Общение с ГИБДД — как вести разговор с инспектором ГИБДД (ДПС) на дороге. Наставление и секреты.

Итак, сотрудник ГИБДД сделал взмах жезлом. Внимательно следите за его действиями, смотрите за тем, указал-ли он именно на Ваш автомобиль. Распространенная ошибка автомобилистов — остановка своего транспортного средства по каждому взмаху жезла, причем сразу большой группы машин. Если сотрудник автотранспортной инспекции явно не указал именно на Ваш автомобиль, Вы можете проезжать дальше, но посматривайте в зеркло заднего вида, возможно сотрудники будут «махать» Вам вслед. Остановиться нужно в любом случае, так как если вы не остановили автомобиль, то вы совершили правонарушение.

Нарушили ли Вы правила дорожного движения или нет, вы обязаны остановить транспортное средство. Для этого нужно прижаться к обочине, а перед этим включить правый поворотник. Многие после сигнала инспектора начинают волноваться, включать совсем другой поворотник, чем в дальнейшем могут заслужить дополнительный штраф. Волнение — это ваш враг, если вы будете волноваться, то сотруднику ГИБДД будет намного легче вас оштрафовать независимо от того, правильно вы ехали или нет.

Если инспектору ДПС вдруг стало одиноко и тоскливо на вверенном ему посту, при этом из общего потока автомобилей он выбрал именно Ваше транспортное средство для проверки документов, он обязан подать сигнал об остановке и указать место остановки автомобиля (п. 65 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет наложение административного штрафа от 500 до 800 рублей (ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

Остановив автомобиль, водитель имеет право не выходить из него и вести разговор с инспектором через открытое окно своего автомобиля. Однако, (на основании пп. «а» п. 70 Регламента) сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в случаях:

— необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

— наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;

— для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; (в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

— когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

Инспектор при обращении к водителю должен представиться – назвать свою должность, звание и фамилию. Затем сообщить причину и цель остановки автомобиля (напоминаю о том, что одиночество и тоска сотрудника ДПС ни в коем случае не может являться причиной остановки ТС), далее инспектор излагает требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов (п. п. 20, 67 Регламента).

п. 20 Регламента «При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения».

п. 67 Регламента «Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

По требованию водителя инспектор обязан предъявить в развернутом виде, не выпуская из рук, служебное удостоверение (абзац 5 пункта 20 Регламента). Эти данные могут Вам пригодиться, если возникает какая-либо конфликтная ситуация.

Также по требованию водителя инспектор должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица (абзац 4 пункта 23 Регламента).

Важно: Водитель может вести видео- и звукозапись, если это не запрещено законодательством, при этом инспектор не должен препятствовать использованию такой аппаратуры. В случае существования на ведение видео и звукозаписи инспектор должен сообщить об этом водителю, осуществляющему запись. Следует помнить, что инспектор ДПС также имеет право использовать видео- и аудио – аппаратуру (п. п. 24, 25 Регламента).

п. 24 Регламента «Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру»

п. 25 Регламента «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».

По требованию водителя инспектор должен разъяснить порядок обжалования своих действий (абзац 2 пункта 23 Регламента).

Уважаемые автолюбители, в случае возникновения нестандартных ситуаций помните, что на каждом патрульном автомобиле должны быть нанесены телефоны доверия, которыми Вы можете воспользоваться.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Как вести себя водителю, если его остановил милиционер

Водитель не обязан выходить из автомобиля — я советую оставаться в машине, устроиться поудобнее и подготовить документы к проверке.

Один мой знакомый долго мечтал сменить свой статус участника дорожного движения и эволюционировать от пешехода до водителя. Недавно его мечта сбылась — он наконец-то присоединился к касте владельцев железных коней и уже ворчит на медлительных пешеходов. Начав управлять автомобилем, он попросил меня разъяснить права водителя при остановке работниками ГАИ.

Поскольку данная тема интересует многих водителей, я хочу более детально на ней остановиться.

Обязанности и права водителей механических транспортных средств изложены во втором разделе Правил дорожного движения Украины (далее – ПДД).

Согласно п. 2.4. ПДД, по требованию работника милиции водитель должен остановить транспортное средство в месте, на которое ему будет указано — с соблюдением правил остановки. Пунктом 8.9. ПДД предусмотрено, что требование об остановке транспортного средства может подаваться работником милиции:

  • жезлом;
  • рукой, которая указывает на это транспортное средство;
  • с помощью включенного проблескового маячка синего и красного или только красного цвета и (или) специального звукового сигнала;
  • с помощью громкоговорящего устройства или специального табло, на котором отмечается требование об остановке транспортного средства.

