Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ)

Объектом данного преступления являются общественные отношения связанные с охраной и рациональным использованием лесов.

Объективная сторона включает в себя незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.

Квалифицированные и особо квалифицированные составы указаны в ч.2 и ч.

Значительный размер — свыше десяти тысячи рублей; крупный размер -сто тысяч рублей и особо крупный размер — двести пятьдесят тысяч рублей ( см. Примечание к ст.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона — прямой умысел в составе незаконной рубки и косвенный -в составе повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений. Отношение к последствиям (значительному крупному или особо крупному размеру) — прямой или косвенный умысел.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ).

Непосредственный объект преступления — общественные от­ношения, возникающие по поводу охраны и рационального ис­пользования лесов.

Предмет преступления — это различные виды деревьев и кус­тарников:

а) деревья, кустарники, лианы в лесах первой группы — это леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции; леса заповедников, нацио­нальных и природных парков; леса, имеющие научное и истори­ческое значение;

б) деревья, кустарники, лианы в лесах всех групп, но в особо защитных участках;

в) деревья, кустарники, лианы в лесах, не входящих в лесной фонд (защитные лесополосы вдоль железных дорог, каналов, авто­магистралей и т.д.), а равно запрещенных к вырубке.

Объективная сторона преступления заключается в незаконной порубке, а равно в повреждении до степени прекращения роста. Незаконной порубка будет в случае, если она осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии, лесорубочного билета, ордера) или в большем количестве, или не тех пород деревьев, что указаны в разрешении. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия — значительный размер ущерба, исчисляемый по установленным таксам и в двадцать раз превы­шающий минимальный размер оплаты труда (примечание к ст. 260 УК РФ).

Между деяниями и наступившим ущербом должна быть уста­новлена причинная связь.

Субъективную сторону характеризует прямой умысел. Субъ­ект общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

В ч. 2 ст. 260 УК РФ названы квалифицирующие обстоятельст­ва незаконной порубки или повреждения деревьев и кустарников:

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) в крупном размере (ущерб, в двести раз превышающий мини­мальный размер оплаты труда — примечание к ст. 260 УК РФ).

Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений

Новая редакция Ст. 260 УК РФ

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Статье 260 УК РФ

1. Общественная опасность незаконной рубки, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) заключается в неконтролируемом уничтожении древесно-кустарниковой растительности, в подрыве этим экологической безопасности общества.

Часть 1 коммент. статьи определяет основной, ч. 2 — квалифицированный и ч. 3 — особо квалифицированный составы преступления, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1 — 2) и средней (ч. 3) тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности в лесах; экологическое равновесие и жизнеспособность древесно-кустарниковой растительности.

3. Предметом посягательства признается сырорастущая древесно-кустарниковая растительность в своем естественном состоянии (на корню). Пленум ВС РФ в п. 11 Постановления от 05.11.1998 N 14 подчеркивает: «Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий». Не могут являться предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.д., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Следует иметь в виду и то, что предмет посягательства является разграничителем ответственности за незаконную рубку (а равно повреждение) деревьев, кустарников, лиан в уголовно-правовой (ст. 260 УК) и административно-правовой (ст. 8.28 КоАП) сферах.

4. Лес — охраняемый законом природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности, произрастающей на землях лесного фонда и землях иных категорий, а также населяющих его животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

5. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на: а) защитные; б) эксплуатационные; в) резервные. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: а) обороны и безопасности, на которых расположены леса; б) поселений, на которых расположены городские леса; в) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (см. ст. 10, 23 ЛК).

5.1. К защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Можно выделить следующие категории защитных лесов: а) расположенные на особо охраняемых природных территориях; б) расположенные в водоохранных зонах; в) выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов); г) ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры) (см. ст. 12, 102 ЛК).

5.2. К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (см. ст. 12, 108 ЛК).

5.3. В защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов, к которым относятся: а) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; б) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; в) постоянные лесосеменные участки; г) заповедные лесные участки; д) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; ж) другие особо защитные участки лесов (см. ст. 102 ЛК).

5.4. К резервным относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование таких лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам (см. ст. 109 ЛК).

6. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия — незаконной рубке либо незаконном повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

6.1. Рубка — отделение сырорастущего ствола от земли, например, срубкой, спиливанием, корчеванием и тому подобными способами. Как правило, незаконная рубка производится при лесозаготовках, прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и других работах.

6.2. Рубка считается незаконной в случаях, если осуществляется: а) без лесорубочного билета, ордера; б) по лесорубочному билету (ордеру), выданному с нарушением действующих правил рубки; в) в большем объеме, чем предусмотрено соответствующим документом; г) в неустановленный (в документе) срок рубки; д) в отношении не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, что указаны в лесорубочном билете (ордере), либо запрещенных к порубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 (в ред. от 18.11.2006) ; е) способом, не указанным в соответствующем документе; ж) на участках, не предназначенных для рубки; з) после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда (см. абз. 2 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).
———————————
СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553; 2002. N 39. Ст. 3801; 2006. N 13. Ст. 1401, N 48. Ст. 5029.

6.3. Повреждение (до степени прекращения роста) — это потеря деревом, кустарником или лианой своих естественных функций (регенерации, размножения и пр.) и в дальнейшем их высыхание. Повреждение может возникнуть в результате уничтожения кроны или корневой системы растения, расщепления, раздробления древа и т.д.

7. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, т.е. для определения преступности деяния и надлежащей его квалификации отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, регламентирующим отношение человека к использованию деревьев, кустарников и лиан, входящих и не входящих в лесной фонд, например таким, как ЛК; Санитарные правила в лесах Российской Федерации, утв. Приказом МПР России от 27.12.2005 N 350 (в ред. от 05.04.2006) ; Положение об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.12.1997 N 1601 (в ред. от 21.04.2003) ; Положение об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.10.2005 N 600 (в ред. от 15.11.2006) ; Основные положения по продаже древесины на корню на торгах (аукционах) в Российской Федерации, одобренные Научно-техническим советом Федеральной службы лесного хозяйства России, протокол от 27.07.1993 N 2.
———————————
БНА. 2006. N 13, N 19.

СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 121; 2003. N 17. Ст. 1613.

СЗ РФ. 2005. N 42. Ст. 4279; 2006. N 47. Ст. 4919.

8. Обязательным признаком при квалификации деяния как преступления может стать один из способов его совершения: а) повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников или лиан; б) их рубка. Эти способы в любом случае предполагают активное преступное поведение виновного лица.

9. По законодательной конструкции состав преступления, предусмотренный ч. 1 коммент. статьи, является материальным. Преступление окончено (составом) в момент причинения незаконной рубкой или незаконным повреждением до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) ущерба в значительном размере независимо от того, была ли срубленная древесина использована виновным или нет.

10. Преступление, раскрываемое в ч. 2 коммент. статьи, окончено (составом) при незаконной рубке или незаконном повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) в лесах всех групп или насаждений, не входящих в лесной фонд, осуществленной (или осуществленному) группой лиц либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно повлекшей (повлекшему) ущерб в крупном размере.

10.1. О группе лиц см. п. 2 коммент. к ст. 35.

10.2. Неоднократность (в широком смысле слова) как форма множественности преступлений исключена из ч. 2 коммент. статьи ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

10.3. Использование лицом своего служебного положения предполагает реализацию этим лицом для облегчения совершения преступления предоставленных по службе полномочий, а равно использование своего профессионального статуса.

10.4. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, при незаконной рубке (повреждении) лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) не требуют дополнительной квалификации по ст. 285 или 201. Здесь достаточно применения п. «в» ч. 2 ст. 260 (см. п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). При этом следует учесть, что должностное лицо (лесник, мастер леса, лесничий и т.п.) является субъектом преступного посягательства, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, только в том случае, если оно совершает соответствующее общественно опасное деяние на территории (участка, обхода, квартала и т.п.), в пределах которой могут быть реализованы его служебные полномочия.

11. Преступление, описанное в ч. 3 коммент. статьи, окончено (составом) в момент совершения деяния, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, не в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо совершения деяния, предусмотренного ч. 1 или 2 коммент. статьи, в особо крупном размере, а равно группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой в значительном (ч. 1) или в крупном (ч. 2) размере.

11.1. О группе лиц по предварительному сговору см. п. 3 — 3.2 коммент. к ст. 35.

11.2. Об организованной группе см. п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 35.

12. Примечание к коммент. статье определяет значительный, крупный и особо крупный размер ущерба, причиненного незаконной рубкой (повреждением) лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям (кустарникам, лианам).

12.1. В значительном размере признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам (см. таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 N 388 ), превышающий 10 тыс. руб. В крупном размере — 100 тыс. руб. В особо крупном размере — 250 тыс. руб.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2236.

12.2. При определении размера ущерба следует исходить из стоимости, экологической ценности количества порубленных или поврежденных лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, размера вреда, нанесенного незаконной порубкой иному растительному и животному миру, а также из фактических затрат на компенсацию нанесенного ущерба.

13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При умышленной форме вины лицо осознает, что производит (отдает приказ для этого) незаконную рубку (повреждение) лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, предвидит возможность или неизбежность наступления в результате этого ущерба природной среде в значительном (крупном или особо крупном) размере (в том числе уничтожая, повреждая особо охраняемые породы деревьев) и желает либо сознательно допускает наступление данного вреда (в некоторых случаях относится к его наступлению безразлично). При неосторожной форме вины лицо предвидит незаконность рубки (повреждения) лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, возможность наступления в результате материальных общественно опасных последствий, но без достаточного к тому основания самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности наступления данных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может предвидеть эти последствия. Неосторожное повреждение древесно-кустарниковой растительности можно наблюдать, например, при лесозаготовках — валке или вывозе леса.

13.1. Психическое отношение виновного к незаконной рубке (повреждению) лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан может характеризоваться двумя формами вины (сложной виной), например, когда виновное лицо заведомо незаконно производит лесорубочные действия, предвидит ущерб в значительном размере, но ущерб в крупном или особо крупном размере наступает вопреки его воле. В целом такое преступление признается умышленным (ст. 27). Если же виновный заведомо незаконно осуществляет рубку или повреждение лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, но к причинению вреда в значительном размере относится неосторожно, то следует вести речь о смешении вины в административном правонарушении (ст. 8.28 КоАП) и преступлении (ст. 260 УК) (т.е. смешанной вине).

13.2. Умысел виновного должен быть направлен на рубку (повреждение) древесно-кустарниковой растительности на корню. Если лицо завладевает деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, его деяние следует квалифицировать как хищение чужого имущества (см. абз. 4 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). В случае же порубки и сбора буреломного и ветроповального леса, пней, валежника, причинивших существенный вред леспромхозу, лесничеству или другим подобным организациям, вопрос об УО виновного может рассматриваться в соответствии со ст. 330 (самоуправство).

14. Субъектом преступного посягательства считается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, в том числе и должностное, по распоряжению, разрешению которого произведена незаконная рубка (повреждение) до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан. Ненадлежащее исполнение должностными лицами служебных обязанностей по управлению лесным хозяйством, государственному контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов РФ, причинившее крупный ущерб (ущерб, сумма которого превышает 100 тыс. руб.), должно влечь УО в соответствии со ст. 293.

Другой комментарий к Ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Не являются предметом преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.

2. Объективная сторона выражается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

3. Под незаконной рубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

4. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.

5. Обязательным признаком является размер совершенного деяния. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5 тыс. рублей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБОЩЕНИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 260 И 261 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

А.В. Верещагина, канд. юрид. наук, доцент З.С. Козлова, студентка

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

В настоящее время охрана окружающей природной среды — одна из проблем мирового сообщества.

Лес является одним из важнейших природных ресурсов. Лесные участки находятся в федеральной собственности. Российская Федерация как собственник лесов заинтересована в обеспечении их сохранности. Данную обязанность государство реализует, в том числе правовыми способами. За нарушение лесного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственности. В среднем за год лесной фонд России несёт ущерб в размере около 13,8 млрд рублей. В связи с этим представляется важным анализ результатов применения уголовно-правовых запретов, направленных на защиту лесного фонда.

Уголовный кодекс РФ закрепляет два состава преступлений, связанных с нарушением лесного законодательства: незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ).

1. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ). Предметом преступного посягательства являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов.

Под рубкой лесных насаждений понимается отделение любым способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня и может выражаться в осуществлении таких действий без соответствующего разрешения, с превышением разрешенного объема или за пределами лесосеки, с нарушением предоставленных для вырубки сроков, а также путем вырубки тех деревьев, находящихся под запретом вырубки [1].

Пленум Верховного Суда РФ отметил, что в качестве главного критерия разграничения незаконной рубки как преступления (ст. 260 УК РФ) и как административного правонарушения (ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) является значительный размер ущерба, причиненный такими действиями, или степень повреждения лесных насаждений [2].Значительным размером признается ущерб, исчисленный по утверждённым Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей [3].

Преступлением, предусмотренным ст. 260 УК РФ, может быть признана рубка, совершённая при отсутствии необходимых документов, с нарушением предоставленных для вырубки сроков, а также путем вырубки тех деревьев, рубка которых запрещена [4].

Объективная сторона состава преступления по ст. 260 УК РФ выражается в форме действия — незаконной порубки, повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Обязательным признаком при квалификации деяния как пре-

ступления может стать один из способов его совершения, а именно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников или лиан и их порубка.

Под повреждением до степени прекращения роста деревьев, кустарников или лиан понимается потеря деревом, кустарником или лианой своих естественных функций, остановка их развития и роста и в дальнейшем их высыхание. А под порубкой — отделение сырорастущего ствола от корня.

