Статья 1 тк тс

1. Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — таможенный союз) — правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

2. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, — в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Статья 1. Таможенное регулирование в таможенном союзе

СТ 1 ТК ТС

1. Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — таможенный союз) — правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

2. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, — в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Комментарий к Ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Основной целью принятия нормативного акта любого уровня выступает необходимость урегулирования, упорядочения отдельных видов правоотношений. Поскольку в большинстве случаев принятие нормативного акта инициируется государством или его субъектами, муниципальным образованием, то по своей сути такой документ олицетворяет воздействие государства на субъектов общественных отношений с целью их упорядочения. В этой связи правовое регулирование принято рассматривать как целенаправленное воздействие государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание. Однако применительно к комментируемому акту подобное понимание правового регулирования по большей части является условным, поскольку субъектом регулирования выступает не одно государство, а объединение ряда государств. В этой связи понятие «правовое регулирование» следует рассматривать с точки зрения расширительного толкования применительно к международной деятельности.

В то же время следует заметить, что положения данной статьи призваны определить содержание несвойственного для российской правовой системы понятия «правовое регулирование», которое в данном случае рассматривается как одно из направлений государственного воздействия — таможенное регулирование. На соотнесение понятий таможенное и правовое регулирование указывают положения ч. 1 комментируемой статьи 1 ТК ТС, рассматривая одно сквозь призму другого. Особенностью реализации целенаправленного воздействия, предусмотренного комментируемой статьей, является его территориальная юрисдикция, т.е. территория, на которую распространяется действие комментируемого Кодекса. Таможенное регулирование носит трансграничный характер и охватывает в настоящее время территории России, Казахстана и Белоруссии. Непосредственная территориальная близость указанных государств свидетельствует об их тесном взаимодействии, в том числе торговом и т.п. В этой связи применение единого международного режима ввоза-вывоза товаров зачастую затрудняет реализацию договорных отношений.

В сложившейся ситуации членами Таможенного союза были сформированы специальные нормативные предписания, призванные установить специальные правила экономического взаимодействия стран — членов Союза. Следует также заметить, что в настоящее время Таможенный союз является востребованным межгосударственным образованием, которое стремится к расширению на мировой арене. В частности, в 2011 г. принято решение о начале процедуры присоединения Республики Киргизия к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. В 2013 г. внимание к деятельности Союза многократно возросло, ряд государств заявили о намерении присоединиться к Таможенному союзу. В их числе Армения, Сирия, Южная Осетия и ряд иных государств. Формирование специального правового режима призвано упростить взаимодействие государств в части ввоза-вывоза товаров в рамках Евразийского экономического сообщества.

2. Второй особенностью таможенного регулирования в соответствии с комментируемым Кодексом выступает его предмет, т.е. совокупность правоотношений, к которым он применяется. Перечень таких правоотношений регламентирован ч. 1 комментируемой статьи 1 ТК ТС ЕврАзЭС и включает в себя отношения, связанные с:

— перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, т.е. ввозом их на таможенную территорию или вывозом с нее. Таким образом, данное понятие охватывает собой как импортные, так и экспортные операции в пределах установленной территории, подпадающей под действие норм комментируемого Кодекса;

— перевозкой товаров по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем — данная операция не связана с пересечением границы Таможенного союза, но в то же время может предполагать пересечение государственной границы государств, входящих в состав Союза. Трансграничный характер правового регулирования норм комментируемого акта предполагает применение специального принципа территориальности — под единой таможенной территорией в данном случае понимается территория государств — членов Союза;

— временным хранением товаров, т.е. размещением их на определенное время на таможенной территории для последующего перемещения или перевозки;

— таможенным декларированием товаров, т.е. заявлением декларантом уполномоченному таможенному органу сведений о товарах, таможенной процедуре, а также иных сведений, предусмотренных комментируемым Кодексом для вывоза товаров;

— выпуском и использованием товаров в соответствии с таможенными процедурами, т.е. осуществлением экспортно-импортных операций в отношении определенного перечня товаров;

— проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, т.е. соблюдением процедур, предусмотренных комментируемым Кодексом в отношении перемещаемых по территории Таможенного союза товаров;

— властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Данная категория отношений занимает особое место в предмете регулирования комментируемого акта, поскольку направлена на урегулирование правоотношений между поставщиками (перевозчиками) товаров и уполномоченными таможенными органами.

Следует также заметить, что все вышеуказанные категории правоотношений, составляющих предмет регулирования комментируемого Кодекса, в той или иной степени предполагают участие в них таможенных органов, т.е. могут быть отнесены и к настоящей категории. В этой связи следует акцентировать внимание при исследовании данных правоотношений на вторую сторону правоотношений, которой является собственник товара. Большинство иных категорий предполагает взаимодействие уполномоченного органа с поставщиком или перевозчиком товаров, которые, как правило, не являются собственниками перемещаемых объектов. Тем не менее, собственник товаров выступает в качестве полноправного субъекта правоотношений, регламентируемых комментируемым Кодексом, в связи с чем возникает необходимость их правового регулирования.

Поскольку нормы комментируемой ст. 1 ТК ТС призваны определить предмет регулирования комментируемого акта, то их детализация составляет предмет его отдельных правовых предписаний и детально рассматривается в рамках комментария к отдельным правовым нормам.

3. Положения ч. 2 комментируемой статьи направлены на разграничение предметов ведения нормативных актов Таможенного союза и внутригосударственных актов, причем данные положения устанавливают нетрадиционный для российской правовой системы подход. Так, по общему правилу, предусмотренному российским законодательством, нормы международного права подлежат применению лишь в случае отсутствия предписания или противоречия между нормами закона и международного акта.

В данном случае возникает обратная ситуация: в случае возникновения правового пробела в регулировании таможенных отношений нормативные акты Таможенного союза имеют приоритет и подлежат непосредственному применению. В случае возникновения правового пробела применяются нормы, установленные государством для урегулирования соответствующих отношений. Возможность применения на территории Таможенного союза внутренних нормативных актов каждого отдельного государства способствует возникновению противоречий между предписаниями отдельных стран — членов Союза.

В этой связи возникает необходимость территориального разграничения применения норм отдельных государств: либо только на территории соответствующего государства, либо в отношении поставляемых им товаров и т.п. Однако подобное разграничение юрисдикции нормативных актов комментируемым Кодексом не предусмотрено. В рамках ч. 2 комментируемой статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза им детализированы лишь временные рамки применения норм внутригосударственного права — до принятия соответствующих предписаний Таможенным союзом, т.е. до устранения выявленного правового пробела. В этой связи можно говорить о том, что члены Союза в случае возникновения конфликта правовых предписаний отдельных стран рассматриваются в качестве единственного источника их урегулирования, поскольку такое противоречие будет существовать до момента принятия ими специальных предписаний в рамках Союза, т.е. до выработки согласованной позиции стран по каждому отдельному случаю отсутствия правовых предписаний.

Статья 1 тк тс

1. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – Таможенный союз) – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

2. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

1. Единую таможенную территорию Таможенного союза (далее – таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

2. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза (далее – таможенная граница).

3. В соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств – членов Таможенного союза.

1. Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:

1) настоящего Кодекса;

2) международных договоров государств – членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;

3) решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств – членов Таможенного союза.

2. Таможенное законодательство Таможенного союза действует на таможенной территории Таможенного союза.

Если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства – члена Таможенного союза.

(абзац введен Протоколом от 16.04.2010)

3. При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств – членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза.

(п.3 в ред. Протокола от 16.04.2010)

4. При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств – членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств – членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения установленных требований, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза.

(п.4 введен Протоколом от 16.04.2010)

1. В настоящем Кодексе используются следующие основные термины и их определения:

1) авария – вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы);

2) административные правонарушения и преступления – административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;

3) ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;

4) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы;

5) выпуск товаров – действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;

(пп.5 в ред. Протокола от 16.04.2010)

6) декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

7) заинтересованные лица – лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально;

8) запреты и ограничения – комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза;

9) иностранное лицо – лицо, не являющееся лицом государства – члена Таможенного союза;

10) иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом;

11) Комиссия Таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза;

12) коммерческие документы – счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

13) лицо – физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из настоящего Кодекса;

14) лицо государства – члена Таможенного союза – юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве – члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза;

15) международные договоры государств – членов Таможенного союза – международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза;

16) международные почтовые отправления – почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза;

17) меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза;

18) налоги – налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

19) незаконное перемещение товаров через таможенную границу – перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;

20) оператор почтовой связи – лицо государства – члена Таможенного союза, обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза и актами Всемирного почтового союза;

21) перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств;

22) перемещение товаров через таможенную границу – ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза;

23) припасы – товары:

необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания река – море, судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее – водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов;

24) таможенная декларация – документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

25) таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

26) таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами;

27) таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

(пп.27 в ред. Протокола от 16.04.2010)

28) таможенные документы – документы, составляемые исключительно для таможенных целей;

29) таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза;

30) таможенные органы – таможенные органы государств – членов Таможенного союза;

31) таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза;

(пп.31 в ред. Протокола от 16.04.2010)

32) таможенный орган назначения – таможенный орган, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита;

33) таможенный орган отправления – таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

34) таможенный представитель – юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

(пп.34 в ред. Протокола от 16.04.2010)

35) товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;

36) товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом;

37) товары Таможенного союза – находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:

полностью произведенные на территориях государств – членов Таможенного союза;

ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза;

изготовленные на территориях государств – членов Таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза;

38) транспортные (перевозочные) документы – коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;

39) транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;

(пп.39 в ред. Протокола от 16.04.2010)

40) транспортные средства международной перевозки – транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

41) экспресс-груз – товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок в целях доставки данного товара до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товара, пересылаемого в международных почтовых отправлениях.

(пп.41 введен Протоколом от 16.04.2010)

2. Иные термины таможенного законодательства Таможенного союза используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса и международных договорах государств – членов Таможенного союза.

3. Термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, применяются в каждом из государств – членов Таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств – членов Таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(п.3 в ред. Протокола от 16.04.2010)

1. Срок, установленный таможенным законодательством Таможенного союза, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или на действие, которое должно быть совершено.

2. Если таможенным законодательством Таможенного союза не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения начала и окончания сроков, определенных периодом времени, в таможенном законодательстве Таможенного союза применяются правила, предусмотренные пунктами 3 – 8 настоящей статьи.

3. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

4. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

7. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока.

Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Письменные заявления и извещения, сданные в учреждение (организацию) почтовой связи до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

8. В случае если срок исчисляется рабочими днями, под рабочими днями понимаются дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся праздничные дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Если в местах перемещения товаров через таможенную границу и иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни.

(абзац введен Протоколом от 16.04.2010)

1. Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории Таможенного союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств – членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств – членов Таможенного союза – мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств – членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

(пп.7 в ред. Протокола от 16.04.2010)

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

Законодательством государств – членов Таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

2. Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств – членов Таможенного союза.

1. Таможенные органы государств – членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

2. Таможенные органы государств – членов Таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств – членов Таможенного союза в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.

3. Таможенные органы государств – членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза, используется такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений.

2. Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

Таможенные органы одного государства – члена Таможенного союза передают предоставленную им информацию государственным органам данного государства – члена Таможенного союза, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством данного государства – члена Таможенного союза, в порядке и с соблюдением требований законодательства данного государства – члена Таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны (секретов) и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров государств – членов Таможенного союза.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

Любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства – членов Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Комментарий к СТ 1 ТК ТС

Статья 1 ТК ТС. Таможенное регулирование в Таможенном союзе

Комментарий к статье 1 ТК ТС:

Статья 1 ТК посвящена понятию таможенного регулирования в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Через понятие таможенного регулирования определяется объект правового регулирования таможенных отношений, содержание самого ТК и иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.

Отношения, регулируемые на уровне Таможенного союза, связаны с:

— перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, то есть с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывозом товаров с этой территории;

— перевозкой товаров по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

— временным хранением, под которым понимается хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин и налогов;

— таможенным декларированием, то есть заявлением декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

— выпуском товаров — действием таможенных органов, разрешающим заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры;

— использованием товаров в соответствии с таможенными процедурами;

— проведением таможенного контроля, то есть осуществлением таможенными органами совокупности мер, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза;

— уплатой таможенных платежей (ввозной и вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, таможенных сборов);

— властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза.

Каждому из направлений таможенного регулирования в Таможенном союзе, перечисленному в п. 1 ст. 1, соответствует один или несколько разделов (глав) ТК.

Понятие таможенного регулирования в Таможенном союзе учитывает факт распределения отдельных аспектов таможенного дела между наднациональным уровнем регулирования (уровень Таможенного союза ЕврАзЭС) и национальным уровнем (уровень таможенного регулирования, осуществляемого государством — членом Таможенного союза).

В п. 2 ст. 1 закреплен один из важнейших принципов таможенного права Таможенного союза ЕврАзЭС, установивший соотношение между наднациональным и национальным уровнями таможенного регулирования. Отметим, что в текст п. 2 ст. 1 ТК были внесены изменения еще до того, как сам ТК вступил в силу для государств — членов Таможенного союза. Протоколом от 16 апреля 2010 года был внесен ряд изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, одним из которых стало «усиление» принципа приоритета наднационального регулирования.

Если в прежней редакции п. 2 ст. 1 предусматривалось, что таможенное регулирование в Таможенном союзе должно осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, — в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза, то в новой редакции эта норма получила важное добавление. Теперь национальное регулирование в рамках Таможенного союза возможно только до тех пор, пока не будут установлены соответствующие правоотношения на уровне таможенного законодательства Таможенного союза. Таким образом, был определен вектор развития союзного таможенного законодательства, направленный на охват наднациональным регулированием всех основных областей таможенного дела, а регулирование таможенных отношений на национальном уровне оставалось в качестве «юридического переживания». Оно осуществляется национальными регуляторами до тех пор, пока на наднациональном (союзном) уровне не появятся соответствующие нормы.

Национальное регулирование осуществляется законодательством государств — членов Таможенного союза, которое формируется в Республике Беларусь на базе Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З , в Республике Казахстан — Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» , а в Российской Федерации — Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» .