uristinfo.net

Гражданский процессуальный кодекс РФ в разделе V, регулирующем производство по делам с участием иностранных лиц, содержит главу 45 «Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)», что является одной из новелл Кодекса. В судебной практике применение содержащихся в указанной главе норм вызывает определенные сложности. Больше всего возникает вопросов, связанных с признанием и исполнением на территории России решений иностранных государственных судебных органов. С вступлением в силу новой редакции АПК в практике судов общей юрисдикции дела о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений иностранных третейских судов практически не встречаются, в связи с чем эта категория дел в настоящей работе не затронута.

Все дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных государственных судебных органов, за исключением дел по спорам в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые на основании ст. 32 АПК подведомственны арбитражным судам, по общему правилу подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела о признании и исполнении иностранных решений по экономическим спорам в порядке, предусмотренном главой 31 АПК .

См., например: Нешатаева Т.Н. О признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений // Арбитражная практика. 2004. N 11. С. 84 — 96.

Все иностранные судебные акты могут быть разделены на две категории. Относящиеся к первой из них подлежат только признанию (например, решения о расторжении брака), а ко второй — признанию и исполнению (решения о взыскании денежных сумм). При этом непосредственное исполнение иностранного решения по общему правилу осуществляется службой судебных приставов-исполнителей в порядке Федерального закона «Об исполнительном производстве». Суды России не исполняют иностранные решения самостоятельно, а дают разрешение на их принудительное исполнение, которое производится в общем порядке.

Поэтому более правильно в рассматриваемом контексте следовало бы говорить не столько об исполнении иностранных судебных актов, сколько о разрешении принудительного исполнения иностранного решения (приведении его в исполнение). Однако, учитывая, что ГПК использует формулировку «признание и принудительное исполнение иностранных решений», приведенные термины далее будут использоваться как равнозначные.

Признание иностранного решения в России может быть охарактеризовано как распространение действия иностранного судебного акта на ее территорию до пределов действия решений российских судов. Когда иностранное решение по своим качествам подлежит приведению в исполнение, одновременно с признанием дается разрешение на его принудительную реализацию посредством выдачи исполнительного листа. Само по себе признание судебного решения является необходимым условием для его принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 409 ГПК решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

На основе буквального толкования данной статьи видно, что иностранные судебные решения в отсутствие специального международного договора признанию и принудительному исполнению в России не подлежат.

Тем не менее в судебной практике встречаются попытки приведения иностранных решений в исполнение в отсутствие международного договора на основе принципов международной вежливости и взаимности. Доктрина международной вежливости обосновывает признание и исполнение иностранных судебных решений необходимостью проявления уважения к иностранному государству, отказ в признании и исполнении решений судебных органов которого может быть воспринят как выражение пренебрежения к иностранной публичной власти. При этом возможность исполнения решений судов иностранного государства в отсутствие международного договора обосновывается тем, что суды данного государства приводят в исполнение решения российских судов.

Нам представляется, что отказ в признании на своей территории властных предписаний, исходящих от другой суверенной власти, не может рассматриваться как неуважение к иностранному государству. Тем более, что право на окончательное разрешение всех дел в пределах собственной юрисдикции является одним из проявлений общепризнанного фундаментального принципа суверенитета государств. Одновременно сам по себе факт признания и исполнения за границей российских решений в отсутствие международного договора не может служить подтверждением наличия у российских судов обязанности приводить в исполнение иностранные решения. Иностранные государства признают на основе взаимности вынесенные за пределами их границ судебные решения только в тех случаях, когда такая возможность прямо закреплена в их внутреннем законодательстве. Кроме того, ряд государств, среди них и некоторые страны Западной Европы, как и Россия, признают иностранные решения только на основе международных договоров.

Следует также отметить, что нормы о взаимности как основание исполнения иностранных судебных актов изначально были включены в проекты ГПК и АПК, однако были убраны на стадии принятия данных нормативных документов. Таким образом, поскольку действующий ГПК прямо говорит о допустимости признания иностранных решений только в случаях, предусмотренных международными соглашениями, вывод о допустимости исполнения в России актов иностранных судов в отсутствие международного договора на основе взаимности представляется спорным. Случаев приведения в исполнение решений иностранных судов на основе взаимности после вступления в силу нового ГПК нами не установлено.

Подтверждением сказанному может служить и положение ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», согласно которой обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Поскольку ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает приоритет международно-правовых источников над национальным законодательством, нормы ГПК подлежат субсидиарному применению по отношению к международным договорам и не применяются вообще, если в межгосударственных соглашениях закреплены иные правила.

Для Российской Федерации важнейшим многосторонним международным соглашением, предусматривающим взаимное признание и исполнение иностранных решений, является Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее — Минская конвенция) , участниками которой являются 12 государств бывших республик Советского Союза.

Заключена в Минске 22 января 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. N 2. С. 3 — 28.

На основании ст. 51 данной Конвенции каждая из договаривающихся сторон признает на условиях Конвенции решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее — решения), а также решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Кроме того, Минская конвенция предусматривает признание без специального (сюда относится и рассмотрение дел в судебном порядке) производства решений, не требующих по своему характеру принудительного исполнения.

В соответствии с п. 3 ст. 54 Минской конвенции порядок принудительного исполнения определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение. Очевидно, под порядком принудительного исполнения Конвенция понимает и разрешение вопросов о допустимости признания и исполнения. В любом случае ввиду недостаточной полноты норм Конвенции при рассмотрении российскими судами ходатайств о признании и исполнении решений на основе ее положений необходимо руководствоваться и нормами ГПК.

Другим важным многосторонним соглашением является Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности . Однако оно регулирует вопросы признания и приведения в исполнение иностранных решений по спорам в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дела о признании которых судам общей юрисдикции неподведомственны.

Заключено в Киеве 20 марта 1992 г. Вступило в силу в отношении Российской Федерации 19 декабря 1992 г. // Вестник ВАС РФ. N 1. 1992.

Помимо многосторонних конвенций, Россия является участницей более трех десятков двусторонних соглашений о правовой помощи, предусматривающих взаимное признание и приведение в исполнение судебных решений, среди которых договоры (приводятся в порядке времени заключения) с КНР, Польшей, Румынией, Албанией, Венгрией, Югославией, Ираком, Болгарией, Финляндией, Грецией, Вьетнамом, Алжиром, Кипром, Тунисом, Сирией, Кубой, Йеменом, Монголией, Испанией, Китаем, Литвой, Киргизией, Азербайджаном, Эстонией, Латвией, Молдовой, Грузией, Ираном, Египтом, Турцией, Индией, Аргентиной. Нужно учитывать, что процесс разработки, заключения и изменения таких договоров не является статичным, поэтому перед ссылкой на нормы двусторонних договоров необходимо каждый раз проводить проверку их действия.

Кроме того, некоторые многосторонние конвенции, участником которых является Российская Федерация, предусматривают признание судебных актов лишь по отдельным категориям дел либо частичное признание иностранных судебных решений. Так, Россия является участницей Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса , ст. 18 которой предусматривает бесплатное приведение в исполнение компетентными властями судебных решений о взыскании судебных издержек и расходов, Римской конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, от 7 октября 1952 г., а также Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г., которая была изменена и действует в редакции Протокола 1992 г. об ее изменении. Названные соглашения предусматривают взаимное признание и исполнение решений по четко определенным в них самих категориям дел.

Вестник ВАС РФ. 1996. N 12.

Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 27-ФЗ Российская Федерация денонсировала данную Конвенцию и присоединилась к Протоколу от 27 ноября 1992 г. об ее изменении.

Легализация решений иностранных судов на территории Украины

В условиях евроинтеграции и расширения украинского бизнеса за пределы территории нашего государства все чаще возникает необходимость в легализации решений иностранных судов на территории Украины.

По общему правилу, судебное решение, вступившее в законную силу, может быть выполнено только в пределах того государства, Суд которого постановил это решение. В то же время, с развитием сотрудничества международного сообщества, все более актуальным становится вопрос защиты прав и основных свобод человека на территории любого государства.

Именно поэтому мировой практикой было произведено два основных способа легализации решения на территории иностранного государства: экзекватура и регистрация. Первый предусматривает рассмотрение судом ходатайства о разрешении на исполнение решения иностранного суда (Франция, Бельгия и другие страны), Второй – внесение решения иностранного суда в особый реестр (Великобритания и другие страны).

В Украине исполнение решений иностранных судов регулируется разделом VIII Гражданского процессуального кодекса Украины (далее по тексту – ГПК Украины).

Статья 390 ГПК Украины определяет, что решения иностранного суда признаются и исполняются в Украине, то есть легализуются, если их признание и выполнение предусмотрено международным договором, соглашения, обязательность которого определена Верховной Радой Украины, или по принципу взаимности.

Указанная процедура предусматривает представление по месту нахождения (жительства) должника или его имущества (в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 392 ГПК Украины) в суд общей юрисдикции ходатайство о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда.

Прежде чем обращаться в суд с таким ходатайством, необходимо убедиться, что срок для обращения не пропущен. Так, по общему правилу, указанный срок составляет три года со дня вступления решения иностранного суда в законную силу. Законодательство не устанавливает перечня оснований для возобновления пропущенного срока: Суд, руководствуясь своим внутренним убеждением, делает вывод о важности или неуважительности причин пропуска. То есть, в случае пропуска сроков для легализации решения иностранного Суда, необходимо также одновременно с ходатайством о принудительном исполнении решения, подать в Суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока по уважительным причинам.

Также обратим внимание на необходимость соблюдения определенных требований, предъявляемых законодателем к такому ходатайству, в частности:

  • субъект представления – правом подачи ходатайства о легализации наделены непосредственно взыскатель (его представитель) или, если это предусмотрено международным договором, другое лицо (его представитель)
  • по содержанию – ходатайство должно содержать:

1) имя (наименование) лица, подающего ходатайство, указание его места жительства (пребывания) или местонахождение;

2) имя (наименование) должника, указание его места жительства (пребывания), его местонахождение или местонахождение его имущества в Украине;

3) мотивы подачи ходатайства (ч. 1 ст. 394 ГПК Украины);

  • относительно перечня документов, прилагаемых к ходатайству – если международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлена Верховной Радой Украины, не определен перечень документов, которые должны прилагаться к ходатайству, или при отсутствии такого договора, к ходатайству прилагаются следующие документы:

1) заверенная в установленном порядке копия решения иностранного Суда, о принудительном исполнении которого подается ходатайство;

2) официальный документ о том, что решение иностранного суда вступило в законную силу (если это не указано в самом решении);

3) документ, удостоверяющий, что сторона, в отношении которой принято решение иностранного суда и которая не принимала участия в судебном процессе, была должным образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела;

4) документ, определяющий, в какой части или с какого времени решение иностранного суда подлежит исполнению (если оно уже выполнялось раньше);

5) документ, удостоверяющий полномочия представителя (если ходатайство подается представителем) (ч., ч. 2, 3 ст. 394 ГПК Украины).

Заметим, что Суд, установив, что ходатайство и прилагаемые к нему, не оформлено в соответствии с требованиями, предусмотренными ГПК Украины, или к ходатайству не приложены все перечисленные документы, оставляет его без рассмотрения и возвращает ходатайство.

Законодательством не предусмотрено вынесение постановления об открытии производства по этой категории дел. Так, ст. 395 ГПК Украины определено, что Суд письменно лишь уведомляет должника о поступлении ходатайства о легализации и предлагает предоставить возражения в течение одного месяца. После получения возражений от должника или истечения сроков для подачи возражения, суд выносит определение, в котором определяет время и место судебного рассмотрения ходатайства, о чем сторонам сообщается письменно не позднее, чем за десять дней до его рассмотрения. Никаких ограничений по срокам для назначения рассмотрения дела законодательством не предусмотрено.

Рассмотрение ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного Суда проводится Судьей единолично в открытом судебном заседании. Неявка без уважительных причин в судебное заседание кого-либо из сторон или их представителей не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

Рассмотрев представленные документы и выслушав объяснения сторон, Суд выносит определение о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного Суда или об отказе в удовлетворении ходатайства по этому вопросу. Сразу отметим, что украинский суд не проверяет правильность или законность решения, которое подлежит принудительному исполнению. Отказать в удовлетворении ходатайства суд может из исключительных оснований, определенных статей 396 ГПК Украины или оснований, предусмотренным международным договором (что является приоритетным).

Так, в удовлетворении ходатайства может быть отказано:

1) если решение иностранного Суда по законодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступило в законную силу;

2) если сторона, в отношении которой принято решение иностранного суда, была лишена возможности принять участие в судебном процессе из-за того, что не была должным образом уведомлена о рассмотрении дела;

3) если решение принято по делу, рассмотрение которого относится исключительно к компетенции Суда или иного уполномоченного в соответствии с законом органа Украины;

4) если принято решение Суда Украины в споре между теми же сторонами, по тому же предмету и на тех же основаниях, вступившее в Законную Силу, или если в производстве Суда Украины есть дело по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и на тех же основаниях, до времени открытия производства по делу в иностранном суде;

5) если пропущен установленный международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и этим Законом срок предъявления решения иностранного суда к принудительному исполнению в Украине;

6) если предмет спора по законам Украины не подлежит судебному разбирательству;

7) если исполнение решения угрожало бы интересам Украины;

8) в других случаях, установленных законами Украины (ч. 2 ст. 396 ГПК Украины).

Стоит обратить внимание, если в решении иностранного Суда сумму взыскания указано в иностранной валюте, суд, рассматривающий это ходатайство, определяет сумму в национальной валюте по курсу Национального банка Украины на день вынесения решения. При этом на практике, хотя это не предусмотрено законодательством, сторона-взыскатель самостоятельно обязана на каждое судебное заседание готовить заявление о расчете суммы взыскания в гривне по курсу Национального Банка Украины. В противном случае, Суд может отложить окончательное решение вопроса о взыскании средств до следующего раза – когда взыскатель все же представит Суду соответствующий расчет.

Постановление об удовлетворении ходатайства о легализации либо об отказе в удовлетворении может быть обжаловано в апелляционном порядке.

На основании решения иностранного Суда и постановления о предоставлении разрешения на его принудительное исполнение, вступившего в законную силу, Суд выдает исполнительный лист. Правда, на практике исполнительный лист не содержит четко сформулированных положений о необходимости взыскания средств с должника – в нем лишь отмечается об удовлетворении ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного суда в той или иной части.

Если по данной теме у вас возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь в Юридическую клинику Национального университета «Одесская юридическая академия» работает ежедневно с 15:00 до 18:00, в субботу с 10:00 до 15:00, выходной день – воскресенье.

Запись на прием осуществляется каждую среду с 10:00 до 12:00 по номеру телефона: (048)777-27-61, или по адресу: 65009, г. Одесса, ул. Черняховского, 2

Директор Юридической Клиники аспирант кафедры гражданского процесса Павлова Юлия Сергеевна

Раздел 8. О признании и исполнении решений иностранных судов в Украине. Глава 2. Признание решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению.

Статья 399. Условия признания решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению.
Решение иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, признается в Украине, если его признание предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или по принципу взаимности по договоренности «ad hoc» с иностранным государством, решение суда которого должно исполняться в Украине.

Статья 400. Порядок подачи ходатайства о признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению.
1. Ходатайство о признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, при условии, что это предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, подается заинтересованным лицом в суд в порядке, установленном статьями 392-394 настоящего Кодекса для подачи ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда, с учетом особенностей, определенных настоящей главой.
2. К ходатайству о признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, прилагаются следующие документы:

  1. заверенная в установленном порядке копия решения иностранного суда, о признании которого возбуждается ходатайство;
  2. официальный документ о том, что решение иностранного суда вступило в законную силу, если это не указано в самом решении;
  3. заверенный в соответствии с законодательством перевод перечисленных документов на украинский язык или язык, предусмотренный международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Статья 401. Рассмотрение ходатайства о признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению.
1. О поступлении ходатайства о признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, суд в пятидневный срок письменно извещает заинтересованное лицо и предлагает ему в месячный срок представить возможные возражения против этого ходатайства.
2. После представления заинтересованным лицом возражений в письменной форме или в случае его отказа от представления возражений, а также если в месячный срок со времени извещения заинтересованного лица о полученном судом ходатайстве возражения не представлены, судья постановляет определение, в котором определяет время и место судебного рассмотрения ходатайства, о чем заинтересованные лица извещаются письменно не позднее чем за десять дней до его рассмотрения.
3. По заявлению заинтересованного лица и при наличии уважительных причин суд может перенести время рассмотрения ходатайства, о чем извещает заинтересованных лиц.
4. Рассмотрение ходатайства о признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, производится судьей единолично в открытом судебном заседании.
5. Неявка без уважительных причин в судебное заседание заинтересованных лиц или их представителей, в отношении которых суду известно о своевременном вручении им повестки о вызове в суд, не является препятствием к рассмотрению ходатайства, если кем-либо из заинтересованных лиц не был затронут вопрос о переносе его рассмотрения.
6. По результатам рассмотрения ходатайства, а также возражения в случае его поступления суд постановляет определение о признании в Украине решения иностранного суда и оставлении возражения без удовлетворения или об отказе в удовлетворении ходатайства о признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению.
7. В признании в Украине решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, может быть отказано по основаниям, установленным статьей 396 настоящего Кодекса.
8. Копия определения высылается судом заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня постановления определения.
9. Определение о признании в Украине решения иностранного суда или об отказе в удовлетворении ходатайства о признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные настоящим Кодексом.

102.признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей

Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается в открытом судебном заседании с извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства. Неявка без уважительной причины должника, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению ходатайства. В случае, если должник обратился в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения ходатайства и эта просьба признана судом уважительной, суд переносит время рассмотрения и извещает об этом должника. Вы­слушав объяснения должника и рассмотрев представленные доказательства, суд выносит определение о принудительном исполнении решения иностранного суда или об отказе в этом. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения суда о принудительном исполнении этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда. В случае, если у суда при решении вопроса о принудительном исполнении возникнут сомнения, он может запросить у лица, возбудившего ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда, объяснение, а также опросить должника по существу ходатайства и в случае необходимости затребовать разъяснение иностранного суда, принявшего решение (ч.

Суд вправе отказать в принудительном исполнении решения иностранного суда при наличии оснований, указанных в ст. 412 ГПК:

1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;

2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в Российской Федерации;

4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ, принятое по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в РФ имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку РФ;

6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя.

§ 6. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) 1. Признание и принудительное исполнение решений иностранных судов на территории Российской Федерации

Законодательство различных стран знает три системы исполнения решений иностранных судов.

Во-первых, система регистрации, в соответствии с которой для принудительного исполнения судебного решения необходима его регистрация в определенном судебном органе государства.

Во-вторых, система упрощенного производства, в силу которого решение иностранного суда служит основанием не для исполнения, а лишь для предъявления иска.

В-третьих, система подтверждения решения иностранного суда компетентным судом государства, на чьей территории решение подлежит исполнению (система экзекватуры). Советское, а позже российское законодательство восприняло систему экзекватуры.

Возможность признания судебного решения и его исполнения предусматривается внутренним законодательством и международными договорами. Статья 409 ГПК устанавливает правила признания и исполнения решений иностранных судов: «Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации».

В рамках действия гражданского процессуального права под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Для предъявления решения иностранного государства к принудительному исполнению ГПК устанавливает трехлетний срок со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 112 ГПК.

2. Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда

Новый ГПК содержит регламентацию подсудности дел о рассмотрении ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного государства (ст. 410 ГПК), относя решение вопроса о принудительном исполнении к ведению верховных судов республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области или судам автономных округов. Территориальная подсудность определяется по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества.

Статья 411 ГПК подробно излагает содержание ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного суда, в котором должно быть указано: 1)

наименование взыскателя, его представителя, если ходатайство подается представителем, указание их места жительства, а в случае, если взыскателем является организация, указание места ее нахождения; 2)

наименование должника, указание его места жительства, а если должником является организация, указание места ее нахождения; 3)

просьба взыскателя о разрешении принудительного исполнения решения или об указании, с какого момента требуется его исполнение.

В ходатайстве могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.

К ходатайству прилагаются документы, предусмотренные международным договором Российской Федерации, а если это не предусмотрено международным договором, прилагаются документы, перечисленные в ч.

Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается в открытом судебном заседании с извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства. Неявка без уважительной причины должника, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению ходатайства. В случае, если должник обратился в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения ходатайства и эта просьба признана судом уважительной, суд переносит время рассмотрения и извещает об этом должника. Выслушав объяснения должника и рассмотрев представленные доказательства, суд выносит определение о принудительном исполнении решения иностранного суда или об отказе в этом. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения суда о принудительном исполнении этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда. В случае, если у суда при решении вопроса о принудительном исполнении возникнут сомнения, он может запросить у лица, возбудившего ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда, объяснение, а также опросить должника по существу ходатайства и в случае необходимости затребовать разъяснение иностранного суда, принявшего

решение (ч. 3-6 ст. 411 ГПК).

Суд вправе отказать в принудительном исполнении решения иностранного суда при наличии оснований, указанных в ст. 412 ГПК: 1)

решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению; 2)

сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела; 3)

рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в Российской Федерации; 4)

имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде; 5)

исполнение решения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации либо противоречит публичному порядку Российской Федерации;

6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя.