Социально экономические права человека

Главная > Дипломная работа >Государство и право

по курсу «Общее право»

по теме: «Социально-экономические права человека»

В последнее десятилетие в российском общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации страны в эти годы. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до рядовых граждан. Тема прав человека как одна из наиболее злободневных и «модных» не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научных конференций. В российском общественном сознании, как и во всем мире, идея прав человека утвердилась как важнейшая гуманистическая ценность и неотъемлемый элемент демократии.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан представляют собой важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время это – непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости, «суверенности». В современном развитом обществе важно соблюдение не только личных и политических прав человека, но и социально-экономических – прав на труд, отдых, образование, жилище и т.д.

При подготовке работы были поставлены следующие цели:

раскрыть понятие и сущность социально-экономических прав, их место в системе основных прав и свобод граждан;

раскрыть правовой механизм защиты и реализации социально-экономических прав в нормах отраслевого законодательства;

рассмотреть организационно-правовой механизм охраны социально-экономических прав через государственно-правовые институты: судебную власть, уполномоченного по правам человека;

проанализировать практику Конституционного Суда РФ по защите социально-экономических прав граждан.

В этой связи поставлена задача изучить Конституцию РФ; отраслевое законодательство, развивающее социально-экономические права; нормативные акты, регулирующие прецеденты по защите основных социально-экономических прав и свобод граждан, судебных органов, Конституционного Суда РФ и уполномоченного по правам человека.

Работа состоит из двух глав. В первой главе вводится понятие прав человека, рассматривается механизмы их защиты, проводится их разделение на личные, политические и социально-экономические. Подробно анализируется защита социально-экономических прав человека в Основном Законе – Конституции РФ.

Во второй главе рассматривается защита социально-экономических прав человека в отраслевом законодательстве, а также виды защиты этих прав – с помощью судебной системы и института Уполномоченного по правам человека.

В заключении подводятся итоги и делаются выводы по теме работы.

1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.

Употребление термина «основные права и свободы» не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем конституционные (основные) права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки, позволяющие выделить их в особый институт конституционного права:

а) основные (конституционные) права и свободы перечислены в Конституции – нормативном правовом акте, обладающем высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Причем положения соответствующей главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

б) основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину. Иные права и свободы, перечисленные, в частности, в федеральных законах, нередко имеют конкретный круг субъектов: военнослужащих, судей, депутатов представительных органов и т.д.;

в) основные права и свободы имеют учредительный характер, их система составляет основу правового статуса личности. Иные права и свободы, например, установленные законодательством о труде, о социальном обеспечении, базируются на соответствующих основных правах или свободах, закрепленных Конституцией; в то же время они служат юридическими гарантиями реализации основных прав и свобод;

г) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Определенный круг прав и свобод гражданина неразрывно связан с наличием у индивида гражданства Российской Федерации, утрата гражданства автоматически влечет и утрату личностью основных прав и свобод гражданина;

д) реализация основных прав и свобод человека и гражданина не связана с участием индивида в конкретном правоотношении. Они существуют постоянно, неизменно присутствуют в каждом правоотношении. Иные права и свободы нередко обусловлены участием лица в том или ином правоотношении и даже возникают вследствие такого участия;

е) основные права и свободы охватывают важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной, частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в политической, социальной, экономической, культурной сферах.

Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, неотчуждаемые права и свободы учредительного характера, охватывающие важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.

В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое – политические и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных декларациях (американской, английской, французской); второе – социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье – коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь и т.д.). Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию развития данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области. Когда-то права человека составляли так называемую третью корзину в торге СССР с западными странами (наряду с ядерным оружием и политическими вопросами). Но эта эпоха прошла, и Хельсинкские соглашения (1975 г.) остались лишь вехой на общем пути человечества к более совершенному порядку.

В отечественной литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени их значимости. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономических прав», попытки объявить их «социалистическим изобретением», неизвестным «цивилизованным странам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом такого подхода является оттеснение на второй план социально-экономических прав как прав иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшему разряду». Однако, думается, вряд ли оправдано такое противопоставление прав — все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сейчас российские граждане на себе почувствовали значимость многих социально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются «несоциалистические» отношения. Утрата этих завоеваний особенно остро ощущается в наши дни.

Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические – наиболее распространенное основание их классификации. Однако основные права и свободы можно классифицировать и по другим признакам:

а) по субъекту – на права и свободы человека (для них характерна конституционная формулировка «каждый») и на права и свободы гражданина (осуществляются только гражданами Российской Федерации);

б) по форме осуществления – на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права и свободы реализуются личностью самостоятельно, без участия других лиц (право на жизнь, на личную неприкосновенность, свобода слова и т.д.). Коллективные права и свободы человек самостоятельно реализовать не может – необходимы согласованные действия по реализации аналогичных прав и свобод другими индивидами. К примеру, «каждый имеет право на объединение», но воспользоваться этим правом должны не менее трех человек, иначе общественное объединение никогда не будет создано;

в) по механизму реализации – на права, свободы, реализуемые вне правоотношения (например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность), и права, свободы, реализуемые посредством участия лица в каком-либо правоотношении (например, право выбирать род деятельности и профессию, право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и др.);

г) по моменту возникновения – на права, свободы, возникающие у индивида с момента рождения (в частности, право на охрану достоинства личности), и права, свободы, момент возникновения которых специально оговорен в действующем законодательстве (к примеру, право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у гражданина России только по достижении им 18-летнего возраста).

Личные права и свободы граждан РФ перечислены в статьях 19–29 Конституции РФ.

Личные права и свободы весьма разнообразны, однако их характеризуют некоторые общие особенности:

а) личные права и свободы принадлежат любому индивиду вне зависимости от наличия гражданства Российской Федерации. Это права и свободы человека. Единственное исключение предусмотрено статьей 27 Конституции (часть 2): если свободно выезжать за пределы Российской Федерации имеет право каждый, то правом беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию наделены только ее граждане;

б) личные права и свободы естественны, то есть вытекают из факта существования человека как такового. В частности, любой человек обладает правом на жизнь исключительно в силу своего рождения, человеческой сущности, но никак не в силу того, что правом на жизнь его наделило государство. Задача государства – охранять это право от посягательств;

в) личные права и свободы «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В соответствии со статьей 55 (часть 3), права и свободы, включая личные, могут быть ограничены, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут выступать в качестве меры наказания за совершенные правонарушения.

Перечислим основные виды прав и свобод:

1. Право на жизнь – важнейшее личное право человека, предопределяющее все остальные права.

Социально-экономические права и свободы

Главная > Реферат >Государство и право

1.Социально-экономические права и свободы граждан Российской Федерации. 4

1.1. Право на экономическую деятельность 5

1.2. Право частной собственности 8

1.3. Трудовые права и свободы 12

1.4. Защита материнства, детства и семьи 15

1.5. Право на социальное обеспечение 17

1.6. Право на жилье 19

1.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь 22

1.8. Право на благоприятную окружающую среду 25

1.9. Право на образование 28

1.10. Свобода творчества 30

1.11.Право на участие в культурной жизни 32

Список литературы 35

Экономические и социальные права — важная грань правового государства.

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведе­ния глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе — значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории.

Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся зако­нодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области соци­ально-экономических взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

Экономические и социальные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В своей со­вокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической и социальной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В вопро­сах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохра­няя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также — дать ему силы для ду­ховного развития и проявления своих способностей.

По своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами пря­мого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юри­дическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами — те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каж­дым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.

Конституция Российской Федерации 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод.

В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства.

Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль. Международно-правовая регламентация и защита социально-экономических прав начались в 1948 г., когда самые важные из них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст. 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в программных положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 22-27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда (МОТ). Другую группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах государств.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относится свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних Конституциях.

Особенность действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых свобод, но в иной трактовке их содержания.

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 1

1.1. ПРАВО НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Под предпринимательской деятельностью понимаются «самостоятельная, осуществляе­мая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от поль­зования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зареги­стрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определен­ные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринима­теля наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой прави­тельство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его раз­витие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орде­нов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определен­ные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других огра­ничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на за­конодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г. С этого вре­мени утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г., Закон о предприятиях и предпри­нимательской деятельности 1990 г. 2 (кроме ст.34 и 35, устанавливающих порядок государст­венной регистрации) и ряд других актов. Гражданское законодательство регулирует отноше­ния между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федераль­ным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юриди­ческих лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятствен­ного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их су­дебной защиты.

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конку­ренцию (ч. 2 ст. 34).

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна ) нечестными и незаконными методами. Кон­ституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих зло­­употреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический про­гресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую дея­тельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рын­ков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и то­гда, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.

Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. 3 . Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других дейст­вий.

Социально-экономические права и свободы граждан в россии

Социально-экономические права и свободы.

1) право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
2) право частной собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения;
3) право наследования;
4) право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю;
5) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы;
6) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;
7) право на отдых;
8) равное право и обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании;
9) право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
10) право на жилище;
11) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
12) право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;
13) право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
14) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;
15) право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
16) право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;
17) право каждого на судебную защиту его прав и свобод;
18) право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;
19) право на получение квалифицированной юридической помощи;
20) право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Социально-экономические права и свободы граждан в россии

5.1. История форми ро вания социальных пра в человека

Права и свободы человека и гражданина условно подразделяются на личные, политические, социально-экономические и иные права. Они были теоретически обоснованы и получили свое закрепление в законодательстве стран Европы, Америки, Азии и Африки в разные исторические периоды. Так, западноевропейская либеральная доктрина прав человека, сформировавшаяся в XVII–XVIII вв., определила, что во взаимоотношениях государства и индивида главную роль должны играть свобода, юридическое равенство, верховенство закона. Согласно данной концепции, государство обязано признавать неотъемлемые, неотчуждаемые права человека, принадлежащие ему от рождения как представителю рода человеческого, ограждать их от каких бы то ни было посягательств. Эти права, юридически закрепленные в западных странах в эпоху буржуазных революций XVIII в., названы личными (гражданскими) и политическими правами и свободами (свобода слова, собраний, мысли, равенство всех перед законом и судом) и обозначены как права первого поколения.

В XIX в., с обострением социальных конфликтов и началом массового рабочего движения, стало понятно, что помимо благ, связанных с личными и политическими правами и свободами, есть и другие сферы жизни, которые необходимо охранять с помощью права. Появились требования гарантировать социальное и экономическое равенство в обществе, была разработана теория социального государства, которое предоставляет социальную защиту своим гражданам не из милости, а в силу обязанности создавать наилучшие условия для всестороннего развития личности. Так обозначаются права второго поколения, или социально-экономические права 1 : право на труд, отдых, образование, медицинское обслуживание, оплату работникам больничных листков, выплату пенсий. Тем самым были определены границы государственной власти, выдвинуты критерии оценки государства и его цель: продвигаться к идеалу – осуществлению «всеобщего блага». Права человека в целом определялись как система условий и благ (материальных и духовных), без которых невозможны его нормальная жизнедеятельность, развитие индивидуальных свойств, свободный выбор и самоопределение, реализация «гражданских интересов». Современный подход к содержанию социальных прав сформулирован в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Третье поколение прав возникло в 70–80-х гг. XX в. как коллективные права народов на мирное сосуществование, благоденствие, процветание, жизнь в здоровой окружающей среде, пользование питьевой водой. В конце XX – начале XXI в. происходит формирование четвертого поколения прав – прав будущих поколений.

В России система прав и свобод человека и гражданина была впервые закреплена в государственных актах только в начале ХХ в. В период работы Государственной Думы II–IV созывов различные политические партии предлагали законопроекты, закрепляющие за гражданами Российский империи перечень прав и свобод, в том числе и социально-экономических. Так, российские неолибералы, входившие в состав Партии кадетов (конституционных демократов), – В. М. Гессен, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, А. А. Корнилов, П. Н. Милюков, С. А. Муромцев, Е. Н. Трубецкой, П. Б. Струве, С. Л. Франк, Л. И. Петражицкий – были уверены в необходимости закрепления «права на достойное человека существование», его содержание составляли те самые социальные права, о которых сказано выше: право на труд, всеобщее бесплатное образование, на оказание бесплатной медицинской помощи; социальное страхование в виде государственного обеспечения трудящихся по старости или болезни
и др.

Например, вносился законопроект о праве на образование, в рамках которого провозглашалось всеобщее, бесплатное и обязательное обучение в начальной школе. Начальное образование рекомендовалось передать в ведение органов местного самоуправления, которые должны были организовывать оказание материальной помощи нуждающимся учащимся и создавать образовательные учреждения для взрослого населения, заниматься развитием и профессионального образования. В целях защиты прав ребенка и усиления воспитательной функции семьи и школы предлагалось предоставить родителям право активно участвовать в жизни учебных заведений, где обучались их дети.

Предложенные законопроекты ставили цель формирования в России государства, которое стремится к достижению общего блага. Достижение материального блага представлялось результатом профессиональной деятельности либо реализации права частной собственности, а духовное благополучие ставилось в прямую зависимость от уровня сознания как отдельной личности, так и общества в целом. Чувство патриотизма, осознания своей значимости для государства должно было реализоваться через образовательные программы. Законопроекты, закреплявшие социальные права и представлявшие собой единую систему правового развития страны, рассматривались на заседаниях Государственной Думы в начале ХХ в. Однако осуществление всех этих начинаний в силу разразившейся мировой войны и последовавших затем двух революций было скорректировано и проведено уже в советское время.

В первые тридцать лет советской власти социальные права практически не фиксировались в основном законе страны – конституции, что объяснялось незавершенностью создания основ социалистического общества 2 . Однако, несмотря на то что эти права не гарантировались конституциями, в кодексах законов о труде 1918 г. и 1922 г. права на труд, отдых, заработную плату для трудящихся были подробно регламентированы. Так, трудовые отношения основывались либо на коллективном (заключаемом профсоюзом), либо на индивидуальном трудовом договоре между работником и работодателем. Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты, установленной для данной категории труда государством. Государство регламентировало порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени (8 часов для всех и 6 часов для подростков) и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин. КЗоТ 1922 г. вернулся к системе социального страхования на всех видах предприятий и у частных лиц – нанимателей, которое охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инвалидности и пр.).

Позднее, в 30-е гг. ХХ в., положения о социальных правах, предлагавшиеся в законодательных проектах дореволюционной России, получили свое развитие в трудах советских теоретиков права, причем перечень этих прав был значительно расширен. Социальные права в советский период признавались самыми значимыми и важными, так как именно гарантированность социальных прав являлась доказательством построения социализма в стране.

В главе Х Конституции СССР 1936 г. и главе 7 Конституции СССР 1977 г. именно социальные права открывали перечень всех прав человека. Конституция СССР 1936 г. гарантировала гражданам материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности за счет социального страхования, аналогов которому в мире еще не существовало. Граждане СССР получали бесплатную медицинскую помощь, имели право на бесплатное среднее специальное и высшее, профессионально-техническое, вечернее и заочное образование и т. д. (ст. 121). Большое внимание уделялось государственной охране интересов матери и ребенка, государственной помощи многодетным и одиноким матерям (ст. 122). Именно эти юридические формулировки были позднее заимствованы и зафиксированы в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

Ст. 39 главы 7 Конституции СССР 1977 г. гарантировала гражданам СССР всю «полноту социально-экономических, политических и личных прав и свобод». Целью социалистического строя провозглашалось обеспечение «расширения прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития». Перечень социальных прав был дополнен правом на справедливое распределение жилой площади, на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, на невысокую плату за жилье и коммунальные услуги. Были закреплены государственные гарантии и льготы учащимся и студентам в виде бесплатного образования, государственных стипендий, бесплатной выдачи учебной литературы. Появилось право на пользование достижениями культуры, обеспечивающееся общедоступностью пользования музеями, библиотеками, театрами, кино.

На современном этапе развития прав и свобод человека и гражданина конкретный перечень социально-экономических прав гражданина формируется каждым государством самостоятельно на основе учета максимальных пределов имеющихся у него ресурсов. В этом смысле объем социально-экономических прав экономически развитых государств обычно превышает объем аналогичных прав в развивающихся странах.

Вместе с тем в силу требований норм международного права некоторые социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами. Это означает, что все страны мирового сообщества, независимо от их экономических и финансовых ресурсов, обязаны стремиться к обеспечению равного доступа к соответствующим благам и эффективной правовой защиты. К правам такого рода относятся: право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи; право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

1 Эти права не принадлежат человеку от рождения, а приобретаются путем вступ­ления в правоотношения.

2 Конституция 1918 г. декларировала только предоставление рабочим и беднейшим крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования.

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина

Социально-экономические права и свободы приходилось завоевывать длительное время. Этот процесс поистине растянулся на столетия. Но даже сейчас нельзя сказать, что есть абсолютно все, что хотелось бы. Но необходимо знать хотя бы то, что уже получено. К тому же процесс получения прав и свобод должен иметь под собой определенную основу. Например, экономическую или ментальную. Без этого никак.

Вводная информация

Какие основные социально экономические права и свободы признаются в нашем обществе? Здесь можно обратиться к самому главному документу – Конституции. Она предусматривает и гарантирует каждому:

  1. Права и свободы как наивысшую ценность, которая принадлежит человеку с момента его рождения.
  2. Осуществление без нарушений для других лиц. Все равны перед действующим законом и судом.
  3. Приоритет действующих международных норм перед нормативно-правовой основой РФ.
  4. Равенство мужчин и женщин.
  5. Строго определенные условия, из-за которых возможно ограничение прав.

Что это за оговорки? Одновременно защита прав и свобод человека и гражданина не должна использоваться для насильственного изменения действующего конституционного строя, разжигания национальной и расовой ненависти, а также насилия и войны.

Бюрократические моменты

Давайте разберемся с особенно интересными нюансами:

  1. Права гражданина. Под этим подразумевается коллективная воля общества, выполнение которой и должно обеспечивать государство. Это исключительно институт гражданства. Он используется для установления особенной правовой связи.
  2. Права человека. Это неотъемлемые, материально обусловленные, гарантированные государством и неразделимые возможности для индивида иметь и использовать конкретные блага: социальные, экономические, политические, гражданские и культурные.
  3. Свободы человека. По сути, это те же права, но с определенными особенностями. В первую очередь под этим подразумевается невмешательство государственных и прочих социальных субъектов. То есть, возможность совершения собственного выбора.

Задача государства – гарантировать их выполнение, одновременно уменьшая неблагоприятные результаты вмешательства. Вот только как это реализовать?

Социально-экономические права свободы гражданина РФ: общая информация

Они перечисляются в Конституции. Условно, поддаются объединению в две группы:

  1. Естественные права и свободы. Это те, которыми человек обладает от своего рождения, независимо от того, какой уровень развития цивилизации.
  2. Возникающие права и свободы. Связаны с развитием общества и государства.

Необходимо помнить, что все люди являются равными перед законом. Это значит, что во внимание не принимается ни пол, ни язык, ни имущественное положение, должность, место жительства. Например, право граждан на образование закреплено и выполняется независимо от того, о ком ведется речь.

Про обязанности

Необходимое условие реализации прав и свобод – это исполнение юридического долга. В основном законе указывается только ограниченный круг обязанностей. Что же под ними подразумевается? Под юридической обязанностью понимают социальную необходимость определенного поведения человека, которое устанавливается государством. Согласно Конституции, к ним относятся:

  1. Соблюдение нормативно-законодательной базы.
  2. Уплата установленных налогов и сборов.
  3. Сохранение природы и окружающей сред, бережное отношение к природным богатствам.
  4. Забота о детях, а также о нетрудоспособных родителях.
  5. Получить основное среднее (общее) образование.
  6. Защита Отечества.
  7. Забота о сохранении культурного и исторического наследия, хранить памятники истории и культуры.

В полном объеме правами и обязанностями можно пользоваться с восемнадцати лет.

А теперь давайте разберемся с тем, какие именно социально-экономические права свободы гражданина РФ предусмотрены. Если кратко, то это:

  1. Право на частную собственность.
  2. Свобода труда.
  3. Жилище.
  4. Право на ведение предпринимательской деятельности.
  5. Медицинская помощь и охрана здоровья.
  6. Право социальное обеспечение.

Очень важными являются экономические права. Их гарантирование создает предпосылки для свободного выбора гражданами сфер, в которых они будут прилагать трудовые усилия, повышать свое благосостояние, создавать основы для реализации личных, социальных, политических и культурных свобод. Но их не нужно рассматривать как что-то отдельное. Тесно переплелись с ними и социальные права. Они призваны обеспечить достойный уровень жизни для человека, а также обеспечивать его социальную защищенность. Здесь можно упомянуть соцстрахование, пенсионное обеспечение, жилище, медицинское обслуживание, право на отдых, материнство. Давайте рассмотрим их более подробно.

Экономические права

К числу наиболее весомых относят:

  1. Право частной собственности. Каждый может в индивидуальном или коллективном порядке владеть, распоряжаться и пользоваться любым имуществом. Лицо-собственник может быть лишено его исключительно по решению суда. В Уголовном кодексе не предусмотрена конфискация имущества за правонарушения. А национализация вообще исключена из законодательства. При этом принудительное отчуждение частного имущества для государственных потребностей допускается только в случае наличия предварительного равноценного возмещения.
  2. Право наследования. Тесно связано с п. 1 и является сопутствующим ему. Также гарантируется государством.
  3. Право на предпринимательскую деятельность. Каждый может попробовать себя в построении собственной компании. Но если не опускаться до недобросовестной конкуренции и не монополизировать рынок.

Здесь необходимо упомянуть еще право на труд. Во время Советского Союза это было предусмотрено для граждан. Но сейчас, когда есть еще и другие наниматели, кроме государства, право на труд заменили свободой. Что это значит на практике? Человек может трудиться или бездействовать, он волен выбирать профессию и работу. Принудительная эксплуатация запрещена.

Социальные права

Они призваны обеспечить помощь людям в социуме. Здесь следует упомянуть такие моменты:

  1. Право на образование. Оно гарантируется бесплатностью и общедоступностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального обучения. Получать его можно в государственных и муниципальных специализированных учреждениях, а также на предприятиях. Хотя в Российской Федерации предусмотрено также и существование сети частных образовательных организаций. Но при этом все они должны соответствовать установленным федеральным государственным стандартам, которые выдвигают одинаковые требования ко всем.
  2. Право на жилище. Оно заключается в том, что никто не может быть лишен места своего проживания в произвольном порядке. Но при этом государство не возлагает на себя обязанности обеспечения каждого человека жилищем, хотя и создает поощрение для тех, кто им занимается.
  3. Право на медицинское обслуживание. Каждый человек может рассчитывать на охрану здоровья, а также на помощь. Для этого финансируются различные федеральные программы, внедряется обязательное медицинское страхование, стимулируется создание частной системы здравоохранения. Кроме этого, поощряется и деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, поддержание и улучшение санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия.
  4. Право на социальное обеспечение. Оно отражает общественный характер государства. В данном случае предусматривается создание условий, которые позволят обеспечить достойную жизнь и возможность свободно развиваться человеку.
  5. Право на отдых. Государством гарантируется, что каждый человек может использовать определенное время для восстановления своих сил. Например, выходные и отпуск – это как раз из этой сферы.

Все ли так в действительности?

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина хороши, но тут встает вопрос об их реализации. Здесь условно можно разделить их на две группы. В первую относятся так называемые привилегии, то есть предоставление льгот отдельным членам общества. Таковыми должны быть в первую очередь социально уязвимые. Но с другой стороны, права и свободы часто носят декларативный характер. Формально они гарантированы, но вот реальная реализация зависит от существующего социально-экономического положения и доступных государству материальных ресурсов.

Интересные комбинации

Свобода предпринимательской деятельности с использованием собственных способностей и имущества создает вместе с правом частной собственности правовую основу рыночной экономики, что исключает монополию со стороны государства на организацию хозяйственной деятельности. Кроме этого, следует упомянуть еще и о защите семьи, материнства и детства. Поскольку создание семьи и рождение детей является не только частным, но и общественным делом, то оно не обходится без внимания государства. Это выражается в виде компенсации и гарантий беременным, с малолетними детьми, лицам с семейными обязательствами и прочих подобных моментах.

Заключение

Вот и рассмотрено, что представляют собой социально-экономические права и свободы человека и гражданина. Следует отметить, что эта сфера не является чем-то устоявшимся, в ней постоянно происходят определенные изменения. Например, взять тему с жилищем. Ранее ставка делалась на государственное обеспечение ним граждан. Сейчас же центр тяжести сместился. И в приоритете – самообеспечение граждан жилищем самих себя. Или взять право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Человек может рассчитывать на консультативную поддержку. Это делается благодаря средств бюджета. Но вот ее эффективность во многом зависит от качества лекарственного обеспечения. Иными словами, насколько доступна для человека профессиональная фармацевтическая помощь. А это уже зависит от толщины кошелька. То есть не все в равных условиях.