Содержание статьи:

Статья 543 ГК РФ. Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования

1. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Комментарии к ст. 543 ГК РФ

1. Порядок осуществления контроля за обеспечением абонентом надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования установлен ст. 246 КЗоТ и Постановлением Правительства РФ от 12 мая 1993 г. N 447 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» (СА РФ. 1993. N 20. Ст. 1764). Требования к техническому состоянию и безопасности энергетических сетей, приборов и оборудования определяются: Правилами эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

2. При энергоснабжении граждан обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние электрических сетей, подводящих для них энергию, и приборов учета, установленных вне квартиры, возлагается на энергоснабжающую организацию.

Что касается внутриквартирной электрической проводки и приборов учета, находящихся внутри квартиры, то обязанность обеспечивать их надлежащее техническое состояние и безопасность лежит на собственнике (ст. 210 ГК).

Поскольку ст. 25 Конституции РФ гарантирует неприкосновенность жилища, энергоснабжающая организация может выполнить обязанность по обеспечению безопасности энергетических сетей внутри жилого помещения только при участии гражданина и с его согласия, что вытекает из намерения сторон заключить договор на этих условиях.

Статья 543. Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования

1. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Комментарий к Ст. 543 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет обязанности сторон договора энергоснабжения по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых ими энергетических сетей, приборов и оборудования. Указанные обязанности носят преимущественно технический характер, а их содержание определяется по существу техническими нормами законов, иных правовых актов и принятых в соответствии с ними обязательных правил. Включение же этих технических норм в число условий договора энергоснабжения и, более того, в число его существенных условий предопределено тем обстоятельством, что возможность обеспечения надлежащих условий подачи энергии непосредственно зависит от соблюдения сторонами названных технических норм.

По общему правилу (п. 1 комментируемой статьи) обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования возлагается на абонента, а в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей — на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 2 комментируемой статьи).

Иной порядок установлен, в частности, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления таким домом заключают договор о приобретении холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае последняя несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. Аналогичный порядок установлен п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530.

2. Независимо от того, какая из сторон договора энергоснабжения отвечает за обеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых ими энергетических сетей, приборов и оборудования, на абонента возлагается обязанность по немедленному извещению энергоснабжающей организации о любых возникающих при пользовании энергией нарушениях надлежащего технического состояния сетей, приборов и оборудования. Это необходимо для безотлагательного принятия энергоснабжающей организацией мер по устранению соответствующих нарушений. Причем указанная обязанность обусловлена возникновением любых нарушений независимо от того, угрожают ли они безопасности энергетических систем.

3. Необходимой предпосылкой реализации установленных комментируемой статьей обязанностей по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования является четкое определение границ эксплуатационной ответственности сторон по договору энергоснабжения.

Под границей эксплуатационной ответственности следует понимать линию раздела элементов энергетических сетей и оборудования по признаку ответственности сторон за состояние и обслуживание соответствующих энергопринимающих устройств и объектов сетевого хозяйства. Применительно к различным видам энергоснабжения понятие границы эксплуатационной ответственности регулируется Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении». По общему правилу граница эксплуатационной ответственности устанавливается по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения определяется границей балансовой принадлежности. При этом акт разграничения балансовой принадлежности является неотъемлемой частью договора энергоснабжения.

На практике допускается установление границы эксплуатационной ответственности по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью многоквартирного жилого дома, по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети, или по стене тепловой камеры на вводе абонента, или по первым отключающим устройствам.

4. В силу п. 3 комментируемой статьи требования, которым должны соответствовать техническое состояние и эксплуатация энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике определена Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 органом государственного энергетического надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования определены действующими Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115.

Статья 543. Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования

1. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Комментарий к статье 543 Гражданского Кодекса РФ

1. Нарушение режима энергопотребления, самовольное увеличение присоединенной или заявленной мощности, потребление энергии сверх обусловленного договором количества, необеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования и другие нарушения условий договора потребителем могут нанести серьезный урон интересам энергоснабжающей организации и потребителя, а также сетевой компании, передающей энергию.

Поскольку внутренние энергетические сети, энергопотребляющие установки и приборы находятся, как правило, в собственности потребителей, на последних и возложена обязанность обеспечивать их обслуживание, исправность и безопасность.

В договорах на энергоснабжение стороны определяют не только подлежащее поставке количество энергоресурсов, но и чьими приборами ведется учет поставляемой энергии, место установки этих приборов. Приборы и системы учета должны быть метрологически аттестованы в качестве приборов коммерческого учета и защищены от несанкционированного доступа к информации и их программному обеспечению .

———————————
См. Постановление Федеральной энергетической компании РФ от 07.09.2000 N 47/1 // Правовое регулирование и государственный контроль деятельности субъектов электроэнергетики в Российской Федерации. М: ООО «Центральное издательство», 2003. С. 211.

Приборы учета, как правило, устанавливаются на границе раздела сетей потребителя и энергоснабжающей организации (сетевой компании). Но не всегда представляется возможным установление приборов учета непосредственно на границе раздела сетей сторон договора. Нередко проектом строительства сетей и энергопотребляющих объектов предусматривается установка контрольно-измерительных приборов в здании, которое расположено в отдалении от границы раздела сетей.

На практике возникают споры при определении места установки приборов учета поставляемой энергии. С этим связано и отнесение на сторону договора потери энергоресурсов в сетях, по которым продолжается их транспортировка от приборов учета до потребляющих энергию установок потребителя.

Рассматривая данное дело в порядке надзора, Президиум ВАС РФ указал, что согласно Правилам поставки газа (п. 22) учет объема газа, передаваемого покупателю, производится, как общее правило, контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, а при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны (п. 23 Правил поставки газа).

Судом установлено, что у поставщика газа нет указанных приборов, учитывающих объем газа, передаваемого конкретному покупателю, а покупатель имел надлежащие контрольно-измерительные приборы по учету фактически поставляемого ему газа, установленные на границы раздела газопроводных сетей газотранспортной организации и покупателя. Следовательно, при указанных обстоятельствах учет передаваемого газа должен осуществляться по приборам учета принимающей газ стороны (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.05.2003 N 7584/00).

Абоненты обязаны немедленно сообщить энергоснабжающей организации об авариях и других неисправностях, возникающих при пользовании энергией. Невыполнение абонентом указанных обязанностей может послужить основанием возложения на него неблагоприятных имущественных последствий, явившихся результатом пожара, аварии, неисправности.

2. Требования, которым должны соответствовать техническое состояние и эксплуатация энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (СЗ РФ, 2004, N 32, ст. 3348) органом государственного энергетического надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования определены действующими Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 и зарегистрированными Минюстом РФ 22.01.2003 N 4145 (БНА РФ, 2003, N 24, 25).

3. В случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, потребляющий энергию на бытовые нужды, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние электрических сетей, через которые подается энергия, и приборов учета, установленных вне квартиры, возлагается на энергоснабжающую организацию.

Что же касается внутриквартирной проводки и приборов учета, расположенных внутри квартиры, то обязанность обеспечения их надлежащего технического состояния и безопасности возлагается на собственника, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными правовыми актами или договором (ст. 210 ГК).

Ст. 543 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 543. Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования.

21 октября 2013

30 декабря 2011

14 сентября 2010

5 июня 2008

11 апреля 2008

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Живу в многоквартирном домес начала его эксплуатации с 1990г.,квартира приватизирована в 2010г.За эл.эн. оплачиваю напрямую энергосбытовой компании.В декабре 2016г. первый раз проверили электросчетчик, установленный на лестничной площадке, в акте отразили год выпуска 1968, год поверки 1968, пломбы отсутствуют.Электрощитовая не закрывается.За чей счет должен быть заменен счетчик?Спасибо.Есть ли на сегодня судебная практика примерно с такими исходными данными?

Вопрос относится к городу Ухта

кто несет ответственность за сохранность прибора учета, установленного в групповом щитке на лестничной площадке многоквартирного дома?

Вопрос относится к городу СПб

здравствуйте, п.34,35 от 04.05.2012 постановление 442,до 04.05.2012г также применялись и были обязательным условием при заключении договора электроснабжения?

Вопрос относится к городу коркино

почему собственник жилья должен платить за перепрограммирование электро-счетчика из-за перехода зимнего времени, а не компания их перепрограммирует бесплатно согласно ч. 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ

Вопрос относится к городу Биробиджан

Энергосберегающая компания обязала заменить электросчетчики на более точные за счет собственников жилья. Имеют ли они право на это или обязаны заменить их самостоятельно. г. Белгород

Вопрос относится к городу Белгород

Здравствуйте. Должен ли я менять эл. счетчик, находящийся на лестничной площадке, за свой счет? Квартира не приватизирована.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как быть и кто прав? Я снимаю помещение у арендатора, в магазине всего одна розетка, договора на аренду еще не подписаны, но арендатор уже вносит свои коррективы! Они говорят, тот кто хочет чтобы у него в магазине было 220В должны поставить счетчики каждый себе индивидуально. Кто должен ставить счетчик арендатор или арендодатель? Спасибо!!

Согласно договору между организацией-абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства плата за превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ взимается по повышенным тарифам. При этом организация, оказывающая услуги по приему сточных вод, выставляет счета-фактуры с выделением суммы НДС. Вправе ли абонент учесть эти платежи при исчислении налога на прибыль и подлежат ли вычету предъявленные ему суммы НДС?

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 августа 2008 г. N КАС08-397 Суд отказал в признании недействующими оспариваемых положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку индивидуальные приборы учета электрической энергии, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного помещения (квартиры), не включаются в состав общего имущества дома

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании недействующими пунктов 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 по кассационной жалобе Х. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пункту 8 Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных пунктов Правил, ссылаясь на их незаконность в части, снимающей эксплуатационную ответственность за обеспечение надлежащего технического состояния внутриквартирных приборов учета потребления энергии как с энергоснабжающей, так и с жилищно-эксплуатационной организаций и перекладывающих данную ответственность на собственника квартиры.

Полагает, что оспариваемые нормы возлагают на него обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния внутриквартирных приборов учета потребления электроэнергии, вследствие чего нарушают его гражданские права, что противоречит положениям статьи 210, пункта 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ.

Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового об удовлетворении его требования просит в кассационной жалобе Х., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем нормативные положения не противоречат действующему законодательству, и не нарушают прав заявителя.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 приведенного Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что пункты 7 и 8 Правил, определяющие содержание и границы внутридомовой системы электроснабжения, включаемой в состав общего имущества, а также внешнюю границу сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно — телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, и границу эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, правильно не включают индивидуальные приборы учета электрической энергии, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного помещения (квартиры) в состав общего имущества дома, бремя расходов на содержание которого несут собственники помещений в многоквартирном доме в соответствии с долей в праве общей собственности.

Не противоречат оспариваемые нормативные положения и требованиям статей 210 и 543 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 2 статьи 543 названного Кодекса установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Как правильно указал суд в решении, статья 543 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает в указанном в ней случае обязанность энергоснабжающей организации обеспечить надлежащее состояние и безопасность приборов учета потребления энергии, вопрос относительно бремени расходов по содержанию таких приборов учета не регулирует. Содержание пунктов 7 и 8 Правил позволяет сделать вывод о том, что они не регулируют отношения обеспечения технического состояния и безопасности индивидуальных приборов учета потребления энергии и не перекладывают на собственника, как полагает заявитель, бремя ответственности за обеспечение надлежащего технического состояния внутриквартирных приборов учета потребления энергии.

Утверждения в кассационной жалобе на то, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, являются ошибочными. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, регулирующего правоотношения содержания общего имущества в многоквартирном доме, правильно истолковал смысл оспоренных положений нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения Правил не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Х. — без удовлетворения.

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 августа 2008 г. N КАС08-397

Текст определения официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: