uristinfo.net

6. Понятие и виды источников земельного права

Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. В юридической литературе источники земельного права классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты.
Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм:
1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст.ст. 9, 36 Конституции РФ);
2) иные статьи Конституции РФ опосредовано регулируют земельные отношения (ст.ст. 42, 58, 2, 17, 18, 45).
Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс РФ. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации.
24 июля 2002 г. принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами: Указами Президента РФ (Указ Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.) и постановления Правительства РФ (постановлениями Правительства
РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра» и др.). К источникам земельного права относятся акты других отраслей законодательства.
Взаимосвязь земли и других природных ресурсов — недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом — предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в Федеральном законе «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).
Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права — меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права — нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.
Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.
К этой же группе относятся типовые договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные санитарные нормы и правила.
Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное к конкретному гражданину либо организации).
Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.

ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, СИСТЕМА, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

1 Предмет земельного права

Земельное право Украины является одной из важных юридических отраслей ей присущи свой предмет, методы, система, принципы, объекты и субъекты

Каждая отрасль права характеризуется присущим ей предметом правового регулирования. Таким своеобразным предметом земельного права являются земельные правоотношения, которые имеют следующие признаки: во-первых, вытекающих из специальной правосубъектности субъектов земельного права, из специфики их задач и предмета деятельности, во-вторых, складывающиеся в сфере использования земли и ее обращениеу.

В узком смысле предметом земельного права являются общественные отношения, связанные с использованием земли и регулируются нормами земельного права. Действующее земельное законодательство имеет комплексный характер поскольку содержит значительную часть норм, регулирующих земельные отношения, но, по сути, по содержанию гражданско-правовым (покупка, дарение, наследование и другие), поскольку земля, исходя из положений или нного гражданского законодательства относительно права собственности на земельные участки, является предметом гражданского права Украини.

Кроме того, все качественные характеристики земли, как сферы существования общества, составляющей среды, предмета и средства производства, свидетельствуют о том, что земельные отношения, в которые вступают субъект объекты хозяйствования (граждане, предприятия, учреждения, организации, государство) являются отношениями особого вида и их регулирование охватывается нормами других отраслей права (гражданского, экологического, аграрно го т.д.). Но все они остаются земельными отношениями, поскольку основой их существования является действующее земельное законодательство, применяют с учетом норм гражданского права. Нормы гражданского права приме сову лишь в той части, которая не урегулирована нормами земельного права. Отсюда следует, что предметом земельного права являются общественные земельные отношения, обусловленные особыми специфическими свойствами земли как объекта общественных отношений в той части, в которой они регулируются нормами земельного праваава.

. Итак, предметом земельного права является определенная группа общественных отношений, возникающих в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируются нормами земельного права

2 Методы земельного права

. Методы правового регулирования — это такие способы, с помощью которых государство на основе существующей совокупности правовых норм обеспечивает необходимую ей поведение людей как участников правоотношений или внедряет те средства регулирования, в конкретных условиях (политических, экономических, социальных и т.п.) могут дать максимальный положительный результат в осуществлении земельных реформ, решении продовольственного кризиса, становлении рыночных отношений т. ОЩ.

Методы правового регулирования, применяемые в практике правового обеспечения общественных земельно-правовых отношений, содержащихся в законах и других нормативно-правовых актах, которые являются источником земель ьного права. Это правило не исключает использования в земельных правоотношениях правовых методов, свойственных другим отраслям права, в случаях однородности и родства общественных относин.

В юридической литературе высказывается мнение о существовании двух основных методов правового регулирования: императивный (устанавливает обязанности субъектов правоотношений и используется, как правило, в сфер ре управления использованием и охраной земель, а именно: при ведении государственного земельного кадастра, мониторинга, осуществлении землеустройства и др.) и диспозитивного (метода выбора определенной модели поведения, в земельном праве основывается на признании того, что каждый владелец масс право по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, причем участник ки земельных отношений могут в определенных пределах регулировать взаимоотношения между собой самостоятельно.

диспозитивный метод правового регулирования в свою очередь делят на рекомендательный, санкционируя и делегируя

Рекомендательный метод предусматривает предоставление возможности альтернативной поведения субъектам земельных правоотношений зависимости от поставленной цели частности, в ст 140. ЗК Украины среди оснований прекращения права собственности на земельный участок закреплен добровольный отказ от этого права владельца участка, то есть владелец имеет право выбора: использовать земельный участок по назначению или отказаться от нееї.

санкционируя метод заключается в том, что участник земельных отношений может самостоятельно принимать решение о реализации земельных полномочий, но это решение вступает в силу только после утверждения его компетентным органом. Например, в ст 100. ЗК Украины предусмотрен порядок установления земельных сервитутов и указано, что сервитут устанавливается по договоренности между собственниками соседних земельных участков на основе догово ру или решения суда, но право сервитута возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участокку.

делегируя метод заключается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных отношений в того или иного круга правомочий. Согласно ст 90. ЗК Украины владельцы земельных участков имеют право самостоятельно хозяйствовать на земле ли, по своему усмотрению использовать ее полезные свойстваті.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uristinfo.net

Источники земельного права в своей совокупности рас­сматриваются как образующие систему источников этого права. Эта система включает в себя следующие элементы:

  • Конституция РФ;
  • международные договоры РФ, общепризнанные прин­ципы и нормы международного права;
  • федеральные законы;
  • нормативные правовые акты Президента РФ;
  • нормативные правовые акты Правительства РФ;
  • ведомственные нормативные правовые акты;
  • конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты органов местного само­управления;
  • локальные нормативные правовые акты.

2.2.1. Конституционноправовые основы регулирования земельных отношений

Конституция РФ, принятая народом России в 1993 году на общенациональном референдуме, является Основным За­коном российского государства и обладает следующими ос­новными свойствами:

  1. верховенство (ст. 4 Конституции);
  2. высшая юридическая сила (ст. 15 Конституции);
  3. прямое действие конституционных норм (ст. 15 Консти­туции);
  4. действие на всей территории страны (ст. 15 Конституции);
  5. является ядром всей правовой системы России;
  6. является объектом особой охраны со стороны государства.

Конституция РФ — основной источник земельного права.

Именно в Конституции РФ определены основы конституци­онного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений. В Конституции со­держатся главные, основополагающие принципы, опреде­ляющие цели, методы и формы правового регулирования зе­мельных отношений в нашей стране.

Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития зе­мельного законодательства.

1. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование зе­мельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Феде­рации и ее субъектов, в частности, находятся:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);
  • разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»);
  • природопользование (в том числе землепользование), охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»);
  • земельное законодательство (п. «к»).

Согласно ст. 76 (п. 2) Конституции РФ, по предметам совме­стного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федераль­ным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и норма­тивным правовым актом субъекта РФ, действует федеральный закон. В то же время, при отсутствии федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия феде­рального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие феде­ральному закону, а также привести в соответствие с принятым федеральным законом свои нормативные правовые акты.

2. В Конституции РФ в общей форме определены полно­мочия некоторых органов государственной власти по ре­гулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Кон­ституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной поли­тики в области экологии, имеющее непосредственное отношение к обеспечению охраны земель. Кроме того, Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, в том числе землями, находящими­ся в федеральной собственности.

3. Конституция РФ закрепила полномочия органов местно­го самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти и структура которых определяется местным населением самостоятельно. Ор­ганы местного самоуправления самостоятельно управ­ляют муниципальной собственностью, в том числе и зе­мельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значе­ния. Так, согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, измене­ние границ территорий, в которых осуществляется мест­ное самоуправление, допускается с учетом мнения насе­ления соответствующих территорий.

4. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что зем­ля и другие природные ресурсы используются и охра­няются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По мнению О.И. Крассова 1 , эта конституционная норма за­крепляет два важнейших принципа правового регулиро­вания земельных отношений: принцип приоритета пуб­личных интересов в сфере регулирования использова­ния и охраны земель и принцип обеспечения рацио­нального использования и охраны земельных ресурсов.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не на­носит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и закон­ных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования зем­лей определяются на основе федерального закона. Это означа­ет, что земельные отношения должны регулироваться специ­альным федеральным законом — Земельным кодексом РФ.

5. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности. Статья 9 (ч. 2) преду­сматривает возможность существования многообразия форм права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, госу­дарственной, муниципальной и иных формах собствен­ности. Кроме того, ст. 36 (ч. 1) Конституции РФ отдельно закрепляет право граждан и их объединений иметь в ча­стной собственности землю. В то же время, в этой же ста­тье определены пределы осуществления собственником своих правомочий. Как уже упоминалось выше, владе­ние, пользование распоряжение землей и другими при­родными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей сре­де и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Право частной собственности на землю, согласно ст. 17 Конституции РФ, рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и граждани­на являются непосредственно действующими. Они опреде­ляют смысл, содержание и применение законов, деятель­ность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

8. Очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земель­ном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа.

9. Огромное значение для совершенствования земельного законодательства имеют конституционные нормы, по­священные охране окружающей среды в целом, в том числе и земли, которая является неотъемлемой составной частью (компонентом) природной среды. Так, ст. 42 Кон­ституции РФ впервые в истории России закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду, досто­верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущеp6a, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечи­вается путем реализации комплекса мер и мероприятий, закрепленных в ряде действующих федеральных законах и иных нормативных правовых актов, и прежде всего — в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране ок­ружающей среды», а также рядом специальных земель­но-правовых и иных норм.

Необходимо также отметить, что наряду с этим правом ст. 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого со­хранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данное конституционное положение нашло дальнейшее развитие в иных федеральных законах. В частности, согласно ст. 11 Федерального закона «Об охра­не окружающей среды», граждане обязаны сохранять при­роду и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования за­конодательства.

Принципы земельного права источники земельного права

Нормы земельного права содержатся в источниках земельного права — нормативно-правовых актах, регулирующих земельные общественные отношения

По своей юридической силе источники земельного права подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты

Среди законов особое место принадлежит. Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 г. Она имеет высшую юридическую силу и является источником всех отраслей права Украины, в том числе и земельного

В. Конституции урегулированы лишь важнейшие земельные отношения, в частности, относительно собственности на землю. Так, в ст 13 указанного, что земля и другие природные ресурсы являются объектами права собственности украинского нар рода, ст 14 закрепляет, что право собственности на землю приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством в соответствии с законону.

Другие законов — источников земельного права — можно отнести. Земельный кодекс Украины,. Законы Украины»Об аренде земли»,»О плате за землю»,»Об охране земель»,»О землеустройстве»,»О государственном к контроль за использованием и охраной земель»и иль за використанням та охороною земель» та ін.

Поскольку земельные отношения регулируются не только нормами земельного права, но и других отраслей, то к источникам земельного права можно отнести и значительное количество нормативно-правовых актов смежных отраслей ей законодательства — гражданского, административного, аграрного тощ.

Ядром всей системы источников земельного права является. Земельный кодекс Украины, принятый 25 октября 2001 г и вступил в силу 1 января 2002 г

Земельный кодекс Украины нормативно-правовым актом кодифицированного характера, основой развития всего земельного законодательства Украины. Он конкретизирует положения. Конституции Украины относительно регулирования с земельных относил, определяет основное содержание практически всех институтов земельного права.

Земельный кодекс начинается с общих положений, определяющих задачи и принципы земельного законодательства. Подробно обозначены в кодексе полномочия. Верховной. Рады Украины, органов местного самоуправления, исполнительной власти в области земельных относин.

Кодексом закреплено основы правового режима всех категорий земель, порядок государственного управления в области использования и охраны земельных ресурсов, урегулирован порядок возникновения, реализации и при ипинення права собственности и иных прав на земл.

73 Право собственности на землю

Институт права собственности на землю является одним из основных правовых институтов земельного права. Большинство земельных правоотношений являются производными от отношений права собственности на землю

Право собственности на землю в объективном смысле, т.е. как правовой институт земельного права, является совокупностью правовых норм, регулирующих особую сферу отношений по поводу владения, пользования и р распоряжение земле.

Право собственности на землю можно рассматривать не только как правовой институт, но и как субъективное право в виде совокупности полномочий собственника по владению, пользования и распоряжения землей

Общие наиболее важные положения, касающиеся регулирования отношений собственности на землю, отражены в. Конституции Украины. Конституция гарантирует право собственности на землю, которое приобретается и реализует ется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности на землю, которые равны перед законоом.

Специфика отношений права собственности на землю отражена в земельном законодательстве, в частности, в. Земельном кодексе Украины

Земельный кодекс Украины (в 78) раскрывает содержание права собственности на землю как совокупность полномочий владения, пользования и распоряжения земельным участком

Основным полномочием владельца является владение землей, которое создает необходимые юридические предпосылки для осуществления двух других полномочий — пользования и распоряжения. Владеть землей может и не собственник, а но только по закону. Владение землей осуществляется путем перенесения на местность проектов землеустройства с закреплением границ земельного участка в натуррі.

. Право пользования землей — это закрепленная законом возможность хозяйственной эксплуатации земли и использования. С полезных свойств. Право пользования тесно связано с легитимностью владения

. Право распоряжаться землей — это установленная законом возможность определять юридическую судьбу земельного участка (право продавать земельный участок, дарить ее и т.д.)

Наиболее распространенным объектом права собственности на землю является земельный участок — часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными относительно него правами. Право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, на ней размещаютсяя.

Земельный кодекс Украины определяет и субъектов права собственности — лиц, которым земельные участки могут принадлежать на правах собственности. Ими являются:

а) граждане и юридические лица — на земли частной собственности;

б) территориальные громады, реализующие это право непосредственно (через местные референдумы или через органы местного самоуправления (местные советы) — на земли коммунальной собственности;

в) государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, — на земли государственной собственности

. Земельный кодекс Украины закрепляет три формы собственности на землю: частную, коммунальную и государственную. Субъекты разных форм собственности на землю являются равноправными

Достаточно распространенной является частная собственность на землю, которая была введена. Законом Украины»О формах собственности на землю»от 30 января 1992 года. Земельный кодекс Украины определяет особенности права частной в собственности на землю. Наиболее многочисленной группой субъектов права частной собственности на землю являются граждане. По. Земельному кодексу Украины 1992, только граждане Украины могли быть частными собственниками зе ные участков настоящее и иностранные граждане и лица без гражданства в ряде определенных законом случаев могут тоже быть собственниками земель в Украинемель в. Україні.

Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:

а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;

б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;

в) приватизации земельных участков, которые ранее были предоставлены им в пользование;

г) принятия наследства;

г) выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая)

Особенностью права частной собственности на землю граждан Украины является то, что они имеют право на бесплатную передачу им земельных участков в собственность только для конкретных целей и не больше определенных зак сценой размеров, в частности

а) для ведения фермерского хозяйства;

б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не!

в) для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25, в поселках — не более 0,15, в городах-не более 0,10 гектара;

г) для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара;

д) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара

Для указанных целей и не более указанных размеров земельные участки гражданам Украины передаются бесплатно

Субъектами права частной собственности на землю являются также юридические лица, но не все, а только учрежденные гражданами Украины, и юридические лица Украины. Они могут приобретать земельные участки для осуществления я предпринимательской деятельности в случае:

а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;

б) внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд;

в) принятия наследства;

г) по другим основаниям, предусмотренным законом

Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности только на земли несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объект объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине, а также за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имуществ.

Земли сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, в течение года подлежат отчуждению

Право коммунальной собственности на землю как особая форма собственности. Земельным кодексом Украины закреплена впервые

Ее субъектами являются территориальные общины сел, поселков, городов (жители соответствующего населенного пункта)

В коммунальной собственности находятся все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной в собственности.

Земельный кодекс определяет перечень земель коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, в частности, земли общего пользования населенных пунктов, земли под железными, авто обильный путями, под объектами природно-заповедного фонда и и.

Территориальные общины сел, поселков, городов реализуют свое право собственности на землю через органы местного самоуправления — сельские, поселковые, городские советы. Боны приобретают землю в коммунальную собственности снисть в случае передачи им земель государственной собственности; принудительного отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости, принятие наследства, приобретение по гражданско-правовым соглашениями.

Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице органов исполнительной власти -. Кабинета. Министров Украины,. Совета министров. Автономной. Республики. Крым, областных, рай ионных государственных администраций.

В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель частной и коммунальной собственности

Государство приобретает право собственности на землю в случае:

а) отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;

б) приобретения по гражданско-правовым соглашениям;

в) принятия наследства;

г) передачи в собственность государства земельных участков коммунальной собственности территориальными громадами;

г) конфискации земельного участка

В исключительных случаях иностранные государства могут приобретать в собственность земельные участки для размещения зданий и сооружений дипломатических представительств и других, приравненных к ним, организаций. Правовой ре им таких земель определяется международными договорами.

Право собственности на земельный участок возникает после получения его собственником документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, и его государственной регистрации

Право собственности на земельный участок удостоверяется государственными актами

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Принципы земельного права источники земельного права

44. Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

1) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

2) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т. д.;

3) законы – основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ), в котором особое место отводится регулированию охраны земли, закрепляется система правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель и т. п. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и др. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», закрепляющий порядок выдачи лицензий на пользование недрами, Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

4) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, Постановление Совета министров – Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 100 «О Государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993–1995 гг.»;

5) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, поэтому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

6) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.