Обязательным условием является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным размером ущерба.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым или косвенным умыслом или по небрежности. Лицо, производящее порубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что им будет причинен ущерб, и желает (или не желает, но сознательно допускает) наступления этих последствий. При этом отношение к самому действию — порубке, характеризуется в виде прямого умысла, в то время как отношение к возможным последствиям (размеру ущерба) может характеризоваться как умыслом (прямым или косвенным), так и неосторожностью.

Субъектом преступного посягательства считается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, в том числе и должностное лицо, по распоряжению или разрешению которого произведена незаконная порубка (повреждение) до степени прекращения роста деревьев (кустарников, лиан).

2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ). Предмет, данного состава преступления идентичен с предметом состава преступления, предусмотренным ст. 260 УК РФ. Объективная сторона выражается в форме действия или бездействия — уничтожение или повреждение лесов, насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо поджога, либо иным общеопасным способом, а равно в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами.

Уничтожение — это полное истребление (прекращение существования) леса, иных насаждений вследствие ненадлежащего обращения с огнем или источником повышенной опасности либо в результате другого общеопасного воздействия. Повреждение — это прекращение роста насаждений и в целом функционирования лесного массива вследствие совершения виновным лицом указанных общественно опасных деяний.

Субъективная сторона состава преступления, характеризуется виной в форме преступного легкомыслия или небрежности, умысла или неосторожности.

Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

Анализ судебной практики по преступлениям, предусмотренным статьями 260 и 261 УК РФ позволяет сформулировать ряд выводов.

1. Выявление незаконных рубок осуществляется постфактум после вывоза древесины, вывода техники или же при реализации продукции, добытой преступным путем.

2. Большая часть уголовных дел о незаконной рубке или уничтожении или повреждении лесов возбуждается и рассматривается на территориях Кировского и Пограничного районов Приморского края. Такая локализация, по нашему мнению, объяснима двумя причинами: 1) близостью этих районов к границе с Китайской Народной Республикой, куда в основном поставляется лес, и 2) достаточно развитой инфраструктурой, которая позволяет без особых затруднений вывести лес из мест незаконной рубки.

3. Судами больше рассмотрено уголовных дела по фактам незаконной рубки (ст. 260 УК РФ), нежели уничтожение или повреждение лесных насаждений. Это, как представляется, связано с тем, что установление лиц, виновных в уничтожении или повреждении, сложнее. На территории Приморского края по данным Федерального агентства лесного хозяйства в течение одной недели пожароопасного периода в огне погибают лесные насаждения общей площадью 805,8 га. Исходя из экспертных оценок, можно говорить о том, что до 70-80 % из всех лесных пожаров возникает по вине человека. При этом исследованиями установлено, что за нарушение лесного законодательства к уголовной ответственности привлекаются примерно 1 из 400 нарушителей.

4. Преступления, предусмотренные ст. 260 УК РФ совершаются по корыстным мотивам с целью сбыта вырубленного леса или произведенных из него пиломатериалов и извлечения прибыли.

5. Система доказательств, приводимых в приговорах и обосновывающих принятие решения, сводится к протоколам, фиксирующим явку с повинной, протоколам осмотра места происшествия, вещественных доказательств, показаниям представителей лесничеств и свидетелей, и, в некоторых случаях, заключениям экспертиз.

Представляется, что экспертиза позволяет объективировать признаки преступлений, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений и уничтожением и повреждением леса. По этим категориям дел возможно проведение комплекса экспертиз — дендрохронологической, почвоведческой, биологической, математической, трасологической и др. Они позволяют установить относительную дату незаконной порубки, уничтожения или повреждения леса; определить место преступного деяния; размер причиненного ущерба; идентифицировать орудия рубки, уничтожения или повреждения леса и т.п.

6. Анализ используемых в процессе доказывания по этим категориям дел доказательств позволяет говорить об асимметрии доказывания в суде, которое основано преимущественно на протоколах следственных действий и иных документах (преимущественно явка с повинной).

7. Основным поводом для возбуждения дела служит не явка с повинной, а сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Выявленная диспропорция между поводом к возбуждению уголовного дела и явкой с повинной как основным доказательствам по этим категориям уголовных дел, по нашему мнению, может косвенно свидетельствовать о минимизации усилий по доказыванию путем склонения подозреваемых (обвиняемых) к даче явки с повинной уже после возбуждения уголовного дела.

8. Правоприменитель не предпринимает усилий по установлению полного размера причиненного вреда, заявления гражданского иска (только в 57% изученных приговоров есть указание на заявление гражданского иска, хотя совершенно очевидно, что совершение рассматриваемых преступлений всегда влечет причинение вреда) и т.п. Заявленные гражданские иски, как следует из приговоров, были удовлетворены. Однако насколько обоснованы были размеры исковых требований судить сложно, поскольку только в одном приговоре нами найдено указание на расчет денежной оценки причиненного вреда.

9. Одним из распространенных средств доказывания по этим делам являются вещественные доказательства. Обычно это предметы преступного посягательства (лес) и орудия совершения преступления (бензопилы, средства транспортировки и т.п.). Действующее законодательство предусматривает различные варианты решения судьбы вещественных доказательств, в том числе возвращение их собственнику. Поскольку зачастую подсудимые заявляют, что орудия преступления им не принадлежат, а опровержения этих утверждений в деле нет, суды вынуждены возвращать эти вещественные доказательства, а не обращать на них взыскание в счет заявленных гражданских исков. Складывается некий порочный круг, поскольку эти орудия преступления вновь могут быть использованы для преступных целей.

10. Карательная практика судов по этим категориям дел гуманна. Преимущественно определяется условная мера наказания с применением ст. 73 УК РФ.

Изложенные предварительные результаты обобщения судебной практики по рассмотрению уголовных дел, возбуждаемых по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 260 и 261 УК РФ, свидетельствуют о сложности реализации этих уголовно-правовых запретов. Вероятно, это обусловлено комплексом причин. Низкий уровень жизни населения и отсутствие рабочих мест, низкая экологическая культура и недостаточность проводимых профилактических мероприятий, коррупционная составляющая в сфере лесного хозяйства, труднодоступность мест незаконной рубки, просчеты в работе оперативнорозыскных и следственных служб и т.д. — все это в совокупности влияет на эффективность уголовноправовой охраны лесного фонда Российской Федерации. [108] [109] [110] [111]

Комментарии к СТ 8.28 КоАП РФ

Статья 8.28 КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

Комментарий к статье 8.28 КоАП РФ:

1. Статья является традиционной — ответственность за лесное браконьерство имеет многовековую историю. Цель статьи — охрана древесно-кустарниковой и иной лесной растительности. Сфера ее действия распространяется на широкий круг лиц-лесопользователей. Статья содержит несколько простых материальных составов административных правонарушений, различающихся между собой по предмету посягательства и объективной стороне (ч. 1), и квалифицированные составы, сформулированные по признаку средств совершения правонарушения (ч. 2).

2. Предметами правонарушения являются различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии — на корню.

Лесное законодательство и законодательство о семеноводстве дают определения лесного сеянца, лесного саженца, молодняка естественного происхождения, самосева, подроста. Все они — предметы данного правонарушения.

Отметим, что Правительством РФ принято Постановление от 18 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается». Не являются предметом данного правонарушения: деревья и кустарники, образующие защитные лесные насаждения, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, а также защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов и озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья на приусадебных, дачных и садовых участках; деревья и древостой, поваленные с корнями ветром, буреломные деревья, сломанные ветром (обычно ниже расположения кроны), валежник, деревья и кустарники, заготовленные и складированные в процессе заготовки древесины.

3. Объективная сторона основных составов правонарушений, предусмотренных данной статьей, выражается в активных действиях, в ряде случаев содержится указание на средства совершения правонарушения как обязательный признак.

4. По ч. 1 данной статьи незаконной является рубка, совершенная без заключения договора, либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования. Рубка — отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.

5. Второй основной состав — повреждение лесных насаждений, т.е. деревьев, кустарников или лиан, по объективной стороне может выражаться в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста. Степень повреждения не имеет значения для решения вопроса об административной ответственности. Способы повреждения могут быть разными: при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок для туристов и т.п.

Повреждение может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и пр.

6. Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, лианы и т.п. из почвы.

7. Субъективная сторона незаконной рубки лесных насаждений — деревьев, кустарников и лиан, а также самовольное выкапывание их, — умышленная вина, повреждение лесных насаждений — вина в форме умысла или неосторожности.

8. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ значительно усилена административная ответственность за совершение действий, перечисленных в комментируемой статье, с применением механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (см. ст. 260 УК РФ). Установлена подлежащая обязательному применению дополнительная мера административного наказания в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

По сравнению с санкциями ч. 1 данной статьи в ч. 2 значительно увеличены размеры административных штрафов.

9. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством — ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), а по ч. 2 — судьями (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных органов (ч. 1, п. 32 ч. 2 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а по ч. 2 данной статьи — также должностными лицами государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (п. 8 ч. 5 ст. 28.3).