Разрешение на рекламу

О проблемах идентификации внешних информационных носителей в Киеве

После внесения 18 марта 2008 года последних изменений в Закон Украины «О рекламе» от 3 июля 1996 года (Закон) предприниматели, имеющие отношение к размещению внешней рекламы на улицах Киева, обратили особое внимание на некоторые из этих изменений, расценивая их как нововведения, изменяющие или улучшающие их отношения с властью города в сфере размещения наружной рекламы.

Речь идет о статье 9 Закона (идентификация рекламы), в соответствии с которой законодатель отдельно выделил вывески и таблички как объекты, не считающиеся рекламой.

Сразу хочется обратить внимание на то, что это вовсе не новость. Так, в соответствии со статьей 16 Закона в Киеве действует Порядок размещения внешней рекламы в г. Киеве, утвержденный распоряжением Киевской городской госадминистрации № 1100 от 23 августа 2007 года (Порядок). Этот Порядок, как, собственно, и предыдущий, уже четко регламентирует отдельно размещение рекламных средств и размещение вывесок или табличек.

Согласно части 6 пункта 1.3 Порядка, вывеска или табличка — информация о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, профиле его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), о времени работы, — размещенные на внутренней поверхности (в витрине) собственного или арендованного лицом помещения, на внешней поверхности дома или сооружения, не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или арендованное лицом помещение, возле входа в такое помещение.

Закон, в части 6 статьи 9, определил такое же понятие вывесок или табличек, указав, что вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), времени работы, расположенная на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещения, на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, возле входа в такое помещение, не считается рекламой.

Правовой режим размещения объектов, с помощью которых происходит донесение информации до потребителей, может быть разным. Он зависит от типа этих объектов: рекламные средства (средства, используемые для доведения рекламы до потребителя, статья 1 Закона), объекты в виде табличек, вывесок, информационных указателей органов власти, а также объекты благо­устройства города, которые регулируются совсем иными нормативно-правовыми актами, в частности Законом Украины «О благоустройстве населенных пунктов».

Учитывая то, что чаще всего на практике возникает много вопросов относительно порядка размещения рекламных средств и информационных вывесок или табличек, необходимо определить разницу между ними. Таким образом, для того чтобы определиться с правовым режимом размещения вывесок, табличек или рекламных средств, необходимо четко идентифицировать это средство и информацию, которую оно должно донести до потребителя.

Для этого необходимо отличать рекламу от другой информации, размещенной на внешнем носителе. В соответствии со статьей 1 Закона реклама — информация о лице или товаре, которая распространена в любой форме и любым способом и должна информировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно такого лица и товара.

Однако для того чтобы утверждать, что данная информация является рекламой, необходимо, чтобы она отвечала ее признакам по следующим показателям: содержательный (что размещено) и внешний (на чем размещено). Принадлежность к одному из них и отсутствие другого может привести к неправильным выводам относительно идентификации такой информации. Так, если средство содержит информацию о зарегистрированном наименовании лица, оно, в зависимости от внешних признаков, может быть идентифицировано и как рекламное средство, и как вывеска.

Эту зависимость попробуем отобразить в табличной форме (см. таблицу 1).

Как видно из таблицы 1, действующее законодательство достаточно четко регламентирует содержательные и внешние показатели рекламных средств, чего не скажешь о вывесках и табличках. Понятие вывески включает в себя, согласно существующим нормам, только содержательный показатель. А вот что касается внешнего показателя, то на практике чаще используется принцип «от обратного», то есть если тип носителя информации подпадает под определение рекламной конструкции, то его идентифицируют как рекламу, а не вывес­ку. И в этом, по-моему, есть смысл.

Так, согласно Толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «вывес­ка — пластина с надписью или рисунком, сообщающими о названии учреждения, о роде его деятельности». То есть исторически сложилось так, что вывеска рассматривается как некоторое не очень объемное, небольшое, плоское средство носителя информации, которое размещается рядом с местонахождением того или иного товара или лица.

