Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Статья 302. Право на информацию

1. Физическое лицо имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни физического лица без его согласия не допускаются, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

2. Физическое лицо, которое распространяет информацию, обязательства ‘связана убедиться в ее достоверности.

Физическое лицо, которое распространяет информацию, полученную из официальных источников (информация органов государственной власти, органов местного самоуправления, отчеты, стенограммы т.п.), не обязательства ‘Связана проверять ее достоверность и НЕ несет ответственности в случае ее опровержения.

Физическое лицо, которое распространяет информацию, полученную из официальных источников, обязательства ‘связана делать ссылку на такой источник.

1. Статья закрепляет за физическим лицом право на информацию. Законодатель определяет » информацию «, как документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей среде (ст. 1 Закона Украины » Об информации «). При этом, в «объектом данного права является все виды информации, к Которым относят: статистическую информацию, административную информацию (данные), массовую информацию, информацию о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, правовой информацию, информацию о лице, информация справочно-Экциклопедического характера, социологическую информацию (ст. 18 Закона Украины » Об информации «), а также научно-техническую информацию (ст. 1 Закона Украины » О научно-технической информации «). Более подробно см.. комментарий к ст. 200 ГК Украины.

2. Право на информацию как Личное неимущественное право физического лица включает в себя возможность свободного, и необходимого для реализации им своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций:

а) сбор информации, т.е. предоставленную законом возможность приобретение, накопление в согласование с Действующим законодательством Украины документированной или публично объявляемой информации физическими лицами

б) использование информации, т.е. возможность удовлетворять свои информационные потребности любым запрещенной Действующим законодательством способом

в) распространение информации, то есть возможность физического лица распространять, обнародовать, реализовывать в установленном законом порядке документированной или публично оглашаемой информации

г) хранение информации, то есть обеспечение надлежащего состояния информации и ее материальных носителей.

Однако осуществление физическими лицами права на информацию носит определенную специфику Относительно информации о личной жизни физического лица. Учитывая определенную конфиденциальность данной информации следует отметить, что в согласование с Действующим законодательством сбор, хранение, использование и распространение этой информации происходит только с согласия физического лица. Исключением из такого правила могут стать Лишь случаи, определенные законом. При этом, комментируемая статья устанавливает также и цель такого ограничения — Оно должно ограничиваться исключительно в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

3. Кроме сказанного, действующее законодательство устанавливает несколько других Специальных режимов осуществления права на информацию, в зависимости имеющейся в «объектом данного права. Так, например, близким к правовому режиму, Который устанавливается для » информации о личной жизни » является правовой режим, устанавливаемый для » информации в лицо «. Под понятием » информация о лице » законодатель понимает совокупность документированных или публично объявленных сведений о лице (ст. 23 Закона Украины » Об информации «). Основными данными о личности (персональным данными) являются: национальность, образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья «я, а также адрес, дата и место рождения. Источниками документированной информации о личности являются выданные на ее имя ‘я документы, подписанные ею документы, а также сведения о лице, собранные органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. При этом, вводится принцип, по которому необходимое количество данных о физическом лице, которое можно Получить законным путем, должно быть максимально ограничено и может быть использован только для законной цели. Так, например, согласование со ст. 34 Закона Украины » О телекоммуникации » предназначены для обнародования телефонные справочники, в том числе электронные версии и базы данных информационно-справочных служб, могут содержать фамилию, имя ‘, отчество, наименование, адрес и номер телефона абонента только в случае, если в договоре о предоставление телекоммуникационных услуг содержится согласие потребителя на опубликование такой информации. В случае отсутствия согласия на такое размещение, потребитель имеет право на безвозмездной изъятие сведений о нем полностью или частично из электронных версий баз данных информационно-справочных служб.

Особенность правового режима этой информации заключается в том, что законодатель устанавливает возможность сбора, хранения, использования и распространения информации о личной жизни физического лица без его согласия не допускаются. То есть, лицо имеет право в зависимости от своих интересов и цели давать или не давать согласие на сбор, хранение, использование и распространение сведений о лице (образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья «я, дата и место рождения, имущественное положение и другие персональные данные). Следует также обратите внимание на то, что в согласование с Решением конституционного Суда Украины по делу Г. К. Устименко лицо самостоятельно определяет, какие ее персональные данные относятся к сфере конфиденциальной информации, т.е. к информации с ограниченным доступом. Согласие на сбор, хранение, использование и распространение сведений о недееспособному лица предоставляется членом ее семьи «и или законным представителем. Кроме этого, физическое лицо имеет право знакомиться в органах гос власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе, не являющимися гос тайной или другой защищенной законом тайной (ч. 3 ст. 32 Конституции Украины). При этом, в период уборки информации о физическом лице она, члены семьи «и или законный представители недееспособному Имеют право знать, какие сведения и с какой целью собираются, как, кем и с какой целью они используются. В период хранения и распространения персональных данных эти же лица Имеют право доступа к такого рода информации, оспаривать достоверность, полноту т.д..

К гарантий полной и своевременной реализации физическими лицами данного права относятся:

а) обязанность ‘связь органов гос власти, органов местного самоуправления, а также организаций информационные системы которых помещают информацию о физических лицах, Предоставлять ее беспрепятственно и бесплатно по требованию лиц, которых она касается, кроме случаев, предусмотренных законом.

бы) обязанность ‘Связь органов государственной власти и органов местного самоуправления Принимать меры по предотвращению несанкционированного доступа к информации в физическом лицо.

в) запрет доступа посторонних лиц к сведениям о другом лице, собранным в согласование с Действующим законодательством государственнымы органами, организациями и должностным лицами.

г) запрет хранения информации в граждане дольше, чем это необходимо для законно установленной цели.

д) требование максимального ограничения необходимого количества данных в физическое лицо, которое можно Получить законным путем, а также возможность употребляться только для законно установленной цели (ст. 31 Закона Украины » Об информации «).

Однако данное право физического лица может быть ограничено в случаях, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Так, например, лицу могут отказать в реализации права знакомиться с собранной в физическом лице информации в органах гос власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях, когда данные сведения составляют Государственную или иную охраняемую законом тайну. Еще одним случаем ограничения такого права являются Отдельные разновидности медицинской информации (свидетельство о состоянии здоровья «я человека, историю его болезни, в цели предложенных исследований и лечебных мероприятий, прогноз возможного развития заболевания, в том числе и о наличии риска для жизни и здоровья «я), в случаях, когда она может нанести вред здоровью «и пациента (ст. 39 Основ законодательства о здравоохранении» я).

4. Отдельный правовой режим Установленный настоящей статьей и для информации, составляющей Государственную тайну или конфиденциальную информацию юридического лица.

гос тайной следует определять вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, гос безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины и Которые признаны в порядке, установленном Действующим законодательством, гос тайной и подлежат охране государством (ст. 1 Закона Украины » О гос тайне «).

согласования понятие » конфиденциальной информации юридического лица » четко законодателем не определяется. В результате, общее понимание конфиденциальности дает нам возможность определить, что под этим понятием следует понимать сведения, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении отдельных юридических лиц и распространяются по их желанию в согласование с предусмотренным ими условий (ст. 30 Закона Украины » Об информации «). К ней, в частности, следует относить информацией профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и второго характера, полученной юридическим лицом на собственные средства, или такой, которая является предметом ее профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и второго интереса и НЕ нарушает предусмотренной законом тайны.

Особенности правового режима информации, составляющей Государственную тайну или является конфиденциальной информацией юридического лица состоят в том, что ГК Украины НЕ допускает сбора этой информации. Но в отдельных случаях, прямо предусмотренных законом такой запрет может быть и снята, например, в случае, когда сокрытие данной конфиденциальной информации, представляет угрозу жизни и здоровью «и человек.

5. Кроме предусмотренных в указанной статье полномочий, содержанию этого права включается и Определенный обязанности ‘связь, суть которого заключается в необходимости убедиться в достоверности информации, которую физическое лицо распространяет. Данный обязанности ‘связь является важной гарантией по соблюдение других личных неимущественных прав физических лиц, в частности, права на уважение чести и достоинства, права на неприкосновенность репутации и т.п..

Но не каждая информация требует указанного удостоверившись физического лица в достоверности этой информации, поскольку достоверность отдельных видов информации презюмируется. Например, если физическое лицо распространяет информацию, полученную из официальных источников (Информация органов государственной власти, органов местного самоуправления, отчеты, стенограммы и т.п.), то в этом случае идет, идет, она не обязательства ‘связана проверять ее достоверность. А это означает, что такая информация может распространяться физическим лицом произвольно. Соответствующее освобождение от обязанности ‘связи проверять достоверность такой информации означает еще и увольнения физического лица от ответственности за выполнение этой обязанности ‘связи. Это означает, что на физическое лицо быть не может быть положен ни обязанности ‘связь опровергнуть такую ‘Обязательным условием такого освобождения от ответственности является то, чтоб физическое лицо, распространяет информацию, полученную из официальных источников, обязательства ‘связана делать ссылку на такой источник.

6. Осуществление права на информацию обеспечивается рядом гарантий, предусмотренных ст. 10 Закона Украины » Об информации «

а) обязанность ‘связью органов государственной власти, а также органов местного и регионального самоуправления информировать о своей деятельности и Принятые решения

б) Созданием в государственных органах Специальных информационных служб или систем, обеспечивающих в установленном порядке доступ к информации

в) свободным доступом субъектов ‘объектов информационных отношений к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам, ограничения этого доступа обусловливаются Лишь спецификой ценностей и Особыми условиями их сохранности, определяемыми законодательством

г) Созданием механизма осуществления права на информацию

д) осуществлением государственного контроля за соблюдением законодательства об информации

е) установление ответственности за нарушение права на информацию, например, в ст. 49 Закона Украины » В информацию «.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАКОНОВ УКРАИНЫ

Статьи детективного агентства:


Детективное агентство Киева «Филин» — коротко о нас


Слежка за человеком — компьютер

Статьи законов Украины

Статья 31 Конституции Украины .
Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Исключения могут быть установлены только судом в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвратить преступление или выяснить истину во время расследования уголовного дела, если иными способами получить информацию невозможно.

Статья 163 УК Украины .
Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфной либо иной корреспонденции, передаваемой средствами связи или через компьютер .
1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфной либо иной корреспонденции, передаваемой средствами связи или через компьютер, — наказываются штрафом от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы до трех лет .

2. Те же действия, совершенные в отношении государственных либо общественных деятелей или совершенные должностным лицом, или с использованием специальных средств, предназначенных для негласного снятия информации,— наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет .

Статья 182 УК Украины .
Нарушение неприкосновенности частной жизни .
Незаконный сбор, хранение, использование либо распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия или распространение этой информации в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении, или в средствах массовой информации — наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет .

Статья 359 УК Украины .
Незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации
1. Незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации —наказывается штрафом от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, если они совершены повторно, по предварительному сговору группой лиц или организованной группой либо причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам либо интересам отдельных юридических лиц, — наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет .

Статья 182. Нарушение неприкосновенности частной жизни

Незаконное собирание, хранение, использование или

распространение конфиденциальной информации о лице

без его согласия, или распространение этой информации в публичном выступлении, произведении, публично

демонстрирующемся, либо в средствах массовой информации, наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых

налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок

до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до

Ст.ст. 32, 34 Конституции Украины предусмотрено, чт

никто не может испытывать вмешательство в личную п\

семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Не допускается собирание, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, предусмотренных законом, и лишь в интересах национальной

безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

1. Объектом преступления является право гражданина на неприкосновенность личной жизни и на конфиденциальность информации о личности.

2. Объективная сторона преступления выражается в ее

незаконном собирании, хранении, использовании и распространении, а также в распространении этой информации без согласия лица, которого она касается, в публичном выступлении, произведении, которое публично демонстрируется или в средствах массовой информации.

Информация о личности — это совокупность документированных или публично оглашенных сведений о личности, к основным из которых относятся национальность,

образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья, а также адрес, дата и место рождения. Источниками документированной информации о личности

являются выданные на ее имя и подписанные ею документы, а также сведения о личности, собранные органами

государственной власти и органами местного и регионального самоуправления в пределах своей компетенции. Запрещается собирание сведений о личности без ее предварительного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом. Каждое лицо имеет право на ознакомление с

информацией, собранной о нем. Информация о личности

охраняется законом, запрещается доступ посторонних лиц

к сведениям об ином лице, собранным согласно законодательству государственными органами, организациями и

Конфиденциальная информация — это сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.

режиму конфиденциальная информация относится к информации с ограниченным доступом.

Законодательством Украины еще не в полной мере определен порядок собирания, хранения, использования и распространения информации о личности. Вместе с тем на

практике к конфиденциальной информации о личности, в

частности, относят следующие сведения о личности: обра/ зование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья, дата и место рождения, имущественное положение

и иные персональные данные.

\ Под собиранием информации понимается ее получение заинтересованным лицом в свое владение любым способом.

Хранение информации — это фактическое обладание ею.

Использование информации предполагает представление этой информации физическому или юридическому лицу с целью получения любых благ и выгод, как материального, так и нематериального характера.

Распространение информации заключается в сообщении ее хотя бы одному постороннему лицу, которое по

закону не вправе осуществлять в отношении ее любые

действия, а распространение ее другими способами по диспозиции статьи подразумевает сообщение ее многим лицам.

Обязательным условием ответственности за незаконное совершение вышеуказанных деяний является отсутствие согласия на их совершение со стороны лица, к которому относится эта информация, и в случаях, не предусмотренных законом.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если указанное лицо является должностным и имеет доступ к такой

информации по роду своей работы, то при наличии оснований в действиях такого лица может иметь место совокупность преступлений по ст. 182 и соответствующего

Ук статья о сборе информации

Каждый человек имеет право самостоятельно определять свое поведение и достигать любой личной цели в рамках, созданных общественными и государственными интересами, правами и интересами других людей. Каждая семья м может в тех же рамках самостоятельно определять свои внутренние отношения по поводу пользования и распоряжения общим имуществом, воспитания, образования и содержания детей, заботу о нетрудоспособных членов семьи ‘й, труда и досуга и т.д.. Личная жизнь включает и право устанавливать, поддерживать и развивать связи с другими людьми, поэтому оно выходит как за пределы интимной жизни, так и за пределы работы, других ди деловых интересеів.

Таким образом, право на защиту от вмешательства в личную жизнь надо понимать как неприкосновенность среды жизни человека, защита ее от произвольного вмешательства государственных органов и любых других посторонних их лиц, в том числе и членов семьи.

Право на защиту от вмешательства в семейную жизнь предусматривает защиту семьи от произвольного вмешательства в среду жизни семьи любых посторонних лиц, сохранение в тайне информации о семейных стосун. НКИ.

Согласно ст. С. СК Украина, семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности. Супруги считаются семьей и тогда, когда жена и муж у связи с учебой, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают совместно. Ребенок принадлежит к семье своих родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает. Семья создается на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам обществства.

При определении понятия семьи следует руководствоваться также решением. Конституционного. Суда Украины от 3 июня 1999 г. № 1-8/99 по делу об официальном толковании термина»член семьи», согласно которому к членам си имьи следует относить лиц, находящихся с субъектом права в правоотношениях, природа которых определяется: кровными (родственными) связями или брачными отношениями; постоянным проживанием с ним; ведением с ним общего хозяйства. В круг членов семьи субъекта принадлежат его (ее) супруга (супруг), их родители и дети (последние — независимо от того, является ли это дети любого из супругов, совместные или усыновят карманы, родившиеся в браке или внебрачные). Членами семьи могут быть признаны и другие лица при условии постоянного проживания вместе с субъектом, то есть не только его (ее) близкие родственники (родные братья, сестры, оную ки, дедушка, бабушка), но и другие родственники или лица, не состоящие с ним в непосредственных родственных связях (неполнородные братья, сестры; зять, невестка; отчим, мачеха; опекуны, попечители, пасынки, падч еркы и другие). Не обязательно, чтобы они вместе вели хозяйство, ведь при таких условиях к членам семьи трудно отнести брата или сестру-младенца, инвалида I группы тоща І групи тощо.

Как следует из ст 32. Конституции Украины, право на защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь гарантируется конституционными нормами, согласно которым:

1) не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия. Исключением являются случаи, предусмотренные законом, но они ограничиваются только интересами национ нальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Отдельные ограничения этого права могут устанавливаться в условиях военного или чрезвычайного положения. Отметим, что за нарушение указанных требований. Констит уции Украине предусмотрена юридическая ответственность. Так, в 182. УК Украины прямо предусматривает уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, в том числе за сбор, хранение использования или распространения информации о лице без. С согласия. Кроме того, определенными гарантиями указанного права есть статьи 163,168, 359 и другие. УК Украиныраїни;

2) каждый гражданин имеет право знакомиться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе. Исключение составляют случаи, когда такие сведения является государственной или другой защищенной законом тайной. Отдельные ограничения указанного права могут также устанавливаться в условиях военного или чрезвычайного положенияу;

3) каждому гарантируется судебная защита права опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи и права требовать изъятия любой информации (вв 3,16, 277, 278. ГК Украины) винят ткив по этому положения. Конституция Украины не предусматривает даже в условиях военного или чрезвычайного положенияну;

4) каждому гарантируется право на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением, использованием и распространением недостоверной информации о себе и членах своей семьи (стат тей 1166-1168. ГК Украины). Исключений в этом положение, как следует из статей 56 и 64. Конституции Украины, не существуетє.

Исключения относительно права на запрет вмешательства в личную и семейную жизнь устанавливаются. Конституцией Украины

Однако понятно, что такое вмешательство всегда, когда применяются предусмотренные. Основным. Законом исключения из права человека на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну ю переписки, телефонных разговоров и корреспонденции и т.п.. Поэтому к указанным исключений следует отнести случаи, предусмотренные статьями 23, 29-32, 34-35, 37,41, 43-44, 50-52, 54-56. Конституции Украины, когда вмешательств чение в личное или семейное жизнь связана с: предотвращением или пресечения взломы новые, непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления, выяснением истины в ходе расследований ния уголовного дела; интересами независимости Украины, ее суверенитета, национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния, безопасной окружающей среды, общественного порядка, здоровья и нравственности населения; защитой репутации других людей, интересами нравственности населения, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечения авторитета и беспристрастности право судья; предупреждением и противодействием пропаганде войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды; запретом использования принудительного труда; защитой собственности, в том числе словарь ектуальнои, авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности; предотвращением других, кроме указанных выше, нарушений прав и свобод др. ших людий.

Рассмотрим более подробно те конституционные права, которые одновременно являются гарантиями права на защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь человека

Первое из них — это право на сохранение в тайне определенных категорий сведений, касающихся личной или семейной жизни

Согласно ст 23. Закона Украины»Об информации»и решения. Конституционного. Суда Украины от 30 октября 1997 по делу гражданина. К. Устименко, информация о личности — это совокупность документированных аб так публично оглашенных сведений о личности, основными из которых являются: национальность, образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья, адрес, дата и место рождения. Источниками документированной информации о личности являются выданные на его имя документы, подписанные ею документы, а также сведения о лице, собранные государственными органами власти и органами местного самоуправления в пределах своих пол новажень. Необходимое количество данных о гражданах, которое можно получить законным путем, должно быть максимально ограниченным и может использоваться лишь для законно установленной меттановленої мети.

В. 32. Конституции Украины, ст 302. ГК Украины и ст 23. Закона Украины»Об информации»запрещается не только сбор, но и хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без. Й. ЕЕ предварительного согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния, прав и свобод человека, а также доступ посторонних лиц к сведениям о другом ос обу, собранным в соответствии с действующим законодательством государственными органами, организациями и должностными лицамовими особами.

В период сбора информации каждый имеет право знать, какие сведения и с какой целью собираются, как, кем и с какой целью они используются, а в период хранения и распространения персональных данных — право доступа к такого рода информации, оспаривать достоверность, полноту тощ.

Согласно ст 10. Закона Украины»Об обращениях граждан», не допускаются разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия, разглашение другой информации, если в это ущемляет права и законные интересы обществаси громадян.

Основами законодательства Украины о здравоохранении (в 40) предусмотрено, что медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением профессиональных или служебных обязанностей стало известно о болезни, медицинском обследовании, осмотре и их результатах, интимной и семейной сторонах жизни гражданина, не имеют права разглашать эти сведения, которые считаются врачебной тайной (информацией о пациенте), кр им предусмотренных законодательными актами (речь идет, в частности, о. КПК Украины,. Закон Украины»Об оперативно-розыскной деятельности»и др.) случаев нарушения врачебной тайны может повлечь уголовную повидальнисть на основании статей 132 и 145. УК Украин5. КК. України.

статьями 226-231СК Украине гарантируется тайна усыновления. Лицо имеет право на тайну пребывания на учете желающих усыновить ребенка, поиска ребенка для усыновления, представление заявления о усыновят ления и его рассмотрения, решения суда об усыновлении. Ребенок, который усыновлен, имеет право на тайну, в том числе и от нее самой, факта его усыновления, а лицо, которое было усыновлено, по достижении им четырнадцати лет — на получение информации оо своего усыновления. Усыновитель имеет право скрывать факт усыновления от ребенка, им усыновлен, и требовать неразглашения этой информации лицами, которым стало известно о ней как до, так и после достижения ния ребенком совершеннолетия. Усыновитель имеет также право скрывать от ребенка факт его усыновления, если раскрытие тайны усыновления может нанести ущерб его интересам. Лица, которым в связи с выполнением слу жбових обязанностей доступна информация относительно усыновления, обязаны не разглашать ее, в частности и тогда, когда усыновление для самого ребенка не является тайным. Сведения об усыновлении выдаются судом лишь с а согласию усыновителя, кроме случаев, когда такие сведения нужны правоохранительным органам, суду в связи с гражданским или уголовным делом, которое есть в их производстве. Разглашение тайны усыновления против воли усыновителя влечет уголовную ответственность по ст 168. УК Украинкраїни.

Тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции гарантируется непосредственно. Конституцией Украины, а также в 306. ГК Украины. За ее нарушение ст 163. УК Украины предусмотрено кри иминальну ответственность соответствии со статьями 9 и 41. Закона Украины»О телекоммуникациях»Устав о дисциплине работников связи Украины предусматривает дисциплинарную ответственность работников связ зку за разглашение тайны переписки, телефонных разговоров, иных сообщений, передаваемых средствами связи; операторы, провайдеры телекоммуникаций принимают организационно-технических мероприятий по защи сту информации согласно действующему законодательствозаконодавством.

Согласно ст 9. Закона Украины»Об адвокатуре») адвокат обязан хранить адвокатскую тайну. Предметом ее является вопрос, с которым гражданин обращался к адвокату, суть консультаций, советов, разъяснений нь и других сведений, полученных адвокатом при осуществлении своих профессиональных обязанностей. Нарушение профессиональной тайны защитника или представителя лица влечет уголовную ответственность на основании с т 397. УК Украин397. КК. України.

Соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий является обязанностью нотариусов и других должностных лиц, которые совершают нотариальные действия. Это предусмотрено. Законом Украины»О нотариате»(статьи 5, 6, 8). Справки о в совершенных нотариальных действиях и документы выдаются только гражданам и юридическим лицам, по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия, и только по письменному требованию — суда, арбитражного суда прокуратуры, органов дознания и следствия в связи с уголовными, гражданскими или хозяйственными делами, которые находятся в их производстве. Справки о завещаниях выдаются только после смерти заповеди ча. Нарушение указанного тайны может быть основанием аннулирования свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностьюною діяльністю.

Информация о деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьими лицами при предоставлении услуг банка и разглашение которой й может нанести материальный или моральный вред клиенту (банковская тайна) гарантируется статьями 60-62. Закона Украины»О банках и банковской деятельности»Банковской тайной, в частности, являются: сведения и о состоянии счетов клиентов, операции, которые были проведены в пользу или по поручению клиента, осуществленные им сделки; финансово-экономическое положение клиентов, системы охраны клиентов; сведения о к омерцийнои деятельности клиентов и т.д.. Служащие банка при вступлении в должность подписывают обязательство о сохранении банковской тайны. Руководители и служащие банков обязаны не разглашать и не в. Использовать с выгодой для себя или для третьих лиц конфиденциальную информацию, которая стала известна им при исполнении своих служебных обязанностей. Информация, содержащая банковскую тайну, раскрывается бы анкамы только в случаях и порядке, прямо предусмотренных законом (например, по письменному требованию суда или по решению сударішенням суду).

соответствии с. Законом Украины»О свободе совести и религиозных организациях»в Украине защищается и тайна исповеди. Никто не имеет права требовать от священнослужителей сведений, полученных ими при с исповеди верующих. Однако юридическая ответственность за нарушение этих требований не предусмотрен передбачена.

Согласно ст 8. Закона Украины»О государственной тайне»и. Своду сведений, составляющих государственную тайну Украины, утвержденным приказом. Службы безопасности Украины от 1 марта 2001 № 52, определенные видомос сти о личности являются государственной тайной частности, это сведения об отдельных лиц: участвующих в уголовном судопроизводстве и взяты под защиту на основании. Закона Украины»Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве»; расшифровывающие работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их близких родственников, при наличии данных об угрозе их свободе, жизни или здоровью, возникшего в связи с выполнением этими работниками задач оперативно-розыскной деятельности и т.д.. Незаконные передача, сбор или разглашение их влечет ответственность, установленную стат себя 1Н, 114, 328, 329, 381 или 422. УК Украин, 381 або 422. КК. України.

Законами Украины предусмотрены конкретные случаи, когда сбор»хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о человеке допускается без его согласия той или иной степени они обусловлены интересами национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человеклюдини.

Так, в уголовном судопроизводстве эти вопросы регулируются. УПК Украины частности, материалы уголовного дела должны содержать все данные, всесторонне и полно характеризуют обвиняемого как личность: его отношение к труду, черты характера, состояние здоровья, семейное положение, поведение в обществе и в семье тощо.

время. УПК Украины содержит определенные гарантии невмешательства в личную и семейную жизнь, определяя, в частности, правила, согласно которым: допускается закрытое судебное разбирательство с целью предотвращения разглашения ню сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле; дела об изнасиловании и некоторые другие возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего; во время обыска или выемки следователь долж ен принимать меры для того, чтобы не были разглашены выявленные при этом обстоятельства личной жизни обыскиваемого и других лиц, члены семьи и близкие родственники подозреваемого, обвиняемого и подсудимого вправе не давать показания или объяснения по делу, с материалами уголовного дела по окончании предварительного следствия закон позволяет знакомить только ограниченный круг оси.

Законом Украины»Об оперативно-розыскной деятельности»(ст. 8) предусмотрено право подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при наличии установленных в настоящем. Законе оснований: истребовать ты, собирать и изучать документы и данные, характеризующие образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов и т.п.. Но негласное проникновение в жиз ла или в другое владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией, применение других технических средств получен ния информации проводятся по решению суда, принятому по представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя. Применение этих мероприятий проводится исключительно с целью предотвратить зло изделию или выяснить истину во время расследования уголовного дела, если другим способом получить информацию невозможноцію неможливо.

Ряд оснований, при которых допускается сбор определенных сведений о человеке без его согласия, установлено законами Украины»О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и пр рекурсорив и злоупотребления ими»,»Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»и другимістю» та іншими.

Определенные сведения о человеке без его согласия собираются во время привлечения его к административной, гражданско-правовой ответственности, что предусмотрено соответствующими нормами. КоАП,. ГК и щек Украине, в связи ку с осуществлением воинского учета военнообязанных, учета лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных и других опасных для населения заболеваний, лиц, освобожденных из мест лишения свободы паспортного учета, учета, осуществляется в пределах разрешительной системы тощ.

Согласно ст 301. ГК Украины, обстоятельства личной жизни физического лица могут быть разглашены другими лицами лишь при условии, что они содержат признаки правонарушения, что подтверждено решением суда

Второе право граждан, которое защищает их от вмешательства в их личную и семейную жизнь — это право знакомиться со сведениями о себе в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях, отрицать их достоверность, полноту, уместность тощ.

соответствии со статьями 9,10. Закона Украины»Об информации», граждане вправе также обращаться в указанные органы с запросом о предоставлении любого официального документа, который касается их лично. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Украины, их должностные лица обязаны предоставлять запрашивающему соответствующую информацию, если она не является государственной или другой защищенной законом тайну подлежат обязательному предоставлению лицам для ознакомления по их информационным запросам официальные документы, которые наряду со сведениями о них включают в себя: информацию, признанную в установленном порядке д ержавною тайной; конфиденциальную информацию, то есть сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями (коммерческая, банковская тайна и т.п.) информацию, касающуюся личной жизни других граждан, некоторые другие виды информациии інформації.

Гражданин вправе требовать в судебном порядке опровержения сведений, не соответствующих действительности или изложены неправдиво, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию или наносят вред ди его интересам, если тот, кто распространил такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Это предусмотрено, в частности ст 277. ГК Украины и гл 16. ГПК Украинїни.

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, не соответствующие действительности и наносят ущерб его интересам, чести, достоинству или деловой репутации, наряду с опровержением таких сведений, согласно с статьями 1166-1168. ГК Украины, имеет право требовать возмещения имущественного и морального (неимущественного) вреда, причиненного их распространением. По общему правилу, сведения, порочащие человека, должны спростову ваться способом, наиболее близок к способу их распространения (путем публикации в прессе, сообщения по радио, телевидению, объявления на сходе граждан, замены документа и т.п.). Более подробно порядок с шествование определенных сведений регулируется законами Украины»О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине»и»О телевидении и радиовещании і радіомовлення».

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая