Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 222. Шахрайство з фінансовими ресурсами

1. Предоставление заведомо ложной информации органам государственной власти, органам власти Автономной Республики Крым или органам местного самоуправления, банкам или вторым кредиторам с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам при отсутствии признаков преступления против собственности — Наказывается штрафом от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же действия, совершенные повторно или причинили крупный материальный ущерб, — наказываются штрафом от трех тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. Объ объектом преступления является Установленный законодательством порядок финансирования, кредитования и налогообложения хозяйственной деятельности, права и законный интересы кредиторов.

2. Объ объективная сторона преступления заключается в активном поведении — в предоставление указанным в диспозиции ст. 222 лицами органам государственной власти, органам власти АРК или органам местного самоуправления, банкам, другим кредиторам заведомо ложной информации с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам. Ответственность по ст. 222 исключается в случае, когда обман имеет пассивный характер и состоит в сокрытие информации, которую лицо обязательства ‘связана была сообщить на основании закона или договора.

Во дотации понимают денежные средства, на безвозмездной основе поступают из бюджета. Дотация применяется в Украине Не только как метод бюджетного регулирования в случае превышения расходов низших бюджетов над их доходами (Например, дотации выравнивания Местным бюджетам), но и как помощь, предоставляется компаниям, в частности, для покрытия убытков от их хозяйственной деятельности (Дотации могут предоставляться субъект ведения хозяйства, Которые оказались в критической социально-экономической или экологической ситуации, с целью финансирования капиталовложений на уровне, необходимом для поддержания их деятельности). Видом дотации является компенсация или доплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем за сельскохозяйственную продукцию, что реализуется ими государству.

В отличие от дотации Субвенции является разновидностью то денежной помощи, которая направляется на финансирование определенного мероприятия, проекта, программы и подлежит возврату в случае нецелевого использования средств.

субсидии признается помощь в денежной или натуральной формах, оказываемой государством Местным органам власти, физическим или юридическим лицам, в том числе субъектов ‘ведения хозяйства, и направляется на финансирование конкретных мероприятий, направленный экономической и социальной деятельности, желательных для общества (например, на фундаментальные научные исследования, создание новых рабочих мест, переподготовку кадров, производство определенного вида продукции).

Кредит — это предоставление одним субъект объектом (кредитором) ссуды в денежной или натуральной формах другом субъект ектов (заемщику) на условиях возвращения ее в Установленный срок и, по общему правилу, сопряженное с уплатой процентов. Нужно различать такие формы кредита: финансовый, в т.ч. банковский, кадры, коммерческий (Товарный), государственный, потребительский, лизинговый, ипотечный, бланковые, консорциумный, кредит под ценные бумаги и тому подобное. Разновидностью кредита являются бюджетные ссуды, поскольку средства из бюджета предоставляются на условиях возвратности, платности и срочности. На квалификацию по ст. 222 не влияет форма предоставление банковского кредита — наличная или безналичная.

Льгота по налогам — это полное или частичное освобождение от уплаты налога в зависимости от особенностей налогоплательщика или характера осуществляемой им деятельности. Налоговые льготы Альтернативой Дотации, субсидии, другие варианты бюджетного финансирования и льготного кредитованию. Все налоговые льготы Имеют общую черту — это сокращение размера или переноса сроков погашения налоговых обязательств ‘язань налогоплательщиков. Льготы по налогам подразделяются на: 1) изъятия (характеризуются выводом из-под налогообложения отдельных в ‘объектов или предметов) 2) скидки (означают сокращение налоговой базы), 3) освобождение (в форме снижения налоговой ставки, налоговых каникул, отсрочки или рассрочки налоговых обязательств «язань т.д.). Установление и отмена налоговых льгот осуществляются верховной Радой Украины, верховной Радой АРК, сельских, поселковымы и городскими советами. Налоговые льготы не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении. Льготы по налогообложению местными налогами и сборам устанавливаются или изменяются исключительно соответствующей органами местного самоуправления.

надлежаще адресатами предоставление заведомо ложной информации с точки зрения получения льгот по налогам выступают Не только налоговые органы, но и, в частности, Министерство экономики Украины, межведомственная Комиссия по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, Комиссия по вопросам гуманитарной помощи при кабинете министров Украины, таможенные органы.

Предоставление заведомо ложной информации — это обман государства или кредиторов, Который приобретает письменной форме и сопровождается внедрением поддельных или иным образом сфальсифицированных документов. Например, в сфере банковского кредитования орудием комментируемого преступления выступают документы, предоставляемые заемщиками банкам и в которых могут содержаться ложные данные: 1) кредитные заявки (ходатайства) 2) Учредительные документы, 3) контракты, соглашения, другие документы, подтверждающие, что кредит получают для приобретения товаров, работ или услуг, справки о результатах исследования конъюнктуры рынка, бизнес-планы; складские справки о наличии товарно-материальных ценностей, 4) технико-экономические обоснование 5) проектно-сметная документация, решения об отвод земельных участков, разрешения архитектурно-строительных служб местных органов власти на строительство, 6) документы о финансовом состоянии, кредитоспособность заемщика, страховщика или поручителя (бухгалтерские отчеты и балансы, отчеты аудиторов и т.п.) 7) документы, касающиеся залога, поручительства, гарантии как способов обеспечения кредита (фиктивные гарантийные письма, документы, подтверждающие Якобы принадлежность предмета залога должнику или искажают стоимость заложения имущества, поддельны договоры страхования и страховые полисы и т.д.).

В случае мошенничества с финансовыми ресурсами путем использования поддельных документов в действиях виновного усматривается НЕ конкуренция части и целого, а ризнооб ‘объектно идеальная совокупность преступлений, в связи ‘связи с чем содеянное следует квалифициров Информация, предоставляемая лицом, совершает мошенничество с финансовыми ресурсами, должна быть ложной, т.е. имеет НЕ соответствовать действительности, скрывать или искаж в худшую или, наоборот, в лучшую сторону истинное положение вещей и касаться тех обстоятельств, Которые позволяют Получить дотации, субсидии, Субвенции, кредиты или налоговые льготы. Это то данные, способствующие незаконному получению финансовой помощи, причинно обусловливают ее предоставления. Например, в сфере банковского кредитования заведомо ложная информация — это данные, Которые, воздействуя на волю кредитора в согласовании с требованиями действующего законодательства, локальных нормативных актов банков и сложившейся практики делового оборота, учитываются в процессе принятия решения о предоставления кредита и его условия (размер кредита, размер процентов, срок возврата кредита, его обеспечение и т.д.). Если заемщик предоставили правильные сведения, банк не предоставили бы кредит вообще или предоставили в меньшей размере, или увеличил процент по кредиту в связи ‘связи с большим риском, или требовал более качественного обеспечения его возврата и т.д..

заведомо ложная информация в плане ответственности по ст. 222 по своему содержанию должна быть такой, которая могла быть основанием для принятия решения о предоставления субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам (например, в документах, предоставленных банка, не указывается, что в заемщика есть другой невозвращенный кредит, или указывается ложная цель использования бюджетных средств, лицо намерений Получить как дотации, субсидии, Субвенции).

Сообщение заведомо ложной информации, не влияет на принятие решения о предоставления дотации, субсидии, Субвенции, налогового кредита или кредита, рассматриваемого состава преступления НЕ образует и при наличии к тому оснований должно квалифицироваться по статьям 358 или 366.

Содержание заведомо ложной информации может касаться Не только субъектов ‘ведения хозяйства, Который получает в то или иной форме финансовые ресурсы, но и других лиц (например, страховщиков или поручителей).

Если Соответствующий субъект объект, намереваясь использовать кредитные ресурсы на цели, а не Указанные в пакете документов, обращается в банк с просьбой предоставить кредит и подает документы, в которых содержится ложная информация о направлениях использования заемных средств, его действия следует квалифициров style = «font-size: 11pt; font-family:» Arial «,» sans-serif ‘»> охватываются рассматриваемым составом преступления ситуации, в которых Нецелевое использование кредита заранее планировалось лицом, желала сначала заработать на кредитных средствах, а затем использовать ссуду на цели, предусмотренны кредитным договором. Нецелевое использование кредита может заключаться, например, в: внесение средств на депозит и получении по ним процентов; приобретении недвижимости и второго имущества, не имеет отношения к цели, указанной в кредитном договоре; переводе кредитных средств в наличные и их использовании на собственные нужды; погашении других полученных ранее кредитов. Вопрос о согласовании вложения заемных средств целям, указанным в кредитном соглашении, требует решения в каждом конкретном случае.

Если предприятие’ объект хозяйственной деятельности по об ‘объективных причин, Возникший после заключения кредитного соглашения, корректирует свои финансовые планы, употребляет кредит не по целевому назначению и быть не может своевременно погасить задолженность, состав преступления, предусмотренны в. 222, отсутствует.

В случае, когда управляющий филиалом коммерческого банка как служебное лицо, в кредитных отношениях действует от имени банка и имеет право заключать кредитные договоры, знает о том, что Представленный в банк пакет документов содержит ложные данные, этот состав преступления также отсутствует (например, руководство банка надеется на действенность неформальных отношений с клиентом, или кредит получают путем подкупа руководящего банковского работника, или невозврата кредита по договоренности с заемщиком заранее Планируется кредитором). В таких ситуациях имеется обмана банка со стороны заемщика и уголовно-правовую оценку содеянному надо давать с помощью ст. 222, название которой указывает на мошенничество, а с внедрением норм уголовного кодекса об ответственности за преступления в сфере служебной деятельности.

Поскольку в ст. 222 речь идет о предоставление заведомо ложных данных банка с целью получения кредита, то ситуации, в которых ложная информация предоставляется банку не до или во время заключения кредитного договора, а после его подписания и выдачи кредита, состав этого преступления НЕ образуют. В то же время при использовании кредитной линии, Который предусматривает предоставление ссуды в денежной безналичной форме частями в течение определенного промежутка времени, заведомо ложная информация может быть предоставлена происходит перед оформлением очередного срочно обязательства ‘Обязательства и выдачу кредита — части общей денежной суммы, указанной в кредитном соглашении, действия виновного следует квалифициров состоянию стойкой финансовой несостоятельности субъект объекта Предпринимательское деятельности, образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 218 и 222, только в случае, когда виновный Не только искажает финансовое положение предприятия-заемщика, но и имеет целью незаконное получение кредита. Предоставление заведомо ложной информации о платежеспособности с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам при наличии к тому оснований может квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 222 и 220 или 219.

Преступление Считается оконченным с момента предоставления конкретному адресату соответствующей информации независимо от того, удалось или нет виновному Получить тот или иной финансовый ресурс или поклонится от уплаты налогов, причиненный или нет имущественный вред.

3. Сб «объект преступления специальный. Это: 1) лицо, которое занимается зарегистрированной Предпринимательское деятельностью индивидуально, без создания юридического лица, 2) гражданин-учредитель (участник) субъектов ‘объекта хозяйственной деятельности, 3) Должностное лицо юридического лица — субъекта’ объекта хозяйственной деятельности.

Сб ‘объектом преступления НЕ признаются должностные лица то юридического лица, выступила как основатель или владелец юридического лица субъектов ‘объекта хозяйственной деятельности. Если объект объединения граждан предоставляет заведомо ложную информацию для получения созданным им предприятием — Субъект ‘ведения хозяйства субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот по налогам, то Должностное лицо такого объект единения, предоставившем указанную информацию, также не признается в субъект объектом рассматриваемого преступления.

О понятии хозяйственной деятельности см.. комментарий к ст. 202. Согласно хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 компании могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности. Некоммерческой хозяйствование — это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами ‘ведения хозяйства, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли (например, предприятия объект объединений граждан и религиозных организаций, потребительские и обслуживающие кооперативы, Казенный предприятия, товарные биржи). Сб ‘объектом этого преступления Должны признаваться должностные лица и тех юридических лиц, Которые НЕ являются субъектами’ объектами предпринимательства. Решая вопрос о привлечение к ответственности по ст. 222 должностных лиц некоммерческого предприятий, следует устанавливать, заведомо ложная информация, предоставленная ими надлежаще адресатам с целью получения определенных финансовых ресурсов, касалась именно хозяйственной деятельности таких предприятий.

Физическое лицо, Фактически занимается Предпринимательское деятельностью без надлежаще гос регистрации, НЕ является субъект объектом преступления, предусмотренном ст. 222.

Сб ‘ объектом мошенничества с финансовыми ресурсами не могут выступать лица, Которые хотя и являются физическими лицами — предпринимателями или должностным лицами субъектов ‘Объектов хозяйственной деятельности, но в кредитных отношениях выступают как частные лица, получающие потребительские кредиты (это кредиты, предоставляемые физическим лицам на приобретение потребительского товаров и услуг).

4. Сб «объективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — Получить указанный в ст. 222 вид финансовых ресурсов или льготу по налогам.

Отношение виновного к общественно опасным последствий в форме большой материальный ущерб (ч. 2 ст. 222) может выражаться в прямом или косвенно умысла.

Личность, которая, предоставляя заведомо ложную информацию, стремилась присвоить полученные ею в виде дотаций, субвенций, субсидий, кредитов средства, следует привлекать к уголовное ответственности за преступление против собственности — за мошенничество или покушение на него в зависимости от того, удалось ли ей завладеть имуществом и получить реальную возможность распоряжаться или пользоваться им по собственному усмотрению.

Главными критериями разграничения преступлений, предусмотренных статьями 222 и 190, является направленность умысла и момент его возникновения. В случае мошенничества с финансовыми ресурсами умысел виновного направлен на временное получения кредитных средств с последующим, возможно, несвоевременным их возвращением. Относительно невозврата банковского кредита как способа мошеннически завладению имуществом, НЕ охваченную диспозиции ст. 222, нужно исход из того, что получение имущества под условием выполнения какого-либо обязательства ‘Обязательства может квалифицироваться как мошенничество только в случае, когда Виновное лицо еще в момент завладению этим имуществом имел цель его присвоить, а обязательства ‘Обязательства — не выполнять. В случае мошенничества виновный заключает кредитный договор Лишь для того, чтоб скрыть преступные характер своих действий, направленных на безвозмездной Завладение навсегда чужим имуществом.

Средства или имущество, правомерно полученные субъект ведения хозяйства как субсидии, Субвенции, дотации, кредиты, переходят в его собственность с момента их фактического получения. Если после получения в должностного лица такого субъекта ‘объекта возникает умысел на их присвоение, то Соответствующие действия Должны квалифицироваться по ст. 191. Если Указанные средства были получены с этой целью неправомерно, такие действия следует квалифициров статей 222 и 190. Таким же образом квалифицируются действия лица, имевшего умысел на присвоение только части полученных средств.

Статья 212, которая НЕ конкретизирует способ уклонение от уплаты налогов (а значит , им может быть и » использования » виновным государственных органов, и Неправомерное получение налоговой льготы), следует рассматривать как общую норму по ст. 222 — в части незаконного получения льгот по налогам. Представление государственным органам заведомо ложной информации (например, завышение процента определенной категории работающих) с целью получения налоговых льгот направлено на то, чтоб уйти от налогообложения. В этой ‘связи предоставление недостоверных данных с целью получения льгот по налогам следует квалифициров 222 — специальной нормой, которая, конкретизируя по способу посягательства на систему налогообложения, наиболее полно учитывает специфические признаки совершенного налогового преступления. В случае, когда льгота по налогам была предоставлена необходимо квалифициров ст. 222, а в. 212 (при наличии всех признаков состава преступления) имеет квалифицироваться нарушения плательщиком налогов требований Относительно целевого использования товаров, освобожденных в согласовании с законодательством от уплаты налогов во время таможенного оформления. В частности это касается ввозимых в льготных режиме гуманитарных грузов.

Поскольку мошенничество с финансовыми ресурсами присущ специфический прием (способ) преступного поведения — предоставление Государственному органу заведомо ложной информации с целью получения льгот по налогам, то ситуации, эт ‘связанные с самостоятельным внедрением плательщиками налоговых льгот (в том числе в сочетании с предоставления надлежаще адресату информации о наличии налоговой льготы), Диспозиция ст. 222 не включаются в и является основанием для применения ст. 212. Такой же вывод следует делать и в отношении злоупотреблений со льготами не в отношении налогов, а вторых обязанности ‘обязательным платежей, входящих в систему налогообложения.

Если для мошеннически завладению кредитными средствами было Использовано созданную или приобретенную юридическое лицо — фиктивный субъект ‘объект предпринимательства, действия виновного следует квалифициров банковского кредита, не был установлен, а кредитная заявка, технико-экономическое обоснование и другие документы поступают от фиктивно предприятия, действия лица, избравшего Рассматриваемый способ обмана кредитора, следует квалифициров color = «# 000000″> 5. Квалифицирующими признаками преступления (ч. 2 ст. 222) являются: 1) совершение его повторно (О понятии повторности см.. Ст. 32 и комментарий к ней) 2) причинение им большой материальный ущерб (см. примечание к ст. 218).

В этой части мошенничество с финансовыми ресурсами является материальным составом преступления и признается оконченным с момента фактического причинения указанной вреда. Материальный ущерб может быть причинен вследствие использования дотаций, субсидий, субвенций не по целевому назначению, невозврата полученного кредита, неуплаты процентов по нему, уклонение от уплаты налогов. Вред, причиненный кредитору, может заключаться Не только в прямых убытках, вызванных невозврата всего или части кредита, но и в невозможности выполнения обязательства ‘язань имущественного характера, в другой утраченной выгоде.

Сам по себе факт нецелевого использования кредитных средств в случае их своевременного возврата кредитор не образует квалифицированного состава преступления, предусмотренном ч. 2 ст. 222, поскольку такими действиями материальный ущерб кредиторы НЕ причиняется.

Решая вопрос о том, причинен кредитору в случае невозвращения в Установленный срок предоставленно кредита материальный ущерб, нужно учитывать то, что кредитный договор может обеспечиваться договором залога имущества, принадлежащего субъект объекта хозяйственной деятельности. Если в отношении указанного имущества, стоимость которого превышает сумму полученного кредита и процентов по нему, было задействованы механизм взыскания и средства от его реализации планировалось направит на удовлетворение интересов кредиторов, квалификация по ч. 2 ст. 222 по признаку причинения крупного материального ущерба исключается.

В случае совершения преступления в форме незаконного получения льгот по налогам преступление признается оконченным с момента фактического непоступлении в бюджеты или государственные целевые фонды средств, Которые Должны быть уплачены в сроки, предусмотренны законодательством по вопросам налогообложения.

В случае неоднократного предоставления ложных сведений банка для получения кредитов в рамках открытой кредитной линии действия виновного как такие, охватываемых единым преступным намерением, нужно расценивать как продолжаемое преступление (см. ст. 32), что исключает квалификацию по ч. 2 ст. 222 по признаку повторности.

Бюджетный кодекс Украины от 21 июня 2001

Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 года (ст. 50, 1057).

Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003 (статьи 8, 16, 42, 52, 53, 55, 62, 112, 128, 131, 345 — 348).

Закон Украины » О залоге » от 2 октября 1992

Закон Украина & ; quot; О местном самоуправлении в Украине » от 21 мая 1997 г. (ст. 26).

Закон Украина » О налогообложении прибыли предприятий » (в редакции Закона Украины от 22 мая 1997).

Закон Украины » Об установление ставок налогов и сборов (Ctrl ‘обязательным платежей), других элементов налоговых баз, а также льгот по налогообложения » от 14 октября 1998

Закон Украины & quot; О национально банке Украины » от 20 мая 1999

Закон Украины » В гуманитарную помощь » от 22 октября 1999

Закон Украины » О банках и банковской деятельности » от 7 декабря 2000 года

Закон Украины » О порядке погашения ‘язань налогоплательщиков перед бюджетами и государственнымы целевым фондами » от 21 декабря 2000 г. (ст. 14).

Закон Украины » Об обращении векселей в Украине » от 5 апреля 2001

Закон Украины & quot; О хозяйственной деятельности в ВООРУЖЕННЫХ Силах Украина » от 21 сентября 1999

Закон Украины » О гос поддержке малого предпринимательства » от 19 октября 2000 (ст. 13).

Закон Украины » Об инновационной деятельность » от 4 июля 2002 (ст. 17).

Закон Украины » Об ипотеке » от 5 июня 2003

Закон Украины » О ипотечное кредитование , операций с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах » от 19 июня 2003

Закон Украины » О кооперации » от 10 июля 2003

Закон Украины » Об организации формирования и обращения кредитных историй » от 23 июня 2005

Порядок возврата бюджетных средств, полученных как Субвенции, в Соответствующий бюджет в случае их нецелевого использования. Утвержден постановлением Кабинет министров Украины N 495 от 11 апреля 2002

Устав открытого акционерно общества » Государственный сберегательный банк Украины «. Утвержденные постановлением Кабинет министров Украины N 261 от 25 февраля 2003

Порядок предоставления разрешения на право пользования льготами по налогообложению для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов. Утвержден постановлением Кабинет министров Украина N 1010 от 8 августа 2007

Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине. Утверждена постановлением Правления национального банка Украины N 368 от 28 августа 2001

Положение о порядке применения законодательства по вопросам льготного налогообложения исполнителей работ, услуг на таможенное территории Украины, выполняются за счет международной технической помощи, предоставляемой на безвозмездной и безвозвратной основе на период подготовки к Снятие и снятия энергоблоков Чернобыльской АЭС с эксплуатации и преобразования в ‘объекта » Укрытие » в экологически безопасную систему, или за счет средств, предусмотренных в ГОСУДАРСТВЕННОМ бюджете как взнос Украины в Чернобыльский фонд » Укрытие «. Утверждено приказом Министерства экономики Украины и гос налоговой администрации Украины от 7 октября 2003

Приказ Министерства финансов Украины » Об утверждение формы Требования о возврате использованной не по целевому назначению суммы Субвенции в Соответствующий бюджет и Справки об установленных фактах нецелевого использования Субвенции » N 9 от 14 января 2004

Методические рекомендации по организации и функционированию систем риск-менеджмента в банках Украины. Одобренные постановлением Правления Национального банка Украины N 361 от 2 августа 2004

Порядок представления документов, подтверждающих право субъектов ‘ведения Предпринимательское деятельности на пользование установленными законодательством налоговыми льготами во время таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины или вывозятся с таможенное территории Украины. Утвержден приказом гос таможенное службы Украины N 514 от 22 июня 2006

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности, эт ‘связанной со сбором, обработкой, хранением, защитой, внедрением информации, которая составляет кредитную историю. Утверждены приказом Госпредпринимательства и МЮ N 115/107/5 от 27 Декабрь 2006

Порядок подтверждения льгот по налогообложению при таможенном оформлении товаров, поступающих в рамках международных договоров по предоставления Украине международной технической помощи. Утвержден приказом Министерства экономики Украины N 291 от 5 сентября 2007

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 12 от 25 декабря 1992 » О судебной практике по делам о корыстных преступлениях против частной собственности » (п. 19).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 3 от 25 апреля 2003 » О практике применения судами законодательства об ответственности за Отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности » (пункты 2, 21 — 27).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 15 от 8 октября 2004 » О Некоторых вопросах применения законодательства о ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязанности ‘обязательным платежей » (пункты 13 — 16).

Бюджет статья 222

Ми продовжуємо знайомити бухгалтера з інформацією щодо особистої відповідальності за ті чи інші дії, пов’язані з веденням бухгалтерського (податкового) обліку. Сьогодні ми поговоримо про відповідальність за шахрайство з фінансовими ресурсами.

На сьогоднішньому уроці детально розглянемо відповідальність за шахрайство з фінансовими ресурсами, яка передбачена ст. 222 Кримінального кодексу України (надалі — ККУ). Нагадаю, що під цю статтю «податківці» інколи намагаються «підводити» головних бухгалтерів, які подали податкову звітність, де з тих чи інших причин сума бюджетного відшкодування з ПДВ була завищена. Також інколи цією статтею «люблять» користуватися банки у випадку, якщо підприємство-позичальник починає порушувати умови кредитного договору.

Спочатку з’ясуємо, що ж має на увазі ККУ під шахрайством з фінансовими ресурсами.

Надання громадянином — підприємцем, засновником або власником суб’єкта господарської діяльності, а також службовою особою суб’єкта господарської діяльності — завідомо неправдивої інформації органам державної влади, органам влади Автономної Республіки Крим чи органам місцевого самоврядування, банкам або іншим кредиторам з метою одержання субсидій, субвенцій, дотацій, кредитів чи пільг щодо податків у разі відсутності ознак злочину проти власності.

Що є об’єктом злочину «шахрайство з фінансовими ресурсами»?

Виходячи з вище зазначеного, можна зробити висновок, що об’єктом даного злочину, а саме, об’єктом зазіхання для злочинця, є права і законні інтереси осіб, що надають фінансові ресурси. Тобто злочин полягає в порушенні встановленого чинним законодавством України порядку фінансування, кредитування і оподаткування господарської діяльності.

Хто є суб’єктом злочину «шахрайство з фінансовими ресурсами»?

З’ясуємо чи підпадає керівник підприємства, головний бухгалтер чи інша особа, відповідальна за ведення податкового та бухгалтерського обліку на підприємстві, під поняття суб’єкта цього злочину.

Так, згідно зі ст. 222 ККУ, суб’єкт злочину «шахрайство з фінансовими ресурсами» це:

громадянин — суб’єкт підприємницької діяльності, зареєстрований 1 належним чином;

1 Реєстрація фізичних осіб — суб’єктів підприємницької діяльності — відбувається відповідно до «Положення про державну реєстрацію суб’єктів підприємницької діяльності», затвердженого Постановою КМУ від 25.05.1998 р. № 740.

засновник або власник суб’єкта господарської діяльності. Засновник — фізична особа, що є засновником підприємств колективної форми власності (ТОВ, АТ, неприбуткових організацій: благодійних фондів, релігійних організацій, політичних партій, громадських організацій тощо);

службова особа суб’єкта господарської діяльності — працівник, на якого покладено організаційно-розпорядчі або адміністративно-господарські обов’язки.

Визначення зазначених обов’язків міститься в Постанові № 5.

Організаційно-розпорядчі обов’язки — це обов’язки по здійсненню керівництва галуззю промисловості, трудовим колективом, ділянкою роботи, виробничою діяльністю окремих працівників на підприємствах, в установах чи організаціях, незалежно від форми власності. Такі функції виконують, зокрема, керівники міністерств, інших центральних органів виконавчої влади, державних, колективних чи приватних підприємств, установ і організацій, їх заступники, керівники структурних підрозділів (начальники цехів, завідуючі відділами, лабораторіями, кафедрами), їх заступники, особи, які керують ділянками робіт (майстри, виконроби, бригадири тощо).

Адміністративно-господарські обов’язки — це обов’язки з управління або розпорядження державним, колективним чи приватним майном (установлення порядку його зберігання, переробки, реалізації, забезпечення контролю за цими операціями тощо). Такі повноваження в тому чи іншому обсязі є у начальників планово-господарських, постачальних, фінансових відділів і служб, завідуючих складами, магазинами, майстернями, ательє, їх заступників, керівників відділів підприємств, відомчих ревізорів та контролерів тощо.

Виходячи зі змісту зазначеної постанови Пленуму Верховного суду України, керівник суб’єкта господарювання (його заступник) та головний бухгалтер (його заступник) підпадають під поняття службової особи — суб’єкта господарювання, а, відповідно, і під поняття суб’єкта злочину «шахрайство з фінансовими ресурсами».

У ст. 222 ККУ мова йде про засновника, власника, службову особу саме суб’єкта господарювання, а не суб’єкта підприємницької діяльності. Різниця між суб’єктом господарювання та суб’єктом підприємницької діяльності в тому, що суб’єктом підприємницької діяльності є фізичні особи (підприємці) та юридичні особи, основною метою діяльності яких є отримання прибутку. До суб’єктів господарювання належать юридичні особи, для яких отримання прибутку не є основною метою діяльності, тобто неприбуткові організації (політичні партії, благодійні фонди, релігійні організації). У зв’язку з цим, ст. 212 ККУ торкається не лише керівників та головних бухгалтерів підприємств, а також і відповідальних осіб неприбуткових організацій.

За які дії настає кримінальна відповідальність за ст. 222 ККУ?

Кримінальна відповідальність за ст. 222 ККУ настає за надання в письмовій формі 2 органам державної влади, органам місцевого самоврядування, банкам або іншим кредиторам документів, що містять завідомо неправдиву інформацію 3 з метою отримання фінансових ресурсів.

2 Надання усної неправдивої інформації також несе в собі ознаки злочину, але передача усної інформації не застосовується в господарській дільності в Україні.

3 Супроводжується підробкою або іншою фальсифікацією документів (наприклад, підробка засновницьких документів, договорів, надання звітності з недостовірними даними і т.д.).

Неправдивість інформації полягає в тому, що вона не відповідає дійсності, приховує або перекручує у гірший або, навпаки, у кращий бік справжній стан речей.

Злочин «шахрайство з фінансовими ресурсами» є закінченим з моменту надання відповідним органам (організаціям) недостовірної інформації, незалежно від того вдалося чи ні отримати фінансові ресурси або чи була завдана реальна майнова шкода.

Розглянемо види фінансових ресурсів, за отримання яких незаконним шляхом передбачена кримінальна відповідальність згідно зі ст. 222 ККУ.

Субсидія. У Бюджетному кодексі України не передбачено визначення терміну «субсидія», але цей термін є в Наказі № 265. Цей Закон втратив юридичну силу, але, на думку автора, не втратило актуальності визначення субсидії: усі несплачені поточні виплати підприємствам, які не передбачають компенсації у вигляді спеціально обумовлених виплат або товарів і послуг в обмін на проведені платежі, а також видатки, пов’язані з відшкодуванням збитків державним підприємствам.

Дотація. Грошові кошти, які на безоплатній основі надходять до підприємств з бюджету для покриття певних витрат.

Субвенція. Грошові кошти, які надходять до підприємств з бюджету і спрямовуються на фінансування відповідних заходів. Ці кошти підлягають поверненню при нецільовому їх використанні.

Кредит. Позиковий капітал банку у грошовій формі, що передається у тимчасове користування на умовах забезпеченості, повернення, строковості (на певний термін), платності та цільового характеру використання (згідно з Положенням № 246).

Пільги щодо податків. Це повне або часткове звільнення від сплати податку, залежно від особливостей організаційно-правової форми платника податку, місця здійснення господарської діяльності, виду здійснюваної діяльності тощо.

Відповідальність за шахрайство з фінансовими ресурсами?

За вчинення даного злочину частиною першою ст. 222 ККУ передбачена відповідальність у вигляді штрафу від п’ятисот до тисячі неоподаткованих мінімумів доходів громадян або обмеження волі на строк до трьох років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років.

Відповідно до частини другої ст. 222 ККУ, якщо ті самі дії були вчинені повторно або завдали великої матеріальної шкоди (яка у 500 і більше разів перевищує встановлений законодавством неоподатковуваний мінімум доходів громадян, тобто 8500 гривень і більше), то настає відповідальність у вигляді позбавлення волі на строк від двох до п’яти років із позбавленням права обіймати певні посади або займатися певною діяльністю на строк до трьох років.

Чи можна кваліфікувати подання податкової декларації, в якій завищено суми податку на додану вартість, що підлягають відшкодуванню з бюджету, як шахрайство з фінансовими ресурсами?

Як вже було зазначено вище, непоодинокі випадки, коли «податківці» намагаються кваліфікувати подання податкової декларації, в якій завищено суму бюджетного відшкодування податку на додану вартість, як шахрайство з фінансовими ресурсами. Відповідно до ст. 112 Кримінально-процесуального кодексу України слідчі податкової міліції мають право розслідувати злочини, передбачені ст. 222 ККУ, у випадку, якщо дані злочини будуть встановлені під час розслідування інших злочинів, право розслідування яких безпосередньо відноситься до компетенції податкової міліції.

Розглянемо природу бюджетного відшкодування. Згідно з п. 1.8 ст. 1 Закону про ПДВ під бюджетним відшкодуванням розуміється сума, яка підлягає поверненню платнику податку з бюджету у зв’язку із надмірною сплатою податку у випадках, визначених цим Законом. А відповідно до аб. 2 п.п. 7.7.3 п. 7.7 ст. 7 Закону про ПДВ підставою для отримання відшкодування є тільки дані податкової декларації за звітний період. За бажанням платника податку сума бюджетного відшкодування може бути повністю або частково зарахована врахунок платежів з цього податку. Тобто, згідно із зазначеним вище Законом, бюджетне відшкодування — це грошові кошти, що сплачуються підприємству з бюджету безповоротно.

На мою думку, бюджетне відшкодування відрізняється за своєю юридичною природою від субвенції, дотації чи субсидії, які є свого роду фінансовою допомогою держави для підприємств. В той же час різниця між сумою бюджетного відшкодування, що законно належить підприємству, і сумою, яка зазначена в декларації (де завищені суми відшкодування), тобто сумою, на яку підприємство зазіхає без законних на те підстав, може бути розглянута як субвенція, дотація або субсидія у розрізі кримінального законодавства, оскільки дана сума не є зайво сплаченим підприємством податком. Тобто, надання невірно складеної податкової декларації може бути розглянуто як шахрайство з фінансовими ресурсами. Звичайно, бажано, щоб з цього питання існувало відповідне роз’яснення Верховного суду України, яке, на жаль, на даний момент відсутнє.

Розглянемо декілька прикладів, що стосуються притягнення до кримінальної відповідальності за шахрайство з фінансовими ресурсами.

З метою отримання кредиту від банківської установи підприємство подало до банку пакет документів для прийняття банком рішення про надання чи ненадання кредиту. Але в пакеті документів не було довідки про відсутність заборгованості підприємства перед бюджетом, що вимагалася банком. Головний бухгалтер обґрунтувала неможливість своєчасного отримання довідки зволіканням з боку податківців. Враховуючи багаторічні ділові стосунки підприємства з банком, банк видав підприємству кредит без довідки, яку головний бухгалтер зобов’язалася надати через деякий час після отримання кредиту. Після надання кредиту банк дізнався про наявність у підприємства значних сум податкового боргу.

Чи несе головний бухгалтер підприємства кримінальну відповідальність за ст. 222 ККУ?

Відповідь: Головний бухгалтер підприємства не буде нести кримінальну відповідальність за ст. 222 ККУ, оскільки в даному випадку обман мав пасивний характер, який полягав у тому, що головний бухгалтер не надала довідку про відсутність заборгованості перед бюджетом, хоча повинна була зробити це. Шахрайство з фінансовими ресурсами — це завжди активна поведінка, а саме: надання документів, що містять неправдиву інформацію.

З метою отримання дотацій з бюджету державне підприємство подало відповідному органу державної влади документи про збитки, які зазнало підприємство в поточному році. Документи були підписані керівником та головним бухгалтером підприємства. Але після проведення перевірки підприємства було з’ясовано, що збитки підприємства були значно меншими, ніж зазначено в документах. Після проведення службового розслідування виявилося, що невірні показники були складені внаслідок допущення помилки при веденні бухгалтерського обліку.

Чи підлягають керівник та головний бухгалтер підприємства притягненню до кримінальної відповідальності за ст. 222 ККУ?

Відповідь: Керівник та головний бухгалтер державного підприємства не підлягають притягненню до кримінальної відповідальності за ст. 222 ККУ, оскільки обов’язковою умовою шахрайства з фінансовими ресурсами є надання завідомо неправдивої інформації відповідальними особами у відповідні органи. Тобто особи, що надають інформацію у відповідні органи, повинні усвідомлювати той факт, що інформація є неправдивою. У випадку, якщо буде доведено, що службові особи не усвідомлювали недостовірності інформації, то про притягнення даних осіб до кримінальної відповідальності не може бути й мови.

Підприємство подало до податкового органу пакет документів на переведення із загальної на спрощену систему оподаткування. Після отримання підприємством свідоцтва платника єдиного податку, податковими органами було з’ясовано, що підприємство не мало права перейти на спрощену систему оподаткування. Помилка у видачі свідоцтва платника єдиного податку сталася внаслідок подання підприємством недостовірної інформації. Проти керівника підприємства та головного бухгалтера були порушені кримінальні справи за ст. 222 ККУ. Але адвокат зазначених посадових осіб заявив, що в діях керівника та головного бухгалтера підприємства відсутній склад злочину у зв’язку з тим, що підприємство не здійснювало господарської діяльності протягом дії свідоцтва платника єдиного податку, і тому не скористалося податковими пільгами.

Чи має рацію адвокат?

Відповідь: Злочин за ст. 222 ККУ вважається закінченим з моменту передачі завідомо неправдивої інформації до відповідних органів. Завдання шкоди не є обов’язковою умовою для даного злочину. У зв’язку з цим, в момент передачі пакету документів, в якому була недостовірна інформація, до податкових органів на отримання свідоцтва платника єдиного податку керівництво підприємства вчинило злочин, і тому підлягає притягненню до кримінальної відповідальності.

Нормативная база

1. ККУ — «Кримінальний кодекс України» від 5.04.2001 р. № 2341-ІІІ;

2. Постанова № 5 — Постанова Пленуму ВСУ «Про судову практику у справах про хабарництво» від 26.04.2002 р. № 5;

3. Положення № 246 — Положення НБУ «Про кредитування» від 28.09.95 р. № 246;

4. Наказ № 256 — Наказ Мінфіну України «Про впровадження нової бюджетної класифікації України» від 03.12.97 р. № 265;

5. Закон про ПДВ — Закон України «Про податок на додану вартість» від 03.04.97 р. № 168/97-ВР

* Частину цих документів ви зможете переглянути на сайті Дт-Кт скориставшись функцією «Розширений пошук»