Раздел 6. Процессуальные вопросы,связанные с исполнением судебных решений по гражданским делам и решений другихорганов (должностных лиц).

Статья 367. Немедленное исполнение судебных решений.
1. Суд допускает немедленное исполнение решений по делам о:

  1. взыскании алиментов — в пределах суммы платежа за один месяц;
  2. присуждении работнику выплаты заработной платы, но не более чем за один месяц;
  3. возмещении вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью физического лица, — в пределах суммы взыскания за один месяц;
  4. восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника;
  5. отобрании ребенка и возвращении его тому, с кем он проживал;
  6. раскрытии банком информации, содержащей банковскую тайну, в отношении юридических и физических лиц.

2. Суд, принимая решение, может допустить немедленное его исполнение в случае взыскания всей суммы долга при присуждении платежей, определенных пунктами 1, 2 и 3 части первой настоящей статьи.

Статья 368. Обращение судебных решений к исполнению.
1. Вопросы, связанные с обращением судебного решения к исполнению, разрешаются местным судом, рассмотревшим дело.
2. По каждому вступившему в законную силу судебному решению, по заявлению лиц, в пользу которых оно принято, выдается один исполнительный лист. Если на основании принятого решения надлежит передать имущество, находящееся в нескольких местах, или если решение принято в пользу нескольких истцов либо против нескольких ответчиков, суд вправе по заявлению взыскателей выдать несколько исполнительных листов, точно указав, какую часть решения необходимо исполнить по каждому исполнительному листу.
3. Исполнительные документы о взыскании судебного сбора направляются судом в местные органы государственной налоговой службы.
4. Если судом были приняты меры по обеспечению иска по заявлению лиц, в пользу которых принято судебное решение, суд вместе с исполнительным листом выдает копию документов, подтверждающих исполнение определения суда об обеспечении иска.

Статья 369. Оформление исполнительного листа, исправление ошибки в нем и признание исполнительного листа, не подлежащим исполнению.
1. Исполнительный лист должен соответствовать требованиям к исполнительному документу, установленным Законом Украины «Об исполнительном производстве».
2. Суд, выдавший исполнительный лист, может по заявлению взыскателя или должника исправить ошибку, допущенную при его оформлении или выдаче, или признать исполнительный лист не подлежащим исполнению и взыскать в пользу должника безосновательно полученное взыскателем по исполнительному листу.
3. Суд рассматривает заявление в десятидневный срок в судебном заседании с уведомлением взыскателя и должника и постановляет определение. Неявка взыскателя и должника не является препятствием для рассмотрения заявления. До рассмотрения заявления суд имеет право своим определением приостановить взыскание по исполнительному листу, а также истребовать исполнительный лист.
4. Суд определением вносит исправления в исполнительный лист, а в случае, если он был выдан ошибочно или если обязанность должника отсутствует полностью или частично в связи с его приостановлением, добровольным исполнением должником или иным лицом, или по другим причинам, суд признает исполнительный лист не подлежащим исполнению полностью или частично. Если взыскание по такому исполнительному листу состоялось полностью или частично, суд одновременно по требованию должника взыскивает в его пользу безосновательно полученное взыскателем по исполнительному листу.
(В ред. от 15.03.2006)

Статья 370. Выдача дубликата исполнительного листа или судебного приказа.
1. Вместо утерянного оригинала исполнительного листа или судебного приказа суд, выдавший исполнительный лист или судебный приказ, имеет право по заявлению взыскателя или представлению государственного исполнителя выдать его дубликат.
2. Заявление о выдаче дубликата рассматривается в судебном заседании с вызовом сторон и заинтересованных лиц, их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о выдаче дубликата.
3. За выдачу дубликата исполнительного листа или судебного приказа взыскателю взыскивается плата в размере, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 371. Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
1. Взыскателям, пропустившим срок для предъявления исполнительного документа к исполнению по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
2. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в суд, выдавший исполнительный лист, или в суд по месту исполнения и рассматривается в судебном заседании с извещением сторон, участвующих в деле. Их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока. Суд рассматривает такое заявление в десятидневный срок.