Однако, учитывая то, что в законодательстве этот вопрос не нашел своего отображения, справедливо, что предприниматели, в случае возникновения желания разместить информацию, которая носит характер вывески, в виде, например, объемно-пространственной конструкции, столкнутся с проблемой получения разрешения на размещение рекламы. Это следствие того, что понятие рекламных конструкций четко регламентировано на законодательном уровне, а объемно-пространственная конструкция является рекламной по определению вне зависимости от информации, которую она несет. Во избежание такого рода «казусов», желательно подумать об этой проблеме заранее, а именно в процессе составления и согласования проектной документации

Общеизвестно, что любой субъект предпринимательской деятельности, пла­нирующий осуществление своей деятельности в отдельном помещении, очень час­то занимается либо строительством такого помещения (новое строение), либо реконструкцией или капитальным ремонтом уже существующего. При этом, в соответствии с законодательством, согласование строительства и утверждение его отдельной составляющей в виде фасада (паспорта фасада) является обязательной процедурой. Необходимо иметь в виду, что если соответствующее управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды в процессе согласования внешнего вида фасада согласует вывеску в любом ее виде как конструктивный элемент и неотъемлемую часть фасада, то получение какого-либо дополнительного документа (паспорта вывески или разрешения на размещение внешней рекламы) не потребуется.

ЕРЫГИНА Юлия — начальник юридического отдела коммунального предприятия исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА) «Киевреклама», г. Киев

Рада отклонила законопроект, запрещающий русский язык в наружной рекламе

Законопроект, предусматривающий усовершенствование законодательного регулирования в области наружной рекламы, поддержал 161 нардеп.

Верховная Рада в ходе утреннего заседания отклонила законопроект №2702-д о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования законодательного регулирования в области наружной рекламы, сообщает корреспондент интернет-издания «ГОРДОН».

«За» проголосовал только 161 нардеп. Предложения отправить законопроект на доработку или на повторное первое чтение также не нашли поддержки в зале.

Цель документа заключалась в том, чтобы упорядочить сферу наружной рекламы. Предполагалось, в частности, что за пределами населенных пунктов расстояния между наземными средствами наружной рекламы на одной стороне автомобильной дороги общего пользования не могут быть менее 200 метров.

Законопроектом предлагалось дополнить закон Украины «О рекламе» пунктом о том, что языком наружной рекламы является государственный язык.

«Коммерческое (фирменное) наименование, торговая марка (знак для товаров и услуг), географическое указание приводятся в наружной рекламе в том виде, в котором им предоставлена правовая охрана в Украине в соответствии с законодательством», – говорится в документе.

После того как Верховная Рада отклонила законопроект, один из его инициаторов, нардеп от «Народного фронта» Виктория Сюмар, назвала голосование «лоббистским».

Она подчеркнула, что многолетняя работа многих экспертов «была абсолютно нивелирована людьми, которые имеют прямые интересы в сфере наружной рекламы».

Согласно закону «О рекламе», язык рекламы определяется статьей 26 закона «Об основах государственной языковой политики» (закон Колесниченко–Кивалова) . В ней указано, что «рекламные объявления, сообщения и другие формы аудио- и визуальной рекламной продукции выполняются на государственном языке или на другом языке на выбор рекламодателя».

28 февраля 2018 года Конституционный Суд Украины постановил, что закон Колесниченко–Кивалова является неконституционным, так как его принятие не соответствовало процедуре рассмотрения законопроектов Верховной Радой.

Наружная реклама в Украине: Проблемы и пути решения

Наведение порядка с размещением наружной рекламы (как в пределах населенных пунктов, так и вне их) позволит сократить количество рекламы на улицах городов на 40-60%, привлечь инвестиции для благоустройства населенных пунктов и существенно увеличить поступления средств в местные бюджеты

Александр Опанасенко

Александр Опанасенко

Народный депутат Украины VIII-го созыва

Наведение порядка с размещением наружной рекламы (как в пределах населенных пунктов, так и вне их) позволит сократить количество рекламы на улицах городов на 40-60%, привлечь инвестиции для благоустройства населенных пунктов и существенно увеличить поступления средств в местные бюджеты

Рекламу рядовые граждане в большинстве своем не любят. Она преследует нас в средствах массовой информации, в магазинах, на улицах городов и городков, словом, спрятаться от нее сегодня практически невозможно. Фредерик Бегбедер, автор «99 франков», весьма скандального произведения о рекламной «кухне», как-то заметил, что реклама прочно, словно спрут, захватила мир в свои объятия. «. Начав с фиглярства, она теперь управляет нашей жизнью». Поэтому (хотим мы этого или нет) нам не остается ничего другого, как воспринимать ее как неотъемлемую составляющую нашего существования в современном мире. Но мы должны сделать так, чтобы она не мешала нам нормально жить.

Чаще всего граждане жалуются именно на наружную рекламу, которая буквально заполонила улицы наших городов. Скопление билбордов, лайтбоксов и других изделий рекламной продукции не делает ее нарядной и создает определенный визуальный дискомфорт для людей.

Что стало причиной такой ситуации? Как по мне, отсутствие четких правил игры на этом рынке, которые, конечно же, должны задавать власти. На сегодняшний день законодательное регулирование размещения наружной рекламы устаревшее, а Типовые правила, утвержденные постановлением КМУ, не соответствуют требованиям закона «О рекламе». Даже принятие законов Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и «Об административных услугах», которые должны были упорядочить процессы предоставления разрешений на размещение наружной рекламы, не помогло в корне изменить ситуацию.

Существующий механизм регулирования данной сферы, который предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать собственные правила касательно размещения рекламных носителей, нечетко прописанные условия выдачи разрешений открывают широкое окно возможностей для злоупотреблений и создают неудобства для бизнеса, властей и обычных граждан.

Поскольку проблема не просто назрела – она требует срочного урегулирования, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информационной политики совместно с Министерством экономического развития и торговли Украины, представителями рекламного бизнеса и экспертами подготовил и зарегистрировал комплексный законопроект, направленный на кардинальное совершенствование законодательного регулирования в этой сфере.

Авторы проекта, опираясь на основные принципы, заложенные в законах Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и «Об административных услугах», внесли изменения и дополнения в закон «О рекламе» в части, которая касается наружной рекламы.

Законопроектом вводятся единые для всех правила размещения рекламных носителей по разрешительной процедуре и четкий перечень разрешительных органов. В частности, предусматривается установление на уровне закона единого законодательного порядка выдачи (отказа в выдаче, аннулирования, переоформления, продления срока действия) разрешений на размещение наружной рекламы, прозрачного механизма оплаты и четкого и прозрачного порядка демонтажа самовольно установленных рекламных конструкций.

Проект также дает городам возможность (посредством разработки и утверждения соответствующих схем) упорядочить размещение рекламных носителей, чтобы улучшить внешний вид украинских городов. Так, впервые на законодательном уровне вводятся единые для всех требования касательно расстояний между рекламными конструкциями (в зависимости от их размера).

Законопроект вводит важные новации в этой сфере, в частности конкурсную процедуру получения разрешений. Благодаря такому подходу рекламный бизнес получит прозрачный механизм приобретения права на размещение наружной рекламы в конкурентный способ, защиту своих инвестиций и возможность планировать деятельность не на год-два, а на 5-10 лет.

В проекте также предусматривается внедрение открытой электронной базы рекламных средств, с помощью которой каждый сможет получить информацию касательно выданных разрешений, договоров на размещение наружной рекламы, которые были заключены по результатам конкурса, размер платы за временное пользование местом размещения внешней рекламы в случае, если такое место находится в коммунальной или государственной собственности, и т.д.

В общем, наведение порядка с размещением наружной рекламы (как в пределах населенных пунктов, так и вне их) позволит сократить количество рекламы на улицах городов на 40-60%, привлечь инвестиции для благоустройства населенных пунктов и существенно увеличить поступления средств в местные бюджеты.

Александр Опанасенко

Рекламно-производственная фирма Merana
Эксперт в области производства наружной рекламы

Ежедневно мы сдаём более 5 объектов наружной рекламы. На всю продукцию несём гарантию качества от 1 года.
Нас рекомендуют благодарные Заказчики

Креативность

Наша компания создает уникальный дизайн — яркий, запоминающийся, который сразу выделит Вашу наружную рекламу среди многих других.

Мы применяем при производстве только дорогие европейские краски, которые позволяют печатать в наилучшем качестве и точно передавать все цвета.

Рекламно-производственная фирма «Merana» оперативно оклеит рекламой в день получения заказа.

Баннерная вывеска от 100 грн/м 2

Таблички из ПВХ от 400 грн/м 2

Лайтбокс световой от 3 000 грн/м 2

Лайтбокс двусторонний световой от 4 500 грн/м 2

Объёмные буквы несветовые (Харьков) от 2 200 грн/м 2

Объёмные буквы световые от 3 100 грн/м 2

Материал Стандартное качество печати
(720 dpi) Фотокачество печати
(1440 dpi)

Баннер ламинированный, 440 г/м² 100.00 110.00

Баннер литой, 410 г/м² 120.00 130.00

Печать на банере литом, 510 г/м² 130.00 140.00

Сетка баннерная «Mesh» (Европа) 150.00 160.00

Печать на пленке Харьков (Оракал Харьков) (Европа) 100.00 110.00

Пленка «One way vision» (перфорированная) 150.00 160.00

Ситик бумага 70.00 80.00

Цена услуги зависит от стоимости материала, проблематичности его наклеивания и сложности конструкции.

Мы уверенны в своём профессионализме

Законодательство предусматривает монтаж и размещение наружных рекламных конструкций на витринах, транспорте, крышах и фасадах зданий. Значительная часть объектов наружной рекламы не является стандартизованными рекламными средствами, они не охватывают весь рекламный рынок. Стандартизированная же наружная реклама базируется на научной основе. Рекламные щиты являются собственностью фирм, которые специализируются в данной сфере.

На время действия договора данные специализированные фирмы имеют право доступа к эксплуатации, демонтажу имущества, к которому примыкают объекты наружной рекламы, с целью осуществления рекламной кампании.

Средства наружной рекламы устанавливаются в местах повышенной рыночной и бизнес активности. Профессионалы определяют выгодные с точки зрения интенсивности места для установки рекламных щитов, арендуют землю под них, заключают контракты с рекламодателями, осуществляют монтаж объектов. Средства наружной рекламы должны соответствовать требованиям законодательства:

— использование только в целях распространения рекламы;

— соответствие требованиям технического регламента;

— не размещать на знаках дорожного движения, опорах, других указателях рекламу без соответствующего разрешения.

Если наружная реклама установлена самовольно, без разрешения, то объект подлежит демонтажу на основании предписания ГИЦ (для Храькова).

Раздел 2. Общие требования к рекламе.

Статья 7. Принципы рекламы.
1. Основными принципами рекламы являются: законность, точность, достоверность, использование форм и способов, которые не наносят вред потребителю рекламы.
2. Реклама не должна подрывать доверие общества к рекламе и должна отвечать принципам добросовестной конкуренции.
3. Реклама не должна содержать информацию или изображения, которые нарушают этические, гуманистические, моральные нормы, пренебрегают правилами приличия.
4. Реклама должна учитывать особенную чувствительность детей и не наносить им вреда.

Статья 8. Общие требования к рекламе.
1. В рекламе запрещается:

  • распространять информацию о товарах, производство, обращение или ввоз на таможенную территорию Украины которых запрещены законом;
  • содержать утверждения, которые являются дискриминационными по признакам происхождения человека, его социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, отношения к религии, по языковым признакам, роду и характеру занятий, местожительства, а также дискредитирующие товары других лиц;
  • предоставлять сведения или призывать к действиям, которые могут повлечь нарушение законодательства, наносят или могут нанести вред здоровью или жизни людей и/или окружающей среде, а также побуждают к пренебрежению средствами безопасности;
  • использовать средства и технологии, которые действуют на подсознание потребителей рекламы;
  • содержать утверждения, дискриминирующие лиц, которые не пользуются рекламируемым товаром;
  • использовать или имитировать изображение Государственного Герба Украины, Государственного Флага Украины, звучание Государственного Гимна Украины, изображение государственных символов других государств и международных организаций, а также официальные названия органов государственной власти Украины, кроме случаев, предусмотренных законом;
  • рекламировать товары, которые подлежат обязательной сертификации или производство или реализация которых требует наличия специального разрешения, лицензии, в случае отсутствия соответствующего сертификата, лицензии;
  • содержать изображение физического лица или использовать его имя без согласия этого лица;
  • имитировать или копировать текст, изображение, музыкальные или звуковые эффекты, которые применяются в рекламе других товаров, если иное не предусмотрено законами Украины в сфере интеллектуальной собственности;
  • рекламировать услуги, связанные с концертной, гастрольной, концертно-гастрольной, конкурсной, фестивальной деятельностью, без информации об использовании или отсутствия использования фонограмм исполнителями музыкальных произведений. Этой информации должно быть отведено на афишах, других рекламных средствах указанной услуги не менее 5 процентов общей площади, объема всей рекламы;
  • распространять рекламу (включая анонсы кино- и телефильмов), которая содержит элементы жестокости, насилия, порнографии, цинизма, унижения человеческой чести и достоинства. Анонсы фильмов, которые имеют ограничение по зрительской аудитории, размещаются лишь во время, отведенное для показа таких фильмов.

2. Рекламодатель по требованию распространителя рекламы обязан предоставить документы, необходимые для распространения рекламы.
3. Реклама о проведении конкурсов, лотерей, розыгрышей призов и т.п. должна содержать информацию об условиях, месте и сроках их проведения. Информация о каких-либо изменениях условий, места и сроков проведения конкурсов, лотерей, розыгрышей призов и т.п. должна подаваться в том же порядке, в котором она была распространена.
4. Реклама тех видов деятельности, которые в соответствии с законодательством нуждаются в специальном разрешении, лицензии, должна содержать ссылку на номер специального разрешения, лицензии, дату их выдачи и наименование органа, который выдал специальное разрешение, лицензию.
5. Реклама о снижении цен на продукцию, о распродаже должна содержать сведения о месте, дате начала и окончания снижения цен на продукцию, распродажу, а также о соотношении размера снижения к предыдущей цене реализации товара.
6. Громкость звука рекламы, транслируемой по телевидению и радио, не должна превышать громкость звука текущей программы, передачи.
7. Размещение информации о производителе товара и / или товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, не считается рекламой.

Статья 9. Идентификация рекламы.
1. Реклама должна быть четко отделена от другой информации, независимо от форм или способов распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу.
2. Реклама в теле- и радиопередачах, программах должна быть четко отделена от других программ, передач в их начале и в конце с помощью аудио-, видео-, комбинированных средств, титров, рекламного логотипа или комментариев ведущих с использованием слова «реклама».
3. Информационный, авторский или редакционный материал, в котором привлекается внимание к конкретному лицу или товару и который формирует или поддерживает осведомленность и интерес зрителей (слушателей, читателей) к этому лицу или товару, является рекламой и должен быть помещен под рубрикой «Реклама» или «На правах рекламы».
4. Логотип телерадиоорганизации, которая осуществляет трансляцию программ, передач, не считается рекламой.
5. Скрытая реклама запрещается.

Статья 10. Недобросовестная реклама.
1. Недобросовестная реклама запрещается.
2. Ответственность за недобросовестную рекламу несет виновное лицо.
3. Решение о признании рекламы недобросовестной принимают органы государственной власти, определенные в статье 26 настоящего Закона.

Статья 11. Сравнительная реклама.
1. Отношения, которые возникают в связи со сравнительной рекламой, регулируются законодательством Украины о защите от недобросовестной конкуренции.
2. Ответственность за неправомерное сравнение в рекламе несет рекламодатель.
3. Решения о признании сравнения в рекламе неправомерным принимают органы государственной власти, определенные в статье 26 настоящего Закона.

Статья 12. Социальная реклама.
1. Рекламодателем социальной рекламы может быть любое лицо.
2. Социальная реклама не должна содержать ссылок на конкретный товар и / или его производителя, на рекламодателя, на объекты права интеллектуальной собственности, принадлежащие производителю товара или рекламодателю социальной рекламы.
3. На лиц, которые безвозмездно производят и распространяют социальную рекламу, и на лиц, которые передают свои имущество и средства другим лицам для производства и распространения социальной рекламы, распространяются льготы, предусмотренные законодательством Украины о благотворительной деятельности.
4. Средства массовой информации — распространители рекламы, деятельность которых полностью или частично финансируется из государственного или местных бюджетов, обязаны размещать социальную рекламу органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций бесплатно в объеме не меньше 5 процентов эфирного времени, печатной площади, отведенных для рекламы.
5. Средства массовой информации — распространители рекламы, полностью или частично финансируемые из государственного или местных бюджетов, обязаны предоставлять льготы при размещении социальной рекламы, заказчиком которой являются заведения образования, культуры, здравоохранения, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов, а также благотворительные организации.

Статья 13. Реклама на телевидении и радио.
1. Время вещания, отведенное на рекламу, не может превышать 15 процентов фактического объема вещания на протяжении астрономических суток телерадиоорганизацией любой формы собственности.
Это требование не распространяется на телерадиоорганизации, которые осуществляют трансляцию на каналах вещания, предназначенных исключительно для распространения рекламы.
2 Доля рекламы на протяжении каждого астрономического часа фактического вещания не должна превышать 20 процентов.
3. Реклама должна размещаться в перерывах между программами, передачами.
При выполнении условий, изложенных в части пятой настоящей статьи, реклама может быть размещена во время трансляции программы, передачи таким образом, чтобы не нанести вреда целостности и содержанию программы, передачи и правам их владельцев.
4. Запрещается прерывать с целью размещения рекламы трансляции сессий Верховной Рады Украины, сессий Верховной Рады Автономной Республики Крым, официальных государственных мероприятий и церемоний, выступлений Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда Украины, народных депутатов Украины, членов Правительства Украины, а также трансляции религиозных служб, программ, передач для детей и программ, передач новостей.
5. Трансляция зрелищных концертных программ, передач может прерываться рекламой при условии, что между рекламными вставками программа, передача длится не меньше 30 минут.
Реклама во время трансляции спортивных программ, передач размещается в перерывах между их частями.
Во время трансляции кино- и телефильмов реклама размещается перед началом фильма и / или по окончании фильма.
Трансляция кино- и телефильмов, при условии их длительности до 42 минут, не может прерываться рекламой или любым редакционным, авторским или информационным материалом (включая анонсы программ, передач).
Трансляция кино- и телефильмов, при условии их длительности от 42 до 70 минут, может перерываться рекламой или любым редакционным, авторским или информационным материалом (включая анонсы программ, передач) один раз, при условии их длительности от 70 до 90 минут — два раза. Трансляция кино- и телефильмов длительностью свыше 90 минут может перерываться рекламой или любым редакционным, авторским или информационным материалом (включая анонсы программ, передач) каждые 30 минут при условии, что после последнего перерыва фильм продолжается не меньше 20 минут.
6. Для целей этой статьи не считаются рекламой:

  • обнародование, произнесение в программе, передаче имени, наименования спонсора, объектов права интеллектуальной собственности, принадлежащих ему;
  • трансляция социальной рекламы, если она распространяется телерадиоорганизацией бесплатно;
  • анонсы собственных программ, передач телерадиоорганизации.

7. Ответственность за выполнение требований о порядке размещения и распространения рекламы в программах, передачах несет телерадиоорганизация.
8. Ведущим, дикторам и другим участникам информационных и информационно-аналитических программ, передач запрещается рассказывать о потребительских свойствах товара и / или указывать банковские счета, контактные телефоны, местонахождение производителя товара, цену товара.
9. Трансляция (ретрансляция) рекламы, которая содержится в программах и передачах иностранных телерадиоорганизаций, которые транслируются (ретранслируются) на территорию Украины, позволяется лишь в случае, если за трансляцию (ретрансляцию) такой рекламы уплачено юридическому лицу Украины, независимо от способа осуществления такой трансляции (ретрансляции).

Статья 14. Реклама в печатных средствах массовой информации.
Объем рекламы в печатных средствах массовой информации определяется ими самостоятельно. Печатные средства массовой информации, распространяемые по подписке, обязаны в условиях подписки отмечать количество рекламы в общем объеме издания.

Статья 15. Реклама услуг, которые предоставляются с использованием электросвязи.
1. Реклама услуг, которые предоставляются с использованием электросвязи, в том числе телефонной, при распространении ее в рекламных средствах должна содержать точную информацию о:

  • содержании рекламируемой услуги;
  • стоимости рекламируемой услуги;
  • возрастных и других ограничениях, установленные законодательством и производителем услуги относительно круга потребителей рекламируемой услуги;
  • платное или бесплатное использование канала телефонной связи при предоставлении рекламируемой услуги и стоимость одной минуты телефонной связи при получении услуги в соответствующем регионе;
  • полное имя, наименование, адрес поставщика рекламируемой услуги.

Эта информация указывается шрифтом не меньше половины размера шрифта, которым указан номер телефона, используемый для предоставления рекламируемой услуги.
2. Запрещается распространение рекламы с использованием телексной или факсимильной связи.
3. Запрещается использовать для распространения рекламы бесплатные номера телефонов: милиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны и других аварийных служб.

Статья 16. Наружная реклама.
1. Размещение наружной рекламы в населенных пунктах осуществляется на основании разрешений, которые предоставляются исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов, и в порядке, установленном этими органами на основании типовых правил, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины. При выдаче разрешений на размещение наружной рекламы вмешательство в форму и содержание наружной рекламы запрещается.
Наружная реклама на территориях, домах и сооружениях размещается с согласия их владельцев или уполномоченных ими органов (лиц).
Размещение наружной рекламы на территориях и объектах вне населенных пунктов осуществляется лишь с согласия их владельцев или уполномоченных ими органов (лиц).
Установление платы за выдачу разрешений запрещается.
2. Наружная реклама должна отвечать следующим требованиям:

  • размещаться с соблюдением требований техники безопасности и с обеспечением видимости дорожных знаков, светофоров, перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспорта общего пользования и не имитировать изображения дорожных знаков;
  • освещение наружной рекламы не должно ослеплять участников дорожного движения, а также не должно освещать квартиры жилых домов;
  • фундаменты наземной наружной рекламы, выступающая над поверхностью земли, могут быть декоративно оформлены;
  • опоры наземной наружной рекламы, расположенной вдоль проезжей части улиц и дорог, должны иметь вертикальную дорожную разметку, нанесенную светоотражающими материалами, высотой до 2 метров от поверхности земли;
  • нижний край наружной рекламы, размещенный над проезжей частью, в том числе на мостах, эстакадах и тому подобное, должен располагаться на высоте не менее, чем 5 метров от поверхности дорожного покрытия;
  • в местах, где проезжая часть улицы граничит с цоколями зданий или ограждениями, наружная реклама может размещаться в одну с фасадами зданий или ограждениями линию.

3. Запрещается располагать средства наружной рекламы:

  • на пешеходных дорожках и аллеях;
  • в населенных пунктах на высоте менее, чем 5 метров от поверхности дорожного покрытия, если их рекламная поверхность выступает за пределы края проезжей части;
  • вне населенных пунктов на расстоянии менее, чем 5 метров от края проезжей части.

4. Размещение наружной рекламы на памятных местах и в пределах зон охраны памятных мест национального или местного значения, в пределах объектов природно-заповедного фонда разрешается по согласованию с центральными или местными органами исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия.
5. Перечень ограничений и запретов относительно размещения наружной рекламы, установленный настоящим Законом, является исчерпывающим.

Статья 17. Внутренняя реклама.
1. Размещение внутренней рекламы согласовывается с владельцем места ее расположения или уполномоченным им лицом. При согласовании размещения внутренней рекламы вмешательство в форму и содержание рекламы запрещается.
2. Запрещается размещение внутренней рекламы в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, дошкольных учебных заведениях, средних общеобразовательных школах и специализированных общеобразовательных заведениях образования.
Этот запрет не распространяется на социальную рекламу.

Статья 18. Реклама на транспорте.
1. Размещение рекламы на транспорте согласовывается лишь с владельцами объектов транспорта или уполномоченными ими органами (лицами). При согласовании размещения рекламы на транспорте вмешательство в форму и содержание рекламы запрещается.
2. Размещение рекламы на транспорте должно отвечать требованиям безопасности и правилам дорожного движения.
3. При условии размещения рекламы на транспорте с соблюдением требований безопасности и правил дорожного движения запрещается требовать от владельцев транспортных средств получения разрешений, согласований, других документов о размещении рекламы.
4. Запрещается размещение на транспортных средствах:

  • рекламы, которая повторяет или имитирует цветографические схемы специальных и оперативных транспортных средств;
  • рекламы с нанесением светоотражающих материалов;
  • рекламы, которая сопровождается звуковыми или световыми сигналами.

Запрещается размещать рекламу на стеклянных (прозрачных) поверхностях транспортных средств, за исключением случаев, когда для этого используются материалы, которые обеспечивают беспрепятственный обзор из салона транспортного средства.
5. Запрещается распространение рекламы по радиотрансляционным или иным звуковым сетям оповещения пассажиров в транспортных средствах общественного пользования, на станциях метрополитена, вокзалах, в портах и аэропортах, за исключением распространения социальной рекламы.

Статья 19. Реклама во время демонстрации кино- и видеофильмов.
Запрещается перерывать для рекламы демонстрацию художественных и документальных фильмов в кинотеатрах, видеосалонах и других местах, где осуществляется публичный показ кино-, видео-, слайдофильмов.

Статья 20. Реклама и дети.
1. Запрещается реклама:

  • с использованием изображений детей, которые потребляют или используют продукцию, предназначенную только для взрослых или приобретение или потребление которой несовершеннолетними запрещено;
  • содержащая информацию, которая способна подорвать авторитет родителей, опекунов, попечителей, педагогов и доверие к ним детей;
  • содержащая призывы к детям приобрести продукцию или обратиться к третьим лицам с просьбой сделать покупку;
  • с использованием изображений настоящего или игрушечного оружия, взрывных устройств.

2. Реклама не должна содержать изображения детей в опасных ситуациях или при обстоятельствах, которые в случае их имитации могут нанести вред детям или другим лицам, а также информацию, способной вызывать пренебрежительное отношение детей к опасным для здоровья и жизни ситуациям.
3. Реклама не должна наносить детям морального или физического вреда, вызывать у них ощущение неполноценности.
4. Реклама не должна указывать на возможность приобретения рекламируемого товара, рассчитанного преимущественно на детей, каждой семьей без учета возможностей ее бюджета.
5. Реклама не должна создавать у детей впечатления, что владение рекламируемой продукцией дает им преимущество перед другими детьми.