Открытый урок правонарушения и юридическая ответственность

Урок обществознания для учащихся 9 класса. На уроке применяются элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, ТРИЗ-технологии. Предполагаемый результат: учащиеся получают представления о видах правонарушений, юридической ответственности, а также формируются понятия и чувства уважительного отношения к праву.

Учитель истории Зиновьева Татьяна Михайловна
Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской сош
Тамбовской области

Урок по обществознанию на тему:
«Правонарушения и юридическая ответственность»

Задачи:
— проанализировать основные признаки правонарушения;
— охарактеризовать понятие «юридическая ответственность»;
— научить различать основные виды правонарушений и их взаимосвязь с видами юридической ответственности;
— продолжить формирование умения работать с текстами, выделять главное, высказывать свою точку зрения;
Тип урока: урок изучение нового материала.

Учебное оборудование: Презентация (слайд – шоу по теме урока), учебник.

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления о видах правонарушений, юридической ответственности, а также формируются понятия и чувства уважительного отношения к праву.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, ТРИЗ-технологии.

Ход урока
I. Организационный момент
Учитель сообщает тему урока, цели. Слайд 1, 2
II. Повторение.
Тесты «Правоотношения и субъекты права». Слайд 3.
1.Субъектом правоотношения является:
а) гражданин, сдавший квартиру в аренду б) арендная плата за квартиру
в) право гражданина сдать квартиру в аренду
2. Под понятием «юридическое лицо» имеют в виду:
а) директора фирмы б) коллектив предприятия в) коммерческий банк
3. Верно ли, что: А) право зародилось в древности; Б) право не безгранично, оно ограничено мерой дозволенного?
а) верно А б) верно Б в) верны оба ответа г) оба суждения неверны
4. Верно ли, что: А) правоспособность у физического лица наступает с совершеннолетием; Б) правоспособность юридического лица наступает одновременно с дееспособностью?
а) верно А б) верно Б в) верны оба ответа г) оба суждения неверны
5. Что является элементами правоотношения?
а) субъект в) мотив
б) объект г) цель
д) содержание е) действие
Проверь себя: 1- а; 2- в; 3 –в ; 4- б; 5 – а, б, д

III. Изучение нового материала
Учитель: Большинство людей в обществе ведут себя нормально: не нарушают норм права, уважают законы, исполняют обязанности. Но есть и такие, которые совершают и противоправные поступки. О них сегодня и пойдет речь. Слайд 4.
1. Правонарушение и его признаки.
Учитель: Внимательно вслушайтесь в звучание слова «правонарушение».
— Из каких оно слов состоит» Что означает? Слайд 5.
Задание учащимся:
— Прочитать стр. 85-86 учебника (Обществознание 9 класс под. редакцией Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева М.Просвещение, 2013) и ответить на вопросы:
1) Назовите признаки правонарушения. Слайд 6.
2) Какой смысл имеет слово «деяние»? Слайд 6.
3) Приведите примеры активного и пассивного поведения.
4) Что такое вина? Слайд 7.
5) Какие существуют формы вины? Слайд 7.
6) Как можно установить форму вины?

ТРИЗ. Решить задачу. Слайд 8.
Поздней ночью Конев и его жена возвращались с дачи на своих «Жигулях». Неожиданно яркий свет фар высветил из темноты человека с поднятой рукой и рядом с ним другого – лежащего на обочине.
— Помогите! – обратился к Коневу незнакомец. – Моего товарища сбила машина. Водитель уехал, а мой товарищ в тяжелом состоянии. Надо срочно в больницу.
— Ну как же ты его повезешь? – поморщилась жена Конева. — Мы же торопимся домой. Пусть другие отвезут.
Супруги уехали, а через несколько дней Конева вызвали в милицию. Там он узнал, что сбитый на шоссе человек умер, т.к. ему не оказали вовремя медицинской помощи.
— Но не я же его сбил, — оправдывался Конев.
 Как можно оценить действия Конева?
 Как можно оценить деяние супругов Коневых?
(Ответ: правонарушение – это деяние, выраженное как в действии, так и в бездействии).

2. Виды правонарушений
Работа с учебником. Стр. 89 – Документ: Из работы И.А. Ильина «О сущности правосознания».
Учитель: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1) Почему автор считает опасным незнание людьми своих обязанностей, полномочий, запретностей?
2) К чему ведет незнание права?
Все правонарушения принято делить на два вида: проступок и преступление. Слайд 9.
Преступление
характеризуется высшей степенью общественной опасности

Проступки
характеризуются меньшей степенью общественной опасности
Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания

Проступки делятся на следующие виды: Слайд 10.
 Административные:
— Нарушения ПДД; безбилетный проезд; нарушение правил пожарной безопасности; мелкое хулиганство.
 Гражданско – правовые:
— Связаны с нарушением имущественных лил личных не
имущественных прав людей.
 Дисциплинарные:
— прогулы; опоздания на работу; невыполнение трудовых обязанностей.
Вопросы учащимся:
1) Почему все правонарушения разделяются на разные группы?
2) Какая разница между этими группами?
3. Юридическая ответственность Слайд 11.
Учитель: Понятие «юридическая ответственность» употребляется в двух смыслах.
Юридическая ответственность

Нравственное качество Применение мер
гражданина, черта его государственного
правовой культуры принуждения за
совершенное
правонарушение
Обратите внимание: меры государственного принуждения.
— Что это такое?
Наказание — мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Слайд 12.
— С какой целью применяется наказание?
— Только ли оно применяется с целью наказать осужденного?

Слайд 12. Наказание применяется в целях
1) восстановления социальной справедливости,
2) в целях исправления осужденного,
3) предупреждения совершения новых преступлений.
Учитель: Человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен. Но ему же и отвечать за последствия. А умение предвидеть является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.

4. Виды юридической ответственности.
Работа с учебником. Стр. 90 — 91
Учитель: Прочитайте пункт «Виды юридической ответственности» и составьте кластер «Виды юридической ответственности».
1) Какие виды юридической ответственности вы выделили?
2) В чем заключается уголовная ответственность?
3) В чем заключается административная ответственность?
4) В чем заключается дисциплинарная ответственность?
5) В чем заключается материальная ответственность?
6) В чем заключается гражданская ответственность?
— Проверьте свои записи Слайд 13.
Учитель: Итак, виды юридической ответственности зависят от характера правонарушений. Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности — уголовная ответственность. Слайд 14 -17.

5. Презумпция невиновности Слайд 18.
Учитель: Итак, принцип презумпции невиновности базируется на следуюих принципах:
— никто не может быть признан виновным, кроме как по приговору суда;
— обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
— все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого.
IV. Закрепление.
I. Задача. «Случай в тайге» Слайд 19.
1. Было ли совершено преступление? Какие признаки преступления налицо? Воспользуйтесь ст. 14 УК РФ. Слайд 20.
 (Статья 14 УК РФ. Понятие преступления
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.)
Учитель: Налицо преступление, подпадающее под признаки статьи Уголовного кодекса, предусматривающей уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности. Но на основании расследования было установлено, что смерть наступила только от одной пули. Другая же пуля, ударившись в патрон ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля – Петрова лил Широкова – была смертельной, установить оказалось невозможным.
Суд, рассмотревший это дело, признал виновными в убийстве обоих. Стреляли оба одновременно, оба проявили преступную неосторожность. И уж чистейшая случайность, что одна из пуль ударилась в патрон для ракетницы. И Петров, и Широков были осуждены к лишению свободы.
Слайд 21.
2) Согласны ли вы с решением суда?
3) Если бы вы были прокурором, государственным обвинителем, то на каком аргументе вы бы построили обвинение?
4) Если бы вы были адвокатом Широкова, то на каком аргументе вы бы построили защиту?
5) Можно ли признать приговор суда правильным?
Учитель: Как будто бы да. С точки зрения закона все логично. Но Верховный Суд с таким решением не согласился.
6) Как вы думаете, почему? Приведите аргументы.
Смерть наступила только от одной пули и, следовательно, приговором возложена ответственность на лицо, которое не причиняло смерти потерпевшему, а значит, заведомо является невиновным. И потому… Верховный Суд освободил от ответственности и Петрова и Широкова. Как же так? Почему обоих?
7) Какой конституционный принцип был применен судьями Верховного Суда? Слайд 22.

II. Тесты. Проверь себя. Слайд 23- 24.
1. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания:
а) проступок б) правонарушение в) преступление
2. Применение мер государственного принуждения характерно для :
а) моральной ответственности б) юридической ответственности
в) религиозной ответственности
3. Верно ли, что: А) наличие вины является обязательным признаком правонарушения; Б) умысел является одной из форм вины?
а) верно А б) верно Б в) верны оба ответа г) оба суждения неверны
4. Верно ли, что: А) признаком правонарушения может быть как действие, так и бездействие; Б) признаком правонарушения является причинение вреда?
а) верно А б) верно Б в) верны оба ответа г) оба суждения неверны
5. Какие из правонарушений относятся к преступлениям?
а) ложное сообщение об акте терроризма в) опоздание на работу
б) несвоевременная оплата аренды г) угон автомобиля
д) вымогательство наркотических средств е) нарушение ПДД
1) в
2) б
3) в
4) в
5) а, г, д

V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: п. 10, ответить на вопросы стр. 92 93 Слайд 25.

Урок обществознания в 9-м классе «Правонарушения и виды юридической ответственности»

Цель:

  • разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей;
  • показать неотвратимость ответственности за их совершение;
  • научить анализировать состав преступления;
  • определять, является ли деяние преступлением;
  • разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды;
  • сориентировать учащихся на формирование нравственной личности;
  • выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

План урока:

1. Причины преступности.

2. Понятие правонарушения.

3. Преступление, его состав и участники.

4. Виды юридической ответственности.

5. Уголовная ответственность.

Ход урока

1. Проблемный вопрос: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

В чём причины преступности?

Как можно предотвратить преступность?

(выслушиваются ответы учащихся)

Учитель: эта проблема волновала человечество издавна. Существуют различные точки зрения поэтому вопросу.

Класс делится на три группы для обсуждения причин преступности.

1) Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии и другие патологии.

2) На преступность влияет воспитание и социальная среда.

3) Уровень жизни предопределяет преступность в обществе.

Нищета толкает человека на совершение преступления.

Задание: попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы.

(от каждой группы выступает ученик и излагает свои идеи и доказательства)

2. Учитель: поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

Запись понятия: правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, носящее общественно опасный характер.

Признаки правонарушения:

  • противоправность деяния.
  • виновность деяния.
  • способность субъекта нести юридическую ответственность за совершённое правонарушение.

(запись признаков в тетрадь).

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

  • преступление.
  • проступок.

3. Преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ.

Проступок (гражданский, административный, дисциплинарный) — это акт противоправного деяния, не предусматривающий уголовной ответственности (запись понятий в тетрадь).

Преступления могут совершаться в форме действия и бездействия.

Задание: найдите в учебнике на стр. 118 примеры преступлений, совершенных в форме действия и бездействия (работа учащихся с учебником).

Преступление отличают от проступка три признака:

1. Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3. Человек должен быть виновен в содеянном.

Без вины нет преступления. Вина — это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям.

Вина может быть выражена в форме:

а) прямого умысла;

б) косвенного умысла;

Рассмотрим сосав преступления:

Задание: проанализировать состав преступления на примере:

1.Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет, решили совершить налет на пункт обмена валюты. Они разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту. Завладеть валютой не успели, так как подъехала милицейская машина. Иванов и Сидоров сумели скрыться. Субъект — Иванов и Сидоров; объект — пункт обмена валюты; субъективная сторона — вина в виде прямого умысла; объективная сторона — покушение на преступление: грабеж.

Задание: На основании текста учебника (стр.119) определите состав участников преступления. Учащиеся указывают участников преступления (организатор, подстрекатель, пособник, исполнитель) и их роль в совершении преступления. А так же ответственность, которую они несут.

4. «Каково твоё деяние, таково и воздаяние», — говорили древние.

Вопрос: «Как вы думаете, что они имели в виду?»

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Юридическая ответственность — это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение (запись в тетрадь).

Задание: используя учебник (стр. 120 -122),заполните таблицу:

Урок обществознания по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». 9-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (778,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

1. Раскрыть сущность понятий “правонарушение” и “юридическая ответственность”.

2. Рассмотреть виды правонарушений и юридической ответственности.

3. Развивать умения: поиска и выделения информации в тексте; анализа с целью выделения признаков; отображение учебного материала в знаково-символической форме (составление схем и таблиц).

4. Способствовать формированию правового сознания и правовой культуры учащихся

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.

Новые понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Ход урока

1. Актуализация знаний и постановка целей и задач урока

Учитель задаёт вопросы для повторения предыдущего материала (презентация, слайды 1, 2):

1) Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы;

2) Выделите элементы правоотношений в предложенных ситуациях

После анализа учеником последней ситуации (работник полиции задержал нарушителя общественного порядка) ученикам предлагается сравнить её с предыдущими и определить различие. Ученики отмечают, что в последней ситуации один из субъектов правоотношения совершил противоправное действие.

Учитель описывает следующую ситуацию: девятиклассник во время перемены завязал драку в коридоре, в ходе которой было разбито большое окно, и один из учеников поранил лицо осколками стекла.

Как вы думаете, каким будет наказание за этот поступок?

Выслушав ответы учащихся, учитель поясняет, что если бы на этот казус посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести данный поступок? Ведь именно от этого зависит и наказание.

Тема нашего занятия как раз и называется “Правонарушения и юридическая ответственность”. После этого занятия вы будете знать виды правонарушений; называть виды юридической ответственности.

Презентация, слайд 3

2. Изучение нового материала

1) Правонарушение и его виды

Учитель в ходе эвристической беседы с учащимися выделяет основные признаки правонарушения: противоправность, общественная опасность, виновность; просит учеников дать определение понятию правонарушение. Ученики, участвуя в беседе, формулируют определение правонарушения как виновного, противоправного, общественно опасного деяния.

(презентация, слайд 4).

Учитель характеризует два вида правонарушений с помощью схемы “Виды правонарушений” (презентация, слайд 5). В ходе беседы с учащимися выявляются различия между проступком и преступлением.

Ученики получают задание: составить схему “Преступление”, используя извлечения из Уголовного кодекса Российской Федерации” (приложение 1).

После ответов учеников и проверки заполнения схемы (презентация, слайд 6) учитель предлагает определить форму вины в ситуациях:

1 апреля П. решил подшутить над своим приятелем С.: он позвонил и сказал, что на даче С. Вспыхнул пожар. У С. закружилась голова. Падая, он сильно ударился головой и попал в больницу с сотрясением мозга.

Гражданин Р., управлявший своим автомобилем в нетрезвом состоянии, стал виновником ДТП, в котором пострадали люди.

2) Юридическая ответственность

Древние говорили: “Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (презентация, слайд 7).

Ученики отвечают на вопросы: “Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?”

В ходе беседы с учениками делается вывод о том, что строгость наказания должна зависеть от тяжести правонарушения, формулируется определение: “Юридическая ответственность – это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания”.

Затем предлагается определить, какие формы ответственности выделяет законодательство и каковы особенности наказания в каждой из них.

Ученикам даётся задание – в мини-группе рассмотреть на основе текста один из видов юридической ответственности, определить особенности оснований для её возникновения, виды наказания, устанавливаемого в соответствии с данным видом ответственности

Результаты своей деятельности группа должна представить в виде таблицы.

(презентация, слайд 8).

В процессе выступления каждой группы учащиеся заполняют общую таблицу.

(презентация, слайд 9)

3. Закрепление нового материала

Учитель предлагает вернуться к ситуации, предложенной в начале урока и ответить на вопрос: “Какие виды юридической ответственности возможны в этом случае?” Ученики, отвечая на вопрос, выделяют возможность наступления административной ответственности (нарушение правил поведения в общественном месте), дисциплинарной (нарушил правила поведения учащихся в школе); гражданской (причинил вред школьному имуществу) и уголовной (причинён вред здоровью другого человека).

4. Подведение итогов урока

Ученики оценку своей работе на уроке и работе в мини-группе, вместе с учителем выставляются отметки за урок.

Домашнее задание

Параграф 10, эссе по теме: “Что есть право и в чём состоит правонарушение, это должен определить закон” (латинское изречение)

Открытый урок по теме:«Правонарушения и юридическая ответственность»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Правонарушения и юридическая ответственность

Вопрос урока: Почему государство устанавливает специальное наказание за совершение правонарушения?

Правонарушение – деяние (действие / бездействие) Дееспособного лица Общественно опасное Противоправное Виновное

Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица

Виды правонарушений преступление проступок

Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью наносимого общественного вреда

Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью наносимого общественного вреда

Определите ситуации в качестве проступка или преступления Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебежал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении.

Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления грабеж торговля с рук в неустановленных местах кража невыполнение договора неоплаченный проезд в транспорте вымогательство повреждение телефона-автомата мошенничество

«Каково твоё деяние, таково и воздаяние»

Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания.

Виды юридической ответственности Виды Характеристика Наказание

Виды юридической ответственности Виды Характеристика Наказание Уголовная За преступление Арест, лишение свободы,конфискация имущества Административная За нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка Административные работы, штраф, краткосрочный арест до 15 суток Дисциплинарная За нарушение в сфере служебных отношений Выговор, понижение, увольнение Материальная За нанесение имущественного ущерба Возмещение ущерба Гражданская За нарушения имущественных прав Возмещение ущерба, принудительное восстановление

Вопрос урока: Почему государство устанавливает специальное наказание за совершение правонарушения?

Временной резерв Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. Подростки курили в школьном туалете. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

Домашнее задание: § 10, найти крылатые фразы и стихи, относящиеся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность»

  • Еремина Надежда Валерьевна
  • 658
  • 09.05.2016

Номер материала: ДБ-072784

  • 09.05.2016
  • 183
  • 09.05.2016
  • 273
  • 09.05.2016
  • 1313
  • 09.05.2016
  • 447
  • 09.05.2016
  • 1283
  • 09.05.2016
  • 487
  • 09.05.2016
  • 255

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Разработка урока по обществознанию «Правонарушения и юридическая ответственность»

Описание разработки

Цели:

— разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей, показать неотвратимость ответственности за их совершение, научить анализировать состав преступления;

— познакомить с основными определениями темы, определять, является ли деяние преступлением, разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды;

— сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; формировать ключевые компетентности у учащихся.

— Воспитывать правовую культуру учащихся.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.

Актуализация опорных знаний

— Ребята, с какой темой вы познакомились на предыдущем уроке?

( Правоотношения и субъекты права.)

Сейчас мы проверим насколько хорошо вы усвоили данную тему

Тест ( с взаимопроверкой)

1. Нормативный правовой акт, регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий высшей юридической силой, называется:

2. Нормативные правовые акты, издаваемые Президентом РФ, называются

3. Нормативные правовые акты, издаваемые Правительством РФ, называются:

4. Нормативные правовые акты Министерств называются:

5. Что из перечисленного можно назвать нормативным правовым актом?

А) приказ ректора об отчислении студента из университета

Б) распоряжение Президента о назначении на должность полномочного представителя Президента в федеральном округе.

В) приговор областного суда

Г) федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ»

6. Подзаконным правовым актом является:

А) приговор суда

Б) Всеобщая декларация прав человека

В) Указ Президента РФ

7.Автором понятия «категорический императив» является______________.

1. Продолжите фразы:

Юридический документ принятый Федеральным Собранием РФ- ….(закон)

Правовая связь человека с государством…(гражданство)

Все человечество в прошлом, в современности и перспективе , все население Земли…(общество)

Государство, которым правят люди, выбранные на определенный срок…(республика)

Наиболее близкие межличностные отношения…(дружба)

Документ, провозглашающий права человека…(декларация)

Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких- либо средств- воли, авторитета, права, насилия и т.д. …(власть)

Совокупность духовных правил регулирующих поведение человека… (мораль)

К естественным павам человека относятся …( право на жизнь, на частную собственность и т.д.)

Первым ввел понятие правового государства …(немецкий философ И. Кант).

2. Разминка. Вставьте в афоризмы подходящие по смыслу слова и объясните их значение (слайд)

А)Прочитайте отрывок из сказки Леонида Филатова «про Федота –стрельца удалого молодца».

Скоморох-потешник: Зовет царь стрельца, удалого молодца. Еще не дал задание, а уже сердит заранее. Руками стучит, ногами стучит, очами вращает- в общем , стращает. Уж так ему и охота извести Федота!

Раздобудь к утру ковер-

Шитый золотом узор.

Расшибись, а будь добер!

Чтоб на нем была видна,

Как на карте, вся страна.

Не найдешь чаво хочу,-

На башку укорочу,

Передам тебя с рассветом

Прямо в лапы палачу.

Задание: Какие права и свободы человека нарушаются в сказке?

(на жизнь, свободу, свободное выражение мысли)

Б) Заполните схему:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6контора по продаже недвижимости.

— что необходимо, для того чтобы стать участником правоотношений? (обладать правоспособностью и дееспособностью)

-Дайте определение понятий «правоспособность» и «дееспособность»

— В чем особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц?

-Как вы думаете, важно ли соблюдать законы и почему?

Учитель: Да большинство людей придерживается тоже этой точки зрения , не нарушают норм права, соблюдают законы. Такое поведение называют правомерным. Но, к сожалению, у правомерного поведения есть свой антипод.

3 Изучение нового материала:

– Давайте рассмотрим такой случай или, как говорят юристы, казус.

Десятиклассник Сидоров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла.

– Как вы думаете, что может грозить Сидорову за это? (Ответы детей)

Если бы на этот казус посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести поступок Сидорова? Ведь именно от этого зависит и наказание.

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия

Тема нашего занятия как раз и называется «Правонарушения и юридическая ответственность». После этого занятия мы сможем

называть виды правонарушений

называть отличительные признаки преступления;

называть возраст частичной и полной уголовной ответственности

Называть виды юридической ответственности.

В ходе нашего занятия мы выступим в роли законодателей и попытаемся определить, к каким видам правонарушений стоит отнести конкретные казусы. А в конце занятия мы снова вернемся к случаю с Сидоровым и попытаемся уже более грамотно ответить на вопрос о возможном наказании, грозящем Сидорову.

3. Введение в новый материал

Прежде чем выступить в роли законодателей, нам необходимо сначала узнать, что такое правонарушение, какие виды правонарушений выделяют . Ребята вы сейчас будете работать в парах.

Вам необходимо внимательно прочитать пункт «Правонарушение и его признаки» и выполнить следующее задание:

Написать определение правонарушения

Выписать признаки правонарушения

Правонарушение – нарушение норм права, противоправное поведение граждан, учреждения, организации, предприятия.

2. Причинение вреда

1. Юристы, когда характеризуют поведение человека или организации , употребляют слово «деяние». Что оно означает?

Что не может быть правонарушением? ( чувства, мысли людей, какими бы «черными» они ни были, пока эти мысли не повлекли за собой противоправного деяния.)

Определите, какое из нижеприведенных понятий не является признаком правонарушения?

А) опасное поведение

Б) опасные мысли

В) нарушение норм права

Г) причинение вреда.

Вывод: Правонарушение- это виновно- совершенное антиобщественное противоправное деяние.

Существует 2 вида правонарушений

Задание Откройте стр. 87-89 Внимательно прочитайте и выполните упр. 2. в рабочих листах.

(Проверка задания 2)

Кража денег из банка (преступление)

Повреждение дерева (проступок)

Клевета на человека (проступок)

Убийство человека (преступление)

Азартные игры (проступок)

Ограбление прохожего (преступление)

Нарушение техники безопасности (проступок)

Террорист попытался угнать самолет (преступление)

Рабочий совершил прогул (проступок)

Девушка похитила чужого ребенка (преступление)

Дебош в общественном месте (проступок)

Ложное сообщение об акте терроризма (преступление)

Распитие спиртных напитков в общественном месте (проступок)

Переход дороги на красный свет светофора (проступок)

Сейчас я познакомлю вас с ситуацией, в которой описан проступок, но он превратился в преступление

Водитель частенько садился за руль в нетрезвом состоянии ( проступок), И однажды сбил пешехода (преступление).

Ребята, а сейчас вам самим необходимо придумать продолжение предложенных ситуаций, т. о., чтобы их можно было назвать преступлением.

А)…Часто перебегал улицу на красный свет. Но однажды…

Б)… Любил «пошутить» над малышами: толкал, бил, ставил подножки, а заодно и вымогал деньги. Но однажды…

В)…Был футбольным фанатом, дебоширил на стадионах, участвовал в потасовках. Но однажды…

Вывод: Таким образом, проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань- в любой момент он может перейти черту закона и стать общественно опасным уголовным деянием.

«Каково твоё деяние, таково и воздаяние», — говорили древние.

Вопрос: «Как вы думаете, что они имели в виду?»

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Вопрос: а как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст.20, п.2 УК РФ – с 14 лет.

Ребята, Прочитайте пункт «Юридическая ответственность» (стр. 89-90) и ответьте на вопросы:

1 пара: Каков смысл понятия «юридическая ответственность»?

1. Строго юридический смысл-применение мер государственного принуждения за совершение правонарушения)

2 пара Дать определение термина «Юридическая ответственность». В чем она выражается?

( ответственность перед законом и судом, выражается в применении мер гос. принуждения (штраф, возмещение ущерба, лишение свободы.)

Вывод: таким образом, только ответственный человек умеет предвидеть последствия своих поступков. А умение их предвидеть не дается от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания.

Какие же существуют виды юридической ответственности?

Задание (стр. 90-91) в рабочих листах заполнить схему .(упр. 3.)

( работа с таблицей.)

Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)

Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)

Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)

Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)

Английский судья Кромби полагает, что в законодательстве различных государств встречается немало «странностей и шуточек».

О них вам расскажет Мамедова Р.

Презумпция невиновности ( Покусаева Н.)

Вспомните казус с Сидоровым. Как сейчас вы бы ответили на вопрос о возможном наказании Сидорова?

(В данном случае можно найти признаки всех видов правонарушений: дисциплинарного – нарушение правил поведения в школе; гражданско-правового – возмещение ущерба школе за разбитое окно и однокласснику за лечение; административного – драка может быть признана мелким хулиганством, т.к. был нарушен общественный порядок в общественном месте; уголовного – причинение телесных повреждений однокласснику. Все зависит от обстоятельств дела и от того, кто и как будет заинтересован в наказании Сидорова)

ДЗ п. 10, определения, тетрадь стр.53 упр. 4,6,8