Окончательный расчет работника при увольнении по собственному желанию

Наиболее частой формулировкой при расторжении трудового договора с работодателем является «увольнение по собственному желанию». Работник в любое время вправе подать заявление, отработать положенное время (либо не отрабатывать), в последний рабочий день ему гарантированы выплаты:

  • заработанная сумма на момент увольнения;
  • компенсация за отпуск, который он не успел использовать;
  • иные выплаты, если предусмотрены внутренними документами организации (например, тринадцатая зарплата).

Какие выплаты полагаются?

В расчетном листе, который получает сотрудник, должны быть учтены следующие пункты:

  • количество еще не оплаченных отработанных дней;
  • премии и надбавки (учитываются пропорционально);
  • компенсации за периоды неиспользованного отпуска.

При этом, если сотрудник проработал на предприятии несколько лет и не выходил в положенный ежегодный отпуск, компенсацию он получит только за 2 последних отработанных года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

Все остальное время компенсировать не будут.

Расчет выплат

1. Рассчитать заработную плату за не полностью отработанный месяц по следующей формуле:

Оклад в месяц: количество рабочих дней × количество отработанных дней

2. Рассчитать компенсацию за отпуск по среднедневному заработку за годовой период, предшествующий месяцу увольнения.

Суммарный доход (с учетом премий и надбавок) делится на число полностью отработанных месяцев и коэффициент 29,3. Полученная величина умножается на количество положенных дней отпуска.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

ЗП за 12 месяцев : (12 × 29,3) × количество дней отпуска

Рассчитываем оплату отработанных дней за месяц. Всего рабочих смен у нее 24. Отработала она пять. Премий и доплат не было. Оклад разделим на 24 и умножим на 5:

20.000 : 24 × 5 = 4,166 рублей

Компенсация за отпуск. За прошлый год – 28 дней, за текущий — 28 дней : 12 месяцев × 7 месяцев = 16 дней 28 + 16 = 44

Рассчитываем среднедневной заработок. Учетный период 12 месяцев. Периодов исключения не было (сотрудница не была на больничном, в отгулах и т.д.).Суммарный доход за год с учетом премий составил 260.000 рублей. Эту сумму делим число отработанных месяцев и 29,3. Получилось 739.47. Умножаем среднедневной заработок на 44 дня = 32.536 = размер компенсации за отпуск.

166 рублей + 32.536 рублей = 36.702 рубля минус 13% налога – выплата Инченко Т.П. в день увольнения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

При произведении расчета окончательной суммы выплаты бухгалтер начислит ему отработанные 10 рабочих дней, компенсацию за отпуск, плюс:
15.000 : 12 × 8 = 10.000 рублей (дополнительная зарплата в пропорциональном отношении к количеству отработанных месяцев).

В случае, если неиспользованных дней отпуска нет, компенсация просто не выплачивается.

В случае, если сотрудник по согласованию с руководством брал отпуск досрочно (авансом), при увольнении из суммы оплаты за отработанные дни текущего месяца будут вычтены отпускные.

Расчетный период с октября 2014 по сентябрь 2015 года. Бухгалтер рассчитал среднедневной заработок, он составил 960 рублей. За отработанные в октябре 2015 года сотруднику начислено 27.480 рублей.

Сотрудник в новом году отработал 9 месяцев, 5 дней. Учитываются только полностью отработанные месяцы – 9. Неотработанных – 2.

С сотрудника необходимо удержать следующую сумму:
960 × 2(месяца) × 28дней : 12 месяцев = 4.480 рублей.

Работник может уволиться сразу после отпуска. Заявление подается заранее, либо во время отпуска.

Сумма выплат при увольнении будет состоять только из оплаты последнего неоплаченного периода.

Порядок увольнения и получения выплат

Работник принимает решение уволиться и пишет заявление в свободной форме. Причины увольнения указывать не обязательно. Заявление подается начальнику либо в отдел кадровой службы.

С этого момента сотрудник обязан отработать еще две недели. Бывают причины увольнения, которые не дают возможности отработки установленного времени. Например, поступление в учебное заведение на очное отделение, назначение одного из супругов на новое место службы с последующим переездом. Тогда по согласованию с начальством время либо сокращается, либо вовсе отменяется.

Двухнедельный срок дается для того, чтобы фирма могла подобрать подходящего сотрудника на замещение должности, также у работника есть возможность передумать. Он может точно также в свободной форме написать заявление и отозвать предыдущее. Возможно это только в том случае, если работодатель еще не нашел подходящую кандидатуру, которую не может не принять на работу (например, если новый сотрудник был переведен с другого предприятия официально).

После того, как начальник получил заявление об уходе, издается приказ, кадровая служба делает соответствующие записи в трудовой книжке, производится полный расчет. Работник получает расчетный лист, проверяет
соответствие выплат.

Необходимые документы

Для получения выплат не нужно писать дополнительных заявлений. В день увольнения работник должен получить следующие документы:

  • трудовую книжку;
  • справку 2-НДФЛ;
  • справку о сумме заработка для расчета пособий;
  • по письменному заявлению предоставляются копии документов, связанных с работой.

Сроки выплат

Выплата производится в последний рабочий день, то есть в день увольнения. В случае отсутствия в этот день работника, выплата производится не позднее, чем через день после обращения.

В случае, если день увольнения совпадает с последним днем отпуска (такое возможно по согласованию с работодателем), выплаты необходимо произвести в последний день перед отпуском.

Если на день увольнения работник был нетрудоспособен (на больничном), расчеты производятся в соответствии с датой увольнения, выплаты полагается произвести следующий день (не позднее), после его требования. Больничный будет рассчитан через десять дней после предоставления больничного листа, выплаты будут в ближайший день выдачи зарплаты.

Если заработную плату перечисляют на банковскую карту, расчет должен производиться в срок. Трудовую книжку по согласию работника можно отправить по почте (в случае, если он по каким-либо причинам не может явиться лично).

Особые случаи

Выплаты для пенсионеров

Пенсионер вправе написать заявление об увольнении с любой даты, если укажет причину «в связи с выходом на пенсию». Двухнедельный срок им отрабатывается по желанию. Если данная причина не указана, он должен отработать этот срок. Выплаты пенсионерам производятся на общих основаниях. Не позднее, чем в последний рабочий день выдается зарплата за фактически отработанное время, премии (если имеются), компенсации за нереализованный отпуск. На некоторых предприятиях предусмотрены дополнительные выплаты сотрудникам, уходящим на пенсию.

Индексация пенсий в 2016 году — полная информация на эту тему расположена в нашей статье.

Неиспользованный отпуск и его компенсация описаны в нашей статье.

Выплаты для госслужащих

В случае расторжения контракта по собственному желанию работника государственной службы, ему также положены выплаты за отработанное время, премии, компенсация за нереализованный отпуск. Также выплачиваются ежемесячные надбавки:

  • за чин;
  • выслугу лет;
  • условия;
  • секретность;
  • важные задания.

Когда госслужащий отправляется в отпуск, ему выплачивают отпускные в размере двух окладов (для Москвы трех). Если госслужащий увольняется, не использовав отпуск, он получит только пропорциональную компенсацию.

При увольнении сотрудника по собственному желанию (предпочтительный вид увольнения как для работодателя, так и для работника) ему гарантированы определенные выплаты. Сроки выплат также регламентированы. В случае нарушения работодателем обязательств по выплате компенсаций и их сроков, работник вправе обратиться в суд, а работодателя в этом случае ожидают крупные штрафы.

Выплаты при увольнении госслужащего (Куревина Л.В.)

Дата размещения статьи: 07.09.2015

В соответствии со ст. 36 «Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего» Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению служащего обязан выдать ему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
В силу ст. 84.1 «Общий порядок оформления прекращения трудового договора» ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
То есть обязанность произвести расчет со служащим в последний день его работы установлена и ТК РФ, и Законом N 79-ФЗ. При этом нельзя не отметить, что их положения несколько различаются в части выдачи трудовой книжки и других документов. В данном случае в Законе N 79-ФЗ существует явный пробел — выдача трудовой книжки, документов, связанных со службой, и проведение расчета предусмотрены только в случае расторжения служебного контракта по инициативе служащего. Кроме того, что выдача трудовой книжки осуществляется по письменному заявлению служащего, порядок ее выдачи Законом N 79-ФЗ не регламентирован. Согласно Трудовому кодексу, Правилам ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, а также ст. 73 Закона N 79-ФЗ при выдаче трудовой книжки применяются нормы трудового законодательства и в случае расторжения служебного контракта по любому основанию в последний день представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет. Остальные документы, связанные с гражданской службой, выдаются по письменному заявлению служащего.
Прежде чем рассмотреть, какие выплаты причитаются госслужащим при увольнении по тому или иному основанию, напомним, из чего состоит их заработная плата.

Денежное содержание госслужащего

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания. Составляющие денежного содержания и порядок его расчета установлены в ст. 50 Закона N 79-ФЗ и Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее — Правила исчисления). Так, денежное содержание состоит из месячного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным служащему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся:
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ;
— премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
— ежемесячное денежное поощрение;
— единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

К сведению. Размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих и окладов за классный чин, а также ежемесячного денежного поощрения установлены Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (последние изменения внесены Указом Президента РФ от 03.05.2012 N 572).

По отдельным должностям гражданской службы согласно ч. 3 ст. 50 Закона N 79-ФЗ устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (единое денежное вознаграждение), но не учитываются премии и ежемесячное денежное поощрение.
А ч. 14 ст. 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда — в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в таком особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями ст. 50 Закона N 79-ФЗ. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Кроме этого, для всех составляющих денежного содержания гражданских служащих применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ.

Увольнение по собственному желанию

В соответствии с Трудовым кодексом при расторжении трудового договора с работником по его инициативе работодатель обязан выдать заработную плату за отработанный период, в том числе премии, надбавки и иные выплаты, компенсацию за неиспользованный отпуск.

Обратите внимание! Заработная плата за отработанный период и компенсация за неиспользованный отпуск выплачиваются в любом случае, независимо от основания увольнения.

При увольнении по собственному желанию государственному служащему прежде всего выплачивается денежное содержание за отработанный период, состоящее из оклада денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами (федеральными, субъектов, локальными) и служебным контрактом.
В силу ст. 46 Закона N 79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с нее служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169 (с последующими редакциями, которые являются действующими), при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам лица, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.
Согласно данным Правилам полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:
— ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ;
— поступления на действительную военную службу;
— командирования в установленном порядке в вузы, техникумы, на рабфаки, на подготовительные отделения при вузах и на курсы по подготовке в вузы и на рабфаки;
— переброски на другую работу по предложению органов труда или состоящих при них комиссий, а также партийных, комсомольских и профессиональных организаций;
— выяснившейся непригодности к работе.
Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.
При выплате компенсации за неиспользованный отпуск служащему возникает вопрос: должен ли представитель нанимателя осуществить единовременную выплату, положенную служащим при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска?
Согласно ст. 46 Закона N 79-ФЗ при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. При предоставлении гражданскому служащему субъекта РФ ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, Законом г. Москвы от 26.01.2005 N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи установлены в размере трех окладов денежного содержания (аналогично положению п. 7 ч. 2 ст. 51 Закона N 79-ФЗ).
Порядок выплаты материальной помощи определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (ч. 8 ст. 50 Закона N 79-ФЗ). Этим же положением, как правило, устанавливается порядок премирования, осуществления единовременных выплат и других поощрений служащих.
Итак, если гражданский служащий увольняется, не использовав ежегодный оплачиваемый отпуск, он получит за него только компенсацию. Однако в силу ст. 46 Закона N 79-ФЗ (ст. 127 ТК РФ) по письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия). Тогда следует руководствоваться положениями или другими нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок выплаты единовременных пособий. Например, согласно Приказу Росводресурсов от 22.09.2006 N 203 единовременная выплата к отпуску не выплачивается гражданским служащим:
— увольняемым с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренными п. п. 2 — 7 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (по инициативе представителя нанимателя). Если указанным служащим единовременная выплата была сделана ранее, то при их увольнении выплаченная сумма удержанию не подлежит;
— уволенным с государственной гражданской службы в конце календарного года с предоставлением при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем календарном году, за календарный год, в котором оканчивается отпуск;
— и др.
———————————
«Об оплате труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства водных ресурсов».

Реорганизация, ликвидация, сокращение

В силу ч. 2 ст. 31 Закона N 79-ФЗ при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения таких должностей.
При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Обратите внимание! При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ст. 178 ТК РФ).

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом представитель нанимателя с письменного согласия служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.
Выплата дополнительной компенсации при расторжении служебного контракта до истечения двух месяцев Законом N 79-ФЗ не предусмотрена, поэтому в данном случае следует руководствоваться ч. 3 ст. 180 ТК РФ, согласно которой в случае увольнения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников до истечения двухмесячного периода предупреждения работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, который исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока. Разъяснения по этому поводу также представлены в Письме ФТС России от 29.03.2011 N 01-11/13779.
Таким образом, если представитель нанимателя предложил служащему уволиться до истечения двухмесячного срока, ему помимо четырехмесячного денежного содержания должна быть выплачена дополнительная компенсация, которая рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации, то есть в соответствии с п. 8 Правил исчисления. Причем в Письме ФТС сказано: работодателям следует учитывать, что такое расторжение контрактов влечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета, поэтому подобные решения должны принимать руководители персонально и с учетом целесообразности такого увольнения.
Отдельно отметим, что при увольнении служащих с государственной гражданской службы при ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях также следует руководствоваться положениями Трудового кодекса, а именно ст. 318. Таким гражданским служащим выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанными лицами в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Итак, в силу п. 8 Правил исчисления при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за четыре месяца.
При этом месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат. При этом такие дополнительные выплаты, как ежемесячные надбавки за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и ежемесячное денежное поощрение, выплачиваются в полном размере, а такие как премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска — в размере 1/12 таких выплат, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
Приведем пример расчета.

Пример. Государственному гражданскому служащему, отработавшему в государственном органе один месяц, было предложено расторгнуть служебный контракт в связи с сокращением штата, не дожидаясь истечения двухмесячного срока. В соответствии со служебным контрактом ему установлено денежное содержание, состоящее из:
— должностного оклада в размере 3795 руб. в месяц;
— оклада за классный чин в размере 156 руб. в месяц;
— ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 10% этого оклада, которая составляет 379,5 руб.;
— ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия госслужбы в размере 60% этого оклада — 2277 руб.;
— ежемесячной премии в размере 16,67% оклада денежного содержания — 825,33 руб.;
— ежемесячного денежного поощрения в размере 200% должностного оклада — 7590 руб.;
— единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере двух окладов денежного содержания — 9902 руб.
Поскольку служащий отработал менее 12 месяцев, все надбавки при расчете денежного содержания будут учитываться в размере 1/12.
Месячное денежное содержание составит 5873 руб. 66 коп. ((3795 + 1156 + 31,63 + 189,75 + 632,5 + 68,78), где 3795 руб. — должностной оклад, 1156 руб. — оклад за классный чин, 31,63 руб. — 1/12 надбавки за выслугу лет, 189,75 руб. — 1/12 надбавки за особые условия госслужбы (60%), 632,5 руб. — 1/12 ежемесячного денежного поощрения (200%), 68,78 руб. — 1/12 ежемесячной премии за выполнение особо важных заданий (16,67%)).
Таким образом, при увольнении по сокращению штата служащему должны выдать заработную плату за отработанный период, компенсацию в размере четырехмесячного содержания и дополнительную компенсацию при увольнении до истечения двухмесячного срока в размере двухмесячного содержания. Следовательно, компенсация в размере месячного содержания за шесть месяцев составит 35 241 руб. 96 коп. (5872,66 x 6).

Выплаты при увольнении по иным основаниям

Законом N 79-ФЗ также предусмотрены следующие выплаты служащему при расторжении служебного контракта:
1. Компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания:
— при расторжении срочного служебного контракта в случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причине наличия заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано служащему по состоянию здоровья (в соответствии с медицинским заключением), или невозможности проживания членов его семьи в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением. Выходное пособие при этом не выплачивается (ч. 5 ст. 35, ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ);
— при расторжении служебного контракта в связи с отсутствием на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности) (ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
2. Месячное содержание — в случае прекращения служебного контракта в связи с нарушением установленных Законом N 79-ФЗ или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по вине гражданского служащего (ч. 2 ст. 40 Закона N 79-ФЗ).
3. Выходные пособия.
Законом N 79-ФЗ выплата выходного пособия при увольнении не предусмотрена.
Согласно же ст. 178 ТК РФ выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается при расторжении трудового договора в связи:
— с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему согласно медицинскому заключению, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы;
— с призывом работника на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
— с восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу;
— с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;
— с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;
— с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
В действующем законодательстве никаких разъяснений по поводу применения данной статьи при увольнении гражданских служащих нет, однако считаем, что выходные пособия в размере двухнедельного заработка должны выплачиваться при увольнении гражданских служащих по перечисленным основаниям. Но при этом следует учитывать некоторые особенности гражданской службы. Так, в силу ст. 39 Закона N 79-ФЗ в случае призыва гражданского служащего на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, а также в случае восстановления на службе лица, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда служебный контракт с такими служащими не прекращается, а приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Служащие освобождаются от замещаемой должности, оставляются в соответствующем реестре гражданских служащих и включаются в кадровый резерв.
И если только в течение трех месяцев после окончания военной службы служащий не будет назначен на должность гражданской службы, а служащему, на должность которого восстановлен прежний работник, невозможно в течение шести месяцев с его письменного согласия предоставить для замещения иную должность гражданской службы — служебный контракт прекращается, а служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.
Отметим, что по поводу выплаты выходного пособия служащему, призванному на военную службу, существует разъяснение в Письме ФТС России от 28.09.2006 N 01-06/33846, согласно которому служащий, призванный на военную службу или на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, имеет право на получение выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка с момента приостановления служебного контракта. Мы в данном случае придерживаемся мнения специалистов, не согласных с этим разъяснением, поскольку указанная гарантия в соответствии с трудовым законодательством предоставляется именно в связи с расторжением трудового договора.
В заключение скажем несколько слов об ответственности.
В силу ст. 68 Закона N 79-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ, привлекаются к ответственности в порядке, установленном Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.
Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке его представители, допустившие задержку выдачи работникам зарплаты и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность по ст. 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ и УК РФ. При этом под заработной платой понимаются также оплата отпуска, выплаты при увольнении и другие выплаты за труд, причитающиеся работнику.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выдачи заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Увольнение госслужащего

Государственный служащий осуществляет деятельность на основании не трудового договора, а служебного контракта, который может быть расторгнут по его инициативе, по решению работодателя или же по независящим от сторон обстоятельствам. Основания для расторжения договора определяются законодательством (ст. 33 №79-ФЗ).

Если увольнение с государственной службы происходит по желанию работника, то в этом случае он предупреждает работодателя за две недели до фактического ухода. В течение двухнедельной отработки он должен сдать все дела государственной службы и подготовить обходной лист.

В случае увольнения с гражданской службы по инициативе работодателя, работнику направляют за две недели до фактического расторжения договора уведомление, которое содержит указание на определенное основание для увольнения и ссылку на соответствующую статью законодательства о государственной службе РФ.

Особенностью увольнения госслужащего выступает тот факт, что помимо трудовой книжки ему на руки выдается памятка о соблюдении требований к служебному поведению, которая содержит сведения о сохранении государственной тайны, если работник имел доступ к ней на протяжении своей деятельности.

Правовая база

Основные аспекты процесса увольнения государственного служащего содержатся в шестой главе Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» (№79-ФЗ). В частности, здесь прописаны:

  • Основания для расторжения контракта (ст. 33);
  • Особенности прекращения трудовых отношений по соглашению сторон (ст. 34);
  • Процесс расторжения срочного договора (ст. 35);
  • Порядок расторжения договора по желанию государственного служащего (ст.36);
  • Специфика увольнения гражданского служащего по решению нанимателя (ст. 37).

В указанном нормативно-правовом акте также содержатся сведения о том, как расторгается контракт при возникновении форс-мажорных обстоятельств или выходе госслужащего из гражданства РФ, а также особенности взаимодействия с профсоюзом по вопросам увольнения гражданского служащего.

Отдельная статья посвящена ситуации, при которой госслужащего увольняют из учреждения по причине утраты доверия в силу выявленных обстоятельств (ст. 59.2).

Общие же вопросы увольнения гражданских служащих описывает ТК РФ, в том числе обязательность двухнедельной отработки и выплат по факту расторжения трудового контракта (ст. 80, 81, 140).

При этом, в самом Трудовом кодексе содержится отсылка к №79-ФЗ, поскольку именно в этом нормативно-правовом документе содержатся детали увольнения работников, состоящих на государственной службе.

При увольнении госслужащего по собственному желанию ему потребуется представить в отдел кадров заявление, в котором необязательно указывать точную причину ухода с занимаемой должности, за исключением ситуаций выхода не пенсию и перевода на выборную должность. Образец заявления на увольнение с государственной гражданской службы можно взять в том учреждении, в котором работник несет службу, поскольку существуют некоторые отличия в зависимости от типа организации.

Дата, указанная им в заявлении (за две недели до фактического ухода), становится конечным числом его пребывания в государственном органе. Аналогичным образом происходит и увольнение с муниципальной службы по собственному желанию. При этом работодатель обязан оформить приказ об увольнении муниципального служащего по собственному желанию, на основании которого заполняется его трудовая книжка и передается на хранение личное дело.

Куда более сложно дело обстоит с расторжением контракта по решению нанимателя. В этом случае гражданский служащий может быть освобожден от выполнения его обязанностей по приведенным ниже причинам.

  1. Несоответствие занимаемой должности

Такое основание может применяться в двух ситуациях:

  • Во-первых, если уполномоченная медицинская комиссия вынесла заключение о неблагоприятном состоянии здоровья госслужащего, которое не позволяет ему продолжать трудовую деятельность в данной должности;
  • Во-вторых, итоги аттестации, которые выявили недостаточный уровень квалификации государственного служащего.

Более того, к этому пункту относится также утрата доверия к работнику, которая стала следствием нарушения им прописанных в нормативно-правовых актах ограничений, неисполнение возложенных обязанностей или возникновения конфликта интересов.

  1. Неоднократное невыполнение обязанностей

В любом государственном или муниципальном учреждении имеются должностные инструкции. Которые достаточно четко прорисовывают обязанности служащих. Это позволяет отследить – приводит ли фактическая деятельность работников к их выполнению.

Увольнение, как дисциплинарное взыскание, в этом случае может применяться, если у госслужащего уже имеются замечания и выговоры по факту невыполнения служебных обязанностей.

  1. Грубое однократное нарушение трудовой дисциплины

Наряду с теми обстоятельствами, которые признаются грубым нарушением трудовой дисциплины обычными работниками (прогулы, появление на работе в состоянии опьянения, разглашение тайны, хищение, нарушение техники безопасности), существуют и иные варианты совершения виновных действий государственными служащими, а именно:

  • Совершение проступков материально ответственными госслужащими, работающими с денежными и материальными ценностями;
  • Принятие необоснованного решения госслужащими, занимающими руководящие должности;
  • Представление нанимателю подложных документов в процессе найма на работу и получения классных чинов;
  • Отсутствие на служебном месте более 4-х месяцев по причине травмы или болезни.

Важно понимать, что в российском законодательстве существует два понятия: освобождение госслужащего от должности и его увольнение с государственной службы. При увольнении трудовой контракт расторгается и трудовые отношения прекращаются, а при освобождении от должности хотя договор и прекращает свое действие, госслужащего зачисляют в резерв (ст. 39 №79-ФЗ).

В каких случаях это возможно при освобождении от должности?

  1. Призыв госслужащего в армию;
  2. Его избрание на должность в профсоюзный орган;
  3. Форс-мажорные обстоятельства (катастрофы, войны и др.).

Если государственного служащего освободили от должности и зачислили в резерв, но по истечении трех месяцев он не начал выполнять обязанности в рамках гражданской должности, то его исключают из кадрового резерва и увольняют.

Когда происходит увольнение госслужащего по инициативе работодателя, то должны быть учтены нюансы этого процесса, а именно:

  • Если госслужащий не соответствует занимаемой должности, то прежде чем расторгнуть контракт следует предложить ему альтернативное место работы в том же учреждении (ст. 37 №79-ФЗ);
  • Если состояние здоровья госслужащего настолько плачевно, что он не в состоянии выполнять какие-либо обязанности в рамках государственной службы, то считается, что его увольнение происходит по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 №79-ФЗ);
  • Если работник отказывается занять предложенное ему альтернативное место, то он обязан представить работодателю письменный отказ (ст. 33 №79-ФЗ);
  • Если госслужащий нарушил технику безопасности и это повлекло за собой серьезные неблагоприятные последствия, то этот факт должен быть доказан актом о несчастном случае, экспертным заключением или иными документами (ст. 81 ТК РФ).

Госслужащий также может быть уволен с занимаемой должности в том случае, если он не удовлетворил требованиям, предъявляемым к конкретной должности, в течение испытательного срока. Последний может быть назначен на срок, не превышающий трех месяцев.

В отношении государственных служащих также действуют и стандартные основания для увольнения, которые применяются и в отношении иных категорий работников: смена собственника имущества компании, аморальный поступок, ликвидация учреждения, сокращение должностей гражданской службы (ст.81 ТК РФ).

Существует и весьма специфическое основание для расторжения контракта с сотрудником, состоящим на государственной и муниципальной службе – это прекращение гражданства России. Дело в том, что одним из ключевых требований к занятию вакантных должностей на государственной и муниципальной службе выступает наличие российского гражданства.

Как уже было определено выше, государственный служащий осуществляет свою деятельность на основании служебного контракта. В день его расторжения наниматель выдает на руки госслужащему трудовую книжку и иные бумаги (документы по государственной службе и пенсионному обеспечению). Выплаты госслужащему при увольнении по собственному желанию также предоставляются в день увольнения (ст. 36 №79-ФЗ).

По каким статьям должна рассчитаться с госслужащим бухгалтерия нанимателя?

Оплата труда государственного служащего рассматривается в качестве его денежного содержания, которое состоит из (ст. 50 №79-ФЗ):

  • Месячного оклада в соответствии с его классным чином;
  • Надбавки за выслугу лет;
  • Доплаты за особые условия гражданской службы;
  • Процентной надбавки за использование засекреченной информации (государственной тайны);
  • Премии за исполнение сложных и важных заданий.

При расчете оплаты труда госслужащих принимаются во внимание различные коэффициенты (за работы в пустынных и безводных местностях, в условиях Крайнего Севера, высокогорных районах и т.д.). За работу в особо отдаленных местностях полагается и дополнительная компенсация при увольнении муниципального служащего.

Расчет с госслужащим охватывает отпускные платежи за неиспользованный в текущем году отпуск, а также единовременную материальную помощь к отпуску. Материальная помощь предоставляется за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ст. 46 №79-ФЗ).

Если с момента трудоустройства работник отработал на госслужбе более 11 месяцев, то он имеет право рассчитывать на отпускные выплаты в полном объеме. Целиком получают отпускные и те госслужащие, которые проработали в должности от 5,5 до 11 месяцев и были уволены вследствие:

  • Ликвидации учреждения;
  • Ухода на военную службу;
  • Сокращения штата;
  • Перевода в другой орган;
  • Выявления его непригодности к дальнейшей деятельности.

Что касается материальной помощи, то она, как правило, составляет не более трех окладов государственного служащего. Если работник был уволен из госслужбы по инициативе нанимателя за грубые нарушения дисциплины и правил трудового распорядка, то материальная помощь ему не выплачивается.

Выходное пособие при увольнении государственного служащего выплачивается далеко не при любом расторжении служебного контракта. Оно имеет место в следующих случаях:

  • При ликвидации учреждения или сокращении штата размер выходного пособия равен одному среднемесячному заработку (ст. 178 ТК РФ);
  • При прекращении деятельности учреждения и уменьшении численности его персонала в районах Крайнего Севера (в эту категорию входят и приравненные к ним местности) выходное пособие выплачивается в сумме равной четырем среднемесячным окладам.
  1. Дополнительные компенсации

Существует несколько особых видов компенсаций, на которые в некоторых случаях также могут рассчитывать некоторые категории госслужащих:

  • Во-первых, компенсация в размере четырехкратного среднемесячного оклада при увольнении госслужащего, отказавшегося от занятия иной должности, перевод на которую стал необходимым в связи с ухудшением состояния здоровья (необходимо заключение медицинской комиссии);
  • Во-вторых, компенсация в размере четырехкратного среднемесячного оклада тем работникам государственной службы, которые отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев в связи с болезнью;
  • В-третьих, содержание в размере двухнедельного заработка в случае призыва на военную службу, возвращение временно заменяемого сотрудника, отказом от перевода в иную местность, отказом от работы с изменением существенных условий служебного контракта.

Если работодатель затягивает с предоставлением работнику всех причитающихся ему выплат, то за каждый день просрочки он обязан будет предоставить ему компенсацию в виде процента от среднемесячного заработка (ставка составляет 1/300 ставки рефинансирования Банка России).

Увольнение госслужащего – процесс, сопряженный со множеством бюрократических формальностей. При этом российское законодательство определяет достаточно детально порядок расторжения служебного контракта и предоставления работнику необходимых выплат.