Статья 134. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома

В случае сноса дома по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 настоящего Кодекса соответственно для членов жилищного кооператива, выплативших пай и не выплативших пая.

Комментарий к Ст. 134 ЖК РФ

Общее правило по поводу отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится, содержится в ст. 239 ГК РФ. В соответствии с ним в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество (в нашем случае — кооперативный дом), находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством.

2. Требование об изъятии земельного участка, на котором расположен кооперативный дом, не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данный многоквартирный дом.

Если все-таки изъятие будет подтверждено, в такой ситуации, полагаем, возможны разные варианты решения возникшей проблемы.

Первый — это договор купли-продажи жилого дома между государственным органом или органом местного самоуправления и кооперативом. При этом решение о продаже дома и распределении его цены между членами кооператива должно приниматься общим собранием единогласно.

Второй — государственный орган или орган местного самоуправления передает в собственность членов кооператива равноценный дом. При этом равноценность должна быть соблюдена и применительно к жилым помещениям, занимаемым членами кооператива; если последнее невозможно, то должна быть предоставлена соответствующая денежная компенсация.

И третий — государственный орган или орган местного самоуправления должен договориться с каждым членом кооператива о предоставлении ему жилых помещений (возможны разные основания пользования: право собственности, членство в другом кооперативе, социальный наем и т.д.).

3. Об изъятиях жилых помещений в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд см. ст. 32 ЖК РФ и комментарий к ней.

Статья 134. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома

В случае сноса дома по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 настоящего Кодекса соответственно для членов жилищного кооператива, выплативших пай и не выплативших пая.

Комментарий к статье 134 Жилищного Кодекса РФ

1. В случае сноса дома по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, к выселяемым из него членам жилищного кооператива, выплатившим пай, и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные ст. 32 (см. комментарий к ней).

Если же пай не выплачен, такое выселение производится по правилам, установленным ст. 86 ЖК РФ, т.е. в данном случае комментируемая статья отсылает к нормам, применяемым к отношениям социального найма.

Согласно ст. 86 ЖК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение о сносе дома, предоставляет гражданам другое благоустроенное жилье по договорам социального найма.

Применение данной отсылочной нормы без дополнительного законодательного регулирования может значительно осложнить процедуру расселения и нарушить имущественные права членов кооператива.

У членов кооператива в связи с этим возникают два варианта действий: либо выплатить пай до ликвидации кооператива и перейти на применение правил ст. 32, либо согласиться с нормами ст. 86 ЖК РФ.

2. Ранее действовавший ЖК РСФСР предусматривал, что, если принадлежащий жилищно-строительному кооперативу дом подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд, кооперативу взамен сносимого дома передается в собственность равноценный жилой дом.

Не исключена возможность с согласия органа, принявшего решение о сносе такого дома, использовать данный механизм и в настоящее время.

Комментарий к статьям 135, 136

1. Комментируемые статьи определяют правовое положение товарищества собственников жилья (ТСЖ) и особенности его создания.

Гражданский кодекс РФ (ст. 50) устанавливает перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. Но этот перечень не является исчерпывающим. Другими законами могут быть предусмотрены и иные формы некоммерческих организаций. Впервые форму некоммерческой организации — ТСЖ ввел Закон о товариществах собственников жилья.

Часть 1 ст. 135 ЖК РФ подтверждает организационно-правовую форму товарищества собственников жилья — некоммерческая организация.

2. Основная цель деятельности ТСЖ не связана с получением прибыли. Оно прежде всего является объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, а также для обеспечения его эксплуатации.

Понятие товарищества неудачно заимствовано из Закона о товариществах собственников жилья, где под комплексом недвижимого имущества понимался кондоминиум. Кондоминиум — единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей, находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований (домовладельцев) — частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.

3. По совокупности норм, содержащихся в ЖК РФ, можно сделать вывод, что товарищество собственников жилья управляет общим имуществом в многоквартирном доме (об общем имуществе см. комментарий к гл. 6).

Правоспособность товарищества собственников жилья — способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности — возникает с момента его создания.

ТСЖ имеют специальную правоспособность. Они вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их уставах и соответствуют целям, ради которых были созданы. Сделка, совершенная товариществом не в соответствии с целями его деятельности, может быть признана судом недействительной как внеуставная.

Примером этому могут служить следующие судебные акты:

1) Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.04.2006 по делу N А79-7110/2005:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Права и обязанности товарищества собственников жилья установлены в частях 1 и 2 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержащих закрытый перечень прав, в рамках которых товарищество собственников жилья вправе осуществлять свою деятельность. Перечень допускаемых Жилищным кодексом Российской Федерации действий товарищества означает невозможность совершения товариществом каких-либо иных действий, не предусмотренных данной статьей и не соответствующих целям и задачам созданного товарищества»;

2) Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.10.2002 по делу N Ф04/3876-848/А46-2002:

«Как видно из материалов дела, ТСЖ «Первомаец-4» оспорило:

договор от 09.01.2001 N 2211, заключенный с ОАО «АК «Омскэнерго» на поставку, получение и оплату тепловой энергии,

а также договор от 21.08.1996 N АК-5-333/2211, заключенный с ОАО «АК «Омскэнерго», МУП ТСК, УФПС по Омской области, и соглашение к нему от 01.01.2000.

Истец указал на то, что договоры заключены управляющим ТСЖ «Первомаец-4» с превышением полномочий и с превышением правоспособности товарищества собственников жилья.

Исследуя условия договора от 09.01.2001 N 2211, апелляционная инстанция установила, что он заключен между энергоснабжающей организацией ОАО «АК «Омскэнерго» и ТСЖ «Первомаец-4» как с абонентом на поставку тепловой энергии в жилые дома; данный договор является договором энергоснабжения.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Между тем нормы Закона о товариществах собственников жилья, в соответствии с которым действует ТСЖ «Первомаец-4», не предусматривают право ТСЖ заключать с энергоснабжающей организацией договоры как абоненту — потребителю соответствующей энергии.

Апелляционная инстанция правомерно признала договор от 09.01.2001 N 2211 недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как заключенный с нарушением статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 17, 29, 31, 41 Федерального закона «О товариществах собственников жилья».

Первая инстанция суда, отказывая в удовлетворении требований о признании договора от 09.01.2001 N 2211 недействительным, неправильно применила нормы материального права, что явилось основанием для отмены решения в этой части.

При этом суд первой и апелляционной инстанций обоснованно отказал в удовлетворении требования о признании недействительными договора от 21.08.1996 N АК-5-333/2211 и подписанного к нему соглашения от 01.01.2000.

Договор N АК-5-333/2211 заключен между ТСЖ «Первомаец-4», ОАО «АК «Омскэнерго», МУП ТСК и УФПС по Омской области в лице почтамта на обслуживание по приему и перечислению платежей за отопление и горячее водоснабжение.

По условиям данного договора и соглашения к нему от 01.01.2000 ТСЖ «Первомаец-4» обязалось производить сбор платежей от жильцов за отопление и горячее водоснабжение, их перечисление на счета ОАО «АК «Омскэнерго» и МУП ТСК, а также проведение и оформление сверки расчетов по лицевым счетам жильцов и предоставление реестров принятых платежей.

Принятые по указанному договору обязательства не противоречат целям создания и деятельности ТСЖ «Первомаец-4», установленным в нормах статей 29, 30 Федерального закона «О товариществах собственников жилья», и соответствуют пунктам 2.1, 2.2, 3.1 устава товарищества.

Исследование материалов дела показало, что выводы апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам спора и основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права».

4. Товарищество создается для следующих целей:

1) совместное управление общим имуществом в многоквартирном доме;

2) обеспечение эксплуатации этого имущества;

3) владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение этим имуществом.

Совместное управление общим имуществом, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме осуществляются путем принятия решений на общем собрании членов товарищества. Совместное управление общим имуществом в многоквартирном доме, где создано ТСЖ, но часть собственников не вступила в члены такого товарищества, осуществляется с последними в договорном порядке.

ТСЖ осуществляет эту деятельность при наличии полномочий собственников помещений. Оно наделяется полномочиями в момент создания, а в существующих товариществах — путем внесения изменений и дополнений в их уставы. Полномочия от не членов товарищества ТСЖ приобретает путем заключения с ними договора о содержании и ремонте общего имущества.

Понятие «обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме» никакими нормативными актами не регламентировано, и чаще всего содержание этого понятия является предметом судебных разбирательств. Чтобы не отвечать по обязательствам, не предусмотренным уставной деятельностью ТСЖ, в уставе товарищества необходимо раскрыть данный термин. Такая регламентация, прежде всего, необходима для определения ответственности сторон при неисполнении договоров на предоставление услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также при возникновении споров членов товарищества с ТСЖ.

Под обеспечением эксплуатации общего имущества следует понимать действия товарищества, направленные на выбор управляющей, обслуживающей и подрядных организаций, заключение с ними договоров, осуществление в интересах членов ТСЖ и других собственников помещений в многоквартирном доме контроля за исполнением этими организациями своих обязанностей, а также выполнение иных функций, предусмотренных уставом товарищества.

5. Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено его уставом.

Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом может быть изменен в любое время решением общего собрания собственников помещений. Если многоквартирный дом управляется ТСЖ, а общим собранием собственников помещений выбран иной способ управления, товарищество подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (см. комментарий к ст. 141).

ТСЖ считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (государственной регистрации). С этого момента оно может приобретать гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Как юридическое лицо оно должно иметь органы управления, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке, печать со своим наименованием и другие признаки юридического лица. ТСЖ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не связано обязательствами членов товарищества. Члены ТСЖ, в свою очередь, не отвечают по обязательствам товарищества.

6. Создавая ТСЖ, собственники помещений определяют перечень его полномочий. Они могут принять решение о том, что ТСЖ будет либо самостоятельно осуществлять содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме штатными сотрудниками, либо выполнять только функции управления этим имуществом либо часть функций. При передаче части полномочий следует учитывать, что в многоквартирном доме может существовать только одна управляющая организация.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

В практической деятельности ТСЖ заключают договор с едиными информационно-расчетными центрами на начисления обязательных платежей программными средствами. ТСЖ могут передать специализированной организации ведение бухгалтерского учета товарищества.

7. Решение о создании ТСЖ и утверждение его устава принимается либо на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, либо путем заочного голосования (см. комментарии к ст. 45 — 48).

Решение общего собрания о создании товарищества собственников жилья и о принятии устава правомочно, если за него проголосовали собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Число членов ТСЖ, создавших товарищество, должно превышать 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание обязано принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников (ч. 2 ст. 141 ЖК РФ).

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, в том числе органы государственной и муниципальной власти, обязаны принять участие в выборе способа управления таким домом (см. комментарий к ст. 161).

Собственниками помещений в многоквартирном доме может быть выбран только один способ управления; следовательно, для управления многоквартирным домом может быть создано только одно ТСЖ.

9. В ч. 2 ст. 136 перечислены объекты, которыми управляет товарищество собственников жилья. Объектом управления могут быть не только один, но и несколько многоквартирных домов, которые объединены одним или граничащими земельными участками либо иным общим имуществом (инженерные коммуникации). Причем общее имущество должно быть предназначено для обслуживания только этих домов.

Комментарий к статьям 137, 138

1. Содержание и объем правоспособности ТСЖ определяются законом и уставом этой организации. Статья 137 устанавливает права товарищества в пределах его специальной правоспособности (уставная деятельность). Сделки, совершенные с нарушением прав и обязанностей, предусмотренных комментируемыми статьями, будут признаваться по суду недействительными (см. комментарии к ст. 135, 136).

2. В соответствии со ст. 137 товарищество собственников жилья вправе:

1) заключить (в соответствии с законодательством) договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. При этом ТСЖ представляет законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме и действует в их интересах. Хотя стороной договора управления выступает товарищество, услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальные услуги управляющая организация предоставляет непосредственно собственникам помещений и лицам, которые пользуются жильем в этом доме. Они же оплачивают услуги и работы — в порядке, определяемом правлением ТСЖ. Комментируемые статьи не предоставляют товариществу право выступать в качестве потребителя услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также потребителем (абонентом) коммунальных услуг, но не исключает такие права (например, при наличии недвижимого имущества в собственности). Законодательно исключается возможность участия ТСЖ в качестве перепродавца жилищных и коммунальных услуг;

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые средства на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд; расходы на другие цели, предусмотренные гл. 13 ЖК РФ и уставом товарищества. Предложения ТСЖ об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, о сроке его начала, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и другие предложения, связанные с условиями проведения капитального ремонта, выносятся на решение общего собрания собственников помещений (см. комментарий к ст. 158);

3) на основе годовой сметы доходов и расходов товарищества устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Установление размеров платежей обусловлено тем, что в силу закона товарищество участвует в договорных отношениях на условиях представительства от имени всех собственников помещений. Общее имущество в многоквартирном доме является долевой собственностью всех собственников, и на них возложена равная обязанность по несению расходов на содержание и ремонт такого имущества. Правление товарищества после определения объема расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме рассчитывает размер платежей каждого собственника помещения пропорционально указанной выше доле и вправе установить иной порядок расчета. Для закрепления данной нормы необходимо внести ее в устав товарищества, определить компетенцию органов управления ТСЖ по данному вопросу и количество голосов собственников, необходимое для принятия решения;

4) выполнять для собственников помещений в многоквартирном доме работы и предоставлять им услуги. Работы и услуги определяются уставной деятельностью товарищества и теми целями, для которых оно было создано. Так, ТСЖ вправе оказывать возмездные услуги по приему корреспонденции собственников помещений во время их отсутствия (электронная почта, факсовые сообщения, почтовая корреспонденция и проч.), проводить работы по ремонту имущества собственников, вскрывать квартиры по их просьбе, отправлять корреспонденцию, составлять письма в сторонние организации, выполнять отдельные поручения и др. Если общее собрание членов товарищества решит самостоятельно содержать общее имущество в многоквартирном доме силами специалистов правления, то эта деятельность является уставной;

5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;

6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, которые выполняют для товарищества работы (предоставляют услуги);

7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.

Для того чтобы перечисленные права ТСЖ были реализованы, необходимо:

внести их в устав товарищества;

включить соответствующие виды деятельности в перечни вопросов, относящихся к компетенции либо общего собрания членов ТСЖ, либо его правления;

закрепить в уставе товарищества условия правомочности решений общего собрания или правления по внесенным вопросам.

3. Статья 138 устанавливает перечень обязанностей товарищества собственников жилья. Товарищество обязано:

1) обеспечивать выполнение требований гл. 13 ЖК РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;

2) заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, не являющимися членами товарищества. Собственники помещений, создавая товарищество собственников жилья, наделяют его правами владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Те собственники помещений, которые отказались вступить в товарищество, заключают с ним договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Причем это — не договор на предоставление услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Договор с собственниками, которые не являются членами товарищества, заключается на предмет: а) передачи ими своих полномочий товариществу для реализации последним прав, предусмотренных п. п. 1 — 3 ч. 1, п. п. 1 — 4 ч. 2 ст. 137, п. 8 ст. 138; б) установления размеров обязательных платежей; в) установления срока и порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, условий перерасчета платежей и др.;

3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору;

4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. ТСЖ обязано своевременно заключить договоры со специализированными организациями, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем, санитарное содержание, а также содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, осуществлять контроль по заключенным договорам, требовать исполнения таких договоров;

5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на это имущество. Товарищество обязано своевременно определить расходы на содержание и ремонт общего имущества, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и иные расходы, а также установить размеры платежей для каждого собственника в соответствии с его долей в праве общей собственности; проинформировать собственников помещений о размере таких платежей, сроках и порядке их внесения. Осуществлять контроль за эксплуатацией общего имущества;

6) соблюдать права и законные интересы собственников помещений. При планировании своей деятельности ТСЖ должно своевременно информировать собственников помещений и в соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ получать их согласие на: реконструкцию многоквартирного дома, строительство хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

эксплуатацию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

7) предотвращать или прекращать действия третьих лиц, затрудняющие реализацию прав собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме или препятствующих этому. В случае невозможности самостоятельно устранить нарушения ТСЖ обязано направить соответствующую информацию для привлечения виновных к ответственности;

8) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

Статья 134. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома

СТ 134 ЖК РФ.

В случае сноса дома по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, к выселяемым
из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей
применяются правила, установленные статьями 32 и 86 настоящего Кодекса соответственно для
членов жилищного кооператива, выплативших пай и не выплативших пая.

Комментарий к Ст. 134 Жилищного кодекса РФ

1. В случае сноса дома, принадлежащего жилищному кооперативу, по основаниям изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, выселяемым из него членам ЖК, проживающим совместно с ними членам их семей предоставляется другое благоустроенное жилое помещение (ст. 86 Кодекса); устанавливается выкупная цена сносимого жилого помещения или по соглашению с собственником жилого помещения предоставляется жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

а) При сносе дома, принадлежащего жилищному кооперативу, когда член ЖК выплатил пай полностью и стал собственником своего жилья, все «переговоры» относительно выкупа жилого помещения должны вестись с участием собственника жилого помещения и в его интересах.

Трудно решаются пока вопросы обеспечения членов жилищного кооператива жилыми помещениями при сносах многоквартирного жилого дома жилищного кооператива в случаях, когда только по части квартир внесены паевые взносы в полном объеме. При возникновении споров относительно определения выкупной цены или соглашения о предоставлении благоустроенного жилья следует обращаться в федеральные суды общей юрисдикции.

Во всяком случае жилищные кооперативы должны добиваться предоставления равноценной жилой площади за счет государственного, муниципального жилищного фонда взамен сносимого жилья;

б) когда сносится жилое помещение кооператива, члены которого не выплатили пай в полном объеме, они обладают в принципе такими же правами, которые предусмотрены в ст. 32, 86 Кодекса.

Но все «переговоры» по определению выкупной цены, соглашению относительно предоставления квартиры (жилищному кооперативу) ведутся, как правило, правлением этого кооператива.

Если решен вопрос по предоставлению квартиры взамен сносимого дома, то это помещение (новое) выделяется непосредственно в распоряжение ЖК, поскольку членом ЖК паевой взнос не выплачен в полном объеме и он не стал собственником жилья. На прежних условиях это помещение предоставляется члену ЖК, последний обязан вносить соответствующие (оставшиеся) платежи по паевым взносам.

Статья 134 ЖК РФ. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома

Новая редакция Ст. 134 ЖК РФ

В случае сноса дома по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 настоящего Кодекса соответственно для членов жилищного кооператива, выплативших пай и не выплативших пая.

Комментарий к Статье 134 ЖК РФ

Уставом и внутренними документами жилищного кооператива могут быть предусмотрены различные порядок и условия (в том числе размеры и сроки) внесения паевых взносов. По этой причине возможна ситуация, когда к определенному времени отдельные члены кооператива внесли паевой взнос в полном объеме и стали собственниками жилых помещений, другие же его члены продолжают вносить паевые взносы, и собственником помещений, которыми они пользуются, является кооператив.

Если члены кооператива полностью выплатили паевые взносы, то в случае сноса кооперативного дома, в котором они имеют помещения на праве собственности, они обеспечиваются другими помещениями в порядке, установленном для собственников жилых помещений (ст. 32 Кодекса). При этом следует учитывать, что жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если взносы членами кооператива выплачены не полностью, то им предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 Кодекса). О содержании понятия «благоустроенное жилое помещение» см. ст. 89 Кодекса и комментарий к ней.

Однако ст. 134 Кодекса не решает вопрос о возмещении кооперативу, который является собственником жилых помещений в кооперативном доме, стоимости таких помещений в случае, если кооперативный дом сносится, например, по причине изъятия земельного участка под ним для государственных или муниципальных нужд. Представляется, что в данном случае жилищному кооперативу как собственнику части жилых помещений в кооперативном доме соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления должна быть выплачена денежная компенсация стоимости таких помещений, которая впоследствии должна пойти на выплату членам кооператива, не полностью внесшим паевой взнос, стоимости их пая .
———————————
См. комментарий к ст. 134 Кодекса в кн.: Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 — 2006.

Другой комментарий к Ст. 134 Жилищного кодекса Российской Федерации

Статья 134 регулирует вопросы обеспечения жильем членов кооператива, дом которых подлежит сносу (например, в случае признания его аварийным). При этом вопрос решается в зависимости от того, выплачен паевой взнос полностью или нет.

Если пай выплачен, то член кооператива становится собственником жилья, и поэтому применяются правила ст. 32 (о выкупной цене, сроках и условиях выкупа, см. комментарий к этой статье). Статья 32 Жилищного кодекса РФ, правила которой подлежат применению к выселяемым из сносимого дома, предусматривает основаниями сноса: изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд; аварийность дома.

Если же пай не выплачен, вопрос обеспечения жильем решается по правилам ст. 86 ЖК РФ, т.е. комментируемая статья отсылает к правилам, установленным для социального найма. В соответствии со ст. 86 ЖК орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о сносе дома, предоставляет гражданам другое благоустроенное жилье по договорам социального найма (см. комментарий к ст. 86 ЖК РФ).

Статья 134 ЖК РФ. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома (действующая редакция)

В случае сноса дома по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 настоящего Кодекса соответственно для членов жилищного кооператива, выплативших пай и не выплативших пая.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 134 ЖК РФ

Статья 134 регулирует вопросы обеспечения жильем членов кооператива, дом которых подлежит сносу (например, в случае признания его аварийным). При этом вопрос решается в зависимости от того, выплачен паевой взнос полностью или нет.

Если пай выплачен, то член кооператива становится собственником жилья, и поэтому применяются правила ст. 32 (о выкупной цене, сроках и условиях выкупа, см. комментарий к этой статье). Статья 32 ЖК РФ, правила которой подлежат применению к выселяемым из сносимого дома, предусматривает основаниями сноса: изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд; аварийность дома.

Если же пай не выплачен, вопрос обеспечения жильем решается по правилам ст. 86 ЖК РФ, т.е. комментируемая статья отсылает к правилам, установленным для социального найма. В соответствии со ст. 86 ЖК РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о сносе дома, предоставляет гражданам другое благоустроенное жилье по договорам социального найма (см. комментарий к ст. 86 ЖК РФ).