Написать письмо владыке

Уважаемый посетитель сайта!

С этой страницы Вы можете отправить электронное письмо Преосвященному Иннокентию, епископу Мариинскому и Юргинскому.

Важный момент. Не все письма дойдут до глаз владыки. К сообщениям есть четкий перечень правил, которые следует соблюдать. Отправляя письмо епископу, его нужно правильно оформить.

Сообщения от неких «анонимов», «читателей», «гостей» и других пользователей под псевдонимами не пройдут отбор. Их попросту расценят, как спам и содержание этих сообщений не дойдёт до адресата. Поэтому Вам будет необходимо предоставить информацию о себе: фамилию, имя и отчество; адрес электронной почты – для направления ответа; населенный пункт, где Вы живете. Затем следует указать тематику обращения, после чего лаконично изложить суть обращения и отправить его.

Кроме того, не следует забывать о церковном этикете. Электронное письмо к правящему архиерею Мариинской епархии Вы можете начать со следующего обращения: «Ваше Преосвященство!» или «Преосвященнейший владыка Иннокентий!» либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко». Для делового стиля приемлемо обращение «Уважаемый владыка!».

Для тех, кто выполнит столь несложные требования, двери интернет-приемной открыты.

Письмо Владыке Диомиду

Помня эти слова, побуждаемые нашей христианской совестью, мы, рабы Божии Валентина, Галина, Тамара, Марина, отр. Владислав (из Нижегородской обл.) вновь обращаемся к Вам, уже в преддверии июньского 2008 г. Архиерейского Собора, ибо сама жизнь ставит вопрос, который требует скорейшего разрешения.

Каждый раз, когда Вы обращались с открытым письмом к Патриарху, архиереям, клирикам, монашествующим и всем верующим, мы надеялись, что, наконец-то, что-то изменится. Однако, архиереи МП, применив тактику замалчивания, решили утопить насущные проблемы в «болоте молчания», по-прежнему ведя народ Божий по пути глобализации, по широкому пути прямо в ад.

Дорогой Владыко Диомид!

Вы сами видите и, несомненно, лучше, чем мы, осознаете, что предательство веры православной нашими епископами во главе с патриархом достигло угрожающих, устрашающих «высот» или «глубин» (не знаем, как правильнее сказать): когда летом 2006 г. на Саммите религиозных лидеров православные подписали «Итоговый документ», отрекаясь от Св. Троицы и признавая единого «Всевышнего», одного для иудеев, мусульман, христиан; когда в октябре 2007 г. в Равенне был принят совместный документ с католиками «О единстве соборности, церковности и власти»; когда совместные молитвы с еретиками и иноверцами становятся рядовым явлением; когда осквернение людей и храмов через принятие сатанинских номеров выдается за благо; когда тотальная слежка оправдывается, как необходимость биометрического паспорта; когда на совместных с еретиками и иноверцами «молитвах» о «единстве христиан» (католиков, баптистов, лютеран, пятидесятников и т. д.) приносятся «молитвы покаяния о грехе разделения». – т. е. хранение чистоты православной веры, заповеданной нам Самим Христом и переданной св. отцами называют теперь «грехом гордыни» – и наши «православные» архипастыри берут на соборную душу Церкви «грех разделения» с еретиками-инославными. (Подобная молитва состоялась 25.01.08г. в Москве в католическом храме Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии); когда оскверняются святыни, алтари, иконы чипизацией их; когда попирается Крест Господень, заменяются антиминсы; пишутся кощунственные иконы, возносятся молитвы о благоденствии сатанинской власти и за патриарха-экумениста, сокращаются службы и т. д.

Наконец, наступает момент, когда задаешься вопросом: как может существовать вместе Свет и тьма, Истина и ложь? Может ли быть в Церкви Христовой такой союз? У Бога, конечно, нет. А у нас?

Религиозно-нравственное падение епископов является одним из самых характерных признаков последних времен. Сейчас подобное падение стало практически повсеместным. Сам факт, что открыто обличить ересь экуменизма осмелился единственный (!) архиерей, говорит о многом.

Однако, Владыко, ни Ваши обличения, ни письма, увещевания, обращения сотен, тысяч православных (в том числе и наши) не произвели в среде руководства МП покаяния или каких-либо перемен к исправлению.

Прп. Феофан Полтавский в письмах к чадам предупреждал, что «особенно ужасно падение епископов, когда они отступают от догматов веры или, как выражается Апостол: когда они желают извратить благовествование Христово». (Гал. 1:7) Таковым повелевает Апостол изречь анафему: «Кто благовествует не то, что мы благовествовали, да будет анафема». (Галл. 1:9)

Владыко, но кто же будет анафематствовать еретиков?

О. Рафаил (Берестов) в одном из интервью сказал: «а если «созреют» православные архиереи до созыва Поместного Собора РПЦ, то соберутся и отсекут «мечом веры» от тела Церковного все ереси, как злокачественные опухоли на теле Церковном, и всех еретиков устранят от церковного управления. Тогда мы будем поминать тех архиереев, которые встанут у руля Церковного, а бывшие недостойные иерархи будут нам как язычники и мытари».

Странно слышать подобные слова от многоуважаемого пастыря, предпочитающего не самому броситься на защиту попираемой веры православной, а тихо сидеть в горах, молясь об отступниках и хулителях Божиих и дожидаясь, пока сборище «недостойных иерархов» сами по себе «созреют» и отсекут самих себя от тела Церковного. Реально надо смотреть на вещи и называть все своими именами. Если за 2 года никто из епископов публично, открыто не поддержал Вас, Владыко, то как же соберутся отступники и предатели и осудят самих себя? Почему отступники? Почему предатели? Молчанием предается Бог.

«Молчать об Истине то же, что отвергать ее» (Св. Максим Исповедник).

История Православной Церкви знает много славных имен горячих защитников веры, которые оставляли кельи, монастыри, затворы и шли защищать святое православие: Максим Исповедник, Марк Эфесский, Николай Чудотворец, Великий Евфимий, св. Даниил Столпник, Феодосий Великий, Савва Освященный и многие, многие другие…

Грустно и страшно, что даже верные Христу пастыри не имеют мужества, стали боязливы, и нам, мирянам, ничего не остается, как хранить веру православную, кто как может. Да поможет нам Бог!

Дорогой наш Владыко Диомид! Вы наша последняя надежда на то, что Господь укрепит Вашу веру, подаст мужество, и вы на Архиерейском Соборе обличите еретиков-экуменистов поименно вместе с их ересью, в соответствии со святыми канонами.

Нельзя терпеть подобное нечестие, оскорбляющее Господа, нельзя попирать святыню. Пусть вопят, что мы раскольники. Не раскол, а разделение: не может быть вместе Свет и тьма, Церковь Христова и церковь лукавнующих. Увидят верные и поймут, что есть у нас еще Пастырь добрый, с которым можно идти в Царствие Божие ко Христу.

Все боятся отпасть от Церкви, не поминая отступников. Но по канонам, которые Вы знаете лучше нас, Владыко, достоин чести тот, кто отделил себя от общения с еретиком, даже прежде соборного решения, если ересь говорилась принародно, открыто и ересь эта осуждена ранее Собором.

Экуменизм осужден на Соборе в 1948 г. А патриарх Алексий II в Рождественском послании 2007 г. одобрил прошедший Саммит религиозных лидеров и его экуменистические решения, и это все читалось с амвонов храмов православных. Да еще и эта совместная молитва с католиками во Франции, на весь православный мир скомпрометировал себя «Святейший», грубо поправ Св. каноны.

Так сколько можно медлить, тянуть, чего ждать, причащаясь из одной Чаши с отступниками?

Слово Божие говорит однозначно: «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден». (Тит. 3:10)

Прп. Феофан Полтавский тоже предупреждает, что медлить тут не нужно, иначе за равнодушие к отступлению от Истины тебя может постигнуть Суд Божий: «…поелику ты тепл, а не горяч и не холоден, то изблевати тя из уст моих имам». (Откр. 3:16)

Тучи на мировом горизонте сгущаются, поэтому нужно бороться с этими врагами. А если не будем бороться, то за свою теплохладность будем наказаны Господом. Он свое отмщение воздаст не только им, но и нам.

Что можем сделать мы, миряне?

«Личное свидетельство является самым страшным сопротивлением, поскольку предполагает единомыслие и единодушие сердца. Следовательно, когда ради Христа мы отказываемся от подчинения безбожным решениям, то это составляет самое взрывоопасное сопротивление». (Георгий Металлинос)

Но в чем же заключается сейчас наше исповедничество? Ответ в Слове Божием: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, выйдите из среды их и отделитесь, и я прииму вас». (2 Кор. 6: 14-18)

Вот какое категоричное повеление Божие, нам ли не послушать его, желая спастись?

Мы оставили попранные храмы, не причащаемся у еретиков. Нас называют сектантами, раскольниками, в прелести и т. п.

Однако, прп. Феодор Студит дает грозное предупреждение о причащении у еретиков: «Оно не освящает, а оскверняет, оно не духовная Божественная пища, а яд духовный». И далее: «действительно, брат, это бездна и сеть диавола».

Знайте, Владыко, многие христиане оставили оскверненные храмы, боясь оскорбить Всемогущего Бога.

Все свое упование, надежду, возлагаем на Того, Кто сказал: «Слушайте, возлюбленные мои, говорит Господь: вот перед вами дни скорби и от них Я избавлю вас. Не бойтесь и не сомневайтесь, ибо вождь ваш – Бог. Если будете исполнять заповеди и повеления Мои, говорит Господь Бог, то грехи ваши не будут бременем, подавляющим вас и беззакония ваши не превозмогут вас». (3 Езд. 16:75-77)

Владыко, дорогой, дерзайте!

Больше некому отсечь ложь от Истины, отделить Церковь Христову от церкви лукавнующих. Чего нам бояться, если с нами Бог!

Да благословит Вас Господь и подаст силы для служения Ему.

С любовью о Господе, ждем, верим, надеемся:

р. Божии: Галина, Валентина, Тамара, Марина, отр. Владислав.

Написать письмо владыке

Епископа в православии называют ангелом Церкви. Поэтому он заслуживает, соответственно, более почтительного отношения. Обращаясь к архиерею, следует говорить «Владыко». В третьем лице его называют «Владыка» с добавлением имени.

В официальной речи епископа следует называть «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». В третьем лице говорят: «Его Преосвященство».

При обращении к архиепископу и митрополиту следует говорить «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыко». В третьем лице говорят: «Его Высокопреосвященство».

Обращаясь к патриарху, говорят: «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыко». В третьем лице говорят: «Его Святейшество». Начиная разговор с епископом, следует прежде всего попросить у него благословения: «Благословите, Владыко» или «Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)».

Письма к епископу начинают фразой: «Владыко, благословите» или «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите». Прошение епископу следует писать в следующей форме:

«Его Преосвященству Преосвященнейшему (имя)

Епископу (название епархии)

Прошение Патриарху пишут следующим образом:

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси

Заканчивать прошение или письмо надо словами: «Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства. »

Подписываться следует: «Смиренный послушник Вашего Преосвященства. », если пишущий находится на церковном послушании. В нижней части письма ставят дату по старому и по новому стилю, при этом указывают имя святого, память которого чтится в этот день. Например: «5/18 июля 2005 г. по Р. Х. Прп. Сергия Радонежского». Чтобы попасть на прием к епископу, надо прийти в епархиальное управление, найти секретаря или заведующего канцелярией и сообщить причину своей просьбы о приеме.

Перед входом в кабинет епископа следует произносить молитву: «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». Затем нужно перекреститься на иконы в красном углу, после чего можно подойти к епископу и попросить благословения.

В епархиальном управлении всегда находится много священников. Не нужно просить благословения у каждого из них, особенно если при этом присутствует архиерей. В этом случае достаточно приветствовать их наклоном головы.

Когда епископ выходит из кабинета, к нему подходят за благословением. При этом следует соблюдать порядок: сначала благословение получают священники по старшинству сана, затем миряне – мужчины, а потом женщины.

Если епископ с кем-нибудь беседует, нельзя прерывать его просьбой о благословении. Следует подождать окончания разговора. Собираясь на прием к епископу, нужно заранее обдумать свою просьбу и обращение, чтобы изложить их кратко, без лишних слов и жестов.

По окончании приема снова просят благословения и крестятся на иконы в красном углу, после чего могут уйти.

Обсуждения

КАК ПРИНЯТО ОБРАЩАТЬСЯ К СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ

13 сообщений

Может быть, Вам будет интересно и полезно знать, что в РПЦ форм обращения к священнику, при написании ему письма, очень много. Существует официальная форма: «Ваше преподобие». Так обращаются к приходскому священнику, не имеющему каких-либо наград или степеней. К священнику, имеющему сан протоиерея, официально обращаются «Выше высокопреподобие».

Когда же человек пишет священнику, с которым он достаточно близко знаком — хотя и не настолько, чтобы звать его просто по имени, как очень близкого друга — он пишет: «Отче» (это звательный падеж от слова «отец»). Можно написать «Отче Якове», тут появляется оттенок лёгкой шутливости, как и в обращении «Батюшка». Нужно очень крепко подумать: в таких ли вы отношениях, чтобы эта лёгкая шутливость была уместна.

Если человек хочет подчеркнуть свой атеизм, свой антиклерикализм, своё нежелание обращаться к священнику «на церковный манер», он обращается к священнику так же, как и ко всем прочим людям, обычно — с подчёркнутой вежливостью. Например, ко мне такой человек может обратиться «Уважаемый Яков Гаврилович». Так во Франции после революции 1793 года ко всем стали обращаться «гражданин», в России после 1917 года — «товарищ».

Многие люди сегодня просто, действительно, не очень знают, как обращаться к священнику и пишут: «отец Яков Кротов», «священник Яков Кротов». Могут написать или сказать «святой отец». Делают так из лучших чувств, но всё же это ошибка.

Правильно писать и говорить: «Отец Яков» (фамилия опускается; если не в начале строки, то «отец» с маленькой буквы). Уместно добавить к этому «уважаемый» или «дорогой».

Некоторые протестанты из принципа не желают называть священника «отец». Такие люди должны обращаться к священнику по имени и отчеству, как они обратились бы к президенту, например. Назвать меня «брат Яков» (бывает) можно, но отвечать я на такое обращение не буду.

Из других соображений отказываются обращаться ко мне как к священнику некоторые православные; ответа не дождутся и они.

Может быть, Вам будет интересно и полезно знать, что в России форм обращения к священнику, при написании ему письма, очень много. Существует официальная форма: «Ваше преподобие». Так обращаются к приходскому священнику, не имеющему каких-либо наград или степеней. К священнику, имеющему сан протоиерея, официально обращаются «Выше высокопреподобие».

Иногда можно встретить утверждение, что к любому священнику следует обращаться «Ваше высокопреодобие», а «Ваше преподобие» — это обращение к диакону или протодиакону. Однако, обращение к Табели о рангах, показывает, что обращение к рядовому священнику и к диакону или протодиакону одно — «Ваше преподобие».

Формы «Ваше преподобие», «Ваше высокопреподобие» в современном русском православном обиходе почти исчезли (не было их в допетровской Руси), их употребление указывает, скорее, на недоброжелательность, прикрываемую подчёркнутой официозностью. Единственный контекст, в которым они нормальны — это в обращении от архиерея к священнику, тут подчёркнутая вежливость есть проявление смирения со стороны вышестоящего.

Когда же человек пишет священнику, с которым он достаточно близко знаком — хотя и не настолько, чтобы звать его просто по имени, как очень близкого друга — он пишет: «Отче» (это звательный падеж от слова «отец»). Можно написать «Отче Якове», тут появляется оттенок лёгкой шутливости, как и в обращении «Батюшка». Нужно очень крепко подумать: в таких ли вы отношениях, чтобы эта лёгкая шутливость была уместна.

Я, кажется, понял, откуда пошла нынче байка про то, что до революции было нормально обращаться к священнику по имени-отчеству. В официальных бумагах, конечно, такого нет, и даже в дружественных письмах такого не встречал. А вот что было — в устной речи — это употребление имени-отчества в интимнейшем общении. В классическом виде — «Старосветские помещики». Помнится, так обращались друг к другу в 1970-е супруги Пестовы. Встречается и у Лескова, в том числе, в соборянах, где попадья к мужу — «ты, отец Савелий», а он к ней по имени-отчеству. Здесь использование официального обращения обыгрывается иронически, становится частью интимной игры. Но, признаться, я всё же даже у Лескова вот так навскидку не встретил примеров обращения к священнику по имени-отчеству, хотя смутно кажется, что было.

ОБРАЩЕНИЕ К ЕПИСКОПАМ

Духовенство делится на епископов и священников. Священники — помощники епископов. Обращение к епископам подчёркнуто почтительное. Для современного человека — слишком почтительное. Формы обращения к высшему духовенству сложились в Средние века, отражают очень архаичные представления о иерархизме. Впрочем, нормальные люди — и священники, и епископы, и миряне, к ним обращающиеся — понимают, что это формальность, которую лучше соблюдать, пока не изменилась сама атмосфера в Церкви, но которой не нужно придавать большого значения. Не нужно думать, что, если к Патриарху обращаются «Ваше Святейшество», то его считают святее Создателя. Такое понимание — это непонимание природы языка.

Итак, к патриарху при личной встрече обращаются «Ваше Святейшество». Можно добавить: «Ваше Святейшество, Святейший отец». Если атмосфера беседы достаточно интимная, можно ограничиться обращением «владыко». «Владыко, я бы хотел попросить. » Если атмосфера беседы не очень интимная, можно обращаться: «Владыко святый, нельзя ли спросить. «. Именно «святый», а не «святой», и именно «владыко святый», а не «святый владыко», «святой владыко». Обращение — это словесный штамп, и менять этот штамп не следует.

К митрополитам и архиепископам при личной встрече обращаются «Ваше высокопреосвященство», к епископам «Ваше преосвященство».

Если Вы не обращаетесь к живому человеку, а говорите о нём (например, пишете информацию для газеты), то можно сказать: «Его преосвященство архиепископ Александр поехал. «. «Архиепископ Австралийский Александр поехал». Некрасиво звучит: «Архиепископ Александр поехал». Так можно сказать только, если Вы в начале текста уже назвали полный титул.

Стоит помнить, что стили светской и церковной прессы различаются. В церковной прессе уместно называть епископа «преосвященный Александр», «владыка сказал», «владыка Александр сказал». В русской светской прессе это будет звучать так, словно православный журналист навязывает читателю свой этикет.

Если Вы обращаетесь к епископу письменно, то, даже если Вы не его подчинённый, вежливо на конверте или над текстом письма указать: «Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Имяреку», «Высокопреосвященнейшему митрополиту Австралийскому. «, «Преосвященнейшему епископу Содомскому. «. А затем уже начать собственно текст письма обращением: «Ваше Святейшество», «Ваше Высокопреосвященство».

Внимание: существуют особые правила для обращения к епископу со стороны нижестоящего, подчинённого ему лица. Священник своему епископу (или епископу другой епархии, но той же Церкви) пишет более вежливо: «Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек» от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага)». Затем уже идёт обращение: «Ваше Преосвященство». Допустимо даже написать:» Ваше Преосвященство, милостивейший архипастырь». Письмо к епископу священник или мирянин обычно заканчивает словами: «Остаюсь в надежде на Ваши архипастырские молитвы».

Все эти правила действительны только для России, даже среди русских, живущих в Западной Европе или в Америке, нормы уже несколько другие — обычно, в сторону упрощения.

Кроме слов, при личной встрече с православным духовенством возможны, даже обязательны, и жесты. Эта система тоже восходит к Средним векам, но это не повод её игнорировать — во всяком случае, для верующих людей. В России и эти нормы соблюдаются жёстче, чем в других странах. Если подчинённый патриарху священник, вызванный к нему в кабинет, совершит земной поклон, это будет вполне нормально. Но, конечно, возраст священника тоже имеет значение!

Вполне нормально заменить земной поклон поясным, символически обозначив прикосновение к земле опусканием вниз правой руки так, чтобы она коснулась пола или, во всяком случае, чтобы было видно, что Вы хотели бы коснуться пола, и сказать: «Благословите, преосвященнейший владыко», «владыко, благослови», «благослови, владыко». Последние две формулы — менее формальные и не всегда уместны.

При обращении к священнику кланяться не принято, а просто складывают ладони (правая поверх левой) и говорят: «Благословите», «благословите, отче», «батюшка, благословите». Священник совершает крестное знамение над Вами, и нужно поцеловать ему руку. Целуют руку и епископу после благословения.

Обычай целования руки обречён на исчезновение по мере европеизации — то есть, утверждения менее иерархических, экстериоризированных («внешних») представлений о «чести» и достоинстве личности. На Западе и среди православных целование рук духовенству не очень принято.

В России пока обычай смягчается тем, что священник, дав благословение, трижды целуется с мирянином (а епископ может так же поцеловаться со священником). «Поцелуй» в данном случае, скорее, «ликовствование» — соприкосновение щеками, а не губами, да и соприкосновение может быть символическим, «воздушным». Здесь уже начинаются оттенки, связанные с отношениями между конкретными людьми, и эти оттенки усваиваются (а отчасти и формируются) по мере жизни с тем или иным человеком.

Правила церковного этикета

Как правильно обращаться к священнику, к митрополиту. Как правильно написать письмо владыке? Как вести себя за столом, который возглавляет епископ или. Святейший Патриарх?
Об этом и о многом другом – замечательная книга епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол».
М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007.

http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=243
С полезными фрагментами этой книги хочу познакомить и вас.

Как правильно обращаться к духовному лицу?

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;
к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»;
к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.
Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

Сами священнослужители не должны именовать себя отцами. При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д. Неуместно, когда священник представляется: отец Павел. Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.
К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество».

Вы решили написать письмо епископу (архиепископу, митрополиту)

Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему (имя),
Архиепископу (название кафедры),
Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
Его Высокопреподобию (Преподобию)
Протоиерею (или иерею) (имя, фамилия) (Должность).

При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.
Адрес-титул — это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например: «+ Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский». Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.

Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко можно проиллюстрировать так:

Иеродиакон, Диакон, Протодиакон, Архидиакон — отец (имя);

Иеромонах, Иерей — Ваше Преподобие, отец (имя);

Игумен Архимандрит, Протоиерей, Протопресвитер — Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Игумения — Досточтимая матушка(имя);

Монах, монахиня — Честной брат/сестра (имя);

Епископ — Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка (имя);

Архиепископ, Митрополит — Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка (имя);

Патриарх — Ваше Святейшество, Святейший Владыка (имя)

Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми. Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею — комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

Церковные приемы, обеды, банкеты

В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.
Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.
Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример — праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.
Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.
Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.
Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение.
Прибывающие на прием гости — как светские люди, так и священнослужители, — подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от Церкви, может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.

Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.

Если рядом находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято. Также не принято раньше времени вставать и выходить из-за стола на званом обеде.
Полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно оставляется на столе. В некоторых странах считают, что, если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к этому столу, что является нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах. Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы, ею не следует вытирать лицо и руки, а можно лишь промокнуть губы.
Столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы. С левой стороны ставится еще одна небольшая тарелочка для хлеба. Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки — с левой стороны. При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем. Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по размерам меньше других. Нож и вилка для рыбного блюда также отличаются внешним видом: нож имеет тупое лезвие, а вилка шире обычной, предназначенной для мяса. Десертные нож, вилка и ложка, имеющие небольшие размеры, как правило, кладутся отдельно за тарелкой, перпендикулярно остальным приборам.
Нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на край стола. Недопустимо есть во время произнесения тостов, а также поглощать содержимое бокала или стакана слишком быстро, залпом. На фуршете не следует ходить с тарелкой, одновременно поглощая с нее
пищу, нельзя набрасываться на еду. Крайне тягостное впечатление производят те, кто сооружает на своей тарелке гору из закусок, так, что они едва не вываливаются через край.
Хлеб можно брать только рукой, его следует отламывать небольшими кусочками. Фрукты, подаваемые на десерт, также аккуратно нарезаются дольками, а не откусываются.
Нельзя есть с ножа или брать ложкой то, для чего используется вилка. Брать на вилку надо столько, сколько может на нее поместиться. Если столовый прибор упал на пол, не следует заниматься его поисками, а тем более привлекать к этому окружающих: нужно просто попросить у официанта новый прибор.

Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.
Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.

Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой — это требование относится, главным образом, к посещению храма.
Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.

Как обращаться к священнику

Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, так как точно не знают, как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник – духовный пастырь, и для него важно помочь своим прихожанам.

Знание церковного этикета
Инструкция
1 При встрече со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословение: кланяются в пояс, коснувшись земли, и говорят: «Отец Иоанн, благословите». Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите». При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа» и кладет правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, лобызая руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило действует при прощании со священником.
2 Благословение уместно испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например, перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.
3 Согласно этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благоговение. Бестактно обращаться за благословением к священнику во время богослужения, когда он направляется к месту исповеди или крещения. Если прихожанин встречает священника на улице, благословения испросить можно. Но если батюшка занят или торопится, разумнее ограничиться поклоном. У диакона – помощника священника – благословения не испрашивают. Если необходимо к нему обратиться, можно сказать, например: «Отец диакон, состоится ли завтра крещение?».
4 Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.
5 Обращаясь к священнику письменно, употребляются формы «Ваше преподобие» (при обращении к иерею), «Ваше высокопреподобие» (при обращении к протоиерею).

Как приветствовать священника

Верующему человеку очень важно соблюдать церковный этикет, который значительно отличается от светского. Например, встречая священнослужителя на улице, нужно обращаться к нему особым образом.

Инструкция
1 Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавайте руку священнику, только если лично и давно знакомы с ним. В противном случае это будет восприниматься слишком фамильярно.
2 Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
3 В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
4 Если присутствует несколько священников во главе с Архиереем (управляющим всей епархией), за благословлением подходите только к нему. Если священников много и Архиерея среди них нет, подойдите и у попросите благословения у старшего по званию. Узнать это можно по кресту, который носит священник на груди.
5 Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.
6 Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.
7 При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
8 Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.
9 Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.

Как задать вопрос священнику

Если вы делаете свои первые шаги на пути к воцерковлению, то вполне естественно, что у вас возникают разные вопросы. Иногда хочется узнать что-то о внешней, ритуальной стороне церковной жизни. Иногда нужно спросить о чем-то более серьезном, например, попросить совет в трудной жизненной ситуации. Но многие стесняются или боятся подойти к священнику.

Инструкция
1 Выберите удобное время. Недопустимо отвлекать священника во время совершения церковных Таинств. Лучше всего подойти к священнику после окончания службы. Сначала нужно попросить у батюшки благословения. Сложите руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, поцелуйте руку священника. Это не только знак почитания к лицу, носящему священный сан, но, самое главное, — принятие благословения от Самого Господа. После этого можно задавать вопрос.
2 Ничего нет страшного, если вы не знаете, как себя вести в том или ином случае (как просить благословения, как правильно ставить свечи, как прикладываться к иконам и т.д.). Если вам тяжело совершить какой-то обряд (например, попросить благословения), не заставляйте себя. Ваш приход к вере должен быть свободным и добровольным, а выполнение обрядов — осознанным. Священник будет доброжелателен к вам в любом случае, даже если опыт вашей церковной жизни очень мал.
3 Во многих приходах существует специально отведенное время для бесед с прихожанами. Это наиболее подходящий вариант для того, чтобы задать вопрос, ведь можно точно быть уверенным в том, что у священника есть для вас время. Если такие беседы при храме не проводятся, просто узнайте у священника, когда он сможет уделить вам время.
4 Многие задают вопросы священнику во время собственной исповеди. Это вполне допустимо, но только надо помнить, что вы не должны слишком надолго задерживать священника, ведь наверняка ему предстоит исповедовать и других прихожан, а это занимает немало времени. К тому же исповедь — это таинство, требующее серьезного молитвенного настроя и глубокого стремления очиститься от грехов. Если вы все-таки хотите задать свой вопрос во время исповеди, подумайте, будет ли это уместно.
5 Сейчас широко практикуется общение со священниками через интернет. На различных сайтах, форумах, в социальных сетях есть возможность задать вопрос тому или иному батюшке. Зачастую это можно сделать анонимно, что, конечно, очень удобно. Но надо учитывать, что далеко не на все вопросы батюшка способен ответить виртуально. Он может дать лишь общие рекомендации или направить ваши мысли в определенное русло. Но всецело полагаться на такое виртуальное общение не стоит, так как только при личной беседе священник сможет глубоко вникнуть в вашу ситуацию.