Статья 372. Мировое соглашение в процессе исполнения.
1. Мировое соглашение, заключенное между сторонами, или отказ взыскателя от принудительного исполнения в процессе исполнения решения подается в письменной форме государственному исполнителю, который не позднее трехдневного срока передает его в суд по месту исполнения решения для признания.
2. Суд имеет право проверить и не признать мировое соглашение или не принять отказ взыскателя от принудительного исполнения, если это противоречит закону или нарушает права или свободы других лиц.
3. По результатам рассмотрения мирового соглашения или отказа от принудительного исполнения суд постановляет определение в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Статья 373. Отсрочка и рассрочка исполнения, изменение или установление способа и порядка исполнения.
1. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения (болезнь должника или членов его семьи, отсутствие присужденного имущества в натуре, стихийное бедствие и т. п.), по заявлению государственного исполнителя или по заявлению стороны суд, выдавший исполнительный документ, в десятидневный срок рассматривает вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении или установлении способа и порядка исполнения решения в судебном заседании с вызовом сторон и в исключительных случаях может отсрочить или рассрочить исполнение, изменить или установить способ и порядок исполнения решения.

Статья 374. Разрешение вопроса о временном определении ребенка в детское или лечебное учреждение.
1. Вопрос о временном определении ребенка в детское или лечебное учреждение разрешается судом по представлению государственного исполнителя.
2. Суд в десятидневный срок рассматривает этот вопрос в судебном заседании с вызовом сторон и при обязательном участии представителей органов опеки и попечительства. Неявка сторон не является препятствием для разрешения вопроса о временном определении ребенка в детское или лечебное учреждение.

Статья 375. Разрешение вопроса об объявлении розыска должника или ребенка.
1. Розыск должника или ребенка объявляется по месту исполнения решения, или по последнему известному месту жительства (нахождения) должника или ребенка, или месту нахождения их имущества, или по месту жительства (нахождения) взыскателя.
2. Суд имеет право истребовать от государственного исполнителя все необходимые документы для разрешения вопроса об объявлении розыска.
3. Суд рассматривает представление государственного исполнителя в течение десяти дней.

Статья 376. Разрешение вопроса о принудительном проникновении в жилище или иное владение лица.
1. Вопрос о принудительном проникновении в жилище или иное владение лица — физического лица или лица, у которого находится имущество должника или имущество и денежные средства, принадлежащие должнику от других лиц, либо ребенок, в отношении которого есть исполнительный документ о его отобрании, при исполнении судебных решений и решений других органов (должностных лиц) разрешается судом по месту нахождения жилья или иного владения лица по представлению государственного исполнителя.
2. Суд немедленно рассматривает представление, указанное в части первой настоящей статьи, без вызова или извещения сторон и других заинтересованных лиц, при участии государственного исполнителя.
(В ред. от 15.03.2006)

Статья 377. Разрешение вопроса об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах.
1. Вопрос об обращении взыскания на причитающиеся должнику от других лиц денежные средства, находящиеся на счетах этих лиц в учреждениях банков и других финансовых учреждениях, при исполнении судебных решений и решений других органов (должностных лиц), а также вопрос об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в учреждениях банков и других финансовых учреждениях, при исполнении решений других органов (должностных лиц) разрешаются судом по представлению государственного исполнителя, согласованному с начальником отдела государственной исполнительной службы.
2. Суд немедленно рассматривает представление государственного исполнителя без вызова или извещения сторон и других заинтересованных лиц, при участии государственного исполнителя.

Статья 378. Замена стороны исполнительного производства.
1. В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства по представлению государственного исполнителя или по заявлению стороны суд заменяет сторону исполнительного производства ее правопреемником.
2. Суд в десятидневный срок рассматривает этот вопрос в судебном заседании с извещением сторон и заинтересованных лиц. Неявка сторон и других лиц не является препятствием для разрешения вопроса о замене стороны исполнительного производства.

