Создание единой комиссии по осуществлению закупок

Вопрос-ответ по теме

Вправе ли заказчик создать Единую комиссию по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, если использовать заказчик будет только способы определения поставщика в виде запроса котировок и запроса предложений?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Создание такой комиссии не противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона № 44-ФЗ заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

Дополнительно обращаем внимание, что годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений может проводиться только в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Как создать комиссию по осуществлению закупок

Прежде чем проводить закупки, создайте комиссию. Назначать комиссию по закупкам не нужно, только если вы заключаете контракт с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Вы вправе создавать как отдельные комиссии на проведение разных закупок, так и единую комиссию на все конкурентные процедуры. Выбор зависит от объекта закупки.

Если объекты ваших закупок не отличаются спецификой, создайте единую комиссию. Ведь в этом случае в состав комиссии не нужно включать людей со специальными знаниями относительно товаров, работ, услуг, которые вы приобретаете. Если же вам предстоит сложная процедура, назначьте комиссию для проведения единичной закупки. В состав такой комиссии включите специалистов со знаниями, которые относятся к объекту закупки.

Чтобы определить поставщика конкурентными способами, создайте одну или несколько следующих комиссий:

  • конкурсную;
  • аукционную;
  • котировочную;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Создание комиссии по закупкам

Вопрос-ответ по теме

Может ли руководитель контрактной службы быть председателем комиссии по осуществлению закупок по 44-ФЗ?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Да, если это не противоречит Положению о контрактной службе и соответствует ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ.

Сотрудники контрактной службы – должностные лица заказчика. Кроме того, такие сотрудники прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. А заказчик включает в состав комиссии преимущественно таких лиц.

В то же время в Положении о контрактной службе заказчик вправе установить, что сотрудники контрактной службы не могут быть членами комиссий по закупкам. Об этом сказано в пункте 8 приказа от 29.10.2013 № 631.

Как создать комиссию по закупкам

Прежде чем проводить закупки, создайте комиссию. Назначать комиссию по закупкам не нужно, только если вы заключаете контракт с единственным поставщиком. Об этом сказано в части 1 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).

Вы вправе создавать как отдельные комиссии на проведение разных закупок, так и единую комиссию на все конкурентные процедуры. Выбор зависит от объекта закупки.

Если объекты ваших закупок не отличаются спецификой, создайте единую комиссию. Ведь в этом случае в состав комиссии не нужно включать людей со специальными знаниями относительно товаров, работ, услуг, которые вы приобретаете. Если же вам предстоит сложная процедура, назначьте комиссию для проведения единичной закупки. В состав такой комиссии включите специалистов со знаниями, которые относятся к объекту закупки.

Чтобы определить поставщика конкурентными способами, создайте одну или несколько следующих комиссий:

  • конкурсную;
  • аукционную;
  • котировочную;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Особенности создания комиссии по 44 ФЗ

Комиссия по осуществлению государственных закупок — это коллегиальный орган, который формируется заказчиком для определения способов закупки. Чтобы закупить продукцию у единственного поставщика, создавать комитет нет необходимости.

Порядок и правила создания комиссии согласно ФЗ 44

Итак, комиссия требуется для того, чтобы возможно было осуществить закупки у нескольких поставщиков одновременно. Прежде чем закупить товары или услуги, заказчик должен создать комитет по госзакупкам. Сразу же после создания определяются члены совета и способ работы.

О контрактной службе в РФ читайте здесь:

Заказчик имеет право создавать:

  • Конкурсные комиссии;
  • Аукционные;
  • Котировочные комитеты;
  • По рассмотрению заявок на участие в предложениях.

Заказчик выбирает в состав совета лица, которые прошли предварительную подготовку в области госзакупок. Иногда могут быть выбраны лица, которые обладают специальными знаниями по конкретному объекту закупки.

Физические лица, которые являлись экспертами в области подготовки государственной закупки, не могут быть включены в состав совета. Менять участника имеет право только заказчик, которым был создан комитет.

Комиссия может работать в стандартном режиме, если на заседании комитета присутствуют меньше 50 процентов от общего числа членов. Участники совета должны быть уведомлены заранее о дате проведения и месте государственной закупки. Члены группы не имеют право принимать участие в заочном голосовании.

Если комиссия приняла решение с нарушениями мер по настоящему Федеральному закону, оно может быть обжаловано согласно законному порядку.

Создание единой комиссии по осуществлению закупок

Для проведения закупок в первую очередь потребуется создать комиссию согласно приказу о ее создании по осуществлению закупок по 44 ФЗ.

Могут быть созданы как отдельные группы, так и единая комиссия на все процедуры. Это зависит от выбора предмета покупки. Если предстоит закупить сложные товары, потребуется создать специальную команду, участники которой обладают специализированными знаниями в конкретной области. Независимо от вида покупки, обязанности комиссии по закупкам по 44 ФЗ должны быть выполнены.