Хочу уточнить, что работник милиции — это не обязательно работник ГАИ. Водитель обязан подчиниться требованиям любого сотрудника милиции, внешний вид которого позволяет идентифицировать его как работника милиции. С юридической точки зрения водителя не должно волновать, почему его останавливают. Причина остановки второстепенна и может быть оспорена в дальнейшем, но подчиниться требованиям работника милиции водитель обязан.

Если водитель не остановиться по требованию работника милиции, за это ему грозит привлечение к административной ответственности по ст. 1222 КУоАП и наложение штрафа 153-187 грн либо лишение водительских прав на срок от 3 до 6 месяцев. Как видите, штраф относительно не велик, но вот 3-6 месяцев придется сидеть на пассажирском сидении в авто. А по окончанию этого срока придется еще и снова сдавать на права.

Отдельно обращу внимание на то, что останавливаться по требованию работника милиции нужно обязательно с соблюдением правил остановки. Иначе вам светит новый штраф.

Когда с горем пополам вы разглядели работника милиции, распознали его требования и остановились, соблюдая все правила, что же дальше — выходить из автомобиля или нет?

Это зависит от желания водителя. Скажу только, что водитель не обязан выходить из автомобиля. Я советую оставаться в машине, устроиться поудобнее и подготовить документы к проверке. Дождавшись работника милиции, нужно дать ему возможность высказаться – назвать свою фамилию, подразделение и должность, а также причину остановки. В 99% случаев за этим последует просьба предъявить ваши документы.

Вопрос отдавать свои документы в руки работнику милиции или только показать, является спорным. Согласно п. 2.4. а) ПДД, водитель обязан предъявить для проверки документы, указанные в пункте 2.1 ПДД.

Поскольку предъявить совсем не означает передать, тут все зависит от вашего личного отношения к работнику милиции. Хочу сказать, что если вы нарушили ПДД и не отдаете в руки работнику милиции свои документы, вы не измените ситуацию: он просто перепишет ваши данные в блокнот и сделает свое дело, вот только сумма штрафа уже вряд ли будет минимальной.

Хотелось бы отметить, что в связи с проведением АТО игнорирование требований представителей вооруженных сил Украины или работников милиции об остановке может вообще вызвать трагические последствия, так что останавливаться нужно всегда.

Еще водитель обязан дать работнику милиции возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства, если того потребует сотрудник милиции. Как правило, номера агрегатов находятся под капотом, но иногда встречаются и в багажнике. Работники ГАИ чаще всего просят водителей открыть капот, но сами этого не хотят делать. Конечно, водитель может не выходить из машины, дернуть рычаг капота или открыть дистанционно багажник, тем самым формально предоставив возможность проверить номера агрегатов.

Но я бы не советовал так поступать, поскольку работник милиции не знает особенностей замка капота вашего авто, будет там долго ковырять, нервничать, поглядит номера агрегатов, а потом «нечаянно» уронит ваш капот с метровой высоты. К тому же открытый багажник лучше вообще не оставлять без присмотра — чтобы там ничего лишнего не появилось или не пропало. Тем более, вам все равно придется выйти из машины, чтобы закрыть багажник и капот.

Так что если вас просят открыть капот или багажник, то лучше это сделать самостоятельно — это сбережет вам не только время, но и нервы.

Если вы нарушили ПДД и вас привлекают к административной ответственности, то согласно ст. 11 закона «О милиции», работник милиции имеет право осмотреть транспортное средство. Осмотр должен проводиться в присутствии двух понятых с составлением протокола осмотра транспорта.

Если работник ГАИ заподозрил, что вы ведете авто в нетрезвом виде, то по его требованию вам необходимо будет пройти медицинский осмотр. Помните, что отказ от прохождения осмотра приравнивается к управлению в состоянии опьянения.

Сейчас многие патрули укомплектованы алкотестерами, которые позволяют пройти указанный тест на месте. Если вы уверены в своей невиновности, а результаты теста показали иной результат, можете настаивать на медицинском осмотре в учреждении Министерства здравоохранения. Работники милиции обязаны будут вам его обеспечить. А в случае отказа вы можете самостоятельно пройти такой осмотр и подтвердить свою невиновность.

Напоследок хотелось бы пожелать всем водителям быть внимательными на дороге, а представителям правоохранительных органов быть в меру требовательными и объективными. Все мы граждане одной страны, поэтому обязаны соблюдать ее законы и уважать друг друга.

Как разговаривать с сотрудником ГИБДД если остановили? Права водителя при остановке полицией.

Встреча с сотрудником ДПС редко сулит что-то хорошее, при желании он всегда может найти, к чему придраться. Поэтому то, чем закончится диалог с ним, во многом зависит от правильности ваших действий.
В представленной статье вы найдете памятку общения с инспектором, которая поможет вам правильно строить разговор и даст максимальные шансы уехать без составленного протокола.

○ Правила общения с сотрудниками ДПС.

Первое правило продуктивного разговора с инспектором – минимальная юридическая грамотность. То, как вышел из подобной ситуации ваш сосед или коллега по работе вряд ли вам поможет, а вот ссылки на кодексы, скорее всего, да. Рассмотрим основные правила общения в разных дорожных ситуациях.

✔ При остановке автомобиля.

Если вас остановил сотрудник ДПС, не нужно сразу проявлять агрессию или показывать свое недовольство. Не забывайте, что инспектор находится на работе и выборочная проверка водителей – его обязанность.

Поэтому крайне важно общаться с сотрудником дорожной полиции вежливо, сохраняя дистанцию и не говоря ничего лишнего. Не нужно тыкать ему в лицо камерой, намекать на влиятельных друзей и совершать иные действия, которые просто разозлят его. Ведь при желании инспектор всегда может найти хотя бы какую-то мелочь, по которой он выпишет штраф. А это вряд ли самый желаемый поворот событий.

Итак, основное правило общения с сотрудником ДПС при остановке – вежливость. Держаться надо уверенно, но не вызывающе.

✔ При обвинении в нарушении ПДД.

В данном случае инспектор должен начать диалог с названия ФИО и должности, а потом озвучить по какому основанию вас остановили. Независимо от того, действительно ли вы нарушили правила или инспектор откровенно хочет взятку, требуйте составления протокола. При оформлении документа обращайте внимание на следующие моменты:

  • Соответствие внесенных сведений реальным.
  • Наличие пустых строк – ставьте в них прочерки, этим вы убережете себя от внесения в документ дополнительных сведений.
  • Ничего не пишите сами (за исключением объяснений водителя), тем более под диктовку сотрудника.
  • Требуйте копию документа, это тоже позволит избежать внесения в него дополнительных сведений.

И главное, не ставьте свою подпись, если собираетесь оспаривать протокол. В этом случае вам надо написать фразу «Не согласен» и только после этого подписывать документ.

✔ При требовании открыть багажник или салон.

Открывать багажник или двери вы обязаны только при досмотре.

Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
(п.1 ст. 27.9 КоАП РФ).

Отсюда следует, что если вам поступила просьба открыть багажник или салон, нужно вежливо спросить, на каком основании вы должны это делать. Если внятного объяснения не поступит, с улыбкой предложите инспектору осмотреть машину через стекла.

✔ При назначении неправомерного штрафа.

В подобном случае также требуйте составления протокола и укажите свое несогласие с изложенными сведениями. Далее обжалуйте документ, написав заявление на имя начальника данного инспектора. Если в машине есть видеорегистратор, который подтвердит отсутствие нарушения, это большой плюс для успешного оспаривания протокола.

✔ При изъятии ТС для нужд полиции.

Если к вам обратился сотрудник ДПС с просьбой об изъятии машины для нужд полиции, ваш отказ будет караться штрафом. Но вы должны знать, что перед тем, как забирать авто, полицейский обязан представиться, продемонстрировать свое удостоверение и сказать, для чего изымает машину.

В соответствии с последними поправками в законодательстве, запрещается забирать транспорт, в котором находятся несовершеннолетние или беременные женщины.

Если в процессе эксплуатации авто было повреждено, сотрудник фиксирует нанесенный ущерб. На основании данного документа водитель может обратиться за компенсацией,

✔ При требовании покинуть салон автомобиля.

Инспектор может предложить покинуть салон по разным причинам: привлечение в качестве свидетеля, обнаружение в авто неисправностей, помощь пострадавшим в ДТП. Важно учитывать, что сотрудник может только предложить выйти из машины, покидать ее или нет решать водителю.

