Проект нового Кодекса РФ об административных нарушениях

В Госдуму внесен проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях

В проекте Кодекса нашли отражение в том числе:

общие положения законодательства об административных правонарушениях;

правила разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

принципы административной ответственности;

перечень видов административного наказания и правила его назначения, перечень оснований и правила освобождения от административной ответственности и административного наказания;

правила производства по делам об административных правонарушениях.

В перечень видов административного наказания дополнительно включаются административный запрет на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Устанавливается упрощенный порядок взыскания административных штрафов на небольшие суммы за счет удержаний из заработной платы, стипендии, пенсии и иных периодических платежей, выплачиваемых физическому лицу, привлеченному к административной ответственности. В целях обеспечения исполнения административного наказания в виде штрафа разработчиками предусмотрено дополнение Кодекса такой мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как обеспечительный арест имущества.

Также предлагается ряд мер, стимулирующих правомерное поведение, направленных на создание у лица, привлекаемого к ответственности, заинтересованности в сотрудничестве с органами административной юрисдикции. Для этого предусматриваются следующие механизмы, в том числе:

освобождение от административного наказания с возложением на лицо, которое ранее привлекалось к административной ответственности, обязанности обеспечить выполнение в установленный срок правил, за невыполнение которых оно привлечено к ответственности;

освобождение от ответственности за административные правонарушения, совершенные на рынке ценных бумаг, лиц, заключивших с Банком России соглашения, предусматривающие возмещение вреда пострадавшим и др.

30 октября 2015 года по инициативе депутата А.А. Агеева в Госдуму был также внесен проект Федерального закона N 917598-6 «Кодекс РФ об административной ответственности».

Проект нового КоАП РФ

+7 (495) 660-21-11
доб. 298

Обратная связь

Комментируя проект, Председатель Комитета Павел Крашенинников отметил колоссальную работу, проделанную ранее при разработке и обсуждении нового КоАП. Продолжение работы над проектом обусловлено его большой значимостью для всего населения страны, в связи с чем требует взвешенного подхода, – добавил Павел Крашенинников.

С момента внесения в Государственную Думу, проект Кодекса об административных правонарушениях многократно обсуждался с представителями разных ведомств и заинтересованных структур. В том числе, с предпринимательским сообществом в октябре нынешнего года, состоящим из представителей Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийских общественных организаций «Деловая Россия» и «ОПОРА РОССИИ», Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей. После совещания проект Кодекса был направлен в ведущие юридические ВУЗы страны для проведения правовой экспертизы и подготовки отзывов, – напомнил Павел Крашенинников.

Обсуждение с предпринимательским сообществом показало, что к проекту нового КоАП имеется большое количество замечаний. По мнению представителей бизнеса, принятие Кодекса в предлагаемой редакции может привести к ухудшению положения предпринимателей, что как следствие привлечет ограничение их экономической активности и негативно отразится на инвестиционном климате в стране.

Разработан проект Кодекса РФ об административной ответственности

В Госдуму внесен проект Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее – КАО РФ) 1 . Автор документа – депутат Госдумы Александр Агеев.

Предлагается выделить в структуре Кодекса три части – Общую, Особенную и Процессуальную – состоящие из разделов и глав (всего 52 главы). Основными отличиями нового документа от действующего КоАП РФ могут стать:

  • сплошная нумерация норм, что будет способствовать более эффективному использованию их правоприменителем;
  • введение нормы, определяющей основания административной ответственности (единственным основанием привлечения физического или юридического лица к административной ответственности определено совершение им административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КАО РФ или законом субъекта РФ об административной ответственности);
  • установление новых принципов привлечения к административной ответственности – индивидуализация (привлечение к ответственности того лица, которое непосредственно совершило правонарушение, с учетом его индивидуальных характеристик, принимаемых во внимание при назначении наказания) и справедливость (соответствие, соразмерность применяемых к лицу мер ответственности характеру совершенного им правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного), а также уточнение принципа недопустимости повторного привлечения лица к административной ответственности;
  • уточнение понятий «состав административного правонарушения» (совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, подтверждающих фактическое наличие административного правонарушения) и раскрытие его элементов – объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона;
  • введение норм, определяющих моменты окончания административного правонарушения, определение понятий длящегося и продолжаемого административных правонарушений, повторности совершения административного правонарушения, совокупности административных правонарушений;
  • установление общих правил административной ответственности граждан РФ, не обладающих специальным правовым статусом;
  • выделение граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в самостоятельную категорию субъектов административного правонарушения, отличную от должностных и юридических лиц;
  • введение нормы о возможности применения к лицу, совершившему административное правонарушение, более мягкого административного наказания, чем предусмотрено законом.

Кроме того, проектом КАО РФ предусмотрено скорректированное определение понятия «административное правонарушение». Под ним понимается противоправное, то есть противоречащее положениям законов, иных нормативных правовых актов, признанных обязательными для исполнения нормативно-технических документов, действующих на территории России, общественно вредное, то есть причиняющее реальный вред (физический, имущественный, моральный, репутационный, организационный) охраняемым государством общественным отношениям либо создающее угрозу причинения такого вреда, виновное действие (бездействие) индивидуально определенного физического или юридического лица, обладающего юридической способностью нести административную ответственность, за которое КАО или законом субъекта РФ об административной ответственности установлена административная ответственность. Напомним, сейчас административное правонарушение определяется как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Как соотносятся административная и уголовная ответственность, читайте в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Одновременно сформулировано определение понятия административной ответственности как вида юридической ответственности, которая заключается в применении компетентными органами исполнительной власти, иными органами, осуществляющими публичные полномочия, их должностными лицами, судьями судов предусмотренных КАО РФ и законами субъектов РФ об административной ответственности мер административной ответственности (административных наказаний) к физическим и юридическим лицам, виновно совершившим административные правонарушения.

В проекте систематизированы в отдельной главе обстоятельства, исключающие основания привлечения лица к административной ответственности и основания для освобождения лица от административной ответственности. При этом перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к административной ответственности, дополнен такими обстоятельствами, как физическое или психическое принуждение, исполнение приказа или распоряжения. В свою очередь, в числе оснований для освобождения лица от административной ответственности могут появиться такие основания, как деятельное раскаяние, выражающееся в устранении лицом допущенных нарушений обязательных требований в установленный административно-юрисдикционным органом срок, и примирение с потерпевшим. Определено понятие малозначительного административного правонарушения, выделены его отличительные признаки.

Также конкретизировано понятие административного наказания и цели его применения, понятия и условия применения отдельных видов административных наказаний. Помимо этого, предлагается определять размер административного штрафа исходя из расчетного показателя (базовой величины) для исчисления штрафа (1 тыс. руб.). Расширена сфера применения таких административных наказаний, как лишение специального права, обязательные работы, административный запрет, изменены правила применения административного приостановления деятельности.

В свою очередь, нормы Особенной части проекта КАО РФ систематизированы в соответствии с принятым в теории административного права подходом в зависимости от сферы функционирования государства и общества, в которых совершаются соответствующие правонарушения (административные правонарушения против личности, в сфере экономики, в сфере землепользования, природопользования и охраны окружающей, в области финансов, налогов и сборов, таможенного дела, несостоятельности(банкротства), в социально-культурной сфере, сфере информационной деятельности и архивного дела, в сфере обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, в сфере функционирования политической системы, государственного аппарата, обеспечения обороны и государственной безопасности). По мнению автора инициативы, такой подход позволяет наиболее точно и полно систематизировать административные правонарушения по объектному признаку и тем самым облегчить пользователю Кодекса поиск соответствующих правовых норм в его Особенной части. В основу указанной части проекта КАО РФ положены нормы Особенной части действующего КоАП РФ, которые систематизированы, дополнены и уточнены.

Наконец, Процессуальная часть проекта КАО РФ определяет порядок производства по делам о привлечении к административной ответственности. При этом выделяется два вида производства – полное и упрощенное (используемое для ускоренного рассмотрения отдельных категорий дел, например, дел о нарушениях требований безопасности дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме). Также в этой части систематизированы принципы осуществления производства по делам о привлечении к административной ответственности, установлен перечень грубых нарушений процессуальных норм КАО РФ, уточнен правовой статус участников производства по делам о привлечении к административной ответственности, правила доказывания по этим делам, порядок возбуждения и рассмотрения дел и т. п.

КАО РФ планируется ввести в действие с 1 января 2017 года.

Необходимость разработки и принятия нового кодекса Агеев связывает с тем, что действующий КоАП РФ, введенный в действие в 2002 году, во многом уже не соответствует конституционно-правовым требованиям, предъявляемым к юридической ответственности вообще и административной ответственности, в частности, назначаемых физическим и юридическим лицам административных наказаний. «За период действия КоАП РФ с 2002 года по настоящее время существенно изменилось федеральное законодательство, положения которого охраняются мерами административной ответственности, что обусловливает необходимость системной корректировки составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью данного кодекса», – подчеркивает парламентарий.

