Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

СТ 12.15 КоАП РФ

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

1.1. Невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, вне населенных пунктов требования Правил дорожного движения пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения —

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 12.15 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В разделе 9 ПДД РФ определены правила расположения транспортных средств на проезжей части, которые водитель обязан соблюдать. Пункт 11.7 устанавливает, что, в случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Кроме этого, в той же норме предусмотрено, что уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем», должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск. Пункт 9.9 Правил дорожного движения содержит запрет на движение транспортных средств по обочинам (за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил). При этом установлено, что допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, при отсутствии других возможностей подъезда. В этом случае должна быть обеспечена безопасность движения.

Под термином «обочина» понимается элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения.

В п. 2.7 Правил дорожного движения содержится норма, запрещающая водителю пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них.

Нарушение изложенных выше положений образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи 12.15 КоАП РФ.

2. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 комментируемой статьи, образует невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, вне населенных пунктов требования п. 11.6 ПДД пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения.

3. Правила дорожного движения запрещают движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных в правилах). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения (пункт 9.9 ПДД РФ).

В Правилах дорожного движения термин «тротуар» рассматривается как элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или к велосипедной дорожке, или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном (п. 1.2).

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образует движение транспортных средств по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения.

4. Пункт 9.2 Правил дорожного движения предусматривает, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. В п. 9.6 Правил дорожного движения установлен запрет на выезд на трамвайные пути встречного направления. Ключевое значение для квалификации правонарушения по ч. 3 рассматриваемой статьи имеет трактовка термина «препятствие».

В Правилах дорожного движения препятствие определяется как неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил.

Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи 12.15 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, образует выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия.

5. По ч. 4 ст. 12.15 КоАП России подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований Правил дорожного движения, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи. Непосредственно такие требования установлены в следующих случаях:

— на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 Правил дорожного движения). При этом нарушение данного требования, связанное с объездом препятствия, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ;

— на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.3 Правил дорожного движения);

— запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (п. 11.4 Правил дорожного движения);

— запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абз. 8 п. 15.3 Правил дорожного движения);

— запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (п. 9.6 Правил дорожного движения);

— поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (п. 8.6 Правил дорожного движения).

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Кроме этого, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 «Круговое движение».

Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных Правилами дорожного движения (например, п. 11.4), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в случаях, когда:

— в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или 1.11, поскольку, согласно п. 1 приложения N 2 к Правилам дорожного движения при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель;

— водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более 30 км/ч, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).

6. Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 анализируемой статьи.

7. Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются водители транспортных средств, их действия характеризуются умышленной формой вины.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 4, ч. 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) комментируемой статьи, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 — 3 ст. 12.15 КоАП РФ могут рассматриваться и сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (ст. 23.3 КоАП РФ). По ч. 4 комментируемой статьи дела могут рассматриваться судьями в случае, когда должностное лицо Госавтоинспекции, к которому поступило соответствующее дело, передает его на рассмотрение судьи (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). По ч. 5 комментируемой статьи дела рассматриваются судьями (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

9. Протоколы о соответствующих административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Штрафы за нарушение Правил дорожного движения
(по состоянию на 18 октября 2018 г.)

Чтобы повысить грамотность на дороге, знать свои права и обязанности, увереннее чувствовать себя при встрече с сотрудником ГИБДД, вам пригодится ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ. Коротко и в удобном формате, распечатайте и носите с собой! (РУКОВОДСТВО ПО ПЕЧАТИ ПАМЯТКИ)

штраф* для водителя — 2500 руб.;

для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств — 15 000-20 000 руб.;

для юридических лиц — 400 000-500 000 руб.

предупреждение или штраф* 500 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для водителя — 3000 руб. с конфискацией указанных приборов и приспособлений;

для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — 15 000-20 000 руб. с конфискацией указанных приборов и приспособлений;

для юридических лиц — 400 000-500 000 руб. с конфискацией указанных приборов и приспособлений

штраф* для водителя 5000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения;

для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — 20 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения;

для юридических лиц — 500 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* 5000 -15 000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

арест до 15 суток или штраф* 30 000 руб., или обязательные работы на срок от ста до двухсот часов;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* 30 000 руб. с лишением прав на 1,5-2 года;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

арест от 10 до 15 суток или штраф 30 000 руб. на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест

задержание т/с, помещение на спецстоянку

Лишение прав на 1 год

В случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи — штраф* 5000 руб.

лишение прав на один год;

в случае фиксации административного правонарушения техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — штраф* 5000 руб.

лишение прав на один год;

в случае фиксации административного правонарушения техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — штраф* 5000 руб.

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для водителя — 1000-1500 руб.;

для должностных лиц, ответственных за перевозку — 10 000-15 000 руб.;

для юридических лиц — 100 000-150 000 руб.;

для собственника (владельца) т/с (в случае фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) — 150 000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для водителя — 3000-4000 руб.;

для должностных лиц, ответственных за перевозку — 25 000-30 000 руб.;

для юридических лиц — 250 000-300 000 руб.;

для собственника (владельца) т/с (в случае фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) — 300 000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для водителя — 5000-10 000 руб. или лишение прав на 2-4 месяца;

для должностных лиц, ответственных за перевозку — 35000-40 000 руб.;

для юридических лиц — 350 000-400 000 руб.;

для собственника (владельца) т/с (в случае фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) — 400 000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для водителя — 3000-3500 руб.;

для должностных лиц, ответственных за перевозку — 20 000-25 000 руб.;

для юридических лиц — 200 000-250 000 руб.;

для собственника (владельца) т/с (в случае фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) — 250 000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для водителя — 4000-5000 руб. или лишение прав на 2-3 месяца;

для должностных лиц, ответственных за перевозку — 30 000-40 000 руб.;

для юридических лиц — 300 000-400 000 руб.;

для собственника (владельца) т/с (в случае фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) — 400 000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для водителя — 7000-10 000 руб. или лишение прав на 4-6 месяцев;

для должностных лиц, ответственных за перевозку — 40 000-50 000 руб.;

для юридических лиц — 400 000-500 000 руб.;

для собственника (владельца) т/с (в случае фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) — 500 000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для водителя — 1000-1500 руб.;

для должностных лиц, ответственных за перевозку — 5000-10 000 руб.;

для юридических лиц — 50 000-100 000 руб.

штраф* для водителя — 1500-2000 руб.;

для должностных лиц, ответственных за перевозку — 15 000-20 000 руб.;

для юридических лиц — 200 000-300 000 руб.

штраф* для водителя — 5000 руб.;

для должностных лиц, ответственных за перевозку — 25 000-35 000 руб.;

для юридических лиц — 350 000-400 000 руб.

штраф* для индивидуальных предпринимателей — 80 000-100 000 руб.;

для юридических лиц — 250 000-400 000 руб.

штраф* для водителя — 2000-2500 руб. или лишение прав на 4-6 месяцев;

для должностных лиц, ответственных за перевозку — 15 000-20 000 руб.;

для юридических лиц — 400 000-500 000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для водителя — 1000-1500 руб.;

для должностных лиц, ответственных за перевозку, — 5000-10 000 руб.;

для юридических лиц — 150 000-250 000 руб.

штраф* для водителя (если т/с принадлежит иностранному перевозчику) — 5000 руб.;

для собственника (владельца) т/с (если т/с не принадлежит иностранному перевозчику) — 5000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для водителя (если т/с принадлежит иностранному перевозчику) — 10 000 руб.;

для собственника (владельца) т/с (если т/с не принадлежит иностранному перевозчику) — 10 000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

Примечания к статье 12.21.1.

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, при въезде на территорию Российской Федерации, освобождается от административной ответственности, если на момент рассмотрения дела об указанном административном правонарушении протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, внесена в установленном порядке.
2. Собственник (владелец) транспортного средства, указанного в части 1 настоящей статьи, в случае, если административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

штраф* для водителя – 3000 руб.;

для должностных лиц – 25 000 руб.;

для юридических лиц – 100 000 руб.

штраф* для водителя 5000 руб. либо лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев;

для должностных лиц – 50 000 руб.;

для юридических лиц – 200 000 руб.

штраф* для для должностных лиц – 25 000 руб.;

для юридических лиц – 100 000 руб.

штраф* 30 000 руб. с лишением прав на 1,5-2 года;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

арест от 10 до 15 суток или штраф* 30 000 руб.;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* 30 000 руб. с лишением прав на 1,5-2 года;

задержание т/с, помещение на спецстоянку**

штраф* для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, — 500 руб.;

для юридических лиц — 50 000 руб.

штраф* для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, — 15 000-20 000 руб.;

для юридических лиц — 50 000 руб.

штраф* для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, — 20 000 руб.;

для юридических лиц — 50 000 руб.

штраф* для должностных лиц — 20 000 руб.;

для юридических лиц — 100 000 руб.

штраф* для водителя — 3000 руб.;

для должностных лиц — 5000 руб.;

для юридических лиц — 30 000 руб.

штраф* для водителя — 3000 руб.;

для должностных лиц — 5000 руб.;

для юридических лиц — 30 000 руб.

штраф* для водителя — 2000 руб.;

для должностного лица – 20 000 руб.;

для юридического лица – 100 000 руб.

штраф* для должностного лица – 10 000 руб.;

для юридического лица – 30 000 руб.

штраф* для водителя — 1500 руб.;

для должностного лица – 10 000 руб.;

для юридического лица – 25 000 руб.

штраф* для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, — 20 000 руб.;

для юридических лиц — 100 000 руб.

штраф* для водителя — 5000-10 000 руб.;

для должностных лиц — 25 000 руб.;

для юридических лиц — 300 000 руб.

штраф* для должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, — 20 000-30 000 руб.;

для юридических лиц — 200 000-300 000 руб.

штраф на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, — 50 000 до 100 000 руб.;

на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 руб. .

штраф* для водителя — 2000 руб.;

для должностных лиц — от 20 000 руб.

* Оплатить штраф следует в течение 70 дней с момента получения постановления о нарушении (10 дней на обжалование + 60 дней на оплату). Неуплата штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток. Административный арест не применяется, если административное правонарушение зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

За административные правонарушения, предусмотренные статьей 12.23, частями 4, 5 и 6, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

** При нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 — 4 и 6 статьи 12.19, частями 1 — 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а при нарушениях, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 настоящего Кодекса, также до уплаты административного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2, 3, 4, 5 или 6 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет. В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. (ст. 27.13 ч. 1 КоАП РФ).

Льготы УБД, или Что заслужили вернувшиеся с войны

Защитники Украины, пережившие и перевидившие многое, в мирной жизни сталкиваются с бюрократической машиной, которая способна смять под себя даже самого бравого солдата. «Форум» подготовил сводную информацию по льготам, положенным участникам боевых действий (УБД).

1. Предоставление жилья

  • Первоочередное обеспечение жилой площадью УБД, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

УБД, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе проживающие в общежитиях и обеспеченные жилплощадью ниже установленной нормы (для Харькова — 5,5 кв. м), имеют право на первоочередное выделение жилья. Не более двух лет должны стоять в очереди те, кто получил ранения, контузии или увечье во время боевых действий.

Норма законодательства. П. 14 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Необходимо обратиться в местные органы власти с пакетом документов:

— копия паспортов всех совершеннолетних членов семьи;

— копия свидетельства о браке или разводе;

— копия свидетельства о рождении детей;

— справка о составе семьи;

— справка с места работы;

— копия удостоверения УБД;

— при наличии жилья у кого-либо из членов семьи — свидетельство о праве собственности;

— если имеющееся жилье не соответствует санитарно-техническим нормам — соответствующая справка о состоянии жилого помещения;

— в случае проживания по договору поднаема — копия договора между основным съемщиком и поднаемщиком, засвидетельствованная в ЖЭК;

— при наличии тяжелой формы заболевания — оригинал заключения ВКК.

  • Получение ссуды на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт жилых домов и надворных построек, присоединение их к инженерным сетям, коммуникациям, а также ссуды на строительство или приобретение дачных домов и благоустройство садовых участков с погашением ее в течение 10 лет начиная с пятого года после окончания строительства.

Норма законодательства. Ч. 15 ст. 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Как получить? Указанные ссуды предоставляются в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины. Однако пока на практике это право УБД не реализуется.

2. Отведение земельных участков

Земля бесплатно предоставляется для индивидуального жилищного строительства (в городах — не больше 0,10 га, в поселках — не больше 0,15 га, в селах — не больше 0,25 га), садоводства и огородничества (не больше 0,12 га).

Норма законодательства. П. 14 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? В зависимости от принадлежности участка следует обратиться:

— в городской, поселковый или сельсовет — если земли коммунальной собственности;

— в госадминистрацию — если земли государственной собственности;

— в Территориальное управление Госземагентства — если земли с/х назначения.

3. Льготы на жилищно-коммунальные услуги и обслуживание жилого фонда

  • 75%-ная скидка для УБД и 100%-ная скидка для инвалидов войны по оплате за пользование жильем (квартплата) в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством (21 кв. м общей площади жилья на каждое лицо, проживающее в жилом помещении (доме) и имеющее право на скидку при оплате, и дополнительно 10,5 кв. м на семью).

Норма законодательства. П. 4 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

  • 75%-ная скидка для УБД и 100%-ная скидка для инвалидов войны по оплате за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и другими услугами) и сжиженным баллонным газом для бытовых нужд в пределах средних норм потребления.

Норма законодательства. П. 5 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

  • 75%-ная скидка для УБД и 100%-ная скидка для инвалидов войны на топливо, в том числе жидкое, в пределах норм, установленных для продажи населению, для лиц, проживающих в домах без центрального отопления.

Норма законодательства. П. 6 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Обратиться в органы соцзащиты по месту проживания для включения в список льготников. При себе иметь копии удостоверения УБД, паспорта, идентификационного кода, копию справки о составе семьи, копии свидетельств о рождении несовершеннолетних детей.

  • Первоочередное право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей, стоянок для транспортных средств и их техническое обслуживание, в садоводческие товарищества, на приобретение материалов для индивидуального строительства и садовых домов.

Норма законодательства. П. 16 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Основание — удостоверение УБД.

  • Внеочередное пользование всеми услугами связи и внеочередное установление на льготных условиях квартирных телефонов.

Предусматривает оплату в размере 20% от тарифов стоимости основных и 50% — дополнительных работ. Абонементная плата за пользование телефоном устанавливается в размере 50% от утвержденных тарифов.

Норма законодательства. П. 19 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Нужно обратиться в орган социальной защиты по месту проживания для включения в реестр льготников. Необходимые документы: копия свидетельства УБД, копия паспорта и идентификационного номера.

4. Медицинское обслуживание

  • Бесплатное первоочередное получение лекарственных средств по рецептам врачей.

Норма законодательства. П. 1 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты». Перечень заболеваний, при наличии которых предоставляются бесплатные медпрепараты, определяется постановлением Кабинет Министров от 05.09.1996 № 1071.

Как получить? Бесплатные лекарства можно получить при предъявлении рецепта и удостоверения УБД в государственных и коммунальных аптеках, закрепленных за медучреждением по месту жительства воина.

  • Первоочередное бесплатное обеспечение техническими и другими средствами реабилитации, в том числе протезно-ортопедическими средствами.

Пострадавшие в результате АТО, независимо от установления их инвалидности, бесплатно и вне очереди обеспечиваются техническими и другими средствами реабилитации на основании решений военно-лечебных комиссий (ВЛК) или результатов врачебно-консультативных комиссий (ВКК) лечебно-профилактических учреждений.

Норма законодательства. Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2015 год» предусматривает 150 млн грн на протезирование для отдельных категорий УБД.

Как получить?

Перечень документов, которые необходимо предоставить в органы социальной защиты населения городских и районных госадминистраций по месту регистрации или фактическому месту жительства УБД:

— паспорт (копия и оригинал);

— решение ВЛК или заключение ВКК для УБД без инвалидности;

— выдержка из приказа командира военной части или справка об обстоятельствах травмы (ранение, контузия, увечье), выданная командиром военной части, содержащая свидетельства участия в АТО (для УБД без инвалидности);

— удостоверение, подтверждающее право на льготы (для ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и ветеранов государственной пожарной службы).

  • Первоочередное бесплатное зубопротезирование (за исключением протезирования из драгоценных металлов).

Норма законодательства. П. 2 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить?

Для того чтобы воспользоваться льготой по зубопротезированию, нужно обратиться с госмедучреждение и предъявить удостоверение УБД.

  • Бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения.

Норма законодательства. П. 3 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Для ежегодного использования льготы необходимо обратиться в местный орган соцзащиты по месту проживания и предоставить справку формы 070/о, паспорт и удостоверение УБД.

  • Пользование при выходе на пенсию (независимо от времени выхода на пенсию) или смене места работы поликлиниками и госпиталями, к которым они были прикреплены по предыдущему месту работы.

Норма законодательства. П. 8 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Основание — удостоверение УБД.

  • Ежегодное медицинское обследование и диспансеризация с привлечением необходимых специалистов.

Норма законодательства. П. 9 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Необходимо обратиться с госучреждение охраны здоровья и предъявить удостоверение УБД.

  • Первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях, аптеках и первоочередная госпитализация.

Норма законодательства. П. 10 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Независимо от формы собственности (частное медучреждение или государственное) льгота реализуется при предъявлении удостоверения УБД.

5. Льготный проезд

  • Бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных и междугородных маршрутов, в том числе внутрирайонных, внутри- и межобластных независимо от расстояния и места проживания.

Норма законодательства. П. 7 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Основание — удостоверение УБД.

  • Бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом или проезд один раз в год (туда и обратно) указанными видами транспорта с 50-процентной скидкой.

Норма законодательства. П. 17 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Документом, который подтверждает право на бесплатный проезд, является удостоверение УБД и лист талонов на проезд междугородним транспортом. Листы талонов на льготный проезд выдаются при предъявлении льготного удостоверения личности в органах Минобороны, МВД, СБУ, Службы внешней разведки, Управлении госохраны, Госспецтрансслужбы по месту регистрации льготника — для УБД или в органах соцзащиты населения по месту регистрации — для инвалидов войны.

  • Первоочередное оформление проезда в суточных железнодорожных кассах.

Норма законодательства. Пп. г п. 3.3 Правил перевозки пассажиров

Как получить? Основание — удостоверение УБД.

6. Получение образования и трудовые права УБД

  • УБД предоставляется право на внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения и преимущественное право на поступление в профессионально-технические учебные заведения и на курсы для получения соответствующих профессий.

Норма законодательства. Закон Украины от 14.05.2015 № 425-VIII.

Как получить? Льгота предоставляется в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

  • Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда, а также на трудоустройство в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации.

Норма законодательства. П. 113 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», п. 5 ч. 2 ст. 42 КЗоТ.

  • Использование очередного ежегодного отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель в год.

Норма законодательства. П. 12 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», п. 8 ч. 13 ст. 10, п. 4 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об отпусках».

Как получить? Для получения льготы необходимо предоставить в отдел кадров по месту работы копию удостоверения УБД.

  • Выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов средней заработной платы независимо от стажа работы.

Норма законодательства. П. 11 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», ст. 37 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от нетрудоспособности»

Как получить? Для получения помощи необходимо предоставить в бухгалтерию по месту работы копию удостоверения УБД и листок нетрудоспособности.

  • Время прохождения военнослужащими военной службы в особый период зачисляется в их выслугу лет, стаж работы, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы в двойном размере.

Норма законодательства. Ст. 8 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Как получить? Предоставляется автоматически.

Назначение военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава МВД, которые принимали участие в боевых действиях досрочной пенсии по возрасту после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20-ти лет для женщин.

Норма законодательства. П. 3 р. 15 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Как получить? Для получения льготы необходимо предоставить копию удостоверения УБД, решение ВЛК или заключение ВКК для УБД без инвалидности; выдержку из приказа командира военной части или справка об обстоятельствах травмы (ранение, контузия, увечье), выданную командиром военной части, содержащую свидетельства участия в АТО (для УБД без инвалидности).

7. Социальное обслуживание

  • Первоочередное обслуживание предприятиями, учреждениями и организациями службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, междугородного транспорта.

Норма законодательства. П. 20 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Основание — удостоверение УБД.

  • Внеочередное обслуживание в учреждениях социальной защиты населения, а также обслуживание соцслужбами дома.

В случае невозможности осуществления такого ухода за ветераном войны учреждения соцзащиты возмещают соответствующие расходы — до 25% оклада социального соцработника.

Норма законодательства. П. 21 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

Как получить? Возмещение затрат на уход можно получить в 15-дневный срок, обратившись в орган соцзащиты населения по месту проживания. Для этого необходимо предоставить заявление, справку о составе семьи, справку об условиях проживания, заключение лечебного учреждения о наличии медицинских показаний для домашнего обслуживания службами социальной защиты населения.

  • Бесплатная первичная и вторичная правовая помощь.

Как получить? С 1 июля по всей Украине начинают работать местные центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи (услуги юристов оплачивает государство). Единый телефонный номер системы бесплатной правовой помощи: 0-800-213103.

8. Материальная помощь

  • Пенсии/ежемесячное пожизненное денежное содержание/государственная соцпомощь увеличиваются на 25% прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность.

Норма законодательства. П. 4 ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

  • Ежегодно до 5 мая УБД выплачивается разовая денежная помощь в размере, определяемом Кабинетом Министров Украины в пределах бюджетных назначений (у 2015 году — 875 грн).

Норма законодательства. Ч. 4. ст. 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» Закон Украины «О государственном бюджете Украины».

Как получить? Предоставляется автоматически. Выплата единоразовой денежной помощи проводится управлением труда и социальной защиты населения ежегодно к 5 мая через почтовые отделения связи по месту проживания получателя или через учреждения уполномоченных банков.

9. Освобождение от уплаты отдельных сборов, налогов и пошлин

  • Пенсии УБД не облагаются15%-ным налогом.

Норма законодательства. Закон Украины «О внесении изменения в статью 164 Налогового кодекса Украины относительно налогообложения пенсий инвалидов войны и других категорий лиц».

  • Сумма ежегодной единовременной денежной помощи не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога на доходы физлиц.

Норма законодательства. Пп. «з» пп. 165.1.1 Налогового кодекса Украины.

  • Освобождение от уплаты военного сбора для участников АТО.

Норма законодательства. Закон Украины №548-VIII от 18.06.2015 (вступает в силу с сентября 2015 года)

  • Освобождение от уплаты туристического сбора.

Норма законодательства. Пп. 268.2.2 Налогового кодекса Украины.

  • Освобождение от уплаты земельного налога.

Норма законодательства. Пп. 281.1.4 Налогового кодекса Украины.

  • Освобождение от уплаты ОСАГО владельцев транспортных средств на территории Украины.

Норма законодательства. П. 13.1 ст. 13 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».