Татарская семья – хранитель нации

Семья – это носитель этнокультурных традиций. Поэтому институт семьи для татар важен в свете сохранения своей национальной и религиозной идентичности. В 2009-2010 годах ведущим научным сотрудником НИЦ семьи и демографии АН РТ, кандидатом социологических наук Гузель Галиевой было проведено исследование на тему, предметом которого стало родительское поведение в татарской семье.

Под семейными традициями обычно понимают нормы, обычаи и взгляды, манеры поведения, передающиеся из поколения в поколение.

Дети переносят образцы поведения, модели взаимодействия между поколениями, принятые в родительской семье, в свою собственную семью. Это подтверждается и результатами интервью. Такая преемственность наблюдается и в способах разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем в татарских семьях. При выборе супруга обычно дети из татарских семей учитывают качества, присущие их родителям. При заключении брака, как правило, молодые люди прислушиваются к мнению родителей. Особенно это характерно для сельской семьи, где сильно выражен авторитет отца. Данный тезис можно проиллюстрировать следующим примером: «Для меня было важно, чтобы папа одобрил мой выбор. Даже когда я встречалась с парнями, я всегда думала, понравится ли он моим родителям» (жен., 25 лет, 1 ребенок, стаж 2 года, село). Мнение отца респондентки: «Обе мои дочки до последнего момента не знакомили меня со своими молодыми людьми. Я только через свою жену узнавал какие-то подробности о них. Они привели знакомиться их только тогда, когда были уверены в том, что это их окончательный выбор. Сейчас они обе замужем» (муж., 62 года, 3 детей, стаж 32 года, село).

Этот пример показывает не только значимость мнения родителей при выборе брачного партнера, но и выявляет существование своеобразной иерархии взаимоотношений: мама в татарской семье во многих случаях играет роль некоего связующего звена между отцом и детьми.

Важным аспектом воспитания детей в татарской семье является передача этнокультурных ценностей, традиций, религиозных обычаев, обрядов.

Важность и значимость родного языка в воспитании детей признается как городскими, так и сельскими респондентами. Согласно региональным исследованиям, 38,6% татар считают, что без познания языков невозможно считать себя полноценным представителем своего народа, по мнению 33,6% респондентов, знание языка позволяет жить более богатой духовной жизнью. Также родной язык играет большую роль в приобщении детей к культуре, духовным ценностям этноса. «Мы с детьми очень любим ходить на спектакли в Камаловский и Тинчуринский театры, на татарские концерты, особенно нравится певец Салават» (жен., 46 лет, 2 детей, стаж 25 лет, город).

Более успешно передача религиозных, этнокультурных традиций, ценностей происходит в трехпоколенных семьях, где главную роль в этом плане играют бабушки и дедушки. Для верующих татар важными являются такие религиозные ценности, которые связаны с обрядовой стороной ислама – свадебный обряд (никах), похоронные обряды, имянаречение, принятие гостей, чтение молитвы; пост в месяц Рамадан.

Для двухпоколенных семей, где дети воспитываются отдельно от дедушек и бабушек, более характерно нейтральное отношение к религиозным ценностям. Формирование нового «немусульманского» типа семьи в большей степени связано с процессами урбанизации. Молодежь, создавая собственную семью, предпочитает жить без родителей, которые в основном и являются носителями традиций, обычаев.

В татарской сельской семье особенно крепки межпоколенческие отношения, которые выражаются в знаниях и сохранении знаний о родственниках до седьмого колена.

По итогам нашего исследования было выявлено, что культурное ядро, под которым понимается совокупность норм, эталонов, система ценностей, выработанных в процессе исторического развития определенного этноса, сохранено и в современной татарской семье. Культурное ядро представлено традиционным образом жизни, этническими ценностями, этноязыком, родственными связями.

Традиционный образ жизни татарской семьи выражен в приверженности обычаям, соблюдении этнических и религиозных обрядов, праздников, в помощи близким, опеке над родителями в старости, уважении старших членов семьи.

Семейные традиции, обычаи, обряды в татарской семье, которые передаются из поколения в поколение, играют важную роль. Они являются механизмами передачи следующим поколениям правил, норм внутрисемейного поведения и взаимодействия.

Наиболее значимыми праздниками татарского народа являются Сабантуй, каз өмәсе. Особую роль в жизни верующих татар играют такие религиозные обычаи и обряды, как никах, Курбан байрам, Ураза байрам и другие.

В татарских семьях авторитет родителей, который проявляется в том, что молодежь учитывает их мнение при выборе супруга, вступлении в брак, сохраняется и в наши дни.

Еще одним признаком традиционности является этноязык (родной язык), в усвоении которого большая роль принадлежит семье. Необходимость знания и изучения татарского языка признается не только в сельских, но и в городских семьях. Для них это, прежде всего, средство приобщения детей к родной культуре, возможность близкого общения со старшими родственниками, а также легкого приобщения в учебный процесс.

В культурное ядро татарской семьи также входят тесные родственные связи, благодаря которым осуществляется передача этнокультурных ценностей, традиций и общения на родном языке.

Защитным поясом татарской семьи является этнокультурная компетентность, которая включает в себя толерантное отношение к другим этническим общностям, уважительное отношение к традициям других этнических семей. Также происходит адаптация традиционных ценностей татарской семьи к тенденциям современного общества, которая выражается в готовности воспринять те или иные образцы другого этноса, культуры, принятые в обществе, где существует данная семья. Поэтому на уровне общественного мнения воспроизводится осовремененное, а не традиционное восприятие образа жизни татарской семьи.

Таким образом, татарская семья в российском обществе трансформируется, однако эти изменения не носят принципиального характера. Она сочетает в себе признаки современной и традиционной семьи, в которой, узаконенный добровольный, ненасильственный, основанный на взаимном согласии и любви, осознанный и свободный брак между мужчиной и женщиной, любовь и согласие между собой, уважение к родителям, воспитание благородного потомства, которое соблюдает традиции своего этноса и уважительно относится в культуре другого этноса. Именно на таком фундаменте строится модель современной татарской семьи.

Казахстан — большая семья: Татары

Для того чтобы лучше узнать татарскую культуру, национальную одежду и кухню, мы познакомились с одной замечательной семьей, которая из поколения в поколение передает традиционные вещи и свято чтит свое происхождение.

Мансурова Камария Киямовна стала нашей главной героиней фоторепортажа. Именно из ее уст вы узнаете сегодня немного больше о народе, который занимает шестое место в Казахстане по численности.

У Камарии Ханум, как она просит себя называть, большая и дружная семья, однако все они чрезвычайно заняты, потому встретиться со всеми нам, к сожалению, не удалось.

— Я родилась в Башкирии. Смею утверждать, что родилась и жила там, где жил древний род татар. Супруг мой, Мансуров Максут Антарович, отсюда. Он являлся сыном ветерана войны героя панфиловца. В Казахстан я попала после выпуска из хореографического училища. В то время мой старший брат жил в городе Рудный. Приехав к нему в город, я начала свою трудовую деятельность. В доме культуры я работала художественным руководителем ансамбля, после чего меня пригласили на профессиональную сцену в госансамбль Каз АССР. Я переехала в Алматы, периодически гастролировала с ансамблем и преподавала в доме пионеров, — начала рассказывать Камария Ханум.

— Затем я встретила своего будущего супруга. После свадьбы почти пять лет не была на сцене, не занималась своей любимой деятельностью художественного руководителя. Интересно, меня никогда не прельщала роль профессиональной танцовщицы. Все, что я любила делать больше всего остального — делать различные постановки, быть хореографом, — вспоминает женщина.

У Мансуровой Камарии есть сын, дочь и четыре внучки:
— Джамиля — моя дочь. Она работает хореографом в закрытой школе. С детства она не очень любила сцену, поэтому она больше педагог, нежели танцовщица. Ее старшая дочь Алика много танцевала для татарского центра и в нашем ансамбле, но сейчас ей уже 15 лет, и выбор свой сделала она не в пользу сцены. Младшая дочь Джамили — Далиля (на фото). Она солирует в моем ансамбле «Акмаржан». Далиля помогает делать мне постановки, и я замечаю в ней те черты руководителя, которые есть во мне. Думаю, что она все-таки свяжет свою жизнь именно с танцем, с хореографией, — делится Камария Ханум.

Сына Камарии Киямовны зовут Тахир. Будучи ребенком, он также занимался танцами народов мира. После профессионально занимался плаваньем, но через время у него началась аллергия на хлорку, и любимое дело пришлось оставить.

За тридцать лет существования ансамбля Камарии Ханум, его состав неоднократно менялся. Сейчас «Акмаржан» — это новый состав, который начал заниматься только месяц назад:

— Наш ансамбль исполняет танцы народов мира, но преимущественно, а в татарском центре подавно, мы занимаемся нашим родным национальным танцем, — отмечает хореограф.

У Камарии Киямовны есть еще одна страсть — шитье. Все костюмы, в которых выступает ансамбль «Акмаржан» — ее работа:

— У меня есть портниха, которая делает основу костюма, а остальная работа: драпировка, расшивка бисером, камнями, прочие украшения — моя работа, — гордо говорит Камария Ханум.

— Татарская кухня очень вкусная! Как много прекрасных и сытных блюд можно приготовить: чакчак, өчпочмак, салма (суп с лапшой), вак бәлеш (маленькие мясные пироги), гөбәдия (блюдо изображено на фото), тутырган тавык. Тутырган тавык — это мое самое любимое блюдо. Сейчас расскажу, как его готовить: нужно взять целую курочку, аккуратно отделить кожу от мяса, чтобы между ними была полость. Взбить омлет и наполнить ним пространство, также можно добавить туда овощей или фруктов, если вы любите сладкое. После необходимо зашить курочку и опустить ее в бульон, в котором наша курочка будет вариться до готовности. Ничего вкуснее этого блюда, мне кажется, нет, — делиться национальной кухней Камария Киямовна.

Камария Киямовна поделилась с нами архивом фото, на которых изображены ее «детки» в костюмах, сшитых руками нашей героини.

Ансамбль Камарии Киямовны с Сарой Алпысовной Назарбаевой.

— Когда я только создавала свой ансамбль, решила завести красную книгу отзывов. Сейчас ей, как и ансамблю, 30 лет. Жаль, что не могу показать ее сейчас: она находится в Астане, — сетует Камария Киямовна.

— Погода в этот день была очень символичная: сначала шел дождь, после он перешел в снег. Мы выступали перед резиденцией, встречали Нурсултана Назарбаева, — вспоминает женщина, с улыбкой рассматривая фото.

— А это мой малёк! — восклицает Камария Киямовна. — Моя Алика! Столько она оттанцевала в ансамбле для татарского культурного центра, такая трудолюбивая у меня внученька. Несколько дней назад она сдала государственные экзамены и окончила девятый класс, — с гордостью продолжает Камария Киямовна.

Митхун Чакраборти — звезда Болливуда. Ансамбль Камарии Киямовны выступал вместе с ним на фестивале «Азия Дауысы». Вместе они исполнили пять танцев, два из которых были казахскими.

Далиля демонстрирует татарские костюмы, созданные руками любимой абики (абика — с тат. бабушка).

— С голубым платьем я надела казахскую национальную шапочку. По цвету очень подходит. Обратите внимание, как отличаются казахский головной убор от татарского, — отмечает Камария Ханум.

А сейчас наступил, пожалуй, самый интересный момент — Камария Киямовна демонстрирует нам вещи татарской народности, которые передавались из поколения в поколение, и сейчас по праву считаются раритетом:

— Самое основное в женском татарском костюме — это күкрәкчә (с тат.- нагрудник). Это старинная вещь 18 века, переданная еще пра-пра-пра-прабабушкой. Это полностью ручная работа. Женщина надевала такой нагрудник в качестве нижнего белья. Сейчас я хочу сделать такой же, но только из драгоценных камней.

Ни одна татарская девушка раньше не обходилась без шашбау (с тат. — накосницы). Экземпляр с левой стороны — старинная вещь 18 века, справа — тоже старинная работа, но по сравнению с другой она моложе. Данные изделия выполнены из чистого серебра.

— Шашбау вплетаются в косы. Это такая красота, когда идет девушка с тонким станом, легкой походкой и длинными косами, в которых играют свою неповторимую музыку шашбау. Также шашбау — это оберег. Темные силы обращают внимание на колыхание шашбау, пугаются и минуют красавицу, — рассказывает Камария Киямовна.

— Это тезмәләр, тоже накосница, но надевается иначе. Такая накосница должна полностью накрывать косу девушки, — делится своим знаниями хозяйка дома.

Когда мы взяли в руки это изделие, удивились его тяжести. Оказалось, что оно тоже выполнено из чистого серебра, который, по словам Камарии Киямовны, всегда был ближе к мусульманам, нежели золото:

— Смею заверить, что хәситә (с тат. — нагрудное украшение) было только у женщины-татарки. Раньше у нее не было кошелька, поэтому она брала кусок полотна и нашивала на него все свои драгоценности. А надевала его женщина через плечо, и ее достаток определялся именно по этому украшению.

— Очень хочу поделиться с Вами подарком, который нам вручила в 1991 году Майрам Акаева, некогда первая леди Киргизии, — демонстрируя подарок, говорит Камария Киямовна.

— А это изделие подарили мне татары в Саудовской Аравии, когда я совершила хадж. С тех пор я начала носить исключительно татарскую одежду. Помнится мне, как подошла женщина-американка и спросила о моей национальности. Оказалось, что она живет в Калифорнии, но так же как и я является татаркой, — делится приятными воспоминаниями Камария Ханум.

— Данный экземпляр предназначен для ребенка. Это всем известная түбәтәй (с тат. — тюбетейка). Посмотрите, как много на нем элементов от сглаза, которые также отпугивают своими кисточками злые силы. Ей уже очень много лет, но благодаря добросовестной работе, ей нет износу, — отмечает Камария Киямовна.

Почетная грамота, врученная нашей героине именем президента Нурсултана Назарбаева.

— У меня есть книга, которую мне подарил акимат на Восьмое марта. Она выпускалась почти пять лет. В ней изображены костюмы народов мира. Мои костюмы с моими девочками там тоже есть, — делиться наша героиня.

Побывав в гостеприимной семье, через день мы отправились на тот самый праздник Сабантуй, где собираются татары со всего города и не только. В этот раз, второе воскресенье июня выпало на 14-е число.

Интересно, что немало татарской молодежи посещает этот праздник для того, чтобы познакомится с противоположным полом. Цель, которую они преследует, как правило, носит благоприятный характер — желание найти свою половинку среди представителей своей национальности.

А вот и наши герои — ансамбль «Акмаржан» с его неизменным художественным руководителем Мансуровой Камарией Киямовной.

В ансамбле «Акмаржан» шесть девочек и два мальчика. Удивительно, но у них нет определенно возрастного ограничения для детей. Здесь танцует и более взрослая девочка и совсем «крошка».

Прекрасно выступив, ансамбль отправился переодеваться для следующего номера. На этот раз они просто хотели порадовать глаз зрителям танцем «цыганочка».

Много парней гуляет в национальных тюбетейках, а девушки с отличительным знаком того, что они «татарочки».

Гуляя по парку, мы проходили мимо мини-ярмарки, на которой продавали книги на татарском языке, сувениры, флажки, кружки и прочие памятные вещи.

Тем временем танцоры из «Акмаржана» перебрались на малую сцену, где их очень радушно приняли зрители.

— Только татары могут за месяц разучить два танца и выступить с ними на сцене! — задорно шутит ведущий.

Мы решили прогуляться дальше и наткнулись на интересную зону, которая была ориентирована больше на мужчин и мальчиков, однако зрителей там было предостаточно.

Зона начала свое действие с 13:00. Первопроходцем на «столб» стал мальчик Рамиль. Он с первого раза поднялся на высокий столб, за что получили неплохой приз.

Мальчика подбадривали зрители. Можно было заметить резкий прилив сил, когда ему кричали: «Давай! Еще чуть-чуть! Ты сможешь!»

Но Рамиль на этом на остановился и решил попробовать себя в еще одной игре — борьба подушками на бревне. И он снова стал победителем, за что получил билет на аттракцион в парке.

Главной игрой на той площадке была татаро-башкирская борьба на поясах. Сначала борются маленькие мужчины, после «немного» постарше.

Именно они борются за главный приз, который вы сейчас видите под фото.

Сабантуй объединяет татарский народ и делает его более сплоченным. Все смеются и говорят друг другу приятные слова. Вокруг то и дело слышишь фразу «зур рәхмәт», что в переводе с татарского означает «большое спасибо».

Татарская семья – мусульманская семья

Татарские семьи издавна выделялись разнородным составом, семья включала в себя до десяти человек. Была четкая градация авторитета от новорождённого и неразумного до самого старшего и мудрого. Все в семье было подчинено строгим правилам, и это было необходимым условием нормального функционирования семьи. Любое ослушание приказа отца или мужа, расценивалось как злостный проступок, за который часто наказывался виновный

Например, садясь за стол всей дружной семьей, первым к еде приступал глава семейства – отец или дед, и лишь потом все остальные. Например, за спешку можно было отхватить деревянной ложкой по лбу. Главу семейства всячески почитали, отцу, который приходил с работы, домочадцы наперебой старались преподнести кувшин с водой и полотенце, чтоб он мог омыть свои руки.

Источник фотографии: photosight.ru

К сожалению, традиции теряют свою ключевую роль в повседневной жизни современных людей. Различные национальности и культуры интегрируются в состав одной семьи, и этому способствует непрерывная урбанизация. В городах очень сложно найти преданных представителей своей национальности и веры, вследствие чего часто встречаются случаи заключения браков между татарами и представителями других национальностей (русские, мордва, чуваши и прочие).

Смешанный брак — это один из ключевых факторов, способствующих «вымыванию» из общества такого понятия, как беспрекословное подчинение родителям и старшим, очередность женитьбы или замужества родных братьев и сестер, «неразбериха» вокруг принадлежности родившегося ребенка к той или иной конфессии. Это порождает постепенное вымирание соблюдения традиций при бракосочетании (никахе), оставляя взамен формальную связь через структуру ЗАГСа.

Современные семьи становятся простыми, односоставными, с минимизированной ролью родителей и тем более дедушек и бабушек. Молодые создают семьи и видят друг в друге все, что необходимо им для счастливой жизни. Современный подход к семье и браку всячески пытается свести семью к отношению двух людей, где зачастую супруга занимает главенствующую роль.

На самом деле законы, которые выдержали тысячелетнюю критику не отменены. Семья и по сей день остается микрогосударством со своей конституцией, президентом, парламентом, бюджетом и кризисами. Экономические кризисы закономерны и случаются в разные периоды жизни, но в своем большинстве они преодолимы, народ каждого государства терпит или свыкается с экономическими кризисами, случившимися в государстве, учатся с этим жить.

Источник фотографии: bolshoyvopros.ru

Куда более опасны для нашего семейного государства кризисы идеологические: нежелание президента принимать новые необходимые законопроекты или изменять экономическую политику страны, касательно мужа и неправомерное «разбазаривание» государственных денег, неподчинение существующему режиму, революции и путчи со стороны жены могут в конечном счете привести к свержению правящего режима и развалу государства.

Как же не допустить того, чтобы под воздействием различных негативных факторов семья все же продолжила свое существование, и все ее члены чувствовали себя максимально комфортно?

Я в доме хозяин или домохозяин!

В современное время мы все реже слышим фразы: «мужчина – добытчик», «женщина – хранительница домашнего очага», ведь с появлением у женщин прав работать наравне с мужчиной, женщины начали понимать, что не только мужчина может быть кормильцем. В некоторых семьях женщина стала зарабатывать больше мужа, а значит и играть ключевую роль в моменте материального обеспечения семьи. В таких условиях мы наблюдаем возникновение такого современного явления как «семьи перевертыши».

В этих семьях жена успешнее, умнее, активнее мужа, но такую мужественную роль она занимает не потому что хочет, а чаще потому что тот мужчина, который рядом с ней, слишком слаб. «Мужчины слишком женственные, женщины слишком мужественные» — так можно было бы назвать книгу, посвященную современным отношениям, где мужчины отдают всю свою зарплату жене, где считается что она тоже обязана работать, где в семьях женщины всю инициативу взяли в свои руки и взвалили на себя чужие обязанности. Некая женщина-супермен и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдёт».

Некоторые семьи еще на этапе заключения брачного союза решают, какой системе будет подчиняться семья. Им предлагается выбрать между тремя типами семей: патриархат, матриархат и равенство. Чаще всего молодые пары выбирают равенство, не догадываясь, что это равенство автоматически приведет устройство их семьи к матриархату. По неофициальной статистике, таких семей в России около 70%.

Источник фотографии: mama.ua

Семья, в которой мужчина под женским каблуком, а женщина – власть имущая, счастливой стать не может, потому что муж и жена поменялись предназначенными им свыше ролями. В женщине пропадает уважение к мужчине, если она сама себя обеспечивает, а мужчина, не получив любовь и поддержку со стороны своей супруги, начинает искать счастье на стороне. Поколения детей, выросших, наблюдая за этой неверной расстановкой ролей в семейном спектакле, неминуемо повторят то же самое и в своих семьях.

Благо у нас есть наша богатая история с ее религиозной и национальной традицией, которая при желании все расставляет на свои места.

Ир – баш, хатын – муен!

Всевышний указал нам правильный путь в Священном Коране, последовав которому, мы обретём счастье и в этой жизни, и в последующей. Когда, первый человек Адам, созданный Всевышним, загрустил, Аллах создал для его успокоения пару из него самого. В Коране говорится, что женщина создана из ребра мужчины, а не наоборот. Стало быть, женщина создана для мужчины, а не мужчина – для женщины.

«Из знамений Его – то, что сотворил Он жен для вас из вас самих, чтобы находили вы успокоение в них, и установил Он любовь и благосклонность взаимную между вами. Воистину, во всем этом – поучительные примеры для людей размышляющих» (Сура «Римляне» 21).

Отношение мужа к жене

В хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) содержится информация о том, как он в одиночку справлялся с обеспечением и оказанием внимания сразу одиннадцати женам. В хадисе сказано:

«Если человек верует в Аллаха и Судный день, то, увидев какое-либо дело, пусть говорит по-доброму, либо молчит, а женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с женщинами хорошо» (Абу Дауд).

Создав женщину из плоти мужчины, сделав его более сильным, более умным, более стойким, Всевышний дал власть и руководство мужчине над женщиной, повелел им быть покорными своим мужьям, а не наоборот. Об этом Всевышний говорит в Коране:

«Мужья являются попечителями жен своих, потому что Аллах дал одним из них преимущество над другими (умом, знаниями и главенством), и потому что они расходуют из своего имущества. Женщины добродетельные покорны Аллаху и мужьям своим, и хранят честь и имущество, которые велел беречь Аллах» (Сура «Женщины», 34);

«…Женщины имеют такие же права (по отношению к мужьям), как и мужчина по отношению к ним по-доброму, хотя мужья и выше их по положению» (Сура «Корова», 228).

Наш достопочтимый пророк Мухаммад сказал:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа и его детьми. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству» (Бухари).

Отношение жены к мужу

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Если бы я повелевал совершать земной поклон кому-то, кроме Аллаха, то велел бы женщине совершить земной поклон своему мужу. Клянусь Тем, Кому принадлежит душа Мухаммада, женщина не исполнит свои обязанности перед своим Господом, пока не исполнит свои обязанности перед мужем. И если он попросит ее о половой близости даже на паланкине, то она не должна отказывать» (Ибн Маджа).

В других хадисах также говорится о повиновении жены мужу:

«Самая лучшая из женщин – та, которая радует тебя, если на нее глянешь; повинуется тебе, если ей повелеваешь; сохраняет себя и твоё имущество, когда ты отсутствуешь»;

«Женщина, совершающая пять обязательных молитв, соблюдающая пост в месяц Рамадан и покорная мужу, войдёт в Рай через любые его врата» (Ахмад).

Как видим, из вышеприведённых аятов Корана и хадисов пророка Мухаммада, правильное устройство семьи – это когда муж в доме главный и не обижает домочадцев, а жена ему покорна и старается услужить своему мужу. Таким образом, каждый будет занимать своё место в семье, выполнять свои обязанности и реализовывать свое предназначение, возложенное на них Всевышним, исходя из физических, физиологических, духовных особенностей каждого из них.

Смирись со своей ролью

Всевышний создал мужчину и женщину разными, это и влечет нас друг к другу. Он даровал разные права и обязанности в соответствии с их особенностями. Благочестивая мусульманка понимает, что она слабее мужчины и не стремится занять его место, понимая, что ей уготована куда более значимая роль – воспитание детей и создание комфортного микроклимата семьи. Достойный мусульманин сделает все возможное, чтобы не уподобляться женщине и не боится ответственности, возложенной на него.

В благополучной паре мужчина и женщина дополняют друг друга энергетически, происходит взаимообмен. Она отдает ему самое ценное, что у нее есть – любовь, благословение и целомудрие, а он ей – безопасность, эмоциональную близость, благодарность и материальное обеспечение.

Женщине не стоит приравнивать себя к мужчине и стараться брать верх над ним – это не соответствует культуре мусульман. Мужчина должен быть главным, а женщина находится под его защитой и опекой. Он – добытчик и опора. Он – тот, кто принимает важные решения, устраняет проблемы, и последнее слово должно оставаться за ним. И это на самом деле прекрасно.

Женщина, которая стремится доминировать над мужчиной, превращая его в тряпку, никогда не будет довольна своим браком. Если муж передал ей бразды правления и потакает ей во всем, то она недовольна, так как женщинам не нравятся безвольные слабые мужчины.

Источник фотографии: dylym.ru

Если он не уступает ей место лидера, то она все силы тратит на соперничество с ним, конфликтуя и ссорясь. У мужчины все силы уходят не на свои цели и задачи, а на совсем бесполезные вещи. Он постоянно сражается со своей второй половиной, тратя на это очень много энергии и сил. Так откуда же ему в таком случае брать силы на то чтобы творить большие дела? И все это на самом деле признак ее глупости и недальновидности.

Мудрость женщины заключается в том, чтобы следовать своей естественной природе: быть мягкой и женственной, признавать свою слабость и стать отрадой для мужа. Такая женщина вдохновляет мужчину на успех, и тем самым сама развивается как личность, она дает мужчине возможность успокоиться, расслабиться и накопить в себе мужскую силу. Он же в свою очередь чувствует, что она нуждается в нем и в его защите. Рядом с такой женщиной он сможет стать героем. Это и есть гармоничные отношения между мужчиной и женщиной.

Найди успокоение в женственности

Если проникнуться в смысл слова «женственность», то становится абсолютно ясно что это не порок и не унижение и тем более не означает, что она находится на самом низшем уровне, а наоборот, это прекрасно. В женщине с рождения заложены качества женственности. С детства девочки любят красиво одеваться, наряжаться, часами прихорашиваться у зеркала. Повзрослев девушек тянет к прекрасному: они начинают заниматься рукоделием, вышиванием, абсолютно все хорошо ладят с детьми – эти качества заложены в них Аллахом. Находясь «за мужем», то есть за спиной мужчины, женщина остается женственной и это положение украшает ее.

Если сравнивать семью с государством, то ни в одной стране мира нет двух президентов, но она занимает роль, премьер-министра, который заинтересован в улучшении жизни страны, видит недостатки в его работе и постоянно старается вывести страну на новый уровень. Мужчины в своем большинстве не требовательны и неприхотливы к еде, жилищу, одежде, а женщинам напротив, все это нужно и в их жизни все эти мелочи играют значимую роль. Если она хочет получить все это, то ей надо поступить так, как поступил бы любой министр, чтобы получить одобрение президента очень тщательно готовит законопроект, выбирает удобный момент и с покорностью и без принуждения презентует его президенту. Таким же образом должна поступать жена в отношении мужа.

Аллах заложил мужчинам лидерские качества и желание чувствовать свою значимость. Женщина должна поддерживать его инициативу, направлять, стараться поощрять его и указывать на то, что он в ее жизни играет огромную роль. За каждым успешным мужчиной стоит мудрая женщина.

Источник фотографии: bookz.ru

В одном известном анекдоте, который, возможно, был реальной ситуацией, рассказывается: Однажды вечером президент Обама и его жена Мишель решили пойти на незапланированный ужин в ресторан, который был не слишком роскошен. Когда они уже сели, владелец ресторана спросил у охранника Обамы, может ли он обратиться к первой леди в частном порядке. Затем у Мишель и этого мужчины состоялся разговор. После этого разговора президент Обама спросил Мишель: «Почему он был так заинтересован в общении с тобой?» Она ответила, что в ее подростковые годы он был безумно влюблен в нее. Президент Обама сказал: «Так что, если бы ты вышла за него замуж, ты бы сейчас могла быть владелицей этого прекрасного ресторана?» – и Мишель ответила: «Нет. Если бы я вышла за него замуж, он бы стал президентом».

Жена — это профессия. Нелегкая задача стоит перед женщинами, но она того стоит. Счастье семьи, мужское счастье и счастье женское в руках обоих супругов, но все же климат в отношениях строиться руками женщин. Дорогие женщины, ваше счастье только в ваших руках.

Крымские татары: трудный путь к себе

Как крымские татары осознавали себя государствообразующим народом после развала Российской империи

Виталий Портников: Сегодня в рамках нашего цикла программ о столетии государственности в Украине мы будем говорить о крымско-татарском национальном движении. Но вначале репортаж моего коллеги Владимира Ивахненко.

Владимир Ивахненко: Крымские татары – коренной народ Крымского полуострова, сформировавшийся здесь в XIII–ХV веках в результате длительных ассимиляционных процессов древнего населения полуострова (тавры, киммерийцы) с сарматами, гуннами, аланами, монголами, османами, кипчаками). С 1441 года и до захвата Крыма Российской империей в 1783-м существовало Крымское ханство, образовавшееся в период распада Золотой Орды. Стратегия империи-последовательное вытеснение крымских татар – превратила коренной народ в меньшинство на полуострове. Февральскую революцию 1917 года лидеры крымско-татарского движения рассматривали как способ освобождения от зависимости от царского режима и получения автономии, вплоть до создания собственного национального государства.

В марте 1917 года в Симферополе Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет и его главу Номана Челебиджихана. «Наша задача, – заявлял тогда Челебиджихан, – создание такого государства, как Швейцария. Народы Крыма составляют прекрасный букет, для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку».

Осенью 1917 года Курултай провозгласил создание Крымской народной республики, принял Конституцию, государственную символику и объявил себя парламентом. Но большевики республику крымских татар не признали, и после кровопролитных боев в январе 1918 года национальное правительство было свергнуто. В феврале 1918 года арестовали и расстреляли Номана Челебиджихана. В 1920 году большевики установили на полуострове советскую власть, в октябре 1921-го создали Крымскую Автономную Социалистическую Советскую Республику в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымско-татарский, высшее руководство состояло в основном из крымских татар. В 1937 году большая часть крымско-татарской интеллигенции была репрессирована.

Согласно данным переписи населения 1939 года, крымских татар в Крыму насчитывалось около 220 тысяч, то есть примерно 20% населения. Крымская автономная республика была ликвидирована в 1944 году, вскоре после депортации с полуострова крымских татар сталинским режимом.

Виталий Портников: Гость нашего эфира – историк Гульнара Бекирова.

О чем думали крымские татары в 1917–1918 годах: статус в составе России, собственное государство, союз с каким-то другим государством, которое образовывалось на территории бывшей Российской империи, с той же Украиной? И при этом уже тогда у крымско-татарского народа не было большинства в Крыму.

Гульнара Бекирова: Конечно, взгляды эволюционировали. В марте 1917 года, когда видные представители крымско-татарской интеллигенции старшего поколения собрали мусульманский Курултай (две тысячи человек принимали участие), это, конечно, было огромнейшее событие. На тот момент, я думаю, не было каких-то планов возродить государственность, а тем более мыслей о том, какой она будет. Это ключевой съезд, когда в крымско-татарскую власть были призваны молодые, очень умные, образованные представители крымско-татарской интеллигенции. Там еще Временное правительство, одна власть рухнула – некоторое политическое безвременье. В том числе, у крымских татар, как и у других так называемых угнетенных народов (используем здесь советский историографический штамп), возникают идеи о том, что царский режим наконец-то рухнул. Это тот самый царский режим, который угнетал и крымских татар на протяжении 150 лет после первой аннексии Крыма, когда крымские татары, потеряв государственность, превратились в меньшинство на своей исторической родине.

Крымско-татарские интеллектуалы постгаспринской эпохи, это те люди, которые учились у Исмаила Гаспринского, читали «Терджиман», работали в «Терджимане». «Терджиман» – это первая массовая объединительная газета, которую читали все мусульмане Российской империи, ее издавал великий крымско-татарский просветитель Гаспринский. Эти люди, которые обучались в Стамбуле, Санкт-Петербурге, во Франции, в Турции, были призваны своим народом во власть, возглавили национальное движение за возрождение своего народа, за то, чтобы не только крымские татары, наконец, обрели долгожданную свободу, но и весь Крым приобрел новую историческую траекторию. Конечно, они прекрасно понимали, что на тот момент крымские татары уже не были большинством на своей исторической родине. Крым тогда был уже полиэтничным.

Как раз за счет политики выдавливания, которую на протяжении 150 лет очень успешно проводили в жизнь царские власти, в середине XIX века последовала массовая эмиграция крымских татар, около 193 тысяч человек, по скромным подсчетам, были вынуждены покинуть родину. Тогда и существовала та самая крымская полиэтничность, о которой нам до сих пор радостно сообщают русские пропагандисты Крыма, а до этого Крым был в значительной степени моноэтничен.

Виталий Портников: 1917 год – это время брожения. Но после Октябрьского переворота у очень многих и субъектов, и народов Российской империи происходит переоценка того, что с ними будет. Как повлияло это событие на крымских татар?

Гульнара Бекирова: Это первая такая веха, это новая молодая политическая поросль. Конечно же, это люди, которые издают газеты, понимают, что нужно овладеть имуществом, решить, прежде всего, земельный вопрос. Ведь в результате этой жуткой политики крымские татары были на тот момент в значительной степени безземельны. Даже в рамках этой системы Курултая были люди, которые мечтали о национальном возрождении и о независимости, были реалисты, которые понимали, что, наверное, в тот момент тяжеловато было бы обескровленному народу возродить Крымское ханство. Летом 1917 года действительно проходили переговоры, осенью были некие встречи. Здесь тоже есть определенные лакуны, но где-то осенью 1917 года уже понятно, что лидеры украинской революции, по сути, сказали крымским татарам: занимайтесь вашим Крымом, как вам заблагорассудится, у нас вообще нет каких-то особых притязаний на него. Мне кажется, уже тогда это была определенная ошибка. Большевиков в Крыму тогда практически не было, но уже на момент октябрьского переворота было понятно, что эти самые большевики со временем будут иметь очень большой политический вес. К сожалению, так и случилось. Где-то в конце 1917 года в Крыму было, по сути, две власти – Курултай или крымско-татарская власть и большевистская власть.

Виталий Портников: Которую возглавил брат Ленина Дмитрий Ульянов.

Гульнара Бекирова: К сожалению, этот союз был чрезвычайно антагонистическим, крымские татары категорически не приняли большевистский переворот. В значительной степени ход Курултая был определен этими событиями. Уже в январе 1918 года, после первого Курултая крымско-татарского народа, который прошел чрезвычайно успешно, Крыму была представлена программа возрождения. Крымская Швейцария – сегодня об этом многие знают и говорят. Я думаю, на тот момент это вполне могло бы осуществиться, если бы не грубая сила большевиков-анархистов.

Вы вспомнили Дмитрия Ульянова, а его старший брат Владимир Ильич, которого привыкли рисовать то с котиком, то с ходоками, этот милый дедушка, как нам его представляли в советской историографии, на самом деле был сторонником государственного террора. Уже когда в январе в Крыму кровь лилась буквально океанами, когда были схвачены представители интеллигенции, которые не отвечали принципам революционной благонадежности, было понятно, что террор – это часть политики большевистской власти. Собственно, когда в марте 1918 года к власти пришла Таврическая республика, это было первое пришествие большевиков в Крым. Помимо террора еще забирали все, что можно было забрать, и крымские татары, работавшие на земле, пострадали от этого больше всего. Из всех этнополитических групп полуострова они в наименьшей степени симпатизировали большевистской власти. Разумеется, после убийства Челебиджихана ни о каких симпатиях речи быть не могло. Например, один из лидеров, глава Курултая Асан Сабри Айвазов, в декабре 1917 года с воодушевлением писал: вы представляете, вся Россия залита кровью, а крымские татары возрождают свои святыни. А уже в мае 1918 года (прошло всего полгода) он пишет с горечью: буквально за полгода мы потеряли нашего лидера, уничтожаются наши святыни.

К счастью, большевики тогда долго не продержались, потому что в Крым вошли немцы. Но и попытка возрождения Курултая в мае 1918 года также не увенчалась успехом. Затем было коалиционное правительство, возглавляемое литовским татарином Сулейманом Сулькевичем. В советской историографии его принято ругать, но как раз крымские татары имели там определенный вес хотя бы потому, что многие литовские татары берут свое этническое начало из Крыма. По сути, это та этнополитическая или даже субэтническая группа крымских татар, которые ассоциируют себя и с Крымом в том числе.

Правительство Сулькевича, которое прекратило свое существование в ноябре 1918 года, держало курс на независимость Крыма. Но не удалось, потому что немцы ушли из Крыма, потом было правительство, возглавлявшееся Соломоном Крымом, но крымские татары в этом уже никак не участвовали. Потом, в апреле-мае 1919 года, снова пришли большевики, но тогда уже они учли прежний опыт. Как раз в этом правительстве, которое возглавлял Дмитрий Ульянов, было шесть министров – крымских татар.

Виталий Портников: Вы говорили о правительстве Сулькевича. Насколько я понимаю, это ведь были такие формы государственности, установленные Германией в бывшей Российской империи. Было такое государство Скоропадского, и было такое государство Сулькевича. Это такие солидные люди, которым немцы могли доверять, но доверяли ли им сами жители этих территорий?

Гульнара Бекирова: Это была оккупация. Хотя, в принципе, после красного террора население воспринимало немцев чуть ли не как освободителей. Это все-таки было правительство, существовавшее под протекторатом германских оккупационных войск. Конечно же, Сулькевич не имел большой самостоятельности. В то же время, это все переходные формы государственности, которые в понимании сегодняшнего дня, привели к созданию 18 октября 1921 года Крымской АССР, где крымские татары были представлены в значительной степени, где как раз был учтен фактор их политической активности (хотя учтен, конечно, двулично, двусмысленно, иезуитски, как и все, что делали большевики). Говорилось, что крымские татары – коренной народ, угнетаемый долгие десятилетия, поэтому мы учли все их интересы: пожалуйста, нате вам автономию. Собственно, первые же репрессии в Крымской АССР начались среди лидеров крымских татар, как только Вели Ибраимов попытался представить план реэмиграции крымских татар, когда он предложил вернуть жалкие, несчастные 20 тысяч человек на свою историческую родину из Турции, Болгарии, Румынии. Это были те люди, которые на протяжении 150 лет покидали родину. Но это уже категорически не входило в планы большевиков.

Виталий Портников: А, кстати, почему? Такого рода идеи репатриации существовали по отношению к различным народам Российской империи практически всю советскую историю. Это не выглядело угрозой, а выглядело, наоборот, какой-то демонстрацией эффективности советского строя.

Гульнара Бекирова: Потому что крымские татары были всего лишь национальной ширмой. Все, что было связано с идеями возрождения крымско-татарской государственности, самостоятельности крымских татар, даже в значительной степени с образованием, – все это, конечно, представляло угрозу для большевиков. Любая самобытность любого народа была угрозой. Нужно было унифицировать это общество до большевистского. И когда этот самый большевик Вели Ибраимов предстал перед властями как в некотором смысле националист, его тут же уничтожили.

Виталий Портников: А что, в таком случае, представляла собой Крымская АССР, когда была создана на руинах дореволюционного и революционного Крыма?

Гульнара Бекирова: Крымская АССР, по моим представлениям, это автономия, которая была создана в связи с наличием в Крыму коренного народа. Это была некая подачка большевиков: дескать, вот вам эта самая государственность, пожалуйста, берите ее, а те, кто против, – буржуазные националисты. В мае 1928 года расстреляли Вели Ибраимова, а через несколько месяцев – 63 представителей буржуазно-националистической партии: это те самые люди, которые не успели уехать, но в 1917–19 годах проявляли политическую активность. Но они не были врагами, они были просто крымско-татарскими патриотами, которые мечтали о том, чтобы их народ, наконец, обрел свободу на своей родной земле.

Конечно, тут были ярко выраженные сторонники независимости. Например, в мае 1918 года, когда состоялось временное бюро Курултая, Асан Сабри Айвазов выступал за то, чтобы крымские татары тоже развивались в рамках германского протектората, но в то же время это было связано и с тем, что немцы уже были на дворе, и по большому счету крымским татарам было все равно, в рамках каких геополитических союзов возрождать свои этнические государственные институты, восстанавливать свой народ и свою самобытность. За 150 лет царского владычества крымские татары превратились не просто в меньшинство, но действительно в то самое угнетенное меньшинство, по сути, в значительной степени потеряли свой этнический субстрат. Конечно, это были патриоты. Они были разные, иногда находились в каких-то антагонистических отношениях.

Тот же Асан Сабри Айвазов потом опубликовал свои тюремные записки, и мы, с одной стороны, понимаем, что это репортаж с петлей на шее, но также видим, насколько сложными были эти взаимоотношения даже внутри крымско-татарского сообщества. Там были крупные интеллектуалы и люди, которые являлись просто исполнителями. Но были и по-настоящему умные люди, которые надеялись на то, что крымские татары все-таки восстановят государственность. Вся эта история – сложная: с одной стороны, это история о патриотизме, о том, как крымские татары пытались восстановить свой статус, который у них существовал на момент потери государственности в 1783 году, и о том, как все это не получалось. Не состоялся союз с украинцами – это отдельная тема. Не получалось с независимостью, потому что крымские татары уже не были большинством.

Виталий Портников: Союза с белым движением тоже по большому счету не получалось.

Гульнара Бекирова: Его не было. Правительство Соломона Крыма выступало как раз за союз с Россией. На тот момент не получилось союза крымских татар с большевиками, хотя в 1919 году они уже пытались с ними заигрывать.

Виталий Портников: Но был Врангель.

Гульнара Бекирова: Потом уже было белое правительство Слащева. Потом новый приход большевиков в 1920 году. Потом жуткий голод. Кто ушел в эмиграцию, кто сидел в подполье. Конечно, было очень страшное время.

Виталий Портников: Наверное, можно в какой-то мере говорить о том, что это история исторической безысходности. Тем не менее, мне кажется, после этой беседы нам стали ясны те национальные чаяния, которые в результате позволили крымским татарам вернуться в Крым после депортации. Если бы не было этой истории, этого Курултая, этих мыслей о государственности, то, может быть, не было бы столь очевидного стремления вернуться, которое и определило всю судьбу Крыма после развала Советского Союза.