Проект КоАП: ограничение штрафов для граждан, ликвидация юрлиц и удержание из зарплаты

МОСКВА, 23 октября. /ТАСС/. Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству представил новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Документ ограничивает штрафы для граждан, расширяет ответственность организаций, а также регламентирует порядок удержания штрафов из зарплат и стипендий.

Проект новой редакции Кодекса об административных правонарушениях представлен для общественного обсуждения на сайте ТАСС.

Причины и цели

Действующий КоАП был принят Госдумой 20 декабря 2001 года. Необходимость в новом Кодексе, по замыслу авторов, связана «с государственно-общественными изменениями», произошедшими в России за последние годы. «Возникли новые правовые институты, менялся облик целых отраслей российского права — например, появились институты государственных закупок, контрактная система, законодательно и организационно оформились институты в сфере государственного контроля», — отмечают разработчики.

Кроме того, новый кодекс необходим для того чтобы «обеспечить единство, последовательность и внутреннюю непротиворечивость» правовых норм, касающихся административной ответственности.

Проект нового Кодекса включает три части — Общую, Особенную и Процедурно-процессуальную. В общей сложности проект содержит 51 главу, сообщил журналистам глава рабочей группы по новому проекту КоАП РФ, глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.

В Общей части КоАП объединены нормы, устанавливающие общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, виды административного наказания и правила его назначения. В свою очередь, в Процедурно-процессуальную часть вошли правила осуществления производства по делам об административных правонарушениях, правила исполнения административных наказаний и другие вопросы.

Особенная часть проекта нового КоАП устанавливает ответственность за конкретные административные правонарушения. Она увеличилась до 32 глав против 17 в действующей редакции. «Однако значительное увеличение числа глав Особенной части не означает, что в Кодексе стало почти в два раза больше составов административных правонарушениях. Увеличение числа глав в первую очередь связано с тем, что некоторые наиболее крупные главы разделены на части», — поясняют разработчики.

В отдельные главы выделены правонарушения, посягающие на семью и права несовершеннолетних, в также на установленный порядок деятельности некоммерческих организаций и политических партий. Кроме того, отдельных глав удостоились нарушения в сфере избирательного законодательства, охраны госграницы, ЖКХ, а также правонарушения в области производства и оборота алкоголя и табака.

При этом, по словам одного из разработчиков Кодекса, зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрия Вяткина, есть главы которые переработаны «очень существенно». Речь идет в частности о главах, касающиеся правонарушений в области таможни и антимонопольного законодательства.

Ответственность

В проекте Кодекса сохранились ранее предложенные новеллы по введению категорий правонарушений: грубые, значительные и менее значительные. От этих категорий будут зависеть санкции, а также сроки давности по возбуждению административного производства.

Максимальное же наказание, по словам разработчиков, «сохраняется на уровне действующей редакции КоАП РФ».

В тоже время верхний предел штрафа в проекте нового КоАП для граждан ограничивается 100 тысячами рублей. Действующая редакция КоАП предусматривает, что в исключительных случаях штраф может достигать 500 тысяч рублей.

Проект КоАП устанавливает максимальные штрафы для индивидуальных предпринимателей — до 400 тысяч рублей и для должностных лиц — до 800 тысяч рублей. Размер штрафов для юридических лиц может доходить до 60 млн рублей.

При этом в документе оговаривается, что минимальный размер административного штрафа не может быть менее пятисот рублей.

Новые виды наказания

Предлагаемый для общественного обсуждения проект КоАП, расширяет перечень видов наказания. С принятие документа в федеральном законодательстве об административных правонарушениях могут появиться исправительные работы, лишение специального разрешения /лицензии/, административный запрет на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров. Также проект документ предусматривает основания для ликвидации юридического лица и прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

«Такое расширение перечня видов административного наказания позволит повысить точность и эффективность реагирования государства на конкретные противоправные деяния», — считают разработчики.

Ответственность за нарушение ПДД практически не изменилась

По словам разработчиков документа, глава проекта КоАП, регулирующая ответственность за нарушения ПДД, останется практически без изменений.

«Глава 12 — в нынешнем проекте она 21 — претерпела минимальное изменение по сравнению с существующей в действующей редакции… Мы внесли туда минимальные правки. Их практически нет», — уточнил Вяткин.

Ответственность юридических лиц

Проект нового КоАП расширяет формы ответственности юридических лиц. «Получили ответы на те опасения, которые касались вопросов ликвидации предприятий. Этот вопрос решен бесспорно в отношении 5 составов — наиболее грубых и жестоких ситуаций», — заявил Плигин.

Такая мера ответственности предусмотрена за «создание юридическим лицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей, повторное изготовление, приобретения, хранение, перевозку и публичную демонстрацию материалов с порнографическим изображением несовершеннолетних и незаконную организацию и проведение азартных игр». Также, в случае принятие подобных поправок, юрлицо может быть ликвидировано, за оказание финансовой поддержки терроризму или легализацию и отмывание доходов, полученных преступным путем.

Удержания и другие процессуальные вопросы

Наряду с традиционным способом принудительного исполнения назначения в виде штрафа «предложен упрощенный порядок взыскания штрафов на небольшие суммы (до 10 тысяч рублей), путем направления для удержания по месту работы, получения периодических платежей (из заработной платы, стипендии, пенсии)», — отмечается в сопроводительных документах.

По замыслу рабочей группы, подобные меры позволят повысить эффективность административной ответственности путем усиления принудительной составляющей исполнения наказания.

Кроме того, также в целях обеспечения исполнения наказания КоАП РФ впервые дополнен такой мерой как обеспечительный арест имущества. На взгляд авторов, «это позволит пресекать действия лица, совершившего грубое или значительное административное правонарушение, по «уводу» имущества от обращения на него взыскания, которое производится судебными приставами-исполнителями в рамках принудительного погашения суммы административного штрафа».

Одновременно Кодекс предусматривает и ряд стимулирующих мягких мер, в числе которых 50 % скидка на уплату штрафа за негрубые нарушения при его добровольной уплате в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Также оговаривается возможность освобождения от административной ответственности, в частности, по делам о нарушении антимонопольного законодательства.

Статус законопроекта

Общая часть КоАП РФ была внесена в Госдуму в виде отдельного законопроекта еще в конце января депутатами Владимиром Плигиным, Дмитрием Вяткиным и Александром Агеевым. Теперь, ожидается, что новая редакция Кодекса после общественного обсуждения будет представлена на рассмотрение парламента в целом в трех частях: Общей, Особенной и Процессуальной.

Предполагается, что основные положения нового КоАП РФ должны вступить в силу с начала 2017 года.

КоАП РФ 2018

Кодекс РФ об административных правонарушениях с последними изменениями и дополнениями

Следующие изменения в действующей редакции КоАП РФ произойдут 23 ноября 2018 г. , когда вступят в силу положения законов № 406-ФЗ, № 407-ФЗ и № 410-ФЗ от 12 ноября 2018 г.

Следите за последними изменениями КоАП РФ , подписавшись на наш RSS-канал или став нашим читателем в Twitter .

СОДЕРЖАНИЕ КоАП РФ

Для быстрой навигации по статьям КоАП РФ граждане России могут пользоваться левым боковым меню. Содержание каждой главы отражено на соответствующей странице.

РАЗДЕЛ Ⅰ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ Ⅱ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ Ⅲ. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅳ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅴ. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

33 главы КоАП РФ образуют собой 5 тематических разделов. Первый раздел описывает общие начала административного законодательства России. Во втором разделе представлен перечень всех возможных административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне) и санкции за эти нарушения. Третий раздел посвящен судьям, органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, описаны их полномочия и установлена подведомственность дел. В четвертом разделе собраны главы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях и порядок привлечения к административной ответственности. Заключительный пятый раздел КоАП РФ рассматривает порядок исполнения решений по административным делам.

Изменения и дополнения КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — это основной документ, регулирующий общественные отношения в области административного права России. С момента своего вступления в силу в 2002 году административный Кодекс дополнялся новыми статьями, уточнялись формулировки и ужесточались санкции в уже существующих статьях, а какие-то статьи утрачивали силу.

Внесение изменений и дополнений в КоАП РФ — это способ поддерживать актуальность настоящего нормативного акта. Изменения в КоАП происходят только одним способом, а именно вследствие принятия Федеральных законов, которые подписывает и публикует Президент России .

Основная сложность в поддержании актуальной редакции Кодекса — это частота вносимых изменений. Например, за 12 месяцев 2014 года, было принято 54 Федеральных закона, предполагающих те или иные изменения в КоАП РФ в разные сроки. За этот же период вступили в силу нормы 29 ФЗ , принятых ранее в 2012 и 2013 годах.

Преодолевая эту сложность, улучшая восприятие норм Кодекса, предоставляя пользователю возможность современной навигации по тексту Кодекса, мы реализовали наш проект, где всегда представлена действующая на сегодня редакция Кодекса об административных правонарушениях. Наша редакция КоАП РФ всегда актуальна, но при этом не отягощена историей правок. Все изменения КоАП РФ представлены в календарном порядке на отдельных страницах за соответствующий год.