Ст2512 коап рф

Перечень вопросов, отражающих содержание требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки

(Приложение № 21 к приказу Минтруда № 655 от 10.11.2017г)

О нашей компании

Компания ООО «Aм-Стандарт» занимается проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), производственного контроля на предприятиях различного направления деятельности, лабораторными исследованиями как для предприятий, так и для частных лиц. Наши специалисты накопили большой опыт во всех направлениях проводимой деятельности, и мы гарантируем своим клиентам оперативность, безупречное качество работы и гибкие цены.
Мы решим Ваши задачи на самом высоком уровне!

В соответствии с ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда.

СОУТ — единая система последовательных мероприятий, которые направлены на определение вредности или опасности производственной среды либо трудового процесса и оценка степени их воздействия на организм работников предприятия. Задачами проведения специальная оценка условий труда являются практически те же, что и при аттестации рабочих мест. Другими словами СОУТ пришел на смену аттестации, только в более собранном и структурированном виде, позволяющим наиболее объективно и точно оценить условия труда работников. В случае выявления нарушений условий труда, руководствуясь заключение оценки могут предписываться одно или несколько мероприятий:

Разработка плана по улучшению условий труда;
Обеспечение работника в случае необходимости средствами ИЗ и КЗ;
Предоставление сотрудникам льгот;
Назначение дополнительных страховых взносов;
Компенсация сотруднику нанесенного вреда здоровью.
Данные мероприятия направлены на улучшение условий труда сотрудников предприятия и гарантируют соблюдение прав рабочего персонала.

Производственный контроль

Все юридические лица обязаны проводить производственный контроль с целью соблюдения соответствия санитарных норм на производстве требованиям государственных органов контроля. Также его проводят для того, чтобы улучшить условия труда работников в случае их несоблюдения. К основным объектам, на которых должен проводится производственный контроль, относятся следующие:

Помещения, на территории которых проводятся производственные работы, а также находятся сотрудники предприятия.
Рабочие места, оборудование, станки и транспортные средства, используемые в процессе осуществления работы.
Санитарные зоны.
Технологии выполнения различных производственных операций

Лабораторные исследования

Исследования, проводимые лабораторией по заявкам частных лиц либо предприятий с целью обследования жилища, дома, офиса. Для изучения негативных факторов, влияющих на полноценную жизнедеятельность человека, проводятся следующие лабораторные исследования:

Исследования воздуха рабочей зоны
Измерение инфразвука и ультразвука
Измерение уровня вибрации
Замеры уровня шума
Измерение электромагнитного излучения
Измерение уровня освещенности
Измерение микроклимата
Контроль радиочастотного диапазона и др.

Консалтинг по охране труда

Предоставление профессиональных консультаций, информационной, юридической и методической поддержки по вопросам охраны труда и социально-трудовых отношений.

Инструктаж по охране труда

Порядок обучения правилам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.
Инструктаж по технике безопасности проходит каждый работник, принимаемый на работу.

Аутсорсинг охраны труда

Разработка с нуля системы охраны труда на предприятии и ее дальнейший контроль;

Составление или исправление документации по охране труда для предприятия с учетом его специфики;
Обучение сотрудников правилам охраны труда и регулярная проверка их знаний;
Проведение инструктажей;
Ведение документации по охране труда или ее контроль, разработка годовых планов, ведение журналов;
Организация проведения СОУТ (аттестация рабочих мест);
Взаимодействие с контролирующими органами; расследование несчастных случаев, оформление необходимых документов;
Организация медицинских осмотров для сотрудников предприятия; определение опасных факторов производства с помощью инструментальных методов;
Создание и обучение службы по охране труда, назначение ответственных работников; консультации по вопросам охраны труда, оповещения об изменениях в законодательстве;
Подготовка документов для Фонда социального страхования, помощь в возмещении страховых взносов до 20%;
Помощь при проведении СОУТ и прохождений плановых и внеплановых инспекционных проверок.
Перечень необходимых услуг определяется компанией с учетом численности персонала, специфики деятельности, степени развитости системы охраны труда на предприятии и ряда других факторов.

Расчет индивидуальных профессиональных рисков

Важнейшей задачей в охране труда является повышение достоверности оценки условий труда на рабочем месте.

Одним из методов оценки может быть расчёт профессиональных рисков и разработка на его основе соответствующих мероприятий по снижению их воздействия на организм человека.

Переход в Российской Федерации на систему управления охраной труда, основанной на расчёте риска, возможен и актуален, поскольку её эффективность многократно доказана на практике, а для внедрения имеется богатый опыт исследований в области санитарной гигиены и безопасности жизнедеятельности.

Оценку профессиональных рисков осуществляют в целях обоснования управленческих решений, влияющих на экономическую эффективность организации, её конкурентноспособность на рынке и устойчивое развитие.

Оценить полученные данные можно исходя из следующих уровней профессионального риска:

  • 1 уровень — (работа в прежнем режиме с устранением отдельных факторов, способствующих повышению риска) – допустимый уровень ИПР;
  • 2 уровень — (требуется усилить работу службы охраны труда по устранению факторов риска или смягчению их влияния) – нежелательный уровень ИПР;
  • 3 уровень — (необходима модернизация производства, усовершенствование отдельных технологических операций, смена управленческой парадигмы) – недопустимый уровень ИПР.

Возможны иные градации, учитывающие особенности производства.

Расчёт индивидуального профессионального риска внутри одного подразделения и производственного риска в целом для организации представляет значительный интерес, поскольку позволяет сравнить не только величины риска лиц, занимающих одну должность, но и величины риска для лиц разных должностей внутри организации, подразделения друг с другом, определить уровень производственного риска организации.

Расчёт индивидуального производственного риска осуществляется поэтапно:

  1. Анализ и адаптация методики для конкретной организации
  2. Определение целей и задач для данной организации (зачем нужна работа по оценке рисков?)
  3. Подготовка аналитического и раздаточного материала (анкеты, опросные листы и т.п. в зависимости от методики)
  4. Анализ статистической информации по производственному травматизму и заболеваемости
  5. Анализ информации по кадрам
  6. Индивидуальная работа с каждым сотрудником организации по набору данных для расчётов
  7. Статистическая обработка полученных данных
  8. Подготовка по каждому сотруднику карты индивидуального производственного риска (или иного документа, предусмотренного методикой)
  9. Расчёт производственного риска
  10. Подготовка и утверждение отчёта.
Этапы сотрудничества
Оставить заявку
Методика проведения СОУТ:

Определение вредных и опасных для здоровья факторов на рабочем месте сотрудника и в производственном помещении в целом. В зависимости от уровня опасности данных факторов возможны различные меры по снижению или предотвращения их воздействия;

Измерение активности вредных факторов;

Установка соответствующего класса по уровню вредности и опасности для каждого рабочего места;

Составление заключения о проведенной специальной оценки условий труда

* Срок действия материалов по специальной оценке — 5 лет с момента ее проведения.

Стоимость проведения СОУТ
Цена зависит:
  • От количества рабочих мест
  • От категории рабочего места
  • От аналогичности по штатному
    расписанию
  • Ценовая политика

Наши цены ниже, чем у большинства конкурентов.

У нас работают только сертифицированные эксперты с опытом работы свыше 10 лет;

При необходимости срочного проведения работ, мы выполним спецоценку с подготовкой полного пакета документов максимально быстро.

Современная испытательная лаборатория и собственная приборная база

Все офисные помещения ООО «Ам-Стандарт» находятся в собственности компании.

Документы, оформляемые по результатам специальной оценки условий труда

Сведения об
организации,
осуществляющей
специальную оценку
условий труда

Перечень
рабочих мест,
на которых
проводилась
специальная
оценка

Карты
специальной
оценки

Протоколы
эффективности средств
индивидуальной
защиты (СИЗ)

Сводная ведомость
результатов
специальной
оценки

Перечень
рекомендуемых
мероприятий по
улучшению условий
труда

Протоколы
исследований и
измерений
потенциально
вредных и (или)
опасных факторов

Сведения об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда

Перечень рабочих мест, на которых проводилась

Карты специальной оценки

Протоколы эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ)

Сводная ведомость результатов специальной оценки

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда

Протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов

Ваша выгода
Штрафы за
отсутствие СОУТ

За отсутствие специальной оценки условий труда предусмотрены штрафы (согласно статья 5.27.1 КоАП): От 60 000 до 80 000 рублей для юр.лиц, а также от 5 000 до 10 000 для должностных лиц.

Страховые тарифы

Тарифы в пенсионный фонд устанавливаются на основании результатов проведенной Специальной оценки условий труда, так как в зависимости от класса условий труда присваивается страховой тариф, и если при оптимальных и допустимых условиях он будет равен 0%, то при классе 4 это будет уже 8%.

Выгода работодателям

У каждого работодателя есть возможность уменьшить расходы и профинансировать проведение спецоценки за счет страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Административная ответственность (предусмотрена за нарушения, не повлекшие за собой последствия в виде причинения тяжкого вреда работнику(ов) или его (их) смерти).

Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

Нарушения государственных нормативных требований ОТ (за исключением тех видов нарушений, которые будут указаны ниже) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юрлиц – от 50 до 80 тыс. рублей.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.

Допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ , допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ , без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, в случае медицинских противопоказаний, без наличия психиатрических освидетельствований влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.

За необеспечение работников СИЗ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юрлица – от 130 до 150 тыс. рублей.

Нарушения государственных нормативных требований ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностное лицо от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию сроком от 1 года до 3-х лет , на ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Также повышается ответственность работодателя в отношении своевременной передачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда. В соответствии с изменениями в статью 19.5 КоАП РФ , для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х , для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

2. Уголовная ответственность (предусмотрена за нарушения, повлекшие причинение тяжкого вреда работнику(ов) или в случае смерти работника(ов))

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Подписанный с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, договор избавит организацию от штрафов и прочих санкций в случае проверки государственными надзорными органами. Правильно проведенная специальная оценка условий труда, не только избавит работодателя от санкций со стороны государства, но ещё и позволит создать комфортные и безопасные условия труда для работников.

Спецоценка рабочих мест в 2019 году: правила, изменения

Статьи по теме

Все работодатели обязаны провести специальную оценку условий труда в 2019 году. В противном случае нарушителей ждет штраф от 60 000 до 80 000 руб. Такой порядок установлен частью 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. В статье расскажем о нюансах проведения СОУТ, порядке ее проведения и стоимости, а также последние новости по спецоценке.

Что такое спецоценка рабочих мест

Спецоценка рабочих мест или сокращенно «СОУТ» представляет собой комплекс последовательно проводимых мероприятий, целью которых являются выявление вредных и/или опасных условий трудового процесса и оценка уровня воздействия отклонений от норм на работника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Работодатель должен тратить на охрану труда сотрудников не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции, выполнения работ, оказания услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий содержится в приказе Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н и включает в себя также и проведение СОУТ.

По результатам проведения спецоценки рабочих мест комиссия устанавливает класс/подкласс условий труда.

В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ разрешается снизить класс (подкласс) условий труда работников более чем на одну ступень. Для компаний, осуществляющих отдельные виды деятельности, улучшение условий труда может производиться согласно установленным отраслевым особенностям.

Обратите внимание, что СОУТ должна проводиться не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Отсчет срока проведения СОУТ осуществляется с даты утверждения отчета о проведении оценки.

Кто проверяет условия труда

Требования к компании, проводящей СОУТ, установлены ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Так, в уставных документах проверяющих «проведение СОУТ» должно быть указано в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности. Помимо этого, необходимо, чтобы в штате компании было:

  • не менее 5 экспертов с сертификатом, предоставляющим право на оказание услуг по оценке условий труда
  • не менее 1 эксперта с высшим образованием по одной из специальностей: санитарно-гигиенические лабораторные исследования / общая гигиена / гигиена труда

В проверяющей компании должна быть аккредитованная испытательная лаборатория. При этом аккредитация — «по проведению испытаний и измерений вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса». Проверяющая компания вправе привлекать сторонние испытательные лаборатории. Это не противоречит законодательству РФ (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Реестр организаций, которые по мнению Минтруда России, вправе заниматься проведением СОУТ опубликован на сайте ведомства: akot.rosmintrud.ru

Кто обязан проводить спецоценку рабочих мест в 2019 году

В соответствии со ст. 212 ТК РФ каждый работодатель, включая субъекты малого предпринимательства, должен проводить оценку условия рабочих мест. В некоторых случаях законодательство предусматривает обязательное проведение СОУТ вне плана (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • ввод новых рабочих мест
  • получение предписания от федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства РФ
  • смена производственного оборудования или внесение новшеств в технологический процесс, которые могут изменить уровень воздействия вредных и/или опасных условий на здоровье работника
  • применение новых материалов, сырья, способных воздействовать на уровень влияния вредных и/или опасных условий на работника
  • ввод новых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые могут поменять показатель воздействия вредных и/или опасных условий на сотрудника
  • несчастный случай на производстве за исключением случая, возникшего по вине третьих лиц
  • профессиональное заболевание сотрудника, причиной которому стало воздействие вредных и/или опасных производственных факторов
  • инициатива профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой оценки рабочих мест

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ работодатель должен провести спецоценку условий труда:

  • в течение 12 месяцев со дня, когда:
  • изменился технологический процесс
  • появились новые рабочие места
  • было заменено производственное оборудование
  • в течение 6 месяцев со дня, когда:
  • получено предписание от контролирующего ведомства
  • поменялся состав применяемых материалов, сырья
  • изменились средства индивидуальной и коллективной защиты
  • несчастного случая на производстве
  • поступило предложение от профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой СОУТ

Изменения в спецоценке в 2019 году

В 2019 году необходимо учитывать поправки, внесенные Федеральным законом от 19.07.2018 № 208.

Статью 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1. При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.».

Абзац первый пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2011, N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст. 4359; N 45, ст. 6208; 2016, N 18, ст. 2508; N 26, ст. 3865) после слов «нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований» дополнить словами «по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований», после слов «(далее — обязательные требования),» дополнить словами «а также правилами по охране труда,».

Часть 1 статьи 4.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2016, N 18, ст. 2508) после слов «нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований» дополнить словами «по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований», после слов «(далее в настоящей статье — обязательные требования),» дополнить словами «а также правилами по охране труда,».

В пункте 5 части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 1, ст. 28) слова «безопасных условий труда,» исключить.

В части 7 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2016, N 18, ст. 2512) слова «могут быть использованы» заменить словами «могут использоваться».

Кто вправе не проводить спецоценку

Внеплановую спецоценку не нужно проводить, если:

  • изменилось ФИО — у работодателя-ИП
  • в результате реорганизации поменялась организационно-правовая форма работодателя-юридического лица
  • поменялось наименование рабочего места (при этом такое нововведение не привело к основаниям для проведения внеплановой проверки условий рабочих мест)

Работодатель должен провести оценку всех рабочих мест за исключением проверки условий труда дистанционных работников и надомников. Не проводится СОУТ также в отношении работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в налоговой инспекции в качестве индивидуальных предпринимателей.

Пошаговые правила проведения спецоценки и документы

Шаг 1. Составление и утверждение состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Руководитель компании должен утвердить состав комиссии по проведению СОУТ и порядок ее деятельности. Число членов комиссии не должно быть четным. Более того, в составе комиссии в обязательном порядке должен быть специалист по охране труда (п. 1-2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Как правило, главой комиссии генеральный директор компании назначает самого себя (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг 2. Определение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ

Перечень рабочих мест, которые подлежат проверке на наличие вредных и/или опасных условий труда, устанавливает комиссия. При наличии аналогичных рабочих мест СОУТ проводится только в отношении 20% из них, но не менее двух (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). К остальным рабочим местам применяются результаты, полученные при проверке 20% мест от общего числа.

При этом под аналогичными рабочими местами следует понимать такие рабочие места, где работники:

  • выполняют одинаковые трудовые обязанности (одинаковая должность, специальность, должность) в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных идентичными или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, освещения и отопления
  • трудятся в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием идентичного производственного оборудования, инструментов, сырья и материалов
  • обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты

Шаг 3. Утверждение графика проведения СОУТ

При составлении графика проведения спецоценки необходимо учитывать:

  • СОУТ проводится в отношении каждого рабочего мечта не реже 1 раза в 5 лет (такой порядок распространяется и на офисные помещения). Основание — п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
  • если работодатель ранее не проводил СОУТ, то крайний срок проверить рабочие места на наличие вредных и/или опасных факторов на работника и степень их влияния – не позднее 31 декабря 2018 года (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)

Следует отметить, что закон не запрещает проводить СОУТ рабочих мест поэтапно за исключением рабочих мест, на которых:

  • по результатам ранее проведенной оценки были установлены вредные и/или опасные условия труда
  • должность (специальность) сотрудников предоставляют им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
  • полагаются компенсации и гарантии за работу с вредными и/или опасными условиями труда

Однако по мнению Минтруда России, аттестацию рабочих мест необходимо проводить без разделения на этапы (Письмо Минтруда России от 8.12.2014 № 15-1/В-1829). За отсутствие результатов СОУТ Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, в том числе штраф:

  • до 10 000 руб. – для ИП и должностных лиц
  • до 80 000 руб. – для компаний

Шаг 4. Заключение договора со специализированной компанией на проведение СОУТ

Во избежание сотрудничества с мошенниками следует воспользоваться реестром компании и экспертов, указанных на сайте Минтруда России: akot.rosmintrud.ru

Шаг 5. Предоставление проверяющей компании и экспертам необходимых сведений и документов

Шаг 6. Выявление вредных и/или опасных производственных факторов и оценка их уровня

Шаг 7. Отражение результатов СОУТ в отчете и утверждение отчета

Результат проведенной СОУТ должен быть указан в отчете и подписан всеми членами комиссии, включая ее председателя (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). В случае несогласия какого-либо специалиста комиссии с итогом проверки рабочих мест, необходимо, чтобы он изложил свое мнение в письменной форме и приложил его к отчету.

Шаг 8. Уведомление компании, проводящей СОУТ, об утверждении отчета с результатами оценки рабочих мест

В течение трех рабочих дней с момента подписания отчета о проведении СОУТ работодатель должен уведомить об этом компанию, с которой заключил договор о проведении оценки рабочих мест, а также отправить ее копию утвержденного отчета (п. 5.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Факт уведомления должен быть подтвержден.

Шаг. 9 Отправка декларации в контролирующий орган

При отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов работодатель должен уведомить трудовую инспекцию по месту своего нахождения. Такой порядок предусмотрен п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Бланк и порядок подачи декларации утверждены Минтрудом России (Приказ от 07.02.2014 № 80н).

Срок подачи декларации — не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7.02.2014 № 80н).

Шаг 10. Ознакомление работников с результатами СОУТ

Работники компании должны быть ознакомлены с результатами СОУТ не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета (п. 5. ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг. 11 Размещение результатов СОУТ на сайте

Такое требование указано в п. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Шаг 12. Уведомление ФСС России о результатах СОУТ

Данные отражаются в форме 4-ФСС. Бланк утвержден Приказом ФСС России от 26.09.2016 № 381).

Шаг 13. Применение результатов СОУТ

Когда условия труда признаны комиссией вредными или опасными, то в отчет добавляют перечень мероприятий, которые работодатель должен выполнить (приобрести средства индивидуальной защиты и др.).

Работодатель должен внести изменения в трудовые договора с работниками, а в соглашении указать новые условия труда, гарантии за вредные или опасные условия. Дата вступления в силу доп. соглашения к трудовому договору – дата утверждения отчета с результатами СОУТ.

За работу во вредных и опасных условиях труда сотруднику полагаются доплаты, сокращенное рабочее время в зависимости от класса/подкласса условий труда, дополнительные отпуска (ст. 92, 117 и 147 ТК РФ). Работникам, выполняющим свои трудовые обязанности во вредных или опасных условиях труда, независимо от того какой класс и степень им установлен, необходимо выплачивать повышенную заработную плату. Минимальный размер повышения выплат составляет 4% от обычного оклада или тарифной ставки (ч.1 и 2 ст. 147 ТК РФ). Более того, при вредных условиях труда (3-я или 4-я степени) или опасных, работникам полагается сокращенная продолжительность рабочего времени (см. таблицу).

Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991), постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908; № 36, ст. 4903; № 50, ст. 7070; № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506) приказываю:

Утвердить Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда согласно приложению.

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 21 апреля 2017 г. № 377н

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

I. Общие положения

1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда (далее соответственно — Служба, государственная функция, Административный регламент) определяет порядок осуществления Службой и ее территориальными органами — государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (далее — территориальные органы Службы) мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) при исполнении государственной функции.

Наименование государственной функции

2. Наименование государственной функции — государственная функция по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.

Наименование федерального органа исполнительной власти,

исполняющего государственную функцию

3. Государственная функция исполняется непосредственно Службой и ее территориальными органами.

Непосредственная реализация государственной функции возложена на должностных лиц Службы или ее территориальных органов, уполномоченных на проведение государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — должностное лицо).

4. В соответствии с положениями статей 2 и 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2011, № 30, ст. 4590; 2012, № 26, ст. 3446; 2014, № 11, ст. 1092; № 26, ст. 3366; № 42, ст. 5615; 2015, № 18, ст. 2614; № 29, ст. 4372; № 45, ст. 6207; 2016, № 27, ст. 4210) Служба и ее территориальные органы при исполнении государственной функции привлекают экспертов, экспертные организации в целях оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или их действий (бездействия) требованиям законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, а также анализа соблюдения указанных требований, проведения мониторинга эффективности исполнения государственной функции, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих

исполнение государственной функции

5. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 15, ст. 1698);

Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2017, № 1, ст. 46);

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2017, № 11, ст. 1535);

Уголовным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2017, № 11, ст. 1542);

Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2016, № 52, ст. 7487);

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2017, № 11, ст. 1542);

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2014, № 26, ст. 3366; 2015, № 29, ст. 4342; 2016, № 18, ст. 2512) (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ);

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2017, № 9, ст. 1276);

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2017, № 15, ст. 2139);

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2010, № 27, ст. 3410; № 31, ст. 4196; 2013, № 19, ст. 2307; № 27, ст. 3474; 2014, № 48, ст. 6638; 2015, № 45, ст. 6206);

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, 4196; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6974; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, 4243; 2016, № 27, ст. 4164; 2017, № 9, ст. 1276);

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 2017, № 11, ст. 1539);

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2338);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2901; 2007, № 37, ст. 4455; 2008, № 46, ст. 5337; 2009, № 1, ст. 146; № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; 2010, № 26, ст. 3350; 2011, № 14, ст. 1935; 2012, № 1, ст. 171; № 15, ст. 1790; № 26, ст. 3529; 2013, № 33, ст. 4385; № 45, ст. 5822; 2014, № 26, ст. 3577; № 32, ст. 4499; 2015, № 2, ст. 491; № 16, ст. 2384; 2016, № 2, ст. 325; № 28, ст. 4741);

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 4, ст. 305; № 47, ст. 4933; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852; № 14, ст. 1413; 2009, № 12, ст. 1429; № 25, ст. 3060; № 41, ст. 4790; № 49, ст. 5970; 2010, № 22, ст. 2776; № 40, ст. 5072; 2011, № 34, ст. 4986; № 35, ст. 5092; 2012, № 37, ст. 4996; № 38, ст. 5102; 2015, № 2, ст. 461; № 6, ст. 965; № 15, ст. 2281);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 31, ст. 3233; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852; № 14, ст. 1413; № 46, ст. 5337; 2009, № 12, ст. 1443; № 19, ст. 2346; № 25, ст. 3060; № 47, ст. 5675; № 49, ст. 5970; 2010, № 9, ст. 964; № 22, ст. 2776; № 40, ст. 5072; 2011, № 15, ст. 2131; № 34, ст. 4986; № 35, ст. 5092; 2012, № 37, ст. 4996; № 38, ст. 5102; № 53, ст. 7958; 2013, № 13, ст. 1575; 2015, № 6, ст. 965; № 12, ст. 1758; № 15, ст. 2281; № 30, ст. 4604; № 36, ст. 5037; 2017, № 8, ст. 1254; № 9, ст. 1357);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 37, ст. 4995; 2015, № 30, ст. 4586; № 48, ст. 6773; 2017, № 9, ст. 1361);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 30, ст. 3823; 2010, № 16, ст. 1928; № 44, ст. 5692; 2012, № 1, ст. 171; № 37, ст. 5002; 2013, № 5, ст. 386; № 8, ст. 826; № 26, ст. 3338; № 31, ст. 4214; № 33, ст. 4391; 2014, № 51, ст. 7466; 2016, № 14, ст. 2001; 2017, № 11, ст. 1577);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 29, ст. 4142);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3706; 2012, № 2, ст. 301; № 53, ст. 7958; 2015, № 49, ст. 6964; 2016, № 1, ст. 234; № 30, ст. 4928; № 35, ст. 5326; № 38, ст. 5542);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908; № 36, ст. 4903; № 50, ст. 7070; № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3780; 2016, № 33, ст. 5196);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 28, ст. 4057);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 19, ст. 2825; 2016, № 51, ст. 7406);

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный № 13915) с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2010 г., регистрационный № 17702), от 30 сентября 2011 г. № 532 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2011 г., регистрационный № 22264) и от 30 сентября 2016 г. № 620 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2016 г., регистрационный № 44118) (далее — приказ Минэкономразвития России № 141);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2010 г., регистрационный № 17648) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. № 794н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2010 г., регистрационный № 18605), от 30 июня 2011 г. № 644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2011 г., регистрационный № 21489), от 22 ноября 2011 г. № 1379н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2011 г., регистрационный № 22690), приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284), от 15 июня 2015 г. № 373н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2015 г., регистрационный № 37940) и от 14 ноября 2016 г. № 640н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2016 г., регистрационный № 44893);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2014 г., регистрационный № 34545) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный № 45539);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31467) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 июля 2016 г. № 379н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный № 43146);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный № 31689) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2015 г. № 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный № 35927), от 7 сентября 2015 г. № 602н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2015 г., регистрационный № 39785) и от 14 ноября 2016 г. № 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный № 45539) (далее — приказ Минтруда России № 33н);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2014 г., регистрационный № 32387) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный № 45539);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 декабря 2015 г., регистрационный № 39989) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный № 45539) и от 5 декабря 2016 г. № 710н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный № 44666);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный № 36128) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный № 45539);

приказом Федеральной службы по труду и занятости от 2 сентября 2015 г. № 238 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2015 г., регистрационный № 39027);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный № 38115);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2015 г., регистрационный № 38897).

Предмет государственной функции

6. Предметом государственной функции является соблюдение работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.

Права и обязанности должностных лиц Службы

и ее территориальных органов при осуществлении

7. Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами Службы и ее территориальных органов в отношении:

а) юридических лиц либо физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступивших в трудовые отношения с гражданами (далее — работодатели);

б) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, вступивших в трудовые отношения с работодателями, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (далее — работники);

в) организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.

8. Должностные лица Службы и ее территориальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственной функции имеют право:

а) при исполнении служебных обязанностей беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;

б) запрашивать у работодателей и их представителей, а также организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для исполнения государственной функции;

в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

г) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

д) предъявлять организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;

е) составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. В соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона № 294-ФЗ при исполнении государственной функции должностные лица Службы и ее территориальных органов обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых исполняется государственная функция;

в) не препятствовать работодателю или его представителю, руководителю организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителю присутствовать при проведении проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету государственной функции;

г) предоставлять работодателю или его представителю, руководителю организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителю, присутствующим при проведении проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, информацию и документы, относящиеся к предмету государственной функции;

д) знакомить работодателя или его представителя, руководителя организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителя с документами, информацией и иными сведениями, перечисленными в подпунктах «а» — «г» пункта 48 Административного регламента и полученными посредством межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами исполнения государственной функции;

е) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов работников, работодателей и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда;

ж) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

з) соблюдать сроки исполнения государственной функции, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ;

и) осуществлять запись об исполнении государственной функции в журнале учета проверок по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России № 141 (при наличии журнала у работодателя или в организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда);

к) при исполнении государственной функции истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию от иных государственных органов в соответствии с требованиями подпунктов «а» — «г» пункта 48 Административного регламента;

л) проводить проверку на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Службы или распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы о проведении проверки в соответствии с ее назначением;

м) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа руководителя (заместителя руководителя) Службы или распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы о проведении проверки и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;

н) не требовать от работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

о) перед началом проведения выездной проверки по просьбе работодателя или его представителя, руководителя организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителя ознакомить их с положениями Административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка.

10. При исполнении государственной функции должностные лица Службы и ее территориальных органов не имеют права:

а) проверять выполнение требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, если такие требования не относятся к полномочиям Службы и ее территориальных органов;

б) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не относятся к предмету государственной функции, а также изымать оригиналы таких документов;

в) распространять информацию, полученную в результате исполнения государственной функции и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) превышать установленные сроки исполнения государственной функции;

д) осуществлять выдачу работодателям и организациям, осуществляющим проведение специальной оценки условий труда, предписаний или предложений об исполнении государственной функции за их счет;

е) требовать предоставления от работодателей и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, документов, информации и иных сведений, предоставляемых посредством межведомственного информационного взаимодействия и указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 48 Административного регламента.

ж) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

з) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

и) требовать от работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

к) требовать от работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Служба и ее территориальные органы после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется

11. Работодатель или его представитель, руководитель организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представитель при исполнении государственной функции имеют право:

а) непосредственно присутствовать при исполнении государственной функции, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету государственной функции;

б) получать от должностных лиц Службы и ее территориальных органов информацию, которая относится к предмету государственной функции и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

в) знакомиться с документами, информацией и иными сведениями, перечисленными в подпунктах «а» — «г» пункта 48 Административного регламента и полученными посредством межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами исполнения государственной функции и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с ними, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц Службы и ее территориальных органов;

г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Службы и ее территориальных органов, повлекшие за собой нарушение прав работодателей и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, при исполнении государственной функции, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) предоставлять на добровольной основе осуществляющим государственную функцию должностным лицам Службы и ее территориальных органов документы, информацию и иные сведения, предоставляемые посредством межведомственного информационного взаимодействия и указанные в подпунктах «а» — «г» пункта 48 Административного регламента, давать пояснения в письменной форме при наличии ошибок или противоречий с аналогичными документами, полученными Службой посредством межведомственного информационного взаимодействия, по письменному запросу осуществляющих государственную функцию должностных лиц Службы и ее территориальных органов о наличии ошибок или противоречий в рассматриваемых документах. В этом случае работодатель или его представитель, руководитель организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представитель вправе представить дополнительные документы, подтверждающие достоверность ранее представленных в соответствии с данным пунктом документов;

е) вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России № 141.

12. Работодатель или его представитель, руководитель организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представитель при исполнении государственной функции обязаны:

а) предоставить должностным лицам Службы и ее территориальных органов при исполнении государственной функции информацию и документы, связанные с целями, задачами и предметом государственной функции;

б) обеспечить беспрепятственный доступ на находящиеся в его ведении территорию, здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к используемым оборудованию, средствам измерения и транспортным средствам должностных лиц Службы и ее территориальных органов, проводящих выездную проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, а также участвующих в выездной проверке экспертов и представителей экспертных организаций, если это необходимо в целях исполнения государственной функции;

в) обеспечить присутствие в период исполнения государственной функции руководителей, иных должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.

Описание результата исполнения государственной функции

13. Результатом исполнения государственной функции являются выдача должностным лицом Службы или ее территориального органа работодателю или его представителю, руководителю организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителю по окончании исполнения государственной функции:

а) акта проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;

б) документов, перечисленных в пункте 104 Административного регламента, обеспечивающих принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, если они выявлены при исполнении государственной функции.

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

Порядок информирования об исполнении

14. Информация о порядке исполнения государственной функции размещается в открытой и доступной форме на официальном сайте Службы и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно — сеть Интернет, официальный сайт Службы), в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал) по адресу: www.gosuslugi.ru, на информационных стендах, расположенных в помещениях Службы и ее территориальных органов, предназначенных для информирования граждан, а также предоставляется должностными лицами Службы и ее территориальных органов с использованием средств телефонной, факсимильной и электронной связи, посредством письменных разъяснений и при личном приеме на основании обращений работодателей, работников, организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, о предоставлении информации об исполнении государственной функции, в том числе поступивших по электронной почте на официальный сайт Службы или ее территориальных органов.

Информирование Службой и ее территориальными органами об условиях исполнения государственной функции может осуществляться с использованием средств автоинформирования с круглосуточным предоставлением информации.

Сведения о месте нахождения (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты) территориальных органов Службы и ее территориальных органов приведены в приложении № 1 к Административному регламенту.

15. Место нахождения Службы: 109012, г. Москва, Биржевая площадь, д. 1.

16. График (режим) работы Службы и ее территориальных органов: