Статья 15 бк

Статья 15 БК (бюджетного кодекса) РФ Бюджет субъекта Российской Федерации

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Статья 15. Местный бюджет

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Статья 15 БК РФ Местный бюджет — полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег.

Другие статьи Главы 3. Бюджетная система Российской Федерации:

Статья 15. Местный бюджет

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

Комментарий к статье 15 БК РФ

Комментируемая статья закрепляет понятие консолидированного бюджета субъекта муниципального района и городского округа, а также принцип, по которому средства местного бюджета не могут использоваться иначе, кроме как для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

При применении статьи 15 БК РФ необходимо учитывать положения статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» утверждены Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если местная администрация муниципального района, как это предусмотрено уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410.

Руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 06.11.2004 N 608 утверждены Квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа местной администрации.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Консультации и комментарии юристов по ст 15 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 15 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Бюджетний кодекс України
Стаття 15. Джерела фінансування бюджету

1. Джерелами фінансування бюджету є:

1) кошти від державних (місцевих) внутрішніх та зовнішніх запозичень;

2) кошти від приватизації державного майна (включаючи інші надходження, безпосередньо пов’язані з процесом приватизації) — щодо державного бюджету;

3) повернення бюджетних коштів з депозитів, надходження внаслідок продажу/пред’явлення цінних паперів;

4) вільний залишок бюджетних коштів з дотриманням умов, визначених цим Кодексом.

2. Джерелом фінансування бюджету не можуть бути емісійні кошти Національного банку України.

3. Джерелами формування спеціального фонду Державного бюджету України в частині фінансування є:

1) кредити (позики), що залучаються державою від іноземних держав, банків і міжнародних фінансових організацій для реалізації інвестиційних проектів;

2) інші надходження, визначені законом про Державний бюджет України.

4. У разі зменшення обсягу джерел фінансування державного бюджету певного типу порівняно з обсягом, визначеним законом про Державний бюджет України, допускається за рішенням Кабінету Міністрів України, погодженим із Комітетом Верховної Ради України з питань бюджету, збільшення обсягу джерел фінансування державного бюджету іншого типу з дотриманням граничного обсягу річного дефіциту державного бюджету.

Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям

Статья 15. Источники финансирования бюджета

1. Источниками финансирования бюджета являются:

1) средства от государственных (местных) внутренних и внешних заимствований;

2) средства от приватизации государственного имущества (включая другие поступления, непосредственно эт ‘ связанные с процессом приватизации) — относительно государственного бюджета

3) возврат бюджетных средств с депозитов, поступления в результате продажи/пред ‘ явления ценных бумаг

4) свободный остаток бюджетных средств с соблюдением условий, определенных этим Кодексом.

2 . Источником финансирования бюджета не могут быть эмиссионные средства Национального банка Украины.

3. Источниками формирования специального фонда Государственного бюджета Украины в части финансирования являются:

1) кредиты (займы), привлекаемых государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов)

2) другие поступления, определенные законом о Государственном бюджете Украины.

4. В случае уменьшения объема источников финансирования государственного бюджета определенного типа по сравнению с объемом, определенным законом о Государственном бюджете Украины, допускается по решению Кабинета Министров Украины, согласованным с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, увеличение объема источников финансирования государственного бюджета другого типа с соблюдением предельного объема годового дефицита государственного бюджета.

Комментарий :

1. Ч. 1 комментируемой статьи приводит исчерпывающий перечень возможных источников финансирования бюджета. Однако прежде чем перейти к характеристике этих источников, определим, что такое финансирование бюджета.

Согласно п. 51 ч. 1 ст. 2 БК Украины, финансирование бюджета — это поступления и расходы бюджета, эт ‘ связанные с изменением объема долга, объемов депозитов и ценных бумаг, средства от приватизации государственного имущества (относительно государственного бюджета), изменение остатков бюджетных средств, которые используются для покрытия дефицита бюджета или определения профицита бюджета.

Из данного определения следует, что финансирование бюджета происходит за счет средств бюджета. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 2 БК Украины, бюджетные средства (средства бюджета) — это соответствующие соответствии с законодательством поступления бюджета и расходы бюджета.

Поступление бюджета — это доходы бюджета, возврат кредитов в бюджет, средства от государственных (местных) заимствований, средства от приватизации государственного имущества (относительно государственного бюджета), возврат бюджетных средств с депозитов, поступления в результате продажи/пред ‘ явления ценных бумаг (п. 37 ч. 1 ст. 2 БК).

Расходы бюджета — это расходы бюджета, предоставление кредитов из бюджета, погашение долга и размещение бюджетных средств на депозитах, приобретение ценных бумаг (п. 14 ч. 1 ст. 2 БК).

1.1. Одним из источников финансирования бюджета комментируемая статья Бюджетного кодекса называет средства от государственных (местных) внутренних и внешних заимствований.

Государственное заимствование — это операции, эт ‘ связанные с получением государством кредитов (займов) на условиях возвратности, платности и срочности с целью финансирования государственного бюджета (п. 19 ч. 1 ст. 2 БК). Следовательно, средства от государственных заимствований — это средства из кредитов (займов), полученных государством на условиях возвратности, платности и срочности с целью финансирования государственного бюджета.

Зато местное заимствования — это операции по получению в бюджет Автономной Республики Крым или городского бюджета кредитов (займов) на условиях возвратности, платности и срочности с целью финансирования бюджета Автономной Республики Крым или городского бюджета (п. 33 ч. 1 ст. 2 БК). Следовательно, средства от местных заимствований — это средства из кредитов (займов), полученных Автономной Республикой Крым или территориальным обществом соответствующего города на условиях возвратности, платности и срочности с целью финансирования бюджета соответственно Автономной Республики Крым или городского бюджета.

целом же, заимствования — это операции, эт ‘ связанные с получением бюджетом средств на условиях возвратности, платности, срочности, в результате которых возникают долговые обязательства ‘ Обязательства. Однако, несмотря на указанные признаки бюджетного заимствования, их нельзя сводить исключительно к кредитным отношениям, поскольку в целом они составляют специфический вид управленческой деятельности государства в лице уполномоченного им органа по поводу формирования долга и определения его структуры, управление долгом, его обслуживание, погашение, учета и контроля.

Как правило, отношения в сфере бюджетных заимствований возникают, как необходимость балансирования бюджета. Итак, государственное заимствование можно определить, как привлечение государством, в лице Правительства, действует через Министерство финансов или другой уполномоченный финансовый орган, денежных средств, и/или имущественных прав, которое предусматривает принятие обязательства ‘ язань по возврату денежных средств на условиях срочности и платности.

зависимости от субъектов ‘ объекта осуществления заимствования, их классифицируют на государственные и местные. Статья содержит также определенную классификацию бюджетных заимствований в зависимости от рынка размещения заимствования и валюты осуществления заимствования: внутренние бюджетные заимствования и внешние бюджетные заимствования.

Предметом бюджетного заимствования согласно действующему законодательству могут быть:

A. Ценные бумаги. Закон Украины » О ценных бумагах и фондовом рынке » определяет следующие виды ценных бумаг, которые могут свидетельствовать долговое обязательства ‘ Обязательства бюджета, соответственно, государственного или местного (Закон от 23.02.2006 N 3480-IV » О ценных бумагах и фондовом рынке «/Голос Украины от 14.04.2006. — N 69):

• облигации местных займов

• государственные облигации Украины

• казначейские обязательства ‘ Обязательства Украина.

При этом облигации признается ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денег, определяет отношения займа между владельцем облигации и эмитентом, подтверждает обязательства ‘ Обязательства эмитента вернуть владельцу облигации ее номинальную стоимость в предусмотренный условиями размещения облигаций срок и выплатить доход по облигации, если иное не предусмотрено условиями размещения (Закон от 23.02.2006 N 3480-IV » О ценных бумаги и фондовый рынок «/Голос Украины от 14.04.2006. — N 69).

Облигации всех видов распространяются среди предприятий и граждан на добровольных началах. Облигация имеет номинальную стоимость, определенную в национальной валюте, а если это предусмотрено условиями размещения облигаций — в иностранной валюте.

Продажа облигаций осуществляют, соответственно, в национальной или иностранной валюте. Погашение облигаций можно осуществлять деньгами или имуществом в соответствии с условиями размещения облигаций.

Законодательство Украины позволяет классифицировать государственные облигации по ряду критериев. Итак, государственные облигации Украины разделяют на:

• Облигации внутренних государственных займов Украины — государственные ценные бумаги, которые размещают исключительно на внутреннем фондовом рынке и подтверждают обязательства ‘ Обязательства Украины по возмещению пред ‘ Явник этих облигаций их номинальной стоимости с выплатой дохода в соответствии с условиями размещения облигаций.

• Целевые облигации внутренних государственных займов Украины — облигации внутренних государственных займов, эмиссия которых является источником финансирования дефицита государственного бюджета в объемах, предусмотренных на эти цели законом о Государственный бюджет Украины на соответствующий год, и в пределах предельного размера государственного долга.

Основной условием выпуска и главным реквизитом целевых облигаций внутренних государственных займов Украины является указание предусмотренного законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год направления использования средств, привлеченных от размещения таких облигаций. Средства, привлеченные в Государственный бюджет Украины от размещения целевых облигаций внутренних государственных займов Украины, используют исключительно для финансирования государственных или региональных программ и проектов на условиях их возвращения в объемах, предусмотренных на эти цели законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Финансирование осуществляется в соответствии с кредитными договорами, которые заключаются между государством, в лице Министерства финансов Украины, и получателем средств.

Условия кредитных договоров должны отвечать условиям выпуска целевых облигаций внутренних государственных займов Украины с обязательным ‘ заполнить установлением даты обслуживания, погашения кредита по п ‘ Пять дней до даты обслуживания и погашения целевых облигаций внутренних государственных займов Украины.

• Облигации внешних государственных займов Украины — государственные долговые ценные бумаги, которые размещают на международных фондовых рынках и подтверждают обязательства ‘ Обязательства Украина возместить пред ‘ Явник этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций.

По сроку обращения государственные облигации Украины могут быть:

• долгосрочные — свыше п ‘ пять лет

• среднесрочные — от одного до ‘ пяти лет

• краткосрочные — до одного года .

По способу выплаты доходов облигации классифицируются на:

• Процентные облигации — облигации, по которым предусмотрена выплата процентных доходов.

• Целевые облигации — облигации, выполнение обязательства ‘ язань по которым разрешается товарами и/или услугами, в соответствии с требованиями, установленными условиями размещения таких облигаций.

• Дисконтные облигации — облигации, которые размещают по цене ниже, чем их номинальная стоимость. Разницу между ценой приобретения и номинальной стоимостью облигации выплачивается владельцу облигации при ее погашении, и она составляет доход (дисконт) по облигации.

По видам государственные облигации Украины могут быть:

По способу размещения:

• в документарной форме

• в бездокументарной форме.

Размещение государственных облигаций Украины осуществляют при соблюдении на конец года предельных размеров государственного внешнего и внутреннего долга, предусмотренных Верховной Радой Украины в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Условия размещения и погашения облигаций внутренних государственных займов Украины и целевых облигаций внутренних государственных займов Украины, не определенные условиями размещения, устанавливает Министерство финансов Украины в соответствии с законодательством.

Продажа облигаций внутренних государственных займов осуществляют в национальной валюте, облигаций внешних государственных займов Украины — в валюте заимствования.

Доход по облигациям всех видов выплачивается в соответствии с условиями их выпуска. Выплата доходов и погашение государственных облигаций Украины осуществляют деньгами или государственными облигациями Украины других видов по соглашению сторон (Закон от 23.02.2006 N 3480-IV » О ценных бумагах и фондовом рынке «/Голос Украины от 14.04.2006. — N 69).

Доход по облигациям целевых займов (беспроцентными облигациями) не выплачивается. Владельцу такой облигации предоставляется право на приобретение соответствующих товаров или услуг, под которые выпущены займы. Если цена товара до момента его получения будет превышать стоимость облигации, то владелец получает товар по цене, указанной на облигации, а при получении более дешевого товара он получает разницу между стоимостью облигации и ценой товара.

Размещение облигаций внутренних государственных займов осуществляется на добровольных началах среди физических и юридических лиц. Каждый год в законе Украины о государственном бюджете на соответствующий год предусмотрены средства на погашение государственных облигаций, выпущенных в предыдущие годы. Решение о выпуске государственных облигаций внутреннего государственного займа принимает Кабинет Министров Украины, оформляется соответствующим постановлением о выпусках облигаций внутренних государственных займов на соответствующий год.

Средства, поступающие от размещения государственных облигаций, относимые в государственный бюджет на отдельный счет.

Погашение ОВГЗ осуществляет Министерство финансов Украины через Национальный банк Украины и уполномоченных им дилеров и брокеров, из средств, полученных для данных целей Министерства финансов Украины или главного управления Государственного казначейства Украины, в конце срока, на который были выпущены облигации. Однако существует также практика выпуска конверсионных облигаций внутреннего государственного займа. С помощью государственных ценных бумаг этого типа государство осуществляет на добровольных началах замену облигаций, по которым наступил срок погашения. Замену облигаций внутренних государственных займов осуществляют, руководствуясь оценкой их стоимости соответствующим объемом конверсионных дисконтных облигаций по цене ниже их номинальной стоимости (постановление Кабинета Министров Украины N 1343 от 25.08.98 г. » О выпуске конверсионных облигаций внутреннего государственного займа 1998 «/Официальный вестник Украины от 10.09.98. — 1998. — N 34. — С. 42; постановление Кабинета Министров Украины N 1416 » О втором выпуске конверсионных ОВГЗ 1998 » от 10.09.98 г./Официальный вестник Украины от 01.10.98. — 1998. — N 37. — С. 30; постановление Кабинета Министров Украины от 30.01.99 г. N 127 » О выпуске конверсионных дисконтных облигаций внутреннего государственного займа 1999 «/Официальный вестник Украины от 19.02.99. — 1999. — N 5. — С. 50).

Также возможно досрочное погашение облигаций внутреннего государственного займа в случае выпуска облигации с досрочным погашением или выполнение субъектами ‘ ведения хозяйства обязательства ‘ язань перед государственным бюджетом. Участниками операций по досрочному выкупу облигаций является суб ‘ объекты хозяйствования, имеющих соответствующие обязательства ‘ Обязательства перед государственным бюджетом, владельцы государственных облигаций, Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украина, при условии выполнения субъектами ‘ ведения хозяйства обязательства ‘ язань перед государственным бюджетом (приказ Министерства финансов Украины от 05.05.2004 г. N 308 » Об утверждении Порядок осуществления досрочного погашения долгосрочных государственных облигаций с досрочным погашением «/Официальный вестник Украины от 11.06.2004. — 2004. — N 21. — С. 142. — Ст. 1460; приказ Министерства финансов Украины от 15.02.2001 г. N 82 » Об утверждении Порядка осуществления досрочного выкупа государственных облигаций при условии выполнения субъектами ‘ объектами хозяйствования обязательства ‘ язань перед государственным бюджетом «/Официальный вестник Украины от 30.03.2001. — 2001. — N 11. — С. 79. — Ст. 457).

Облигации внутреннего государственного сберегательного займа размещают среди физических и юридических лиц — резидентов Украины на добровольной основе. Их свободно продают учреждения уполномоченных банков и они находятся в свободном обращении среди физических и юридических лиц — резидентов Украины. Погашение и выплата дохода по облигациям осуществляют в валюте Украины. Решение о выпуске облигации внутреннего государственного сберегательного займа принимает Кабинет Министров Украины. Министерство финансов выпускает облигации, выступая гарантом их своевременного погашения.

Размещение облигаций осуществляют по номинальной или курсовой стоимостью уполномоченные банки, перечень которых определяет Кабинет Министров Украины, которые заключили с Министерством финансов соответствующие соглашения. Уполномоченные банки, осуществляющие размещение облигаций, могут выкупить у Министерства финансов облигации (постановление Кабинета Министров от 25.08.98 г. N 1333 » О утверждении перечня банков, уполномоченных осуществлять размещение и обслуживание облигаций внутреннего государственного сберегательного займа 1998 «/Официальный вестник Украина от 10.09.98. — 1998. — N 34. — С. 9; постановление Кабинета Министров от 05.02.97 г. N 138 » О выпуске облигаций внутреннего государственного сберегательного займа 1997 «, п. 4/Официальный вестник Украины — 1997 г. — N 6. — С. 76).

соответствии с Законом Украины » О ценных бумагах и фондовом рынок » размещения, обслуживания и погашения облигаций внешних государственных займов Украины осуществляет Министерство финансов Украины, которое может привлекать для этого банки, инвестиционные компании и т.д.. Отношения между Министерством финансов Украины и этими организациями регулирующих соответствующие договоры.

Номинальная стоимость облигаций внешних государственных займов Украины может быть выражена в национальной или конвертируемых иностранных валютах (например, в Указе Президента Украины от 05.10.95 г. » О выпуске облигаций государственного внешнего займа Украины 1995 года » номинальная стоимость облигаций выраженная в долларах США). Облигации внешних государственных займов Украины оплачивают исключительно в конвертируемой иностранной валюте в соответствии с условиями их выпуска (Указ Президента Украины от 05.10.95 N 912/95 » О выпуске облигаций государственного внешнего займа Украины 1995 года «, п. 2/Урядовий кур ‘ премьер от 07.10.95. — N 151).

Облигации внешних государственных займов Украины выпускают процентными или с нулевым купоном, дисконтными. Они могут быть именными или на предъявителя ‘ явника со свободным или ограниченным кругом обращения.

Эмитентом облигаций внешних государственных займов Украины является государство, действует через Кабинет Министров Украины, в лице Министерства финансов Украины. Министр финансов Украины подписывает от имени Украины соответствующие документы и соглашения, эт ‘ связанные с выпуском, обращением и погашением облигаций внешних государственных займов Украины.

Казначейское обязательства ‘ Обязательства Украины — государственная ценная бумага, которая размещается исключительно на добровольных началах среди физических лиц, свидетельствует факт задолженности Государственного бюджета Украины перед владельцем казначейского обязательства ‘ Обязательства Украины, дает владельцу право на получение денежного дохода и погашается в соответствии с условиями размещения казначейских обязательства ‘ язань Украины.

Эмитентом казначейских обязательства ‘ язань Украины выступает государство в лице Министерства финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины.

Казначейские обязательства ‘ Обязательства Украины могут быть именными или на предъявителя ‘ явника и размещаются в документарной или бездокументарной форме. При размещении казначейских обязательства ‘ язань Украины в документарной форме выдается сертификат. В сертификате казначейского обязательства ‘ Обязательства Украина отмечают вид ценной бумаги, наименования и местонахождения эмитента, сумма платежа, дата выплаты денежного дохода, дату погашения, указания места, в котором должно быть осуществлено погашение, дату и место выдачи казначейского обязательства ‘ Обязательства Украины, серию и номер сертификата казначейского обязательства ‘ Обязательства Украины, подпись руководителя эмитента или другого уполномоченного лица, засвидетельствованный печатью эмитента. В сертификате именного казначейского обязательства ‘ Обязательства Украины также отмечается им ‘ я владельца (Закон от 23.02.2006 N 3480-IV » О ценных бумагах и фондовом рынке «/Голос Украины от 14.04.2006. — N 69).

Казначейские обязательства ‘ Обязательства Украины по сроку обращения могут быть:

• долгосрочные — свыше п ‘ пять лет

• среднесрочные — от одного к п ‘ пяти лет;

• краткосрочные — до одного года.

Погашение и уплата дохода по казначейским обязательства ‘ язаннями Украины гарантируется доходами Государственного бюджета Украины.

Особенности погашения и реализации прав по казначейским обязательства ‘ язаннями Украины определяются условиями их размещения. Условия размещения казначейских обязательства ‘ язань Украины могут предусматривать их погашение путем уменьшения обязательства ‘ язань перед Государственным бюджетом Украины владельца казначейского обязательства ‘ Обязательства Украины на стоимость этого обязательства ‘ Обязательства.

Порядок определения стоимости продажи казначейских обязательства ‘ язань Украины во время их размещения устанавливается Министерством финансов Украины.

Особенности осуществления депозитарной деятельности с казначейскими обязательства ‘ язаннями Украины определяет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку совместно с Национальным банком Украины.

Итак, выпуск и обращение государственных ценных бумаг предполагает специфический вид управленческой деятельности государства, а также целую систему организационно-правовых мер на финансовом и денежно-кредитном рынках.

Перечисленные виды ценных бумаг украинского законодатель зачислюе к категории эмиссионных ценных бумаг и раз ‘ Клиники доктора Ионовой, что они свидетельствуют одинаковые права их владельцев в пределах одного выпуска относительно лица, которое принимает на себя соответствующие обязательства ‘ Обязательства (эмитент). Кроме того, их определяют как долговые ценные бумаги, то есть такие, которые удостоверяют отношения займа и предусматривают обязательства ‘ Обязательства эмитента уплатить в определенный срок средства в соответствии с обязательства ‘ Обязательства (Закон от 23.02.2006 N 3480-IV » О ценных бумагах и фондовом рынке «/Голос Украины от 14.04.2006. — N 69).

По общему правилу эмитент от своего имени выпускает ценные бумаги и обязательства ‘ связывается соблюдать условия их выпуска. Он должен все обязательства ‘ Обязательства, возникающие в связи ‘ связи с выпуском ценных бумаг, выполнять в сроки и в порядке, предусмотренном законодательством Украины, а также решениями о выпуске ценных бумаг. Отказ от исполнения обязательства ‘ Обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой на отсутствие основания обязательства ‘ Обязательства или на его недействительность, согласно статье 198 Гражданского кодекса Украины — не допускается. Вместе с тем в Законе Украины » О ценных бумагах и фондовый рынок » указано, что эмиссия государственных облигаций Украины и казначейских обязательства ‘ язань является частью бюджетного процесса и не подлежит регулированию Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Регулировка осуществляется законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, которым устанавливаются предельные размеры государственного внешнего и внутреннего долга. Решение о размещении облигаций внешних и внутренних государственных займов Украины и условия их выпуска принимается согласно Бюджетному кодексу Украины. Объем эмиссии казначейских обязательства ‘ язань Украины в совокупности с эмиссией государственных облигаций внутренних государственных займов Украины не может превышать предельного объема внутреннего государственного долга и объема эт ‘ связанных с обслуживанием государственного долга расходов, определенных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год (Закон от 23.02.2006 N 3480-IV » О ценных бумагах и фондовом рынке «/Голос Украины от 14.04.2006. — N 69).

B. Долговые соглашения. Долговыми соглашениями можно считать кредитные соглашения (соглашения о займе) и другие документы, которыми оформляют государственное заимствование в пределах, определенных законом Украины о Государственном бюджете Украины. Соглашения по государственному заимствования заключает Кабинет Министров Украины в лице Министра финансов Украины. Соглашения относительно внешнего государственного долга заключает Министерство финансов Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, с учетом норм международного права. Кредитные соглашения и другие документы, которыми оформляют государственное заимствование в пределах, определенных Законом Украины о Государственном бюджете Украины для финансирования общего фонда государственного бюджета, вступают в силу с момента их подписания. Относительно кредитных соглашений и других документов, которыми оформляют государственное заимствование в пределах, не предусмотренных законом Украины о Государственном бюджете Украины, а также соглашения о займах на институциональные и инвестиционные проекты развития, которые привлекает государство или обеспечивает государственные гарантии, то они вступают в силу после предоставления согласия на их обязанности ‘ язковисть Верховной Радой Украины. Например, по правилам МБРР, если соглашение не получила силу в течение 18 месяцев после ее утверждения на Совете директоров Всемирного банка, то ее аннулируют. В некоторых случаях существует еще процедура подтверждения действия Соглашения Советом Директоров международной финансовой организации.

Порядок отражения операций, эт ‘ связанных с государственным долгом при планировании и выполнении государственного бюджета, утвержденный приказом Министерства финансов Украины, определяет долговые соглашения как соглашения, по которым возникают долговые обязательства ‘ Обязательства государства вследствие государственного заимствования или другими путями, предусмотренными законодательством Украины (приказ Министерства финансов Украины от 28.01.2004 N 42 » Об утверждении Порядка отражения операций, эт ‘ связанных с государственным долгом, при планировании и выполнении государственного » /Официальный вестник Украины от 12.03.2004. — 2004. — N 8. — С. 241. — Ст. 510).

Внешними кредиторами Украины являются международные экономические и финансовые организации, отдельные государства и отдельные субъекты ‘ объекты экономической и финансовой деятельности.

Первые внешние государственные займы Украина осуществила еще в 1992 г. Сегодня крупнейшими кредиторами Украины являются международные финансовые организации, прежде всего, Международный валютный фонд и Всемирный банк. Украина вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 г., в соответствии с Законом Украины » О вступлении Украина в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций » (Закон Украины от 03.06.92 N 2402-XII » О вступлении Украины в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций «/Ведомости Верховной Рады Украины от 18.08.92. — 1992. — N 33. — Ст. 474; постановление Кабинета Министров Украины от 20.06.2006 г. N 844 » Об утверждении Стратегии сотрудничества с международными финансовыми организациями на 2006 — 2008 годы » (ст. 2)/Официальный вестник Украины от 05.07.2006 — 2006. — N 25. — С. 74. — Ст. 1827).

План сотрудничества Украины с международными финансовыми организациями — отдельный раздел Государственной программы экономического и социального развития Украины на календарный год, который разрабатывает Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции по представлению соответствующих центральных органов исполнительной власти.

Согласно Порядку инициирования, подготовки и реализации проектов экономического и социального развития Украины, которые поддерживаются международными финансовыми организациями, утвержденным постановлением КМУ от 26 ноября 2008 N 1027, проекты делятся на системные и инвестиционные.

Системные проекты — проекты, направленные на поддержку реформ в Украине, в рамках которых финансовые ресурсы, предоставляемых международная финансовая организация, используют для сбалансирования государственного бюджета. Главным распорядителем средств государственного бюджета в рамках системных проектов является Министерство финансов Украины.

Инвестиционные проекты — проекты, которые внедряют юридические лица на условиях финансовой самоокупаемости и предусматривают обязанность ‘ обязательна софинансирования проекта; проекты развития институциональной способности центральных органов исполнительной власти, организаций и учреждений, в рамках которых погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций осуществляется за счет средств государственного бюджета.

Полномочия по взаимодействию и сотрудничеству с международными финансовыми учреждениями непосредственно осуществляют:

• Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции. Именно это Министерство является ответственным за координацию работы по подготовке и реализации проектов экономического и социального развития Украины, которые поддерживают международные финансовые организации.

• Министерство финансов Украины обеспечивает зачисление средств, предусматриваемых в проектах, в государственный бюджет на соответствующий год с учетом плана сотрудничества Украины с международными финансовыми организациями; осуществляет контроль за целевым использованием бенефициаром средств международной финансовой организации, рассматривает и согласовывает платежные документы, имеет право остановить или отменить право бенефициара получать средства международной финансовой организации в случае несвоевременного или неполного обслуживания и погашения займа в рамках договора между Министерством финансов и бенефициаром т.п..

• Национальный банк Украины.

• Министерство иностранных дел.

• Министерство юстиции Украины.

• Другие уполномоченные суб ‘ объекты: ответственный исполнитель (министерство или другой центральный орган исполнительной власти) — главный распорядитель средств государственного бюджета, уполномоченный Кабинетом Министров Украины осуществлять подготовку и реализацию проекта; бенефициар — юридическое лицо, получающее средства международной финансовой организации в рамках инвестиционного проекта; представитель заемщика или гаранта — лицо, уполномоченное от имени Украины выполнять действия согласно договору между Украиной и международной финансовой организацией.

Принятие решения по реализации проекта экономического и социального развития Украины, которые поддерживают международные финансовые организации — процесс сложный и длительный. Можно установить определенные стадии прохождения проекта: инициирование проекта, подготовка проекта; переговоры между Украиной и международной финансовой организацией, с подписанием соответствующего протокола; подтверждения результатов переговоров Кабинетом Министров Украина, дача согласия на обязанность ‘ язковисть международного договора Верховной Радой Украины, реализация проекта; завершения реализации проекта и отчет.

1.2. Еще одним источником финансирования бюджета, однако только государственного, комментируемая статья Бюджетного кодекса называет средства от приватизации государственного имущества (включая другие поступления, непосредственно эт ‘ связанные с процессом приватизации). Отнесение средств от приватизации государственного имущества и вообще от процесса приватизации исключительно к источникам финансирования государственного бюджета представляется не совсем логичным, поскольку если предположить, что имущество, которое выставляется на приватизацию, пусть даже оно находится в государственной собственности, до момента начала процесса приватизации прямо или косвенно выступало источником наполнения не только государственного, но и соответствующего местного бюджета, в пределах территории которого оно находилось или находилось, поэтому направление средств от приватизации такого имущества в государственный бюджет лишает соответствующий местный бюджет дополнительного источника его потенциального финансирования.

1.3. Источником финансирования государственного и местных бюджетов признаются также возврат бюджетных средств с депозитов, а также поступления в результате продажи/пред ‘ явления ценных бумаг. Порядок выпуска и обращения ценных бумаг определяется отдельными законами Украины.

1.4. Среди источников финансирования бюджета комментируемая правовая норма предусматривает также свободный остаток бюджетных средств. Свободный остаток бюджетных средств — это сумма средств, которую составляет разница между остатком средств общего фонда бюджета и оборотным остатком бюджетных средств на конец бюджетного периода. Эти средства, согласно ч. 4 ст. 14 комментируемого Кодекса, используются на осуществление расходов бюджета согласно закону о Государственном бюджете Украины и/или изменениями к нему (изменениями в решение о местном бюджете), как правило, в качестве источника финансирования дефицита (профицита) бюджета. Ряд ученых считают, что продажа временно свободных средств на счетах главных распорядителей бюджетных средств на рынке межбанковских кредитов может стать важным шагом, который позволил бы усилить мультипликативный эффект от средств, которые аккумулируются фискальными методами. Такой механизм, по мнению многих специалистов, может быть мощным рычагом уменьшения потребности в государственных заимствованиях и повышения кредитного потенциала экономики.

2. Частью 2 комментируемой статьи установлено, что источником финансирования бюджета не могут быть эмиссионные средства Национального банка Украины. Запретный характер этого положения означает невозможность эмиссионного кредитования Национальным банком Украины Правительства Украины в условиях бюджетного дефицита (профицита), а также с целью покрытия других бюджетных расходов. Это положение вытекает из принципов независимости Национального банка Украины, его самостоятельности и исключительных полномочий по обеспечению стабильности национальной денежной единицы. Кроме того, это свидетельствует принцип разграничения финансовой компетенции государственных органов, а следовательно, и средств бюджета и финансово-кредитных ресурсов Национального банка Украины.