Тема 13. Федеральное Собрание – парламент РФ, его палаты

2. Содержание основных полномочий палат Федерального Собрания Российской Федерации

Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума — политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Следует иметь в виду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции);

б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции;

в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России;

д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

е) отрешение Президента России от должности в порядке, предусмотренном Конституцией (ст. 93);

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие верхняя палата парламента Российской Федерации осуществляет по представлению Президента России (ст. 83 п. “е” Конституции);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России (также по представлению Президента России).

По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления. При этом постановления Совета Федерации по целому ряду вопросов (утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации, принятии решения о введении военного или чрезвычайного положения и др.) носят нормативный характер.

Решения Совета Федерации принимаются простым большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Конституцией) открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может проводиться с использованием электронной системы подсчета голосов либо без нее: бюллетенями или путем опроса. Для тайного голосования могут также использоваться бюллетени или электронная система.

К числу полномочий Государственной Думы Конституция (ст. 103) относит:

а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ по представлению Президента России;

г) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

д) объявление амнистии, т. е. акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замене этим лицам назначенного судом наказания более мягким наказанием;

е) выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.

По всем этим вопросам Государственная Дума принимает постановления, ряд из которых также может иметь нормативный характер. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

По поводу принимаемых Государственной Думой решений в отношении назначения Председателя Правительства России и деятельности этого Правительства (ст. 103, п. “а” и “з” Конституции), установлены специальные правила регулирования противоречий между нижней палатой парламента и Президентом России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 109) Государственная Дума может быть распущена Президентом России в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент России назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Кроме того, Президент России может распустить Государственную Думу в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству.

Государственная Дума не может быть распущена по последнему основанию в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена и с момента выдвижения ею обвинения против Президента России до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента России.

Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом, поэтому нет оснований говорить о возможности роспуска парламента Российской Федерации в целом. Это еще раз подтверждает постоянно действующий характер деятельности Федерального Собрания.

Палаты парламента образуют комитеты.

Комитеты Совета Федерации и Государственной Думы образуются на срок полномочий каждой палаты. Сущность и порядок деятельности каждого комитета определяются содержанием полномочий соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов утверждается большинством голосов депутатов палаты. При этом соблюдается следующее правило: комитет Совета Федерации не может состоять менее чем из 10 депутатов; численность комитета Государственной Думы может устанавливаться в пределах от 12 до 35 депутатов этой палаты.

Кроме того, каждая из палат Федерального Собрания вправе создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или какой-либо конкретной задачей.

Каждая из палат парламента вправе проводить парламентские слушания. Такие слушания проводятся по инициативе руководящих органов палат, их комитетов; в Совете Федерации, кроме того, группы членов этой палаты (не менее 10 человек), а в Государственной Думе — депутатских объединений. Организуются слушания комитетами (комиссиями) палаты по вопросам своего ведения.

Статья 102 Конституции РФ

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации*(20);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации*(21);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Комментарий к Статье 102 Конституции РФ

1. А. Предусмотренное п. «а» полномочие Совета Федерации корреспондирует норме ч. 3 ст. 67 Конституции, согласно которой границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Необходимость утверждения Советом Федерации таких изменений обусловлена тем, что они могут затронуть интересы и самой Федерации, и других ее субъектов, требуется согласование этих интересов.

Границы между субъектами РФ — это не государственные, а административные границы. Они исключают создание пограничного контроля и таможенного режима. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Порядок изменения административных границ между субъектами РФ отличается от порядка изменения Государственной границы РФ, в том числе и в тех случаях, когда субъект РФ граничит с другим государством. Границы между субъектами РФ изменяются с их взаимного согласия (см. комментарий к ч. 3 ст. 67). На практике границы между субъектами РФ изменялись обычно в связи с передачей некоторых населенных пунктов из одного субъекта РФ в другой (между Владимирской и Ивановской, Вологодской и Костромской областями и др.), иногда передавались районы (например, передача Сокольского района из Ивановской в Нижегородскую область). Такие изменения чаще всего обусловлены экономическими связями территорий, характером путей сообщения, созданием удобства для населения в связи с тяготением граждан к определенным центрам и т.д. Многие из таких изменений были связаны с пожеланиями граждан определенных поселений. До передачи поселений проводились референдумы среди населения, как это предусматривает законодательство РФ, относящееся к муниципальными образованиям.

В соответствии со ст. 145 Регламента Совета Федерации при рассмотрении вопроса об изменении границ между субъектами РФ в Совет Федерации представляются: соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов, обоснование изменения границ, согласованное субъектами РФ, и карта местности. Эти документы направляются Председателем Совета Федерации в Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике для подготовки заключения. Оно рассматривается на заседании Совета Федерации, который большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает постановление об утверждении новых границ. Однако остается неурегулированным в правовом отношении вопрос: как быть, если Совет Федерации не согласится с мнением субъектов РФ и не утвердит их соглашение об изменении границы.

Б. Статья 102 Конституции, устанавливая предметы ведения Совета Федерации, относит к ним утверждение указа Президента РФ о введении военного положения. Таким образом, данное полномочие относится к исключительному ведению Совета Федерации. Президент в случае агрессии против Российской Федерации, непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях. Конституционной обязанностью Президента является незамедлительное сообщение об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Если сообщение в Государственную Думу носит уведомительный характер, то Совет Федерации утверждает введение военного положения Президентом.

Вопрос об утверждении указа о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа. В случае если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее указанного срока. Решение об утверждении указа Президента о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

В случае если данный указ Совет Федерации не утвердил, такое решение также оформляется постановлением Совета Федерации. Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении такого положения.

В. Введение чрезвычайного положения — временная мера, применяемая исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Целью введения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для него. Полномочие по его введению принадлежит Президенту с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Сообщение в Государственную Думу носит в основном уведомительный характер. Совет Федерации, согласно Конституции, утверждает указ Президента о введении чрезвычайного положения. Порядок такого утверждения установлен Законом о ЧП.

После объявления указа Президента о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации в максимально возможно короткие сроки без специального вызова обязаны прибыть к месту заседания. Вопрос об утверждении такого указа Президента рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа, рассматривает вопрос о его утверждении и принимает соответствующее постановление. Рассматривая этот вопрос, Совет Федерации проверяет обоснованность принятия указа о чрезвычайном положении.

Если Совет Федерации не принял такой указ, то последний утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем оповещается население. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории, не может превышать 30 суток, а вводимого в отдельных местностях — 60 суток.

При введении чрезвычайного положения Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Г. Комментируемый пункт устанавливает возможность использования Вооруженных Сил РФ за пределами страны. Порядок такого использования регулируется Федеральным законом от 23.06.1995 N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

Вооруженные Силы используются за пределами страны в операциях по поддержанию мира и в других случаях, предусмотренных Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН, региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений РФ, либо на основании двусторонних или многосторонних международных договоров и не являющихся согласно Уставу ООН принудительными действиями, т.е. миротворческая деятельность; а также в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил по решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии.

Следует подчеркнуть, что Российская Федерация как суверенное государство самостоятельно и с учетом ее обязательств по Уставу ООН и международным договорам определяет в каждом случае целесообразность участия в миротворческой деятельности. В состав участников миротворческих операций включаются как военный, так и гражданский персонал. Действие указанного Федерального закона не распространяется на порядок использования Вооруженных Сил РФ при осуществлении неотъемлемого права России на индивидуальную или коллективную самооборону для отражения вооруженного нападения в соответствии со ст. 51 Устава ООН.

Решение о направлении за пределы территории РФ военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом, который определяет их район действия, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены, а также устанавливает в соответствии с законодательством дополнительные гарантии и компенсации указанным военнослужащим и членам их семей. Решение о направлении за пределы территории РФ на добровольной основе гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности принимается Правительством РФ. Все эти решения принимаются на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ. Данное постановление принимается Советом Федерации на основании п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции.

Президентом, согласно закону, принимается решение об отзыве указанных воинских формирований, если в связи с изменением международной военно-политической обстановки дальнейшее их участие в миротворческой деятельности становится нецелесообразным. О принятом решении Президент информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В Определении КС РФ от 04.12.1995 N 115-О рассмотрено соотношение конституционных положений, сформулированных в п. «г» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ст. 106 Конституции. Заявитель полагал, что если Совет Федерации дал согласие на ратификацию международного договора, предусматривающего возможность использования Вооруженных Сил за пределами территории России, то тем самым он использовал свое полномочие, предусмотренное п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции. Конституционный Суд пришел к выводу, что рассмотрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона о ратификации любого международного договора, в том числе о применении Вооруженных Сил, является обязательным вне зависимости от того, было или не было принято предварительное постановление Советом Федерации об использовании Вооруженных Сил за пределами страны.

Д. В соответствии со ст. 5 Закона о выборах Президента РФ проведение выборов Президента в сроки, установленные Конституцией, является обязательным. Решение о назначении выборов должно быть принято Советом Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента в установленный законом срок, выборы назначаются и проводятся ЦИК РФ. В случае прекращения исполнения Президентом своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения обязанностей Президентом. Решение Совета Федерации о досрочных выборах публикуется в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Такая практика имела место в 2000 г., когда в связи с отставкой Президента РФ Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. на 26 марта 2000 г. были назначены досрочные президентские выборы.

Е. Порядок отрешения Президента от должности детально регулируется ст. 93 Конституции. Окончательное решение принимается 2/3 голосов от конституционного числа членов Совета Федерации. Оно должно быть принято в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. Совет Федерации в России такие дела не рассматривал. В 1999 г. ни один пункт обвинения в отношении Президента Б.Н. Ельцина не был принят Государственной Думой, и, следовательно, дело не поступило в Совет Федерации.

Ж. Порядок назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ регулируется ст. 173-178 Регламента Совета Федерации. Кандидатуры для назначения на эти должности (а также на должности судей от России в состав Экономического Суда СНГ) представляет Совету Федерации Президент либо по его поручению полномочный представитель Президента в Совете Федерации (на практике используется последний способ). Этот вопрос рассматривается Советом Федерации в 14-дневный срок со дня получения представления Президента. Кандидатуры на указанные должности предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, который готовит заключение по каждой кандидатуре. Кандидаты могут быть приглашены на заседание Комитета, но это не обязательно. На пленарном заседании Совета Федерации заслушиваются заключения Комитета по правовым и судебным вопросам, происходит обсуждение. Каждая кандидатура, представленная Президентом, независимо от заключения Комитета по ней, включается в бюллетень для тайного голосования. Назначенным считается лицо, получившее при тайном голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Назначение оформляется постановлением Совета Федерации. При отклонении кандидатуры (кандидатур) Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из членов Совета Федерации или поручает их проведение Председателю Совета Федерации.

Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, в отличие от судей других высших судов приводится к присяге Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке. Судья Конституционного Суда произносит присягу, положив руку на Конституцию (текст присяги установлен Законом о Конституционном Суде РФ), и подписывает соответствующий текст с указанием даты. Назначенным членам других высших судов Председатель Совета Федерации вручает копию постановления Совета Федерации о назначении.

З. Кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ представляет Совету Федерации Президент или по его поручению полномочный представитель Президента в Совете Федерации (на практике используется последний способ). Совет Федерации должен рассмотреть кандидатуру в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления. Кандидатура предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, а также в Комитете по обороне и безопасности. Решение о назначении Генерального прокурора принимается на заседаниях Совета Федерации тайным голосованием. Генеральный прокурор считается назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа членов палаты. Если такое большинство не получено, кандидатура считается отклоненной. И тот, и другой результат оформляется постановлением Совета Федерации. Если положительное решение не принято, Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру на должность Генерального прокурора. Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора рассматривается Советом Федерации по предложению Президента, предложение предварительно обсуждается в названных выше комитетах. Они готовят свои заключения к заседанию Совета Федерации. Для решения вопроса необходимо при тайном голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации (см. комментарий к ст. 129).

Практика назначения и освобождения Генерального прокурора от должности разнообразна. Иногда Совет Федерации принимал решение не с первого раза. Уволить Генерального прокурора Президент не вправе, но в 1999 г. приостанавливал его полномочия (см. комментарий к ст. 129). В соответствии с Законом о прокуратуре Совет Федерации также назначает и освобождает от должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора. Используется аналогичный порядок (ст. 186 Регламента Совета Федерации).

И. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы (с 2007 г.) назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента сроком на шесть лет. Президент представляет кандидатуры Совету Федерации не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующих заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов. Заключения по кандидатурам дает комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой. При досрочном освобождении заместителя Председателя Счетной палаты Президент представляет кандидатуры на эти должности в двухнедельный срок, вакантная должность аудитора должна быть замещена в двухмесячный срок. В случае отклонения Президент вносит новую кандидатуру, при этом он вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести новую.

Заместителем Председателя Счетной палаты и аудиторами могут быть назначены граждане РФ, не имеющие иностранного гражданства либо вида на жительство на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики и финансов. В пределах 1/4 от общего числа аудиторов Счетной палаты допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля.

Постановление о назначении принимается Советом Федерации тайным голосованием большинством голосов от общего числа его членов. Заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

2. Постановления Совета Федерации, принятые по вопросам его ведения, оформляются подписью Председателя Совета Федерации или его заместителя. В отличие от законов, одобренных Советом Федерации, его постановления не требуют подписи Президента.

3. Принятие постановлений Совета Федерации большинством голосов от общего (т.е. того состава, который предусмотрен Конституцией, независимо от реальной укомплектованности палаты) числа его членов отражает обычную практику принятия важных решений многими коллегиальными органами. В таком порядке принимаются большинство решений Совета Федерации. В то же время допускается иной порядок принятия решений Советом Федерации, если это предусматривает Конституция. Например, решение об отрешении Президента от должности принимается 2/3 голосов (ст. 93 Конституции), а федеральные конституционные законы нуждаются в одобрении большинством голосов не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Некоторые процедурные вопросы могут решаться большинством присутствующих членов Совета Федерации.

Полномочия совета федерации рф статья 102

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Полномочия совета федерации рф статья 102

Статья 102. К ведению Совета Федерации относятся
[Конституция] [Глава 5] [Статья 102]

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1 комментарий к записи “Статья 102 Конституция РФ . К ведению Совета Федерации относятся”

1. В статье 102 Конституции определены вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации. Вместе с тем их перечень, содержащийся в этой статье, не является исчерпывающим. В Конституции предусмотрены и иные полномочия Совета Федерации. К ним, в частности, относятся такие полномочия, как: принимать свой регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (статья 101), одобрять федеральные законы, принятые Государственной Думой (статья 105), и некоторые другие.

2. Во-первых, Совет Федерации утверждает решение об изменении границ между субъектами РФ. Это решение согласно части 3 статьи 67 Конституции должно быть принято с согласия субъектов Российской Федерации, которых затрагивает это изменение. Во-вторых, Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или угрозы агрессии. В-третьих, Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, что допустимо в том случае, если это соответствует Конституции Российской Федерации, международным договорам РФ и федеральным законам. В-четвертых, Совет Федерации производит назначение выборов Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 10 января 2003 г. 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и выносит решение об отрешении Президента РФ от должности согласно порядку, установленному статьей 93 Конституции. В-пятых, Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

3. Кроме того, согласно статье 64 Регламента Совета Федерации Совет Федерации принимает постановления по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации (назначение руководителей комитетов палаты, обеспечение деятельности членов Совета Федерации и т.п.). Совет Федерации может принять постановление в целом, принять проект постановления за основу, рассмотреть его в двух чтениях, отклонить или отложить обсуждение.

Статья 102. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации*(20);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации*(21);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.