Транспортный закон грузоперевозки

Используемые при перевозке грузов документы имеют большое значение, поскольку их неправильное оформление может привести к негативным последствиям. Так, у перевозчика могут возникнуть проблемы при проверке документов сотрудником полиции, а у грузополучателя – при подтверждении факта получения товара. В этой статье издание «БУХГАЛТЕР&ЗАКОН» расскажет о том, какие документы необходимо иметь в наличии при перевозке.

Договор на перевозку

Договор о перевозке грузов – двустороннее соглашение между перевозчиком, грузоотправителем или грузополучателем, являющееся юридическим документом, которым регламентируются объем, срок и условия перевозки грузов, права, обязанности и ответственность сторон по их соблюдению (р. 1 Правила № 363).

В ст. 50 Закона № 2344 сказано, что договор перевозки груза автомобильным транспортом заключается в соответствии с гражданским законодательством между заказчиком и исполнителем в письменной форме (договор, накладная, квитанция и т. п.). Причем согласно ч. 3 ст. 909 ГКУ и ч. 2 ст. 307 ХКУ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или другого документа, установленного транспортными кодексами (уставами)).

Между тем товарно-транспортная накладная (далее – ТТН) при автомобильных перевозках не заменяет договор, она только подтверждает его заключение. Поэтому во избежание проблем с контрагентами и контролирующими органами лучше составить в письменной форме отдельный договор перевозки.

Долгосрочные договоры о перевозке грузов автомобильным транспортом заключаются между физическими и юридическими лицами, которые осуществляют автомобильные перевозки грузов на коммерческой основе, и грузоотправителями или грузополучателями (п. 3.1 Правил № 363).

В ч. 4 ст. 307 ХКУ указано, что долгосрочные договоры на автомобильном транспорте заключаются сроком на 1 год. Вместе с тем на практике долгосрочные договоры заключаются и на меньший срок, и это не влияет на их действительность.

Примерный договор о перевозке грузов автомобильным транспортом в городском и междугородном сообщении приведен в приложении 1 к Правилам № 363. При необходимости в него можно вносить изменения по согласию сторон.

В договоре указывают такие сведения (п. 3.5 Правил № 363):

• срок действия договора,

• условия перевозок (режим работы по выдаче и приему груза, обеспечению сохранности груза, выполнению грузоразгрузочных работ и т. п.),

• порядок определения рациональных маршрутов,

• другие сведения (в частности, место фактической сдачи-приема груза).

По долгосрочным договорам на перевозку грузов заказчик представляет перевозчику заявку установленной формы (приложение 4 к примерному договору) в срок, определенный договором. По согласованию сторон заявка может быть подана на один день, неделю, декаду или месяц (п. п. 3.7, 10.2 Правил № 363).

При массовых перевозках грузов, особенно строительных на места строительства и сельскохозяйственных грузов для их переработки или в места долгосрочного хранения, заказчик прилагает к заявке также согласованный с перевозчиком график выполнения перевозок с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок, а также начала и конца работы смен (п. 3.7 Правил № 363).

Перевозчики могут перевозить груз по разовому договору, примерная форма которого приведена в приложении 2 к Правилам № 363. Разовые договоры должны быть заключены в письменной форме (п. 10.3 Правил № 363).

Основным документом на перевозку грузов является ТТН – единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, который предназначен для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы (р. 1 Правил № 363).

ТТН не оформляются только при перевозке грузов собственным автомобилем покупателя. Водитель в данной ситуации обязан иметь при себе документы, указанные в п. 2 Перечня № 207, в число которых ТТН не входит. То, что в этом случае оформлять ТТН необязательно, подтвердило и Мининфраструктуры Украины в письме от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14.

При перевозке некоторых грузов используются специальные формы ТТН, а именно:

• спирта этилового – форма № 1-ТН (спирт), алкогольных напитков – форма № 1-ТН (алкогольные напитки), высокооктановых кислородсодержащих добавок – форма № 1-ТН (вкд) (утверждены приказом Минтранса от 28.04.2005 г. № 154);

• хлебобулочных изделий – форма № 1-ТТН (хлеб) (утверждена приказом Минагрополитики от 06.06.2001 г. № 153);

ТТН оформляют независимо от условий оплаты за работу автомобиля (п. 11.4 Правил № 363), в том числе и при перевозке арендованным транспортом (письмо Мининфраструктуры от 03.09.2013 г. № 10092/25/10-13).

В упомянутом письме также отмечалось, что если одним автомобилем грузоотправителя даже за один рейс доставляется груз (товар) 20 – 25 грузополучателям (в 20 – 25 адресов складов или торговых точек), то грузоотправитель должен выписывать каждому из этих 20 – 25 грузополучателей отдельную ТТН в количестве не менее четырех экземпляров, по меньшей мере два из которых (третий и четвертый) должны быть заверены подписью и при необходимости печатью (штампом) грузополучателя. Применение только одной ТТН для 20 – 25 грузополучателей является недопустимым, поскольку груз (товар) поставляется разным грузополучателям с разными юридическими реквизитами и адресами.

При международных перевозках оформляют международную автодорожную ТТН типовой формы CMR, которая применяется в соответствии с Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки грузов от 19.05.56 г. Причем контролеры подчеркивают, что именно товарно-транспортные документы (и в частности, CMR) свидетельствуют о получении товара и выполнении внешнеэкономического договора поставки товара (письмо ГФСУ от 29.10.2015 г. № 22911/6/99-99-19-02-02-15).

Образец оформления ТТН типовой формы КДПГ (CMR) приведен в письме ГНАУ от 20.02.97 г. № 16-2217/10-1300. Заметим также, что при оформлении накладной CMR ТТН по Правилам № 363 уже не оформляется, о чем сказано в преамбуле к ним.

Для окончательного расчета за перевозку грузов перевозчик оформляет счет перевозчика, составляемый на основании надлежаще оформленных ТТН. Счет должен быть выписан не позже трех дней после выполнения перевозок с приложением ТТН (п. 14.4 Правил № 363). Счет оформляют в произвольной форме.

На необходимость наличия счета обращало внимание Мининфраструктуры в письме от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14.

Форма и порядок расчетов, а также случаи изменения размера оплаты за перевозку грузов и предоставление других услуг определяются перевозчиком с грузоотправителем или грузополучателем – заказчиком при заключении ими договора на перевозку грузов (п. 14.1 Правил № 363).

В случае порчи или повреждения груза, а также в случае расхождений между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) обстоятельства, которые могут являться основанием для материальной ответственности, оформляются актом по форме, приведенной в приложении 4 к Правилам № 363.

Акт составляют также в ситуации, когда перед загрузкой автомобилей, прицепов, полуприцепов с кузовом типа «фургон», автоцистерн и контейнеров заказчик после проверки их пригодности выявил повреждение, которое может повлиять на целостность или качество груза при перевозке. В этом случае заказчик должен отказаться от погрузки в такой подвижной состав или контейнеры, о чем составляют указанный акт (п. 8.4 Правил № 363).

Путевые листы. На данный момент оформлять путевые листы на перевозку не обязательно, что в свое время подтверждали и официальные органы (см., к примеру, письма Мининфраструктуры от 25.07.2013 г. № 8312/25/10-13, Госкомпредпринимательства от 16.08.2013 г. № 7443/0/20-13). Нет также установленной формы путевого листа и талона заказчика (приказ Минтранспорта Украины и Минстата Украины от 29.12.95 г. № 488/346, которым были утверждены эти типовые формы, утратил действие согласно приказу Мининфраструктуры Украины, Минэкономразвития и торговли Украины от 10.12.2013 г. № 1005/1454).

