Содержание статьи:

Единоличный исполнительный орган

Оглавление

Единоличный исполнительный орган – орган юридического лица (генеральный директор, директор, президент и т.д.), который уполномочен приобретать гражданские права и принимать гражданские обязанности организации.

Комментарий

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ).

У любого юридического лица должен быть руководящий орган – лицо (группа лиц), которое осуществляет оперативную деятельность, контроль и организацию деятельности юридического лица. Именно руководящий орган приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности организации.

Руководящий орган юридического лица может быть единоличным (когда решение принимает одно лицо) или коллегиальным (решение принимается группой лиц).

Особенности руководящего единоличного органа юридического лица определяются нормами законодательства, в зависимости от выбранной организационно-правовой формы организации.

Так, для обществ с ограниченной ответственностью Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает правила:

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества (п. 4 ст. 32) .

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников (ст. 40).

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества(ст. 40).

Единоличный исполнительный орган общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества (ст. 40).

Образование единоличного исполнительного органа ООО

По общему правилу, в компетенцию общего собрания участников общества входит образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним (п. 4 ст. 33). Решение по этим вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37).

Уставом общества решение указанных вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 4 ст. 33).

Передача полномочий единоличного исполнительного органа ООО управляющему

По общему правилу, в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо (ст. 40 Закона). В то же время, ст. 42 закона предусматривает, что общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. В этом случае, функцию единоличного исполнительного органа выполняет управляющий, которым может выступать иная организация или индивидуальный предприниматель.

До 1 июля 2009 года, было установлено правило, что передача полномочий управляющему возможно, только если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. С указанной даты, это требование было отменено (Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

Для акционерных обществ Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает правила:

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров (п. 1 ст. 69).

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) (п. 1 ст. 69).

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 69).

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества (п. 2 ст. 69).

Образование единоличного исполнительного органа АО

По общему правилу к компетенции общего собрания акционеров относится образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий (пп. 8 п. 1 ст. 48). Решение общего собрания акционеров по этому вопросу принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49).

Уставом общества решение этих вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 49)

Передача полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 1 ст. 69).

Сведения об органах управления в ЕГРЮЛ (едином государственном реестре юридических лиц)

Сведения об органах управления указываются в ЕГРЮЛ. Соответственно, изменение руководителя организации должно быть соответствующим образом зарегистрировано. Так, ст. 5 федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в числе сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, указывает:

— адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

— фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

Трудовые отношения с руководителем

Особенность трудовых отношений с руководителем организации регулируется главой 43 ТК РФ.

Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с нормативными актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).

Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации установлены статьей 278 ТК РФ:

1) в связи с отстранением от должности руководителя организации — должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

В то же время, для руководителя устанавливается дополнительная гарантия. Так, в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279 ТК РФ).

В случае расторжения трудового договора с руководителем организации (а также его заместителями и главным бухгалтером) в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника (ст. 181 ТК РФ).

Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц (ст. 280 ТК РФ)*.

* для других работников этот срок установлен в 2 недели (ст. 80 ТК РФ).

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 января 2009 г. N Ф08-8138/2008 В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре. При смене единоличного исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр в силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 14 января 2009 г. N Ф08-8138/2008
(извлечение)

ООО «ПЕНОПЛЭКС Юг» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Таганрогу Ростовской области (далее — налоговая инспекция) с требованиями:

— признать незаконным решение налоговой инспекции от 14.03.2008 N 647 об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы общества и обязании налоговой инспекции зарегистрировать новые редакции устава и учредительного договора общества, полученные инспекцией 06.03.2008;

— признать незаконным решение налоговой инспекции от 14.03.2008 N 648 об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и обязании инспекции внести изменения в ЕГРЮЛ на основании заявления по форме Р14001 , полученного налоговой инспекцией 06.03.2008.

Решением от 30.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2008, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что решения налоговой инспекции об отказе во внесении изменений в ЕГРЮЛ не основаны на нормах законодательства. Заявление и документы на внесение соответствующих изменений в реестр поданы от имени общества полномочным лицом.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Ответчик указывает, что заявление и документы на регистрацию изменений в ЕГРЮЛ поданы в налоговую инспекцию Протосеня Г.А. — лицом, сведения о котором в ЕГРЮЛ отсутствовали. По смыслу положений статей 5 , 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» такое лицо не является полномочным на совершение названных действий от имени общества.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 02.05.2007 общество и ООО «Управляющая компания «ПЕНОПЛЭКС Холдинг»» заключили договор передачи полномочий исполнительного органа общества, согласно которому общество передало ООО «УК «ПЕНОПЛЭКС Холдинг»» закрепленные законодательством и уставом общества полномочия единоличного исполнительного органа.

6 марта 2008 г. общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями по форме Р13001 — о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и по форме Р14001 — о внесении изменений в ЕГРЮЛ в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Заявления от имени общества подписаны Протосеня Г.А. и нотариально удостоверены. К заявлениям приложены решение от 15.08.2003 N 3 и решение от 19.07.2006 об избрании Протосеня Г.А. генеральным директором ООО «УК «ПЕНОПЛЭКС Холдинг»». Аналогичные сведения содержатся в выписке из ЕГРЮЛ (по состоянию на 12.03.2008), согласно которой Протосеня Г.А. является генеральным директором ООО «УК «ПЕНОПЛЭКС Холдинг»».

19 октября 2007 г. на внеочередном общем собрании участников общества приняты решения о внесении изменений в учредительные документы общества, увеличении уставного капитала, принятии нового участника в общество (протокол от 19.10.2007; т. 1, л. д. 100). В связи с принятием решений Протосеня Г.А. обратился в налоговую инспекцию с заявлениями по форме Р13001 и Р14001 .

Решениями от 14.03.2008 N 647 и от 14.03.2008 N 648 налоговая инспекция отказала обществу в государственной регистрации изменений в его учредительные документы и внесении соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

Считая отказ налоговой инспекции в регистрации изменений незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре. При смене единоличного исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр в силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.

При рассмотрении спора суды обоснованно отметили, что в случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе юридического лица новые сведения всегда отличаются от данных государственного реестра, а само обращение юридического лица в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие.

Пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации к числу заявителей относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.

Рассмотрение вопросов избрания единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочном прекращении его полномочий согласно пункту 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Поэтому с момента прекращения органом управления обществом полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).

Как установили суды, согласно договору от 02.05.2007 общество в лице председателя общего собрания участников общества передало полномочия единоличного исполнительного органа обществу «УК «ПЕНОПЛЭКС Холдинг». С этого момента прекращены полномочия ранее действовавшего исполнительного органа общества и утвержден его новый исполнительный орган. Прежний единоличный исполнительный орган в соответствии с нормами гражданского законодательства утратил право совершать юридически значимые действия от имени общества. Право на подписание заявлений по форме N Р14001 и N Р13001 приобрел руководитель вновь утвержденного единоличного исполнительного органа общества — Протосеня Г.А., который и обратился в налоговый орган с заявлениями о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений.

Поскольку отказ уполномоченного органа внести изменения в ЕГРЮЛ не основан на нормах действующего законодательства, суды правомерно признали решения налоговой инспекции от 14.03.2008 N 647, 648 незаконными.

В силу изложенного основания для отмены решения и постановления апелляционной инстанции по доводам заявителя жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274 , 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 по делу N А53-6213/2008-С1-21 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган (Е.и.о.) — лицо, единолично осуществляющее функции органа управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетного ее высшему органу управления и осуществляющего текущее руководство деятельностью соответствующей организации. Правовое регулирование образования и деятельности единоличного исполнительного органа общества осуществляется ГК РФ, федеральными законами об отдельных видах юридических лиц и другими правовыми актами РФ.

В российской практике наиболее употребительные названия для единоличного исполнительного органа — Генеральный директор, Президент, Директор, Председатель правления и др.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом и внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. В качестве единоличного исполнительного органа в обществе с ограниченной ответственностью может выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда функции единоличного исполнительного органа по договору передаются управляющему, которым может быть юридическое лицо. Этот вариант часто употребляется в холдинговых компаниях для управления дочерними обществами. Часто одна компания может управлять несколькими дочерними обществами.

Единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.

В некоммерческих организациях единоличный исполнительный орган тоже осуществляет текущее, повседневное руководство организацией и подотчетен высшему органу управления (ст. 30 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Конкретные полномочия единоличного исполнительного органа в некоммерческих организациях устанавливаются специальными законами об отдельных видах таких организаций и в учредительных документах.

Единоличный исполнительный орган обязан готовить и осуществлять решения общего собрания, оперативно решать конкретные организационные, финансовые и хозяйственные вопросы. Срок полномочий и деятельности единоличного исполнительного органа общее собрание участников общества определяет самостоятельно и отражает в Уставе общества. Наиболее частым представляется срок полномочий исполнительного органа в пределах от двух до трех лет.

Между обществом и единоличным исполнительным органом (генеральным директором) заключается трудовой договор. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

Понятие трудового договора определено в ст. 56, а требования к его содержанию — в ст. 57 ТК РФ. Указанный трудовой договор заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, т.е. является срочным. Поэтому при его заключении необходимо учитывать положения ст. 58, 59 ТК РФ. Особенности регулирования труда руководителя организации установлены ст. 273-280 ТК РФ.

Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по следующим основаниям:

  • в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора;
  • по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Полномочия единоличного исполнительного органа общества:

В Законе определены полномочия единоличного исполнительного органа общества (п. 3 ст. 40). Но перечень его полномочий изложен не как исчерпывающий, а как частично фиксированный, и позволяющий устанавливать объем полномочий такого органа с учетом задач и специфики деятельности конкретного общества.

  • без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Функции единоличного исполнительного органа общества:

Деятельность единоличного исполнительного органа включает в себя представление интересов общества в государственных органах, в суде, в отношениях с партнерами, с кредитными и другими организациями, а также в подписываемых им платежных и иных исходящих от общества документах.

Единоличный исполнительный орган заключает договоры и совершает иные сделки, открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами общества в пределах своей компетенции.

Единоличный исполнительный орган обеспечивает подготовку и представляет совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию участников годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли между участниками, информирует о текущей финансовой и хозяйственной деятельности, организует выполнение решений общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета).

Он руководит персоналом общества, утверждает организационную структуру и штатное расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы и органы государственной статистики.

Одно из прав единоличного исполнительного органа — выдача им доверенностей на право представительства от имени общества. Это бывает необходимо в случае невозможности самому органу выполнить непосредственно те или иные полномочия ( см. ст. 182-189 ГК РФ.)

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа устанавливается:

  • уставом общества, где должны содержаться основные положения;
  • внутренними документами общества, которые можно назвать организационно-функциональными (например, положением о генеральном директоре, регламентом общего собрания участников общества, положением о совете директоров (наблюдательном совете), правилами принятия решений в обществе, в том числе единоличным исполнительным органом, положением о персонале общества, положением о порядке сбора, обработки и использования информации в обществе и др.);
  • договором между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа (трудовым договором).

Единоличный исполнительный орган юридического лица: понятие и функции

Статьи по теме

Обычно единоличный исполнительный орган организации – это ее директор. Однако возможны и другие варианты. Читайте материал о том, какие функции исполняет такой орган и кто может выступать в его качестве.

Единоличный исполнительный орган организации – это основной орган ее управления. Под ним подразумевают, как правило, генерального директора компании. Он осуществляет руководящие функции и представляет интересы компании без доверенности.

Деятельность данной структуры управления регулируют разные нормы закона, в зависимости от типа организации. Так, если речь идет об обществе с ограниченной ответственностью, нормы о единоличном исполнительном органе – это статья 40 закона об ООО. А в законе об АО деятельность такого органа регламентирует статья 69. Чтобы определить функции и круг полномочий руководителя организации, нужно ознакомиться с нормами закона, который распространяется на данный тип юридического лица.

Тем не менее, в ключевых моментах нормы разных законов сходятся. Единоличный исполнительный орган общества – это должностное лицо. У него есть полномочия:

  • действовать от имени организации на основании ее устава, без доверенности;
  • управлять обществом в его интересах, совершать сделки;
  • осуществлять правоспособность организации в рамках, которые установили в уставе.

О единоличном исполнительном органе юридического лица говорится в уставе

Устав как основной корпоративный документ определяет, какие функции относятся к компетенции единоличного исполнительного органа юридического лица, а какие – к компетенции общего собрания. При этом перед созданием новой организации устав необходимо разработать в соответствии с требованиями законодательства. Положения устава, которые противоречат нормам закона, будут ничтожными. Например, если по закону об ООО или АО только общее собрание вправе принимать определенные решения, в уставе нельзя эти функции возложить на единоличный исполнительный орган.

Также в уставе закрепляют правила, как назначить нового руководителя. Этот вопрос можно отнести к компетенции общего собрания, совета директоров или наблюдательного совета. Помимо единоличного исполнительного органа общество может учредить также коллегиальный орган. Например, это может быть совет директоров. В него включат высшее руководство компании. В уставе пропишут задачи и полномочия. Нередко директор компании вправе выполнять определенные действия только с согласия коллегиального органа.

Единоличным исполнительным органом общества может быть другая компания или ИП

Единоличный исполнительный орган юридического лица – это физическое лицо. Например:

  • от имени ООО или АО действует директор, также это верно для унитарных предприятий (ст. 21 закона об унитарных предприятиях);
  • от имени кооператива такие задачи выполняет председатель кооператива (п. 5 ст. 17 закона о производственных кооперативах, ст. 26 закона о сельскохозяйственной кооперации, п. 3 ст. 44 закона о жилищных накопительных кооперативах);
  • от имени кредитного кооператива действует председатель совета или правления потребительского общества (ст. 26 закона о кредитных потребительских кооперативах).

Однако в ряде случаев функции единоличного исполнительного органа передают управляющей организации или управляющему. Например, арбитражный управляющий получает по решению суда полномочия руководителя в случае банкротства организации. А управляющая компания может взять на себя функции единоличного исполнительного органа юридического лица в рамках развития одного холдинга, по решению акционеров и на основании договора.

Кроме того, руководящие функции в ООО могут возложить на исполнительного директора или вице-президента, если это допускает устав (п. 4 ст. 40 закона об ООО). А также передать полномочия единоличного исполнительного органа ИП. В таком случае с предпринимателем составят договор.

А вот что касается самих ИП, единоличный исполнительный орган – это категория, которую к предпринимателям не применяют:

  1. Назначение такого органа – действовать от имени и в интересах компании. ИП сам по себе действует от своего имени и в своих интересах.
  2. ИП не может принять сам себя на работу и заключить с собой трудовой договор, как это необходимо делать, когда организация назначает нового руководителя.

Название единоличного исполнительного органа может не быть упомянуто в законе

Обычно название единоличного исполнительного органа – это «генеральный директор» или «директор». Однако в документах компании может фигурировать другое наименование должности, например, «президент». В законе, который регулирует деятельность организаций данного типа, может не присутствовать такого наименования. Тогда полномочия руководителя необходимо четко прописать в учредительных документах. Для подтверждения его полномочий предоставляют выписки из устава и ЕГРЮЛ (подп. «л» п. 1 ст. 5 закона о государственной регистрации юридических лиц). В частности, это может понадобиться при заключении договоров.

Тем не менее, удобнее, если наименование единоличного исполнительного органа организации – это одно из названий, которые прямо перечислили в законе. Чем меньше расхождений с текстом закона, тем ниже риск разногласий и споров.

Относится ли каждый из членов единоличного исполнительного органа, состоящего из нескольких лиц, к одной группе лиц с обществом на основании пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции?

Относится ли каждый из членов единоличного исполнительного органа, состоящего из нескольких лиц, к одной группе лиц с обществом на основании пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции?

Еще с 2015 года в ГК появились нормы, позволяющие предоставлять сразу нескольким совместно действующим лицам полномочия единоличного исполнительного органа общества (далее также – «ЕИО»), а также позволяющие образовывать несколько единоличных исполнительных органов, действующих независимо (п. 1 ст. 53 и п. 3 ст.65.3 ГК РФ).

Помимо чисто технических сложностей реализации данных норм, о которых уже высказывались в иных блогах, обращает на себя внимание также и практическая проблема применения такой структуры, а именно: вопрос отнесения членов такого единоличного исполнительного органа к группе лиц с самим обществом.

Пока что в пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции не были внесены правки в связи с возможностью участия нескольких лиц в единоличном исполнительном органе общества, и группой лиц по-прежнему признается «юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо».

В таком случае остаются открытыми вопросы: если единоличный исполнительный орган общества состоит из нескольких лиц, то:

— относится ли каждое из таких лиц к одной группе обществом?

— или может быть единоличный исполнительный орган только во всем своем составе относится к ней?

— относятся ли к одной группе лиц по пп. 2 и 8 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции общества, в каждом из которых единоличный исполнительный орган состоит из нескольких лиц, и только одно из таких лиц совпадает?

Ниже предлагаю проанализировать данную проблему.

Критерии отнесения лиц к одной группе

Как отмечается в доктрине, «Не перечисляя всех признаков группы лиц…в основе принадлежности нескольких самостоятельных лиц к одной группе лежит прямой или косвенный контроль одного лица над остальными лицами в группе».[1]

Понятие контроля можно вывести из п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53″О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве». В таком случае под контролем можно понимать наличие у лица фактической возможности давать обществу обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия.

Отличительной чертой контроля единоличного исполнительного органа от контроля иных органов юридического лица является в первую очередь его право самостоятельно (не считая случаев необходимости одобрения сделок) представлять общество в отношениях с третьими лицами, право заключать сделки без доверенности.[2]

Следовательно, основным критерием, по которому законодатель отнес единоличный исполнительный орган юридического лица к одной группе с таким лицом, является контроль, выражающийся в возможности генерального директора самостоятельно определить действия общества посредством, например, заключения сделки от имени такого общества.

Отнесение нескольких независимых ЕИО к одной группе с обществом

Представляется, что когда каждый из единоличных исполнительных органов общества действует независимо и вправе самостоятельно от иных директоров заключать от имени общества сделки, то каждый из самостоятельных единоличных исполнительных органов входит в группу лиц с обществом по пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Действительно, в таком случае каждый из членов ЕИО может давать обществу обязательные указания, и единственным отличием от стандартной ситуации с одним генеральным директором в обществе является количество лиц, которые на правах генерального директора могут независимо выступать от имени общества.

Отнесение нескольких совместно действующих ЕИО к одной группе с обществом

Так же ли однозначна ситуация, если единоличный исполнительный орган состоит из нескольких лиц, действующих исключительно совместно и не имеющих право действовать по отдельности?

Проблему можно изобразить на схеме: будут ли Общество «А» и Общество «Б» находиться в одной группе по пп. 2 и 8 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, несмотря на то, что единоличный исполнительный орган у них, по сути, разный?

С одной стороны, может показаться, что для целей установления критерия контроля ЕИО над обществом, выражающегося в праве ЕИО определять действия общества, права совместной подписи директоров недостаточно.

Однако по такой логике получится, что вообще ни одно лицо по пп.2 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции не относится в одну группу с обществом, как если бы у лица вообще не было единоличного исполнительного органа (что невозможно).

Более того, даже если у каждого отдельного директора при такой структуре и нет права единолично заключить сделку, то у него по крайней мере точно есть право воспрепятствовать ее заключению и определить действия общества таким «негативным» образом.

В более поздних публикациях по данному вопросу также обращается внимание на то, что заключение сделки без подписи хотя бы одного из совместно действующих директоров невозможно.[3]

Из указанного следует, что каждый из совместно действующих директоров также несет на себе функцию, непосредственно определяющую его как единоличный исполнительный орган юридического лица.

В таком случае получается, что на Схеме 1 выше:

— ЕИО 1 и ЕИО 2 относятся в одну группу с Обществом «А» на основании пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции;

— ЕИО 1 и ЕИО 3 относятся в одну группу с Обществом «Б» на основании пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции;

— Общество «А» и Общество «Б» относятся в одну группу между собой на основании пп. 8 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Отнесение обществ к одной группе при совпадении только 1 из 3 ЕИО

Рассмотрим следующий вопрос: будут ли группу лиц образовывать Общество «А» и Общество «Б», имеющие одного совпадающего члена ЕИО 1, в случае если два любых ЕИО имеют право действовать от имени общества совместно? (практики по данному вопросу пока не нашлось, но даже если предположить, что содержание п. 1 ст. 53 и п. 3 ст.65.3 ГК РФ не предусматривает такой структуры ЕИО, в которой достаточно бы было действовать совместно двум из трех директоров, вопрос остается актуальным для целей установления группы лиц с иностранными юридическими лицами из юрисдикций, где такая структура допустима, например, в Швейцарии).

С одной стороны, в данном случае получается, что:

— ни один из ЕИО 1-5 не вправе самостоятельно действовать от имени общества; и

— ни один из ЕИО 1-5 не вправе самостоятельно заблокировать подписание сделки.

— ЕИО каждого из обществ совпадает лишь на 33,3%.

Однако полагаю, для данной ситуации все еще остается применимым аргумент о том, что сложно представить себе ситуацию, при которой ни одно лицо вообще не относится к группе общества по пп.2 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции (т.е. не является единоличным исполнительным органом).

Кроме того, получается, что:

— действуя совместно ЕИО 1 и ЕИО 2 определяют действия Общества «А» (а значит, получается, в ряде случаев совместно все же входят в группу лиц с ним); и

— действуя совместно ЕИО 1 и ЕИО 3 определяют действия Общества «Б» (а значит, получается, в ряде случаев совместно все же входят в группу лиц с ним).

А значит, невозможна ситуация, при которой в ряде случаев лицо входит в группу лиц с другим лицом, а в других случаях – не входит. Группа лиц это стабильное понятие: лица либо входят в одну группу, либо не входят. Иное попросту не позволяло бы фиксировать лиц, входящих в одну группу и раскрывать их для целей, например, ст. 93 Закона об акционерных обществах.

В таком случае получается, что и Общество «А», и Общество «Б» при структуре ЕИО как на Схеме 2 тоже входят в одну группу лиц по пп.8 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

По крайней мере, если в отношении ситуации, изображенной на Схеме 1 факт отнесения каждого из членов ЕИО к одной группе лиц с обществом кажется хорошо понятным и логичным, то никаких иных критериев ст. 9 Закона о защите конкуренции в текущей редакции для отнесения ЕИО к одной группе лиц с обществом не устанавливает.

В целом, могло бы оказаться интересным рассмотреть возможность применения по аналогии пп. 4 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, позволяющих относить общества к одной группе в случае более чем 50% совпадения состава коллегиальных органов. Однако такой подход кажется неоправданным хотя бы по двум причинам:

  1. закон прямо проводит различие между ЕИО и коллегиальным исполнительным органом, а также советом директоров. ЕИО, состоящий из нескольких лиц, не становится в результате такой структуры правлением (обратное означало бы абсурдную ситуацию отсутствия в обществе ЕИО в принципе).
  2. такой подход противоречил бы пп. 8 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, если все же исходить из того, что каждый из членов ЕИО общества относится к одной группе с ним.

Судебная практика по вопросу установления группы лиц по пп.2 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции с обществами, чей ЕИО состоит из нескольких лиц

Поскольку ситуация с наличием нескольких лиц в структуре ЕИО до сих пор в России не очень распространена, то богатой судебной практики по этому вопросу еще не могло сложиться.

Однако суды уже рассмотрели несколько интересных дел по данному вопросу применительно к иностранным лицам, и пока можно констатировать, что суды также склонны относить к одной группе с обществом каждого из членов его единоличного исполнительного органа вне зависимости от его совместных / отдельных полномочий.

Так, в деле № А40-37924/10-83-374, дошедшем в свое время до ВАС, одна группа лиц была установлена в том числе по основанию пп. 3, 4 п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции в редакции от 05.04.2010[4], то есть по идентичным рассматриваемым в настоящей статье основаниям, в отношении кипрских компаний, у которых совпадало по одному директору. В данном деле с учетом фактических обстоятельств суд презюмировал, что каждый из директоров имел право действовать самостоятельно.

Имеется также и более свежая практика, уже даже дошедшая до ВС, в разработке которой удалось поучаствовать вместе с коллегами из ККП, в которой суд установил группу лиц между компаниями, у которых совпадал лишь один из двух и даже трех ЕИО, обладающих правом совместной подписи (дело № А29-12725/16).

Обобщая, можно констатировать, что судебная практика складывается в сторону отнесения каждого из лиц, входящих в состав единоличного исполнительного органа, к одной группе с самим обществом, вне зависимости от совместных или же отдельных полномочий директоров. Однако, с учетом возможной в будущем распространенности структурирования ЕИО таким образом на законодательном уровне можно бы было рассмотреть возможность внесения прямых соответствующих поправок в ст. 9 Закона о защите конкуренции с тем, чтобы совсем не оставлять сомнений участникам коммерческого оборота.

[1] Настольная книга руководителя организации: правовые основы / отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Юстицинформ, 2015. 506 с.

[2] Отдельные вопросы статуса руководителя акционерного общества и его гражданско-правовой ответственности в акционерных обществах по законодательству Франции (Чеховская С.А.) («Юридический мир», 2011, N 3), а также Постановление ФАС МО от 26 января 2011 г. N КГ-А40/17537-10.

[3] Принцип «двух ключей»: преимущества и недостатки (Шабанов А.) («ЭЖ-Юрист», 2016, N 41)

[4] «1. Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

4) хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа»