Разработка лесохозяйственных регламентов

Лесохозяйственный регламент в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации составляется на срок до десяти лет и является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков.

Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Информация лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) приводится в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических).

Лесохозяйственные регламенты как лесничеств, так и лесопарков, которые расположены в границах тех или иных территорий субъектов России, а также все регламенты лесничеств и лесопарков, которые расположены на землях безопасности и обороны, утверждаются уполномоченным органом исполнительного власти.

Лесохозяйственный регламент определяет виды лесов, которые разрешены в использовании и определяются соответствующими статьями Лесного кодекса, возрасты рубок и расчетные лесосеки, а также периодичность использования лесов, для предотвращения их истощения. Ограничения использования тех или иных лесов, в соответствии с Лесным кодексом, равно как и требования к охране, защите и воспроизводству лесов также определяются в лесохозяйственном регламенте.

Лесохозяйственные регламенты, утвержденные в установленном порядке, являются обязательными к исполнению их требований гражданами, а также юридическими лицами, которые так или иначе осуществляют использование, защиту, охрану и воспроизводство в границах лесничества и лесопарка.

Лесохозяйственный регламент

Новым документом, предусмотренным в ЛК РФ, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент (ч. 1 ст. 87 ЛК РФ). Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, указанных в ч. 2 ст. 83 ЛК РФ, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 87 ЛК РФ).

В лесохозяйственном регламенте устанавливаются: виды разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение к использованию лесов; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до 10 лет и является обязательным для исполнения не только гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование и воспроизводство лесов в границах лесничества, но также и для органов государственной власти, местного самоуправления. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утверждены приказом МПР России от 19 апреля 2007 г. № 106 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений».

Лесорастительное районирование. Лесорастительное районирование заключается в установлении лесорастительных зон с относительно однородными лесорастительными признаками в зависимости от природно-климатических условий. На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ч.2ст. 15 ЛК РФ).

Перечень лесорастительных зоны Российской Федерации и Перечень лесных районов Российской Федерации утверждены приказом Рослесхоза от 9 марта 2011 г. № 61. Например, леса, произрастающие на территории Клинского района Московской области и Конаковского района Тверской области, относятся к району хвойно-широколиственных (смешанных) лесов Европейской части РФ.

Для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Лесоустройство

Лесоустройство — одно из главных направлений по охране лесов. Лесоустройство осуществляется в соответствии с гл. 5 ЛК РФ, постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. № 377 «О Правилах проведения лесоустройства», а также приказом МПР России от 6 февраля 2008 г. № 31 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».

Порядок проведения геодезических и картографических работ определен Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».

В соответствии с ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) проектирование лесных участков;

4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов);

5) таксацию лесов;

6) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть, лесной участок.

Лесоустройство проводится только на следующих категориях земель:

1) земли лесного фонда;

2) земли обороны и безопасности, на которых расположены леса;

3) земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса;

4) особо охраняемые природные территории, на которых расположены леса.

Проектирование лесничеств и лесопарков осуществляется в целях установления основных территориальных единиц управления в области использования и охраны лесов. Определяется необходимое количество лесничеств и лесопарков, а также закрепляются их границы на местности (ст. 68.1 ЛК РФ). Также в рамках данной деятельности происходит деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, лесные кварталы.

Проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (ч. 1 ст. 68.2 ЛК РФ). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков. Проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах осуществляется в целях выделения участков лесов, имеющих важное значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций.

При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (ст. 69 Л К РФ). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (ч. 1 ст. 69.1 ЛК РФ). При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов. Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется по результатам проведения таксации лесов.

Информация по лесному планированию

Лесное планирование направлено на обеспечение устойчивого развития территорий и является основой использования лесов. В Российской Федерации принята многоуровневая система лесного планирования.

Лесной план определяет основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов субъекта Российской Федерации в соответствии с их ресурсно-экономической, экологической и социальной значимостью. Лесной план составляется на 10 лет.

Лесохозяйственный регламент представляет собой свод установленных нормативов и параметров комплексного освоения лесов применительно к конкретной территории и характеристикам лесорастительных условий лесничества или лесопарка. Он определяет правовой режим лесных участков и применяется при организации их использования, охраны, защиты и воспроизводства. Предельный срок действия лесохозяйственного регламента – 10 лет.

Проект освоения лесов разрабатывается на основе лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.

Проект освоения лесов подлежит обязательной государственной или муниципальной экспертизе, которая проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений или органами местного самоуправления.

Лесохозяйственный регламент лесничества

Открытое лесоустройство

Источники данных по лесоустройству, официально доступные в интернете

Данные собраны в рамках проекта NextGIS и Центром охраны дикой природы.

Законодательство

Лесохозяйственные регламенты разработаны в соответствии с частью 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации от 4.12.06 г. № 200-ФЗ по программе, утвержденной Министерством природных ресурсов России от 19.04.2007 г. № 106 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков действия и порядка внесения в них изменений».

II. Состав лесохозяйственного регламента 5. Глава 1 лесохозяйственного регламента состоит из двух разделов и содержит следующую информацию:
5.1.4. Схематическую карту субъекта Российской Федерации (формата не более A3) с выделением территории лесничества;
5.1.5. Распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам и лесным районам (таблица 2 приложения к настоящему документу) с приложением схематической карты территории лесничества (формата не более A3) с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам;
5.1.10. Поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

III. Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия и порядок внесения в них изменений
11. Информация лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) приводится в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических).
12. Органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в сети Интернет на срок не менее 30 дней с момента разработки.

Пример интерпретации законодательства от Алексея Ярошенко

«Сами утвержденные регламенты лесничеств Алтайского края до сих пор в открытом доступе не размещены, и по сути являются внутренними документами Управления лесами Алтайского края. Это само по себе противоречит действующему законодальству, в частности, пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ограничение доступа к лесохозяйственным регламентам, являющимся основой для хозяйственной деятельности в пределах лесничеств, представляет собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами).» (http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=5582)

На этой странице собраны источники и некоторое описание по свободно доступным данным лесоустройства по субъектам РФ. Основные документы: приложения к лесным планам (далее ЛП) и лесохозяйственным регламентам (далее ЛСХР). В графе источники также есть ссылки на локальную версию данных (на случай когда они пропадают с официальных сайтов).

Рабочая версия. В основном внесенная в таблицу информация сейчас полугодовой давности, с исключениями.

При обновлении обязательно указывайте дату проверки.

Список лесничеств/участковых лесничеств по субъектам РФ (актуальность 2010-11-15)

Доступные данные

На заметку: для горизонтального пролистывания таблицы используйте стрелки клавиатуры или полосу прокрутки внизу таблицы.

Лесной форум Гринпис

30 марта в Мытищах планируется проведение конференции по проблемам организации лесоустройства

30 марта 2017 года Рослесхоз, Мытищинский филиал МГТУ имени Н.Э.Баумана (бывший МГУЛ) и Российское общество лесоводов планируют провести всероссийскую научно-практическую конференцию «Проблемы организации лесоустройства и пути их решения», посвященную 80-летию со дня рождения профессора О.А.Харина. Конференция пройдет в Мытищах на базе филиала МГТУ им. Баумана.

Основные темы конференции:

1. Лесной кодекс РФ и организация лесоустройства;

2. Роль лесоустройства в решении проблем экологии и организации устойчивого лесопользования;

3. Организация лесоучетных работ в России;

4. Концептуальные основы развития лесоустройства;

5. Возрасты рубок лесных насаждений — основа интенсификации лесопользования и ведения лесного хозяйства;

6. Порядок и методы исчисления норм заготовки древесины и других видов использования лесов;

7. Подготовка кадров для лесоустройства и лесного хозяйства.

Дополнительную информацию можно получить на кафедре лесоустройства и лесоуправления Мытищинского филиала МВТУ им. Баумана.

Насколько я знаю, новая лесоустроительная инструкция готова, в ближайшее время (насколько я понимаю, на этой или на следующей неделе) Минприроды планирует направить приказ о ее утверждении на регистрацию в Минюст.

Она разрабатывается в обстановке строжайшей тайны, ее новой редакции у меня нет.

Последний раз редактировалось Грешнов 08 фев 2017, 11:10, всего редактировалось 2 раз(а).

В тему
http://roslesvesti.ru/zasedanie-nauchno . sinforg-2/
Заседание научно-технического совета ФГБУ «Рослесинфорг»
7 февраля 2017 года в ФГБУ «Рослесинфорг» в режиме видеоконференции проведено заседание научно-технического совета ФГБУ «Рослесинфорг» на тему «О рассмотрении проекта «дорожной карты» работы Управления по развитию новых технологий и услуг». На заседании под председательством и.о. директора учреждения А.В. Шлямина присутствовали представители центрального аппарата и филиалов ФГБУ «Рослесинфорг».

В приветственном слове А.В. Шлямин отметил, что в силу преобразований, которые в последнее время претерпело ФГБУ «Рослесинфорг», Управление по развитию новых технологий и услуг становится более многоплановым и, помимо разработки технических инноваций и поиска новых технологических решений, на него дополнительно возлагается задача сопровождения информационного поля, участие в мероприятиях федерального и регионального уровней.

Насколько я знаю, новая лесоустроительная инструкция готова, в ближайшее время (насколько я понимаю, на этой или на следующей неделе) Минприроды планирует направить приказ о ее утверждении на регистрацию в Минюст.

Она разрабатывается в обстановке строжайшей тайны, ее новой редакции у меня нет.

Победителем открытого конкурса на проведение научно-исследовательских работ по теме «Совершенствование нормативно-правовой базы лесоучетных работ», в рамках которых должен быть разработан проект новой лесоустроительной инструкции с приложениями, стал Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства (ФБУ «ВНИИЛМ»). Организатором конкурса было ФГБУ «Рослесинфорг»; примечательно, что оба учреждения подведомственны одному федеральному органу исполнительной власти — Рослесхозу.

Согласно конкурсной документации, научно-исследовательская работа должна состоять из двух этапов. В рамках первого этапа исполнитель должен подготовить аналитический обзор о современном состоянии лесоустройства в Российской Федерации и других странах мира, концептуальные предложения совершенствования лесоустройства, анализ существующих нормативно-правовых актов регулирования вопросов лесоустройства, лесоуправления, лесопользования и лесного планирования и разработать предложения по внесению изменений в современное лесное законодательство в части совершенствования системы организации и проведения лесоустройства (срок — с даты подписания контракта по 25 декабря 2016 года). В рамках второго этапа исполнитель должен разработать проект лесоустроительной инструкции с приложениями (с 09 января по 25 декабря 2017 года).

Кроме собственно проекта новой Лесоустроительной инструкции, исполнитель должен разработать одиннадцать приложений к ней, причем приложений крупных, фактически соответствующих отдельным нормативным правовым актам (например, «Порядка исчисления расчетной лесосеки по лесничеству»).

Организации публичного обсуждения и независимой профессиональной экспертизы промежуточных результатов НИР техническое задание, входящее в состав конкурсной документации, не предусматривает.

Стоимость работы по итогам конкурса должна составить 10 335 000 рублей.