Статья 379. Определение доли имущества должника в имуществе, которым он владеет совместно с другими лицами.
1. Вопрос об определении доли имущества должника в имуществе, которым он владеет совместно с другими лицами, разрешается судом по представлению государственного исполнителя.
2. Суд в десятидневный срок рассматривает этот вопрос в судебном заседании с извещением сторон и заинтересованных лиц. Неявка сторон и других лиц не является препятствием для разрешения вопроса об определении доли имущества должника в имуществе, которым он владеет совместно с другими лицами.

Статья 380. Порядок разрешения вопроса о повороте исполнения.
1. Вопрос о повороте исполнения разрешает суд апелляционной или кассационной инстанции, если, отменив решение, он прекращает производство по делу, оставляет иск без рассмотрения, отказывает в иске полностью либо удовлетворяет исковые требования в меньшем размере.
2. Если решение после его исполнения отменено и дело возвращено на новое рассмотрение, а при новом рассмотрении дела в иске отказано или исковые требования удовлетворены в меньшем размере, либо производство по делу прекращено или заявление оставлено без рассмотрения, суд, принимая решение, должен обязать истца возвратить ответчику безосновательно взысканное с него по отмененному решению.
3. В случае невозможности возвратить имущество в решении или определении суда предусматривается возмещение стоимости этого имущества в размере денежных средств, полученных от его реализации.

Статья 381. Срок подачи заявлений о повороте исполнения.
1. Если вопрос о повороте исполнения решения не был разрешен судом при новом рассмотрении дела или судом апелляционной или кассационной инстанции, заявление ответчика о возвращении взысканного с него по отмененному решению имущества рассматривается судом, в котором находится дело. Заявление о повороте исполнения можно подать в пределах исковой давности.
2. За подачу заявления о повороте исполнения судебный сбор не уплачивается.
3. Суд рассматривает заявление о повороте исполнения в судебном заседании с извещением сторон и постановляет определение.

Статья 382. Особенности поворота исполнения по отдельным категориям дел.
1. В случае отмены в связи с вновь открывшимися обстоятельствами решений по делам о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью физического лица, поворот исполнения допускается, если отмененное решение было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.
2. По делам о взыскании алиментов, а также по делам о взыскании заработной платы или других выплат, вытекающих из трудовых правоотношений, поворот исполнения не допускается независимо от того, в каком порядке принято решение, за исключением случаев, когда решение было основано на подложных документах или на заведомо ложных сведениях истца.

Принудительное исполнение судебных решений гпк

В Украинском законодательстве есть норма, которую игнорируют практически все — даже те, кому самим законом предписано ее исполнять. Эта норма касается исполнения судебных решений. Как только человек пытается исполнить решение суда и попадает в исполнительную службу, у него сразу складывается впечатление, что его все попросту игнорируют. И это в то время, когда аж тремя Законами Украины предписано, что судебное решение, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения.

Так, в Гражданско-процессуальном кодексе Украины исполнению судебного решения посвящена целая глава, где детально расписано, какие постановления судов и других органов подлежат исполнению, что является исполнительным документом, органы исполнения, выдача исполнительного документа и многие другие вопросы. Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, так же содержит целую главу, посвященную исполнению решений хозяйственного суда. И, наконец, есть специальный Закон Украины «Об исполнительном производстве», который детально определяет условия и порядок исполнения решений судов и других органов, которые подлежат принудительному исполнению в случае неисполнения их в добровольном порядке. Несмотря на то, что процесс исполнения судебного решения так многократно и детально описан в законодательных актах государства, на практике складывается так, что на стадии исполнения умирает более 80% всех решений, вступивших в законную силу. Получается, что если ответчик (должник) исполнил решение суда добровольно, то честь ему и хвала, а истцу (взыскателю) — везение и удача. А если решение добровольно не исполнено, то шанс его исполнить принудительно, равен не белее 20%. Тем не менее, если у вас имеется решение суда, то ставить вопрос о его исполнении можно и нужно. Иначе, зачем было обращаться в суд, если не иметь конечного результата!

Вот некоторые нормы Закона Украины «Об исполнительном производстве», которые регулируют основные вопросы процесса исполнения решения.

Статья 2. Исполнение решений судов в Украине возложено на Государственную исполнительную службу, которая входит в систему органов Министерства Юстиции Украины. Деятельность исполнительной службы регулируется Законом Украины «О государственной исполнительной службе».

Статья 5. Исполнитель обязан принимать меры принудительного исполнения решения, беспристрастно, своевременно, полно совершать исполнительные действия.

Статья 20. Открытие исполнительного производства и исполнительные действия производятся государственным исполнителем по месту жительства, работы должника, или по местонахождению его имущества.

Статья 24. Государственный исполнитель в течение трех дней со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об открытии исполнительного производства.

Статья 25. Исполнитель обязан произвести исполнительные действия и исполнить решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня поступления исполнительного документа.

Последовательность и методичность в Ваших действиях — это залог успеха операции под названием «исполнение решения». Вот что необходимо знать и какие действия совершать:

1. Для открытия исполнительного производства необходимо в суде получить исполнительный документ. В судах общей юрисдикции таким документом является исполнительный лист, а в хозяйственном суде — приказ. Нелишним будет иметь копию решения суда, и приложить ее к исполнительному документу при обращении в исполнительную службу. Хотя такого требования нет ни в одном нормативно-правовом акте, но бывали случаи, что государственный исполнитель возвращал исполнительный документ и отказывал в открытии исполнительного производства на основании того, что не представлена копия решения суда.

2. Если у Вас есть и копия решения и исполнительный документ, остается только написать заявление в произвольной форме в исполнительную службу по месту нахождения должника, приложить к нему вышеперечисленные документы и предоставить его в исполнительную службу. Написание заявления лучше доверить своему адвокату, т.к. «толковое» и грамотное заявление у видавшего виды исполнителя вызовет невольное уважение и, надеюсь, соответствующее отношение к скорейшему исполнению Вашего решения. Позаботьтесь, что бы Ваше заявление было зарегистрировано в канцелярии исполнительной службы, отметку об этом следует попросить сделать на копии заявления, которая останется у Вас, в крайнем случае — запомните входящий номер и дату обращения.

3. Обязательно придите на прием к исполнителю, в производстве которого находится Ваш исполнительный документ. Попытка установить личный контакт с исполнителем очень важна, поскольку без такого контакта Ваше решение будет очень долго пылиться в шкафах исполнительной службы. К сожалению, очень многие государственные исполнители совершенно инертны и, чтобы подвигнуть их на исполнительные действия, нужно приложить немало усилий. Кроме того придется нести еще и финансовые затраты на, так называемые, «знаки внимания».

4. Если попытка личного контакта не удается, и Вы видите, что исполнитель продолжает «ничего не делать», остается воздействовать на него с позиции силы. Начинать воздействовать можно спустя примерно месяц, после поступления Вашего заявления в исполнительную службу. Есть несколько силовых методов влияния на исполнителя:

a) Обратиться к начальнику исполнительной службы с жалобой на то, что государственный исполнитель не выполняет своих должностных обязанностей. Метод малоэффективный. Кроме того, что после этого исполнитель, скорее всего, будет иметь на Вас «зуб», ничего другого не произойдет. Даже сомнительно и то, что Вам дадут ответ на Вашу жалобу.

б) Обратиться к начальнику городского (районного) Управления юстиции с жалобой по тому же вопросу. Тоже малоэффективный метод. Скорее всего, начальник управления юстиции не захочет «выносить сор из избы», потому как исполнительная служба — это всего лишь часть возглавляемого им управления юстиции. В лучшем случае получите «отписку» на Вашу жалобу, что мол, у них много работы и решения исполняются по очередности поступления их в исполнительную службу.

в) Обратиться с жалобой в Управление юстиции областного (республиканского) уровня. Этот метод может дать положительный эффект. Однако Вашу жалобу обязательно перенаправят «по принадлежности» — к начальнику городского (районного) Управления юстиции, однако оставят у себя так называемый «контроль». Это означает, что исполнительное производство по Вашему решению попадет на контроль в вышестоящее управление юстиции и не исключено, что это «подвигнет» исполнителя к более или менее активным действиям по исполнению Вашего решения.

г) Обратиться в суд с жалобой на действия (бездействия) исполнителя. Вообще не очень понятно, зачем законодатель предусмотрел такой способ защиты прав участников исполнительного производства. Этот метод на руку только должнику, поскольку на время рассмотрения жалобы судом, исполнительное производство приостанавливается и есть реальная возможность, так сказать «потянуть резину». Кроме того, даже если решение суда будет гласить о том, что в действиях исполнителя имеются нарушения, и будет обязывать их устранить, это ничего не изменит. Подумайте сами, если исполнитель не исполняет Ваше решение, почему это он «бросится» исполнять другое решение, да еще и по устранению своих же недостатков в работе?!

д) Обратиться с жалобой к Прокурору района, в котором находится исполнительная служба, исполняющая Ваше решение. Самый эффективный метод из всех перечисленных. Согласно ст.8 Закона Украины «Об исполнительном производстве», надзор за законностью исполнительного производства осуществляют органы прокуратуры. Прокуратура — это единственный сколько-нибудь значимый орган, которого «боятся» исполнители. После того, как Вашего исполнителя вызовет к себе прокурор, можете не сомневаться, исполнительные действия тут же начнут совершаться.

А вообще лучше всего чередовать метод «кнута и пряника». Не смотря на то, что Вы встали на путь написания жалоб, все равно продолжайте налаживать личный контакт с исполнителем. Своими жалобами Вы ему покажите, что не позволите «водить себя за нос» и «ничего не делать» в исполнительном производстве по исполнению Вашего решения. В моей практике были случаи, когда нормальные деловые отношения завязывались с исполнителем после написания нескольких жалоб в разные инстанции и решения все-таки были исполнены.

В заключение нельзя не отметить и некоторые новеллы нашего законодательства.

Этот год начался с того, что 05.01.2002 г. был опубликован и вступил в силу Закон Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества». Теперь законодательно запрещено обращать взыскание на имущество должника при условии отсутствия у него денежных средств, достаточных для погашения долга, если у этого должника доля государственной собственности в уставном фонде составляет 25 и более процентов. Это ни что иное, как «палки в колеса» на пути к исполнению судебных решений по взысканию долгов с государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности в уставном фонде.

А потом и еще один интересный Закон подоспел — 15.01.2002 г. был опубликован и вступил в силу Закон Украины «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов» (далее — Закон). Это еще один нормативно-правовой документ, регламентирующий исполнение судебных решений. В нем говорится, что решения иностранных судов по гражданским, трудовым, семейным делам, приговоры иностранных судов по уголовным делам в части, касающейся конфискации имущества и возмещения ущерба пострадавшим, а так же решения иностранных арбитражей и акты других органов иностранных государств, к компетенции которых относится рассмотрение гражданских, трудовых, семейных дел, вступивших в законную силу, подлежат признанию и исполнению в Украине, если между Украиной и государством, постановившим решение, приговор, либо другой правовой акт заключен международный договор о предоставлении правовой помощи в гражданских, трудовых, семейных и уголовных делах.

Все бы хорошо, если бы не одно «но».

Большое внимание в Законе уделяется процедуре получения разрешения на исполнение в Украине решения иностранного суда. Анализируя текст Закона можно сделать вывод, что такое разрешение получить не так уж и просто.

По сути дела, данным Законом установлен барьер на пути исполнения решений иностранных судов. С одной стороны Украина заключает с иностранными государствами международные договора «О правовой помощи», а с другой стороны усложняет, а порой делает невозможной процедуру исполнения решений иностранных судов. Так, ст.8 Закона предусматривает, что в удовлетворении ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда может быть отказано в связи с тем, что, например, сторона, в отношении которой постановлено решение иностранного суда, была лишена возможности участвовать в судебном процессе из-за того, что она не было своевременно и должным образом уведомлена о рассмотрении дела. Напрашивается вопрос: Каким образом предполагается устанавливать факт ненадлежащего и несвоевременного уведомления стороны о дне рассмотрении дела?

Ну а главу третью Закона, название которой говорит само за себя: «Признание решения иностранного суда не подлежащим принудительному исполнению», — оставляю без комментариев! Правда остается одна зацепка. Поскольку Международный Договор по своей приоритетности стоит на ступеньку выше Закона государства, то при противоречии норм Закона положениям Международного Договора, подлежит применению Международный Договор.

Принудительное Исполнение Судебного Решения

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое «Принудительное Исполнение Судебного Решения» в других словарях:

Немедленное (предварительное) исполнение судебного решения — принудительное исполнение решения, осуществляемое до вступления его в законную силу. ГПК предусматривает два вида немедленного исполнения судебного решения: 1) обязательное, когда решение суда обращается судом к немедленному исполнению в силу… … Правоведение: глоссарий

Рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда — осуществляется судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение определения. При подготовке дела к судебному разбирательству по… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ — – заключительная стадия гражданского процесса, имеющая своим назначением принудительное осуществление права, признанного решением суда, путём обращения взыскания на имущество должника, уклоняющегося от добровольного исполнения. Принудительному… … Советский юридический словарь

Отказ в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения — один из двух возможных результатов рассмотрения судом страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение иностранного арбитражного решения, заявления о признании и приведении в исполнении иностранного арбитражного решения. Содержание 1 … Википедия

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Одобрен Советом Федерации Раздел I . Общие положения Глава 1. Основные положения Статья 1. Осуществление правосудия арбитражным отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом и другими федеральными … Большой Энциклопедический словарь

исполнительный лист — один из видов исполнительных документов, выдается судом общей юрисдикции на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов (судей); мировых соглашений, утвержденных судом; решений третейских судов по спорам между гражданами,… … Большой юридический словарь

Исполнительный лист — (англ. writ of execution) в РФ исполнительный документ, выдаваемый судами на основании принимаемых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража и иных … Энциклопедия права

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Ипотека — (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… … Энциклопедия инвестора

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — в соответствии со ст. 459 ГПК предназначено для обеспечения исполнения решений, приговоров (в части имущественных взысканий) и других судебных постановлений, подлежащих исполнению других актов, контроль за добровольным исполнением, а в… … Юридический словарь современного гражданского права

Исполнение судебных решений: проблемы и подводные камни работы государственных исполнителей

Вести бизнес с честными и порядочными контрагентами несложно, чего не скажешь о сотрудничестве с контрагентами проблемными. Потратив нервы, время и деньги на правовую помощь, суды, апелляции, получив положительное решение суда, проблемы не заканчиваются, поскольку возникает совсем другая проблема – принудительное выполнение решения суда. Среди юристов бытует мнение, что выигранный судебный процесс – это еще далеко не победа, ведь принудительное выполнение судебного решения до полного и фактического бывает длительной, сложной и проблемной, а зачастую и совсем невыполнимой задачей.

Совсем недавно в рамках реформирования Министерства юстиции были приняты несколько законопроектов, призванных реформировать систему старого советского образца, усовершенствовать ее и сделать всю процедуру прозрачной – Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и «Об исполнительном производстве». Новшеством указанных документов есть ввод института частных исполнителей, то есть лиц, которые на равне с государственными коллегами будут осуществлять исполнения судебных решений. В остальном в законопроектах старым нормам нашлось много места: часть была объединена под одни статьи, другие же были детализированы, некоторые предписания убрали, но появились и новые нормы. Хотя идея реформы и новаторская для украинских реалий, но ее реализация требует времени, поэтому еще не скоро новый институт частных исполнителей получит доверие общества, а эффективность процедурных изменений в процессе исполнительного производства покажет время.

Сейчас правоотношения между государственным исполнителем, взыскателем и должником регулируется Законом Украины «Об исполнительном производстве» и другими специальными нормативно-правовыми актами. В действующем законе уже в первой статье нормативно-правового акта завуалировано говорится, что сами собой и по воле ответчика судебные решения выполняются крайне редко, ведь «исполнительное производство – завершающая стадия судебного производства», несмотря на закрепленную тезу в Конституции: «судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины». Сам по себе данный Закон на первый взгляд кажется простым, ведь он, по сути, небольшой, состоит всего из 90 статей. Но исполнение решений таит в себе много подводных камней.

Уже на стадии подачи заявления об открытии исполнительного производства могут возникнуть различные проблемы, начиная от безосновательного отказа в открытии исполнительного производства, до дальнейшего бездействия должностного лица, на которое положены функции государства в сфере принудительного выполнения судебных решений. Заставить государственного исполнителя выполнять свою работу надлежащим образом достаточно просто, начиная от постоянного напоминания о себе, заканчивая обжалованием бездействия должностных лиц Государственной исполнительной службы в судебном порядке. Корень всех проблем лежит глубоко в кипах бумаг, которые обступают государственного служащего со всех сторон. Сюда можно отнести большую загруженность государственных исполнителей, бюрократию, малое материальное обеспечение, возможность процессуальных диверсий, которыми Ваш должник затягивает процесс выполнения судебного решения.

При отсутствии у должника имущества, на которое можно обратить взыскание, действующим методом для побуждения должника выполнить надлежащим образом свои обязанности является временное ограничение должника в праве выезда за пределы Украины до выполнения обязательств по решению. В обязанностях и правах государственных исполнителей предусмотрено, что в случае уклонения должника от выполнения обязательств, возложенных на него судебным решением, такой исполнитель обращается в суд за установлением временного ограничения в праве выезда должника (физического лица или руководителя должника – юридического лица) за пределы Украины до выполнения обязательств по решению. Свобода передвижения есть фундаментальным конституционным правом лиц, проживающих на территории Украины. Исключительный список оснований для временного ограничения граждан Украины в праве выезда за границу определен в статье 6 Закона Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», одним из которых является случай уклонения от исполнения обязательств, возложенных на него судебным решением до выполнения обязательств. Статьей 377-1 Гражданского процессуального кодекса Украины определен порядок решения судом вопроса о временном ограничении в праве выезда должника за пределы Украины. Также рассмотрение дела происходит без вызова или сообщения сторон и других заинтересованных лиц при участии государственного исполнителя.

В соответствии с установившейся судебной практикой государственный исполнитель должен предоставить доказательства того, что должник намерен покинуть территорию Украины с целью уклонения от исполнения судебного решения о взыскании долга, привести судье доводы, которые могут охарактеризовать личность должника с отрицательной стороны, представить доказательства получения должником заграничного паспорта, а также указать случаи пересечения последним государственной границы Украины.

Поскольку взыскатель не будет присутствовать на судебном заседании и не сможет представить судье доводы о том, что должник не исполняет свои обязательства надлежащим образом, для предстоящего удовлетворения представления государственного исполнителя с установлением временного ограничения в праве выезда должника (физического лица или руководителя должника – юридического лица) за пределы Украины до выполнения обязательств по решению следует контролировать процесс сбора документов.

Стоит активно пользоваться своими правами, предусмотренными Законом Украины «Об исполнительном производстве», путем подачи заявлений и ходатайств в отдел государственной исполнительной службы, представлять доказательства того, что должник намерен покинуть территорию Украины. Хорошей и аргументированной доказательной базой для суда может служить то, что юридическое лицо – должник – ведет хозяйственную деятельность с иностранными контрагентами, в том числе из СНГ, факты пересечения государственной границы должником в прошлом.

Также не стоит забывать, что ч. 6 ст. 12 Закона Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник обязан: воздерживаться от совершения действий, которые делают невозможным или затрудняющих исполнение решения; предоставлять в срок, установленный государственным исполнителем, достоверные сведения о своих доходах и имуществе, в том числе об имуществе, которым он владеет совместно с другими лицами, о счетах в банках или других финансовых учреждениях; письменно сообщать государственному исполнителю об имуществе, которое находится в залоге или у других лиц, а также о средствах и имуществе, которые принадлежат должнику и находятся у других лиц. Поэтому, пользуясь данной нормой, совместно с исполнителем необходимо «подловить» должника в совершении действий, направленных на уклонение. Так зачастую должники – юрлица – после наложения ареста на счета открывают множество новых расчетных счетов в других банковских учреждениях.

Не стоит забывать, что граждане Украины могут въезжать в Республику Беларусь по паспортам граждан Украины (внутренний паспорт), для въезда в другие государства СНГ необходим паспорт гражданина Украины для выезда за границу (загранпаспорт). Для въезда граждан Украины в Туркменистан, Соглашением между Кабинетом Министров Украины и Правительством Туркменистана введен визовый режим поездок, во все другие страны СНГ – безвизовый. Из этого следует, что для получения запрета на выезд не всегда ключевым и определяющим фактором есть наличие у должника паспорта гражданина Украины для выезда за границу.

В любом случае, лучше доверить решение своих правовых проблем профессионалам, ведь каждое дело индивидуальное и нуждается в глубоком анализе для позитивного решения поставленной задачи.

Ключевые моменты при принудительном выполнении решения суда должником–контрагентом при взыскании дебиторской задолженности.

Пока не вступили в силу законопроекты, призванные реформировать систему принудительного исполнения судебных решений, проблема взаимоотношения взыскателя и должника стоит очень остро и остается актуальной.

1. Почему стоит «переживать» о процедуре исполнительного производства?

Хотя исполнительное производство – завершающая стадия судебного производства, а принудительное выполнение решения суда возложено на государство, принудительное фактическое выполнение судебного решения бывает длительным, сложным и проблемным, исполнительная служба таит в себе много подводных камней.

Зачастую государственные исполнители допускают процессуальные ошибки, которые дают Вашему должнику возможность затягивания процесса выполнения судебного решения.

2. Какие ошибки часто допускают государственные исполнители при выполнении своих должностных обязанностей?

Законом Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что документы исполнительного производства отправляются сторонам заказным письмом с уведомлением о вручении, но на практике данная норма не соблюдается.

Длительная проверка имущественного состояния должника, непривлечение должностных лиц к административной ответственности в случае игнорирования требований государственных исполнителей в получении конфиденциальной информации относительно должника.

Несвоевременное наложение арестов на выявленное имущество должника, денежные средства на счетах, что дает возможность для вывода активов.

Длительная процедура реализации описанного и арестованного имущества должника, а именно – проведение описи, назначение экспертизы оценки, изъятия имущества, передача на хранение, подготовка и подача документов на реализацию, передача движимого имущества должника организатору публичных торгов.

3. Как контролировать действия служебных лиц органов Государственной исполнительной службы?

Активно пользоваться своими правами, предусмотренными Законом Украины «Об исполнительном производстве», путем ознакомления с материалами производства, подачи заявлений, ходатайств и жалоб.

Доверить решение проблемы профессионалам, которые возьмут контроль над действиями исполнителя на себя, организуют проведение исполнительных действий (опись и арест имущества должника, его хранение и соблюдение процедуры дальнейшей реализации), не допустят совершения процессуальных ошибок для исключения возможности уклонения и затягивания должником процесса.

4. Действующие методы, гарантирующие полное фактическое выполнение судебного решения.

Арест всего имущества должника и объявления запрета на его отчуждение при открытии исполнительного производства. Законом предусмотрена возможность «абстрактного» ареста имущества должника, ведь в случае отсутствия активов в данном промежутке времени, должник может приобрести имущество, которое автоматически попадет под запрет на его отчуждение в будущем.

Временное ограничение должника (физического лица или руководителя должника – юридического лица) за пределы Украины до выполнения обязательств по решению за представлением государственного исполнителя в судебном порядке.

Пользоваться наиболее популярными способами защиты прав в договорных отношениях: неустойкой, поручительством, гарантией, задатком и залогом. Одной из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счёт реализации данного имущества, является ипотека. В случае дальнейших проблем при выполнении условий договора, можно обратить взыскание на уже заранее оговоренное имущество, либо использовать поручительство. При отсутствии у должника имущества, на которое можно обратить взыскание, у поручителя могут оказаться активы, за счет которых можно погасить задолженность.

Обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного производства по факту мошенничества, либо уклонения от выполнения решения суда.

Заключить договор факторинга либо цессии (продать право требования к должнику) юридическим лицам, специализирующимся на взыскании проблемной задолженности.

Но самое действующее, главное и правильное решение в любом случае – доверить свои правовые проблемы профессионалам, ведь каждое дело индивидуальное и нуждается в глубоком анализе для позитивного выполнения поставленной задачи.