Вместе с тем есть некоторые ситуации, когда требование инспектора необходимо исполнить:

  • Если вас задерживают за правонарушение.
  • Если производится досмотр ТС.
  • Если вас отстраняют от управления авто.

Но и в этом случае торопиться выполнять требование не стоит. Дождитесь понятых, составления протокола и только после этого выходите из машины.

○ Что делать, если сотрудники ДПС нарушают права водителя?

Ситуации, когда инспекторы на дорогах тем или иным способом нарушают права водителей, встречаются достаточно часто. Поэтому вы должны быть готовы отстаивать их законными способами.

✔ Аудио и видеосъемка.

Это самый лучший способ защиты, потому что вы не будете зависеть от свидетелей. Желательно включать диктофон сразу, как только вас остановил инспектор. Не выходите из машины, пока он к вам подойдет, проговорите дату, время и участок дороги.

Если заполняется протокол или ведется досмотр авто, ведение видеозаписи обязательно, так как она впоследствии может быть представлена как доказательство неправомочности действий сотрудника.

Инспектора предупреждать о съемке или ведении аудиозаписи необязательно. Так как он находится при исполнении своих обязанностей, фиксирование разговора не может считаться нарушением личной жизни. Поэтому указывать ему на данный факт или нет, решать вам.

✔ Обращение к руководству.

Чтобы обжаловать действия инспектора, вы можете обратиться сначала к его непосредственному начальнику. Жалоба составляется в свободной форме с указанием всех обстоятельств дела. Если есть какие-то записи или иные доказательства, их надо приложить.

Если ваше заявление было отклонено либо по нему не было произведено никаких действий, вы можете обращаться в суд.

○ Сроки для обжалования протоколов.

У вас есть 10 дней на то, чтобы ходатайствовать о недействительности составленного протокола. Сделать это вы можете, обратившись к начальнику отделения ГИБДД, в котором сотрудник осуществляет свою деятельность либо в мировой суд по месту заполнения протокола.

Таким образом, исход встречи с инспектором во много зависит от правильности ваших действий. Если знать свои права, сохранять спокойствие и держаться уверенно, можно провести диалог с сотрудником ДПС максимально продуктивно.

○ Советы юриста:

✔ Что делать, если сотрудник ДПС при съемке его нарушений сломал телефон, на который велась запись?

В этом случае вы сможете доказать данный факт только при наличии свидетелей или иного записывающего устройства. Если вы были одни и телефон был единственным способом фиксации, попробуйте просмотреть записи с камер наблюдения, если они были поблизости. Возможно, это станет необходимым доказательство.

✔ Куда обратиться, если сотрудники ДПС изъяли автомобиль для нужд, но вернули его разбитым?

Вы можете получить ущерб путем обращения в суд. Для этого необходимо вначале провести экспертизу и зафиксировать полученные повреждения.

Автоэксперт Жупанцев Сергей расскажет, как вести себя с сотрудниками ГИБДД и что делать, если Вас остановил инспектор.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

dimaster › Блог › Как себя вести при остановке инспектором ГАИ

Первый шаг в построении гражданского, правового общества — это изучение и выполнение действующих нормативных актов, а также умение отстаивать свои права в любых жизненных ситуациях, в том числе и на дорогах.

Водитель должен знать не только правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность сотрудников ГАИ, действующие нормативные правовые акты, процессуальные нормы административного, уголовного и гражданского права, т.е. обладать определенной правовой культурой.

Без этого водитель рискует стать дойной коровой для мошенников, аферистов и всякого рода недобросовестных работников. Поэтому, мы начинаем серию публикаций, с целью дать водителю определенные знания нормативных правовых актов, подсказать правильную манеру поведения в экстремальных ситуациях, вооружить его знаниями основ законодательства.

Действие 1. Выясняем причину остановки.

Для начала научитесь реагировать на остановку инспектором ГАИ спокойно. Помните, что они не имеют права выйти за рамки закона, а стоят на его страже.

Теперь, по сути: существует два варианта остановки ГАИ — за нарушение и «просто так» — проверка документов, дыхните и т.п. Рассмотрим эти варианты.

Вариант первый: едем с утра на работу, стоит патруль и «косит» — тормозит всех подряд, проверяет документы, «дыхните» и т.п. Останавливают. Стандартная ситуация: бур-бур-бур, инспектор Петренко, ваши документы. Наши действия:
1. Никогда не выходим из машины. У инспектора ГАИ нет права это требовать. Он может вспомнить, что он работник милиции, и согласно закона Украины «О милиции» мы должны выполнять законные требования работника милиции. Мы указываем на то, что в данной фразе ключевое слово «законные». Вывод: из машины не выходить, говорить через опущенное стекло.

2. Водитель должен убедиться (перед тем как дать свои документы), что этот инспектор действительно является работником ГАИ. Мало ли кто может форму и жезл где взять. Поэтому ссылаясь на ст.5 закона «О милиции» ТРЕБУЕМ предъявить удостоверение работника милиции. Очень желательно ФИО и номер удостоверения переписать. Это даст понять инспектору, что в случае чего мы точно знаем, на кого конкретно жаловаться. Кроме того, очень желательно сверить лицо в удостоверении с «оригиналом». Они ж это делают когда смотрят наши права? Вот и мы сделаем.

3. Просим инспектора предъявить постовую ведомость (документ, по которой патруль имеет право и должен нести дежурство в этом конкретном месте). Кто знает, может они после работы на «халтурку» выехали. Если не показали, не забываем потом в случае составления протокола указать об отсутствии постовой ведомости.

4. Согласно Закона Украины «О дорожном движении» мы имеем право знать, по какой причине нас остановили. ТРЕБУЕМ сказать причину остановки. Помним, что «проверка документов» — это не причина, а желание инспектора. Проверка документов — процедура для нас унизительная, она отнимает наше время и нервы. Если бы нас под домом каждое утро останавливал ППСник и просил предъявить документы — мы б обиделись? Вот на работника ГАИ мы тоже обижаемся, зачем нас отвлекать, если мы ничего не нарушили. В последнее время модным среди работников ГАИ стали такие причины остановки:

а) Вы не пристегнуты. Нарушение 100%. Советуем всем пристегиваться ВСЕГДА. Сами так делаем, и не возникает проблемы, какой скрепкой куда совать, чтоб проклятый датчик не пищал. А на самом деле однажды это спасет жизнь. И у ГАИ меньше поводов для остановки.

б) Операция «Зброя-Выбухивка». Это хорошая «отмазка», но не имеющая, как правило, ничего общего с реальностью. Как устанавливается: звоним в телефон доверия ГАИ (в каждом городе свой, инспектор вообще-то должен его Вам дать, если попросите) и говорим, что там-то и там-то стоит патруль, говорит что проводит операцию, а у нас подозрения что это не так. Вопросы у инспекторов заканчиваются, как правило, сразу же.

в) Характер вашего движения вызвал подозрение, что вы нетрезвы, поэтому «дыхните». Отвечаем, что дышать инспектор будет дома на жену, в трубочку они тоже подышат все вместе, а мы будем проходить экспертизу ТОЛЬКО в наркологии, куда поедем ТОЛЬКО на их машине и ТОЛЬКО за их счет. Кроме того, намекаем, что потерянное время будет указано в жалобе в прокуратуру, а данные инспектора у нас записаны. Желание у них, как правило, сразу отпадает (кроме случаев, если вы действительно пьяны).

5. Иногда у инспекторов возникает желание «откройте багажник». Помним, что это ПРОСЬБА, а не требование. Требовать такие вещи у них нет законного права. Они могут провести только внешний осмотр, а не обыск. Они законно даже открыть дверь машины не могут — это уже обыск. Тем более бардачок, салон, багажник. Существуют варианты, когда они стоят вместе с «Беркутом» и проводят действительно какие-то операции. Требуют провести обыск багажника. Помним, что они там могут «найти» что-то, чего там никогда не было, например укроп, завернутый в газету «Сельская жизнь». Поэтому ТРЕБУЕМ составить сперва протокол об административном задержании и обыске в присутствии двух понятых, а потом уж открываем багажник. Как правило, после Ваших законных требований, желание осматривать багажник отпадает.

6. Помним, что по Конституции у нас в Украине один государственный язык, поэтому в случае невежливого общения с вами, мы имеем полное право упереться и сказать «Я вас не розумію» (актуально для восточных регионов). Часто делаю, помогает.

7. Помним, что инспекторы часто сами нарушают Закон. Например, работают в «нерабочее время», поэтому учимся всегда обращать внимание на:

а) Есть ли у инспектора жетон? Если нет, то почему? А должен же быть! Опять же вспоминаем о постовой ведомости.

б) На каком авто стоит инспектор? Если это авто частное, то почему? Кому оно принадлежит? Инспектор не обязан давать вам ответы на вопросы, но мы ж можем и через прокуратуру поинтересоваться, о чем инспектору и сообщаем.

в) Помним про телефон доверия, мы можем позвонить туда с мобильного всегда и указать на наши подозрения. Выводы: если все делать по закону, то останавливая нас, инспектор тратит своего времени не меньше, чем вашего, а нервов, пожалуй, даже больше. И чем больше будет встречаться им таких «умных» на дороге, тем реже они этих «умных» будут тормозить. Попробуйте хотя бы раз процедуру полностью: посмотреть внимательно документы инспектора, жетон, обратить внимание на их автомобиль, поинтересоваться причиной остановки, позвонить на телефон доверия. Через неделю Вашу машину будут в страшном сне видеть все работники ГАИ Вашего города.

Вариант второй: остановка за нарушение

1. Никогда не даем денег инспектору. Помним, что когда вы даете деньги, вы, во-первых, сами нарушаете закон — даете ВЗЯТКУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ. Во-вторых, вы перечеркиваете все, что было написано выше. Закон более не на вашей стороне. И вообще, не за что ему давать денег — он вам и так сделать ничего не может. Не нервничаем, ведем себя вежливо и спокойно.

2. Аналогично варианту первому, из машины не выходим, предлагаем писать протокол, на их приглашения в их машину — отказываемся. Не имеют права требовать.

3. После составления протокола ВНИМАТЕЛЬНО его читаем. Все ли графы заполнены? Правильно ли все указано?

4. В протоколе есть три места для подписи: под нарушением, под комментарием и под тем, что со ст.63 Конституции и ст. 268 КУоАП нас инспектор ознакомил. ТРЕБУЕМ ознакомить. Советуем предварительно с ними самому ознакомиться, чтобы отличать блеяние инспектора от закона. Помним, что украинское законодательство на украинском языке, блеяние про права и обязанности на русском пусть рассказывают россиянам заезжим. А мы требуем на государственном языке (актуально для восточных регионов). В случае, когда инспектор не знает законов и не может ознакомить с вышеуказанными статьями — пишем об этом в комментариях к протоколу. Под разъяснением статей подпись НЕ СТАВИМ.

5. В комментариях ВСЕГДА пишем фразу «С протоколом не согласен, ничего не нарушал, аргументы приведу в суде». Даже если нарушал и согласен. Это нам поможет в дальнейшем. Выдаем небольшую тайну: за каждый «несогласный» протокол инспекторов заставляют писать пояснения, либо просто устраивают разнос, поэтому многие такие протоколы не доезжают дальше машины инспектора.

6. В случае превышения скорости помним, что на приборе не написано, что это МОЯ скорость. Доказать это невозможно без фото-видео съемки. А зачастую видео, как и другой техники, у них нет.

7. Помним, что в нашей стране виноват я или нет — решает НЕ инспектор, а СУД. Поэтому инспектора не боимся, спорим. Помним, что забрать права у них полномочий нет, забрать номера у них полномочий нет, забрать машину у них полномочий нет. НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, кроме отсутствия техосмотра. В таком случае — на штрафплощадку. Поэтому за прохождением техосмотра следим. Рассказы про «щас заберу права», «сниму номера», «машину на штрафплощадку» — это запугивание, о чем не забываем указать в протоколе. Даже если вы едете без документов или машина не ваша.

8. Также на забываем указать в протоколе номер и марку автомобиля, на котором стоял инспектор (если автомобиль частный). Аналогично с техосмотром на его автомобиле. Перед законом все равны, и работники ГАИ тоже должны проходить техосмотр, а эксплуатировать автомобиль без него не имеют права.

9. Есть такой вариант, что инспектор, почуяв неладное, НЕ ДАЕТ вам протокол, чтоб вы туда не написали «лишнего». Помним, что это незаконно, ТРЕБУЕМ протокол для подписи и комментариев. В случае отказа — звоним в телефон доверия и жалуемся. Выводы: да, такое оформление занимает больше времени, чем дать сотню, но имеет ряд преимуществ:

б) это заставит работников ГАИ запомнить вашу машину и больше ее не тормозить от греха подальше

в) увеличивая количество людей, которые не бегут с трясущимися руками к инспектору с «соточкой», мы заставляем их РАБОТАТЬ ПО ЗАКОНУ.

Ну и в завершение: не нужно быть адвокатом, чтоб знать свои права. Знание же своих прав дает нам множество преимуществ.

Как правильно вести себя и общаться с инспектором ГИБДД

Многие проблемы в отношениях водителя и работника ГИБДД возникают по причине того, что водитель элементарно не знает своих гражданских прав и чувствует себя полностью беззащитным перед автоинспектором. Поэтому всегда помните известное правило: .

Любая остановка транспортного средства по требованию автоинспектора представляет собой правовой акт, с которого начинается беседа водителя с инспектором и который может иметь одинаково серьезные последствия как для одной, так и для другой стороны.
Помните, что останавливать транспортное средство без необходимости инспектор ГИБДД не имеет права. Но почти всегда объяснить остановку он может, например, проверкой документов, или проведением специальной операции, и т.п.

В каких же случаях автоинспектор может остановить ваш автомобиль? Чтобы не быть голословными, процитируем пункт 13.7 Наставлений по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (этот документ утвержден Приказом МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 и является основным документом, регламентирующим деятельность ДПС ГИБДД).
Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз — только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.
Если инспектор остановил транспортное средство, то эта остановка должна быть максимально короткой. Следующий по маршруту общественный транспорт не рекомендуется задерживать более чем на 1-2 минуты.

После того как инспектор остановил автомобиль, он обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, а также сообщив причину остановки. Это прописано в п. 18.2 Наставлений по работе ДПС ГИБДД МВД РБ.
Помните, что на дороге существуют места, в которых инспектор ГИБДД не имеет право останавливать транспортные средства. К ним относятся, например, участки дорог с ограниченной видимостью до и после поворота, перед перекрёстками, пешеходными переходами, зоны железнодорожных переездов, и др.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, за многие нарушения правил дорожного движения предусмотрен определенный диапазон санкций (например, штраф от 1500 до 2500 рублей или лишение водительских прав на определенный срок). Поэтому учтите: выбор инспектором меры наказания во многом зависит от того, как вы себя с ним будете вести.

Отношения между водителем и автоинспектором во многом зависят от того, насколько водитель умеет понять психологию сотрудника ГИБДД. Помните: даже при исполнении служебных обязанностей он остаётся обычным человеком — со всеми своими достоинствами и недостатками, и вполне естественно, что вам может в нем что-то не понравиться. Однако поведение водителя тоже вызывает у сотрудника ГИБДД ту или иную реакцию: положительную, отрицательную, сочувствующую, и т.п.
Поэтому всегда, в любом случае будьте вежливы и сдержанны, даже если вам кажется, что инспектор в чем-то не прав. С самого начала беседы стремитесь создать доверительную, или хотя бы нейтральную атмосферу.
Не стоит отрицать свою вину и спорить с автоинспектором в случае, если вы действительно нарушили Правила дорожного движения. Во-первых, это просто непорядочно. Во-вторых, если инспектор видел ваше нарушение — вы никому ничего не докажете. В-третьих, у ГИБДД есть технические способы доказательства вины водителя, не известные широкому кругу граждан. И, наконец, в-четвертых: если вы будете отпираться и отрицать свою очевидную вину — не сомневайтесь: санкции за нарушение последуют максимальные.

Аргументированно возражать инспектору, если он в чем-то не прав, вы сможете только в том случае, если отлично знаете Правила дорожного движения и иные нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок дорожного движения (Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ, Кодекс об административных правонарушениях, и др.). При этом помните: доказывать свою позицию и демонстрировать свои познания нужно тактично, не задевая самолюбия сотрудника ГИБДД и не унижая его.

СОВЕТ
Рекомендуется постоянно иметь в машине брошюру с Правилами дорожного движения, а также Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Это позволит быстро расставить все точки над «i» при возникновении спорной ситуации с автоинспектором.
Однако и сотрудник ГИБДД должен проявлять тактичность и уважение по отношению к водителю, даже если тот вольно или невольно нарушил Правила дорожного движения. Процитируем п. 18.7 Наставлений по работе ДПС ГИБДД МВД РФ.
Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
Замечания нарушителям, имеющих при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.

Поэтому, если инспектор начал нравоучительным тоном выговаривать вам в присутствии, например, жены и детей, вы можете прервать его и потребовать ведения беседы в более доброжелательном тоне, и не в присутствии близких, а отойдя в сторону.
Если вы уверены в своей правоте, а инспектор все равно инкриминирует вам совершение правонарушения — можете заявить ему, что обжалуете его действия в установленном законом порядке. При этом не в коем случае не грозите сотруднику ГИБДД своими связями в милиции, прокуратуре, правительстве, мэрии, парламента и т.п. — это ни к чему хорошему не приведет. Помните, что в силу специфики своей работы автоинспекторам часто приходится выслушивать подобные угрозы, но если работник ГИБДД действует в рамках закона — ему бояться нечего. А если у вас действительно имеются какие-то влиятельные связи, то без лишней шумихи воспользуйтесь ими позже, при разборе дела об административном правонарушении.
Не все водители знают, что при возникновении спорной или конфликтной ситуации сотрудник ГИБДД по требованию участника дорожного движения обязан сообщить ему номер своего нагрудного знака и предъявить служебное удостоверение. Отметим, что выпускать удостоверение из рук инспектор не имеет права: он должен держать его в руках, а водитель в это время может прочитать или переписать данные удостоверения. Кроме этого, инспектор должен по требованию водителя (равно как и любого другого участника дорожного движения) подробно и понятно разъяснить ему порядок обжалования своих действий в установленном законом порядке.

Если вас остановил сотрудник ГИБДД, вы имеете полное право оставаться в автомобиле — он сам подойдет к вам. Однако в некоторых случаях закон все же обязывает водителя покинуть автомобиль после остановки его автоинспектором. В соответствии с Наставлениями по работе ДПС ГИБДД МВД РФ, водитель обязан покинуть транспортное средство в перечисленных ниже ситуациях.
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Во всех остальных случаях требование работника ГИБДД покинуть автомобиль является незаконным.
Если вы совершили нарушение Правил дорожного движения, инспектор составит протокол об административном правонарушении.
Часто у водителей с инспекторами возникают разногласия по поводу подписи протокола. Необходимо всегда помнить: если водитель расписался в протоколе — это вовсе не означает, что он согласен с нарушением, если в протоколе не написано или какое-то иное подтверждение.
Тем не менее, каждый человек на законном основании может отказаться от подписи протокола. Отметим, что на практике бывали единичные случаи, когда инспектор самостоятельно подделывал подпись водителя в протоколе. Если вы столкнулись с подобным явлением — ни в коем случае не соглашайтесь с тем, что это ваша подпись, а обращайтесь с письменным заявлением в прокуратуру. Подделка вашей подписи со стороны инспектора подпадает под статью 292 Уголовного кодекса Российской Федерации — .
Однако даже если вы считаете, что не нарушали Правила дорожного движения и инспектор, по вашему мнению, не прав, отказываться от подписи протокола не стоит. В подобной ситуации рекомендуется выполнить перечисленные ниже действия.
— На обратной стороне протокола нужно найти текст Объяснение нарушителя, зачеркнуть слово нарушителя и вместо него написать слово водителя. Тем самым вы официально даете понять, что не согласны с предъявленным обвинением и не считаете себя правонарушителем.
— В разделе объяснений следует подробно описать свое видение сложившейся ситуации, обязательно добавив при этом, что вы не согласны с инспектором ГИБДД и нарушителем себя не признаете. Если есть возможность — желательно в подтверждение своих слов делать ссылки на соответствующие пункты Правил дорожного движения.
— После этого на обратной, опять же, стороне протокола нужно найти текст Подпись нарушителя, зачеркнуть в нем слово нарушителя, вместо него написать слово водителя и только после этого — расписаться.
Тем не менее, бывают ситуации, когда водитель по тем либо иным причинам не может аргументированно изложить свою позицию в письменном виде в протоколе (например, человек может просто растеряться, или пребывать в состоянии шока после стрессовой ситуации на дороге, и т.д.). В таком случае, если вы считаете, что не нарушали Правила дорожного движения и инспектор, по вашему мнению, не прав, можно просто написать в протоколе Не согласен и расписаться. Перед этим, опять же, рекомендуется исправить на обратной стороне протокола текст Объяснение нарушителя и Подпись нарушителя соответственно на Объяснение водителя и Подпись водителя.
Поэтому не отказывайтесь от подписи протокола без серьезных на то оснований: при грамотном изложении своей позиции бояться нечего.