Функции уполномоченных по проверке лиц:

  • Анализировать заявки, которые были приняты заказчиком или комиссией;
  • Отклонять заявки, которые не соответствуют условиям;
  • Определять победителя;
  • Оформлять протоколы на конкретном этапе госзакупки.

Помимо базовых функций, каждая конкретная группа проверяющих в зависимости от способов закупок (аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок), выполняет индивидуальные функции.

Что такое аукционная комиссия?

Аукционная комиссия создается в том случае, если товар или услуга покупается на аукционе. Закон № 44 не содержит конкретных требований к председателю аукционной группы. Это значит, что председателем может стать не только руководитель, но, например, и бухгалтер. Минимальное количество человек, которое должно присутствовать в группе проверяющих, не менее 5-ти.

Котировочная комиссия по 44 ФЗ

Котировочная комиссия по ФЗ 44 — это специальная группа лиц, которая создается в случае, если первоначальный состав не справляется с задачами. В подобной группе должно быть не менее 3 человек.

Чтобы создать котировочный комитет, предоставляется следующая информация:

  • ФИО участников котировочного совета;
  • Способ избрания председателя;
  • Порядок ее деятельности.

Участники котировочной группы проверяющих должны быть специально подготовлены в следующих областях:

  • Специальная подготовка в области государственных закупок;
  • Повышение квалификации в области госзакупок;
  • Профессиональные знания относительно объекта закупки.

Состав конкурсной комиссии

В состав конкурсной группы проверяющих по 44 ФЗ входят:

  • Председатель;
  • Заместитель председателя;
  • Секретарь;
  • Остальные члены команды, в том числе, независимые эксперты.

Скачать действующую редакцию 44 ФЗ

Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» регулирует отношения, которые связаны с обеспечением муниципальных и государственных нужд. Основная задача: повышение эффективности, результативности процедуры закупок товаров, услуг или работ. Чтобы проанализировать Федеральный закон детальнее, скачать его можно по ссылке.

Комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ

Рассмотрение и сопоставление заявок, поданных на участие в закупочных процедурах, может проводиться только специальной комиссией, которую обязан созвать заказчик. Только по результатам ее работы выносится решение о выборе победителя или допуске заявки до торгов.

Что такое комиссия по осуществлению закупок

Закупочная комиссия представляет собой группу людей, которые принимают участие в сопоставлении заявок на участие в закупочных процедурах. Ее деятельность регламентируется статьей 39 44-ФЗ. Решение о ее созыве должно быть принято заказчиком до начала самой процедуры. При этом оформляется решение о создании комиссии. В нем прописывается ее состав, а также особенности функционирования, выбирается председатель.

В назначенный день проводится заседание комиссии. Все ее члены должны быть заранее оповещены о дате и месте сбора. Требуется их личное присутствие. Проводить заседание посредством конференц-связи или в заочной форме не разрешается. Членам комиссии запрещено делегировать полномочия иному лицу.

Решения, которые принимаются в ходе заседания, оформляются в виде протокола. Участник закупки имеет право обжаловать деятельность комиссии в порядке, регламентированном статьей 105 44-ФЗ.

Виды комиссий

В зависимости от типа закупочных процедур могут организовываться различные виды комиссии:

  1. Конкурсная. В ее обязанности входит распечатывание конвертов с заявками, сопоставление и оценка предложений участников, выбор победителя.
  2. Аукционная. Членами такой комиссии проводится оценка поданных заявок и выбор участников, которые допускаются до участия в аукционе.
  3. Котировочная. Ее задачей становится сопоставление заявок на предмет их соответствия требованиям, определение лучшего предложения.
  4. Комиссия для оценки заявок на участие в запросе предложений.
  5. Единая. Объединяет в себе обязанности всех возможных комиссии. Создание такой комиссии считается целесообразным для закупок, не имеющих специфических особенностей.

В ходе работы все комиссии оформляют свои решения в виде протоколов. Когда закупка проводится у единственного поставщика, комиссию созывать не нужно.

Кто должен входить в состав комиссии?

Согласно статье 39 44-ФЗ в состав аукционной, конкурсной и единой комиссии должно входить не менее пяти человек. В состав комиссии других типов может входить три и более членов.

Особые требования предъявляются к членам комиссии. Преимущество отдается лицам, имеющим профессиональную подготовку в сфере госзакупок. Кроме того в состав должны входить люди, обладающие специальными знаниями в области предмета закупки. Когда объектом закупки становится создание литературного или художественного произведения, а также иной результат интеллектуальной деятельности, то в комиссии должны присутствовать люди творческих профессий, принадлежащих соответствующей сфере искусства. Их должно быть не менее половины от всего количества участников.

Законом определяется круг лиц, которые не допускаются до работы в комиссии:

  1. Физические лица, привлекаемые к закупке в качестве экспертов.
  2. Лица, заинтересованные в выборе конкретного поставщика.
  3. Лица, являющиеся сотрудниками организации, подавшей заявку на участие в процедуре.
  4. Те, на кого способны оказывать влияние потенциальные поставщики.
  5. Люди, являющиеся родственниками руководителей организаций потенциальных поставщиков.
  6. Представители контролирующего органа.

Если вышеперечисленные лица обнаруживаются в составе комиссии, заказчик обязан в кратчайшие сроки заменить их на людей, не заинтересованных в результатах закупки. Комиссия может приступить к работе только, если на заседании присутствует более 50% членов. Такой порядок устанавливается частью 8 статьи 39 44-ФЗ.

Как создается комиссия?

Перед началом закупочной процедуры заказчик обязан принять решение о формировании комиссии. Документально оно оформляется соответствующим приказом. Он издается в произвольной форме. Как правило, в документе прописываются сведения:

1.Разновидность формируемой комиссии.

2.Данные всех членов с указанием их должностей.

За оформление приказа чаще всего несет ответственность работник контрактной службы. Документ визируется руководителем организации. Приказ выпускается не позднее даты размещения извещения о проведении закупки.

Ответственность, возлагаемая на членов комиссии

Все члены комиссии несут ответственность за некачественное выполнение обязанностей, а также за нарушение регламентированных сроков. Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве.

При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание

Комиссия по осуществлению закупок играет ключевую роль при проведении любых процедур. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС в установленном законом порядке.

Можно ли в ходе осуществления закупки ввести в состав комиссии нового члена?

Допускается ли не замена, а введение в состав комиссии новых членов после начала проведения закупки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей пози­ции: введение в состав комиссии по осуществлению закупки новых членов после начала проведения закупки не противо­речит требованиям закона.

Обоснование позиции

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного контрагента, заказ­чик создает комиссию по осуществлению закупок.

Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

А ч. 3 ст. 39 предусматривает, что заказчиком могут созда­ваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе пред­ложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Эта норма устанавливает минималь­ное число членов комиссии: для конкурсной, аукционной или единой комиссии оно составляет пять человек, для коти­ровочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложе­ний — три человека. Максимальным пределом число членов комиссии закон не ограничивает.

К тому же ч. 7 ст. 39 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

Из ряда разъяснений контролирующих органов следует, что вопросы формирования комиссии относятся к ком­петенции заказчика. Так, в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 № Д28и-2742 отмечается, что заказчик самостоятельно своим приказом создает комиссию и утверж­дает положение о комиссии по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в котором указывает цели соз­дания и принципы работы комиссии, а также ее функции, порядок создания и работы в соответствии с выбранным видом создаваемой комиссии. В п. 1 письма Федерального казначейства от 25.03.2014 № 42-7.4-05/9.3-191 обращается внимание на то, что Закон № 44-ФЗ допускает создание как единой комиссии по осуществлению закупок, так и кон­курсных, аукционных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений перед проведением каждой закупки.

Вопросы включения в состав комиссии новых членов (увеличения количественного состава комиссии) Законом № 44-ФЗ не регламентируются. На наш взгляд, указание ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ на необходимость принятия заказчиком решения о создании комиссии с определением ее состава до начала проведения закупки означает лишь то, что комиссия не должна создаваться после начала осущест­вления закупочных процедур, что, очевидно, обусловлено выполнением комиссией функций по проверке соответствия участников закупки установленным требованиям (ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Однако из положений ст. 39 Закона № 44-ФЗ не следует, что количество членов комиссии может быть определено только до начала проведения закупки и в дальнейшем должно оставаться неизменным. Как мы уже отметили, названный закон ограничивает только мини­мальное количество членов комиссии и не исключает воз­можности увеличения заказчиком однажды определенного состава комиссии. Учитывая, что заказчик не лишен права сформировать единую комиссию по осуществлению заку­пок, действующую на постоянной основе, представляется нелогичным и не вытекающим из целей осуществления закупок и принципов контрактной системы в сфере закупок (ст. 6, 13 Закона № 44-ФЗ) запрет на увеличение ее коли­чественного состава после единожды принятого решения о создании такой комиссии.

Поэтому, с нашей точки зрения, правило ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ нельзя понимать как ограничивающее возможность увеличения числа членов комиссии по осуществлению заку­пок решением заказчика после начала проведения закупки. Можно также отметить, что такое увеличение не нарушает права и законные интересы участника закупки, поскольку ранее принятые комиссией решения в связи с этим не пере­сматриваются.

Подчеркнем, что изложенное является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и судебной практи­ки по этому вопросу мы не обнаружили. За письменными разъяснениями заинтересованное лицо вправе обратиться в ФАС России (подп. 5.3.1.12 п. 5.3 п. 5, п. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Павел Ерин и Алексей Александров, эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