Выплата аванса и зарплаты: бухучет и налогообложение

by admin · Лютий 12, 2015

Как правильно рассчитать ЕСВ, НДФЛ и военный сбор при выплате аванса и отразить его начисление и выплату в бухучете?

ОТВЕТ: Заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов — представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней, и не позднее 7 дней после окончания периода, за который осуществляется выплата (ст. 24 Закона об оплате труда, ст. 115 КЗоТ).

Обратите внимание!

Размер зарплаты за первую половину месяца определяется коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с профсоюзом, и не может быть меньше оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника.

(ч. 3 ст. 115 КЗоТ и ч. 3 ст. 24 Закона об оплате труда)

Мы не зря в начале статьи выделили слово «выплачивается». Ведь именно выплатазарплаты осуществляется дважды в месяц (аванс и зарплата за вторую часть месяца), а вотначисление зарплаты проводится раз в месяц.

Зарплату начисляют за полный месяц (а не его часть) на основании табеля учета рабочего времени. Почему именно за месяц?

Во-первых , форма Табеля учета рабочего времени, утвержденная приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489, предназначена для помесячного учета рабочего времени, а именно табель является основанием для начисления зарплаты.

Во-вторых , при обложении зарплаты НДФЛ определяется общий месячный налогооблагаемый доход.

В-третьих , база для начисления ЕСВ определяется исходя из расчета минзарплаты, если зарплата начислена в меньшем размере (предпоследний абзац ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ). А минимальный страховой взнос определяется как произведение минимального размера заработной платы и размера взноса, установленного законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о ЕСВ).

Учитывая вышесказанное, на практике выплата аванса, а также уплата начисленного ЕСВ с него, удержанного военного сбора и НДФЛ происходит на основании расчетов, но без начисления соответствующих сумм на момент данной выплаты. Начисление зарплаты, ЕСВ, НДФЛ и военного сбора осуществляется в конце месяца после предоставления в бухгалтерию табеля учета рабочего времени.

Согласно нормам действующего законодательства, НДФЛ и военный сбор уплачиваются (перечисляются) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного предоставления расчетного документа на перечисление данного налога в бюджет (пп. 168.1.2 НКУ).

Начисленный ЕСВ также уплачивается работодателем при каждой выплате заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого)начисляется единый взнос, одновременно с выдачей указанных сумм (абз. 2 ч. 8 ст. 9Закона о ЕСВ).

Следовательно, выплата аванса работнику, оплата начисленного на сумму аванса ЕСВ, удержанного НДФЛ и военного сбора осуществляются без фактического начисления такого аванса, фактического начисления ЕСВ, удержания НДФЛ и военного сбора. В этом ключе важно обратить внимание на порядок определения базы для удержания 15% НДФЛ и 1,5% военного сбора при выплате аванса. Для проведения соответствующих удержаний нужно взятьусловную базу, пропорционально увеличенную на сумму этих удержаний.

Условно говоря: если в феврале 2015 года работнику должны выплатить аванс в размере 5500 грн, на руки этот работник должен получить именно 5500 грн чистыми. А это составляет ровно 85,3% той зарплаты за первую половину месяца, с которой должны удержать налоги, — 16,5% (15% + 1,5%).

Составляем обычную пропорцию:

Именно эта сумма (658683 грн) и будет условной базой, с которой удерживаются НДФЛ и военный сбор. Подчеркиваем: это условная сумма, которая не отражается ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, а нужна лишь для того, чтобы банки провели операцию по выплате аванса, учитывая обязанность одновременной уплаты НДФЛ и военного сбора.

Получается, что условная база для расчета удержаний с аванса составляет 6586,83 грн.

  • НДФЛ с аванса составляет:

6586,83 грн × 15% = 988,03 грн.

  • Военный сбор с аванса составляет:
  • На руки работник получает:

6586,83 грн – 988,03 грн – 98,80 грн = 5500 грн.

Бухгалтерский учет начисления, выплаты и налогообложения зарплаты отразим напримере.

Пример

Работнику предприятия (админперсонал), за февраль 2015 года начислили заработную плату в размере 10000 грн. Предприятию установлен класс профессионального риска производства — 1 и, соответственно, ставка ЕСВ — 36,76%. Права на применение понижающего коэффициента к установленной ставке ЕСВ предприятие не имеет. Согласно колдоговору, на предприятии установлены сроки выплаты зарплаты: 20 и 5 числа.

Корреспонденцию счетов согласно условиям примера приведем в таблице.

Бухгалтерский учет начисления и выплаты зарплаты

Аванс по зарплате: размер, порядок выплаты и учет

Авансом по заработной плате мы привыкли называть предварительную выплату заработной платы. Как правило, работодатели, выплачивая аванс, не особо задумываются о правильности установления его размера, соблюдении срока и порядка выплаты. А некоторые вообще не выплачивают его, ограничиваясь одной выплатой зарплаты за месяц. Между тем аванс – это та же заработная плата, только за половину отработанного месяца. Согласно Трудовому кодексу выплачивать его нужно обязательно. При этом также надо правильно устанавливать его размер, срок и условия выплаты. О правилах выплаты аванса по заработной плате, порядке его отражения в бухгалтерском учете, а также о необходимости исчисления с его суммы НДФЛ расскажем в данной статье.

Обязательность выплаты аванса

Таким образом, выплата заработной платы один раз в месяц является нарушением трудового законодательства. За нарушение законодательства о труде предусмотрена административная ответственность.

При этом следует иметь в виду, что заявление работника о согласии получать заработную плату один раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности. На это обращают внимание специалисты Роструда в Письме от 01.03.2007 № 472-6-0.

Положения ст. 136 ТК РФ являются императивными, то есть обязательными для исполнения. Трудовое законодательство не предусматривает каких-либо исключений из установленного правила. При этом не имеет значения, где работает человек: по основному месту или по совместительству. Таким образом, в отношении работников-совместителей работодатель также обязан выплачивать заработную плату двумя частями: аванс и расчет (Письмо Роструда от 30.11.2009 № 3528-6-1).

Сроки выплаты заработной платы

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выдача заработной платы производится накануне этого дня (ч. 8 ст. 136 ТК РФ).

К примеру, аванс за первую половину августа не может быть выплачен позднее 30 августа, а заработная плата за вторую половину (расчет) – позднее 15 сентября.

Таким образом, Трудовой кодекс содержит требование о максимально допустимом промежутке времени между выплатами частей зарплаты при регламентации конкретных сроков ее выплаты на уровне работодателя.

За неправильное установление срока выплаты аванса, а также его нарушение работодателю придется заплатить штраф.

Установление размера аванса

По мнению автора, поскольку аванс – это та же зарплата, только за первую половину месяца, нельзя подходить формально к установлению его размера.

Несмотря на то, что конкретные размеры аванса Трудовой кодекс не регулирует, специалисты Роструда и Минтруда отмечают: при определении размера выплаты заработной платы за полмесяца следует учитывать фактически отработанное сотрудником время (фактически выполненную им работу) (письма от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660, от 08.09.2006 № 1557-6).

Таким образом, при авансовом методе начисления заработной платы за каждую половину месяца зарплата должна начисляться примерно в равных суммах (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 25.02.2009 № 22-2-709).

Исходя из вышеизложенного аванс должен устанавливаться в размере заработной платы, начисленной за отработанные дни первой половины месяца на основании представленного табеля учета рабочего времени. Поскольку величина заработной платы из месяца в месяц варьируется, размер аванса не может быть постоянной, круглой величиной.

Прочие условия выплаты аванса

Напомним, согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня ее выдачи.

Сумма выплаченного аванса (как составная часть заработной платы) указывается в расчетном листе, форма которого утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Ответственность за нарушение условий выплаты аванса

Стоит отметить, что с 3 октября 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ вводится отдельный штраф за нарушение сроков выплаты заработной платы (в том числе аванса) в размере (п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

– от 10 000 до 20 000 руб. в отношении должностных лиц;

– от 30 000 до 50 000 руб. в отношении юридических лиц.

За аналогичное повторное правонарушение ответственность будет ужесточена. Должностному лицу грозит штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, юридическому лицу – штраф от 50 000 до 100 000 руб. (п. 7 ст. 5.27 Ко АП РФ).

За прочие нарушения трудового законодательства (в том числе нарушения условий выплаты аванса) предусмотрен (п. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ):

а) при первичном нарушении:

– штраф от 1 000 до 5 000 руб. (для должностных лиц);

– штраф от 30 000 до 50 000 руб. (для юридических лиц);

б) при повторном нарушении:

– штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (для должностных лиц);

– штраф от 50 000 до 70 000 руб. (для юридических лиц).

Бухгалтерский (бюджетный) учет операций по выплате аванса

– в Единый план счетов и Инструкцию № 157н[2] – Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н;

– в План счетов бюджетного учета и Инструкцию № 162н[3] – приказами Минфина РФ от 17.08.2015 № 127н и от 30.11.2015 № 184н;

– в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию № 174н[4] – Приказом Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н;

– в План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию № 183н[5] – Приказом Минфина РФ от 31.12.2015 № 228н.

Указанный счет применяется с 2016 года.

В силу п. 202 Инструкции № 157н на счете 0 206 00 000 учитываются расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам). При этом не уточняется, о каких именно договорах идет речь. Таким образом, положения данного пункта можно в полной мере распространить не только на гражданско-правовые договоры, заключаемые с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), но и на трудовые договоры, заключаемые с работниками учреждения, в которых прописываются условия о выплате аванса по заработной плате.

С введением счета 0 206 11 000 в инструкции № 162н, 174н и 183н добавлена лишь одна бухгалтерская запись по его применению – проводка для отражения задолженности работника по заработной плате, возникающей при перерасчете ранее выплаченной ему заработной платы (Дебет счета 0 302 11 000 / Кредит счета 0 206 11 000). Данная бухгалтерская запись оформляется методом «красное сторно».

Возникает вопрос: нужно ли использовать этот счет для общепринятой (ежемесячной) выплаты аванса по заработной плате, ведь таких проводок в указанных инструкциях до сих пор нет?

По мнению автора, для того чтобы реализовать на практике дополнительно введенные бухгалтерские проводки по учету на счете 0 206 11 000 сумм излишне начисленной заработной платы, учреждения должны изначально отражать на данном счете выплату авансов по заработной плате. Исходя из этого операции по начислению и выплате заработной платы должны сопровождаться следующими бухгалтерскими записями:

0 201 11 610 (только для бюджетных учреждений)

0 304 05 211 (только для казенных учреждений)

НДФЛ с аванса

Для ответа обратимся к положениям гл. 23 НК РФ и последним разъяснениям ФНС.

В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения такого дохода признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). На эту же дату налоговый агент исчисляет НДФЛ с указанного дохода (п. 3 ст. 226 НК РФ).

При этом удержать исчисленный налог с доходов в виде оплаты труда налоговый агент обязан при их фактической выплате, а перечислить – не позднее следующего дня (п. 4, 6 ст. 226 НК РФ).

В соответствии со ст. 136 ТК РФ аванс является частью заработной платы, начисленной за первую половину месяца. С учетом этого, а также исходя из положений п. 3 ст. 223 НК РФ до истечения месяца заработная плата не может считаться полученной. Соответственно, до окончания месяца не может быть исчислен и удержан НДФЛ.

Таким образом, налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода работника по итогам каждого месяца, за который была начислена заработная плата. Отдельно с суммы аванса налог не исчисляется и не удерживается. Такой вывод сделан в письмах ФНС РФ от 24.03.2016 № БС-4-11/4999, от 29.04.2016 № БС-4-11/7893. Суды также отмечают, что выплата аванса (то есть зарплаты за первую половину месяца) не приводит к обязанности исчислить и перечислить НДФЛ в бюджет (постановления Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11709/11 по делу № А68-14429/2009, АС СКО от 05.04.2016 № Ф08-1547/2016 по делу № А32-5456/2015, АС УО от 20.11.2015 № Ф09-8173/15 по делу № А07-27682/2014).

Однако указанный вывод применим в том случае, когда аванс выплачивается в течение месяца.

Если же выплата аванса приходится на последний день месяца (например, за июнь аванс выплачивается 30 июня, а окончательный расчет по зарплате производится 15 июля), то, по мнению ВС РФ, налоговый агент должен удержать НДФЛ, поскольку дата выплаты аванса совпадает с датой, когда работник фактически получает доход в виде оплаты труда за месяц (Определение от 11.05.2016 № 309-КГ16-1804 по делу № А76-589/2015).

Аванс является заработной платой за первую половину месяца. Его выплата обязательна, даже если работник согласен получать зарплату один раз в месяц. Размер аванса определяется исходя из отработанного сотрудником времени за первую половину месяца. При установлении срока выплаты аванса необходимо учитывать новшества ст. 136 НК РФ, вступающие в силу 3 октября 2016 года.

Срок и иные условия выплаты аванса, закрепленные в локальных актах учреждения, не должны противоречить нормам трудового законодательства РФ. В противном случае такие акты будут признаны недействительными, а руководителям учреждений и прочим должностным лицам, допустившим правонарушение, грозит административный штраф.

Выплату аванса по заработной плате, по мнению автора, необходимо отражать в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением вновь введенного счета 0 206 11 000.

С сумм выплаченных авансов НДФЛ не исчисляется и не уплачивается. Налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода работника по итогам каждого месяца, за который была начислена заработная плата.

[1] С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[5] Инструкция по его применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Методология выплаты авансов заработной платы

Приведенные в методиках рекомендации моделировались в конфигурации « Зарплата и кадры для бюджетных учреждений Украины», редакция 1.0. Данная методика применима также для конфигурации « Комплексный учет для бюджетных учреждений Украины », редакция 1.0.

Для выплаты аванса работникам следует воспользоваться документом «Зарплата к выплате организаций» с видом выплаты «Аванс». Документ может быть заполнен автоматически на основании данных, указанных в регистре сведений «Авансы работникам организаций». Регистр сведений заполняется с помощью документа «Авансы работникам организации» в меню « Расчет зарплаты организации» – «Расчет зарплаты» — «Авансы работникам» (рисунок 1).

Для автоматического заполнения документа «Зарплата к выплате организаций» для выплаты авансов необходимо воспользоваться меню «Заполнить» – «По характеру выплат» (рисунок 2).

Для процедуры получения денег, которые позволят выполнить выплату аванса работникам, необходимо перечислить в бюджет налоги с суммы аванса. В документе есть возможность автоматического расчета взносов с сотрудника, взносов на ФОТ предприятия и НДФЛ. Для этого необходимо заполнить и рассчитать записи на закладках «Взносы», «Взносы ФОТ» и «НДФЛ» (рисунок 3, рисунок 4 и рисунок 5 соответственно).

На основании расчетов, сделанных документом «Зарплата к выплате» можно автоматически сформировать платежные документы для перечисления вышеуказанных налогов в бюджет. Для формирования платежных документов можно воспользоваться обработкой «Формирование платежных документов по взносам в фонды». Обработка вызывается из документа по кнопке «Перейти» (рисунок 6).

Автоматически будут сформированы итоговые данные для формирования платежных документов по перечислениям в бюджет налогов по авансам (рисунок 7).

Кнопки «Создать» и «Провести» позволят автоматически создать, заполнить и провести платежные документы (рисунок 8).

Для отражения факта выплаты аванса работникам организации необходимо указать отметку «Выплачено» и на основании проведенного документа «Зарплата к выплате организаций» ввести документ «Расходный кассовый ордер» или « Платежное поручение исходящее » (рисунок 9). Документ, отражающий выплату аванса работникам организаций, зависит от указанного значения реквизита «Способ выплаты» – «Через кассу » или «Через банк».

Аванс в бюджете

РАСЧЕТЫ ПО ВЫДАННЫМ АВАНСАМ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Как известно, российским законодательством не запрещено осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг на условиях предварительной оплаты (аванса), поэтому многие продавцы (подрядчики, исполнители) активно применяют данную форму расчетов по хозяйственным договорам.
Об особенностях отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов по авансам, выданным бюджетным учреждением, мы расскажем в данной статье.

Государственные (муниципальные) учреждения, в том числе бюджетные учреждения, производят расчеты с контрагентами за приобретенные продукцию и товары, имущественные права, выполненные работы и оказанные услуги на основании заключенных договоров. В соответствии с положениями статей 486 и 711 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) допускается полная или частичная предварительная оплата (аванс) товара поставщику до передачи его покупателю.
В случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 ГК РФ (статья 487 ГК РФ).
В Письме Минфина России от 29.08.2014 г. N 02-03-11/43458 отмечено, что законодательство Российской Федерации не содержит норм, ограничивающих право федерального бюджетного учреждения предусматривать авансовые платежи, в том числе размеры и сроки их оплаты, при заключении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), подлежащих оплате за счет средств, полученных из федерального бюджета. На основании письма можно сделать вывод, что учреждение вправе предусмотреть авансовые платежи по договору на поставку товаров, работ, услуг, заключенному в 2018 году, которые будут осуществляться в 2018 году.

Как Вы знаете, бюджетные учреждения, являясь одной из форм некоммерческих организаций, на основании статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) ведут бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены Федеральным законом от 06.12.2011 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

У медиков забрали аванс

Дыра в бюджете. Медсестрам выдали по 100 гривен и попросили дожить до конца месяца.

Харьковских врачей и медсестер оставили без аванса. «Наверное, нас наказали», — со слезами на глазах говорят медсестры, держа в руках 100-гривневую купюру. Чиновники оправдываются, что денег в бюджете не хватило.

Три поликлиники Коминтерновского района приняли на себя оборону карантина: уже третью неделю работают с 8.00 до 20.00. В первой детской, 19-й и 21-й взрослых поликлиниках принимают даже в выходные. В конце прошлой недели медикам сообщили: из-за тяжелого материального положения они получат сокращенный аванс. «В пятницу, тринадцатого, как раз дали бумажку в 100 гривен. Мы и не знали, что с ними делать, плакали прямо у кассы», — говорит медсестра Татьяна. У всех получилось примерно треть от обычной суммы. Когда ждать следующую партию денег, кассиры сказать не смогли.

Недоплату своим врачам в райсовете комментируют неохотно. «Все получили 10% от заработной платы вместо обычного аванса в 35—37%», — говорит начальник финуправления Коминтерновского района Елена Коликова и разводит руками, утверждая, что сейчас в районе очень «тяжелое финансовое положение». Откуда дыра и почему ее нет в других районах, не говорят. С другой стороны, по словам Игоря Шурмы, отвечающего за городскую медицину, деньги медикам найти районные чиновники попросту не захотели. По его словам, главы районов, понимая, что у них прохудились бюджеты и зарплаты медикам платить будет уже нечем, должны были попросту взять беспроцентный кредит в казначействе. Но этого никто не сделал. Со своей стороны, в мэрии пообещали взять ситуацию в Коминтерновском районе под свой контроль, пообещав, что с медиками рассчитаются в ближайшее время.

А вот «гриппозные» надбавки, обещанные Кабмином, ждать не стоит. «Постановление четко регламентирует, кому должны платить дополнительно. Харьков не входит в зону карантина, мы не перешагнули эпидпорог, денег из Киева ждать нечего. Некоторые врачи остаются в нерабочее время, будем считать, искать средства, чтобы оплатить их труд. Не в четырехкратном размере, но хотя бы немного».