненормированное рабочее время.

Социальные пособия, которые выплачиваете своим работникам:

  • компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  • пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы;
  • выходных пособий и компенсаций работникам при их увольнении.
  • ежегодные дополнительные,
  • разовые.

Другие исключительные выплаты, связные с общими результатами работы в рамках программ стимулирования и т.д.

Примеры отнесения расходов к КОСГУ 211 с 2019 года

Пример 1. Сотруднику выплатили ежемесячную зарплату и доплату за ночные часы.

Оба расхода относятся к КОСГУ 211 и в 2018 году, и с 2019.

Пример 2. Сотруднику выплатили пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня за счет средств работодателя.

В 2018 году это пособие отражайте по подстатье 211 КОСГУ. А в 2019 года — по подстатье 266 КОСГУ.

Пример 3. Водителя уволили в связи с ликвидацией БУ «Лицей».

При ликвидации штат учреждения не сохраняется и не передается другим учреждениям.

Водителю выплатили выходное пособие. В 2018 году такое пособие проводите по подстатье 211 КОСГУ. А в 2019 году — по подстатье 266 КОСГУ.

Для безошибочного применения КОСГУ, скачайте шпаргалки:

Или воспользуйтесь сервисом для определения кода КОСГУ в Системе Госфинансы Эксперты Системы постоянно обновляют его под последние изменения в законодательстве.

Как применялось КОСГУ 211 в 2018 году

В 2018 году расходы на зарплату в учете проводили по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата». А выплачивали по одному из КВР:

  • 111 — сотрудникам учреждения: казенного, бюджетного, автономного;
  • 121 — работникам государственных (муниципальных) органов;
  • 131 — военнослужащим и приравненным к ним лицам;
  • 141 — персоналу государственных внебюджетных фондов.

На подстатью КОСГУ 211 относили расходы на выплату заработной платы по трудовым договорам и контрактам. Кроме самой зарплаты и ее составных частей на данной подстатье отражали и другие выплаты (см. таблицу 2). Основание — Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина № 65н от 1 июля 2013 г., письмо Минфина № 02-05-11/29438 от 23 мая 2016 г.

Таблица 2. Что отражать по подстатье 211 КОСГУ в 2018 году

Выплаты по трудовым договорам и служебным контрактам с сотрудниками и служащими: по должностным окладам, ставкам зарплаты, по почасовой оплате, по воинским и специальным званиям

Вознаграждения по итогам работы за год, премии, матпомощь, в том числе которая не относится к поощрительным и стимулирующим выплатам, но начисляется за счет ФОТ

Выплаты подросткам, которых учреждение принимает на временные рабочие места

Компенсация за неиспользованный отпуск

Выплата штатным преподавателям по трудовому договору за служебные обязанности:

  • учебную практику;
  • организацию и проведение спецкурсов;
  • работу на стажерских площадках
  • ежегодный отпуск;
  • допотпуск чернобыльцам;
  • учебный отпуск сотрудников, которых учреждение направило на профподготовку, повысить квалификацию или обучиться другим профессиям

Выплаты сотрудникам, которых призвали на военные сборы

Выходные пособия при увольнении из-за ликвидации, реорганизации, сокращения численности или штата сотрудникам, военнослужащим и сотрудникам со специальными званиями

Зарплата осужденным, которые работают на штатных должностях в исправительных учреждениях

Компенсация госслужащим в размере четырехмесячного денежного содержания:

  • при ликвидации, реорганизации госоргана;
  • сокращении должностей госслужбы;
  • изменении структуры органа, которое приводит к сокращению должностей госслужбы

Компенсационные и стимулирующие выплаты сотрудникам:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия государственной гражданской и другой службы;
  • за квалификационный разряд: классный чин, дипломатический ранг, за классность по специальности;
  • за работу в ночное время, праздники и выходные;
  • за вредные, опасные и другие особые условия труда;
  • за сверхурочную работу;
  • за время вынужденного прогула;
  • за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Сибири и Дальнего Востока;
  • за работу со сведениями, которые составляют гостайну;
  • за сложность, напряженность, специальный режим работы;
  • за шифровальную работу, знание иностранного языка, ученую степень, ученое звание, должности доцента и профессора

Дополнительная компенсация в размере среднего заработка сотрудника, если сотрудник досрочно расторгает трудовой договор по ч. 3 ст. 180 ТК

Единовременное пособие в составе денежного довольствия военнослужащему при заключении контракта

Ежемесячное пособие при заключении контракта военнослужащим по призыву из числа детей-сирот и детей без попечения родителей

Выплаты сотрудникам – донорам крови за дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха

Выплаты сотрудникам за дни, когда они выполняли государственные или общественные обязанности (например, средний заработок на время военных сборов)

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Ст. 211 УК РФ

1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10 марта 1988 г.

К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

3. Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее транспортное средство передается при выполнении требования виновного лица об этом как условия освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять транспортным средством, или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (ст. 116 УК), или угрозы применения такого насилия.

Захват также может быть ненасильственным, например, в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

4. Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление транспортным средством лично или установил контроль над транспортным средством либо его экипажем и получил возможность распоряжаться по своему усмотрению.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват транспортного средства, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата транспортных средств значения для квалификации по комментируемой статье не имеет и может быть любая, например совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, например для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по комментируемой статье не наступает, и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника по ст. 206 УК.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под оружием понимается любой вид оружия — огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет.

8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: те же деяния, если они совершены организованной группой (ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, транспортного средства, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Комментарии к СТ 211 УК РФ

Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

Комментарий к статье 211 УК РФ:

1. Объект преступления — общественная безопасность.

2. Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

3. Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: а) угон указанного судна либо состава или б) захват такого судна или состава в целях угона.
Угон — это противоправное завладение судном или составом и использование их для полета, поездки или в качестве плавающего средства.
Захват — это противоправное завладение судном или составом и установление над ними контроля с целью последующего угона.

4. Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента угона судна или состава либо с момента завладения им при захвате.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает угон или захват судна или состава, и желает этого. Обязательным признаком захвата является цель угона судна или состава.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. комментарий к ст. 162 УК); в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Содержание признаков, указанных в п. п. «а», «г» ч. 2 ст. 211 УК РФ, совпадает с аналогичными признаками захвата заложника (ст. 206 УК).
Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, означает причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Угроза может выражаться в запугивании убийством, причинением легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью.

8. Часть 3 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК) либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Иные тяжкие последствия могут состоять в аварии судна или состава, серьезном нарушении графика полетов, движения поездов и т.п.