В то же время с целью учета автомобильной работы и списания горюче-смазочных материалов перевозчик может оформлять путевые листы произвольной формы. При этом они должны содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона № 996 и п. 2.4 Положения № 88. Применительно к путевым листам легковых автомобилей такую возможность подтвердил и Мининфраструктуры в письме от 23.04.2013 г. № 4492/25/10-13.

Доверенность. Если груз сопровождает представитель заказчика, он должен предъявить документ, подтверждающий его полномочия. Сведения об этом лице и документе вносятся в ТТН (п. 10.8 Правил № 363). О том, что полномочия лица, получающего товарно-материальные ценности должны быть подтверждены, в том числе письменным договором или доверенностью, сказано также в п. 2.5 Положения № 88.

На практике полномочия лица обычно подтверждаются именно доверенностью, которая может быть выписана в произвольной письменной форме. Доверенность обязательно должна содержать:

• подпись лица, выдавшего доверенность, а для юридического лица также печать при наличии договоренности сторон о ее проставлении (ч. 2 ст. 207 ГКУ);

• ФИО представителя (лица, которому была выдана доверенность), при этом паспортные данные указывать не обязательно (согласно разъяснению на сайте Минюста);

• полное наименование юридического лица, выдавшего доверенность;

• местонахождение юридического лица.

Акт о перегрузке. В соответствии с п. 11.9 Правил № 363 в случае перегрузки груза в процессе его перевозки на другой автомобиль составляется акт произвольной формы, в котором обязательно указываются такие реквизиты:

• полное название владельца транспорта и его адрес,

• фамилия, имя и отчество водителя,

• государственный номер автомобиля перевозчика, сдавшего груз, и перевозчика, принявшего его.

Акт составляется в двух экземплярах, которые подписывают представители (водители) обоих перевозчиков (по одному для каждого). Отметка об этом делается в ТТН. В письме Мининфраструктуры от 03.10.2013 г. № 11253/25/10-13 говорилось, что в строках ТТН с реквизитами перевозчика, водителя и автомобиля ранее указанные реквизиты зачеркивают (так, чтобы их можно было прочитать) и записывают новые данные. Эти записи утверждает подписью ответственное лицо перевозчика, которое руководит перегрузкой.

Остальные документы, которые водитель должен иметь при себе во время осуществления перевозок грузов, указаны в Перечне № 207.

Также на эту тему читайте материалы издания «БУХГАЛТЕР&ЗАКОН» (№ 49 за 2015 год):

5. Положение № 88 – Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

6. Правила № 363 – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363.

7. Перечень № 207 – Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207.

Налогообложение транспортных услуг в Украине

Если вы решили начать свой собственный бизнес, и у вас есть права на управление транспортом, вы можете обратить свое внимание на такие бизнес-направления, как пассажирские или грузоперевозки.

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Кто является грузоперевозчиком?

Начнем с изучения нюансов деятельности грузоперевозчика и для начала определимся: Кто именно является грузоперевозчиком? Итак, с точки зрения действующего законодательства грузоперевозчик — это физическое или юридическое лицо — субъект хозяйствования, оказывающий услуги по перевозке груза или осуществляющий за собственные средства перевозку груза автомобильным транспортом. Как видно из определения, рассматривать транспортные услуги грузоперевозки можно под разным углом, но о предоставлении транспортной услуги уместно говорить только в случае предоставления «договорной» перевозки.

Заключение договора грузоперевозки

Любая грузоперевозка должна быть произведена после заключения договора и такой договор в обязательном порядке необходимо оформить в письменном виде.
В соответствии с заключённым договором, перевозчик берет на себя обязательство доставить груз, переданный ему грузоотправителем, в пункт назначения в установленный законом или договором срок и передать его уполномоченному на получение груза лицу. В свою очередь, обязательство грузоотправителя заключается в уплате фиксированного вознаграждения за перевозку, но оплатить доставку груза может и получатель.
Другим важным моментом является то, что подписание договора перевозки подтверждается составлением транспортных документов, к примеру, транспортных накладных. Такие документы обычно составляет грузоотправитель, поскольку, зачастую именно он владеет полной информацией о доставляемом грузе.

КВЭД для грузоперевозки

Первое, что нужно решить перед организацией собственного дела, — это то, каким направлением транспортных услуг стоит заняться. Это крайне важно, поскольку во время регистрации вам нужно будет указать код для этой деятельности с точки зрения КВЭД. Мы рекомендуем выбрать «основной» код деятельности и возможно несколько дополнительных, на случай если вы захотите заниматься этими видами деятельности в дальнейшем. Что касается непосредственно деятельности по грузоперевозкам, то такая деятельность относится к классу 49.41 КВЭД – данный код предназначен для оказания услуг перевозок грузовым транспортом, за исключением следующих видов деятельности:

1. Перевозки лесоматериалов в пределах леса, являющихся частью лесозаготовительной деятельности.
2. Поставки воды грузовиками.
3. Услуги терминалов транспортной обработки грузов.
4. Упаковочные работы, связанные с организацией перевозок грузов.
5. Почтовая и курьерская деятельность.
6. Перевозка отходов, являющейся неотъемлемой частью деятельности по сбору отходов.

Также, не лишним будет напомнить, что для осуществления грузоперевозки и предоставление транспортных услуг по доставке грузов лицензия не потребуется, исключение составляет — транспортировка опасных грузов.

Особенности пассажирских перевозок

Пассажирские транспортные услуги делятся на: автобусы и маршрутные такси. Автобусные перевозки — это перемещения людей и багажа при помощи автомобильного транспортного средства, в котором количество посадочных мест больше 10-ти (включая место водителя).

Маршрутные такси – это транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров с обязательным предоставлением им посадочного места и с высадкой и посадкой пассажиров по их требованию, в специально отведённых для этого местах. Несмотря на то, что слово «такси» присутствует в названии, перевозки пассажиров маршрутными такси относятся к автобусным перевозкам. В этом случае, решающим фактором является количество мест (девять или более), а транспортировка осуществляется по заранее установленному маршруту.

В соответствии с законодательством, пассажирский перевозчик — это субъект предпринимательской деятельности, который на основании полученной лицензии предоставляет услугу по договору перевозки пассажиров только автомобильным транспортным средством общего пользования, при условии использования последнего на законных основаниях.

Договор перевозки между перевозчиком и пассажиром — физическим лицом, как правило, не заключается. Своеобразным «соглашением» при этом является билет на проезд, который, в случае возникновения чрезвычайных событий или ДТП является основанием для последующих правовых действий, гарантий здоровья и жизни, а также количеством и качеством услуг для пассажира. Письменный же договор на перевозку пассажиров составляется, к примеру, между перевозчиком и автовокзалом. Там, где автовокзалы не являются ответственным лицом, такой договор со стороны заказчика подписывает ведомство, в ведении которого находится автовокзал.

Форма налогообложения

Что касается формы налогообложения, то для осуществления данных видов деятельности можно выбрать, как единый налог, так и общую систему. Но, поскольку юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель, предоставляющий транспортные услуги могут быть плательщиком единого налога, то почему бы такой возможностью не воспользоваться, тем более что налоговый кодекс не содержит по этому поводу никаких ограничений. При этом, конечно, не стоит забывать о критериях нахождения в группе единого налога.

Так, если вы решите выбрать для себя 2-юя группу ЕН, не забывайте, что в таком случае предоставлять транспортные услуги можно только плательщикам единого налога и населению. Для того чтобы свободно предоставлять услуги кому-либо без оглядки на единоналожный статус следует выбрать 3-ую группу единого налога.

Не стоит забывать и о том, что расчеты единщики 2-ой и 3-ей групп могут проводить только в денежной (наличной и безналичной) форме. Запрещается производить взаимозачет задолженностей. По этой причине, перевозчик на едином налоге, оказывающий свои услуги через посредников, в праве перечислить (выплатить) ему денежные средства только после получения полной стоимости услуг. С другой стороны, если посредник, получивший платеж от клиента, самостоятельно удержит положенное ему вознаграждение, а оставшуюся сумму перечислит перевозчику, условие нахождения в группе будет нарушено, и придется покинуть группу единого налога.

В том случае, если у Вас возникли трудности при оформлении деятельности по оказанию транспортных услуг или остались какие-либо вопросы отдел бухгалтерского аутсорсинга готов вам помочь. Наши специалисты подскажут полный перечень разрешительной документации, подберут необходимый код экономической деятельности для оказания пассажирских перевозок, а также решат любые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом и налогообложением.

§ 22. Перевозка груза

Масса перевозимого груза и распределение веса на оси не должны превышать величин, определенных технической характеристикой данного транспортного средства.

Водитель перед началом движения обязан проверить надежность расположения и крепления груза, а во время движения — контролировать это, чтобы предотвратить его падение, волочение, травмирование сопровождающих лиц или создание препятствий для движения.

Перевозка груза разрешается при условии, что он:

  • а) не подвергает опасности участников дорожного движения;
  • б) не нарушает устойчивости транспортного средства и не затрудняет управление им;
  • в) не ограничивает водителю обзорности;
  • г) не закрывает внешних световых приборов, световозвращателей, номерных и опознавательных знаков, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • ґ) не создает шума, не поднимает пыли и не загрязняет проезжую часть и окружающую среду.

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, а по ширине превышающий 0,4 м от внешнего края переднего или заднего габаритного фонаря, должен быть обозначен в соответствии с требованиями подпункта « з » пункта 30.3 настоящих Правил.

Согласно специальным правилам осуществляется транспортировка опасных грузов, движение транспортных средств и их составов в случае, если хотя бы один из их габаритов превышает по ширине 2,6 м, по высоте от поверхности дороги — 4 м (для контейнеровозов на установленных Укравтодором и Национальной полицией маршрутах — 4,35 м), по длине — 22 м (для маршрутных транспортных средств — 25 м), фактическую массу свыше 40 т (для контейнеровозов — свыше 44 т, на установленных Укравтодором и Национальной полицией для них маршрутах — до 46 т), нагрузка на одиночную ось — 11 т (для автобусов, троллейбусов — 11,5 т), сдвоенные оси — 16 т, строенные — 22 т (для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось — 11 т, сдвоенные оси — 18 т, строенные — 24 т) или если груз выступает за задний габарит транспортного средства более чем на 2 м.

Оси необходимо считать сдвоенными или строенными, если расстояние между ними (смежными) не превышает 2,5 м.

Движение транспортных средств и их составов с нагрузкой на одиночную ось более 11 т, сдвоенные оси — более 16 т, строенные оси — более 22 т или фактической массой более 40 т (для контейнеровозов — нагрузка на одиночную ось — свыше 11 т, сдвоенные оси — более 18 т, строенные оси — более 24 т или фактической массой более 44 т, а на установленных Укравтодором и Национальной полицией для них маршрутах — более 46 т) в случае перевозки делящихся грузов автомобильными дорогами запрещается.

Запрещается движение транспортных средств с нагрузкой на ось более 7 т или фактической массой более 24 т автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

Транспортные средства, которые совершают перевозки опасных грузов, должны двигаться с включенным ближним светом фар, задними габаритными фонарями и установленными опознавательными знаками, предусмотренными пунктом 30.3 настоящих Правил, а транспортные средства, перевозящие негабаритные и тяжеловесные грузы — также с включенным проблесковым маячком (проблесковыми маячками) оранжевого цвета.

Глава 8. Общие положения относительно перевозки грузов.

Статья 47. Внутренние перевозки грузов и правила их предоставление.
К внутренним перевозкам грузов относятся перевозки грузов между пунктами отправления и назначения, расположенными в Украина, и комплекс вспомогательных операций, связанных с этими перевозками, а также технологические перевозки грузов, осуществляются в пределах одного производственного объекта без выезда на автомобильные дороги общего пользования.
В комплекс вспомогательных операций, связанных с внутренними перевозками грузов автомобильным транспортом, относятся:

  • загрузки и выгрузки автотранспортных средств;
  • перегрузка грузов на другой вид транспорта или транспортное средство;
  • сортировки, упаковки, обмера и маркировки груза;
  • накопление, формирование или дробление партий груза;
  • хранение груза;
  • транспортно-экспедиционные услуги.

Правила перевозок грузов транспортными средствами утверждает центральный орган исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта.
Правила технологических перевозок грузов транспортными средствами утверждаются руководством производственного объекта.

Статья 48. Документы, на основании которых выполняют грузовые перевозки.
Автомобильные перевозчики, водители должны иметь и предъявлять лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения, документы, на основании которых выполняют грузовые перевозки.
Документами для юридического лица, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях, являются:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия и документ, подтверждает использование транспортного средства на законных основаниях, иные документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя — водительское удостоверение соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионная карточка, товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз, другие документы, предусмотренные законодательством Украина.

Документами для физического лица, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях, являются:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия и документ, подтверждает использование транспортного средства на законных основаниях, иные документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя — водительское удостоверение соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионная карточка, товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз, другие документы, предусмотренные законодательством Украина.

Документами для юридического лица, осуществляющего грузовые перевозки для собственных нужд, являются:

  • для автомобильного перевозчика — документ, удостоверяющий использование транспортного средства на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя — водительское удостоверение соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз, иные документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документами для физического лица, осуществляющего грузовые перевозки для собственных нужд, являются:

  • для автомобильного перевозчика — документ, удостоверяющий использование транспортного средства на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя — водительское удостоверение соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз, иные документы, предусмотренные законодательством Украины.

При перевозке опасных грузов обязательными документами для водителя являются:

  • свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов;
  • свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
  • письменные инструкции на случай аварии или чрезвычайных ситуаций.

При перевозке грузов с превышением габаритных или весовых ограничений, осуществляемых на договорных условиях или для собственных нужд, обязательным документом является разрешение, которое дает право на движение по автомобильным дорогам Украины, выданный компетентными уполномоченными органами.

Статья 49. Основные права и обязанности водителя транспортного средства при перевозке груза во внутреннем сочетании.
Водитель транспортного средства при внутреннем перевозке грузов имеет право:

  • отказываться от приема для перевозки груза, не отвечает установленным требованиям или требованиям пломбирования груза, если оттиск пломбы нечеткий или пломбу повреждены;
  • требовать от грузовладельца (уполномоченного им лица) надлежащего закрепления груза на транспортном средстве в соответствии с установленными законодательством требованиями и очистки его кузова от остатков груза.

Водитель транспортного средства обязан:

  • иметь при себе и передавать для проверки уполномоченным на то должностным лицам документы, предусмотренные законодательством, для осуществление указанных перевозок;
  • проверять надежность пломбирования, закрепление, укрытие и увязки груза для его безопасной перевозки;
  • обеспечить сохранность груза, принятого к перевозке, и своевременно его доставить грузовладельцу (уполномоченному им лицу);
  • придерживаться определенного режима труда и отдыха.

Статья 50. Договор о перевозке груза.
Договор о перевозке груза автомобильным транспортом заключается в соответствии с гражданским законодательством между заказчиком и исполнителем в письменной форме (договор, накладная, квитанция др.).
Существенными условиями договора являются:

  • наименование и местонахождение сторон;
  • наименование и количество груза, его упаковки;
  • условия и сроки перевозки;
  • место и время погрузки и разгрузки;
  • стоимость перевозки;
  • другие условия, согласованные сторонами.

Статья 51. Основные права и обязанности заказчика по договору о перевозке груза автомобильным транспортом.
Заказчик по договору о перевозке груза автомобильным транспортом имеет право получить компенсацию согласно законодательству за повреждение или порчу груза, частичную или полную его потерю или несвоевременность доставки.
Заказчик по договору о перевозке груза обязан:

  • обеспечить своевременное и полное оформление документов на перевозка груза;
  • содержать собственные подъездные пути к грузовым пунктам, грузовые площадки, рампы и т.д. в состоянии, соответствующем требованиям законодательства по вопросам охраны труда, техники безопасности и безопасности движения;
  • осуществлять грузовые операции, закрепление, укрытие, увязки и пломбирования груза, снятие креплений и покрытий и очистка транспортного средства от остатков груза;
  • обеспечивать требования законодательства по вопросам охраны труда и техники безопасности при грузовых операциях.

Статья 52. Основные права и обязанности исполнителя по договору о перевозке груза автомобильным транспортом.
Автомобильный перевозчик имеет право:

  • отказаться от приема груза к перевозке, если заказчиком не подготовлен груз или необходимые документы или внесены без предварительного согласования с ним изменения в реквизиты этих документов;
  • отказаться от перевозки груза, если заказчик представляет в перевозок груз, не обусловленный договором о перевозке, упаковка груза не соответствует установленным законодательством требованиям, повреждена тара или нечетким является оттиск пломбы и т.п.;
  • получать возмещение от заказчика, если транспортное средство было повреждено во время грузовых работ или при перевозка груза по вине заказчика.

Автомобильный перевозчик обязан:

  • при заключении договора о перевозке груза автомобильным транспортом предусматривать для своего персонала установлены законодательством условия труда и отдыха;
  • обеспечить выполнение условий договора о перевозке груза автомобильным транспортом в пределах, определенных договором и законодательством;
  • обеспечить сохранность груза, принятого к перевозке, к передачи грузовладельцу (уполномоченному им лицу) в пункте назначения;
  • возмещать заказчику ущерб за повреждение или порчу груза, частичную или полную его потерю, а также убытки, причиненные вследствие несвоевременной доставки груза.

Закон Украины «Об автомобильном транспорте»

Настоящий Закон определяет принципы организации и деятельности автомобильного транспорта.

Содержание Закона об автомобильном транспорте в Украине по разделам и статьям:

Раздел I. Общие положения организации и деятельности автомобильного транспорта

  • Глава 1. Общие принципы деятельности автомобильного транспорта
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство об автомобильном транспорте
    • Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
    • Статья 4. Использование земель автомобильным транспортом
  • Глава 2. Государственное регулирование и контроль деятельности автомобильного транспорта
    • Статья 5. Задачи и функции государственного регулирования и контроля деятельности автомобильного транспорта
    • Статья 6. Система органов государственного регулирования и контроля
    • Статья 7. Организация пассажирских перевозок органами исполнительной власти и органами местного самоуправления
    • Статья 8. Стандартизация и оценка соответствия на автомобильном транспорте
    • Статья 9. Особенности лицензирования на автомобильном транспорте
    • Статья 10. Тарифная политика на автомобильном транспорте
    • Статья 11. Предоставление социально значимых услуг автомобильного транспорта
    • Статья 12. Страхование на автомобильном транспорте
    • Статья 13. Обеспечение деятельности автомобильного транспорта
  • Глава 3. Развитие автомобильного транспорта
    • Статья 14. Основы развития автомобильного транспорта
    • Статья 15. Поддержка развития автомобильного транспорта и инвестиционная политика
  • Глава 4. Персонал автомобильного транспорта
    • Статья 16. Статус персонала автомобильного транспорта
    • Статья 17. Требования к персоналу автомобильного транспорта
    • Статья 18. Особенности организации труда и контроля за работой водителей транспортных средств
  • Глава 5. Транспортные средства
    • Статья 19. Классификация и регистрация транспортных средств (авто)
    • Статья 20. Требования к транспортным средствам и частей к ним
    • Статья 21. Хранение транспортных средств
    • Статья 22. Требования к техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств
    • Статья 23. Контроль технического состояния транспортных средств
    • Статья 24. Требования к автомобильному топливу, смазочным материалам и их реализации
    • Статья 25. Особенности договора на обслуживание и ремонт транспортного средства
    • Статья 26. Обязанности и ответственность исполнителя по договору о техническом обслуживании и ремонте транспортных средств
    • Статья 27. Права заказчика по договору на обслуживание и ремонт транспортного средства
    • Статья 28. Требования к автостанциям и остановкам такси
  • Глава 6. Автомобильный перевозчик
    • Статья 29. Принципы деятельности автомобильного перевозчика, осуществляющего перевозку пассажиров на договорных условиях
    • Статья 30. Основные права и обязанности автомобильного перевозчика и автомобильного самозанятого перевозчика, осуществляющих перевозку пассажиров на договорных условиях
    • Статья 31. Отношения автомобильного перевозчика, осуществляющего перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления
    • Статья 32. Отношения автомобильного перевозчика, осуществляющего перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, с владельцами автостанций
    • Статья 33. Принципы деятельности автомобильного перевозчика, осуществляющего перевозки грузов на договорных условиях
    • Статья 34. Требования к автомобильному перевозчику

Раздел II. Внутренние перевозки пассажиров

  • Глава 7. Общие положения относительно перевозки пассажиров
    • Статья 35. Услуги пассажирского автомобильного транспорта
    • Статья 36. Услуги автостанций
    • Статья 37. Льготные перевозки пассажиров автомобильным транспортом
    • Статья 38. Требования к перевозке организованных групп детей автобусами
    • Статья 39. Документы, на основании которых выполняются пассажирские перевозки
    • Статья 40. Основные права и обязанности водителя автобуса, такси, легкового автомобиля по заказу, легкового автомобиля при перевозке пассажиров
    • Статья 41. Основные права и обязанности пассажира
    • Статья 42. Договоры по перевозке пассажиров
    • Статья 43. Основные принципы определения автомобильного перевозчика на автобусном маршруте общего пользования
    • Статья 44. Определение условий перевозок и проведения конкурса
    • Статья 45. Требования к автомобильным перевозчикам, которые допускаются к участию в конкурсе
    • Статья 46. Проведения конкурса на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования

Раздел III. Внутренние перевозки грузов

  • Глава 8. Общие положения относительно перевозки грузов
    • Статья 47. Внутренние перевозки грузов и правила их предоставления
    • Статья 48. Документы, на основании которых выполняют грузовые перевозки
    • Статья 49. Основные права и обязанности водителя транспортного средства при перевозке груза во внутреннем сообщении
    • Статья 50. Договор о перевозке груза
    • Статья 51. Основные права и обязанности заказчика по договору о перевозке груза автомобильным транспортом
    • Статья 52. Основные права и обязанности исполнителя по договору о перевозке груза автомобильным транспортом

Раздел IV. Международные перевозки пассажиров и грузов

    • Статья 53. Организация международных перевозок пассажиров и грузов
    • Статья 54. Международное сотрудничество в области международных перевозок пассажиров и грузов
    • Статья 55. Разрешения на международные автомобильные перевозки
    • Статья 56. Регулярные, нерегулярные и маятниковые (челночные) пассажирские международные автомобильные перевозки
      • Статья 56-1. Обязанности автомобильного перевозчика, автомобильного самозанятого перевозчика и пассажира при пассажирских международных автомобильных перевозках
    • Статья 57. Перевозки пассажиров и грузов на территории Украины иностранными перевозчиками
    • Статья 58. Контроль за осуществлением международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом
    • Статья 59. Международный автомобильный перевозчик пассажиров и грузов

Раздел V. Ответственность перевозчиков за нарушение законодательства об автомобильном транспорте

    • Статья 60. Ответственность за нарушение законодательства об автомобильном транспорте

Раздел VI. Заключительные положения

Полную версию ЗУ об автомобильном транспорте со всеми изменениями можно почитать здесь.

Комментарии юристов к закону по таким тематикам: