Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания:

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к Ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. Предметом взятки закон признает и имущественные права (по вопросу о предмете взятки см. также комментарий к ст. 201).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК как посредничество во взяточничестве.

3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.

При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 290 УК.

Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.

9. В ч. 3 комментируемой статьи установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:

а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере.

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.

Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.

Анализ действующей редакции комментируемой статьи позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

Какая сумма считается взяткой в России?

Сделав кому-то подарок, можно неожиданно получить обвинение по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации во взяточничестве. Подарок на какую сумму в России в 2018 году считается взяткой? Какие виды взяток существуют и какие наказания за них предусматриваются по УК РФ? Читайте в статье.

Понятие взятки

Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации, под «взяткой» принято понимать передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (взяткодателем) взамен совершения каких-то действий с принимающей стороны (взяткополучателя).

Взяткополучатель при этом должен быть работником государственной или муниципальной структуры, а взяткодатель — гражданским лицом.

В качестве «ответа» на дачу взятки со стороны взяткополучателя могут последовать следующие действия:

  • Покровительство в рабочем процессе (помощь в решении трудовых задач, взятие части задач на собственные плечи и т. д.);
  • Попустительство (сокрытие неточностей по части выполнения должностных обязанностей, освобождение от части трудовых обязанностей или переложение их на чужие плечи);
  • Помощь в шествии по карьерной лестнице;

За дачу взятки виновное лицо привлекается к административной и уголовной ответственности (об мерах наказания читайте в последующих разделах).

Определившись с характером действий перейдем к классификации взяток по Уголовному Кодексу Российской Федерации.

Классификация взяток

Уголовный Кодекс Российской Федерации классифицирует взятки по размеру и по обстоятельствам, при которых она давалась. Так, взятка может быть платой за совершение каких-то противозаконных действий или же проявлением благодарности за исполнение какой-то услуги.

Классификация взяток осуществляется по их сумме на основании статьи 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Так, принято различать следующие виды взяток:

  • Взятки в значительном размере;

Такой взяткой считается передача лицу суммы, более двадцати пяти тысяч рублей.

  • Взятки в крупном размере;

Такой взяткой считается передача лицу суммы, превышающей сто пятьдесят тысяч рублей.

  • Взятка в особо крупном размере;

Несмотря на наличие классификации взяток, в Уголовном Кодексе (и каком-либо ином законодательном документе) отсутствует информация о том, какая минимальная сумма может считаться взяткой.

Может ли 1000 рублей считаться взяткой или нет. В УК РФ об этом не говорится. Если же посмотреть на судебную практику, то взяткой может считаться любая переданная в качестве дара денежная сумма. Однако, судья вправе отказать в удовлетворении иска, если, по его мнению, сумма взятки окажется слишком незначительной (например, 1000 рублей).

Несколько иначе обстоят дела с дачей взятки в виде материальных ценностей. Так, согласно статье 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации, передача должному лицу материальных ценностей, превышающих стоимость в три тысячи рублей, считается взяткой.

Последствия от дачи взятки

За дачу/получение взятки виновное лицо привлекается к ответственности по статье 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации. При этом не важно, каким способом взятка перешла от взяткодателя к взяткополучателю: передана лично или с помощью третьих лиц.

Меры наказания напрямую зависят от суммы взятки. Так:

  • В соответствие с частью 1 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за незначительную взятку (1-2 тысячи рублей), виновное лицо уплатит административный штраф в размере от пятнадцати до тридцати размеров взятки.

Пример: Во время медосмотра пациент передал педиатру взятку в размере 2 тысяч рублей. Так как по статье 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, сумма взятки не считается значительной, виновное лицо (пациент) будет привлечено к административной ответственности и, как следствие, уплате штрафа в размере от 30-60 тысяч рублей, равном 15 или 30-кратному размеру взятки.

Если же такой суммы взяточника не найдется, ему грозит лишение свободы на срок до двух лет и уплата штрафа в размере десятикратного размера данной взятки.

  • В соответствие с частью 2 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за взятку в значительном размере (до 25 тысяч), виновному лицу грозит административный штраф в размере от 20 до 40-кратного размера взятки или лишается свободы на срок до трех лет с уплатой штрафа, равного 15-кратному размеру незаконного вознаграждения;
  • В соответствие с частью 3 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки взамен выполнения каких-то преступных действий, виновное лицо привлекается к уплате штрафа в размере от 30 до 60-кратного размера взятки или лишается свободы на срок до восьми лет с уплатой штрафа, равного 30-кратному размеру незаконного вознаграждения;
  • В соответствие с частью 4 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки в крупном размере (свыше ста пятидесяти тысяч рублей),виновное лицо привлекается к уплате штрафа в размере от 60 до 80-кратного размера взятки или лишается свободы на срок от пяти до десяти лет с уплатой штрафа, равного 60-кратному размеру незаконного вознаграждения;
  • В соответствие с частью 5 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки в особо крупном размере (свыше одного миллиона рублей), виновное лицо привлекается к уплате штрафа в размере от 70 до 90-кратного размера взятки или лишается свободы на срок от семи до двенадцати лет с уплатой штрафа, равного 70-кратному размеру незаконного вознаграждения;

Можно ли избежать наказания за дачу взятки?

Взяткодатель может освободиться от административной и уголовной ответственности в следующих случаях:

  • Если он в ходе добровольной явки в правоохранительные органы заявит от своей причастности к даче взятки;
  • Поможет правоохранительным органам раскрыть цепочку преступлений, в которых задействована группа взяткодателей;
  • Если будет доказано, что должностное лицо способствовало тому, то гражданин дал взятку;

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Благодарность в законе

13 июня Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях. В документе уточнены детали определения взятки. Некоторые положения постановления не новы: например, проблема провокации взяток горячо обсуждается юристами не первое столетие. Другие положения выглядят странно: в частности, ВС предложил не считать взяткой те деньги, которые сотрудник получил за свои профессиональные навыки (а не за реализацию властных полномочий).

13 марта 2012 года президент РФ Дмитрий Медведев выпустил указ «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы». Документ, в частности, рекомендует «Верховному Суду Российской Федерации организовать работу по изучению практики применения судами законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции».

Более чем через год, в конце марта 2013 года, Верховный суд исполнил эту рекомендацию. Была организована научно-практическая конференция «Актуальные вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности», в ходе которой был выработан проект постановления пленума Верховного суда на антикоррупционную тему. Сам пленум было решено провести «не позднее июня». И действительно, 13 июня мероприятие состоялось.

Уберите ваши деньги

О чем же говорится в постановлении? Во-первых, внимание журналистов привлек отказ Верховного суда считать взятку преступлением, если она была спровоцирована сотрудниками правоохранительных органов. СМИ и блогеры сразу начали высказывать опасения, что у взяточников появится новый способ избежать наказания. Однако беспокойство излишне — тема провокации взяток является, мягко говоря, не новой.

Провокация обычно выглядит следующим образом: к чиновнику приходит агент полиции, предлагает (иногда очень настойчиво) взять деньги, а затем, если чиновник уступает соблазну, производит арест. Юристы, власти и общественность в различные эпохи в различных странах по-разному относились к этому методу оперативной работы. Например, в царской России провокации были очень распространены. В СССР в 1922 году этот метод запретили под страхом уголовного наказания для самих провокаторов. Из Уголовного кодекса 1960 года статья «провокация взятки» была изъята. А в действующий ныне кодекс 1996 года ее вернули (под номером 304).

Статья гласит: «Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Как отмечают эксперты, статья эта применяется довольно редко. Тем не менее, иногда это происходит. В частности, в 2009 году Советский суд Липецка оправдал врача областного противотуберкулезного диспансера, которую обвиняли в получении 15 тысяч рублей за выдачу медицинских справок для гастарбайтеров. Выяснилось, что милиционер, притворившийся работодателем мигрантов, целый день уговаривал женщину взять деньги. Суд пришел к выводу, что в таких обстоятельствах врача нельзя признать виновной. Был ли в итоге наказан милиционер, СМИ умалчивают.

На провокацию взятки собираются пожаловаться адвокаты директора челябинского лицея 31 Александра Попова и руководителя гимназии 93 Галины Щербаковой, обвиняемых в получении денег за устройство ребенка в 93-ю гимназию. Адвокаты утверждают, что Щербакова несколько раз отталкивала руку взяткодателя, который протягивал ей конверт. Тем не менее, он оставил конверт на столе и ушел. Когда Щербакова бросилась за ним в коридор, ее задержали сотрудники полиции. Попов же, по словам адвокатов, виновен лишь в том, что незадолго до передачи денег в шутливой форме предложил Щербаковой потребовать взятку. Чем окончится эта история, пока неясно: заявление с жалобой на провокацию пока не подано.

Вопрос о провокации взятки поднимался и в нашумевшем деле холдинга «Оборонсервис». Адвокат фигуранта дела Дмитрия Митяева в марте 2013 года заявил, что подаст соответствующее заявление. По словам адвоката, на оперативной записи видно, что его подзащитный в течение десяти минут отказывался от денег. Было ли в итоге подано заявление или адвокат избрал иную линию защиты, осталось неизвестным.

Для Верховного суда тема провокации взятки тоже не нова. В 2000 году он уже разъяснял соответствующую статью УК (хотя, по мнению специалистов, ясности это не прибавило).

А осенью 2012 года депутат-единорос Николай Ковалев (в 1996-1998 годах возглавлявший ФСБ) предложил узаконить провокацию взяток. Ковалев при этом ссылался на опыт Италии и США — мол, в этих странах с использованием провокаций проводили целые кампании по выявлению нечистых на руку чиновников. Предложение депутата вызвало дискуссию в правовых кругах, и, возможно, Верховный суд в своем постановлении неявным образом ответил как раз на этот посыл.

Позвольте поблагодарить

Другая важная деталь проекта постановления Верховного суда — попытка сузить понятие взятки. Предлагается считать взяткой только деньги либо услуги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Плату за реализацию профессиональных навыков (например, за лечение пациента) суд взяткой не признал.

Идея понятна: предполагается вывести из-под уголовной ответственности врачей и учителей, которые получают «подарки в конвертах» от благодарных (иногда действительно благодарных!) пациентов и родителей. Но стоит взглянуть на судебную практику, как становится непонятно, каким образом судьи будут отделять добровольные подарки от принудительных, а административную деятельность от профессиональной.

Например, в Калининграде фигурантом уголовного дела стал хирург, которого обвиняют в вымогательстве пяти тысяч рублей за лечение женщины. Родственники пациентки оплатили услуги врача через кассу, но он заявил, что ничего не будет делать, пока за работу не доплатят ему лично. Более того, он распорядился, чтобы другие медики не ухаживали за пациенткой, в связи с чем у нее началось нагноение, которое едва не привело к гангрене. Наверное, в этом случае хотя бы отдача распоряжения коллегам попадает под определение «административной деятельности»? Или нет, ведь он мог не иметь соответствующих полномочий, а просто попросить или обмануть коллег? По какой статье тогда судить врача — «халатность»? «Оставление в опасности»?

В Краснодаре возбудили дело в отношении гинеколога, которая согласилась лечить несовершеннолетнюю девочку только за десять тысяч рублей. Это тоже не преступление?

Иногда, впрочем, встречаются и более однозначные «административные» случаи. Например, к таковым можно отнести поступок педиатра из Курска, которая за взятки выдавала детям бесплатные санаторно-курортные путевки. Но и тут могут возникнуть вопросы: в конце концов, врач с сугубо медицинской точки зрения могла решить, что данным конкретным детям необходим санаторий. А родители так обрадовались, что подарили ей деньги.

В общем, разобраться во всех перипетиях каждого конкретного случая, наверное, можно. Но только если каждый раз следователь будет изучать поликлинику или больницу с дотошностью Шерлока Холмса, а судья станет разбирать дело с интересом ученого-первооткрывателя. Почему-то в это не верится.

Логика и счет

Еще одно положение постановления Верховного суда является по сути логической игрой. Суд предложил применять в делах об «откатах» не только статью «получение взятки», но и статью «растрата». Но — только в том случае, если чиновник потребовал от бизнесмена, заключившего госконтракт, завысить сумму сделки. Тогда деньги формально сначала поступают в бюджет, а потом уже — в виде «отката» — похищаются чиновником. А если сумма сделки не была завышена, то получается, что бизнесмен заплатил чиновнику из своего кармана, то есть речь идет только о получении взятки.

Практический смысл этой интеллектуальной игры не совсем ясен. Тяжесть указанных статей примерно одинакова, и вряд ли их сложение серьезно изменит сроки лишения свободы.

Наконец, Верховный суд предложил считать «организованной группой взяточников» не только группу, состоявшую из одних чиновников, но и группу, в которой есть хотя бы один чиновник. Впрочем, так бывало и раньше: например, в апреле 2013 года за взятку в составе организованной группы были осуждены пятеро жителей Бурятии, только один из которых работал в ГИБДД. Получение взятки организованной группой вменялось министру строительства Ульяновской области Михаилу Шканову, соучастницей которого считали некую женщину, не имевшую отношения к госструктурам.

Московский адвокат Владимир Водопьянов, трактуя законодательство, напрямую написал на своем личном сайте: «В организованной группе могут находиться не должностные лица взяткополучателей и если они совершают преступления под названием взятка, автоматически наделяются спец субъектом для наказания». На сайте подмосковного адвоката Талгата Суиндыкова также отмечается: «В организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными или не выполняющие управленческие функции».

Что ж, теперь эта позиция получила «знак качества» от Верховного суда.

Так что непонятно, какую практическую пользу принесет данное постановление. Но зато судьи могут отчитаться об исполнении указа президента.