Можно ли зарегистрировать иностранца по адресу организации?

Можно ли регистрировать иностранного гражданина на юридический адрес организации, в которой он является сотрудником, даже если там отсутствует жилое помещение?Является ли это административно-уголовным нарушением?Если да, то почему.

Ответы юристов (11)

Добрый день, Эмилия!

К сожалению регистрация по месту жительства возможна исключительно в жилых помещениях. УФМС не име вправе
зарегистрировать кого-либо в нежилых помещениях.

Вместе с тем, Вы можете перевести нежилое помещение в жилое, но это очень сложная процедура.

Есть вопрос к юристу?

Регистрация может быть произведена только по адресу жилого помещения. А это квартиры, гостиницы, общежития и т.д., что предназначено для проживания людей.

УФМС просто физически не сможет оформить регистрацию по адресу юридического лица.

п.2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ

2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является
недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан
(отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным
требованиям законодательства (далее — требования)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования,
которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством
Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими
федеральными законами.

Прилагаю положение, в котором описания порядок признания помещения жилым.

Ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
«О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное
жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение
, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма
специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации,
ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий
данного гражданина.

К сожалению, зарегистрировать на юр.адрес организации нельзя, если только у данной организации нет общежития, где можно будет зарегистрировать ИГ.

Иностранные граждане при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания.

Местом пребывания гражданина России является место, где он временно проживает — жилое помещение (квартира, жилой дом, комната), не являющееся его постоянным или преимущественным местом жительства, а так же гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база или иные подобные учреждения.

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.

Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или посредством почтового отправления, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, копию миграционной карты (для временно пребывающего иностранного гражданина).

Данные правила прописаны в Административном Регламенте УФМС и

Федеральный
закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ

(ред. от 28.12.2013) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с 10.01.2014)

Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

3) место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место жительства) — жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее — регистрация по месту жительства) — фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства

Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

2. При наличии у постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, он обязан заявить одно из них как свое место жительства. В этом случае регистрация указанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории Российской Федерации.

Cтатья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

2. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.

Cтатья 16. Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства

Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства подается в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин указал в качестве своего места жительства. Форма указанного заявления, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства

При подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются:

1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином:

а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;

2) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства:

а) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

Cтатья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.

2. Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией.

Эмилия, добрый день!

все зависит от того, о каком иностранном гражданине идет речь- временно проживающем в РФ ( на основании РВП или ВНЖ) или временно пребывающем в РФ.

Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту жительства и по месту пребывания. Местом жительства может быть только жилое помещение.

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания, в том числе и по месту нахождения юридического лица, в котором иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность

По правилам Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регистрация иностранных граждан производится по месту жительства и по месту пребывания.

Согласно ч. 1 ст. 14 данного закона постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения. Таким образом, регистрация по месту жительства производится только в жилых помещениях.

По правилам ч. 1 ст. 20 закона иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 20 закона уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, если иностранный гражданин не имеет постоянного места жительства в РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Местом пребывания может быть и нежилое помещение.

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации – это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания». (отсюда).

иностранный гражданин может быть зарегистрирован по месту пребывания по юридическому адресу организации, в которой он трудится, поскольку согласност 2 ФЗ » О миграционном учете» местом пребывания является жилое помещение… а также иное помещение, учреждение или организация, в котором иностранный гражданин находится

Регистрация иностранных работник по месту пребывания = постанвка на миграционный учет на юридический адрес организации — работодателя возможна. Запрета на это на сегодняшний день нет.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Местом пребывания, таким образом, может быть «иное помещение», т.е. нежилое. В этом случае — организация становится принимающей стороной.

7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо.

Логика такова, что регистрация по месту пребывания (миграционный учет) уведомляет гос. органы где именно иностранный гражданин преимущественно находится и где его можно будет найти при необходимости.

В УФМС нужно будет предоставить договор аренды на юр. адрес или свидетельство о праве собственности. Обращаться в УФСМ может доверенное лицо на основании простой письменной доверенности от организации.

Практически регистрировала иностранных работников на юр. адрес на прошлой неделе. Проблем не возникло. Позицию УФМС я Вам разъяснила.

Мнение о том, что нужно только жилое помещение законодательно не подтверждено.

В дополнение к ответу Трифоновой Юлии скажу, что и практикой подтверждена регистрация ВКС по месту нахождения офиса и пройдены ежемесячные проверки ФМС РФ в офисе. Верные ссылки на Нормативные акты.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Миграционный учет иностранцев: что должен делать работодатель

Статьи по теме

Иностранные граждане должны быть зарегистрированы по месту пребывания. Таким местом может быть не только жилое помещение, но и офис работодателя, строительный объект и даже… чистое поле. Главное, чтобы миграционные органы могли найти иностранца по этому адресу. Кто ставит на учет приезжих? Должен ли работодатель проверять и контролировать регистрацию? Если у вас работают иностранцы, вы должны знать ответы на эти вопросы. Цена ошибки – до 500 тыс. руб. за каждого неучтенного иностранного работника.

И ностранные граждане, которые приехали в Россию на работу, обязаны вовремя оформлять документы и подтверждать законность проживания или пребывания на территории нашей страны. Они должны своевременно оплачивать патент, подавать документы для получения разрешения на временное проживание, становиться на миграционный учет и т. д.

Ваш идеальный документ

Скачайте пакет важнейших документов для работы отдела кадров

Закон № 109-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Указ № 156 – Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за обо­ротом нар­котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

Вы должны удостовериться, что все ваши иностранные работники или кандидаты на работу имеют право находиться и трудиться в нашей стране. Если вы являетесь для них принимающей стороной, то должны выполнить обязанности по миграционному учету.

Иностранец может состоять на миграционном учете как по месту проживания, так и по месту работы. Главное требование: адрес постановки на миграционный учет должен совпадать с адресом нахождения иностранного работника.

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в самой полной библиотеке шаблонов журнала «Справочник кадровика». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Временно или постоянно проживающие в России иностранцы должны быть зарегистрированы по месту жительства. При приеме на работу этих сотрудников в числе прочего вы должны проверить их документы о миграционном учете по месту проживания. Кроме того, они же, а также временно пребывающие иностранные граждане должны встать на миграционный учет по месту пребывания. Далее мы будем говорить только об этом виде миграционного учета, поскольку именно с ним связаны ваши дополнительные обязанности.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Понятие «миграционный учет» введено Законом № 109-ФЗ 15 января 2007 г. До этого дня учет иностранцев назывался «регистрацией». Теперь учет делится на регистрацию по месту жительства и миграционный учет по месту пребывания. Но на практике эти понятия используются редко. Отрывная часть уведомления о прибытии подтверждает постановку иностранца на миграционный учет, но в обиходе этот процесс по-прежнему именуют «регистрацией».

В период принятия Закона № 109-ФЗ проходила громкая кампания по облегчению миграционных правил. Государство решило отказаться от сложной разрешительной процедуры регистрации в пользу уведомительной системы постановки на миграционный учет. Планировали сократить бюрократические препоны и ужесточить ответственность за неисполнение требований закона.

Ранее за миграционный учет отвечала ФМС России. С 5 апреля 2016 г. миграционная служба упразднена (Указ № 156). Функции ведомства переданы МВД России. В структуре МВД создано Главное управление по вопросам миграции и его территориальные подразделения.

Неиспользованные отпуска сгорают. Или нет. Вы можете составить график отпусков так, что его не придется переделывать. Все новости и лайфхаки.

Миграционный учет – фиксация и обобщение предусмотренных законом сведений об иностранных гражданах, лицах без гражданства и их перемещениях.

На миграционный учет по месту пребывания иностранцев нужно ставить в двух случаях.

1. Если временно или постоянно проживающий иностранец временно находится вне места жительства. В таком случае он будет состоять на учете и по месту жительства, и по месту пребывания.

Иностранец, у которого есть разрешение на временное проживание, зарегистрирован по месту жительства в Ханты-Мансийске. Его направили на работу в Сургут. И хотя это все тот же субъект РФ (ХМАО) и у иностранца есть регистрация по месту жительства, в Сургуте он должен встать на миграционный учет.

2. Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего. В таком случае он будет состоять на миграционном учете только по месту пребывания.

Временно пребывающий на территории нашей страны на основании патента иностранец не может быть зарегистрирован по месту жительства. Он подлежит миграционному учету по месту пребывания.

Как иностранец подтверждает законное пребывание

Иностранные граждане, которые работают на основании патента, освобождены от необходимости ходить в миграционные органы и ставить в миграционной карте отметки о продлении срока законного пребывания на территории России. Это логично: срок законного пребывания работающего по патенту определяется сроком уплаты фиксированных платежей. А поскольку платят их ежемесячно, в миграционной карте просто не хватило бы места. Срок законного пребывания в России иностранного гражданина зависит от категории, к которой он относится. Если говорить о визовых иностранцах, то это срок действия визы. Миграционная карта – это подтверждение факта въезда-выезда. Законность нахождения на территории страны, цель и срок такого пребывания определяет виза, которая проставлена в паспорте.

Что касается безвизовых иностранцев, закон устанавливает для них 90-дневный срок нахождения на территории страны. 90 дней отсчитываются с момента въезда. После этого, если гражданин продолжает находиться на территории РФ, в миграционной карте необходимо поставить отметку о продлении срока пребывания. Решение о продлении миграционные органы принимают на основании заявления иностранного гражданина, обоснования сроков продления и т. д. После чего ставят в миграционной карте отметку.

Тем, кто работает на основании патента, как мы уже сказали, проходить эту процедуру не нужно. Убедиться в законности пребывания такого иностранца вы можете, только проверив у него наличие самого патента и всех квитанций об уплате фиксированных платежей с момента выдачи патента.

Срок пребывания на территории страны устанавливается в 90 дней не с даты выдачи патента, а с даты въезда (ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Так что, даже если иностранец получил патент в течение этих 90 дней, законность его пребывания по этому документу и квитанциям можно не отслеживать. Но по истечении 90 дней с момента въезда уже должны быть и патент, и квитанции.

Вы обязаны указывать в трудовом договоре с иностранным гражданином определенные сведения, в т. ч. данные о патенте, включая срок его действия.

Как указать срок действия патента, если он определяется квитанциями о фиксированных платежах?

Трудовой договор иностранца нужно постоянно дополнять сведениями об уплаченных платежах.

Рекомендуем включить в текст договора с иностранцем на патенте таблицы:

• для указания реквизитов медицинского полиса, если он не годовой, а с более коротким сроком действия;

• для внесения реквизитов квитанций об уплате фиксированных платежей по патенту.

Справочник кадровика в подарок!

Вы должны контролировать законность пребывания в России иностранного сотрудника, т. е. своевременность уплаты им фиксированных платежей. Что будет в случае просрочки платежа? Если 90 дней с момента въезда иностранца на территорию РФ прошли, он обязан будет покинуть страну.

Безвизовые иностранцы, работающие не по патенту, должны сделать отметки в миграционной карте заранее, а не в последний день законного пребывания.

Принимающая сторона и место пребывания

Смысл миграционного учета – возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки на учет. Живет он там или работает – значения не имеет. Иностранец должен фактически проживать или трудиться у принимающей стороны.

Принимающей стороной могут быть (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ):

  • юридическое лицо;
  • филиал или представительство юридического лица;
  • гражданин РФ;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин и др.
  • жилое помещение, которое не является для него местом жительства;
  • иное помещение или организация, в которых иностранец находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Закон дает возможность ставить на миграционный учет иностранных граж­дан по месту работы. Есть ли у работодателя жилое или нежилое помещение, значения не имеет.

Работодатель берет в аренду участок земли – поле, на котором собирается выращивать капусту. Для обработки участка он нанимает иностранных работников и ежедневно привозит их на полевые работы из соседнего населенного пункта, где они проживают в общежитии. Никаких помещений в поле нет. В лучшем случае бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать.

Работодатель вправе зарегистрировать иностранных работников по их месту пребывания – в поле.

Обязанности работодателя

Главный вопрос: должны ли вы ставить иностранных сотрудников на миграционный учет по месту работы? Безусловной обязанностью это не является. Она появляется, только если ваша компания – принимающая сторона.

Работодатель не является принимающей стороной

Миграционный учет по месту пребывания – ответственность работника.

Вы можете заключить с иностранцем трудовой договор и без выполнения обязанностей по миграционному учету.

Работник зарегистрирован по месту пребывания у родственников. Вы трудо­устриваете его и не ставите на миграционный учет по месту работы.

1. Вы должны удостовериться, что работник состоит на миграционном учете по месту пребывания.

2. Желательно контролировать эту ситуацию и следить, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали регистрацию по месту пребывания.

Закон прямо не предусматривает вашу обязанность проверять наличие или отсутствие такой регистрации.

Однако в трудовых договорах с иностранцами вы должны указывать определенные сведения. Например, о документах, подтверждающих законность их пребывания и работы в России. Поэтому по факту вы проверяете эти документы и указываете их реквизиты:

  • в трудовых договорах;
  • уведомлениях миграционных органов о заключении трудовых договоров с иностранцами;
  • первичной учетной документации по учету труда и его оплаты и др.

Если вы не ставили работника на миграционный учет, то не должны и следить, чтобы он вовремя продлевал срок пребывания. Законом эта обязанность не установлена. Но чтобы не лишиться работника, если он забудет об этой процедуре, лучше его контролировать.

Попробуйте бесплатно, курс повышения квалификации

Организация работы с персоналом

  • Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
  • За прохождение — удостоверение о повышении квалификации
  • Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов
  • Доступны готовые шаблоны документов, которые можно скачать и оставить себе для работы

Безопасные ситуации, когда иностранец стоит на миграционном учете по адресу другого юридического лица, следующие:

1. Работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле. На миграционный учет его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

2. Работник трудится по совместительству, на миграционный учет его поставил основной работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истек, вас должна насторожить печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии.

1. Это может быть купленная регистрация, которая ничего хорошего ни вам, ни иностранному гражданину не сулит.

Незаконный миграционный учет грозит работнику штрафом, а в городах федерального значения и сопредельных областях – административным выдворением и закрытием въезда на пять лет (ст. 18.8 КоАП РФ).

2. Это может быть печать прежнего работодателя. Так ли это – легко проверить: при приеме на работу иностранец предъявит вам трудовую книжку и справку о заработной плате с предыдущего места работы. Если иностранец перешел к вам от другого работодателя и не зарегистрирован по месту пребывания там, где живет, вы становитесь принимающей стороной.

Работодатель – принимающая сторона

Миграционный учет по месту пребывания – ответственность работодателя.

Если у иностранца нет законной принимающей стороны, он обязан встать на учет по прибытии в новое место пребывания. Новая работа иностранца в вашей компании – это его новое место пребывания.

Иностранец должен передать вам документы для постановки на миграционный учет, а вы – требовать их предоставления.

Вы должны в течение семи рабочих дней поставить иностранного работника на учет по месту пребывания. С иностранца ответственность за миграционный учет снимается (письмо ФМС России от 26.03.2013 № КР-1/2/2-3688).

Вы обязаны контролировать период пребывания и продлевать регистрацию, когда истекает срок. Эти же права и обязанности возникают у вас в случае, если у работника истекает регистрация по месту пребывания у другой принимающей стороны и по каким-то причинам иностранец ее не продлил. У него остается место пребывания – ваша компания.

Вы не должны нарушать срок постановки иностранца на миграционный учет по месту работы – семь рабочих дней.

Нельзя допускать, чтобы он пребывал на территории РФ по окончании периода постановки на миграционный учет (временного пребывания). Если законных оснований для продления срока пребывания в РФ нет, иностранец обязан выехать до его истечения.

Когда работодатель – принимающая сторона

Место постановки на миграционный учет – это помещение (жилое или нежилое), организация (в т. ч. обособленное подразделение). Принимающая сторона – это место, где иностранец либо проживает, либо работает.

Работодатель, заключивший трудовой или граж­данский договор с иностранным работником, обязан содействовать его регистрации по месту пребывания. То есть осуществлять миграционный учет.

Если у работника истекает регистрация по месту проживания, функция миграционного учета переходит к вам. Вы должны поставить своего сотрудника на миграционный учет по месту работы.

Если иностранец не зарегистрирован в жилом помещении по месту проживания, эту обязанность выполняете вы.

Когда к вам приходит трудоустраиваться иностранный гражданин, вы должны проверить, есть ли принимающая сторона. Это может быть граж­данин, предоставивший жилое помещение. Проверить подлинность информации, проживает иностранец по этому адресу или нет, вы не можете.

Когда в отрывной части уведомления о прибытии указана организация, не всегда бывает понятно, общежитие это, гостиница или предыдущий работодатель. Но столь глубокий анализ ситуации и не входит в ваши обязанности.

А если регистрация фиктивная? Конечно, вас не привлекут к ответственности за нарушение миграционного учета, потому что вы в нем не участвовали. Но если есть хоть какие-то сомнения в регистрации, поставьте иностранца на учет по месту пребывания в своей компании.

Ответственность работодателя

Ответственность за нарушение правил постановки на миграционный учет установлена ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ:

Санкции применяются по каждому нарушению, допущенному в отношении отдельных работников (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).

Если вы нарушили правила постановки на миграционный учет по месту пребывания трех иностранцев, проверяющие составят три протокола и три постановления о наложении административного наказания. Сумма штрафов может достигнуть 1,5 млн руб.

В судебной практике есть примеры, когда работодатели успешно обжаловали привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

УФМС по Ростовской области привлекло ООО «Леруа Мерлен Восток» к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФМС от 08.07.2015 по делу № 6114/116874.

Суд первой инстанции удовлетворить требования отказался. Арбитражный апелляционный суд это решение отменил и признал незаконным постановление по делу об административном правонарушении. Ведомство обратилось в Верховный Суд РФ и просило оставить в силе постановление об административном наказании.

В ходе проверки инспектор УФМС сделал вывод, что Общество нарушило правила миграционного учета – не уведомило отделение миграционной службы в установленный законом срок о прибытии в место пребывания гражданина Украины. Тем самым Общество нарушило требования ст. 2, 20, 22 Закона № 109-ФЗ, пп. 20, 21, 22 Правил осуществления миграционного учета иностранных граж­дан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Инспектор составил протокол об административном правонарушении и вынес оспариваемое постановление об административном штрафе в размере 400 000 руб. Суд установил, что Общество не является принимающей стороной для иностранного гражданина. Доказательства вины Общества в совершении административного правонарушения отсутствуют. Как и сам состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Для привлечения к административной ответственности необходимо установить и доказать наличие у лица статуса принимающей стороны. УФМС полагало, что принимающей стороной является Общество.

Копия миграционной карты иностранного гражданина подтверждает:

1. Гражданин Украины Р., 23.05.1993 г. р., прибыл 06.04.2014 в РФ в г. Ростов-на-Дону.

2. 18.07.2014 поставлен на учет по месту пребывания по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, 30/24. Принимающая сторона – гражданка В.

При приеме на работу Р. подтвердил, что проживает по указанному адресу у своей тети В. В период с 05.10.2014 по 23.05.2015 срок пребывания иностранного гражданина продлен не был. Впоследствии Р. продлевал срок пребывания, что подтверждается отрывной частью уведомления о прибытии иностранного граж­данина в место пребывания. На документе есть отметка органа миграционного учета, поставлена отметка и в миграционной карте Р.

УФМС настаивало, что принимающей стороной является Общество, поскольку был допущен перерыв в регистрации. В период с 05.10.2014 по 23.05.2015 работодатель должен был принять меры для регистрации иностранного гражданина по месту работы. Суд с этим не согласился и признал, что принимающая сторона – гражданка В., а не Общество. При этом с 06.04.2014 по дату рассмотрения дела в суде место пребывания иностранца Р. и принимающей стороны В., у которой он фактически проживает, не изменились. За пределы РФ Р. не выезжал, место пребывания не покидал. Оснований для смены принимающей стороны нет (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.04.2016 № Ф08-1756/2016 по делу № А53-19447/2015, постановление Верховного Суда РФ от 29.06.2016 № 308-АД16-6709 по делу № А53-19447/2015).

Срок постановки на учет

Общий срок постановки на миграционный учет – семь рабочих дней с момента прибытия в место пребывания. В течение этого периода встают на учет, например, временно пребывающие в РФ граждане Азербайджана, Молдовы и Узбекистана. Для граждан отдельных государств срок увеличен международными соглашениями.

Миграционный учёт иностранных работников – обязанность работодателя?

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания – штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

Об ответственности работодателя за нарушения в миграционной сфере читайте в статье «Нарушения миграционного законодательства»

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Подробнее о сроках пребывания без постановки на миграционный учёт читайте в статье «Срок пребывания без постановки на миграционный учёт».

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу, в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора, при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок – 7 рабочих дней – следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое – принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона):

— гражданин Российской Федерации,

— постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

— юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

— федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

— дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

— международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт – возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится – не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае – это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания – не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321, однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие — документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь – будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

— учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

— одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

— приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

— копия паспорта ген. директора (почти всегда);

— доверенность на представителя;

— приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

— копия паспорта представителя (редко);

— правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это – приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны – юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

— заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

— заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

— паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

— миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

— все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

— отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

— уведомление о заключении трудового договора.

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя – это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле – тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях — штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа – и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи – сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет – не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Статья опубликована в Журнале «Справочник кадровика» №9, 2016 и №10, 2016.