Права пациента в системе обязательного медицинского страхования (ОМС)

В статье 15 закона «О медицинском страховании граждан в РФ» сформулирована обязанность страховой медицинской организации «защищать интересы застрахованных». Точного определения понятия «интерес» в нормативно-правовых актах нет, поэтому его содержание должно выводиться из смысла и норм законодательства, в первую очередь из представления о структуре правового статуса гражданина в системе ОМС. Правовой статус гражданина в системе ОМС представляет собой совокупность прав, обязанностей и законных интересов. Поскольку право гражданина – это разновидность его интереса, сформулированного в виде нормы права и защищаемого государством, первым компонентом такого юридического понятия как «интерес застрахованного» является совокупность его прав, вторым – совокупность законных интересов.

Комплекс прав гражданина в системе обязательного медицинского страхования включает в себя шесть составляющих:

  1. Права граждан на медико-социальную помощь и информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19, ст.20 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»):
    1. Право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения (Ст. 20).
    2. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье (Ст.19).
    3. Право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Ст. 20).
  2. Права граждан в системе медицинского страхования («Закон о медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Статья 6):
    1. На обязательное и добровольное медицинское страхование;
    2. На выбор медицинской страховой организации;
    3. На выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
    4. На получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
    5. На получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
    6. На предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.
  3. Права пациента (ст. 30-32 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»):
    1. На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
    2. На выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
    3. На обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
    4. На проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
    5. На облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
    6. На сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
    7. На информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
    8. На отказ от медицинского вмешательства;
    9. На получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
    10. На получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
    11. На возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
    12. На допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
    13. На допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения;
    14. На непосредственное знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;
    15. На обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав.
  4. Права потребителя («Закон о защите прав потребителей»):
    1. На безопасность услуг (ст.7 «Закона о защите прав потребителей», далее – ЗоЗПП);
    2. На информацию об исполнителе и об услугах (ст.ст.8-10 ЗоЗПП);
    3. На соблюдение исполнителем сроков оказания услуги (ст.27 ЗоЗПП);
    4. На соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст.29 по смыслу ст.4 ЗоЗПП);
    5. На информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст.36 ЗоЗПП);
    6. Право не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг (п.2 ст.12 ЗоЗПП);
    7. На выбор и использование применимых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору: безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков.
  5. Специальные права:
    1. На государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств (ст.42 Федерального закона «О лекарственных средствах», п.3 Постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30.07.94 N 890).
    2. Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции (ст.ст.35, 36, 37 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).
    3. Право граждан на проведение экспертизы. (раздел IX «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).
    4. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия (ст.48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
    5. Право граждан на трансплантацию органов (Закон Poccийской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», ст.47 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).
    6. Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы (ст.5 Федерального закона «О рекламе», ст.44 Федерального закона «О лекарственных средствах, Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95 N 161 «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»).
    7. Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями (Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
    8. Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией (федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека»).
  6. Законные интересы застрахованного гражданина:

Законные интересы застрахованного гражданина представляют собой отличные от его прав (не сформулированные явно как права), но соответствующие требованиям законодательства притязания в сфере медицинского страхования. Точно так же, как и права гражданина, его законные интересы подлежат защите государством и уполномоченными им лицами. К перечню законных интересов гражданина в системе обязательного медицинского страхования следует отнести:

  • признание, соблюдение и защита всего комплекса прав гражданина, предусмотренных Законодательством РФ (права конституционные, права пациента, права застрахованного, права потребителя, права специальные);
  • соблюдение при оказании стационарных медицинских услуг действующих отраслевых стандартов;
  • доступность высокотехнологичных медицинских услуг;
  • обеспеченность доступной информацией о поставщиках страховых и медицинских услуг;
  • получение медицинской помощи надлежащего качества (при наличии права на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора);
  • минимизация сроков ожидания бесплатных амбулаторных и стационарных медицинских услуг, размещение при госпитализации в маломестной палате;
  • наличие и развитие системы профилактических мероприятий;
  • эффективность расходования средств ОМС;
  • экономическая и технологическая обоснованность тарифов на медицинские услуги в системе ОМС;
  • представительство интересов пациентов в коллегиальных органах, принимающих решения о политике в сфере охраны здоровья;
  • иные законные интересы;

Таким образом, совокупность перечисленных прав и законных интересов граждан и представляет собой «интересы застрахованных», которые, в соответствии со статьей 15 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», должна защищать страховая медицинская организация.

Copyright © 2008 | E-mail: | Конфиденциальность

Права граждан при получении медицинской помощи

Обязательное медицинское страхование (далее — ОМС), являясь составной частью государственного социального страхования, участвует в выполнении обязательств государства по обеспечению конституционных прав граждан на получение бесплатной и качественной медицинской помощи.

Основные права и обязанности застрахованных граждан при получении ими медицинской помощи в системе ОМС регламентируют:

Конституция Российской Федерации

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В статье 16 данного Федерального закона отражены права и обязанности застрахованных лиц.

Федеральный закон

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Это основополагающий документ, который регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, устанавливает основные принципы охраны здоровья, разъясняет права и обязанности всех участников системы здравоохранения. Большое внимание в нем уделено правам граждан.

Вашему вниманию предлагается краткий обзор глав, которые могут ответить на вопросы, возникающие у граждан при получении медицинской помощи.

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья.

В данной главе определены и раскрыты основные принципы охраны здоровья, а именно: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет охраны здоровья детей, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, соблюдение врачебной тайны и другие.

Глава 4. Права и обязанности граждан в области охраны здоровья.

В этой главе разъясняются права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на охрану здоровья и медицинскую помощь, на выбор врача и медицинской организации, на получение информации о состоянии здоровья и факторах, влияющих на здоровье. Определены права на охрану здоровья работников, занятых на отдельных видах работ, военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим. Установлено право на получение медицинской помощи задержанных лиц, а также заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы.

Статьей 20 определено, как необходимое предварительное условие медицинского вмешательства, наличие информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

В статье 27 впервые на законодательном уровне обозначены обязанности граждан в сфере охраны здоровья.

Глава 5. Организация охраны здоровья.

В главе обозначены организационные вопросы обеспечения охраны здоровья, в том числе государственное регулирование этой сферы. Затронута тема профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни у граждан. Приведена классификация медицинской помощи по видам, условиям и форме ее оказания. Даны определения понятиям «медицинское изделие», «лечебное питание», «медицинская реабилитация». Кроме того в главе освещены вопросы:

  • организации и оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • оказания медицинской помощи гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями;
  • диспансеризации;
  • донорства органов и тканей;
  • народной медицины.

Четко обозначен запрет на эвтаназию.

Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка. Вопросы семьи и репродуктивного здоровья.

В главе разъясняются права семьи, беременных женщин, матерей и несовершеннолетних в сфере охраны здоровья. Затронуты темы применения вспомогательных репродуктивных технологий, искусственного прерывания беременности и медицинской стерилизации.

Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья.

Этой главой определены основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, и то, что виновные обязаны возместить ущерб потерпевшим.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

Программа устанавливает единый механизм реализации прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества, а также определяет условия предоставления бесплатной помощи населению.

Специальные законы о правах граждан в области охраны здоровья

Существует ряд специальных законов, которые предусматривают права граждан при оказании специализированных видов помощи. На сегодняшний день это:

— Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

— Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

— Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

— Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

— Федеральный закон «О лекарственных средствах»;

— Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

— Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Правила предоставления платных медицинских услуг

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил условия оказания платных медицинских услуг гражданам (статья 84). Кроме того, статьей 80 данного закона установлен перечень услуг, за которые гражданин не должен платить, когда помощь ему оказывается по Программе госгарантий бесплатной медицинской помощи.

Правила предоставления платных медицинских услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

При получении платных медицинских услуг граждане имеют право на защиту своих интересов в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Мифы про обязательное медицинское страхование в Украине

В Украине только от сердечно-сосудистых заболеваний ежегодно умирает почти 500 тысяч человек и, если сегодня распускать мифы, а не учиться слышать друг друга и работать вместе, то вскоре можно потерять страну.

Об этом сообщил народный депутат Украины Андрей Шипко, один из авторов законопроекта №4981 «Об общеобязательном социальном медицинском страховании», отметив, что политики должны сделать реальные изменения в стране и вернуть людям право на качественную и доступную для каждого медицинскую помощь.

Остановившись на основных принципах Проекта Закона, парламентарий одновременно опроверг слухи, которые идут вокруг медицинского страхования.

Во-первых, по словам Шипко, для того, чтобы медицинское страхование в Украине заработало не нужны изменения в Конституцию. «Это миф и выдумка тех, кому сейчас выгодна ситуация в отрасли, когда медицинская помощь недоступна для населения Украины», — добавил он.

Кроме того, народный депутат подчеркнул, что у Государства есть ресурсы обеспечить каждого пенсионера, каждого безработного и каждого ребенка полноценной и доступной медицинской помощью. «Никто не будет платить деньги за страховку с пенсии! Есть медицинская субвенция, и сейчас она оплачивает стены в больницах, а должен оплачивать конкретно оказанные медицинские услуги!» — отметил нардеп.

Не будет платить страховые взносы из своего кармана и работающая категория граждан. И бюджетники, и те, кто работает на больших и маленьких предприятиях будут застрахованы. В этом случае страховой взнос будет платить не работник, а работодатель.

Размер взноса не привязан к фонду заработной платы и для всех он одинаковый, что исключает риски тенизации экономики.

Также, следует отметить, что, согласно законопроекту №4981, Государство имеет все рычаги для обеспечения контроля за деятельностью и финансовым состоянием страховщика, четкие требования к которому устанавливает орган, уполномоченный Кабинетом Министров Украины. Поэтому, не может идти даже речи о частное самоуправство.

«Непонятными являются и упреки относительно создания полностью частной модели страховой, ибо это не так. На этапе первого чтения Проект не дает окончательного определения, кто именно должен быть страховщиком, а лишь указывает, что это обязательно должен быть орган со статусом финансового учреждения. Поэтому, страховщиком вполне может выступать и государственное финансовое учреждение», — добавил Андрей Шипко.

В общем, вопрос о конкретной гражданско-правовой форме страховщика, определенные параметры которого уже выписаны в проекте Закона, оставлено до второго чтения, но им уже пытаются манипулировать. Складывается впечатление, считает нардеп, что те, кто «анализируют» и пытаются дискредитировать Законопроект, не изучали и даже не видели его. Напомним, 5 октября Комитет ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения поддержал законопроект №4981 «Об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине» и рекомендует принять его за основу.

Как сообщал Фориншурер, 14 июля 2016 инициативной группой народных депутатов Денисовой Л.Л., Шипко А.Ф., Розенблат Б.С., Ефремовой И.А. и Поляковым М.А. зарегистрирован законопроект №4981, которым предлагается решить проблему неэффективного использования имеющихся существующих финансовых ресурсов, обеспечить привлечение дополнительных средств в систему (довести до потребности в финансовых ресурсах), а также детенизировать нелегальный оборот «доплат» населения в медучреждениях.

Неэффективная система финансового обеспечения здравоохранения не позволяет проводить изменения системы оказания медицинской помощи в соответствии с потребностями населения и обеспечивает устойчивость неэффективной системы здравоохранения в целом за счет использования бюджетных средств и откровенного антиконституционного привлечения средств самих пациентов по разным направлениям, по разным данным превышают бюджетные ассигнования, считают депутаты. Вместе с тем, Украина ежегодно тратит на здравоохранение около 5% ВВП (в 2015 году).

Бюджетным финансированием покрываются менее половины (49% — 2016) от потребности учреждений здравоохранения финансируемых из местных бюджетов, и в подавляющем большинстве эти средства направляются на зарплату с начислениями и содержание инфраструктуры. Все остальное необходимо докупается за счет средств населения в виде теневых «платежей». Такая ситуация создает значительную неравенство в доступе к медицинской помощи граждан протяжении уже на протяжении десятилетий. | Фориншурер

Права пациента в системе здравоохранения РФ

Система обязательного медицинского страхования направлена на реализацию прав граждан страны на качественное и безвозмездное получение гарантированного перечня медицинских услуг. Практическое осуществление указанных прав напрямую зависит от содержания нормативных правовых актов в сфере здравоохранения и медицинского страхования. Так какими правами владеют пациенты в России? Какие нормативные документы регулируют права пациентов? Ответим на эти вопросы в настоящей статье.

Нормативное регулирование правового статуса пациента в системе ОМС страхования

Базовое право граждан Российской Федерации на получение безвозмездной медицинской помощи регламентировано ст. 41 Конституции РФ. Действие данной нормы распространяется только на лечебные учреждения государственной или муниципальной ведомственной принадлежности, однако в рамках обязательного медицинского страхования ряд бесплатных услуг доступен и в частных клиниках. Регламентация конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь осуществляется положениями Федерального закона от 21.01.2011 года № 323-ФЗ. Данным нормативным актом зафиксированы следующие основные права пациента:

  • Получение медицинских услуг на принципах уважения и гуманного отношения к пациентам;
  • Возможность самостоятельного выбора лечебной организации и конкретного лечащего специалиста;
  • Облегчение болевых факторов легальными средствами и способами;
  • Соблюдение медицинской тайны и недопустимости ее разглашения без законных оснований;
  • Получение достоверной информации о своем здоровье;
  • Возмещение ущерба здоровью, вызванного ненадлежащим качеством медицинской помощи;
  • Иные права пациента, зафиксированные в нормах закона.

Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ регламентированы права пациентов, застрахованных по программе обязательного медстрахования. К числу основных прав, гарантирующих получение определенного перечня медицинских услуг, статья 16 указанного закона относит:

  • Безвозмездное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, подпадающего под действие полиса ОМС в рамках федеральной и территориальной программ страхования;
  • Выбор или замена страховой компании в соответствии с правилами ОМС;
  • Выбор или замена лечебного учреждения или отдельного специалиста;
  • Получение исчерпывающей достоверной информации о видах и качестве медицинских услуг, включенных в программу ОМС;
  • Защита персональных данных, используемых в системе персонифицированного учета граждан;
  • Возмещение ущерба, причиненного здоровью, вследствие ненадлежащего качества услуг, за счет страховой компании или лечебного учреждения;
  • Право на защиту собственных интересов в сфере здравоохранения, в том числе через представителя.

Права пациента должны соблюдаться всеми участниками правоотношений в рамках программы обязательного медицинского страхования, а их нарушение влечет применение мер ответственности к виновным лицам. Более подробная информация об отдельных правах граждан содержится в статьях:

Характеристика отдельных прав граждан в сфере ОМС страхования

Из общего состава прав гражданина, пациента и застрахованного лица можно выделить отдельные категории, позволяющие в полной мере реализовать конституционный принцип на беспрепятственный доступ к медицинской помощи. Пациент имеет право на бесплатную медицинскую помощь, данное правило реализуется в следующих направлениях:

  • Путем получения в установленном порядке полиса ОМС;
  • Путем обращения в лечебные заведения государственного и муниципального уровней;
  • Безвозмездной помощи в составе различных видов услуг: профилактические мероприятия, лечебно-диагностические процедуры, реабилитационные меры и т.д.

Полис обязательного медстрахования граждане получают на бессрочной основе, а состав конкретных видов лечебной помощи определяется по двум видам списков — базовая (федеральная) программа, которая действует на территории всей страны и территориальная программа, которая ограничена пределами субъекта РФ.

Право пациента на получение достоверных сведений о своем здоровье и гарантия тайны указанной информации позволяет гражданам своевременно предпринять меры для получения квалифицированной медицинской помощи. В состав таких сведений входят:

  • Результаты обследований, осмотра, анализов и иных аналогичных процедур;
  • Исчерпывающая информация о состоянии выявленного заболевания и легальных способах лечения;
  • Консультирование по возможным факторам риска;
  • Анализ проведенного лечения и т.д.

Данная информация доступна гражданам посредством обращения к лечащему врачу, а в некоторых случаях – к вышестоящим должностным лицам лечебного учреждения. Непредоставление такой информации является прямым нарушением прав граждан и влечет за собой несение ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Право на возмещение ущерба, полученного в результате оказания медуслуг ненадлежащего качества, включает в себя комплекс возможных мер ответственности медицинских специалистов. Для реализации указанного права пациенту предстоит доказать обоснованность своих претензий, т.е. зафиксировать случай причинения вреда. Надлежащим доказательством может выступать независимая экспертиза или обследование у других медицинских специалистов.

Требование о возмещении вреда предъявляется к учреждению, в котором работает виновное лицо. Если по результатам направления претензии пациент не получил удовлетворение по всем требованиям, дело может быть передано в судебные органы. В ходе судебного разбирательства возмещению подлежит также моральный вред, размер которого будет оценивать суд, исходя из всех юридически значимых обстоятельств дела. Необходимо отметить, что помимо возмещения вреда пациенту, лечебные учреждения могут нести иные виды ответственности, а в отношении их должностных лиц могут инициироваться административные или уголовные дела.

Права пациентов, которые регламентирует федеральное законодательство, имеют ряд особенностей и нюансов. Они также отражены в нормативно-правовых источниках и являются важными составляющими реализации таких прав на практике. Об отдельных правах пациента можно узнать в следующих статьях:

Заключение

В федеральном законодательстве закреплены основные права пациентов в программе ОМС и системе здравоохранения в целом. Несоблюдение этих прав сотрудниками медорганизаций и учреждений может повлечь за собой введение определенных санкций. Например, сотрудника ЛПУ или само учреждение могут обязать возместить нанесенный ущерб, как моральный, так и материальный.

Здравоохранение Украины нуждается в кислородной подушке… обязательного медицинского страхования

В Украине сложилась критическая ситуация с финансированием здравоохранения. Это связано с различными причинами: переходом к рыночной экономике, развалом Советского Союза, экономическим и финансовым кризисом. По данным Министерства здравоохранения Украины, для обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения необходимо около 13 млрд грн. В настоящее время средства, выделяемые из бюджета на финансирование отрасли, составляют 4,2 млрд грн. — около трети необходимой суммы. Высокая стоимость лекарственных препаратов и недостаточная доступность медицинской помощи населению приводят к тому, что пациенты обращаются к врачу, когда заболевание находится в запущеном состоянии, что в свою очередь приводит к усложнению лечения и его удорожанию.

В беседе с корреспондентом «Еженедельника АПТЕКА» о возможных путях решения этой важной проблемы рассказал начальник Управления медицинского страхования, новых медицинских технологий и эксплуатации медицинских учреждений Министерства здравоохранения Украины Василий Григорович.

Василий ГРИГОРОВИЧ

Начальник Управления медицинского страхования, новых медицинских технологий и эксплуатации медицинских учреждений Министерства здравоохранения Украины

— Введение системы обязательного медицинского страхования не являетяся панацеей. Это всего лишь один из каналов финансирования будущей системы здравоохранения. Другими источниками поступлений будут: бюджетное финансирование, добровольное медицинское страхование, оказание платных услуг населению, благотворительные взносы, и т. д.

Василий Романович, как сегодня обстоят дела с внебюджетным финансированием здравоохранения?

— Одним из основных источников внебюджетных средств для восполнения недостаточного финансирования здравоохранения некоторое время были платные медицинские услуги. Решением Конституционного суда (№ 15-рп/98 от 25 ноября 1998 г.) оказание платной медицинской помищи государственными и муниципальными лечебными учреждениями признано противоречащим Конституции. На сегодняшний день перечень платных услуг весьма ограничен. В 1999 г. поступления за оказание платных услуг населению составили 130 млн грн., или около 3% от бюджетного финансирования. При этом увеличивается объем услуг немедицинского характера, оказываемых учреждениями здравоохранения (обучение, аренда помещений и др.). В том же 1999 г. немедицинские услуги составляли 39% от всех услуг, оказанных медицинскими учреждениями.

Наибольшее количество платных медицинских услуг приходится на Республику Крым, Днепропетровскую, Донецкую области и г. Киев. Наименьшее — на Закарпатье, Львовскую и Полтавскую области. Другими словами, чем «беднее» регион, тем меньшее количество платных медицинских услуг оказывается населению.

Таким образом, в настоящее время обязательное медицинское страхование отсутствует, возможность оказания платных услуг ограничена, бюджет не выдерживает таких нагрузок, и это приводит к хроническому дефициту средств, выделяемых на здравоохранение.

— Насколько я понимаю, Министерство здравоохранения видит выход из создавшегося положения во внедрении системы обязательного медицинского страхования?

— Необходимость в этом уже давно назрела. От централизованной системы финансирования отказались Россия, Казахстан, Киргизия, страны Балтии, а также большинство государств Восточной Европы. В этих странах внедрены системы, основанные на страховании.

В Украине элементы системы страхования некоторые регионы пытаются внедрить самостоятельно. Так, например, Запорожская областная госадминистрация обратилась в Кабинет Министров и в Комитет Верховной Рады по вопросам охраны здоровья материнства и детства с просьбой разрешить проведение эксперимента по внедрению медицинского страхования населения. Министерство здравоохранения не возражает, однако соответствующий закон, нормативная база для проведения такого эксперимента отсутствуют. В ряде областей начали создавать больничные кассы, деятельность которых, к сожалению, тоже не закреплена законодательно. Первая такая касса открылась в Вознесенске Николаевской области, а сегодня подобные кассы работают в Смеле Черкасской области, Белозерском районе Херсонской области, г. Одессе. Они возникают там, где в этом заинтересовано руководство. В Вознесенске, например, открытию больничной кассы способствовал мэр города. Каждый понедельник собирается совет больничной кассы, выделяются деньги на лечение ее участников, проводятся тендеры по закупке лекарственных средств. Эксперты оценивают правильность и стоимость оказанной медицинской помощи. Интересно, что первыми участниками больничной кассы стали сами медицинские работники.

С учетом опыта, который уже имеют постсоветские государства, в Министерстве здравоохранения Украины разработан проект закона «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании».

— Проект закона не предусматривает регулирование добровольного медицинского страхования?

В 1996 г. Верховная Рада приняла закон «О страховании». Этот закон дает право на добровольное медицинское страхование, которое должны осуществлять страховые компании. Они должны заключать договора с лечебными учреждениями, с одной стороны, и непосредственно с гражданами — с другой. Но по разным причинам этот вид медицинского страхования пока не получил достаточного развития в Украине. В первую очередь, вероятно, из-за низкого уровня жизни основной массы населения, несовершенства налогового законодательства, а также в связи с определенным недоверием к коммерческим структурам, которые аккумулируют средства для тех или иных целей.

— Сколько людей охвачено индивидуальным медицинским страхованием в Украине?

— Страховые компании не раскрывают эту цифру. Это является их коммерческой тайной. Могу лишь сказать, что из 300 страховых компаний, которые работают в Украине, около 20 фактически занимаются медицинским страхованием.

— Существуют ли независимые экспертные оценки, какой процент населения охвачен страховыми компаниями?

— Нет, по крайней мере мне такие оценки не известны. По данным Министерства здравоохранения, система добровольного медицинского страхования может решить проблемы финансирования отрасли не более чем на 6–8%. Эти цифры совпадают с общемировыми показателями. Именно поэтому и разрабатывается проект закона «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании». Мы изучили опыт России, Польши, Болгарии, Венгрии, Словакии, Австрии и пришли к выводу, что идеальной системы здравоохранения не существует. Например, в Японии, где высокая продолжительность жизни, программы, принятые 25 лет назад, «не срабатывают» потому, что при их разработке был заложен значительно более низкий показатель продолжительность жизни. Существенные недостатки имеются в организации обязательного медицинского страхования в России.

Конечно, мы встречаем возражения со стороны Министерства финансов, так как законопроект предусматривает усиление финансовой нагрузки на предприятия и увеличение расходов на социальные нужды, в частности на здравоохранение. Последний раз он был возвращен из Кабинета Министров для согласования с Федерацией профсоюзов Украины. Проект закона рассматривался 12.04.2000 г. на заседании постоянной рабочей группы Федерации профсоюзов Украины по вопросам реформирования системы социального страхования, а 26.04.2000 г. — на заседании рабочей группы по вопросам реорганизации системы медицинской помощи в Украине с участием вице–премьер–министра Н.Г. Жулинского. В итоге было решено, что экономическая сторона проекта нуждается в доработке.

Следует, однако, отметить, что введение обязательного медицинского страхования не является панацеей. Это один из возможных способов реформирования системы здравоохранения, при котором становится возможным привлечение дополнительных внебюджетных средств для финансирования отрасли, — обязательных страховых взносов. Без сомнения, столь масштабные изменения в системе здравоохранения предполагают поэтапное введение в действие закона.

— Василий Романович, кто, согласно законопроекту, будет вносить страховые взносы на обязательное медицинское страхование — работодатели или работники?

— Предполагается, что работодатели будут отчислять около 5% от фонда заработной платы.

— А не будет ли это очередным поводом для предпринимателей скрывать истинные размеры заработной платы своих работников?

— Решение этого вопроса не является компетенцией Министерства здравоохранения. Мы считаем, что плательщиками страховых взносов для работающего населения должны быть работодатели, а для неработающего — органы местного самоуправления. Наши расчеты показывают, что такая система позволит привлечь около 6 млрд грн. это позволит почти полностью покрыть существующий дефицит финансирования здравоохранения. В таком случае за счет бюджетных средств будут финансироваться обязательные программы — борьбы с туберкулезом, СПИДом, оказание скорой и неотложной помощи, капитальное строительство. Принятие закона позволяет решить вопрос об установлении минимального объема гарантированной государством медицинской помощи населению. Сегодня оказание бесплатной медицинской помощи гражданам на «универсальной» основе (всем категориям населения — все виды помощи) не может позволить себе ни одно государство. Законопроект предполагает организацию национального и территориальных фондов — самостоятельных некоммерческих структур, работающих под строгим государственным контролем, которые за счет аккумулированных страховых взносов будут производить расчеты с лечебно-профилактическими учреждениями за оказанную населению медицинскую помощь.

— Внедрение страховой медицины невозможно без создания стандартов лечения тех или иных заболеваний. Как обстоит дело с разработкой стандартов лечения в Украине?

— Стандарты оказания медицинской помощи сейчас разрабатываются в Министерстве здравоохранения, но работа еще не завершена. Разумеется, стандарты будут разными для разных этапов оказания медицинской помощи. По ним будут работать государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения. Стандарты лечения в частных лечебно-профилактических учреждениях должны быть не ниже таковых, установленных для государственных. Однако первейшей необходимостью является принятие закона «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании», что создаст базу для дальнейшей работы в этом направлении.

Тарас Махринский
Фото Евгения Кривши

СПРАВКА «Еженедельника АПТЕКА»